Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Эксперты: Не за горами бунты озлобленных людей, которым не за что жить. Эксперты: Беларусь в будущем с высокой вероятностью поглотит кто-то из соседей

Жители Беларуси всё ещё ждут чуда от правительства. Зарплаты по пятьсот, экономической стабильность и повышения уровня жизни. Пока же туже затягивают пояса и считают копейки.

Астролог Павел Глоб а оптимистически предсказывает, что Беларусь войдёт в состав Российской федерации наряду с Казахстаном. Этот союз будет необычайно плодотворным, таким, что Армения и Азербайджан изъявят желание тоже в него вступить. Он предсказал и две попытки сместить с трона Лукашенко, заявив, что для страны это равносильно катастрофе. Отметил, что у правителя есть все шансы править республикой до своей кончины. Какой это будет конец, не озвучил.

Павел Усов, руководитель варшавского центра Политического анализа, отметил, что белорусов ждут новые формы принуждения со стороны правительства, типа налога «на тунеядство», но активного сопротивления толерантное население оказывать не будет. Возможны только протестные акции локального характера.

Светлана Драган , популярный российский астролог, исследуя астрологическую карту Лукашенко, высказала предположение, что правитель будет ориентироваться на Запад. Она обратила внимание на его супер-неординарную личность – чрезвычайную ответственность, глубокое знание истории, хозяйственность, чем очень удивила белорусов.

Белорусский астролог Татьяна Калинина построила оптимистический прогноз для Беларуси. Развитие экономики: наконец-то через 22 года что-то начнёт улучшаться. Сотрудничество с зарубежными партнёрами: если торговля с Россией будет падать такими же темпами, то придётся полностью переключиться на Южную Америку и Африку, правда, там и своих бананов хватает. Развитие спорта: куда уж больше, вся страна заставлена ледовыми дворцами. Реформы в образовании, рост благополучия для населения – не уточнила, для какой его части. Всё это чудо будет проводить в жизнь та команда, что была и двадцать лет назад.

Политический эксперт Валерий Карбалевич отмечает, что правительство Беларуси будет балансировать между Западом и Россией, пытаясь удержаться на плаву. Но тенденция сближения с западными партнёрами будет превалировать. В этом вопросе его поддерживает и правозащитник Алесь Беляцкий. Политический деятель Анатолий Лебедько утверждает, что Беларусь будет поворачиваться, как флюгер, туда, где запах денег сильнее.

Что касается внутренних экономических войн между Россией и Беларусью, то эти аналитики сходятся во мнении, что борьба продолжится. Экономического роста в ближайшее время не предвидится, а это чревато остановкой некоторых, еще действующих заводов и народными волнениями.

Рассчитывать на то, что Россия и Запад обратят пристальное внимание на Беларусь, не приходится. Там хватает своих проблем. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

Видимо, в белорусском правительстве начинается паника. Последнее заявление премьер-министра Мясниковича о том, что экономике просто необходимы 3-5% безработных, чтобы люди стали ценить свою работу.

Тут два интересных момента.

Во-первых, опыт либерально-рыночных государств Запада говорит о том, что сама рыночная модель и конкуренция приводит к расслоению общества на более ушлых, подлых, напористых негодяев и остальных, которые не готовы идти по головам. Аморальные приспособленцы далеко не всегда трудолюбивые работники, а, как правило, талантливые имитаторы. Но именно они умеют угодить начальству и обеспечить себе карьерный рост. Менее подлым и ушлым уготована роль рабочей силы. А значит, расслоение по доходам идет по моральным установкам. В рыночных условиях, пройдоха живет лучше честного человека.

Во-вторых, миф об экономической эффективности рынка уже развенчан. Астрономические долги "развитых" экономик и это притом, что ресурсы они получают за резаную бумагу обеспеченную лишь блоком НАТО и своей наглостью, а значит совершенно бесплатно, говорят о крайней неэффективности рыночной экономической модели.

Становится непонятным, что имел в виду господин Мясникович, когда ратовал за рыночные механизмы в трудовых отношениях.

Вероятно, в белорусском правительстве назревает кризис идей дальнейшего развития страны.

Как известно идея или идеология это основа, точнее стержень развития государства. Западные страны идут по пути культивирования человеческих пороков. Ведь в рыночных условиях человеческая мораль мешает карабкаться по головам ближнего вверх, поэтому чем раньше либерал потеряет совесть, тем быстрей ему обеспечен успех. А значит идет моральная деградация общества.

Либеральные реформы начала 90-х, когда радость потребления заменила радость от рождения и воспитания детей, когда население бросилось в погоню за золотым тельцом, Беларусь получила демографический провал, который можно назвать национальной катастрофой. Экономика до сих пор не может оправиться, не получив сотни тысяч рабочих рук.

Рождаемость до сих пор находится на уровне, не восполняющем убыль населения. И уже сейчас понятно, что сорокалетним белорусам на пенсию можно не рассчитывать. Ни это не следующее правительство не может гарантировать того, что через 20 лет налогов от работающих хватит на пенсию для всех стариков. А как раз сегодняшние сороколетние самые бездетные среди разных возрастных групп. Это значит, что нет детей, которые могут поддержать в старости и не будет налогоплательщиков для пенсии.

Беларусь, хлебнув либеральной пропаганды человеческих пороков, вымирает. И власть не может этого не понимать.

Причин низкой рождаемости несколько. Первая причина это продолжающийся процесс урбанизации. Все больше молодежи ищет себе будущее в больших городах. Эта молодежь ютится в общежитиях, на съемных квартирах и если женится, то не торопится заводить детей. И часто это не материальные причина, а в первую очередь стесненные жилищные обстоятельства.

Белорусские власти много делают для молодых семей, выдавая льготные кредиты, помогая получать квартиры большей площади. Но квартиры остаются железобетонными клетками, разобщающие людей. Страхи больших городов делают людей злее, страх и ненависть расширяется среди населения вместе с увеличением городов. Родители и дети не могут ужиться под одной крышей. Идут войны за квадратные метры и за наследство стариков. Детей больше двух рожают крайне редко.

И как результат проникшей с Запада заразы либерализма и рынка, вымирание белорусской нации.

Что можно сделать в сложившейся ситуации?

Самый реальный способ спасения Беларуси это государственная программа расселения городов. Если не приступить к его воплощению уже сегодня, завтра наши земли захватят чужеземцы, и мы станем чужими на своей земле. Как это уже происходит в странах Евро Союза.

Как это может выглядеть?

Сегодня, в очереди на улучшение жилищных условий в очереди стоит более ста тысяч семей, которые ждут своей очереди многие годы. Семьи отказываются в стесненных условиях заводить детей. Дети в городских условиях растут болезненные и физически слабые.

Самая сложная ситуация с жильем традиционно у коренных жителей мегаполисов. Если приезжим из сельской местности удается закрепиться в городе, то и жилье они получают или приобретают быстрей, чем выросшие изначально.

А теперь представим, что белорусские власти решили расселять города и первым делом разработали проекты современных поселков из белорусских материалов по последнему слову техники и технологий.

Если начнется строительство ста поселков вокруг областных центров на тысячу семей каждый с перспективой роста, то это даст такой необходимый экономический рост, привлечет инвесторов и создаст точки роста населения страны. Механизм возмещения задолженности перед государством за полученную недвижимость, зависящий от количества детей позволит стимулировать семьи к росту и объединению. Возможность расширения жилой площади позволит воссоединяться семьям в нескольких поколениях.

Появится возможность в таких поселках организовать современные наукоемкие производства и развивать сельское хозяйство на современном уровне. Можно будет строить современные фермы и пищевые производства качественных экологически чистых продуктов, и сократить импорт химической отравы.

Самое главное, что люди вернутся на землю, их дети станут вести здоровый образ жизни, их воспитанием будут заниматься родные люди, а не подворотня и бары. Браки станут крепче.

Сегодня на уровне правительства обсуждается провал программы модернизации деревообрабатывающей промышленности. Неужели пылящуюся или проданную за бесценок продукцию нельзя использовать для строительства домов. Опыт Китая, когда, для стимулирования роста экономики строятся в голом поле огромные малоэтажные поселения, где крестьяне могут пользоваться всеми благами цивилизации и заниматься сельским хозяйством тоже не стоит сбрасывать со счетов.


Параллельно нужно создать национальную базу бизнес-планов, где экономически грамотно рассчитать потребность белорусов в той или иной продукции собственного производства. Это позволит целевыми инвестициями под коммерческие организации выигравшие конкурс на интересующий проект организовать современные малые производственные наукоемкие предприятия. Они могут стать подобием артелей сталинской эпохи, когда по государственному заказу частник не только занимался сферой услуг, но и производил телевизоры, швейные машинки, а также оружие.

Также пора признать, что ссудный процент рушит экономику страны. Богатеют только банки, высасывая ресурсы из реального сектора. Пора переводить финансовые институты на софинансирование коммерческих организаций под распределение части прибыли. Возврат инвестиций от части прибыли предприятия позволит банкам оценивать реальные риски бизнеса и приведет к сотрудничеству финансового сектора с производственным. Сегодня банки заинтересованы лишь в возврате кредитов и процентов по ним.

Когда финансовый сектор начнет сотрудничать с реальным и будут заинтересованы в успехе друг друга, каждый гражданин сможет стать инвестором, приобретая акции и получая прибыль от их деятельности. Также пропадет смысл ухода от налогов и серой зарплаты, потому, что производитель будет заинтересован в предоставлении реальной статистики предприятия для привлечения инвестиций. Финансовые институты, показывая, публикуя результаты своей деятельности, смогу привлекать инвестиции граждан. Работники, получая белую зарплату, смогут приобретать в рассрочку товары народного потребления, потому, что за них будет платить финансовая организация или работодатель, участвуя в распределении прибыли. Круг замкнулся, все заинтересованы в успехе всех и на место конкуренции разлагающей души, приходит сотрудничество и взаимопомощь.

Когда население страны в большинстве своем станет жить на земле в своих домах, работать по призванию, заводить большие семьи, то и проблема власти на местах решится сама собой. Вряд ли популист и грантоед получит на выборах большинство голосов, а скорее выберут лучшего из лучших из своей среда. Да и исполнительной власти станет трудно дурить людям голову отписками и лозунгами. Произойдет закономерный рост гражданской ответственности и улучшится качество государственного управления.

Таким образом, можно подвести итог. Для спасения Беларуси от демографической ямы и экономического кризиса необходимо сделать следующее.

1. Принять программу расселения городов

2. Создать национальную базу бизнес-планов по насыщению рынка продукцией белорусского производства.

3. Обеспечить внутренними инвестициями и заказами собственных производителей.

4. Запретить на территории Беларуси ссудный процент и перевести экономику на схему софинансирования и распределения ответственности финансового и реального сектора.

5. Обеспечить возможность выдвигать в органы власти своих представителей по морально деловым качествам.

Остается надеяться, что эти предложения будут замечены чиновниками и рассмотрены белорусскими властями, потому, что в государственных инстанциях они просто теряются, а потом по телевизору высшая власть растерянно разводят руками и жалуется на кризис идей дальнейшего развития страны.

Хватит чиновникам декларировать национальную идею поддержки многодетной традиционной семьи, пора создавать условия, чтобы они стали появляться в естественных природных условиях, в больших домах, на своей земел. Хватит нам дикого рынка и либерализма с толерантностью делающих людей моральными уродами. Опыт стран Западной Европы показал, что там, где есть рынок и либерализм население вымирает. Белорусы пойдут за вымирающими странами Запада, завезут и поселят на своих землях инородцев или выберут свой путь развития и процветания?

Неравнодушный к будущему своей страны и своих детей гражданин Беларуси, Петровский Андрей Анатольевич

Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

Экономика

С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

Проекты развития

Доминирование АЭС

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Качество жизни

Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

* Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

КОММЕНТАРИИ

Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

«АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.

В Беларуси прошли очередные выборы президента. Эксперты сделали прогноз, что ждет 9,5 миллионов белорусов в ближайшем будущем.

Болточко: Уровень жизни белорусов снизится

Ожидать коренных изменений простым белорусам, по мнению эксперта в экономике Либерального клуба Антона Болточко, не стоит.

– Нет никаких оснований полагать, что власти пойдут на очередное повышение заработных плат, опережающих производительность труда. Доходы населения если и будут расти, то лишь до 1% в реальном выражении, – отмечает эксперт.

Однако различные министерства намерены поработать над расходами белорусов: с тарифами ЖКХ и другими товарами и услугами, стоимость которых регулируется государством. Вместе с этим может уменьшиться контроль со стороны Минторга за ценообразованием в остальных сферах.

– Все это приведет к падению уровня жизни населения в реальном выражении, – считает Антон Болточко.

По его прогнозам, чтобы население не так сильно ощутило пагубные последствия, власть попытается раскрепостить предпринимательскую инициативу, возможно, даже даст определенные послабления для ведения малого и среднего бизнеса.

Эксперт считает: Александр Лукашенко подает неоднозначные сигналы о том, что власти планируют делать с реформами. Бросив бюллетень в урну для голосования, глава государства заявил, что готов к изменениям и реформам, но только в том случае, если население даст ему карт-бланш.

В любом случае, считает эксперт, предстоит еще научиться проводить реформы, понять, в какую сторону двигаться, балансируя между экономическими и политическими интересами официальной власти.

– Придется жить в стране, которая в ближайший год будет пытаться нащупать, какие реформы нужны. Де-факто реальных реформ не проводилось с момента обретения независимости, – отмечает экономист.

Карбалевич: Беларусь ждет медленная деградация

По мнению политолога Валерия Карбалевича, во внутренней политике после выборов ничего не изменится, и не стоит белорусам ожидать либерализации или намека на демократию.

– Это подтвердил Лукашенко во время выступления на избирательном участке, призвав оппозицию после 20:00 11 октября «соблюдать закон». Значит, ровно в 20:00 закончилась либерализация, которую власти допустили в предвыборный период. Теперь же любой выход оппозиции на улицу будет жестко преследоваться, – считает политолог.

Эксперт уверен, что Лукашенко никуда уходить не собирается, «он планирует руководить Беларусью до конца своих дней».

Надежды на реформы у Валерия Карбалевича небольшие. Белорусская социальная модель исчерпала весь свой ресурс. Чтобы страна могла развиваться, эту модель пришлось бы менять. Но власть не готова к таким переменам, считает олитолог. И это значит, что Беларусь будет деградировать: не будет ни экономического роста, ни роста уровня жизни и благосостояния людей.

У Александра Лукашенко есть комплекс Горбачева. Тот пытался осуществить реформы, чтобы укрепить свою систему, но в результате система развалилась, и он потерял власть. Лукашенко очень боится повторения этого сценария и всячески держится за существующую систему, – говорит Валерий Карбалевич.

Иосуб: Выборы не повлияют на экономику и финансы

Для экономики и финансовой системы сами выборы не принесут ничего нового, считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. Изменения могут произойти позже. И в первую очередь они вероятны в связи с тем, что стране очень нужны деньги.

– После выборов продолжится активная фаза переговоров с Международным валютным фондом и Антикризисным фондом ЕАЭС. Во второй половине октября правительство обещало обнародовать программу структурных реформ, с которой мы и будем просить деньги у кредиторов, – говорит эксперт.

И только после озвучивания программы реформ, появится хоть какая-то ясность о тех изменениях, на которые готова пойти власть.

Мельянцов: Отчет ОБСЕ определит вектор отношений Беларуси и ЕС

Как будут развиваться отношения с Евросоюзом, по мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Дениса Мельянцова,будет зависеть от того, как оценит выборы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее представители наблюдали в Минске за выборами.

– Евросоюз дал понять, что если к оппонентам политического режима не будет применено никакое насилие, то нормализация отношений, которая длится больше года, продолжится, – говорит Денис Мельянцов.

Эксперт уверен: если отчет ОБСЕ будет более или менее положительным, этого достаточно, чтобы были заморожены или сняты санкции, а также для продолжения курса политического сближения Беларуси с Европейским союзом.

Сложнее окажется ситуация внутри Евразийского союза (ЕАЭС). В связи с кризисом, который разразился в России, и с ситуацией в международных отношениях, будущее ЕАЭС достаточно туманно.

– Белорусские власти уже сейчас не стесняются говорить, что тех выгод, которые мы хотели получить от Евразийского союза, пока нет. И в связи с кризисом ситуация еще больше усугубляется, - считает эксперт. - Однако выходить из ЕАЭС никто не станет. Эта структура останется функционировать, потому что в ней заложен большой компонент политики и геополитики.

Однако эксперт не прогнозирует углубления интеграции из-за небольшой заинтересованности членов союза, по крайней мере, до тех пор, пока не закончится кризис в отношениях России и Запада.

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .