Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Политика в болгарии. Перспективы болгарии, горизонты турции. Национальная кухня Болгарии

В 1990-е гг. в процессе общественной трансформации произошёл глубокий экономический спад. Причины этого связаны с унаследованным энерго и импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешнеторговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособными. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно отразились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998-2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения - 1718 долл. Рассчитанный на основе паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС.

В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 - 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято - 2704 тыс., безработные - 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хронический характер. В 1991 в Болгарии была проведена «шоковая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 - нач. 1997. За 1996-2002 среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз.

В 1990-е гг. под воздействием спроса на внутреннем и внешних рынках, а также инвестиционных возможностей произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре экономики. Наиболее высокими темпами росла занятость в сфере услуг - 46,5% занятых (2002). Индустриальный сектор - 27,9%, сельское хозяйство - 25,6%. Основная часть занятых (около 3/4) сосредоточена в частном секторе. В 2002 на долю сферы услуг приходилось 52,7% ВВП, индустрии - 24,5%, сельского хозяйства - 11,0%.

Промышленность Болгарии в 1990-е гг. переживала глубокий структурный кризис. В 2000-02 появились признаки роста. Объём промышленной продукции в 2002 увеличился на 0,6% (однако был на 20% ниже, чем в 1995), в т.ч. в добывающих отраслях - на 24%, в обрабатывающих - на 23%. Загрузка производственных мощностей - примерно 60% (кон. 2002).

Около 80% продукции производится в обрабатывающей промышленности, около 5% - в добывающей и 15% - на предприятиях по производству и снабжению электро и теплоэнергией, газом, водой.

Наибольшую долю (около 18% в 2001) имеет производство продовольствия, напитков и табачных изделий, которое было традиционно развито в Болгарии. Важное место принадлежит металлургии и производству металлоизделий (св. 10% валовой продукции). Сравнительно успешно развивается цветная металлургия, использующая местное сырьё. Производятся нефтепродукты, кальцинированная сода, минеральные удобрения. Доля машиностроения - около 10%. В 2002 возросло производство радиотелевизионной техники и средств связи, электронно-вычислительной и канцелярской техники.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. В 1990-е гг. была проведена аграрная реформа, в ходе которой земля возвращена прежним собственникам и их наследникам, что привело к возникновению значительной маломерной и раздробленной частной собственности на землю. Это создало серьёзные проблемы для эффективного землепользования и хозяйствования. Ухудшение материально-технической обеспеченности сельского хозяйства, сокращение инвестиций, утрата традиционных внешних рынков для аграрных продуктов ограничивали реализацию потенциальных возможностей отрасли. Динамика её продукции была неустойчивой, а объём в 2002 был на 12% ниже, чем в 1990. Почти вся продукция производится в частном секторе. Растениеводство и животноводство вносят практически равный вклад в производство (примерно по 47%), около 6% сельхозпродукции - производственные услуги.

Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики. Правительство намерено приводить аграрную политику в соответствие с общей сельскохозяйственной политикой ЕС, создавать условия для укрупнения наделов и более эффективного использования земли, способствовать развитию рынка и рыночной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. Протяжённость железнодорожных путей - 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети - 37,3 тыс. км. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота . Морские порты - Варна и Бургас. Болгария располагает четырьмя международными аэропортами. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% - автомобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перевозит 2/3 всех пассажиров.

Благоприятные природно-климатические условия создают предпосылки для туризма, развитие которого признано одним из приоритетов. В 1999-2002 число иностранных туристов, посетивших , увеличилось с 2,0 млн до 2,99 млн чел. Туристической деятельностью занимается преимущественно частный бизнес, которому принадлежит 96% собственности в данной сфере. Наибольшее число туристов прибывает из , и , и . Введение Болгарии визового режима с Россией (1 октября 2001) сопровождалось уменьшением числа российских туристов. В 2002 их было на 24% меньше, чем в 2001.

Основные направления современной социально-экономической политики - ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.

В 2001-02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 - 4,1%, в 2002 - 4,8%. Уровень инфляции - соответственно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в определённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается сохранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фиксированный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приростом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции центрального банка по рефинансированию коммерческих банков, он может предоставить им кредит лишь при угрозе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий государство, кроме предоставления кредитов на СДР. Большинство коммерческих банков приватизировано. Собственниками приватизированных банков стали, как правило, . В 2002 появились признаки более активного кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и покрывался в основном за счёт внешних и внутренних заимствований. В 2001-02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В кон. 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным - 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.

В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились реальные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная дифференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.

Развитие внешнеэкономических связей - один из решающих факторов динамизма болгарской экономики. Объём оборота внешней торговли (2001) достигает 90% ВВП. Импорт обеспечивает около 2/3 внутреннего энергопотребления.

В 2002 внешнеторговый оборот Болгарии составил 13,38 млрд долл., в т.ч. экспорт - 5,58 млрд, а импорт - 7,8 млрд долл. В этом году экспорт впервые превысил уровень 1995. Одна из наиболее острых проблем экономики Болгарии - хронический дефицит внешней торговли. Ориентация на Запад и утрата традиционного рынка бывшего СССР определили географическую структуру внешней торговли. Преобладающая часть (65,6%) её оборота в 2002 приходилась на страны ОЭСР, в т.ч. 52,6% - на ЕС. В них было реализовано соответственно 72,6 и 55,8% экспорта, а доля их в импорте равнялась - 60,6 и 50,3%. На РФ приходилось лишь 1,6% всего болгарского экспорта и 14,7% импорта (поставка в основном энергетических ресурсов).

Современная Болгария считается страной, пропитанной дешевизной по всем показателям. В Болгарии самый низкий уровень зарплат, дешевая недвижимость, но которая все равно остается не по карману гражданам. Болгария числится в Евросоюзе и НАТО, но кажется, что лишь номинально. Это спокойная и невозмутимая страна пенсионеров, которая свыклась с экономическим неблагополучием. Посмотрим, как некогда активные болгары довели себя до стагнации.

2001 год

2001 год. Жизнь била ключом на переломе двух столетий. Власти пытались привлечь в страну инвестиции, и темпы роста действительно удавалось увеличить до 6% в год. Стоимость рабочей силы была низкой, низкими были налоги. Пробелами оставалась сфера образования, здравоохранения, инноваций, пенсионная система.

2007 год

В 2007-м году Болгария вступила в Евросоюз. Евроассоциация рассматривалась как лекарство от всех экономических недугов, а предшествовали тому долгие исполнения протоколов по вступлению в ЕС, проведение политических и экономических реформ. Неутомимые оптимисты, то есть всё население Болгарии на тот момент, искренне верили, что, став частью Евросоюза, они перейдут на новый уровень познания: откроется третий глаз, проснутся первые признаки гениальности.

Экономическое положение страны не улучшилось в одночасье. Наоборот, в Болгарии наступил период стагнации, который сопровождался остановкой роста экономики, повышением цен на коммунальные услуги, но, вместе с тем, сохранение зарплат на прежнем низком уровне, безработицей на уровне 12%.

2008 год

В 2008 году ударил мировой финансово-экономический кризис, однако Болгария не перешла к экстренному стимулированию роста экономики, а свыклась с бедственным положением, урезав расходы государственного бюджета.

На фоне повсеместного неблагополучия население сокращалось, хотя процесс этот наметился еще в 1989 году. Молодёжь переезжала в более развитые страны в поисках высокооплачиваемой работы и лучших условий жизни. В стране оставались люди предпенсионного возраста, и со временем, к началу 2010-х, численность населения оказалось на том уровне, на котором была в середине прошлого века.

2012 год

В 2012 году был отменен закон, согласно которому иностранцы не могли приобретать недвижимость. А с тотальным падением цен на жилье, в Болгарии начали скупать квартиры в прибрежных городах пенсионеры из России и Европы, а сама страна стала востребована лишь у тех, кто хочет перебраться в старости в тихое и спокойное местечко.

2014-2016 годы

Болгария тех лет, в свою очередь, явилась большим провалом Евросоюза, так как так и не смогла выйти на общеевропейский уровень. Сейчас же последние годы дарят новые проблемы. Для начала, это миграционный кризис, который беспокоит болгарских политиков, поскольку страна не может в полной мере организовать достойные условия жизни для граждан, что и говорить о мигрантах, которые обходятся гостеприимным странам в копеечку.

Более того, сам премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отмечал в 2014 году, что санкции ЕС против России оказали на Болгарию гораздо худшее воздействие, чем на Россию.


Почему же ЕС не помог стабилизации экономики?

Всё дело в том, что членство в ЕС как таковое не гарантирует благополучие и по-европейски высокий уровень жизни. Всё всегда в руках властей, и если они не способны собственноручно сделать жизнь в стране сносной, то никакой Евросоюз в этом не поможет. Как и не помог он Болгарии.

Если брать для контраргумента Украину, то стране повезло – ее откровенно спонсируют. Там распространено как раз таки мнение, что Евросоюз поможет. Но происходит это лишь потому, что Украина – важная политическая пешка против России. Поэтому предоставляется финансирование, кредиты. В общем, ресурсы для экономического роста идут потоком извне. Украинские власти хоть и расходуют их на другие нужды, а потому спонсорство контрпродуктивно и только повышает уровень зависимости, но сам факт неустанной помощи – налицо.

Болгарию называют страной нескончаемого кризиса, который приобрел характер стабильности и лишь поэтому не считается катастрофичным. И, как выяснилось, даже к такой угнетающей стабильности без потрясений люди привыкают.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БОЛГАРИИ

1.1 География и социальные характеристики……………………………………..8

1.2 Государственное устройство…………………………………………………...9

1.3 Общие сведения об экономике…………………………………………………10

2 УЧАСТИЕ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Экспорт, импорт. Туризм……………………………………………………….15

2.2 Внешняя политика……………………………………………………………….17

3 ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РБ

3.1 Проблемы и перспективы сотрудничества Болгарии с РБ…………..………21

3.2 Основные инвестиционные проекты и перспективные направления………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Болгария одна из более динамично развивающихся стран Центрально-Восточной Европы, член ЕС и НАТО, со стабильной экономической и политической ситуацией. Болгария пережила серьезный кризис после развала мировой социалистической системы с последующей коренной политической и экономической перестройкой. Болгария имеет все предпосылки для создания конкурентоспособной экономики и укрепления позиций на международных рынках. Это, прежде всего, богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, квалифицированная и дешевая рабочая сила, наука и относительно эффективная система образования.

Болгария имеет выгодное географическое положение: это балканская, придунайская и причерноморская страна. Положение, природные условия, историческое прошлое и важные черты современного социально-экономического развития имеют много общего с другими странами Балканского полуострова. Болгария расположена на пути важнейших морских транспортных магистралей, пролегающих от Чёрного и Средиземного морей до Атлантического океана, что позволяет ей налаживать тесные торговые отношения не только со странами Европы, но и Азии, Африки.

Трудовые ресурсы Болгарии в большинстве своём представляют собой высококвалифицированную рабочую силу, однако из-за высокого процента получающих высшее образование на рынке труда наблюдается нехватка рабочих специальностей.

Важное место в болгарской индустрии принадлежит химической промышленности, специализирующейся на производстве минеральных удобрений, соды, медикаментов, красителей, синтетических волокон, автомобильных шин, пластмасс; быстро развивается нефтехимия.

Наиболее важным сектором этой отрасли является нефтепереработка, которая сконцентрирована на огромном комбинате близ Бургаса. Это самый крупный завод по валовой продукции промышленного комплекса страны.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. Оно играет большую роль в экономике Болгарии: обеспечивает потребности населения в продовольствии, а пищевую промышленность и частично лёгкую сырьём. На долю сельского хозяйства припадает 4,6% от общего ВВП. Значительная часть сельскохозяйственной продукции идёт на экспорт. Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики.

Сегодня Болгария активно развивает внешнеэкономические связи. Республика Болгария поддерживает международные отношения с более 130 странами мира. Большая часть товарообмена приходится на страны ЕС и СНГ. Членство в таких значимых международных организациях как ЕС, НАТО, ВТО и т.д. положительно влияет на политическое и экономическое интегрирование страны в международное сообщество. Болгария является одним из экономических партнёров Беларуси и одной из популярнейших туристических стран, экономические связи активно развиваются и в течение ближайших 3-4 лет Беларусь и Болгария могут увеличить товарооборот до $400 млн. Наиболее перспективны двусторонние связи в области пищевой промышленности, энергетики, виноделия. Болгария заинтересована в увеличении поставок белорусской техники, обмене технологиями. Болгарские инвесторы готовы реализовать несколько проектов в области гостиничного и туристического бизнеса. Поэтому анализ её социально-экономического развития достаточно актуален.

Цель данной работы: проследить основные тенденции экономического развития Болгарии, выявить отличительные черты социально-экономического устройства, а также перспективные направления в торгово-экономических отношениях с Республикой Беларусь.

Задачи курсовой работы: рассмотреть экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал, а также дать характеристику производственному и не производственному сектору экономики, внешнеэкономическим связям страны.

Работа состоит из введения, трёх глав основной части, выводов, заключения и списка литературы.

В первом разделе рассматривается экономико-географическое положение Болгарии, её ресурсный потенциал, государственное устройство, а также общие сведения об экономике страны.

Во втором разделе дается характеристика внешней политики, экспорта и импорта, туризма, а также рассматривается хозяйственный комплекс страны: промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг.

В третьем разделе рассматриваются торгово-экономические отношения с РБ и основные перспективные направления.

В заключении содержатся выводы о социально-экономическом развитии Болгарии.

При написании работы использовались различные учебные пособия и Интернет сайты.

1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БОЛГАРИИ

      Географические и социальные характеристики

Болгария (официальное название – Республика Болгария) – государство в Юго-Восточной Европе, восточной части Балканского полуострова (занимает 22% его площади). Столицей является София. Население столицы составляет 1, 3 млн. человек. Административно территория страны поделена на 28 областей. Территория государства составляет 110 550 км². Граничит с Сербией и Македонией на западе, с Грецией и Турцией – на юге и с Румынией – на юге. С востока омывается Чёрным морем. Протяжённость границ составляет 2245 км, 1181 км из них – по суше, 686 по рекам и 378 км – по морю. Протяжённость автомобильных дорог составляет 36 720 км. Весьма разнообразен ландшафт Болгарии, несмотря на небольшие размеры страны. Географический центр Болгарии расположен в районе Узана.

Рельеф Болгарии неоднороден. На относительно небольшой территории страны находятся низменности, равнины, холмы, низкие и высокие горы, большое количество долин и глубоких ущелий. По территории Болгарии протекает примерно 540 рек, самыми крупными являются Дунай (формирует северную границу с Румынией), а также Марица и Искар. Болгария имеет крупные залежи марганцевой руды (на северо-востоке страны), урана (юго-запад), а также угля, меди, цинка и золота. Кроме того, на территории имеются железо, серебро, висмут, хромит, никель, многочисленные нерудные минералы, такие как каменная соль, каолин, гипс и мрамор.

Климат Болгарии – умеренно континентальный с холодной влажной зимой и теплым сухим летом. Климатические условия черноморского побережья страны приближаются к средиземноморским, а Тракийская равнина отличается степным климатом.

В январе средняя температура воздуха в Болгарии составляет -3 градуса, в июле - +23.Больше всего дождей выпадает в горах. Количество осадков в Болгарии определяется регионом (горным или равнинным).

Согласно данным Национального статистического института Болгарии, численность населения страны в 2009 году составила 7 563 710 человек. Городское население составляет 5, 4 млн. человек, или 71,4 % от общей численности населения, сельское – 2,2 млн. человек или 28,6 %. Плотность населения составляет 68,5 человек на кв. км. Большую часть населения составляют болгары, значительные этнические группы – болгары - 84%, турки - 9%, цыгане - 5%, остальные составляют 2%.

Официальным языком в стране является болгарский. Также население говорит на русском, английском и немецком языках. Религии: православие (83%), ислам (12%), другое (5%)Распространены в стране и такие религии, как иудаизм, католицизм и протестантизм.

Годовой прирост населения составляет -0,8%.

Средняя продолжительность жизни: 73,1 лет.

      Государственное устройство

Болгария - парламентская республика.

Денежной единицей является болгарский лев. 5 июля 1999 года осуществлена деноминация валюты: новый лев заменил 1000 старых. Нестабильный уровень инфляции ставит под угрозу присоединение страны к еврозоне. Болгарское правительство планировало заменить лев на евро в 2010 году. Однако эксперты предсказывают, что это может случиться не ранее 2012 год.

Конституция, принятая в 1991 году, определяет Болгарию как республику с парламентской формой управления, единое, неделимое государство с местным управлением, в котором запрещены территориальные автономные образования. В основе политической жизни лежит принцип политического плюрализма. Право и неприкосновенность частной собственности, как и право наследования также закреплены Конституцией и законодательно. Избирательное право предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, а право занимать государственную должность на выборной основе – гражданам, достигшим 21 года.

Глава государства - президент, избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет, избирается не более двух раз подряд. Главой государства Болгария и главнокомандующим вооруженными силами страны является в настоящее время Георгий Пырванов. Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи. Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Президентом Болгарии может стать гражданин страны, родившийся и живший здесь в течение последних пяти лет и достигший 40-летнего возраста. Постоянно действующий высший орган законодательной власти - однопалатное Народное собрание (240 депутатов), избирается сроком на четыре года.

Высшим судом общей юрисдикции является Высший судебный совет, который определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии, который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.

В Народном собрании (парламенте) Болгарии, избранном 5 июля 2009, представлены (по числу депутатов):

Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ),

Коалиция за Болгарию (7 партий: Болгарская социалистическая партия и другие),

Движение за права и свободы (ДПС),

Национальный союз «Атака»,

Голубая коалиция (5 партий: СДС, ДСБ и другие),

Порядок, законность и справедливость.

Высшим исполнительным органом Болгарии является Совет министров (или правительство), во главе которого стоит премьер-министр, в настоящее время Сергей Станишев. Члены Совета министров избираются парламентом на основе предложений премьер-министра и по поручению Президента.

Территория Болгарии разделена на 28 областей, одну из которых на правах области представляет София. Руководство областью осуществляется областной администрацией во главе с управляющим, назначаемым правительством Болгарии. Каждая из областей состоит из нескольких общин, являющихся основными административно-территориальными единицами Болгарии. Руководит общиной орган местного самоуправления – общинский совет.

Конституционно закрепленная свобода образования политических партий, ни одна из которых не может быть объявлена государственной, обеспечивает Болгарии многопартийную систему. В настоящее время на территории страны действуют четыре наиболее влиятельных политических партии:

Национальное движение Симеон Второй (НДСВ) – создано в поддержку участия сторонников Симеона Сакскобургского на выборах 2001 года. Председателем партии является Симеон Сакскобургский;

Союз демократических сил (СДС) – партия (с 1997 г.), ориентированная на христианские и демократические ценности; создана как движение, направленное против коммунистов (в 1989). Руководит партией Надежда Михайлова;

Болгарская социалистическая партия (БСП) – главная оппозиционная партия, образована в 1997 году на основе Болгарской коммунистической партии. В настоящее время партию возглавляет Сергей Станишев;

Движение за права и свободы (ДПС) – партия, отстаивающая интересы этнических турок под руководством Ахмеда Догана.

На сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Болгария – одна из древнейших стран современного мира. На процессы ее государственной идентификации традиционно влияли как необычайно богатое и разнообразное историческое наследие, так и то, что страна находится почти в центре пересечения различных цивилизаций. При этом население Болгарии оставалось в подавляющем большинстве православным. Эти и многие другие факторы предопределили специфику развития новейшей истории болгарского государства, взаимоотношения правящих элит и населения, государства и общества в целом. Об этом говорится в материале фонда «Современная политика» посвященном вопросам государственной идентификации современной Болгарии.

Современная история Болгарии фактически начинается со времени, когда Россия освободила болгарские земли от многовекового османского ига. Ежегодно 3 марта отмечается национальный праздник в честь победы русской армии и болгарского ополчения над турецкими войсками в 1878 году. Повсеместно сохраняются памятники благодарных болгар своим освободителям. В то же время наблюдаются труднообъяснимые метаморфозы в развитии страны и не менее труднообъяснимые цивилизационные неопределенности правящих элит.

Так, в Первую мировую войну Болгария выступала на стороне австро-германского блока, а, следовательно, против России. Однако, начиная с 20-х годов ХХ века, именно Болгария стала одним из крупнейших центров русской белой эмиграции.

В период Второй мировой войны правящие монархические круги втянули Болгарию в союз с гитлеровской Германией. Но подавляющее большинство болгар симпатизировали Красной Армии и пламенно ее приветствовали как армию-освободительницу в 1944 году.

В послевоенное время образовалась Народная Республика Болгария. Этот период был наиболее эффективным в развитии страны. Союзнические отношения с СССР позволили достичь Болгарии самого высокого уровня в экономике, культуре и во всех других сферах гуманитарной жизни за всю историю ее существования.

С 1989 года в Болгарии начались новые глубокие экономические и политические перемены. В очередной раз был взят курс на близкие союзнические отношения с Западной Европой и США. 2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года – в Евросоюз. Этот современный период развития страны явился не менее противоречивым, чем предшествующие. Факты свидетельствуют, что с вступлением в Евросоюз промышленное и сельскохозяйственное производство начало деградировать, и сократилось почти наполовину. Уровень жизни населения значительно упал, безработица является одной из самых высоких среди стран Евросоюза. Болгария фактически приобрела статус неоколониального государства, которое лишено любой самостоятельности. Более того, правящие элиты в открытую стали проводить прозападную антироссийскую политику. Дело дошло до того, что президент страны Р. Плевнелиев фактически назвал Россию одним из врагов Болгарии. В то же время, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, наоборот, всего лишь 4% болгар верят в то, что угроза национальной безопасности исходит от России, а подавляющее большинство населения предельно дружелюбно относятся к россиянам.

Таким образом, после фактического освобождения Россией Болгарии от османского ига, в период Первой и Второй мировых войн и в условиях современных «гибридных» войн, болгарское руководство и правящие элиты традиционно выступали на стороне тех политических сил, которые вели ожесточенную войну с Россией. И всегда при этом несли тяжелые поражения. Это – исторический факт. Также неоспоримым фактом является и то, что большинство болгарского народа традиционно видело в России и в россиянах своих друзей.

Однако на сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии, в том числе позиционирующие себя как евроинтеграторы объективно оценивают происходящие процессы и пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Какие наиболее вероятные пути современной государственной идентификации Болгарии? На наш взгляд, они являются следующими.

Первое. В течение всей новейшей истории, как уже отмечалось, болгарский народ традиционно позиционировал себя дружественным российскому и России. Это важное обстоятельство с точки зрения определения перспектив вектора развития всей современной болгарской политики. Политические и государственные лидеры с неизбежностью вынуждены будут учитывать мнение своих граждан. «Хочешь повести за собой людей, иди за ними», – гласит известная восточная мудрость. Нам представляется, что именно традиционно дружелюбная позиция подавляющего большинства болгарского населения предопределит реинтеграцию, а в перспективе – стратегические союзнические отношения именно с Россией.

Второе. Современная экономика Болгарии находится в глубоком системном кризисе. После вступления в ЕС, повторим, страна фактически потеряла свои традиционные отрасли производства в промышленности и сельском хозяйстве. Более чем наполовину разрушен экономический потенциал, созданный в свое время Народной Республикой Болгария. Архивыгодные и жизненно необходимые для страны экономические проекты фактически запрещаются руководством Евросоюза, другими международными организациями преимущественно по политическим мотивам. Премьер-министр Б. Борисов вынужден был признать, что «Мы находимся под прессом… Болгария продолжает платить, и была осуждена и за проект «Бургас-Александруполис», и за АЭС «Белене», и за увеличение срока работы 5 и 6 блоков АЭС «Козлодуй», а теперь и за «Южный поток».

Для Болгарии, следует отметить, «Южный поток» был наилучшим экономическим проектом, в котором она когда-либо участвовала. Все потеряно. И все из-за неоколониальной политики Евросоюза, куда Болгария в свое время так настойчиво стремилась вступить. Вероятно долго продолжаться такая евроинтеграция не сможет, поскольку носит явно антиболгарский характер. В стране все больше вспоминают более справедливый уровень взаимоотношений в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), СССР и России. Как свидетельствуют социологические опросы, все больше болгар проявляют интерес к экономической реинтеграции именно с Россией. Именно эьим и может быть обоснована недавняя инициатива правящей евроинтеграционной партии ГЕРБ по выдвижению кандидатуры Димитара Радева на пост управляющего Болгарского Народного Банка (БНБ) лояльного РФ и настроенного налаживать экономические отношения прежде всего с представителями российских бизнес элит.

Третье. Необычайно важный духовно-цивилизационный фактор. Болгария – православная страна. Она сохранила православные ценности и веру даже в условиях многих столетий жестокого османского ига. В современных условиях, когда начался процесс «столкновения цивилизаций», люди ищут своих духовных братьев по вере, ментальности, аксиологическому восприятию образа жизни. Более чем очевидно, что деградирующий западный гуманизм не соответствует духовным традициям болгар, а исламские ценности для них, как известно, неприемлемы. Духовная идентификация современной Болгарии возможна только с Россией как центром современного православного мира. Эта – аксиома, которая также с неизбежностью будет способствовать реинтеграции Болгарии и с другими православными странами. Здесь мы имеем дело с наличием жесткой дихотомии: либо следовать православной традиции, либо стать на путь нового, уже не османского, а «евроатлантического» порабощения. Складывается ситуация в формуле: «Tertium non datur» – третьего не дано. Имеются и другие факторы, которые говорят, что в перспективе в стратегических интересах Болгарии и России целесообразно идти по пути не просто восстановления дружеских, а братских, взаимовыгодных отношений хотя бы на уровне тех, которые уже существовали ранее.

Таким образом, современная Болгария в настоящее время переживает сложнейший период своей государственной идентификации. Скорее всего, традиционное для Болгарии противостояние правящих элит и большинства народа будет преодолено. Это, в свою очередь, даст шанс стране стать реально независимой и процветающей.

Болгарская конституция 1991 года, которая учредили парламентскую республику, обеспечивала многопартийную парламентскую систему и свободные выборы, всеобщее избирательное право.

Главой Болгарского государства является избранным президентом, а главой правительства является премьер – министр, избираемый крупнейшей парламентской группой. Для входа в Национальную ассамблею партии и избирательные коалиции должны получить не менее 4% голосов.

Совет министров находится под председательством премьер – министра. Совет является основным органом исполнительной ветви власти.
Мэры и советники местных муниципалитетов избираются, а губернаторы назначаются Советом министров. Существуют также независимые судьи (судебная ветвь власти).

Лидерство и политические деятели

Испытала значительные нарушения в политике в период 1990 – х годов. Постсоциалистическое правительство часто менялось, а два парламента не смогли сохранить своих четырёхлетних мандатов.

Растущее недовольство правительством из – за его неспособности осуществлять постсоциалистическую реструктуризацию экономики. В результате этого, активность избирателей снизилась с 83% (во время парламентских выборов в 1991 г) до 59% на момент выборов в 1997 году.

Более чем 35 политических партий и коалиций было зарегистрировано на парламентских выборах в период 1990 – х годов, но только небольшая часть из них получила достаточное количество голосов для прохождения в парламент.

В политике преобладает Союз демократических сил, антикоммунистическая коалиция, которая стала партией в 1997 году, а также Болгарская социалистическая партия, являющаяся преемницей Болгарской коммунистической партии.

Ещё одна партия, играющая важнейшую роль в парламентской политике – это Движение за права и свободу, которая обычно отождествляется с турецким национальным меньшинством в Болгарии.

Несмотря на разочарование, многие болгары продолжают надеяться на то, что правительство сможет решить государственный и социальные проблемы, а также сможет обеспечить достойную жизнь гражданам, как это было в эпоху социализма.

Социальные проблемы и контроль в Болгарии

Формальные системы для решения проблем с преступностью включают в себя законы, полицию и суды. В постсоциалистический период, когда преступность вышла из – под контроля, полиция в лучшем случае считалась неэффективной, а в худшем – участвовала в быстро растущей преступности.

Наиболее распространёнными зарегистрированными преступлениями являются хищение собственности и угон автомобилей, в то время как обвинения в коррупции также были широко распространены.

Ещё одно распространённое мнение касалось того, что определённые секторы экономики находились под контролем, так называемых, мафиозных групп, которые вели свою деятельность незаконным путём.

Обычные граждане зачастую чувствовали себя беспомощными, так как были не в состоянии что – либо сделать в этой, почти безвыходной ситуации бесконтрольного поведения криминальных элементов.

В некоторых сельских общинах, где отсутствовала формальная система социального контроля, продолжались предприниматься действия по решению проблем, таких как гибель урожая от животноводства, а местные власти выступали в качестве посредников в спорах.

Военная активность

Все болгарские мужчины обязаны нести воинскую службу, хотя не принимала непосредственного участия в военных конфликтах со времён Второй Мировой войны.

В 1990 – е годы срок воинской службы сократился, частично в связи со стоимостью. Началось движение к добровольной армии. Военные расходы сократились с 4,6 % от валового внутреннего продукта в 1988 году до 1,8% в 1996 году.

Социальное обеспечение и программы реформ

В социалистическую эпоху социальные гарантии Болгарии включали в себя пенсии, здравоохранение, декреты и гарантии по трудоустройству. Некоторые услуги преследовали идеологические цели, такие как дневной уход, который позволял женщинам становиться частью рабочей силы.

Экономический статус многих домохозяйств и семей значительно снизился в период постсоциализма, так как росла безработица, а покупательская способность, выплаты и пенсии, наоборот, неуклонно снижались.

Между тем, скудное финансовое состояние правительства не позволяло поддерживать те отрасли, которые раньше пользовались большим вниманием со стороны власти. Негосударственные организации (НПО), такие как Красный Крест Болгарии, участвуют в мероприятиях по поддержке детских домов, а также они занимаются питанием бездомных детей.

Другие развивают гражданские права или же способствуют межэтнической и межрелигиозной терпимости. Тем не менее, деятельность НПО ограничивается экономическими обстоятельствами и полагается на иностранное финансирование.

Некоторая зарубежная поддержка для НПО является результатом их предполагаемого статуса как демократических институтов, являющиеся частью гражданского общества, которого, как считалось, не хватало в эпоху социализма. Таким образом, НПО, безусловно, нуждаются в поддержке.

Неправительственные организации и другие объединения Болгарии

Совсем немного независимых организаций существовало при социализме в Болгарии. Ранее зарегистрированные группы были включены в государственные структуры или же вовсе исчезли. Недавно сформированной организацией является экологическая организация, например, Ecoglasnost, который сыграл свою роль в политических изменениях 1989 года.

Количество НПО значительно возросло после распада социалистического режима в Болгарии. Эти организации занимались решением таких проблем, как охрана окружающей среды, экономическое развитие страны, защита прав человека, социальное обеспечение, здравоохранение, искусство и образование.

Большинство НПО полагается на финансовую поддержку со стороны источников, находящихся за пределами Болгарии, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности или в организации демократических институтов. Многие НПО были созданы городскими профессионалами, хотя некоторые группы существуют и в сельских районах.

Массовая мобилизация вокруг экологических проблем, которая наблюдалась в 1989 году, несколько снизилась, поскольку многие люди в то время боролись за выживания в условиях сложнейшей экономической ситуации.

В целом, влияние НПО на жизнь людей ограничивается их незначительными размерами, а также ограничением их финансирования. Также НПО в некоторых кругах вовсе отказываются признавать значительными для общества организациями.

Другие организации включают в себя профсоюзы и профессиональные объединения.