Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ямайская валютная конференция. Решения Ямайской конференции и основные принципы функционирования современной международной валютной системы

1. Необходимость создания ямайской валютной системы…………………... 2

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы….4

3. Место СДР в ямайской валютной системе………………………………….8

4. Проблемы ямайской валютной системы…………………………………...10

5. Список литературы……………………………………...…………………..19

1. Необходимость создания Ямайской валютной системы.

Яма́йская валю́тная систе́ма - современная международная валютная система, основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Эта система действует в мире и по настоящее время (2010), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.

Ямайская валютная система - современный этап развития мировой валютной системы, принципы которой были разработаны в 1976 г. Ямайская валютная система предусматривает полную демонетизацию золота и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ, что предполагает право выбора странами любого режима валютного курса, признание систем плавающих валютных курсов, сохранение за золотом роста фонда ликвидных активов и разрешение его купли-продажи по рыночным ценам, наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов, помимо СДР, по отношению к любой валюте, т.е. возможность перехода к многовалютному стандарту.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы поро­дил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательст­ва, воскрешали идеи автоматического саморегулирова­ния платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отверг­нутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернаци­ональной валюты (Р. Триффин, У. Мар­тин, А. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях под­держки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

Ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г соглашением стран - членов МВФ. В основу Ямайской валютной системы положен принцип полного отказа от золотого стандарта .

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы.

В 1978 году были произведены соответствующие изменения в уставе МВФ:

· отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имеет золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

· зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

· странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего (их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения), ограниченного (коридор к одним валютам и свободное плавание к другим) либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР, корзине или скользящий паритет).

· введен новый вид международного платежного средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ - специальные права заимствования) - расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г. Каждая страна получила свою долю СДР в соответствии со своей долей в МВФ.

· расширены возможности проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

· помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Теперь ни одна валюта не может иметь золотого содержания; все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов заморожены.

Новый вид международных платежных средств - СДР (SDR, СПЗ - специальные права заимствования), используется для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили валюты 16, а с 1981 г. 5ти стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Все страны - участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам - свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

· выравнивание темпов инфляции в различных странах;

· уравновешивание платежных балансов;

· расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом:

Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР (SDR, СПЗ) в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР (SDR, СПЗ) функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США - 42 %, немецкая марка - 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена - по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

· курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро.

· курс национальной валюты фиксируется к СДР.

· «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны. Допускается колебание валютного курса ± 1 %.

· курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

· валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕЭС сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;

· валюты с полностью свободно плавающим курсом.

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании.

3. Место СДР в ямайской валютной системе.

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR постоянно меняется.

СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

4. Проблемы ямайской валютной системы.

Как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Проблема СДР . Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем : 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске. Причем возникли противоречия и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе “большой семерки” более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной валютной ликвидности и усиления инфляции.

Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах странчленов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым решением межгосударственной организации МВФ.

Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью заменить золото и резервные валюты.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г. к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации, синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.

Первоначально страны были обязаны “восстанавливать” сумму потраченных СДР до 30% выделенной им доли (с января 1979 г. по апрель 1981 г. не менее 18%). С мая 1981 г. это правило отменено, и страны заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита. Объем операций в СДР незначителен (209 млрд. единиц, или 286,6 млрд. долл. с 1970 г. до мая 1992 г.). Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.

Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности.

Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,14 тыс. из 35,8 тыс. т), они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара.

В-третьих, США манипулируют долларом и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.

Доллар подвержен колебаниям, спекулятивным взлетам и падениям. Хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов. В их числе:

· преимущество США в экономическом развитии по сравнению с другими странами;

· снижение темпа инфляции в США с 15 до 3,6%;

· политика относительно высоких процентных ставок;

· огромный приток иностранных капиталов в США;

· снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию в январе 1980 г. до 400300 долл. в 1984 г.), чго повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.

С середины 1985 г. преобладает понижательная тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:

· замедление экономического роста США;

· завышенность курса доллара по сравнению с его покупательной способностью (на 1530%);

· снижение процентных ставок (“прайм рэйт” с 20,5% в 1980 г. до 9,5% в 1985 г.);

· растущий дефицит текущего платежного баланса США;

· огромный дефицит государственного бюджета;

· опасность усиления инфляции;

· рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.

Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции “группы пяти” в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны, которые требуют от Вашингтона “навести порядок в собственном доме” и отказаться от манипулирования курсом доллара в ущерб странам-партнерам. Курс США на упрочение позиций доллара, игнорирование требований своих партнеров оказывают дестабилизирующее влияние на международные валютно-экономические отношения. В условиях противоборства и партнерства трех центров доллар постепенно утрачивает монопольное положение резервной валюты под натиском других валют.

Проблема многовалютного стандарта . Укрепление валютно-экономических позиций новых центров стран Западной Европы, особенно ЕЭС, и Японии обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР (фактически долларового стандарта) к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка и др.).

“Общий рынок” сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где господствует марка ФРГ. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.

Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:

· активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США.

· увеличение валютных резервов;

· развитие сети банков за границей;

· превращение Токио в мировой финансовой центр;

· укрепление иены, интернационализация ее использования, особенно в Азии.

Однако влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.

Формирование новых центров в мире угроза лидерству США в валютной сфере. Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты, что обостряет противоречия в международных валютных отношениях.

Проблема золота . Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота. Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара конверсия в золото было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными счетными валютными единицами (СДР, ЭКЮ).

Страны Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных активов. Это проявилось в возобновлении межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

Парадоксальная ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег, которое правительства бессильны изменить.

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих” денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.

Таким образом, Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять “долларовую эксплуатацию” других государств, усиливает объективную необходимость дальнейшей фундаментальной реформы мировой валютной системы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Список литературы

1. Аникин А.В. Золото. Международный экономический аспект. – М.: Международные отношения.

2. Болотин Б. Валютный рынок и его организация // Финансы Сибири. - №5. – 1995.

3. Бункина М.К. Валютный рынок. – М., 1995.

4. Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. – М., 1975.

5. Гилберт М.В. В поисках единой валютной системы. – М.: Прогресс, 1984.

6. Горбунов С.В. Международный валютный фонд. – М.: Международные отношения, 1988.

7. Котелкин С.В. Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – СПб., 1997.

Интернет ресурсы:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/18531

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ямайская конференция

На протяжении первой половины 1970-х гг. правительства ведущих стран мира, а также руководители международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, базельского Банка международных расчетов и др.) находились в поиске надлежащей альтернативы Бреттон-Вудской системе, которая перестала "срабатывать" в новых условиях, характеризующихся предельной интернационализацией мировой экономики и финансов и начавшимся процессом их глобализации. В 1976 г. эта задача в своей основе была решена в ходе работы Ямайской конференции (г. Кингстон) ведущих стран мира в рамках МВФ. Участники конференции приняли так называемые Ямайские соглашения, которые юридически были оформлены как Дополнения к Уставу МВФ (вступили в силу с января 1978 г.).

  • Бреттон-Вудские учреждения (МВФ, МБРР, Всемирный банк) расширяют и укрепляют свою деятельность наднационального характера в качестве международных регулирующих учреждений, их роль значительно повышается;
  • устраняется функция золота в качестве меры стоимости валютных единиц, соответственно, ликвидируется твердая цена на золото, что означает демонетизацию золота и конец отводившейся ему на протяжении столетий роли мировых денег;
  • золото становится обычным товаром, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Банкам предоставлена возможность свободно покупать и продавать золото на частном рынке по свободно складывающимся на рынках ценам;
  • валютные отношения между странами базируются на плавающих курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсов при этом обусловливаются следующими факторами:

■ фактическими стоимостными соотношениями покупательной способности валют на внутренних рынках,

■ соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

Введенная еще в 1969 г. в практическое действие решением руководства МВФ коллективная валютная единица – "специальные права заимствования" (СПЗ) (Special Drawing Rigths – SDR) – рассматривалась, судя по намерениям, как главный резервный актив международной валютной системы, призванный стать альтернативой и золоту, и доллару. Хотя эта единица остается одной из статей резервного актива современной валютной системы, объективно она нс могла стать "заменителем золота". Золото есть золото и таковым останется в обозримом будущем.

Центральное звено всей финансовой системы – это денежный (валютный) рынок, индикатор, характеризующий состояние всей финансовой системы, да и экономики. По объему операций он превосходит остальные сегменты финансового рынка (рынок облигаций и рынок акций): ежедневный объем сделок на валютном рынке исчисляется в среднем 1,7-1,8 трлн долл. (на 2003 г.). Для сравнения: ежедневно объем операций на рынке облигаций (государственных и частных) составляет порядка 700– 900 млрд долл., на рынке акций – 130–180 млрд долл.

На валютном рынке преобладают операции с валютными депозитами до востребования. Соответственно, валютный рынок – это система, связанная с куплей-продажей иностранных валют и выполняющая важнейшую часть функций в области мобилизации валютных средств, их накопления и использования.

Основные функции валютного рынка. Прежде всего следует назвать функции:

  • обеспечения валютно-кредитного и расчетного обслуживания внешнеторговых операций и операций, связанных с перемещением капитала через границу;
  • осуществления операций по приобретению и продаже иностранной валюты с целью облегчения внешнеторговых расчетов, миграции капиталов и рабочей силы и др.;
  • проведения клиринговых операций, т.е. заключение межправительственных соглашений о взаимном зачете встречных требований и обязательств;
  • создания межбанковского рынка валют;
  • купли-продажи валюты с целью извлечения прибыли за счет разницы курсов (спекуляция);
  • защиты от риска, когда проводятся специальные валютные операции по хеджированию (страхованию) от потенциальных убытков при изменении валютных курсов .

Формы обеспечения функций валютного рынка. Функции, обеспечивающие действие валютного рынка, реализуются в следующих формах: рынок евровалют, денежные переводы, хеджирование, клиринг, кредит.

Особые моменты: хотя рынок евровалют – это типичный международный рынок, он характеризуется следующими особенностями:

  • речь идет об оптовом рынке, на котором действуют крупные заемщики – правительства, центральные банки, государственные объединения, при этом подавляющая часть рынка приходится на межбанковские операции;
  • это рынок, не подверженный регулированию;
  • рынок преимущественно краткосрочных межбанковских займов;
  • рынок, существующий не для текущих вкладов, а для сбережений и срочных вкладов;
  • рынок преимущественно евродолларов.

Денежный перевод – это самая простая операция, заключающаяся в международной передаче покупательной способности и осуществляемая с помощью валютного рынка. Например, российский турист, совершающий поездку в Великобританию, нуждается в фунтах стерлингов; он, соответственно, покупает валюту, но не в виде фунтов стерлингов, а в виде банкнот.

Хеджирование – это способ защиты участника валютного рынка от риска потенциального убытка как следствия изменения валютного курса. Импортер одной страны, покупая товар в другой стране, обязан расплатиться с ним в национальной валюте, например, через два месяца после сделки. Однако курс валюты за эти два месяца может возрасти, и покупатель окажется в убытке (ему придется платить больше денежных единиц в национальной валюте за приобретенный двумя месяцами ранее товар). Для предотвращения подобных ситуаций существует такой способ расчета покупателя с продавцом, когда покупатель приобретает национальную валюту с поставкой в будущем. Эта форвардная покупка направлена на фиксирование базовой стоимости товара (до изменения товаром собственника) и таким образом обеспечивает защиту клиента при изменении курса валюты.

Клиринг. Валютный рынок обеспечивает механизм клиринга при проведении международных платежей. Он функционирует посредством оборота депозитов в иностранной валюте, которые банки содержат в банках-корреcпондентах, находящихся в других валютных (финансовых) центрах. Механизм клиринга предоставляет возможность осуществить значительное количество сделок без расчета наличными или перевода средств, что является существенным преимуществом в целой родовой группе торговых сделок.

Кредит. В рассматриваемой области кредит осуществляется в тех случаях, когда экспортер выставляет срочную тратгу покупателю или его банку. В этом случае она дисконтируется, продается на рынке векселей и экспортер получает ее дисконтированную стоимость. Поскольку тратта деноминирована в иностранной валюте, банк передает ее экспортеру, что облегчает финансирование экспортных сделок.

  • Ревинский Н. А. Международная экономика и мировые рынки. Новосибирск, 1998. С. 249.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо Ямайское соглашение. Это соглашение, известное под образным названием «коктейль из ямайского рома», определило контуры новой международной валютной системы. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

  • 1. Выравнивание темпов инфляции в различных странах.
  • 2. Уравновешивание платежных балансов.
  • 3. Расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

  • 1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах.
  • 2. Отменен монетный паритет золота.
  • 3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ.
  • 4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.
  • 5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
  • 6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.
  • 7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны- члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

  • 1. Курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны.
  • 2. Курс национальной валюты фиксируется к СДР.
  • 3. «Корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран - торговых партнеров данной страны.
  • 4. Курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании,Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Для стран, входящих в ЕВС характерно «групповое плаванье». Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний - для операций внутри Сообщества, внешний - для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС.

Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные права заимствования - СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран- участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

  • 1. Со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
  • 2. Альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;
  • 3. Евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Основополагающие принципы Бреттон-Вудской валютнойсистемы

· Сохранение за золотом статуса средства окончательного урегулирования международных расчетов при меньших масштабах его) монетарного использования в связи с внедрением в мировой денежный оборот резервных валют - доллара США и, в более ограниченных размерах, английского фунта стерлингов

· Свободная обратимость национальных валют как основа многосторонней системы расчетов

· Фиксированные валютные паритеты в долларах или в золоте

· Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ключевой валюты;

· Курс ключевой валюты фиксирован к золоту

· Центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте (в рамках +/- 1 %) с помощью валютных интервенций

· Изменения курсов валют осуществляются посредством их ревальвации или девальвации

· Организационным звеном системы являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов работы их валютных систем, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Валютные системы: от Парижской до Ямайской

Валютная система - совокупность валютно-денежных и кредитных отношений, сложившихся между странами и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах.

Валютная система - это система отношений, учреждений по урегулированию курсов валют (иначе все экономики были бы открыты). Не бывает абсолютно открытой экономики и конвертируемой валюты, так как у каждого государства есть границы и своя политика. Валютная система прошла четыре этапа исторического развития.

Первая мировая валютная система (Парижская) стихийно сформировалась в XIX в. в форме зол ото монетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег.



Характерными чертами Парижской валютной системы являются следующие:

§ Денежные единицы имели золотое содержание.

§ Золото выполняло функцию мировых денег.

§ Золото являлось единственным средством платежа.

§ В обращении находились банкноты, которые могли обмениваться на золото.

§ Курсы валют отклонялись на 1%.

§ Свободно разменивался на золото только английский фунт.

Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная на международной экономической конференции в 1922 г., закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» - платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов.

Характерными чертами Генуэзской валютной системы являются следующие:

§ Наличие двух валют (девизов).

§ Другие валюты разменивались на золото косвенно.

§ Имели место свободно плавающие курсы.

§ Кризис 1933 г. разрушил эту систему.

§ Доллар девольвировал на 41%.

Третья валютная система (Бреттон-Вудская) была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон- Вудсе (США).

Характерными чертами Бреттон-Вудской валютной системы являются следующие:

§ Золото сохранило мировую ценность.

§ Две резервные валюты - доллар и фунт.

§ Только США могли разменивать через доллар любую валюту на золото (35 долл. = 31,3 г золота, 1 долл. = 0,88571 г золота).

§ Валютный паритет и в золоте, и в долларах.

§ Отклонение от золотого паритета (+, - 1 %).

§ Наличие Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

§ Платежные балансы регулируются золотом.

Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран - членов МВФ в г. Кингстоне (январь 1976 г.) и установила следующие характерные принципы этой системы:

§ Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта.

§ Юридически завершена демонетаризация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

§ Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

§ МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

§ Эти принципы за некоторыми изменениями действуют и по сей день.

В результате интеграции экономик в марте 1979 г. между странами Европейского экономического сообщества (ныне Европейский союз (ЕС)) была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевым моментом являлось создание европейской валютной единицы - ЭКЮ, курс которой устанавливался на базе корзины 12 валют стран - членов Европейской валютной системы.

В июне 1996 г. были определены новые параметры Европейской валютной системы, которая вступила в силу с 1 января 1999 г. одновременно с началом функционирования Валютного союза. В странах Европейского союза была введена единая коллективная валюта евро.

Ямайская валютная система с 1976 года по настоящее время

В январе 1976 г. соглашением стран - членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г.

Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

§ Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.

§ Центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены.

§ Вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства.

§ Странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.

Принципы ямайской валютной системы:

1. Переход золотодевизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту . Был официально введен стандарт СДР. СДР был объявлен базой ямайской валютной системы и основой валютных паритетов.

СДР - это международные платежные и резервные средства. Они используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.

§ С 1.01.70 г. была введена новая условная валюта (СДР) - специальные права заимствования (SDR - Special Drawing Rights). Сначала СДР была приравнена к доллару США (1 СДР = 1 USD).

§ С 1.07.74 г. СДР стала формироваться на основе корзины валют 16 наиболее развитых стран ПРС. Однако возникли проблемы, связанные с колебаниями курсов валют.

§ С 1.01.84 г. СДР стали формироваться на основе корзины 5 главных валют мира (американского доллара, немецкой марки, японской иены, английского фунта стерлингов и французского франка).

§ С 1.01.02 г. СДР формируются на основе корзины 4 главных валют мира (американского доллара, евро, английского фунта и иены).

СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных расчетов стран - членов МВФ путем записей на специальных счетах. СДР не имеет материальной основы, а является валютой записи. Курс СДР устанавливается на основе валютной корзины.

Валютная корзина - это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной валюты по отношению к определенному набору национальных валют. Количество валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т. е. количество единиц каждой валюты в наборе, устанавливаются произвольно.

2. Юридически завершена демонетизация золота , которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определяется на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен долларов на золото.

Демонетизация золота - превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения.

Фактически демонетизация золота определяется реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений:

§ странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса (фиксированного или плавающего);

§ усиление межгосударственного регулирования через МВФ.

В настоящее время в мире существуют две взаимосвязанные и взаимоисключающие тенденции. Это глобализация и регионализация мировой экономики. В связи с этим наряду с уже существующейМировой валютной системой в последние десятилетия формируются региональные валютные системы с созданием своей региональной валюты. Наиболее значимой и перспективной региональной валютной системой является Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) двенадцати европейских государств (одновременно являющимися членами Европейского союза).

Соглашения по которой были подписаны на Ямайке в городе Кингстон в начале 1976 года. Ее введение окончательно отменило принцип золотого стандарта и узаконило свободный флоатинг (плавание) курсов валют. При этом механизм межгосударственного и национального воздействия на формирование валютных курсов был существенно модифицирован. Эта система не базируется на валютных системах отдельно взятых стран (включая США) - в ее основе лежат законодательно закрепленные межгосударственные принципы.

Принятие новой системы валютных курсов имеет свою предисторию. В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов XX века для США наступил период, когда все чаще их оказывался отрицательным, увеличивалось количество долларов за рубежами страны, а золотые запасы стали истощаться. США, согласно Бреттон-Вудским соглашениям, были вынуждены удовлетворять растущий спрос на золото Центробанков других стран. И, если учесть, что золото Соединенные Штаты вынуждены были продавать за фиксированную цену по 35$ за унцию, то понятно, что это постепенно привело к подрыву золотого запаса.

Отмена золотого стандарта, инициатором которого в 1971 стал Ричард Никсон, и установка возможных пределов колебания валют по отношению к доллару в пределах 2,25%, привели к значительной нестабильности Бреттон-Вудскую систему не смогло сохранить и увеличение этого интервала до 4,5%, и в 1972 году, весной, США объявили о 10-процентной девальвации доллара.

Япония в начале 1973 года объявила о плавающем курсе своей национальной валюты, а где-то через месяц это сделал и ЕС. Таким образом, «плавающий» режим валютных курсов с этого момента неофициально стал преобладающим, благодаря чему увеличилась волатильность мировых валют.

Ямайская валютная система поставила начало законному курсов валют. Начиная с 1978 года, в силу вступил обновленный устав МВФ, который дает возможность странами-членам гибко маневрировать, в частности:

  • члены фонда освобождены от установления валютных паритетов и вправе использовать «плавающий» режим курсов валют;
  • рыночные курсы между валютами с установленным паритетом могут колебаться в интервале 4,5% от него;
  • страны, которые предпочли зафиксировать паритет для собственной валюты, могут при желании перейти к «плавающему» валютному режиму.

Таким образом, Ямайская предоставила членам МВФ возможность выбора:

  • установить валютный «плавающий» курс;
  • иметь или поддерживать фиксированную расчетную единицу МВФ в SDR (со специальными правами заимствования), введеного взамен «золотого стандарта», или других возможных расчетных единицах;
  • установить твердые соотношения своей валюты (привязать) к другим валютам: одной или нескольким.

Но возможность паритета валют в золоте полностью исключена.

Среди стран, имеющих «плавающие» курсы валют, можно отметить США, Канаду, Швейцарию, Японию, Грецию, Израиль, Великобританию и многие другие. Довольно часто Центробанки этих стран при резких колебаниях все-таки поддерживают курсы валют. Вот почему «плавание» валютных курсов называют «управляемым» или «грязным». В целом курсы валют развитых стран находятся в групповом или чистом «плавании».

Существуют также собственные региональные валютные системы, например, ЕВС, внутри которой первоначально пользовались новой расчетной единицей ЭКЮ, основанной на корзине валют стран, которые являлись участницами соглашения. В 1999 году ЭКЮ заменил Евро.

Вместе с тем Ямайская валютная система имеет необходимость в дальнейшем реформировании, которая необходима для усовершенствования мирового валютного механизма, одного из источников нестабильности национальных и мировой экономик.