Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социальная политика по отношению к. Социальная политика как фактор успешности страны

  • Собственность в экономической системе
  • Классификация экономических систем
  • Тема 4. Рыночная система хозяйствования Рынок, его структура и механизм функционирования
  • Субъекты смешанной экономики и взаимосвязь между ними. Кругооборот благ, ресурсов и доходов
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Основные понятия
  • Спрос и его факторы. Функция спроса
  • Предложение и его факторы. Функция предложения
  • Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
  • Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
  • Воздействие государства на рыночное равновесие
  • Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы
  • Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени
  • Тема 5. Поведение потребителя на рынке основные понятия
  • Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистский подход)
  • Кривые безразличия и бюджетные ограничения (ординалистский подход)
  • Оптимум потребителя
  • Основные понятия
  • Эффект дохода и эффект замещения
  • Кривая «доход-потребление» и кривые Энгеля
  • Кривая «цена-потребление»
  • Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
  • Оценка благосостояния потребителей
  • Тема 6. Фирма как субъект рынка основные понятия
  • Производственная функция и ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения
  • Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи. Взаимосвязь предельного и среднего продукта
  • Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба
  • Изокоста. Равновесие производителя
  • Основные понятия
  • Концепция издержек. Явные и вмененные издержки. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
  • Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие
  • Функция издержек в долгосрочном периоде
  • Общий, средний и предельный доход
  • Тема 7. Рыночные структуры
  • Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы
  • Свойства рыночных структур
  • Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли
  • Модель рынка чистой монополии
  • Кривая предельного дохода чистого монополиста
  • Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие
  • Монопольная власть и ее общественные издержки (излишек покупателя и излишек продавца)
  • Ценовая дискриминация. Понятие, условия возникновения, виды и последствия
  • Государственное регулирование рынка чистой монополии
  • Признаки монополистической конкуренции в сравнении с рынком совершенной конкуренции и монополии
  • Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции
  • Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах при ценовой конкуренции
  • Основные особенности рынка олигополии. Поведение олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование на рынке олигополии
  • Роль неценовой конкуренции и экономическая эффективность
  • Тема 8. Рынок факторов производства и распределение дохода основные понятия
  • Конкурентные рынки ресурсов. Спрос и предложение на ресурсы со стороны фирмы и отрасли
  • Ценообразование на рынке труда
  • Ценообразование на рынке капитала
  • Ценообразование на рынке земли
  • Тема 9. Аграрная экономика
  • Формы сельскохозяйственных предприятий.
  • Дифференциальная и монопольная земельная рента. Абсолютная рента.
  • Апк, его структура и функции.
  • Тема 10. Национальная экономика: цели и результаты Цели национальной экономики
  • Структура национальной экономики, ее виды
  • Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов
  • Система макроэкономических пропорций и их виды
  • Внп и методы его расчета
  • 1) Производствен­ным методом - как сумма добавленных стоимостей всех предприя­тий;
  • Снс и кругооборот расходов и доходов
  • 2. Модель кругооборота с участием государства.
  • 3. Модель кругооборота с учетом заграницы. Номинальный и реальный внп
  • Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Совокупный спрос
  • Совокупное предложение
  • Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
  • Макроэкономическое равновесие(модель ad-as)
  • Доход, потребление и сбережения в кейнсианской теории
  • Инвестиции и их нестабильность. Факторы спроса на инвестиции
  • Методы анализа макроэкономического равновесия
  • Изменения равновесного объема производства. Мультипликатор
  • Парадокс бережливости
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Экономический цикл и его основные характеристики
  • Безработица и ее виды. Экономические издержки безработицы
  • Инфляция: понятие, причины и последствия
  • Кривая Филлипса и проблема стагфляции
  • Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства Функции и принципы налогообложения
  • Виды налогов
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом
  • Тема 14. Денежный рынок. Монетарная политика
  • Денежное предложение и его структура
  • 1) Наличные деньги (бумажные и металллические), находящиеся в обращении и являющиеся обязательствами государства;
  • Спрос на деньги и его виды. Равновесие денежного рынка
  • 1) Спрос, обусловленный использованием денег в различных дело­вых сделках;
  • 2) Спрос на деньги как средство сохранения богатства.
  • Банковская система как организационная форма денежного рынка
  • Кредитно-денежная политика и ее инструменты
  • 1) Операции на открытом рынке;
  • 2) Изменение резервной нормы;
  • 3) Изменение учетной ставки.
  • Тема 15. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках Взаимосвязь товарного и денежного рынков
  • Последствия изменений условий равновесия на рынке благ и денег
  • Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков
  • Тема 16. Социальная политика государства сущность и основные направления социальной политики
  • Доходы населения, их формы в рыночной экономике
  • Система и механизм социальной защиты населения
  • Социальные гарантии
  • Распределение доходов и социальная справедливость
  • Уровень жизни населения
  • Тема 17. Экономический рост Экономический рост и его факторы
  • 1) Главная проблема данной теории состоит в поиске путей увели­чения объема внп в условиях полной занятости, т. Е. Преодоле­нии границы своих производственных возможностей;
  • 2) Она основана на динамическом, долгосрочном подходе к эконо­мике.
  • Теории экономического роста и государственное регулирование
  • 2) Акцентируют внимание на долговременной устойчивости эконо­мического роста;
  • 3) Предлагают стимулировать и регулировать экономический рост через снижение налогов как средства увеличения сбережений и инвестиций, трудовой и предпринимательской активности;
  • Модель экономического роста р. Солоу
  • Тема 18. Мировая экономика Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
  • Структура мирового хозяйства
  • Интеграционные процессы в мировой экономике
  • Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
  • Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
  • Социальная политика - система мер, направленных на повы­шение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сфе­ры общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потреб­ностей граждан.

    Основными задачами социальной политики являются:

    Повышение благосостояния;

    Улучшение условий труда и жизни людей;

    Осуществление принципа социальной справедливости.

    Социальная политика должна учитывать не только матери­альные, но и политические и духовные интересы членов обще­ства.

    Выделяют следующие задачи социальной полити­ки , обеспечивающие нормальное развитие общества:

    1) социальная защита человека и его основных социально-эко­номических прав;

    2) обеспечение условий для повышения благосостояния каж­дого человека и общества в целом;

    3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизвод­ство оптимальной социальной структуры общества;

    4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммуналь­ные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

    5) формирование экономических стимулов участия в обществен­ном производстве;

    6) создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и возможности реализации в свобод­ном труде.

    В социальной политике выражаются конечные цели и резуль­таты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные соци­альные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономи­ческий рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравствен­ному развитию. Показателями результативности социальной поли­тики являются уровень и качество жизни населения.

    Социальная политика осуществляется на разных уровнях эко­номической деятельности:

    1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

    2) региональная социальная политика применительно к регио­нам;

    3) государственная социальная политика;

    4) межгосударственная социальная политика, связанная с ре­шением глобальных экологических проблем, преодолением соци­ально-экономической отсталости групп стран.

    Возможности решения задач социальной политики определя­ются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика всту­пила в инновационную стадию развития. Ее отличительные осо­бенности: высокая наукоемкость производства, непрерывный ин­новационный процесс, требующий нового уровня профессиона­лизма человеческого ресурса.

    Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической сис­темы общества.

    Социальная устойчивость предполагает:

    Стабильный уровень цен на основные предметы потребле­ния и услуги;

    Недопущение необоснованной дифференциации доходов;

    Формирование надежной системы социальной защиты и со­циальные гарантии членов общества.

    Социальная политика государства в переходной к рынку эко­номике имеет особенности , выражающиеся в:

    Поддержке различных слоев населения;

    Социальной поддержке малоимущих граждан;

    Создании условий для развития предпринимательства;

    Финансировании в достаточном объеме образования и здра­воохранения;

    Заботе об охране экологии, окружающей среды;

    Регулировании сферы трудовых отношений.

    Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занято­сти и политика социального партнерства.

    Политика доходов пред­полагает осуществление мер по смягчению их неравенства;поли­тика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности;политика социального партнерства направ­лена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

    В решении многих социально-экономических вопросов вели­ка роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, со­здает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удов­летворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов обще­ства.

    Меры по осуществлению социальной политики финансируют­ся государством. В настоящее время происходит переход от госу­дарственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жи­лья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

    Основные направления социальной политики:

    1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возмож­ностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зараба­тывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

    2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетру­доспособных, малоимущих и безработных.

    Первое направление включает в себя комплекс таких государ­ственных мер, как:

    Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократи­ческих преград, предоставление людям свободы предприниматель­ства в рамках закона и ответственности;

    Поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

    Регулирование трудовых отношений - минимальная зара­ботная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

    Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

    Социальное партнерство - согласование действий правительства, предприни­мателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной спра­ведливости на рынке труда. Она предполагает:

    Создание нормальных условий на рынке труда (продолжи­тельность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);

    Обеспечение условий предпринимательства (неприкосновен­ность собственности, свобода предпринимательства и распоряже­ния доходами).

  • Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

    Цели социальной политики : повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан , регулирование доходов , смягчение социальной напряженности.

    Уровни социальной политики : микроуровень - социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень - социальная политика страны и ее регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика.

    Функции социальной политики : содействие развитию отношений справедливости в обществе ; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

    В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

    Политика регулирования доходов населения . В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

    Виды доходов за определенный период времени: номинальный - сумма денежных поступлений; реальный - количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход; располагаемый - сумма номинального дохода после взимания с него налогов .

    Слагаемые доходов: трудовые - в основном заработная плата и премии; предпринимательские - часть прибыли от кредита после уплаты процентов; от собственности - процент, дивиденд, рента и др.; социализированные - независимо от трудового вклада: выплаты из общественных фондов потребления, по социальному страхованию , трансфертные платежи; от теневой экономики - неучтенных и противоправных видов деятельности.

    Распределение доходов населения отличается неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето - Лоренца - Джини. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина. Согласно закону Парето, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

    Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.

    Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини . Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

    Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.

    Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

    Уровень жизни - степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

    Показатели уровня жизни :

    • количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.
    • обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания).

    Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства. Социальное партнерство - взаимоотношения между профсоюзами , предпринимателями и правительством .

    Политика социальных гарантий - совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

    Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека , меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

    Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

    Прожиточный минимум - стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум выступает как: ориентир при определении минимальной заработной платы, пособий; фактор стимулирования труда; критерий «порога бедности»; социальная защита; фактор потребления общественных фондов (пенсии , стипендии, различные пособия).

    Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи , обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.

    Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.

    Социальный минимум - включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных запросов.

    Физиологический минимум - рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для относительно короткого периода времени без потребления одежды, обуви и других промышленных товаров.

    Минимальная заработная плата - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств , выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

    Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда - политика обеспечения занятости. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

    Политика социальной защиты . Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

    Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица , инфляция , инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

    Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

    Социальная помощь , осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).

    Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

    Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

    Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

    Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

    Качество жизни - обобщающее социально-экономическое понятие, включающее уровень потребления благ, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни и безопасность труда, морально-психологический климат, душевный комфорт и др.

    Основные понятия темы

    Социальная политика государства. Политика регулирования доходов. Неравномерность распределения доходов по закону Парето, кривой Лоренца, коэффициенту Джини. Социальное партнерство. Коллективный договор. Соглашение. Политика занятости населения. Политика пассивного типа регулирования занятости. Активный тип регулирования занятости. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальная заработная плата (МЗП). Политика социальной защиты населения. Методы социальной защиты. Политика защиты здоровья населения.

    Контрольные вопросы

    1. В каких формах проявляется социальная устойчивость общества?
    2. Назовите систему показателей уровня жизни.
    3. Назовите индикаторы доходов.
    4. Назовите индикаторы социального участия человека.
    5. Что относится к субъективным индикаторам социального положения населения?
    6. Перечислите цели социальной политики.
    7. Назовите принципы формирования и функционирования социальной политики.
    8. Какие функции выполняет социальная политика?
    9. Какие стратегические цели имеет социальная политика переходного периода?
    10. Назовите социальные приоритеты переходного периода.
    11. Что собой представляет структура социальной политики?
    12. В чем состоит суть политики регулирования доходов населения? Назовите классификацию доходов населения.
    13. Как можно использовать кривую Лоренца в процессе анализа доходов населения?
    14. Как осуществляется государственное регулирование распределения доходов?
    15. Какие особенности имеет переходной период в области получения доходов?
    16. В чем состоит сущность социального партнерства в процессе регулирования противоречий в распределении доходов?
    17. Раскройте сущность политики обеспечения занятости и ее принципов.
    18. Какие меры способствуют увеличению спроса на рабочую силу?
    19. Раскройте сущность политики социальных гарантий.
    20. Раскройте сущность политики социальной защиты населения. Какие принципы лежат в ее основе?
    21. В каких формах осуществляется социальная защита населения?
    22. В чем состоит суть политики защиты здоровья и экономической безопасности?
    23. Через функции и принципы раскройте социальную стратегию государства в переходном периоде.
    24. В чем состоят особенности социальной политики

    Согласно конституции Российская Федерация является социальным государством. Модель социального государства включает в себя: 1) политику полной занятости; 2) систему соглашений между работодателями и наемными работниками; 3) защиту государством социальных нужд населения и его от социальных рисков.

    Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости.

    Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика – система социальной защиты, социальных гарантий и социального партнерства .

    Социальная защита – это комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. Институт социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь, государственное обеспечение и государственные и частные фонды.

    В своей деятельности государственные органы в области социальной защиты руководствуются законами, устанавливающими государственные стандарты обслуживания населения, нуждающегося в социальной поддержке, например, «Об основах социального обслуживания населения», «О ветеранах». Субъектами социальной защиты являются не только государственные, но и муниципальные органы, частные организации, учреждения и институты, осуществляющие и контролирующие процессы защиты населения.

    Большая часть средств на поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных – выделяется через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд.

    Важной частью государственного управления социальной сферой остается руководство системой социального страхования как по страховым случаям и временной потере нетрудоспособности, так и по пенсионному обеспечению. Государство способствует введению системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов.

    Критерии и ориентиры социальной политики государства выражаются в общепринятых в мировой практике показателях социального развития, таких как: индекс человеческого развития, уровень образования, средняя продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности, естественный прирост населения, уровень бедности, безработицы, структура потребления и т.п. Они используются государством в качестве инструментов социальной политики. С их помощью ведется оценка уровня жизни, определяются минимальные размеры заработной платы, пенсий, других социальных выплат и пособий. Они служат критерием малообеспеченности и адресной поддержки наиболее нуждающихся групп населения.

    Уровень жизни – важнейший показатель, характеризующий потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах, отражающий благосостояние населения, благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Уровень жизни характеризуется системой количественных и качественных показателей объемов реальных доходов на душу населения, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, размером квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов, социальных выплат, жилищно-бытовыми условиями, возможностью пользоваться общедоступными благами, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, удельным весом населения, находящимся за чертой бедности. Эта черта характеризуется такими показателями, как минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и прожиточный минимум.

    Минимальный потребительский бюджет включает более 300 наименований продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, а также налоги и другие обязательные платежи и исчисляется на основе потребительской корзины, представляющей нижнюю границу нормального потребления в представлении населения и необходимых биологических потребностей человека. В середине 1990-х годов в Российской Федерации было введено понятие «прожиточный минимум», этом минимум должен использоваться для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения и расчета минимальной оплаты труда и пенсий.

    Прожиточный (физиологический) минимум – это стоимостная оценка минимально необходимых продуктов питания и услуг, которые нужны для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; она используется для фиксации официальной черты бедности. Данный минимум включает стоимость набора из 35 минимально необходимых видов продуктов питания и расходы на непродовольственные товары, исчисляемые по отношению к стоимости продовольственной корзины.

    Практика показывает, что размеры установленной минимальной заработной платы значительно отстает от прожиточного минимума, что нарушает Трудовой кодекс. Поскольку правительство не в состоянии обеспечить прожиточный минимум, приоритетной целью его политики должна стать ликвидация разрыва между прожиточным минимумом и доходами наиболее нуждающихся слоев населения.

    Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги. Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия и др.). Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополнительные социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств (нормативы оплаты жилья, коммунальных услуг и т.д.).

    В реализации вопросов социального обеспечения участвуют органы государственной власти РФ и субъектов РФ. К их ведению отнесено формирование и осуществление единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых, малообеспеченных и многодетных семей; управление учреждениями социального обслуживания населения; разработка социальных норм и нормативов, создание системы социального обслуживания населения. Между Федерацией и субъектами РФ разграничивается ответственность в социальной сфере. При решении социальных проблем необходима координация взаимодействий органов власти на уровнях федеральном, субъектов федерации и местного самоуправления.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью по претворению единой государственной политики в области социальной защиты является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Совместно с органами социальной защиты субъектов РФ и Пенсионным Фондом РФ оно разрабатывает государственную политику в области пенсионного обеспечения. В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, Президент Российской Федерации издал Указ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», в соответствии с которым, за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Пенсионные выплаты осуществляются также негосударственными пенсионными фондами, чья деятельность регулируется Указом Президента РФ от 16.09.92г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

    Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. Утвержден федеральный перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и некоторым другим категориям населения государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь может предоставляться малоимущим и одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Формами социальной поддержки выступают пособия, компенсации, другие выплаты на принципах адресности. В соответствии с федеральным законом с 2005 г. осуществляется монетизация льгот.

    Действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов предусматривает обеспечение им равных с другими возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с принципами и нормами международного права.

    Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, развития рынка жилья, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих. Первоочередными объектами государственного регулирования рынка труда являются оплата и охрана труда, предложение рабочей силы, спрос на нее

    Важнейшей целью государственной политики в сфере труда и занятости является создание и поддержание атмосферы социального партнерства . Средством ее достижения на всех уровнях трудовых отношений является коллективно-договорной механизм. Функционируют двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики на федеральном уровне устанавливаются правовым актом – Генеральным соглашением. Его участниками являются три стороны: Правительство РФ, общероссийское объединение профсоюзов, работодатели (их объединения). Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Заключаются также отраслевой (тарифное) соглашение, региональное соглашение, коллективные договоры на предприятиях и в организациях.

    Доклад эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Наталии Шишкиной на научно-экспертной сессии " ".


    Социальная политика – одна из важнейших общегосударственных политик, присущая любому государству всегда. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильём. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.

    Термин «социальная политика» стал широко употребляться в англоязычных странах после Второй Мировой войны, вместе с введением в оборот концепции «wellfare state» - «государство всеобщего благоденствия» или «социальное государство». После развала СССР, вслед за западными странами, Россия в 1993 году ст. 7 Конституции провозгласила себя «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

    Страна не может развиваться успешно без вклада в человеческий капитал, в человеческие ресурсы.

    Именно от них зависит, сможет ли государство выйти на новый уровень развития, насколько быстро и эффективно будет развиваться национальная экономика, будет ли государство самостоятельным на международной арене.

    Социальная политика и есть тот вклад государства в человеческие ресурсы.

    Что такое социальная политика?

    Существует множество определений социальной политики. Часто можно встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой населения. Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

    Социальная политика – это система ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей социального развития.

    Без ясного представления о социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нее невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам, недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения и обезлюживанию территории. Неэффективная социальная политика способна привести к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.

    Социальная политика в России

    В зарубежных странах в социальные расходы включаются расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту (social security), вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства и детства.

    В России ежегодно наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика».

    В 2013 году по данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,7% к ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила 34,6%.

    Но в России социальная политика не является аналогом расходной статьи бюджетов зарубежных стран, и сводится к пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию и обеспечению населения, охране семьи и детства, прикладным научным исследованиям в области социальной политики.


    Рис. 1. Расходы федерального бюджета по направлениям социальной политики, % к ВВП

    По сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В развитых странах социальная политика не ограничивается исключительно социальной защитой: в рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование, медицина, культура, спорт, жилищная политика, молодежная политика, политика в сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством. В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ – это отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.


    Рис.2. Некоторые статьи расходов федерального бюджета РФ, в % к ВВП

    Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.

    Показателем доступности здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку, количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.

    Количество больниц после реформы здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,8%. Реформа была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что увеличения количества человек на койку в больнице не будет – просто больницы объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а не на интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения, стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что снижает качество обслуживания.


    Рис. 3. Динамика численности населения на одну больничную койку в среднем по России

    Соответственно, уменьшается возможность людей воспользоваться услугами здравоохранения. При этом заболеваемость на 1000 человек населения выросла с 768 человек из тысячи, которым впервые в жизни был поставлен диагноз в 2008 году до 799 на 1000 человек в 2013 году.



    Рис.4. Динамика заболеваемости на 1000 человек населения по России

    Здесь следует сказать об уменьшении численности врачей общей практики, что также связано с реформой здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования, когда врач не может оказать качественную помощь, так как не имеет возможности качественно провести необходимую диагностику.

    Реформа здравоохранения направлена на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток врачей общей практики.

    Вместо строительства новых больниц, улучшения условий труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы осмотра пациентов.

    Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9 минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет заболеваемость населения, что не может положительно сказаться на условиях жизни россиян.

    Доступность и косвенно качество образования можно оценить по количеству детей на школу, количеству учеников на учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.


    Рис.5. Динамика количества детей на одну школу

    Количество детей на одну школу продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось на 34,5% по сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в общеобразовательных учреждений медленно выросло. Вместе с тем, вплоть до 2011 года уменьшается количество учителей на школу, и повышается нагрузка на учителя, что, во-первых, сказывается на качестве получаемого образования, во-вторых, негативно отражается на желании работать в школах молодых специалистов.



    Рис.6. Изменение численности учителей в школах и нагрузки на учителя

    После 2010 года количество учителей на школу выросло, однако это связано не с количеством выпускников педагогических ВУЗов, а с проведенным сокращением школ. В 2011 году количество школ по сравнению с 2010 годом уменьшилось сразу на 4,7%.

    В дошкольных учреждениях на 100 мест приходилось 105 человек детей в 2012 году. При этом в городах и поселках городского типа на 100 мест претендовало 109 человек детей, а в сельской местности 92 ребенка. Количество дошкольных учреждений сокращается, а количество детей растет. С 2000-го года количество дошкольных учреждений сократилось на 7000 единиц. На начало 2013 года 2,4 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения. В перспективе, при повышении рождаемости, количество детских садов должно увеличиваться, и дефицит дошкольных учреждений будет ощутим ещё острее. В качестве решения проблемы всё чаще с экранов телевизора стали говорить о частных детских садах.

    Растет количество поступивших, но не окончивших ВУЗы. Это связано с тремя причинами:

    1. Поступившие не видят смысла в продолжении обучения, не нацелены на получение образования, так как нет ценностного отношения к знанию. Существует только прагматическое отношение к получению образования. Нежелание продолжать обучение связано ещё и с тем, что возрастает количество малоимущих с высшим образованием, одновременно падает количество малоимущих со средним полным образованием. Создаются условия, при которых наука и высшее образование не являются приоритетом, теряют свою привлекательность: зачем учиться пять лет, если нет достаточно высокооплачиваемой работы?

    2. Студенты, имея достаточный уровень знаний для поступления, не умеют учиться. У них сформировано потребительское отношение к процессу получения образования. Это объясняется тем, что у большинства бывших школьников отсутствует умение самостоятельного освоения и получения знания, что является основным отличием высшей школы от средней. По существу, будущие студенты привыкли к тотальному контролю, который вынуждена осуществлять средняя школа, так как нет воспитательной работы в школе, не формируется чувство социальной ответственности за свою работу, а главной целью учителя являются результаты школьника. Образуется своеобразный перекос и перенос ответственности за результаты обучения с учащегося полностью на учителя. Аксиома: процесс обучения - двусторонний процесс, и попытка пренебречь этим приводит к проблемам уже в высшей школе, в дальнейшем и в социальной жизни человека.

    3. Растет плата за обучение, что создает финансовые трудности. Это связано с экономической ситуацией в стране. Государство переложило полностью на плечи населения оплату и получение высшего образования. Не каждая семья обладает таким уровнем доходов, который позволяет закончить образование.


    Рис.7. Изменение количества поступивших, но не окончивших ВУЗы, в % от поступивших


    Рис.8. Изменение количества малоимущих по уровню образования, в % от общего количества малоимущих

    О благосостоянии и развитии общества говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

    Однако в последние годы количество малоимущих домохозяйств с детьми только возрастало, при этом количество малоимущих бездетных семей – падало.

    Это говорит о том, что создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика не оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся роскошью.

    Рис. 9. Динамика количества малоимущих домохозяйств в зависимости от наличия в них детей, % от общего количества малоимущих.

    Очевидно, что несмотря на программу материнского капитала, помощь семьям с детьми недостаточна.

    Увеличивается и разрыв населения по доходам. Децильный коэффициент фондов рос вплоть до 2007 года, после чего незначительно уменьшился и остался практически неизменным. В целом, разрыв по доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и возможности обеспечивать детей.


    Рис. 10. Разрыв по доходам. По данным Росстата.

    О доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого помещения. В среднем по России этот показатель по сравнению с 2000 годом на первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2005 по 2012 год цена за квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном – почти в два раза.

    При этом каждая пятая семья в 2012 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои жилищные условия.

    Жилищные условия россиян улучшаются медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31 до 65%, однако в 2012 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, но они явно не достаточны и ситуация требует быстрого и активного реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые "вошли в норму". Людям в СМИ предлагают различные средства лечения стрессов, но не организовывают жизнь без стрессов. В России одни из самых высоких показателей смертности - 13,3 человека на 1000 человек населения, смертности от самоубийств , употребления наркотиков что является показателем неблагоприятных условий для жизни. Ещё одним свидетельством является эмиграция.

    С 2009 года количество эмигрантов растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2012 году: количество эмигрантов увеличилось в три раза по сравнению с 2011 годом. В 2013 году количество выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2000 года. Это говорит о неблагоприятных условиях жизни для россиян.



    Рис. 11. Динамика количества эмигрантов

    Выводы

    Сейчас социальная политика России не успешна. Об этом свидетельствуют статистические данные.

    В России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.

    В США расходы на социальную политику включают в себя образование и труд, здравоохранение, материальное обеспечение граждан, социальную защиту.

    В Европе также как и в США социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.

    В России социальная политика ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время, ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия, обширные территории). Одновременно государство по существу пытается снять с себя расходы на социальную политику и ответственность, предусмотренную Конституцией, сделать из важных составляющих социальной политики доходный бизнес, что противоречит сути социальной политики.

    Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей - это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.

    Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.

    Социальная политика государства – это воздействие государства на социальную сферу общества, его деятельность по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержа­нию приемлемого для общества уровня их жизни, предоста­влению социальных услуг населению, обеспечению консти­туционных социальных гарантий гражданам, оказанию соци­альной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества. Социальная политика государства рассматривается в связи с социальной сферой обще­ства. То, что социальная политика имеет самое непосредственное отношение к этой сфере общества, не вызывает сомнений, поскольку основными элементами социальной сферы являются люди, объединенные в социальные общности.

    Вместе с тем социальная политика государства направлена не только на социальную, но и другие сферы общества – материально-производственную (экономическую), политическую и духовную, ибо люди также являются основными элементами этих общественных сфер.

    Социальная политика государства зависит от материально-производственной сферы общества, так как уровень развития производительных сил и производственных отношений опре­деляет экономические возможности общества для проведения государственной социальной политики. О связи социальной политики государства с материально-производственной сфе­рой общества следует судить на основании того, что только достаточно развитая экономика дает возможность государству проводить эффективную социальную политику.

    Однако эффективность государственной социальной политики зависит не только от уровня развития экономики, но и от самого государства как субъекта ее проведения. Государство вместе с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными союзами являются основными элементами политической сферы общества. Все они могут проводить социальную политику, выступая ее субъектами.

    Связь социальной политики государства с духовкой сферой общества проявляется, прежде всего, в таких областях духовной сферы, как образование и духовная культура, которые зачастую относят к социальной сфере общества.

    Социальная политика государства имеет цели, принципы, методы, средства, содержание формы, направления, приоритеты, объекты и субъекты.

    Цель государственной политики означает предвосхищение результатов социальной политики, на достижение которых направлены действия государства. Цели социальной политики многообразны и могут со временем меняться. Например, главной целью социальной политики в 1992 – 1993 годы в Российской Федерации было предупрежде­ние дальнейшего обнищания народа, роста безработицы сверх общественно приемлемого уровня и создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального по­ложения и условий жизни различных слоев и групп населения. Данная цель была достигнута. В 1994 году основ­ными целями социальной политики Правительство Россий­ской Федерации определило:

    ü создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечить высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества;

    ü поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан;

    ü усиление адресной социальной поддержки, в первую оче­редь, слабозащищенных групп населения с целью ограниче­ния, а в последующие годы и сокращения масштабов бед­ности;

    ü обеспечение основных социальных гарантий в области до­ходов населения и сохранение минимальных, не ниже дей­ствующих гарантий медицинского и социального обслужи­вания, образования и культурного развития;

    ü стабилизацию положения в жилищной сфере, формирова­ние системы поддержки слабо защищенных слоев населения в части содержания и приобретения (строительства) жилья;

    ü сдерживание массовой безработицы;

    ü гарантию и социальную поддержку вынужденных мигрантов.

    Государство с учетом уровня экономического развития формулирует главные цели своей социальной политики. В обобщенном виде такими целями могут быть гарантии граж­данам минимального дохода, обеспечение им доступного для общества уровня социальных услуг, предоставление матери­альной помощи в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца и других социальных невзгод.

    Под принципом социальной политики государства следует понимать основную идею, основное правило ее проведения. В условиях переходного периода к рыночной экономике госу­дарственная социальная политика в России строится на следу­ющих основных принципах:

    ü всеобщности в сочетании с дифференцированным подхо­дом к различным группам населения;

    ü активного характера социальной политики, усиления ее влияния на эффективность общественного производства;

    ü комплексности, целевого характера и адресности;

    ü динамизма и гибкости;

    ü социального партнерства:

    ü разграничения компетенций на федеральном и региональном уровнях;

    ü применения научно обоснованной нормативной базы.

    Методы реализации политики государства – это совокупность принципов и способов достижения целей.

    Средствами осуществления социальной политики являются инструменты государства, с помощью которых оно проводит социальную политику. К их числу относятся законы, правовые нормы, учреждения, организации, предприятия, социальные нормативы, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.д.).

    К числу средств реализации социальной политики относятся финансовые средства. Социальная политика финансируется за счет двух основных источников: средств государственного бюджета и средств внебюджетного фондов.

    Внебюджетные фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный аккумулируют поступающие социальные взносы и затем направляют средства на финансовые выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное обслуживание, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование.


    Государство принимает меры к ре­альным действиям по управлению социальной сферой, удовле­творению социальных потребностей людей, поддержанию приемлемого для общества их уровня жизни, предоставлению им социальных услуг, обеспечению социальных гарантий, со­циальной поддержке нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей.

    Формой проведения социальной политики государства является способ существования и выражения ее содержания. Так, например, социальная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей осуществляется в форме денежных выплат и натуральных услуг. Денежные выплаты предоставляются при возмещении утраты заработной платы (пособие по безработице, пенсия и т.д.). Натуральные услуги предоставляются при сложной социальной ситуации, которая может быть устранена за счет этих услуг (медицинские услуги, продовольственные товары и т.д.).

    Под направлением государственной социальной политики следует понимать направленность, линию, курс, установку, ориентацию государства в определенней области социальной политики. В Программе углубления экономических реформ определены следующие основные направления социальной политики на всех этапах реформ:

    ü регулирование доходов населения;

    ü целевая помощь наиболее социально уязвимым группам населения;

    ü обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;

    ü реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, образования пенсионного обеспечения, жилищная реформа.

    Объектами социальной политики государства являются люди, объединенные и социальные общности. Однако социальное положение людей в обществе неодинаково. Одни своим трудом обеспечивают свое благосостояние и благополучие своей семьи, другие живут за счет доходов от предпринимательской и иной деятельности, третьи нетрудоспособны. Поэтому объекты социальной политики государства должны быть дифференцированы. Основанием для дифференциации может служить деление населения на трудоспособное и нетрудоспособное. Если для трудоспособных граждан государство создает условия для самостоятельного обеспечения благополучия, то нетрудоспособное население является основным объектом государственной социальной политики. Вторым основанием для дифференциации объектов социальной политики государства является уровень доходов. Существуют богатые и бедные, обеспеченные и малообеспеченные люди. Государственная помощь должна быть оказана бедным и малообеспеченным людям и семьям.

    В качестве субъектов социальной политики государства выступают органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику. В Российской Федерации главой государства является Президент, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе государственной социальной политики.

    При Президенте созданы также координационные комитеты по делам инвалидов, физической культуре и спорту, комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которые занимаются координацией работы по соответствующим направлениям социальной политики. Представительным и законодательным органом является парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации, который осуществляет социальное законодательство. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

    Государственная Дума принимает федеральные законы, в которых отражена социальная политика государства. В Государственной Думе созданы комитеты, занимающиеся непосредственно социальными вопросами: по труду и социальной поддержке, охране здоровья, образованию, культуре и науке, делам женщин, семьи и молодежи. Законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, имеющего право их одобрять или отклонять. В Совете Федерации также имеются комитеты, которые непосредственно занимаются социальными вопросами,- по социальной политике, вопросам науки, культуры и образования.

    Исполнительную власть осуществляет Правительство, в состав которого входят федеральные министры, непосредственно отвечающие за решение социальных вопросов. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения. В аппарате Правительства созданы министерства, курирующие социальные вопросы труда, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры, науки и образования.

    В федеративном государстве существует разделение субъектов социальной политики по уровням управления: федеральный и региональный уровни управления и местное самоуправление.

    Российская Федерация и ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа) имеют сферу совместного ведения по социальным вопросам. В совместном ведении федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита и социальное обеспечение.

    Важнейшими направлениями взаимодействия федеральных и региональных органов власти являются:

    ü формирование единого рынка труда;

    ü содействие обеспечению занятости и поддержка работников, высвобожденных в ходе структурной перестройки экономики;

    ü выработка механизмов регулирования внутренней и межрегиональной миграции;

    ü нормализация демографической ситуации в стране;

    ü реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

    Между федерацией и ее субъектами существуют также разграничение предметов ведения в разработке и реализации социальной политики. В соответствии с Конституцией в ведении федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального и культурного развития России.