Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Типы экономических систем. Экономическая система общества

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.

    Экономическая система – это целостная, устойчивая совокупность экономических субъектов, отношений и институтов, которая под воздействием своих движущих сил и механизма координации обеспечивает материальную жизнеспособность общества.

    Существуют различные подходы к определению экономической системы:

    Технологический. При таком подходе под экономической системой понимают совокупность всех технологически связанных отраслей хозяйства, олицетворяющих общественное разделение труда.

    Базисный подход рассматривает экономическую систему как совокупность общественных процессов, способов и форм присвоения благ, которое происходит на основе определенной собственности.

    Общими условиями для любых экономических систем являются неограниченность развития потребностей, ограниченность ресурсов для реального удовлетворения потребностей.

    Всем экономическим системам присущи общие свойства: целостность; интегрированность; самовоспроизводство; совместимость компонентов данной системы; устойчивость; способность к развитию; историчность.

    Экономическая система имеет свою структуру, от которой зависит упорядоченность целого, взаимосвязь его элементов, а также функциональная направленность.

    Структура – это внутренняя упорядоченность системы.

    Структурными элементами экономической системы являются:

    Производительные силы - это вещественные энер­гетические, личностные и другие факторы, обеспечивающие производ­ство;

    Производственные отношения - представляют собой устойчивые связи и взаимодействие людей в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении ими благ и услуг. Ос­новным производственным отношением является собственность;

    Механизм координации – это механизм согласования звеньев и функций экономической системы на основе определенных форм, способов и методов регулирующего и корректирующего воздействия.

    Производи­тельные силы и производственные отношения вместе образуют эконо­мический базис общества, от которого зависят политические, идеологи­ческие и другие отношения и институты. Экономический базис и надстройка образуют общес­твенно-экономическую фор­мацию (ОЭФ) (рис. 13.1-13.2). В эволюции ОЭФ выделяют пят типов формаций – первобытнообщинная, рабовладельческая, фе­одальная, капиталистичес­кая, коммунистическая. Смена формаций объясня­ется следующим образом. Производительные силы являются активным эле­ментом экономического способа производства. Они постоянно развиваются, но для их развития необходи­мы соответствующие экономические отношения, формирующие организационную структуру управления и хозяйственный механизм. Заштрихованная область означает взаимопроникновение элементов экономической системы. Например, собственность имеет юридическую (надстройка) и экономическую (базис) стороны. Разде­ление труда является элементом производительных сил, частично эле­ментом производственных отношений. Экономические же отношения являются пассивным, консервативным элементом экономической сис­темы, поэтому развитие производительных сил опережает существую­щие формы производственных отношений и последние на определен­ном этапе начинают его тормозить. Противоречия между производи­тельными силами и производственными отношениями приводят к со­циальной революции. В результате этого меняется система производ­ственных отношений и надстройка. Новые формы собственности, фор­мы хозяйствования, политические, правовые институты и механизм управления, присущие новой формации, создают благоприятные воз­можности для развития производительных сил. Тем самым обеспечи­вается поступательное движение экономики, общества в целом.

    Рис. 13.1. Структура общественно-экономической Рис. 13.2. Взаимосвязь элементов

    формации общественно-экономической формации

    Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    При этом особое значение имеют следующие основные элементы, оказывающие влияние на всю систему:

    · отношения собственности – регулирование имущественных отношений, например, частной или общественной собственности на средства производства;

    · механизм координации – согласование планов потребления домашними хозяйствами и производственных планов предприятий, например, через рынок или посредством централизованного планирования;

    · функции государственного регулирования – формирование хозяйственных связей между гражданами и государством, например, свободный рынок при незначительном вмешательстве государства или тотальная принудительная экономика.

    В современных курсах по экономической теории обычно выделяют традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

    Традиционная экономика представляет собой архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям.

    Наиболее изученными являются командная и рыночная экономика, остановимся на рассмотрении этих форм организации хозяйства подробнее.

    Рыночная экономика основана на частной собственности на средства производства, подавляющая часть экономических вопросов решается рынком. Частная собственность призвана обеспечить личную независимость и возможность развития хозяйственной деятельности каждому члену общества. Стремление приобрести собственность рассматривается как побудительный мотив к повышению продуктивности каждого человека и двигатель технического и экономического прогресса. В рыночной экономике домашние хозяйства определяют свое потребление, а фирмы – свои производственные планы (что и как производить) самостоятельно и независимо одно от другого. Предприятия хотят, например, продавать как можно дороже, а домохозяйства – покупать по возможности дешевле. Несходные с самого начала представления о ценах со стороны покупателей и продавцов подвергаются выравниванию через посредство механизма рыночных цен.

    Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять общественные потребности (например, здравоохранение, образование, оборона). В остальном государство, в соответствии с принципами либерализма, призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики: свободу заключения контрактов, занятия видами деятельности и т.д. Наиболее крайний случай рыночной экономики, где правительство фактически не оказывает на нее никакого влияния, называется экономикой «свободного рынка» или экономикой невмешательства государства (laisser – faire).

    Командная (централизованно управляемая) экономика основана на общественной (государственной) собственности на средства производства, вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономически процесс управляется не через определенное множество рынков с помощью ценового механизма, а через государственную плановую комиссию (Госплан в СССР), которая составляет общий план и его разделы, а также утверждает цены. Отдельные предприятия обязаны исполнять плановые задания в отношении количества, качества, цены и сроков поставки. Таким образом, в центральных государственных органах происходит согласование объемов производства и потребления, государство выступает основным работодателем, правительство решает большинство экономических вопросов. На место свободы принятия решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальный дирижизм партии или государства.

    Рыночная экономика в «чистом» виде и «чистая» командная экономика представляют собой теоретические модели, которые служат для выделения характерных элементов экономических систем. Реально существующие экономические системы содержат, как правило, в большей или меньшей мере элементы обеих систем и потому называются смешанными. Смешанная экономика – экономика с элементами рынка и командной формы управления.

    Задача любой экономической системы, независимо от формы организации, состоит в том, чтобы организовать использование имеющихся ресурсов, а также распределение благ наилучшим образом. Однако различные типы общества решают эту задачу по-разному.

    Еще по теме 9. Экономическая система общества, классификация, виды, модели.:

    1. 9.Экономическая система общества: классификация виды модели.
    2. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
    3. 2. Классификация экономических систем. Критерии классификации и подходы
    4. 11. Модели экономических систем (американская, шведская, модель социального хозяйства ФРГ, японская).
    5. 2.4 Основные экономические проблемы. Экономические системы общества
    6. 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И КРИТЕРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

    План:

    1. Типы экономических систем

    2. Традиционная экономика

    3. Рыночная экономика

    4. Административно-командная экономика

    5. Смешанная экономика

    1. Типы экономических систем

    В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.

    Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

    Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем) - домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

    Типы экономических систем
    Традиционная Командная
    Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
    Рыночная Смешанная
    Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

    Рисунок 3 Типы экономических систем

    2. Традиционная экономика

    Традиционная - практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

    Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

    Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

    Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

    § Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)

    § Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности

    § Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы

    § Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

    Недостатками же являются:

    § Крайне неравномерное распределение доходов в обществе

    § Ориентированность производителя на платежеспособного клиента

    § Инфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильность

    § Недостаток в финансировании сферы образования

    § Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий

    § Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

    3. Рыночная экономика

    Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многооб­разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи­ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо­зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче­ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

    Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль­но ограниченной.

    Основные черты рыночной экономики:

    1) основа экономики - частная собственность на средства производства;

    2) многообразие форм собственности и хозяйствования;

    3) свободная конкуренция;

    4) рыночный механизм ценообразования;

    5) саморегулирование рыночной экономики;

    6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

    7) минимум вмешательства государства в экономику

    Основные достоинства:

    1) стимулирует высокую эффективность производства;

    2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

    3) не требует большого аппарата управления и др.

    Основные недостатки:

    1) усиливает социальное неравенство в обществе;

    2) вызывает нестабильность в экономике;

    3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

    4. Административно-командная экономика

    Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

    Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

    На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

    Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

    Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

    Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    § Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    § Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

    Из минусов стоит отметить:

    § Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    § Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    § Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

    5. Смешанная экономика

    Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

    Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

    Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

    1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)

    2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.

    3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов

    4. Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

    Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

    § Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)

    § Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий

    § Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения

    § Поощрение инноваций

    § Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

    Минусы в данном случае таковы:

    Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

    Вопросы к семинару:

    1. Механизм свободного образования цен

    2. Принцип рациональности

    3. Основные государственные функции при рыночной экономике

    4. Модели смешанной экономики

    5. Условия функционирования командной экономики


    Похожая информация.


    1.Сущность, характерные черты и тенденции развития экономической системы.

    2.Элементы экономической системы, их взаимодействие.

    3.Экономические и внеэкономические факторы развития систем.

    4.Типы экономических систем.


    Сущность, характерные черты и тенденции развития экономической системы.

    Для того, чтобы решить основную экономическую задачу общества: максимальные условие потребности людей при ограниченных возможностях экономики. В разных странах используют разные пути и механизмы достижения этой цели.

    Экономика каждой страны имеет определенную структуру поведения экономических субъектов, подчиняется выработанным правилам, а возникающие экономические проблемы решаются по мере поступления. Национальное хозяйство любо страны представляет собой стройную систему взаимосвязанных элементов – это экономическая система.

    1.Экономическая система - это особым образом упорядоченная совокупность связей между производителями и потребителями, материальных благ и услуг.

    2. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нём отношений собственности и организационно правовых форм.

    В самом общем виде функции экономики сводятся к тому, что она (экономика) аппоследует взаимодействия общества и природы, обеспечивает взаимодействие и упорядочение технологических процедур, их включение в систему экономическую и социальную и контроль над ними в интересах экономических субъектов.

    Экономическая система обладает тремя характерными чертами:

    1.Единством и целостностью всех её составных частей.

    2.Взаимозависимостью материально-вещественной стороны хозяйствования и общественной стороны.

    3.Сложностью структуры. Каждый элемент системы выступает, как часть целого или как подсистема, т. е. соподчиненная часть более широкой системы. Например: современное производство имеет две подсистемы:

    1)сфера материального производства;

    2)сфера нематериального производства.

    В развитии, экономики как системы, прослеживаются две противоположные тенденции:

    · к устойчивости, т. е. к сохранению элементов системы и связей между ними;

    · к изменчивости, т. е. к появлению новых элементов, как в технической, так и в социальной сферах общества.

    В результате соответствие или равновесие элементов системы устанавливается лишь временно в определенные исторические периоды и нарушается под воздействием различных факторов.

    В основе изменений в экономической жизни лежат интересы люде, которые побуждают их к сотрудничеству и одновременно к соперничеству в системе общественного разделения труда; к поиску новых способов преобразования ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

    Элементы экономической системы, их взаимодействие.

    Составными частями или элементами экономической системы являются:

    1)технико-экономическая структура общества (производительные силы);

    2) Социально-экономическая структура или социально-экономические отношения людей по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных благ;

    3)форма собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    4)хозяйственный механизм, т е способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом или государственном уровне;

    5)конкретные организационные формы хозяйственной деятельности, бизнеса;

    6)система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной деятельности;

    7)экономические связи между предприятиями и организациями.

    Все элементы относительно самостоятельны, но вместе с тем, они активно взаимодействуют между собой. Рассмотрим это взаимодействие на примере взаимодействия между ПО и ПС (первые два элемента).

    Производственные силы- это рабочая сила средства производства, причем главной производственной силой является рабочая сила или человек. Это объясняется рядом причин:

    Именно человек создаёт все другие элементы производственные силы;

    Без труда человека они не превратятся в факторы производства;

    Потребности человека-это основная движущая сила прогресса общества.

    Предметы труда входят в состав производственных сил в той степени в какой они идут на производственное потребление или используются как источники энергии. Таким образом, производственные силы – это факторы, которые обеспечивают преобразование вещества природы в соответствии с потребностями людей, создают материальные и духовные блага и определяют рост производительности.

    Степень развития производственных сил характеризует степень развития самой экономической системы в целом. А показатели развития самих производственных сил, как раз и является производительность труда.

    Производственные отношения – это общественная форма развития производственных сил в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

    Производственные отношения возникают в процессе производства между людьми, которые стоят по обе стороны собственности на факторы производства, т. е. с одной стороны это собственник фактического производства и соответственно работодатель и наёмный работник с другой стороны. Причём в роли собственника может выступать как предприниматель, так и государство. Таким образом, производственные отношения - это всегда отношения собственности.

    Производственные силы и производственные отношения о взаимодействии образуют определённый способ производства.

    Производственные силы развиваются более динамично, чем производственные отношения по причине закона возвышающихся потребителей; из-за собственных внутренних противоречий. Постепенно производственные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. Конфликт растёт, потому что вначале производственные отношения будучи формой развития производственных сил способствовали их прогрессу, но постепенно они превращаются в тормоз для их развития, перестают отвечать их уровню, структуре, и характеру развития. Между производственными силами и производственными отношениями возникает конфликт, который ведет к переменам в обществе, эти перемены принимают форму революций (научные, социальные).

    Экономические и внеэкономические факторы развития систем.

    Изменение элементов в экономической системе может быть обусловлено как экономическими факторами (внутри системы) и внешнеэкономическими (находящимися за пределами системы). Внешнеэкономические факторы могут быть связаны с элементами социальной системы общества или носить технический характер. Исторически изменение экономической системы проявится в зоне возвышающихся потребностей в росте потреблений, изменений, исчезновений одних и появлений.

    Другая важная закономерность влияющая на экономическую систему – технический прогресс, суть которого новые техника и технологии позволяют преодолевать относительную ограниченность ресурсов, расширять экономические возможности, производить больший объём продукции. Эти технологии изменения представляют собой исторический факт, на который экономическая система вынуждена реагировать.

    На первых этапах истории человечества технический прогресс шел очень медленно по причине неразвитых потребностей людей, низкого технического уровня производства в целом. Технический прогресс также ограничивались жесткими зафиксированными обычаями и традициями людей – структура отношений между ними.

    В течении тысячелетий люди удовлетворяли свои потребности в экономических благах за счет ручного труда и примитивных методов его организации (топоры, молотки, пилы). Изобретение и эпизодическое применение машин в эпоху Древнего мира (Архимед) не повлияло на характер экономики. А в других исторических условиях, в Новое время, когда применялся уже не рабский, а вольнонаёмный труд, изобретение машин в 18 веке вызвало настоящий переворот во всех сферах экономики. Машинное производство стало обеспечивать массовый спрос на промышленные изделия. В тоже время возрос спрос на черные металлы, как основного материала для промышленности, на новые источники энергии на инженерные профессии, на научные технологии и новые методы организации крупного машинного производства. Это привело к формированию совершенно новой системы производственных сил, которая стала ориентироваться на широкое применение науки. Снижение издержек производства, массовый сбыт товаров, становится условием возрастания прибыли предпринимателей капиталистов и постепенно складываются в систему новые капитальные отношения. Новая техника и технология содержат в себе потенциальную возможность появления новой экономической системы. Это точное условие, но недостаточное. Иногда технический прогресс может временно снимать или снижать остроту социальных противоречий и поддерживать существующую экономическую систему. Противоречия между потребителями и ресурсами, а также техническими и социальными структурами экономики являются главными источниками развития и экономики и общества в целом. В эти внутренние противоречия включаются различные социальные группы людей, отдельные люди, которые заинтересованы в общественных, экономических преобразованиях исходя из собственной выгоды, поэтому задачей их политической борьбы становится уничтожение или слои прежней экономической системы. Постепенно формируется новая экономическая система.

    Экономическая система может изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, потому что экономика – это открытая система и на её развитие не могут не оказывать влияние внешней силы: природные, социальные.

    Главная функция экономики: удовлетворение потребностей людей, именно для этого человек преобразовывает силы природы, которая является источником всех ресурсов. Поэтому такие факторы развития природы: географический, биологический, демографический оказывают огромное влияние на систему. И чем больше у государства территория, природные ресурсы, численность населения, тем больше возможностей для развития экономики. Количество, состав и размещение естественных производственных сил, почв, вод, полезных ископаемых и т. д. всё это первичный фактор, который определяет структуру отраслей и специализацию страны в международном разделении труда. Огромное значение имеет плодородие почв.

    Биологические факторы.

    Определяют круг физиологических потребностей людей, а значит и их работоспособность. Они относительно стабильны.

    Демографические факторы.

    Увеличение населения повышает общее богатство страны. Но в том случае, когда население растет быстрее, чем объём производимой продукции в стране, тогда снижается доходы на душу населения и это естественно обостряет социальное противоречие. Гораздо хуже, когда население уменьшается.

    Депопуляция - умирает людей больше, чем рождается. Такие социальные факторы как культура, политика, право юридическое влияют как своего рода социальные ограничители, которые определяют характер и возможности развития экономики в том или ином направлении.

    Типы экономических систем.

    Исторически существовали и существуют несколько типов экономических систем. Эти типы различаются потому, как они отвечают на три основных экономических вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

    Исторически самая первая система:

    Традиционная система (в первобытном обществе, рабовладельческом, феодальном). На все три вопроса отвечали ориентируясь на традиции. Как производить определялось способностями, возможностями на общинной собственности.

    Административно-командная экономика. Основана на государственной собственности, на факторы производства. Решение: что, как и для кого производить принимаются центральными государственными органами (СССР – «Госплан») и навязывают эти решения производителям и потребителям. Экономика управляется из единого центра. Поведение работника, производителя подчиняется командам. Такая экономическая система требует, чтобы это единый экономический центр заранее определил все общественные потребности, учёл все наличные ресурсы, что практически трудно достижимо. Это приводит к тому, что административно-командная экономика, как правило не способна обеспечить эффективное распределение ресурсов.

    Рыночная система. Основана на системе экономических стимулов, а также санкций (наказание) со стороны потребителя и производителя через денежную оценку общественной значимости производимого продукта, т. е. что, как для кого производить решают и производитель, и покупатель, но потребитель решает покупать или нет. Эта система базируется на принципе экономической целесообразности, т. е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивает конкуренции стремление предложить товар более высокого качества и по более низкой цене. В этой системе присутствуют стимулы к обновлению производства и к ликвидации дефицита, а также к ускорению научно-технического прогресса.

    Смешанная система. Современные экономические системы являются смешанными, т. е. находятся между крайностями рыночной и командно-административной. Это означает, что в смешанной экономике ресурсы распределяются частично рынком, а частично государством. Реальное соотношение рынка и государства в разных странах очень сильно варьируется, изменяется.


    Экономическая система общества - 4.5 out of 5 based on 2 votes

    Страница 17 из 36

    Экономическая система общества.

    В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая в себя объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика любой страны функционирует как самостоятельная большая система. И каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, т.е. находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

    Таким образом, экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

    Система всегда находится в развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития.

    Ученые-экономисты неодинаково понимают исторический процесс, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного явления.

    Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. Его применял К. Маркс, который выделял три основные формации:

    Первичная (архаичная), куда относится первобытнообщинный способ производства;

    Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

    Коммунистическая.

    По Марксу, коммунизм есть “не идеальный способ производства”, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

    Способ производства – это особый способ присвоения труда непосредственных производителей и его результатов, обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.

    Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнения, поскольку оно применимо лишь к Западной Европе и не учитывает азиатский способ производства, широко распространенный в древних цивилизациях Востока.

    Современная экономическая мысль (Джон Гэлбрейт и др.) на основе использования критерия “степень индустриального развития общества” выделяет следующие экономические системы:

    Индустриальное общество, в котором развитие техники и технологии достигает такого уровня, что преодолевается зависимость человека от внешней природы, происходит развитие научной организации труда, форм организации бизнеса, внедряется поточно-массовое производство;

    Постиндустриальное общество, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу, а центр тяжести экономического развития переносится в непроизводительную сферу;

    Неоиндустриальное (информационное) общество, в котором ведущим фактором становятся информация и накопленные знания.

    Наибольшее распространение в современной мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

    По форме собственности на средства производства;

    по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность.

    Вхозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности, поэтому средства производства могут находиться или преимущественно в частной, или преимущественно в государственной собственности.

    Экономика рассматривает два основных способа координации и управления хозяйственной деятельностью: спонтанный , или стихийный , порядок и иерархия. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Если, например, цены на ресурсы и произведенные с их помощью блага изменяются, то хозяйственные агенты получают информацию, что следует предпринять в ответ, как следует изменить объем производства этих благ. Таким образом, механизм колебания цен может скоординировать экономический выбор людей. Спонтанный порядок возник естественным путем, он называетсярынком.

    Но есть и другой способ получения информации, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность. Это иерархия, т.е. система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственным производителям.

    На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

    Традиционная экономическая система – система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, освященные веками традиции и обычаи.

    Рыночная система (чистый капитализм) – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими самостоятельно на свой страх и риск.

    Эта система была характерна для капитализма эпохи свободной конкуренции. В ней поведение каждого участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономи ческая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается только защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

    Полярной альтернативой чистому капитализму является административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые, экономические решения принимаются на высшем уровне управления в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив.План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения.

    В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономикой, т.е. проявляются как смешанные системы. Смешанная экономика современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также некоторых развивающихся странах; представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

    Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика экономика административно-командной системы в процессе её трансформации в рыночное хозяйство. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого осуществляется смена общественных отношений одного типа на другой, как это сейчас происходит в России.

    В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. В современной рыночной системе существуют различные модели. В зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).

    Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название “функциональной социализации”, при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

    Социальное рыночное хозяйство ФРГ сформировалось на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно воздействует на экономические процессы, например, влияет на цены, налоги, технические нормы.

    Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

    Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

    Сегодня Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями. Однако необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль государства, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государства в экономике сужают этот теоретически широкий выбор до модели социального рыночного хозяйства.