Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

"Пенсионная афера": Миллионы граждан лишись своих накоплений в лопнувших НПФ

НПФ «Капитан» был основан в 1994 году благодаря усилиям нескольких крупных учредителей Петербурга. Развитие интернет-сегмента позволило представить вниманию клиентов официальный сайт НПФ Капитан. До недавнего времени фонд работал в сфере ОПС и НПО, пока Центробанком не была аннулирована соответствующая лицензия.

Информация о НПФ Капитан

Основная задача фонда заключалась в дополнительном пенсионном обеспечении граждан нашей страны. Согласно информации с официального сайта, пенсионные резервы достигли отметки в 520 миллионов рублей, а число клиентов составило примерно 23 тысячи человек.

Главная страница официального сайта организации имеет навигационное меню в левой стороне и ссылки на пенсионный калькулятор и глоссарий в правой стороне. По центру располагается вся необходимая информация по разделам меню.

2014 год был ознаменован присоединением к НПФ «Жилкомфонд», что послужило увеличению числа вкладчиков (прежде всего, предприятий отрасли ЖКХ). В 2015 году компания была реорганизована в акционерное общество НПФ Капитан.

Рейтинг надежности пенсионного фонда Капитан

Несмотря на доверие со стороны населения (немалое количество клиентов!), рассматриваемая организация не является участником рейтингования со стороны Эксперт РА.

Национальное рейтинговое агентство также не дает информации об уровне надежности компании. Для многих этот вопрос довольно существенный, поскольку вкладывать средства в незаметный (с точки зрения рейтинга) фонд кажется рискованным занятием.


Доходность НПФ Капитан

Пиковое значение доходности за отчетный период с 2006 по 2015 год было достигнуто в 2009 году и составило 11,89%. 2011 и 2012 годы были ознаменованы снижением уровня дохода по накоплениям по сравнению с ПФР. 2015 год вообще не принес никакого дохода.

Впоследствии была запущена процедура ликвидации, после того, как суд постановил признать фонд ликвидированным.

Ликвидация НПФ Капитан

13.12.2018 :

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4, адрес электронной почты: [email protected]) (далее – Организатор торгов), являющаяся на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2016 г. по делу № А40-140122/2016-21-1277 конкурсным управляющим (ликвидатором) Акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд «Первый национальный пенсионный фонд» (1-й НПФ АО), адрес регистрации: 125009, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 23, стр. 1, ИНН 7718002769, ОГРН 1147799013780 (далее – финансовая организация), проводит электронные торги имуществом финансовой организации посредством публичного предложения (далее – Торги ППП).

Предметом Торгов ППП являются ценные бумаги:

Лот 1 - ЗПИФ недвижимости «РФЦ-ШУВАЛОВСКИЕ ВЫСОТЫ» под управлением ООО УК «РФЦ-Капитал», ИНН 7444036805, регистрационный номер Правил доверительного управления 0519-75409089, 182,14307 шт., 57,12 % от общего кол-ва паев, г. Москва - 166 351 216,29 руб.

С подробной информацией о составе лота финансовой организации можно ознакомиться на сайтах Организатора торгов www.torgiasv.ru, также www.asv.org.ru в разделах «Ликвидация НПФ» и «Продажа имущества».

Торги ППП будут проведены на электронной площадке ООО «Сатурн» – www.seltim.ru с 31 января 2019 г. по 30 марта 2019 г.

Оператор электронной площадки ООО «Сатурн» – www.seltim.ru (далее – Оператор) обеспечивает проведение Торгов ППП.

Заявки на участие в Торгах ППП принимаются Оператором с 00:00 часов по московскому времени 21 декабря 2018 г. Прием заявок на участие в Торгах ППП и задатков прекращается в 14:00 часов по московскому времени за 5 (Пять) календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены продажи лота.

При наличии заявок на участие в Торгах ППП Организатор торгов определяет победителя Торгов ППП не ранее 14:00 часов по московскому времени первого рабочего дня, следующего за днем окончания приема заявок на соответствующем периоде понижения цены продажи лота, и не позднее 18:00 часов по московскому времени последнего дня соответствующего периода понижения цены продажи лота.

Начальные цены продажи лота устанавливаются следующие:

с 14 февраля 2019 г. по 20 февраля 2019 г. - в размере 86,50% от начальной цены продажи лота,

с 21 февраля 2019 г. по 27 февраля 2019 г. - в размере 73,00% от начальной цены продажи лота,

К участию в Торгах ППП допускаются физические и юридические лица (далее – Заявитель), зарегистрированные в установленном порядке на электронной площадке ООО «Сатурн» – www.seltim.ru. Для участия в Торгах ППП Заявитель представляет Оператору заявку на участие в Торгах ППП.

Заявка на участие в Торгах ППП должна содержать: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ рес электронной почты, сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности Заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему (ликвидатору) и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале Заявителя конкурсного управляющего (ликвидатора), предложение о цене имущества.

Для участия в Торгах ППП Заявитель представляет Оператору в электронной форме подписанный электронной подписью Заявителя договор о внесении задатка. Заявитель обязан в срок, указанный в настоящем сообщении, и в соответствии с договором о внесении задатка внести задаток путем перечисления денежных средств на счет Организатора торгов для зачисления задатков: получатель платежа - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», ИНН 7708514824, КПП 770901001, расчетный счет 40503810845250002051 в ГУ Банка России по ЦФО, г. Москва 35, БИК 044525000. В назначении платежа необходимо указывать «для зачисления на счет 76/010-7», наименование финансовой организации, наименование Заявителя, период проведения Торгов ППП, за участие в которых вносится задаток, номер лота. Заявитель вправе направить задаток по вышеуказанным реквизитам без представления подписанного договора о внесении задатка. В этом случае перечисление задатка Заявителем считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о внесении задатка.

Задаток за участие в Торгах ППП составляет 10 (Десять) процентов от начальной цены лота на периоде. Датой внесения задатка считается дата поступления денежных средств, перечисленных в качестве задатка, на счет Организатора торгов.

С проектом договора, заключаемого по итогам Торгов ППП (далее – Договор), и договором о внесении задатка можно ознакомиться на электронной площадке ООО «Сатурн» – www.seltim.ru.

Заявитель вправе изменить или отозвать заявку на участие в Торгах ППП не позднее окончания срока подачи заявок на участие в Торгах ППП, направив об этом уведомление Оператору.

Организатор торгов рассматривает предоставленные Заявителями Оператору заявки с приложенными к ним документами, устанавливает факт поступления задатков на счет Организатора торгов в срок, установленный в настоящем сообщении, и по результатам принимает решение о допуске или отказе в допуске Заявителя к участию в Торгах ППП. Непоступление задатка на счет Организатора торгов, указанный в настоящем сообщении, или поступление задатка по истечении срока, установленного в настоящем сообщении, или поступление задатка в размере меньшем, чем это установлено в настоящем сообщении, являются основаниями для отказа в допуске Заявителя к участию в Торгах ППП. Заявители, допущенные к участию в Торгах ППП, признаются участниками Торгов ППП (далее – Участники). Оператор направляет всем Заявителям уведомления о признании их Участниками или об отказе в признании их Участниками.

Победителем Торгов ППП (далее – Победитель) признается Участник, который представил в установленный срок заявку на участие в Торгах ППП, содержащую предложение о цене имущества финансовой организации, но не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для определенного периода проведения Торгов ППП, при отсутствии предложений других Участников.

В случае, если несколько Участников представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества финансовой организации, но не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для определенного периода проведения Торгов ППП, право приобретения имущества принадлежит Участнику, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько Участников представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества, но не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для определенного периода проведения Торгов ППП, право приобретения имущества принадлежит Участнику, который первым представил в установленный срок заявку на участие в Торгах ППП.

С даты определения Победителя по каждому лоту прием заявок по соответствующему лоту прекращается. Протокол о результатах проведения Торгов ППП, утвержденный Организатором торгов, размещается на электронной площадке ООО «Сатурн» – www.seltim.ru.

Организатор торгов в течение 5 (Пять) дней с даты подписания протокола о результатах проведения Торгов ППП направляет Победителю на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в Торгах ППП, предложение заключить Договор с приложением проекта Договора.

Победитель обязан в течение 5 (Пять) дней, с даты направления на адрес его электронной почты, указанный в заявке на участие в Торгах ППП, предложения заключить Договор и проекта Договора, подписать Договор и не позднее 2 (Два) дней с даты подписания направить его Организатору торгов. О факте подписания Договора Победитель любым доступным для него способом обязан немедленно уведомить Организатора торгов. Неподписание Договора в течение 5 (Пять) дней с даты его направления Победителю означает отказ (уклонение) Победителя от заключения Договора.

Сумма внесенного Победителем задатка засчитывается в счет цены приобретенного лота.

Победитель обязан уплатить продавцу в течение 30 (Тридцать) дней с даты заключения Договора определенную на Торгах ППП цену продажи лота за вычетом внесенного ранее задатка по следующим реквизитам: получатель платежа - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», ИНН 7708514824, КПП 770901001, расчетный счет 40503810745250005051 в ГУ Банка России по ЦФО, г. Москва 35, БИК 044525000. В назначении платежа необходимо указывать «счет 76/13-2-030», наименование финансовой организации и Победителя, реквизиты Договора, номер лота и период проведения Торгов ППП. В случае, если Победитель не исполнит свои обязательства, указанные в настоящем сообщении, Организатор торгов и продавец освобождаются от всех обязательств, связанных с проведением Торгов ППП, с заключением Договора, внесенный Победителем задаток ему не возвращается, а Торги ППП признаются несостоявшимися.

На прошлой неделе разразился громкий скандал: Центробанк отозвал лицензии сразу у пяти негосударственных пенсионных фондов (НПФ), в том числе у крупнейшего "Солнце.Жизнь.Пенсия", который входил в лидирующую десятку НПФ. Работа еще двух фондов приостановлена с запретом заключать новые договора. Все семь проблемных НПФ контролировались структурами, связанными с банком "Российский кредит", который также не так давно лишился лицензии.

Общее число пострадавших клиентов, которые копили на пенсию в этих семи негосударственных фондах, - 1,4 млн человек.

В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) решение Центробанка поддержали, заявив, что это был "логичный шаг по очистке рынка в рамках формирования и запуска системы гарантирования пенсионных накоплений". Собственно, для специалистов эти события с приостановлением работы фондов не были неожиданностью, ведь ни один из перечисленных НПФ проверку ЦБ не прошел и не был допущен к системе гарантирования.

Но история очень неприятная. Сразу чуть ли не 1,5 млн человек, доверивших формировать свою накопительную пенсию "проблемным" НПФ, - такое в новейшей российской истории происходит впервые. Понятно, что всех этих людей волнует, что будет с их деньгами. Кто-то стал клиентом прогоревшего фонда не так давно, но многие копили там на пенсию уже много лет и имеют на счетах приличные суммы. Цена вопроса, по экспертным оценкам, - 60 млрд рублей, из которых 10-12,5 млрд - средства инвестиционного дохода. Вот самые частые вопросы, ответить на которые мы попросили представителей Центрального банка России.

1 Как возмещаются средства гражданину - клиенту НПФ, если фонд не вступил в систему гарантирования и у него отозвана лицензия?

Если НПФ не вступил в систему гарантирования и у него принудительно аннулируется лицензия, за каждое лицо, застрахованное в таком фонде, Банк России перечисляет средства в Пенсионный фонд. Средства перечисляются в объеме номинала взносов за период с даты начала их накопления застрахованным лицом и до даты аннулирования лицензии.

2 Что значит возвращение средств по "номиналу"?

В эту сумму включаются: страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, взносы работодателя, взносы на софинансирование накопительной пенсии, средства материнского капитала, направленного на софинансирование накопительной пенсии.

3 Если гражданин в фонде числился, к примеру, 10 лет, переводил по 1 тыс. руб. каждый год (условно), то что, он получит (на его счет переведут снова) только 10 тысяч? А как же инвестиционный доход?

Если после реализации активов НПФ останутся средства сверх перечисленных номиналов (см. вопрос 2), они будут распределены между застрахованными лицами пропорционально объему пенсионных накоплений в НПФ на дату аннулирования лицензии.

4 Что будет, если человек в последнюю "переходную" кампанию перевел свои накопления в другой НПФ, у которого все в порядке (он вошел в систему гарантирования), а у прежнего НПФ отозвали лицензию?

В соответствии с законодательством гражданин является клиентом конкретного НПФ до момента перевода его средств из этого фонда в другой. Таким образом, если на момент аннулирования лицензии деньги гражданина оставались в НПФ (вне зависимости от того, планировал ли он уходить из этого фонда и уже подал заявление, но средства еще не были переведены или он не планировал уходить из фонда), то средства гражданина в объеме взносов будут автоматически переданы в ПФР. Делаться это будет в два этапа: средства в объеме взносов перечисляются сразу же (за счет Банка России), а инвестиционный доход - по мере реализации активов (если средства от реализации превысят объем взносов).

5 ЦБ сообщил, что "номинал" возвращается, как только будут выверены реестры вкладчиков, а инвестдоход, возможно, - после реализации активов обанкроченного НПФ. Когда это произойдет? Были ли уже прецеденты (с другими НПФ, у которых отзывались лицензии) - в качестве примера?

Реализация активов НПФ может занять время. При этом чем менее срочно они будут продаваться, тем больше средств от продажи можно будет выручить. Соответственно больше средств может быть возвращено гражданам.

Поправки в законодательство, реализующие механизм перечисления средств в Пенсионный фонд Банком России, вступили в силу совсем недавно, летом этого года. Так что прецедентов выплаты средств пенсионных накоплений в соответствии с действующим на сегодняшний момент законодательством о гарантии прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования ранее не было. Можно только добавить, что до последних поправок в законе был предусмотрен менее благоприятный режим возмещения.

6 Что можно посоветовать клиентам ликвидированных НПФ?

Гражданам следует обратиться в Пенсионный фонд РФ, где они смогут выбрать нового страховщика. Это может быть другой НПФ, прошедший проверку ЦБ и вступивший в систему гарантирования средств пенсионных накоплений. Любой застрахованный имеет право также выбрать полностью солидарную модель формирования пенсии, отказавшись от дальнейшего накопления. В этом случае уже накопленные средства остаются в ПФР и продолжают инвестироваться, но вновь поступающие страховые взносы будут полностью учитываться при назначении страховой пенсии.

7 Нам говорят: НПФ, прошедшие проверку ЦБ и вступившие в систему гарантирования, вполне благонадежны. И тем не менее, если у них в дальнейшем возникнут финансовые проблемы, отзыв лицензии, банкротство, как будут возмещаться средства в этом случае?

В этом случае механизм гарантии номиналов накоплений в целом похож на тот, что действует для фондов, не вступивших в систему гарантирования. Отличия в основном технические и не затрагивают физических лиц: гарантийные выплаты по фондам, вступившим в систему гарантирования, будет осуществлять не Банк России, а Агентство по страхованию вкладов. Для граждан отличий практически не будет.

Будущие пенсионеры опять поставлены перед трудным выбором, кому доверять формировать будущую пенсию - коммерческим структурам или исключительно государству.

С одной стороны, без вливаний из федерального бюджета (речь идет о сотнях миллиардов рублей) ПФР не способен выполнить текущие государственные обязательства перед людьми старшего поколения. С другой стороны, алогичная политика по отношению к работающим российским гражданам привела к тотальному подрыву доверия к долгосрочным накопительным программам. И если государственные обязательства в отношении пенсионеров более-менее выполняются, не без проблем (отмена индексации "пособия по старости" для работающих стариков - позорнейшее решение), то в отношении тех, кто нынче работает, но задумывается и пытается сформировать собственную программу пенсионных накоплений, наблюдается тотальный провал.

Ситуация фактически вышла из под контроля. Центробанк, который занимается регулированием рынка негосударственного пенсионного обеспечения, провалил данное направление. И если на банковском рынке продолжается спецоперация "Ураган Эльвира", которая, по словам чиновников мегарегулятора, призвана "оздоровить" обстановку, то до "пенсионных аферистов", в силу перегруженности чиновников ЦБ, руки пока не дошли. Этот провал команды Э.Набиуллиной выливается в весьма прискорбный факт - граждане страны теряют свои сбережения на старость в "лопнувших" негосударственных пенсионных фондах (НПФ).

"Царьград. Бизнес" провел специальное расследование, и выводы, к которым мы пришли, нас серьезно огорчили. Более 30 НПФ, которые активно привлекали денежные средства населения страны, находятся либо в стадии ликвидации, либо "лежат на боку" и им срочно требуется помощь со стороны Центробанка. Более того, согласно годовому отчету АСВ, у пяти фондов выявлены очевидные признаки преднамеренного банкротства.

На сегодняшний день предъявлено более 2,2 млн требований от кредитов к тем НПФ, которые уже лишились своих лицензий или проходят процедуру ликвидации. Подавляющее большинство исков выдвинуты клиентами фондов, которые размещали в них свои пенсионные накопления. Консолидировано 34 лопнувших НПФ остались должны своим клиентам более 96 млрд рублей. Из них 84 млрд необходимо погасить за счет пенсионных накоплений, а 11,7 млрд - из пенсионных резервов.

Согласно отчетности АСВ, суммарные активы "лопнувших" фондов составляют 112,6 млрд рублей. Однако основная их часть - "токсичные активы", которые имеют низкую ликвидность. Фактически речь идет о том, что российские граждане, которые не надеялись на социальную политику государства, но при этом формировали свои пенсионные накопления, не могут истребовать деньги с фондов в досудебном порядке.

"Царьград.Бизнес" стало известно, что по состоянию на начало 2018 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции были предъявлены исковые требования о взыскании задолженности с негосударственных пенсионных фондов на общую сумму свыше 30 млрд рублей. Однако исполнительные производства возбуждены пока только на 19 млрд руб.

Что же стало причиной обрушения НПФ? Ответ - банковский кризис, который спровоцировал Банк России. В трех из пяти национализированных крупнейших частных банках страны пенсионные средства использовались не по "целевому назначению". Кредитные учреждения активно росли (достаточно проанализировать схемы, которые применялись в ФК "Открытие" для "раздувания" собственного капитала), в том числе и за счет пенсионных денег своих вкладчиков.

Исходя из отчета АСВ следует, что проверки, проведенные в минувшем 2017 году, выявили поменьше мере пять НПФ, которые семимильными шагами, при попустительстве ЦБ, как регулятора данного рынка, преднамеренно шли к банкротству. Речь идет о фондах "Поволжский", "Родник", "Стратегия", "Мосэнерго ОПС" и "Первый русский пенсионный фонд". Общая сумма выявленной "токсичных активов" превысила отметку в 4 млрд руб. И эта цифра только "верхушка айсберга". По мнение аналитиков, ситуация куда хуже, чем представлена в годовом отчете АСВ. По их мнению, сейчас на рынке негосударственного пенсионного обеспечения развиваются два ключевых и очень опасных процесса.

Пункт первый. Как и на банковском рынке, так и в сегменте НПФ наблюдается беспрецедентная консолидация (реализуются пирамидальные схемы, когда за счет старого фонда покупается новый), что влечет за собой формирование пенсионных "монстров", обрушение которых неминуемо ведет к дестабилизации всего рынка.

Пункт второй. Денежные средства НПФ используются для финансирования бизнесов владельцев фондов. На примере банковского сектора очевидно, что данная бизнес-модель в условиях перманентного кризиса в отечественной экономике чревата полномасштабным обесценением активов, в которые были инвестированы денежные средства вкладчиков-кредиторов.

Вывод: существующая модель негосударственного пенсионного обеспечения полностью себя дискредитировала и нуждается в радикальном реформировании. Из-за "слепоты" ЦБ подорван основополагающий принцип долгосрочного инвестирования - доверие между гражданином, государством и институциональными структурами, призванными сформировать пул т.н. "длинных" денежных средств для экономики страны. Без смены обанкротившейся парадигмы невозможно вернуть доверие граждан к системе, невозможно на институциональном уровне обеспечить возможность самостоятельного формирования и роста доходности тех вложений, которые граждане готовы откладывать на свою старость.

Пока же нас убеждают в неизбежности увеличения пенсионного возраста. В прогнозе ВЭБ данный процесс уже будет запущен в 2020 году. Это решение, которое нас специально уводит от назревших фундаментальных проблем, проталкивается финансово-экономическим блоком нынешнего правительства и их "обслуживающего персонала" в лице кудринского Центра стратегических разработок. Коллективный Кудрин знает, что лжет, но продолжает продавливать это провокационное решение.

Исходя из анализа сегодняшней ситуации и прогнозных показателей на среднесрочную перспективу, напрашивается следующее: во-первых, повышение возраста не приведет к серьезному сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Сейчас "дыра" в ПФР закрывается за счет прямых трансфертов из федерального бюджета. И этот тренд сохранится в ближайшие годы. Причина не только в том, что, по логике Кудрина, в России много пенсионеров, а в том, что "много льготников". Досрочные пенсии - причина возрастающего дефицита. В льготную группу входят шахтеры, северяне, учителя и т.д. Это будет второй этап провокаций Кудрина, когда его соратники и ученики в Кабмине начнут сокращать льготников, но это будет после того, как Кудрин и Ко реализуют концепцию повышения пенсионного возраста в стране.

Премьер Медведев «зарубил» прорывной проект и пошел на поводу у ЦБ и Минфина

Во-вторых, экс-министр финансов хорошо осведомлен, что порядка 40% мужского населения страны не доживает до заслуженной пенсии. Попросту "сэкономленные" денежные средства остаются у государства. Если поднять пенсионный возраст, "лишняя" денежная масса резко увеличится, потому что при том уровне здравоохранения, которое мы сейчас имеем, ни о каком росте продолжительности жизни не приходится и мечтать.

Третий пункт. В России за последние годы было осуществлено пять (!) так называемых "пенсионных реформ" - от накопительного компонента до балльной системы. Ни одна из реформ не увенчалась успехом. Накопления (триллионы рублей, которые работодатели перевели за своих нанятых работников) были благополучно "заморожены" (фактически экспроприированы и израсходованы), а отсутствие необходимого количество баллов уже позволило ПФР отказывать старикам в предоставлении социальной пенсии и переводу их на страховую, которая кратно ниже первой. Ни один чиновник или депутат не может сказать, сколько будет стоить "пенсионный балл" через 5-10-15-20 лет. Балльная афера - венец торжества абсолютно нелогичной социальной политики правительства.

В четвертых, в стране отсутствует институциональная основа под долгосрочным пенсионным инвестированием. Граждане трудоспособного возраста, которые хотели бы самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, лишены инструментария инвестирования. Отечественная экономика захвачена монополиями и олигополиями. Размещение денежных средств на банковских депозитах - опасная игра с ЦБ, который в любой момент может обрушить любое кредитно-сберегательное учреждение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но факт остается фактом - в стране нет институционального инвестирования. Кудрины, Улюкаевы, Набиуллины, Орешкины сделали все, чтобы в стране не было самых важных длинных денег, которые формируют рынки негосударственного пенсионного обеспечения и страхования.

Кудрин и Ко "вцепились в горло" не нынешним пенсионерам, они мертвой хваткой пытаются скрутить работающих российских граждан, которые, в силу проводимой ими социально-экономической политики, выживают и зарабатывают свой "кусок хлеба". У них нет ни времени, ни сил задуматься над вопросом финансового обеспечения своей будущей старости. Этим и пользуются провокаторы, которые вбивают в наши головы, что повышение пенсионного возраста неизбежно.

Есть ли альтернатива инициативам Кудрина? Да, и она до боли банальна: развивать собственную национальную экономику, промышленное производство, запускать большие инфраструктурные проекты, создавать институциональный инструментарий, который бы позволил российским гражданам формировать собственные пенсионные накопления, сберегать их и иметь достойное денежное обеспечение, когда придет время уйти на заслуженный отдых.