Основы хозяйственного права. Юридические основы маркетинга и менеджмента. Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий
Формирование финансовой системы и ее составной части - налоговой системы - неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:
■ физическими лицами, получающими доход;
■ юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог - это «форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам»2. Таким образом налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет.
К настоящему моменту в большинстве стран мира преобладает смешанная экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государственным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самостоятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае выступают налоги.
В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ). Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
■ обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соот
ветствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. на
логам присущ принудительный характер;
■ индивидуальность определения величины налога в отношении
каждого налогоплательщика;
■ безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие
факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ
и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
■ отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
При определенных экономических и политических условиях уплата налогов может происходить и в натуральном виде, что характерно, главным образом, для слаборазвитых стран. Впрочем, подобные обстоятельства могут возникнуть в любом обществе. Так, в годы Великой Отечественной войны налоги чаще всего взимались не в денежной форме, а в натуральной.
Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор - это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ). Главное отличие сбора от налога - отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности.
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.
Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.
В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.
Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80-90%. Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную.
Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственного регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.
Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы, изменения схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня.
Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Например, при исчислении налога на добавленную стоимость установлены три ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ). Первая из них - нулевая - применяется в основном в отношении экспортных операций; тем самым государство стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, что является одним из основных показателей экономического развития страны.
Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания (за исключением деликатесных) и товаров детского ассортимента. В этом случае государственная политика направлена, с одной стороны, на стимулирование жизненно важных отраслей, а с другой - на повышение жизненного уровня населения страны.
Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения. Вычеты на благотворительные цели,на содержание детей и иждивенцев при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности граждан. Кроме того, за счет общих налоговых поступлений финансируются здравоохранение, образование, развитие науки и культуры, другие программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе.
Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других.
Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов - фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, построенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объемом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установлено, что при ставке подоходного налога свыше 30-35% средства уходят в теневую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсутствия экономической выгоды.
Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рассматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности.
Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
По мнению Н.Е. Заяц “налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей”. Автор Е.М. Попов считает, что “налоги - это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки предприятиями и организациями”. Согласно налогового кодекса Республики Беларусь “налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты”.
Таким образом, налоги - финансовый институт, который используется государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. С помощью налогов значительная часть доходов предприятий, организаций и населения аккумулируется в государственном бюджете - центральном звене финансовой системы, с помощью которого государство финансирует свои затраты на развитие экономики и решения социальных проблем общества. С правовой точки зрения налог - общественный платеж, который взимается, как правило, в денежной форме.
Налоги являются исключительной прерогативой государство и взимаются при наличии определенных условий:
· получение прибыли или дохода;
· наличие налогооблагаемого имущества.
При наличии одного из этих условий возникает объективная необходимость во взимании налогов для каждого субъекта хозяйствования.
Признаками налога являются:
· регулярность и равномерность поступлений;
· возможность принудительного исполнения.
Кроме того, для налогов характерна индивидуальная безвозмездность платежа, т.е. уплата налога каждым отдельно взятым налогоплательщиком не ведет к возникновению взаимных обязательств государства по вопросу предоставления налогоплательщику каких либо материальных благ или услуг. Но для налогов характерна экономическая возмездность, т.е. налоги вместе с другими доходами государственного бюджета используются для финансирования развития народного хозяйство, социально-культурных мероприятий, т.е. на потребности общества.
Таким образом, налоги - индивидуальные безвозмездные платежи, устанавливаемые представительными органами государственной власти и взимаемые исполнительными органами государственной власти и государственного управления в строго установленных размерах и в заранее оговоренное время.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Выделяются несколько функций
налогов: фискальная, регулирующая и контрольная.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - образование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотных, социальных, природоохранных и др.).
Регулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. С ее помощью государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать рост объемов производства и накоплений, увеличивать или снижать платежеспособность организаций.
Осуществление контрольной функции означает оценку эффективности каждого платежа и налогового режима в целом, выявление необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.
· объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
· субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
В разделе на вопрос подскажите полное определение: понятию налога, его свойства и черты? заданный автором черносотенец лучший ответ это налоги -это обязательные платежи физ. и юр. лиц взимаемые государством. налоги выполняют две функции: фискальная и экономическую. субъект налога- это физ или юр. лицо на которое возложена обязанность уплаты налога. Объект налога-это предмет подлежащий налогооблажению.
Ответ от Inna_audit
[гуру]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовани - п. 1 ст. 8 НК РФ.Является основным источником средств, поступающих в государственный бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, региональные и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль) , и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог на добавленную стоимость) . Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
Ответ от разбросаться
[гуру]
Налоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов…Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.уществует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделила бы три функции налогов:распределительную;фискальную;контрольную.
7. Тесты по теме 1.
1. Сущность налога - это:
а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организаций;
б) изъятие государством в пользу общества части сто-имости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;
в) изъятие государством в пользу общества части добав-ленной стоимости;
г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.
2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:
а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;
б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;
в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государ-ством по поводу формирования государственных доходов;
г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.
3. Налог - это:
а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
4. Сбор - это:
а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщи-ков сборов государственными органами юридически значимых действий;
б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;
в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;
г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
а) только юридические лица;
б) организации и физические лица;
в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
г) организации и индивидуальные предприниматели.
6. Субъект налогообложения - это:
а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
г) организации и физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие нало-ги и сборы.
7. Срок, установленный законодательством о налогах и сбо-рах, определяется:
а) календарной датой;
б) истечением периода времени, но не более года;
в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;
г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.
8. Источник выплаты доходов налогоплательщику:
а) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;
б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;
в) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;
г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.
9. Объектами налогообложения могут являться:
а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;
б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу, за исключением имущественных прав;
в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), за исключением имущественных прав;
г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.
Задания на СРС по теме №2. Организация налогового контроля. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Цель задания – рассмотреть сущность и особенности организации налогового контроля в Российской Федерации, виды и формы ответственности юридических и физических лиц за налоговые правонарушения.
1. Какие функции налоговой системы характеризуют следующие высказывания:
а) Пьер Буаст говорил, что налог только тогда бывает справедлив, когда народ согласен ему подчиниться;
б) Вольтер писал, что налоги необходимы, лучшим же средством для их взимания бывает то, которое способствует облегчению труда и оживлению торговли;
в) Шарль Монтескье говорил, что в деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может дать всегда?
2. Дана примерная структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %:
Налог на добавленную стоимость................................................... 23
Налог на прибыль.............................................................................. 19
Налог на доходы физических лиц.................................................... 17
Налоги на природные ресурсы......................................................... 5
Акцизы................................................................................................ 11
Прочие налоги и доходы................................................................... 5
Итого................................................................................................... 100
На основе этих данных рассчитайте:
а) соотношение прямых и косвенных налогов;
б) соотношение налогов, взимаемых с физических и юридических лиц;
в) процентное соотношение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2010 г., если предполагается, что в федеральный бюджет поступит 2380 млрд руб., в региональные бюджеты – 512 млрд руб., в местные бюджеты – 434 млрд руб.
3. В связи с различным уровнем экономического развития и поступлением налоговых платежей российские регионы делятся на регионы-доноры, которые имеют излишек средств, поступающих в их бюджеты, и дотационные территории, которые не обеспечивают себя за счет налоговых поступлений и нуждаются в дополнительных дотациях федерального бюджета.
Москва является главным налогоплательщиком страны или основным донором, перечисляя в федеральный бюджет около 30 % налоговых поступлений. Доля налогов, которые приносят в городскую казну торговля и промышленность, составляет менее половины. За счет каких категорий налогоплательщиков и каких налогов формируется основная часть городского бюджета и чем это вызвано? Какие из городов и территорий РФ также являются донорами?
4. В Римской империи с граждан взимались более 200 видов налогов и сборов, например, на пшеницу, за прикладывание печати, на наследство, на доход от фиников, на воздвижение статуй, пошлины с вина, с рыботорговцев, за обмен и размен денег, на жалование полиции, на содержание именитых гостей, дорожная пошлина, портовая пошлина и т. д. Какие из перечисленных налогов и сборов можно отнести к прямым, а какие к косвенным?
5. По каким признакам можно классифицировать налоги:
а) на федеральные, региональные и местные
б) на налоги с физических лиц, юридических лиц, с физических и юридических лиц;
в) на целевые, общие и чрезвычайные;
г) на прямые и косвенные;
д) на закрепленные и регулирующие.
6. Практикум: 8 – 12
7. Тесты по теме №2:
1. Налоговая ставка - это:
а) размер налога на единицу налогообложения;
б) размер налога на налогооблагаемую базу;
в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.
2. Налоговый период - это:
а) календарный год, квартал, месяц, декада;
б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;
в) любой период времени применительно к отдельным налогам;
г) год или квартал по согласованию с налоговыми органа- ми и в соответствии с учетной политикой организации.
3. Налоговая база - это:
а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;
в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;
г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.
4. Какое из следующих положений является одним из принци-пов построения налоговой системы, установленных НК РФ:
а) порядок предоставления налоговых кредитов;
б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;
в) формы налогового контроля;
г) научный подход при установлении элементов налога.
5. Принципом налогообложения, сформулированным Ада-мом Смитом, является:
а) принцип справедливости;
б) принцип срочности;
в) принцип эластичности;
г) принцип достаточности.
6. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:
а) налоговых органов только на основе анализа представленных налоговых деклараций;
б) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;
в) налогоплательщика только на основе анализа пред-ставленных налоговых деклараций и регистров бухгал-терского учета;
г) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов в присутствии налогоплательщика.
7. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отно-шении:
а) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
б) только организаций и индивидуальных предпри-нимателей;
в) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;
г) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, за исключением физических лиц.
8. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, осуществляется на основании:
а) предъявления должностными лицами служебного удостоверения;
б) предъявления должностными лицами решений руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки;
в) предъявления должностными лицами служебного удостоверения и решения руководителя (его заместите-ля) налогового органа о проведении выездной проверки;
г) устного уведомления организации о предстоящей выездной налоговой проверке.
9. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки:
а) не допускается;
б) допускается при согласии владельца предметов на проведение их осмотра;
в) допускается без ограничений;
г) допускается при согласии руководителей организации, в отношении которой проводится выездная нало-говая проверка.
10. Выемка документов и предметов осуществляется на основании:
а) решения налогового органа;
б) мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку;
в) мотивированного постановления должностного лица, утвержденного руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа;
г) решения налогового органа при согласовании с главным бухгалтером организации.
11. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:
а) по исчислению налогов налогоплательщика;
б) по исчислению и удержанию налогов только у физи-ческих лиц;
в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;
г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
12. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:
а) списания банком денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;
б) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; =
в) предъявления в банк поручения на уплату налога и выполнения этого поручения банком на дату, установленную законодательством для уплаты налога;
г) предъявления в банк поручения на уплату налога независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.
13. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее:
а) 3 недель со дня выявления недоимки;
б) срока исковой давности;
в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;
г) 60 дней со дня выявления недоимки.
14. Требование об уплате налога должно быть исполнено:
а) в течение месяца;
б) в течение 45 календарных дней;
в) в течение 10 календарных дней;
г) срок не установлен.
15. Исковое заявление о взыскании налога за счет имуще-ства налогоплательщика (налогового агента) - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым или таможенным органом в течение:
а) 3 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
б) 6 месяцев с начала срока исполнения требования об уплате налога;
в) 6 месяцев с момента образования недоимки;
г) 6 месяцев после истечения срока исполнения тре-бования об уплате налога.
Задания на СРС по теме №3. Федеральные налоги Российской Федерации
Цель задания: развитие творческого подхода у студентов к исчислению налогооблагаемой базы с федеральных налогов, рассмотрение особенностей применения федеральных налогов в практической деятельности.
1. Ответьте на вопросы:
А). Кто является плательщиком единого социального налога?
Б). Какие операции не подлежат налогообложению акцизами?
В). Могут ли налогоплательщики, не являющиеся работодателями, самостоятельно рассчитать сумму ЕСН, и почему?
Г). Какие товары (работы, услуги) освобождаются от налога на добавленную стоимость?
Д). Что является объектом налогообложения у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации?
2. Выполните практические задания:
А). Ежемесячная заработная плата штатного сотрудника, предоставившего документы о наличии на иждивении двух детей, составила, руб.
Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Б). Организация выпускает подакцизный товар. Себестоимость производства – 340 руб. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 15 % от себестоимости. Ставка акциза – 6 руб. с единицы товара. Необходимо определить минимальную отпускную цену товара с учетом НДС и акциза.
В). Организация оптовой торговли закупила новогодние подарки у индивидуального предпринимателя на сумму 8 000 руб. (НДС не предусмотрен) и у фирмы (юридического лица) – на сумму 90 000 руб. (в том числе включая НДС 18 %). Торговая наценка составила 15 %. Новогодние подарки были реализованы полностью через собственный магазин розничной торговли площадью 200 м2. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в отчетном периоде организацией.
Г). Гражданин в 2004 г. продал квартиру, которая принадлежала ему на праве собственности с 2000 г., за 1 500 000 руб. Какую сумму имущественного вычета будет иметь гражданин?
Д). А. А. Иванов имеет на иждивении трех детей и ежемесячно получает следующие доходы по основному месту работы, руб.
Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
В январе А. А. Иванову выплатили материальную помощь в размере 2 200 руб., а в декабре – премию в размере 5 000 руб.
Необходимо определить налог на доходы физического лица за год.
3. Практикум: 13 - 18
4. Тесты по теме 3.
1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
в) местные налоги и сборы;
г) таможенные пошлины.
2. К федеральным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на прибыль организаций;
в) транспортный налог;
г) земельный налог.
3. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено НК РФ;
в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации;
г) в пользу налогоплательщика, если это предусмотрено законодательными актами регионов.
4. К актам законодательства о налогах и сборах относятся:
б) инструкции Федеральной таможенной службы;
в) федеральные законы;
г) приказы ФНС России и ФТС России.
5. Нормативный правовой акт о налогах и сборах призна-ется не соответствующим НК РФ при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) этим актом предоставляются льготы для отдельных категорий плательщиков;
б) этот акт соответствует принципу определенности;
в) этот акт содержит запрет на действия налоговых орга-нов, разрешенные или предписанные НК РФ;
г) этим актом законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным законодательством.
6. Признание нормативного правового акта о налогах и сбо-рах не соответствующим НК РФ осуществляется:
а) путем отмены этого акта Правительством Российской Федерации;
б) в порядке, предусмотренном в нормативном правовом акте;
в) только в судебном порядке;
г) в судебном порядке, если иное не предусмотрено НКРФ.
7. Если доходы, полученные налогоплательщиком, нельзя однозначно отнести к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за преде-лами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется:
а) Министерством финансов Российской Федерации;
б) в судебном порядке;
в) решением налоговых органов по месту постановки на учет налогоплательщика;
г) федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов.
8. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются:
а) российские и иностранные организации;
б) российские и иностранные организации, их обособленные подразделения, имеющие расчетный счет и самостоятельный баланс;
в) российские и иностранные организации, получающие доходы только на территории Российской Федерации;
г) российские организации, получающие доходы как на тер-ритории Российской Федерации, так и за ее пределами.
9. Не являются плательщиками налога на прибыль:
а) Центральный банк Российской Федерации;
б) страховые организации;
в) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
г) иностранные организации, имеющие доходы от источников в Российской Федерации.
1. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между: А) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;2. Налог - это Б) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей для целей финансирования деятельности государства
3. Субъект налогообложения - это А) организации и физические лица, на которые НК РФ возложило обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы; 4. Налоговая ставка – это В) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы
5. Налоговый период – это Б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам
6. Налоговая база – это А) стоимостая, физическая или иная характеристика объекта налогообложения
7. Недоимка – это В) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок
8. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность :
Б) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов
9.Доходом признается экономическая выгода, выраженная:
В) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ
10.Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
В) федеральные налоги и сборы
11. К региональным налогам относится В) налог на имущество организаций лиц
12.К федеральным налогам не относится А) налог на имущество организаций
13. К специальным налоговым режимам относится: В) упрощенная система налогообложения
14.Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются: А) в пользу налогоплательщика
15.К актам законодательства о налогах и сборах относятся федеральные законы
16.Арест на все имущество налогоплательщика -организации Б) может быть наложен
17.Налогоплательщики- организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган об открытии и закрытии счетов: 10 дней
18.Обязанность по уплате налога или сбора прекращается:
В) С уплатой налога или сбора
19.Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:
Б) По почте или лично налогоплательщиком
20.Участниками налогового контроля являются:
В) Налоговые органы
21.Налоговая проверка может проводиться:
В) За три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки
22.Камеральные налоговые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами:
В) Без специального решения руководителя налогового органа
23.НДС уплачивается:
Б) ежеквартально
24.К каким видам налогов относятся акцизы?
В) Федеральным косвенным
25.Налогоплательщиками акцизов являются: А) Организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ
26.Налоговый период для налогоплательщиков акцизов устанавливается как: А) Календарный месяц
27.Не являются плательщиками налога на прибыль:
Б) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения
28.Налоговые вычеты применяются при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:
В) Только в отношении доходов облагаемых по ставке 13%
29.В отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организации ставка НДФЛ установлена в размере: А) 9%
30.Социальные налоговые вычеты предоставляются: А) По окончании налогового периода на основании документов, подтверждающих фактически произведенные расходы
31.Налоговой базой по земельному налогу является:
В) кадастровая стоимость земельных участков.
32.Налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если средняя численность его работников не превышает:
в) 100 человек .
33.Кто из указанных субъектов является плательщиком налога на имущество организации?
В) Российские организации, а также иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории РФ
34.Плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются предприниматели: А) Осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли
35.Земельный налог исчисляется исходя из:
В) Кадастровой стоимости земельных участков
36.Что является объектом для налогообложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения? А) Доходы или доходы уменьшенные на величину расходов
37 . Какой орган в РФ принимает законы о налогах:
В.Государственная дума РФ
38. Как классифицируются налоги по способу их взимания:
Б. Прямые и косвенные
39 . К специальным налоговым режимам относят:
А. Упрощенную систему налогообложения
40. К местным налогам относят:
А. Земельный налог и налог на имущество физических лиц
41. В каком случае налог считается установленным и подлежит обязательной уплате:
А. Когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения
42.Налоговой базой по налогу на имущество организации является:
Б.Среднегодовая стоимость
43. Ставка налога по ЕНВД:
Б. 15% от величины вмененного дохода
44. Какая стоимость подарков, полученных физическим лицом от организации, облагается НДФЛ
В. 4000 и выше