Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Мнения о вопросах реновации: хорошо это или плохо? Почему реновация незаконна и что с этим делать

Мнения о вопросах реновации: хорошо это или плохо?

Не так давно Государственной Думой РФ был принят законопроект, который предполагает снос старых пятиэтажек и переселение жильцов в новые многоквартирные дома. На первый взгляд - это очень удачное решение, предоставляющее большое количество возможностей. Но на этот счёт мнения рознятся, поскольку данный законопроект вызвал шквал эмоций и протестов, большинство людей указывали на то, что у проекта нет юридического основания, что всё это - большая афера.

Что говорят юристы ?

Юристы полагают, что от данного законопроекта стоит отказаться как минимум по следующим причинам:

Процедура реновации проводится через изменения закона «о статусе столицы России», однако юридически реновация никак не связана со столичными функциями, таким образом, этот процесс необходимо проводить по всей стране, а не только в Москве;

В законе умело убрали слово «изъять», хотя, по мнению большинства, именно это и собираются сделать московские власти, а какие гарантии? Точных гарантий в законе не прописано;

Развитие города предусмотрено определёнными планами, Москва - не исключение. В столице действует закон о генеральном плане, который предусматривает все вопросы использования земли и так далее. Однако проект данного закона предусматривает такие ситуации, когда некоторые детали заранее намеченного плана могут быть опущены, что не является правильными с точки зрения закона.

Таким образом, мнения юристов достаточно пессимистичны, однако следует заметить, что по данным опроса о том, нужна ли реновация Москве, только 20 % жителей таких пятиэтажек ответили «против».

Что думают архитекторы? Почему появилось два лагеря?

С точки зрения архитекторов здесь появилось два противоборствующих лагеря, кто-то из них критикует проект по причинам непродуманности и нерациональности, другие же считают, что реновация - это самый настоящий прорыв, дающий огромное количество возможностей как для жильцов, так и для строителей, архитекторов и дизайнеров.

Главные преимущества программы, по мнению ведущих архитекторов России, заключаются в следующем:

Возможность избавиться от старого и рыхлого строительства, которое отживает последние годы. Конечно, такие дома, построенные во времена Хрущёва, прослужили очень хорошую и довольно-таки долгую службу, но всё хорошее рано или поздно заканчивается;

Возможность украсить улицы Москвы, сделав её более технологичной и современной;

Также это отличный шанс для молодых и амбициозных архитекторов и дизайнеров, строителей проявить себя.

Противники программы выделяют следующие минусы:

Самый главный и явный недостаток программы реновации заключается в том, что на месте 25 млн кв. м будет создано более 60 млн площади для заселения, куда планируется переселить более 3 миллионов людей. Из-за такого резкого наплыва жителей коммунальные системы могут не справиться. Строительство новой жилой площади требует полного обновления всех градостроительных систем города, потребуется увеличивать потоки транспорта, расширять инфраструктуру;

Также рост населения приведёт к тому, что в городе не останется места под парковые зоны и спортивные площадки.

Таким образом, вопросы реновации - это достаточно спорные моменты. Сколько людей, столько и мнений. Однозначно ответить на вопрос, хорошо это или плохо, сейчас нельзя. Законопроект только вступил в силу, планируется, что через 20 лет пятиэтажных старых домов на территории Москвы не останется, остаётся только ждать.

Власти Москвы уверяют потенциальных участников программы реновации, что перемены для них будут только к лучшему, обещая взамен хрущевок «равнозначные» квартиры с современными планировками и даже полной отделкой. Однако у экспертов и у самих будущих переселенцев имеется немало вопросов к программе, Инфокс выбрал из них самые острые.

Куда собираются переселять жителей хрущевок?

Бывшие промзоны и невостребованные квартиры в новостройках на юге и юго-востоке Москвы – вот что предлагают власти Москвы переселенцам взамен их старых «хрущевок».

Власти Москвы нашли примерно 150 площадок, где теоретически могли бы быть построены дома для переселенцев из хрущевок. Из этого пула для жилищной застройки однозначно пригодны 100 участков, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник в мэрии. Большая часть этих площадок расположена на востоке и юго-востоке столицы – там же, где и находится большинство хрущевок.

По данным мэрии, старый жилой фонд на востоке столицы оценивается в 5,7 млн квадратных метров (на которых проживает 357 тысяч человек), на юго-востоке – в 3,87 млн квадратных метров (242 тысячи человек). На юго-востоке и востоке города много бывших промзон, что облегчит процесс вовлечения земель под жилищное строительство.

При этом для первой волны переселенцев, которым чиновники рассчитывают выдать ключи от новых квартир уже осенью, начнут подыскивать построенное жилье, находящееся в собственности мэрии и подконтрольных ей застройщиков, либо выкупать площади в новостройках у девелоперов.

По данным риэлторов, в уже сданных новостройках нераспроданными остаются почти 200 тысяч квадратных метров. Девелоперы однозначно выиграют от программы реновации, поскольку от продажи городу невостребованных квартир они смогут выручить почти 35,5 млрд рублей, сообщили «Коммерсанту» участники рынка.

Эксперты «Метриум Групп» не исключают, что людей . Больше всего рискуют собственники в тех округах Москвы, в рамках которых возможно расселение в любые районы (ЦАО, ТАО, НАО, ЗелАО). Схожие риски и у владельцев неоднородных районов, которые окружены противоречивыми локациями. Например, пятиэтажки в Царицыно могут расселить в прилегающее Чертаново, а из Южного Тушино – в Митино (за МКАД). С этим же связан риск проигрыша в цене. В менее удачной локации стоимость альтернативной квартиры может оказаться меньше, чем во вторичных «хрущевках» в более ликвидном районе. Так, в Кузьминках средняя стоимость «квадрата» в хрущевках - порядка 145 тысяч рублей. В соседнем Люблино средняя цена в новостройке составляет лишь 132 тысячи рублей.

А если собственники против?

На недавнем закрытом совещании в мэрии, содержание которого утекло в СМИ, вице-мэр Анастасия Ракова, курирующая в Москве внутреннюю политику, безапелляционно заявила: «Весь негатив подожжен оппозицией, он выдуман». Чиновница указала на необходимость снизить накал общественного мнения вокруг проблемы сноса домов. «К концу июля тему реновации надо погасить, должна остаться только тема, кто куда переезжает. А те, кто в программу не попал, будут локти кусать. Всегда надо делать что-то дефицитное, наш советский народ любит дефицит», - приводит слова Раковой Znak.com .

В случаях, когда 30-40% жителей выступают против сноса и переезда, вице-мэр не рекомендовала чиновникам пытаться переубедить активистов, а вычеркивать такие дома из программы.

При этом «молчунов» власти собираются записывать в выступающих за снос, следует из выступления Раковой.

Она также предупредила, что некоторые люди, которые согласятся на переезд, будут пытаться «злоупотребить правом», «требовать показать все варианты», и что поддаваться на такое давление недопустимо. «Это не программа улучшения жилищных условий, это программа уменьшения аварийного фонда. Улучшение жилищных условий только для очередников, пусть хоть десять семей в квартире живет, хоть больные туберкулезом. Иначе вся программа пролетит», - цитирует Ракову Znak.com.

Как следует из слов Раковой, не стоит ждать чуда от программы реновации и жителям коммунальных квартир. Один из глав управ спросил ее, войдут ли коммуналки в программу, и будут ли расселять живущих там в отдельные квартиры или в новые коммунальные квартиры. «Решения по коммунальным квартирам пока нет, оно в стадии разработки. Если расселять коммуналки, это будет огромный объем. Пока коммуналки не в программе реновации, по ним будет принято отдельное решение», - ответила вице-мэр.

Желая избежать усиления протестных настроений перед выборами, мэрия совершает ошибки, которые как раз могут привести к вспышкам массового недовольства вокруг программы реновации в Москве, сообщил порталу политолог Аббас Галлямов. По его словам, ошибки мэрии и «шапкозакидательские настроения» чиновников могут «раскачать протест так, что и Навальному не снилось».

В чьих интересах проводится программа реновации?

Небывалую для городской повестки мобилизацию москвичей отмечает также ведущий специалист кафедры территориального развития им. В.Л.Глазычева РАНХиГС Петр Иванов. Так, в Facebook-группе «Москвичи против сноса» уже порядка 10 тысяч пользователей - жителей, активистов, муниципальных депутатов, журналистов, профессионалов.

Союзы архитекторов Москвы и России выступили с жесткой критикой законопроекта, их поддержали и в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте. Ведущие эксперты в области градостроительства и урбанистики также выступают с неприятием этого законопроекта.

«Горожане не хотят, чтобы у власти была возможность отнять их честно заработанные и с любовью обжитые дома», - пишет эксперт в статье, опубликованной на портале РБК , подчеркивая, что снос пятиэтажек означает демонтаж института частной собственности.

По мнению Иванова, принятие закона о сносе пятиэтажек приведет к тому, что и без того мало чем ограниченные застройщики Москвы получат полную власть над землей в городе. «Фактически любой приглянувшийся стройкомплексу участок земли можно будет бесконтрольно застроить», - считает эксперт.

Тем не менее, 20 апреля Государственная дума одобрила в первом чтении пакет поправок в федеральное законодательство о статусе Москвы - так называемый законопроект о реновации. Ключевые новеллы законопроекта о реновации подразумевают следующее: во-первых, вводится понятие «зона реновации», границы которой назначает исполнительная власть. Все объекты капитального строительства в зоне реновации подлежат сносу.

Во-вторых, в случае если там располагаются жилые дома, то собственнику квартиры исполнительная власть предлагает один-единственный вариант переезда. Если собственник не переезжает в предложенную квартиру добровольно в течение 60 дней, его выселяют решением суда. При этом, отмечает Петр Иванов, «собственнику предлагается в качестве компенсации не равноценная, то есть имеющая ту же самую стоимость, квартира, как того требует Конституция, а «равнозначная», то есть обладающая таким же метражом жилой площади».

В-третьих, законопроект подразумевает, что в зонах реновации отменяется действие всех градостроительных и земельных регламентов, отменяются строительные нормы и правила. Застройщик, входящий в зону реновации, не имеет никаких законодательных ограничений своей деятельности.

В-четвертых, создается некий Фонд содействия реновации, в уставную деятельность которого входят покупка и продажа недвижимости, а также осуществление строительной деятельности. Юридически фонд субсидиарен правительству Москвы. По сути, создается государственный девелопер и риелтор.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы, также принятые в этом году, «закрепили существующие феодальные отношения и дали право аристократам Стройкомплекса как угодно распоряжаться городской землей», пишет Иванов. «Однако еще оставалась земля под домами жителей, которая на тот момент была недосягаема для девелоперов. Это досадное недоразумение и призван изменить закон о реновации», - резюмирует он.

Петр Иванов также указывает на «спекулятивный характер» утверждения, что законопроект направлен на снос «ветхого» и «морально устаревшего жилья». «Законопроектом не даются определения того, что такое «ветхое» и, тем более, что такое «морально устаревшее» жилье. Российское право таких категорий не знает. Есть категория «аварийное жилье», есть процедура признания дома аварийным и его последующего сноса и расселения. Все необходимые законы и регламенты для работы с аварийным жильем у нас уже есть. К тому же вопреки разговорам о хрущевках как о «временном» жилье большинство из них строилось с расчетным сроком эксплуатации в диапазоне 75–120 лет. Многие еще и половины срока не простояли», - аргументирует эксперт.

Сносить нельзя реконструировать?

Хрущевки есть не только в России, но и в ряде стран-членов почившего в бозе Варшавского договора. Только в восточном Берлине возвели панельных домов более чем на 250 тысяч квартир. В наше время во многих бывших социалистических странах действуют государственные программы реновации панельных домов.

Так, в немецких городах Галле и Лайнефельде устаревший жилой фонд был реконструирован по проектам архбюро Stefan Forster Architekten. При этом менялся не только внешний вид домов, но также уменьшалось количество квартир, они становились более просторными. Некоторые из этих работ получили различные архитектурные премии. Самым ярким примером реконструкции в Лайнефельде стало превращение старого панельного дома «Платтенбау» длиной 180 метров в отдельные многоквартирные виллы.

Программа реновации хрущевок успешно реализуется и в Эстонии. Она осуществляется через жилищные товарищества. Как правило, у домов реконструируют фасады, меняют крыши. Такой «апгрейд» прошла большая часть хрущевок в стране. Сносить хрущевки не планируется и в Литве, даже наоборот, выделяются средства, в том числе и Евросоюзом, на реновацию домов.

Опыт реконструкции жилых домов с надстройкой дополнительных этажей имеется и в Москве. Первым реконструированным таким образом домом стала четырехэтажка на улице Мишина на севере столицы. Все работы проводились без отселения жильцов.

О начале эксперимента по надстройке кирпичной четырехэтажки 1956 года без отселения жильцов власти Москвы объявили в мае 2013 года. После реализации проекта в доме № 32 по улице Мишина к имеющимся 16 квартирам добавились 30 новых квартир, которые отошли жителям дома, финансировавшим строительство. В доме также появился лифт, мусоропровод, были заменены все инженерные коммуникации.

Чем закончится программа реновации?

Программа реновации жилья бурно обсуждается в блогах и соцсетях. Многие граждане высказывают вполне резонные опасения, что сносом хрущевок столичные власти откроют ящик Пандоры. «Сегодня снесли пятиэтажки. Завтра решат отправить под снос девятиэтажки, потом двенадцати, потом выяснится, что и в девяностые понастроили не так, как надо. Да и в нулевые. И в десятые. Дальше поймут, что пока сносили последнее, переселённые жители пятиэтажек теперь уже живут в морально и физически устаревших домах, и круг запустится по новой. Если вам это не напоминает строительство собачьих будок, курятников и хлевов для скотины - то я даже не знаю, с чем это ещё сравнить», - возмущается один из известных блогеров.

Исходя из всего сказанного очевидно одно: выбраться из реновационной истории без потерь у власти уже не получится. Самым оптимальным сценарием выглядит отказ от «зон реновации», где перестают действовать законы и правила, публикация точного списка домов, которые власть хочет снести. Это позволило бы снять тревогу и панику у большинства жителей. Однако пока действия правительства Москвы говорят лишь о неготовности к диалогу с обществом и упорном следовании каким-то своим, не очевидным на данный момент интересам.

Закон города Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» предусматривает 13 гарантий жителям пятиэтажек:

1. Добровольность. Участие в реновации - только по решению собственников и нанимателей квартир. Решение принимается 2/3 голосов собственников и нанимателей.

2. Отказ от участия в программе - в любое время до момента заключения первого договора мены. Решение об отказе принимает общее собрание собственников и нанимателей квартир.

3. Равнозначная квартира: количество комнат - не менее чем в старой квартире. Жилая площадь - не менее жилплощади в старой квартире. Общая площадь - больше, чем в старой квартире за счет более просторных помещений общего пользования (кухня, прихожая, коридор, ванная, туалет).

4. Новая квартира - бесплатно и в собственность. По желанию владельцы неприватизированных квартир смогут сохранить социальный наем.

5. Переселение - только в своем районе. Гарантируется предоставление новой квартиры в том же районе (кроме Зеленограда и ТиНАО, где переселение возможно в пределах административного округа).

6. Улучшенная отделка. Новые квартиры будут пригодны для проживания без дополнительных ремонтных или отделочных работ.

7. Улучшение жилищных условий очередников. Очередники получат вне очереди новые квартиры по нормам предоставления жилплощади в зависимости от состава семьи. Двух переездов не потребуется.

8. Освобождение от взносов на капитальный ремонт: с момента включения дома в Программу реновации. Ранее собранные средства будут направлены на строительство новых домов.

9. Не устраивает равнозначная квартира - можно получить равноценную квартиру или денежную компенсацию. Размер компенсации будет равен рыночной стоимости старой квартиры.

10. Помощь в переезде. В 2018 году помощь в переселении для всех категорий граждан осуществляется по заявкам, подаваемым в управу района (для ТАО и НАО - в префектуры округов). Основание - постановление Правительства Москвы от 19.06.2018 №577-ПП.

11. Полноценное возмещение собственникам нежилых помещений. Собственники нежилых помещений получат возмещение стоимости своей недвижимости по рыночной цене или равноценное нежилое помещение.

12. Комфортная городская среда и качественные дома:

  • монолитные дома или современная панель;
  • возможность проведения перепланировки квартир;
  • остекление балконов и лоджий;
  • минимум лестниц - удобный вход в подъезд для инвалидов, пенсионеров и мам с колясками;
  • грузовые и пассажирские лифты;
  • удобные улицы и парковки;
  • широкие тротуары;
  • зеленые дворы и парки;
  • социальные объекты в шаговой доступности.

13. Налоговые льготы. Владельцы квартир в домах, включенных в Программу реновации, освобождены от уплаты следующих обязательных платежей:

  • госпошлина за регистрацию прав на жилое помещение;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) при обмене старой квартиры на новую.

При продаже квартиры, полученной по Программе реновации, в срок владения, который влияет на НДФЛ, будет включен срок владения жилым помещением в сносимом доме (ст. 217.1. пункт 2 Налогового кодекса РФ).

Кампания мэрии по разработке и продвижению программы реновации пятиэтажек в самом разгаре. Пока сам законопроект «О реновации...» ждет в Госдуме второго чтения, правительство Москвы уже за и против сноса с 15 мая, а на первые проектные работы в бюджете уже выделены 96 миллиардов рублей. The Village попросил юристов и специалиста по проблемам законотворчества оценить, не выходят ли поспешные действия властей за рамки закона.

Какую юридическую силу имеют голосования в «Активном гражданине», МФЦ и собрания собственников дома по поводу сноса?

Сергей Панченко

юрист, член Московской городской коллегии адвокатов «ФОРТ», колумнист Forbes Russia

Есть ли противоречия в проекте закона «О реновации»?

Екатерина Шульман

специалист по проблемам законотворчества, доцент Института общественных наук РАНХиГС, колумнист «Ведомостей»

Закон предполагает внесудебный отъем частной собственности, не связанный ни с чрезвычайной необходимостью - антитеррористической операцией, аварийным состоянием здания, ни с масштабными национальным проектами вроде Олимпиады. Можно сказать, последняя была пробным камнем, и сейчас Олимпиада пришла в Москву. Это хорошо показывает, что нельзя изменять законодательную ткань на отдельных территориях - потом противоречия неизбежно распространяются на всю страну. Остальные моменты уже вторичны: в законе не оговорена судьба взносов за капремонт, которые люди уже заплатили. В нем вообще отсутствует упоминание собственников коммерческих помещений, нет также очередников, жильцов коммуналок, общежитий. Текст закона подписан группой депутатов, избранных от Москвы. По моему опыту, такие законы пишутся в органах исполнительной власти и близких к ним организациях. Стилистически закон больше похож на административный приказ, написанный правовым департаментом мэрии. Возможно, часть писали и юристы крупных девелоперов.

Расселение старого жилого фонда - игра с известными условиями вот уже десятки лет. Это про отношения собственника и застройщика: у тебя пытаются купить недвижимость, ты хочешь ее подороже продать. Если согласишься сразу - продешевишь, если слишком поздно - твое жилье просто сожгут. Такова была практика, и в ней не было интересов государства. Сейчас это именно государственная программа по принудительному переселению.

На мой взгляд, такого рода законопроекты вообще не должны приниматься в первом чтении. Возможно, кампанию пролоббировал Стройкомплекс Москвы, который остро нуждается в деньгах из-за своей закредитованности. Либо у мэрии полностью сломались все каналы обратной связи и они ожидали восторга населения.

Вы наверняка видели фотографии китайских особняков на пути у хайвеев. Во всем мире эти проблемы решают смесью подкупа и давления - насколько позволяет уровень криминально-правовой культуры в стране. Соединенные Штаты, Франция, страны Латинской Америки регулярно сталкиваются с проблемой ликвидации гетто, старых неблагополучных районов. Чаще всего это проблема муниципальных властей. Последние не идут в федеральный центр и не просят изменить под их ситуацию все федеральное законодательство, не отменяют право частной собственности в каком-то конкретном месте, просто потому что оно понравилось застройщикам.

Можно ли сейчас выделять 96 миллиардов, если еще не приняты ни закон, ни сама программа реновации?

Марина Ивлиева

юрист, завкафедрой финансового права МГУ, партнер «Пепеляев Групп»

Выделенные 96 миллиардов, как указано в поправке к закону о бюджете, проходят не по госпрограммам, а по так называемой «ведомственной структуре расходов» на цели «финансового обеспечения вопросов, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы...». На мой взгляд, здесь присутствует нарушение статьи № 65 Бюджетного кодекса РФ: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством» - это значит, что пока нет расходного обязательства, нельзя формировать расходы. В нашем случае на момент принятия поправки в бюджет отсутствует закон, который давал бы мэрии Москвы полномочия на реновацию, под которую были запланированы эти расходы на 96,5 миллиарда рублей. Поправки в бюджет, предусматривающие увеличение расходов, могли возникнуть только после подписания закона президентом.

Прокуратура должна была предъявить претензии к этой поправке в бюджет - в порядке нормоконтроля - по статьям № 9 и № 9.1 Федерального закона «О Прокуратуре...». Счетная палата обычно контролирует только по факту - когда деньги уже израсходованы. Еще можно оспорить принятые поправки в судебном порядке, но заявителю придется доказывать нарушение его прав именно принятыми поправками, что в данном случае может быть неочевидно для суда.

Программа замены почти всех пятиэтажек Москвы на новостройки претендует на статус крупнейшего градостроительного проекта постсоветской России. В ближайшие годы в столице планируется снести дома общей площадью 25 миллионов кв.м, в которых проживают 1,6 миллиона человек. Российское агенство правовой и судебной информации (РАПСИ) провело комплексное расследование о причинах появления этой программы, ее плюсах и минусах для простых жителей, а также возможных альтернативных сценариях, решающих проблему и минимизирующих негативные эффекты.

Приводим этот анализ для наших читателей.

О начале разработки программы реновации жилья в Москве стало известно 21 февраля. Речь идет о сносе 25 миллионов кв.м., по словам мэра столицы Сергея Собянина, «некомфортного, по большому счету, ветхого жилья», и строительства на их месте, предположительно, 35,14 миллиона кв.м нового жилья.

На сайте Госдумы 10 марта появился разработанный группой депутатов законопроект, призванный максимально облегчить реализацию этой задачи. Документ разрешает в Москве сносить пятиэтажки и «конструктивно аналогичные» дома группами, по усмотрению властей. Переселенцам предлагается давать «равнозначное» жилье в том же или соседнем районе Москвы.

Эксперты считают, что расселение пятиэтажек по новой программе займет от 8 до 20 лет. В последние годы в Москве строилось примерно по 5 миллионов квадратных метров в год, что позволяло обеспечить квартирами около 200 тысяч человек. Если будет сохранен подобный темп и все построенное жилье будет отдаваться исключительно переселенцам, то каждый житель сносимых хрущевок получит новую квартиру в течение восьми лет.

Очевидно, что это практически невыполнимые условия, а значит, в действительности, данный процесс затянется приблизительно лет на 15–20. По имеющейся на данный момент информации, скорее всего, к осени 2017 года будут выбраны территории, которые лучше сносить в первую очередь. Критерием выбора может служить как местоположение домов, так и серии зданий, во многих из которых износ не превышает 50% и они вполне способны функционировать без проблем больше 20 лет, тогда как другие находятся на грани аварийного состояния.

Эксперты делят хрущевки на три типа: блок, панель, кирпич. Логичнее всего начать снос с самых дешевых панельных домов. Их больше всего в Кузьминках (примерно половина жилого фонда), Капотне, Царицыне, Зюзине (примерно по трети жилфонда) и Северном Измайлове (примерно четверть). На втором месте по стоимости и качественным характеристикам - блочные дома. Их больше всего в Зюзине, Бескудникове, Марьиной Роще, Останкине и Капотне (примерно 20–30% жилфонда в этих районах).

Кирпичные пятиэтажки считаются самыми качественными объектами периода индустриального домостроения. Они вполне могут простоять еще не менее 20 лет. Тем более, что основная концентрация их располагается на окраинах столицы, где не так экономически выгодно сносить старые дома и строить новые, как в центре Москвы. Больше всего таких квартир в Силине, Марфине, Нижегородском, Измайлове и Южном Тушине. Однако, скорее всего, чиновники будут ориентироваться, в первую очередь, не на качество домов, а на место их расположения. Первым делом под снос, вероятно, попадут те здания, которые стоят на наиболее ценных столичных землях. Строительство жилья на месте снесенных пятиэтажек в центральных и других элитных районах столицы позволит оперативно продать квартиры в новостройках по высокой цене, что может быстро перекрыть затраты на переселение жильцов. Причем снести могут даже сталинки, что позволяет неопределенность формулировки в законопроекте - «аналогичных по конструктивным характеристикам». Документ дает возможность чиновникам в любой момент самостоятельно определять и корректировать перечень серий и шифров домов «первого периода индустриального домостроения», подлежащих сносу.

На данный момент известно, что первым делом планируется сносить дома серий I-515, I-510, однако этот план может быть в любой момент изменен.

ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОЙ ПРОГРАММЫ

Вопрос о сносе хрущевок на встрече Собянина с президентом возник не случайно. После подсчета баланса годового бюджета за 2016 год, крайне успешного года для Москвы, вопрос о необходимости запуска второго этапа программы сноса всех пятиэтажек в столице поднимался все чаще.

В начале февраля 2017 года на заседании совета муниципальных образований с участием Собянина об этом заявили муниципальные депутаты, а на заседании Мосгордумы 13 февраля уже городские депутаты объявили о намерении направить специальное обращение к мэру Москвы по сносу пятиэ​тажек.

Однако 10 февраля руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин говорил, что старт второго этапа программы «не просто крайне сложен, но и практически невозможен». Среди трудностей он выделял «и отсутствие стартовых площадок для переселения, и необходимость совмещения интересов жителей, инвесторов и города, а также крайне неудовлетворительное состояние внутриквартальных инженерных сетей, которые необходимо полностью перекладывать».

Кроме того, до сих пор не завершена почти проваленная первая программа сноса пятиэтажек. Она была утверждена еще в 1999 году, когда планировалось демонтировать 1722 ветхих дома за 10 лет. Однако же, процесс не завершен по сей день, спустя 18 лет. Осталось снести еще 71 хрущевку.

Кроме того, еще недавно городские власти утверждали, что при современном капитальном ремонте дома хрущевки несносимых на тот момент (в т. ч. все тех же I-515, I-510) серий могут прослужить до 150 лет.

Именно большие проблемы с реализацией программы капремонта в Москве эксперты называют одной из важнейших причин, почему столичные власти могут быть сильно заинтересованы в массовом сносе старого жилья.

По данным Росстата, жилищный фонд Москвы составляет около 234 миллионов кв. м. Согласно данным программы «Жилище» на 2012–2018 годы, половина жилых домов в городе нуждается в капремонте. В реальности, за это время в Москве было отремонтировано лишь несколько десятков домов. Подсчитав инвестиции в капитальный ремонт, чиновники обнаружили, что дешевле построить новое жилье, чем ремонтировать имеющееся.

Согласно Жилищному кодексу, жильцам, чьи дома включат в программу сноса, должны вернуть уплаченные взносы. Однако, мэр Москвы уже объявил, что «те взносы (на капремонт), которые граждане заплатили, мы пустим на реновацию этих кварталов, они пойдут для того, чтобы ускорить программу строительства новых домов». Соответственно, возврата уплаченных на ремонт сносимых домов средств ждать не стоит.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В большинстве случаев на месте снесенных хрущевок появятся новые дома высотой около 20 этажей. Собянин пояснил, что речь идет о монолитных домах либо «панелях» нового поколения. После сноса пятиэтажек в новые квартиры переедет 1,6 миллиона человек. На большую площадь могут претендовать очередники, которых в хрущевках около 25 тысяч (примерно треть от общего числа очередников в городе).

По официальной версии, переселенцам предложат «благоустроенное жилое помещение». По словам столичного мэра, количество комнат не изменится, а жилая площадь будет не меньше, чем в старых квартирах. Однако общая площадь увеличится примерно на 20% за счет кухонь, с 6 до 8 и более кв.м., и санузлов.

Первоначально говорилось, что расселение будет происходить поквартально По словам министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, жильцов сносимых домов будут переселять в маневренный фонд, а освободившаяся территория будет застраиваться.

Однако по последним данным, озвученным Собяниным, «не будет никакого временного переселения, из старых пятиэтажек жители будут переезжать сразу в новые квартиры». Мэр пояснил, что программа будет работать по принципу «волнового переселения»: «Жители получают новые квартиры - расселенные пятиэтажки сносят - на их месте строят новые дома - квартиры в них получают жители следующих пятиэтажек, и так по цепочке», - утверждает Собянин.

Москвичи могут переехать в другой район только по собственному желанию (за исключением жителей Центрального и Зеленоградского АО, а также ТиНАО, которых планируется расселять в пределах своего административного округа).

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На неприятные размышления наводит тот факт, что пока практически ничего не говорится про социально-пространственную модель реализации программы. А ведь при заявленных масштабах проекта это должна была бы оказаться программа пространственной трансформации города. Московские власти получают беспрецедентный шанс изменить лицо города, перестроить его, согласно новейшим требованиям и достижениям урбанистики, превратив столицу в один из ведущих городов мира. Для этого есть почти все ресурсы и возможности. Однако же, судя по полному молчанию на этот счет, тема трансформации города, как единого урбанистического пространства, даже не рассматривается. Более того, нет никакого намека даже на то, что на месте пятиэтажек будут парковые зоны. Появление же на месте относительно свободно стоявших пятиэтажек высотной застройки грозит радикальным ухудшением, в частности, транспортной ситуации внутри ТТК и на подъездах к нему. Да, новые квартиры, видимо, будут более современные, но создаваемая среда - маргинальная. Тем самым, качество жизни людей (как переселяемых, так и тех, кого переселение не коснется), может серьезным образом ухудшиться.

Нынешние городские нормативы позволяют увеличить плотность застройки на высвобожденных площадках в 2,5–3 раза. Сейчас пятиэтажки занимают 8–10 тысяч кв.м на 1 га., а нормативы позволяют занимать до 25 тысяч кв. м на 1 га. Нет причин сомневаться, что застройщики будут ориентироваться на верхний предел этого норматива (тем более, что альтернативных мест для строительства почти не осталось). Примерно так и произошло в первую волну сноса: на месте 6,1 миллиона кв.м. пятиэтажек было построено около 21 миллиона кв.м нового жилья.

Таким образом, даже при первом этапе сноса хрущевок в столице, когда было значительно больше пространства для маневров у чиновников, уплотнение произошло с коэффициентом 3,3%. И это при том, что в Москве плотность населения существенно превышает аналогичные показатели крупных городов Европы и Северной Америки. Сегодня Москва все больше превращается в «муравейник», похожий на восточно-азиатские города или, например, Мехико.

Соответственно, уже сегодня Москва входит в тройку мировых лидеров по самым большим пробкам на дорогах, в случае дальнейшего уплотнения города недостаток дорог и внеуличных коммуникаций станет только выше. Излишне пояснять, что с аналогичными проблемами столкнутся пользователи метро, да и по запасу прочности социальной инфраструктуры, такой как больницы, поликлиники, школы, детские сады и даже продуктовые магазины, есть большие вопросы. Пока от мэрии никакой попытки дать сколь-либо четкий ответ на этот вопрос замечено не было.

Другой существенной проблемой для переселения жителей пятиэтажек является выбор мест для стартового строительства, куда будут переселять жителей первых сносимых домов - что задаст настроение ходу выполнения всей программы. Свободные пятна в районах жилой застройки практически целиком выбрали в первую волну расселения. Сейчас еще что-то можно найти на территории, в первую очередь, промзон, в техзонах РЖД, под ЛЭП и подобных не самых приятных для жизни участках.

От 50 до 60 миллионов кв.м недвижимости можно построить в промзонах столицы, сообщил заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Но только если будут реализованы все проекты. Пока же до реальной стройки доходит только 30% «градостроительных решений» по реорганизации промышленных территорий. Что характерно, город разрешил увеличить плотность застройки промзон с максимальных 10 тысяч кв.м до 15 тысяч кв.м на 1 га. Думается, комментарии излишни.

ПРАВОВЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ

Поскольку основанием для включения дома в программу реновации, согласно законопроекту, вероятно, станет не степень износа здания, не его серия и год постройки, даже не этажность, а расположение дома на территории, включенной в зону реновации, существует опасность, что на практике любой объект недвижимости может оказаться под угрозой сноса по решению городских властей.

Вызывает удивление, что проект нового закона фактически сводит на нет действие положений федеральных Градостроительного и Земельного кодексов, правил землепользования и застройки. Отменяются действующие нормы по определению ветхости и аварийности жилья как критерия для сноса, а также приводятся к режиму чрезвычайного положения сроки принятия решения по сносу, уведомления жителей дома и принятия ими решения.

Все это ставит под вопрос действенность российских законов, не говоря уже о жизнеспособности института частной собственности.

Пока еще действующее законодательство предоставляет собственнику право отказаться от переселения или выбрать денежную форму возмещения в случае сноса дома. Кроме того, оно не ограничивает его временными рамками для принятия решения о заключении договора перехода прав собственности, что, в принципе, соответствует международной практике. Новый законопроект лишает москвичей всех этих базовых прав, частично возвращая к правовым нормам Советского Союза.

Документ лишает жителей домов, попавших в программу реновации, права отказаться от переселения или получить денежную компенсацию за изымаемое жилое помещение. В законопроекте закреплена возможность принудительно выселить жителя через суд, если он в течение двух месяцев после принятия решения о сносе дома не примет предложенный городскими властями вариант переезда. При том, что, например, изъятие земель для госнужд занимает срок до одного года.

На данный момент, в контексте правовых последствий, наиболее опасной частью законопроекта, облегчающего снос хрущевок в Москве, является то, что собственники квартир, по сути, могут лишиться гарантированной Конституцией РФ судебной защиты права частной собственности.

Фактически происходит ограничение граждан на право оспаривать в процессуальном порядке факт принудительного переселения. Если переселенец решит оспорить в суде нормативные акты правительства Москвы, в частности, о включении дома в программу реновации, согласно законопроекту, это не должно останавливать судебный процесс о подготовке к его выселению из квартиры.

Иск можно будет подавать только в отношении равноценности предоставляемого жилого помещения. Если за 60 дней хозяин квартиры не подпишет соглашение, его можно будет лишать права собственности, причем делать это по решению суда первой инстанции и фактически без права ответчика на апелляцию.

Опрошенные «Коммерсантом» адвокаты отмечают, что теория права характеризует такие случаи, как предлагаемую норму о переходе права собственности на жилье от собственника к городу фактически на основании одного лишь решения о выводе дома из эксплуатации, «как национализацию имущества».

Не менее странным выглядит предоставляемая законопроектом чиновникам возможность фактически игнорировать установленные федеральным законодательством технические и санитарные требования. В том числе, требования пожарной и санитарной безопасности. Так что речь идет не только об угрозе комфорта и качества жизни граждан после переселения, но и об уровне защиты их жизни и здоровья. Важно заметить, что в законопроекте о реновации не прописаны сроки его действия и другие ограничения, что позволяет использовать его как бессрочный. Таких полномочий у городских властей в постсоветсткой истории России еще не было, даже во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Подобная формулировка закона в будущем может позволить сносить любые строения, любой этажности и даты постройки на подходящей для застройки территории. Таким образом, можно согласиться с мнениями юристов, звучащими в СМИ, блогах и соцсетях, что самым тревожным в новом законопроекте является угроза нанесения существенного удара по институту частной собственности в России. Такой ущерб базовой для простых граждан социально-правовой ценности и потеря ими веры в незыблимость юридических гарантий сохранения частной собственности может иметь непредсказуемые последствия для всего правового климата страны. А также стать причиной возвращения общества к поиску способов решения своих проблем в рамках мировоззрения правового нигилизма.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ

РАПСИ провело расследование, во сколько этот проект обойдется городу и всем жителям столицы. Также мы попытались найти альтернативные способы качественного улучшения условий жизни в старых домах без их сноса и переселения.

Программа по сносу 25 млн кв.м. пятиэтажного жилья может обойтись бюджету Москвы в 2,5–3 трлн руб. Это без учета благоустройства и социальной инфраструктуры. Из этой суммы работы непосредственно по сносу жилья предположительно будут стоить от 30 до 200 млрд руб, по оценкам разных участников строительного рынка.

Из городского бюджета на финансирование проекта по предварительным оценкам будет выделено около 1 трлн. Если программа затянется на 10 лет, то, получается, по 100 млрд в год. Для сравнения, на всю транспортную программу в год выделяется около 300 млрд руб. Есть большой риск, что такие расходы могут означать замораживание других проектов по развитию Москвы на 5–10 лет.

Непосредственный материальный ущерб от программы реновации могут ощутить даже те собственники жилья в Москве, в чьих районах не будет происходит снос и строительство домов. Ведь ожидающийся рост предложения недорогого жилья вблизи от метро в большом количестве грозит демпингом цен, а также заморозит интерес к вторичному жилью. По данным ряда риэлторов, спрос на него упал со времени объявления о намерении запуска программы реновации почти вдвое.

Особо велики риски у ипотечников. В результате переселения в менее престижный район стоимость заложенных квартир может существенно снизиться, что может произвести эффект сходный с последствиями валютной ипотеки после скачка курса валют.

Кроме того, владельцы ипотечных квартир в домах, подлежащих реновации, оказываются в юридическом вакууме. Гражданский кодекс прописывает замену залогов в случае принудительного изъятия, однако потребуется новая оценка и расходы на переоформление. По словам адвокатов, действующее законодательство позволяет банкам, при прекращении права собственности на жилье по инициативе муниципальных властей, потребовать досрочного погашения кредита.

Но в наиболее тяжелой ситуации могут оказаться владельцы коммерческой недвижимости. Пока в отношении хозяев магазинов, кафе, аптек, парикмахерских, химчисток нет никаких гарантий и даже обещаний прав сохранения района или округа при компенсации.

Это ставит под угрозу существование малого и среднего бизнеса, поскольку для заведений такого рода территориальное расположение является базовым залогом успеха и выживания. Кроме того, стоимость аренды помещений в новых домах, по всей логике, будет значительно превышать нынешнюю арендную плату. Очевидно, что эта проблема не ограничивается непосредственно владельцами магазинов - речь идет о десятках тысяч рабочих мест, налоговых поступлениях и социальной стабильности.

ТРЕТИЙ ПУТЬ

У тех, кто не хочет переезжать из своих хрущевок, помимо акций протеста и суда, есть и третий путь попытаться избежать такой участи. Московские законы позволяют производить реконструкцию пятиэтажек на основе самоорганизации граждан. Уже есть примеры перестройки старых зданий их жителями за счет собственных и привлеченных средств, без участия властей и бюджетных денег. Такое решение не только дает некоторые гарантии от сноса (полные гарантии сегодня не имеет, пожалуй, ни один дом в Москве), но предоставляет жителям дома новые жилплощади по минимальной цене. По оценкам архитекторов, более 400 пятиэтажек в Москве возможно эффективно реконструировать даже в элитное жилье. В конце 2014 года власти разрешили достраивать многоквартирные дома. Столичная мэрия тогда даже призывала жителей кирпичных, блочных и панельных 3-5-этажных домов с железобетонными перекрытиями постройки до 1965 года начинать реконструкцию без отселения. Разрешалось заниматься обстройкой и надстройкой, добавляя малоэтажную мансарду, а порой даже пристраивая отдельные жилые секции.

Согласно закону, чтобы стать кандидатом на участие в программе, дом должен соответствовать следующим критериям: этажность - не более пяти этажей; объект принадлежит группе кирпичных (блочных) домов «сталинских» серий или домов, построенных по индивидуальным проектам, с использованием для перекрытий заводских конструкций из сборного железобетона; удаленность от объектов улично-дорожной сети - не менее трех метров; объект находится вне зон ограничения градостроительной деятельности и не имеет градостроительных ограничений; высота потолков - около трех метров; расчетный износ здания на текущий год - не более 50%; год постройки - с 1950 по 1965, включительно; количество квартир - не более 40.

В одобренной концепции верхние этажи должны опираться на каркас, который возводится вокруг дома. Благодаря этому, жители базового строения получат за счет нового каркаса до 30 дополнительных метров. Жители дома, став финансовыми участниками проекта, получают возможность купить новые квартиры по строительно-монтажной стоимости, и даже теоретически получить их бесплатно, если продажа верхних этажей покроет расходы на реконструкцию и принесет прибыль.

Власти тогда признавали, что в настоящее время несколько сотен московских жилых домов общей жилой площадью один миллион квадратных метров могут быть рекомендованы для реконструкции с надстройкой. Город в таком случае не несет финансовых затрат на улучшение жилищных условий горожан. Однако почти никакой быстрой выгоды бюджету это не несет, поэтому недавний проект принципиально забыт и сегодня речь идет только о сносе.

В Москве можно ознакомиться с успешными примерами реализации такого эксперимента. Еще в начале 2000-х на проспекте Маршала Жукова одна из пятиэтажек была превращена в семиэтажный дом без отселения жителей. В доме произвели полный ремонт с заменой сантехники и инженерных коммуникаций, а также оборудовали лифт и мусоропровод.

Самый известный реконструированный таким способом дом находится по адресу ул. Мишина, 32 в Савеловском районе Москвы. Там жильцы перестроили без отселения, без бюджетного финансирования и федеральных программ обычную хрущевку в жилье премиум-класса, получив по дополнительной комнате к каждой квартире.

Четырехэтажное, 16-квартирное здание 1958 года постройки после реконструкции получило 30 новых квартир. Итоговая смета составила около 250 млн рублей и включала в себя реконструкцию здания, строительство индивидуального теплового пункта и подземного паркинга, установку новых стеклопакетов, кованых ограждений и гидравлических лифтов, замену всех коммуникаций и т.д.

За счет «обстройки» дома каждая квартира увеличилась на 18–34 кв.м. вне зависимости от того, вкладывали жильцы свои деньги в строительство или нет. В пяти надстроенных этажах жильцы дома получили однокомнатные квартиры площадью 54 метра, двухкомнатные - по 72–84 метра, трехкомнатные - по 90–120 метров и уникальные двухуровневые квартиры по 150–156 метров. На старте строительства стоимость одного метра в них составляла 45 тыс. рублей.

Ресурсы, которые могут инвестировать в реконструкцию жители и собственники многоквартирных домов, без привлечения бюджетных средств, довольно разнообразны: взносы жителей, земельный участок, различные фонды, возможность повышения этажности дома, разного рода программы кредитования. Благодаря этому в городе могло развиться малое и среднее строительство.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Таким образом, единственным серьезным аргументом в пользу сноса пятиэтажек вместо их реконструкции остается то, это якобы дешевле. Однако опыт реконструкции жилых домов в Восточной Германии полностью опровергает и этот тезис. Так же, как вид советских домов в Польше и Эстонии после реконструкции показывает, что они могут быть гораздо более удобными, чем даже новые панельные дома, которые предлагается строить на их месте.

Например, стоимость модернизации домов в бывшей ГДР составила около 30% от стоимости вновь возводимого жилья. А уровень энергоэффективности после проведенной модернизации соответствует действующему в Германии стандарту энергоэффективности.

Немецкая хрущевка до переделки

После переделки

Всего в Восточной Германии реконструировали 2 миллиона 180 тысяч квартир в сборных домах, это примерно о 22 тысячах домов. Москву принято сравнивать с Берлином, так вот там было модернизировано полностью 60% панельных домов, а частично - 25%. Причем все работы по реконструкции были проведены без отселения жильцов.

В ходе работ по реконструкции жилых домов в Германии осуществлялисьтакие мероприятия, как замена покрытия крыши; утепление технического этажа; утепление фасадов с декоративным оформлением здания; замена окон с решением задачи проветривания и рекуперации; утепление перекрытий подвала с его санацией; санация балконов; санация подъездов; монтаж лифта в наружной части здания (при отсутствии лифта); замена инженерных коммуникаций в здании; замена радиаторов с установкой на них термостатов и теплосчетчиков; устройство горизонтальной схемы подачи тепла в квартиры; установка квартирных счетчиков потребления воды; устройство теплового узла в подвале здания и коллективных счетчиков расхода газа, воды; обустройство придомовой территории.

Таким образом, немцы доказали, что нет никаких технических и экономических препятствий для обеспечения соответствия эксплуатации панельных домов типа хрущевок даже таким высоким требованиям, как энергоэффективность в странах Евросоюза. Комфортность проживания и архитектурный облик, по оценкам европейских экспертов, в этих домах обеспечиваются на уровне современных требований.

Опыт реконструкции жилого фонда по немецким технологиям имеется и в России. В 2004 году в Москве проводились работы по модернизации пятиэтажек. Достигнутые технические результаты были аналогичны результатам, полученным в Восточной Германии. И что особенно важно, стоимость затрат по санации оказалась в два раза ниже затрат, которые необходимо было бы понести при переселении жителей во вновь построенные дома.

Исследования МАРХИ показали, что 20–30% предназначенного к сносу фонда можно реконструировать на основе современных идей и приемов энергоэффективной, экологической, среднеэтажной высокоплотной архитектуры.

Так что, получается, единственным аргументом против сохранения и гуманного обновления нынешнего облика Москва, является материальная выгода от сноса и плотной застройки новых участков в относительно престижных и востребованных районах столицы. А также отсутствия желания и готовности у жителей заняться осознанным, организованным управлением своей собственностью. Возможно, имеются и другие причины, но они выходят за рамки правового пространства, а значит не являются темой нашего исследования.