Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Для чего нужен валютный контроль в банке. Валютный контроль

Организация заключила договор с иностранной компанией, или человеку предложили устроиться на работу в международную компанию и получать заработную плату из-за рубежа. В этих случаях каждое из действующих лиц обязательно услышит словосочетание «валютный контроль». Под его действие попадает и любой россиянин, который поедет в отпуск и будет ввозить или вывозить валюту через границу РФ. Так что же такое «валютный контроль»?

Понятие о валютном контроле и его функциях

Валютный контроль в Российской Федерации– это меры по государственному инспектированию валютного рынка. То есть это надзор за движением валюты как за пределы государства, так и внутри страны. Касается это и простых граждан, и предприятий, и организаций.

Вот несколько основных функций, которые выполняет валютный контроль (далее - ВК):

  1. Выдача всех возможных разрешений и проверка работы обменных пунктов, которые могут покупать и продавать валюту. Это означает, что все официальные «обменники» должны иметь лицензию и их работа находится под пристальным вниманием органов валютного регулирования и контроля.
  2. Купли-продажи иностранной валюты в пределах России. Покупая денежные знаки «импортного производства» перед отпуском, человек автоматически становится объектом внимания валютного контроля и законодательства в данной сфере.
  3. Провоз валюты через границу. При вывозе или ввозе сумм, превышающих 10000 долларов в любой валюте, владелец денег обязан их задекларировать. Если наличных менее чем 10000 долларов, то это делается по личному желанию.
  4. Расчеты по экспортно-импортным сделкам, контрактам и покупкам. В большей степени это относится к юридическим лицам, так обычно сюда включаются сделки между российскими и иностранными организациями по всем видам договоров. Хотя этот пункт касается и физических лиц, которые получают за свою работу деньги из-за границы или оплачивают крупные заграничные покупки. Мелкие валютные покупки в интернет-магазинах или аукционах обычно не привлекают внимания органов ВК.

Буква закона, или Федеральный закон о валютном контроле

Как и большинство видов деятельности в России, подконтрольные валютные отношения регламентируются федеральным законом
(далее - ФЗ) о валютном контролеот 10.12.2003. Этот документ не меняет своего основного содержания с 2003 года и имеет только ряд нововведений, связанных в основном с формулировками.

Так, в связи с изменениями в Налоговом кодексе, валютный контроль в РФ 2014сменил ряд наименований «действующих лиц». Например, «банки» заменили на «кредитные организации». Основные акценты и сфера распространения закона остались без изменений.

Органы валютного регулирования и контроля

173 ФЗ о валютном контроле четко распределяет: кто, что и за кем должен контролировать. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк и Правительство РФ. Эти органы проверяют своих агентов. Если обобщить, то основные моменты, которые проверяют агенты, это:

  • суммы операций с участием иностранной валюты (то есть кто, сколько и кому перевел);
  • основания для использования именно «импортных» денежных знаков, а не рублей;
  • сроки предоставления документов, которые доказывают, что инвалюта была переведена или получена именно за услугу или товар.

Самими агентами валютного контроля являются:

  • банки, которые подчиняются ЦБ;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • таможенные и налоговые органы.

Цепочка контролеров и подконтрольных организаций только кажется сложной. Если фирма перевела деньги своему заграничному партнеру и получает от него товар или комплекс услуг, то при декларировании инспектировать ее будет таможня и российский банк, через который эта оплата прошла. Это предусматривает закон о валютном контроле.

Организация в этом случае должна доказать, что она не просто так перевела эти деньги заграницу. В таможню будет предоставляться платежное поручение на оплату, а в банк - декларация на товары. А уже эти два агента будут контролироваться ЦБ и Правительством. И несоблюдение сроков или условий операций приводит к достаточно суровым штрафам, но уже в рублях. Например, несвоевременное предоставление декларации грозит организации штрафом в 50000 рублей.

Штрафные санкции применяются и к физическим лицам. Если гражданин России открыл банковский счет на территории иностранного государства, то он обязан сообщить об этом налоговым органам РФ в течение одного месяца. Или банк может отклонить платеж, направленный в пользу или от физического лица, если считает, что эта операция сомнительна и лицо не имеет подтверждающих документов для такого перевода. Штрафы за нарушение валютного контроля установлены ст. 15.25. КоАП.

  1. Если физическое лицо работает на иностранную компанию и получает свои «кровные» в валюте или переводом из-за рубежа, то оптимальным вариантом является переход в формат юридического лица, например ИП. В случае неподтверждения человеком такого платежа, банк имеет право отклонить операцию. К тому же, при таком варианте не производится отчислений налогов, а это уже может не остаться без внимания налоговых органов.
  2. Если сумма договора на товары или услуги, заключенной с иностранным партнером, больше 50000 долларов, то нужно открывать паспорт сделки в банке. Если в рамках этого контракта производится несколько поставок или оказывается несколько услуг, то как только сумма приближается к этому рубежу, во избежание штрафных санкций лучше заранее оформить паспорт сделки в банке.
  3. Если физическое лицо перевозит более 10000 долларов в любой валюте, то лучше задекларировать их в аэропорту при прохождении таможенного контроля. Избавить себя от проблем с декларированием сумм и потерей времени на это можно, просто открыв валютный счет в российском банке и привязав к нему банковскую карту. Это, конечно, приведет к комиссиям при расчетах, но более безопасно и не требует заполнения документов и формальностей при прохождении пограничного контроля.

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

05.09.2017

скриншот фильма "Бриллиантовая рука"

Вы - предприниматель, который успешно ведёт бизнес на российском рынке и думает о дальнейшем развитии? А быть может, вы только планируете открыть своё дело, но ваши цели амбициозны и не ограничиваются географическими рамками? Главная проблема, с которой сталкивается бизнес, пытаясь «переправиться» через рубеж - валюта и валютный контроль.

Чтобы разобраться, что представляет собой валютный контроль, как он регламентируется, а также какие бывают штрафы и как их избежать, BаnkNN обратился к специалистам

Немного истории: кто придумал валютный контроль

Полномочия по валютному контролю возлагались на Министерство финансов, Муниципальный банк и специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 года все сведения о денежных операциях передавались в созданное Особенное Валютное Совещание. В последствие функции были возращены Министерству финансов, а с 1993 по 2000 годы контроль над валютными операциями был возложен на Федеральную службу РФ по денежному и экспортному контролированию. По действующему законодательству, функции валютного контроля возложены на Центробанк, а важнейшими органами валютного контроля являются Правительство РФ и Банк России. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, выполняют функцию агентов валютного контроля.

Зачем нужен валютный контроль

Так государство проверяет, что предприниматели получают деньги законным путём, не занимаются мошенничеством, не заключают нелегальные сделки либо спонсируют террористов. Также меры валютного контроля способствуют регулированию оттока капитала.

Как это работает

Когда деньги приходят в банк, они не сразу оказываются у предпринимателя на счете. Сначала банку необходимо убедиться, что сделка является законной. Для этого банк запрашивает ряд документов, а если у него возникают сомнения, блокирует проведение операции. Банк руководствуется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а штрафы предусмотрены статьей Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (КоАП РФ, ст. 15.25.) .

Документы валютного контроля

Документы, удостоверяющие личность физического лица;

Документ о государственной регистрации ЮЛ/ИП;

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

Документы-основания для проведения валютных операций (договоры, выписки, справки, доверенности и прочие);

Таможенные документы (декларации и др.);

Документы, подтверждающие супружеские или родственные отношения;

Паспорт сделки (если сумма сделки 50 000 долларов и больше);

Заявление об оформлении паспорта сделки;

Заявление о переоформлении паспорта сделки;

Заявление о закрытии паспорта сделки;

Заявление об оформлении справки.

Полный перечень документов указан в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Как избежать штрафов

Предприниматель может получить штраф за ошибки в документах, опоздания платежей и пропуск сроков.

Чтобы избежать штрафа за срыв сроков, вы должны знать, что у вас есть 15 рабочих дней, за которые необходимо сдать документы в банк. Но лучше это делать заранее, чтобы у вас осталось время на случай форс-мажоров. Для начала, вы должны узнать о том, что деньги пришли в банк. Об этом банк вас обязан уведомить, но способ уведомления - на усмотрение банка. А это значит, что вы должны точно знать, каким образом банк осуществляет уведомление: смс, письма или просто «галочка» в личном кабинете. Вы уже знаете, какие документы потребуются, поэтому начинайте их подготовку заранее. Если у банка возникнут вопросы по поводу легальности сделки, то банк может запросить дополнительные документы, подтверждающие проведение валютной операции.

Штраф за просрочку валютного контроля зависит от дней просрочки: 500-5000 рублей для ИП и 5000-50 000 рублей для ООО.

Как избежать просрочки платежа от контрагента?

Штраф — 1/150 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и (или) 75-100 % от задержавшейся суммы.

Самый простой способ избежать просрочки платежа - работать по 100% предоплате. Но не все контрагенты на это согласны. Чтобы получить деньги вовремя, можно также предусмотреть в договоре расширенные условия сроков получения платежа, например, указав, что оплата должна быть произведена в течение 5 дней с момента выставления счета, но не позднее 15 дней. Дополнительно вы можете предусмотреть и пени за задержку оплаты.

Если сумма по договору не поступила на счет, вас также может ждать штраф. Штраф — 75-100% от суммы, которая не поступила на счет. Иногда причиной является недобросовестность контрагента, а иногда - комиссия за перевод денег из иностранного банка в российский. Договоритесь с контрагентом заранее о том, кто оплачивает комиссию за перевод, зафиксируйте условие в договоре. Если причиной штрафа стала недобросовестность контрагента, штраф можно оспорить в суде. И не забывайте о том, что лучший способ избежать проблем из-за недобросовестности контрагента - работать не «на доверии», а фиксировать все условия в договоре.

Как избежать ошибок при оформлении документов?

Принимая документы, банк не обязан указывать клиенту на ошибки, более того, иногда документы могут быть приняты и с ошибками. А штраф за ошибки — 4000-5000 рублей для ИП, 40 000-50 000 рублей для ООО. За повторную ошибку — 150 000 рублей для ООО и 15 000 рублей для ИП. Не стоит рисковать - найдите банк, который помогает заполнить документы.

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

Большинство сделок на территории РФ заключаются с использованием российских рублей. Однако возникают ситуации, когда хозяйствующим субъектам приходится задействовать денежные знаки других стран. На такие операции распространяется валютный контроль 2017 – отлаженная система, цель которой – обеспечить соблюдение действующего законодательства. За нарушение положений НПА предусмотрены немалые штрафы, поэтому фирмы и ИП заинтересованы следовать установленным «правилам игры».

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

  1. Проверка

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

  1. Запрос

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно ! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .