Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Этапы становления налоговой системы в рф. Теоретические аспекты налоговой реформы и результаты ее реализации

"Бухгалтерский учет", N 18, 2000
РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Статья Н.Н. Наумовой начинает цикл публикаций, посвященных введению в действие части второй Налогового кодекса РФ, в которой автор затрагивает в общем порядке практически все изменения, принятые к настоящему времени.
В дальнейшем будут более детально рассмотрены ключевые положения части второй НК РФ, вводимые с первого января 2001 г.
В целях проведения эффективной социально - экономической политики налоговая система России требует модернизации.
Основными задачами налоговой реформы на ближайшую перспективу (2000 - 2001 гг.) являются: существенное снижение налоговой нагрузки, выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования.
Снижение налогового бремени должно быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.
Упрощение налоговой системы предусматривается посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.
Улучшение налогового администрирования должно быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности "недобросовестных" налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.
Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 "Налог на добавленную стоимость", гл.22 "Акцизы", гл.23 "Налог на доходы физических лиц", гл.24 "Единый социальный налог (взнос)". Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.
Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.
Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного налогообложения, а именно:
- для всех налогоплательщиков (за исключением сельхозтоваропроизводителей) - 35,6%, в том числе:
Пенсионный фонд - 28%,
Фонд социального страхования - 4%,
фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4;
- для сельхозтоваропроизводителей - 26,1%, в том числе:
Пенсионный фонд - 20,6%,
Фонд социального страхования - 2,9%,
фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,1%, территориальные - 2,5%;
- для индивидуальных предпринимателей - 22,8%, в том числе:
Пенсионный фонд - 19,2%,
фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4%;
- для адвокатов - 17,6%, в том числе:
Пенсионный фонд - 14%,
фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4%.
Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так, освобождаются от уплаты налога организации любых организационно - правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода (календарного года), начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Закреплены льготы и для общественных организаций инвалидов.
Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.
Также предусматривается ввести с 01.01.2001 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл.23 НК РФ).
Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.
Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами РФ от дивидендов и доходов.
Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Стандартные вычеты дифференцированы в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан.
В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.
Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но указанный вычет не может превышать 600 000 руб. в год.
Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1 000 000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, - не более 125 000 руб.
При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик праве уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг. Если ценные бумаги были приобретены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) ценных бумаг.
На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.
Принятие "плоской" шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками.
В рамках проводимых налоговых преобразований ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно повышен с 445 руб. за тонну до 1350 руб. Кроме того, дизельное топливо (550 руб. за тонну) и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (1500 руб. за тонну) впервые включены в число подакцизных товаров (гл.22 НК РФ).
Проиндексированы ставки акцизов на алкогольсодержащую продукцию на 5% и табачные изделия (от 20% до 2,5 раз). Акциз на алкогольную продукцию будет уплачиваться заводом - изготовителем в размере 50% в федеральный бюджет и 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации после реализации с акцизного склада.
Предусматривается расширение перечня подакцизной продукции за счет изменения содержания спирта этилового и спиртосодержащей продукции (снижается с 12 до 9%), а также за счет спиртосодержащих лекарственных, лечебно - профилактических, диагностических средств, средств, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, если данная продукция разливается для дальнейшей реализации в емкости, превышающие определенный объем.
Например, лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства будут облагаться акцизами, если разливаются в емкости, превышающие по объему 100 мл.
Отменен налог на реализацию горюче - смазочных материалов. При этом налог на пользователей автомобильных дорог остается в качестве источника формирования дорожных фондов в размере 1%.
Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления.
С введением части второй НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.
На втором этапе (2002 - 2003 гг.) Правительством РФ предлагается отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.
Подписано в печать Н.Н.Наумова
05.09.2000 Зам. руководителя

Департамента налоговой политики
и совершенствования
налогового законодательства
Министерства РФ по налогам и сборам,
государственный советник
налоговой службы III ранга

Введение

Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. Как об очень важной, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших форм бытия категории «налог»: видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств - позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. - ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа - это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран - участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель - устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом - постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) - были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении - устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

«Школа XXI века» - Курс «Литературное чтение». Ради чего учить? Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. «Начальная школа ХХI века». Чему учить? обновление содержания. Курс «Русский язык». Приоритетные цели «Начальной школы XXI века».

«Комплект «Начальная школа 21 века»» - Диагностика сформированности регулятивных УУД. Контрольно – измерительные материалы. Планируемые результаты внедрения КИМов. Задание диагностики. Освоить виды УУД, их отличительные особенности. Гипотеза. Дополни схему числовыми данными. Диссеминация опыта. Создание диагностического инструментария. Теоретические основы проекта.

«Начальная школа 21 века» - Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня. Младший школьник ХХI века. Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения. .

«Программа «Начальная школа XXI века»» - Алгебраическая и геометрическая части. Интегрированные предметы. Математическая подготовка. «Начальная школа XXI века». Элементы арифметики. Современные методики. Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования. Проект «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований. Величины и их измерение.

«Школа 21 века» - Карга боткасы. Качество знаний учащихся по литературному чтению. Игровые. Мониторинг обученности класса. Цели: Безопасное колесо 2006. Кружок. Мониторинг обученности класса по математике. «Овеянный славой флаг наш и герб». Дифференциация обучения. Открытые мероприятия. Данные качественной успеваемости обучающихся за три года (со 2 по 4 класс).

«Начальная школа XXI века» - Учебник.В 2-х частях. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Ефросинина Л.А. Учимся читать выразительно. Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Учебная хрестоматия. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.(2-4 класс) Романова В.Ю., Петленко Л.В. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок.

Всего в теме 7 презентаций

Реформа, проведённая в 2000-2004 гг. в России, - важнейшее достижение Путина в его первый президентский срок. Она так и называется в народе - "Путинская налоговая реформа" или "налоговая реформа Путина "

Так исторически сложилось, что в России до 2000-ого года был сильно завышен уровень налогообложения, что давало благодатную почву для коррупции, массового уклонения от выплаты налогов всем предприятиями страны

Налоговой системой Владимир Путин занялся практически сразу же после избрания его Президентом РФ в 2000 году.

Цели реформы

Снизить чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, создающую предпосылки к уклонению от уплаты налогов.

Упростить налогообложение малого бизнеса.

Сократить количество налоговых льгот и изменить их направленность.

Увеличить значение добывающих отраслей как важного источника налоговых поступлений.

Сделать налоговую систему максимально справедливой для налогоплательщиков, независимо от того, в каких экономических условиях они находятся.

Что было сделано в рамках налоговой реформы

Установлена ставка налога на доходы физических лиц с любыми доходами в размере 13%. Данная мера позволила значительно увеличить бюджет налогами с доходов, которые ранее скрывались «в тени».

Взносы (страховые) во внебюджетные фонды заменены Единым социальным налогом.

Отменён налог на содержание жилищного фонда, а также объектов, относящихся к социально-культурной сфере.

Ставка налога на прибыль предприятий снижена до 24% (впоследствии она была снижена до 20%).

Введена зависимость налога на добычу полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) от цен мирового рынка на сырьё. Указанная мера поспособствовало крупному увеличению российского бюджета.

Отменены налоги с владельцев транспортных средств и пользователей автодорог. Взамен введён транспортный налог.

Режим налогообложения малого бизнеса и производителей сельхозтоваров облегчён и упрощён. Для предпринимателей, применяющих УСН (упрощённую систему налогообложения), снижены ставки налогов.

На всех налогоплательщиков обеспечено более равномерное, чем ранее, распределение налоговой нагрузки. Этому, в частности, помогла ликвидация неэффективных налоговых льгот и упразднение «внутренних оффшорных зон».

Налоговое администрирование заметно улучшилось. Это, в свою очередь, привело к видимому увеличению собираемости налоговых платежей.

Итоги налоговой реформы

Реформирование налоговой сферы в РФ поспособствовало стимулированию значительного экономического роста в стране, начало которого пришлось на 2000 год. Реформа также стала значимым фактором устранения теневой экономики, увеличения предпринимательской активности и привлечения в нашу страну иностранных инвестиций в действительно крупных масштабах.

Владимиром Путиным на посту Президента РФ и правительством в первый срок его президентства была проделана колоссальная работа по реформированию налоговой системы. Благодаря проведённой налоговой реформе, в России появилась работоспособная, полноценная налоговая система, которой фактически не существовало в предыдущий период жизни и развития страны. По мнению экспертов, налоговая реформа является одним из самых весомых, серьёзных успехов В.В. Путина.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В 2005 году Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК». В январе 2008 года Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса.


В середине - второй половине 2004 г. были определены правительственные подходы, разработаны и приняты документы, которые должны «двинуть» социальные реформы. Основные параметры реформы ЖКХ (отражены в принятом Жилищном кодексе) предполагают переход на 100% оплату коммунальных услуг. Отказ от традиции предоставления бесплатного жилья предложено компенсировать активным развитием ипотечного кредитования. Увеличение налога на недвижимость, в том числе, и на жилье станет механизмом его перераспределения, включая и выселение неплательщиков. Все эти направления реформы социальной сферы в 2005–2008 гг. получили законодательное обеспечение, тогда же началась их постепенная реализация.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 - 10 %, в 2001 - 5,7 %, в 2002 - 4,9 %, в 2003 - 7,3 %, в 2004 - 7,2 %, в 2005 - 6,4 %, в 2006 - 7,7 %, в 2007 - 8,1 %, в 2008 - 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, чему во многом способствовало повышение мировых цен на энергоносители и другие товары российского экспорта. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 18 % в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования. Однако экономический рост, по мнению Алексея Полухина, редактора отдела экономики «Новой Газеты», в значительной мере обусловлен устойчивым повышением мировых цен на углеводородное сырьё, резкой девальвацией рубля в 1998 году и либеральными реформами 1990-х, а не политикой правительства Путина. Несмотря на рост бюджетных доходов всех уровней, по-прежнему не решена проблема развития инфраструктуры, в особенности дорожной.

Проведён ряд реформ: пенсионная - вместо распределительной системы (отчисления от зарплаты работающих граждан) к расприделительно-накапительной (базовая пенсия, страховая, зависящая от зарплаты и стажа, накопительная, т. е. отчисления гражданина в допенсионный период) (2002), банковская (2001-2004), налоговая (2000-2003), монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями, (2005) и другие.

Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 55 млрд долларов в 2006 году). Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Однако в следующем, 2008 году на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил почти 133 млрд долларов США.