Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика цб


В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов денежного регулирования монетарные власти ряда развитых в экономическом отношении стран перешли к формированию целевых ориентиров показателей денежной массы, прежде всего в соответствии с агрегатом М2. Хотя опыт целевого определения (таргетирования) ориентиров денежной массы был не всегда достаточно эффективным, в России таргетирование показателя М2 играло важнейшую роль в системе единой государственной денежно-кредитной политики (табл. 15.5).
Таблица 15.5

Основные ориентиры единой государственной денежной политики*

В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти.
Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно:
а) размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам;
б) изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств;
в) покупка драгоценных металлов;
г) объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме
кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧМР) и чистых внутренних резер-
bob (ЧВР). Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй - разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит - это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита.
После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.
К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами. К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т. д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из направлений единой государственной кредитно-денежной политики;

7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными

организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применить прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России и проведением операции поэтому с 2002 г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

2. Проблемы и диспропорции Банка России

Среди проблем, стоящими перед Центральным Банком Российской Федерации, важными являются: высокий уровень инфляции; низкая эффективность банковского надзора; технически несовершенная система проведения платежей; слабость национальной валюты. Рассмотрим проблемы и пути из решения более подробно.

2.1 Высокий уровень инфляции

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен. Однако необходимо дать некоторые комментарии к этому наиболее часто встречающемуся определению. В нем одно из наиболее распространенных последствий инфляции смешивается с ее сущностью. Дело в том, что рост цен – характерный инфляционный признак в современной рыночной экономике. Уровень инфляции измеряют разными способами, но всегда показатели отражают, насколько повысились цены.

Суть инфляции более точно можно понять, связывая ее с нарушениями закона денежного обращения и прежде всего несовпадением динамики денежной массы и номинального ВНП. Примерно такой же точки зрения придерживался и известный экономист М. Фридман. При этом при опережающих темпах роста денежной массы по сравнению с увеличением номинального ВНП возникают инфляционные процессы, а при обратном соотношении рассматриваемых показателей – дефляция. Хотя последняя – это более редкое явление, все же она иногда встречается.

Следует отличать инфляцию и дефляцию, которые носят макроэкономический характер, вызваны общеэкономическими причинами и затрагивают практически все товары и услуги, хотя и в разной степени, от изменения цен по отдельным продуктам, возникающих в результате воздействия локальных факторов. К ним, в частности, можно отнести сезонное снижение цен на овощи и фрукты из-за резкого увеличения их предложения, повышение цен на туристические путевки в сезон массовых отпусков и т.д. Эти микропроцессы связаны, конечно, и с общим характером изменения цен в стране, но не они являются основной причиной инфляционных и инфляционных процессов.

При опережении темпов роста денежной массы темпов роста реального ВНП, например за счет чрезмерной эмиссии денег, последствия будут следующие.

В административной системе образуется дефицит товаров. Относительный избыток денег при фиксированных ценах ведет в соответствии с законом денежного обращения к их обесценению. На ту же сумму можно приобрести меньшее количество товаров. Потребители же, исходящие из номинальной стоимости денег, стремятся приобрести большее количество товаров, чем это можно сделать при имеющихся ценах.

В рыночной экономике нарушение соответствия спроса и предложения на рынке продуктов и услуг приведет к компенсирующему росту цен при том же предложении денег.

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции – спроса и предложения.

Суть инфляции спроса можно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т.е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение.

Инфляция издержек означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются.

В реальной экономике инфляция спроса и издержек тесно взаимосвязаны, эти формы могут переходить одна в другую или действовать в разных секторах экономики.

В то же время между двумя формами инфляции имеется существенное отличие. У инфляции спроса нет естественного ограничителя. Инфляция издержек ограничивает сама себя, поскольку из-за роста последних уменьшаются предложение товаров, объем производства и занятости, а это ведет к стабилизации цен и издержек. Но если нет факторов, которые способствуют росту деловой активности, то инфляция издержек может перейти в стагфляцию, при которой объем производства практически не растет, а цены медленно поднимаются.

Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия.

1. Доходы владельцев ресурсов увеличиваются с небольшим отставанием от темпа цен (при постоянном объеме производства, а также отсутствии сдвигов в производительности труда и структуре капитала).

2. Скорость обращения денег приблизительно постоянна.

Нарушение хотя бы одного из этих условий может оказаться достаточным для перехода в гиперинфляционный режим.

2.2 Низкая эффективность банковского надзора

С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами кредитных организаций на втором уровне.

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

Согласно ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке РФ" Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Денежно-кредитная политика - это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.

Монетаризм - экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.

Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической докт­риной правительств многих стран. С переходом рос­сийской экономики на рыночные отношения эта теория стала приме­няться и в нашей стране.

Экономические циклы связаны прежде всего со значительными ко­лебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).

В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо прово­дить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и цик­лических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.

Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным рос­том денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъ­юнктурные колебания.

В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инф­ляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.

Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирова­ния и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кре­дитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткос­рочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на ре­гулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.

В нашей стране единую государственную денежно-кредитную поли­тику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Прези­денту и Правительству РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:

Анализ состояния и прогноз развития экономики страны;


Основные ориентиры, параметры и инструменты единой госу­дарственной денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую си­туацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.

Обязательные резервы - это средства коммерческих банков, хра­нящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.

Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерчес­кими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.

Величина и структура обязательных резервов в различных стра­нах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и по­рядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом ди­ректоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).

Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресур­сом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.

Операции на открытом рынке - это покупка или продажа на отк­рытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государствен­ные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная до­ля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.

Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограниче­ния денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процент­ные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают госу­дарственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.

Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увели­чением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процент­ная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязатель­ства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответс­твенно, увеличению денежной массы.

Операции на открытом рынке - основной инструмент регулирова­ния денежной массы во многих экономически развитых странах. Важ­нейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.

Рефинансирование банков - это кредитование Банком России ком­мерческих банков. Рефинанси­рование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.

Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерчес­кими банками рыночных процентных ставок.

Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к дол­лару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.

Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) - один из главных инструментов денеж­но-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинан­сирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является про­тиворечивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъ­юнктуру, а с другой - способствует усилению инфляции.

Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ве­дет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но однов­ременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.

Валютные интервенции – купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение де­нег.

Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, кото­рая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости руб­ля.

Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы ис­ходя из основных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики.

Прямые количественные ограничения - это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Прямые количественные ограничения Банк России вправе приме­нять в исключительных случаях и только после консультаций с Прави­тельством РФ.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости ры­ночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инстру­менты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных опера­ций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег.

Основным принципом политики валютного курса является ры­ночное курсообразование с использованием режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меня­ющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использова­ние режима плавающего курса не предполагает установления коли­чественных ориентиров курсовой динамики.

Политика валютного курса осуществляется с учетом мониторин­га широкого круга индикаторов состояния международных финан­сово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса должны быть направ­лены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлека­тельности вложений в российские финансовые активы. Усилия Бан­ка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валют­ного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Банк России осуществляет действия по либерализации валют­ных отношений, способствующие улучшению инвестиционного кли­мата в стране. Особое внимание уделяется мероприятиям, направ­ленным на сокращение утечки капитала из страны.

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких пока­зателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. К числу основных показателей денежной массы относятся: ■ уровень инфляции; ■ скорость обращения денег, ■ уровень спроса на денежную массу; ■ темпы роста денежной массы; ■ уровень монетизации экономики (коэффициент монетиза­ции); ■ структура денежной массы; ■ значение денежного мультипликатора, рассчитанного по де­нежной базе в широком определении; ■ динамика денежного мультипликатора; ■ уровень спроса на кредитные ресурсы; ■ скорость оборачиваемости денежных средств кредитных орга­низаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ■ ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинан­сового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондент­ских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление, лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные огра­ничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев Банк России имеет право только в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписа­ний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций Банк России может в случае неисполнения в установленный им срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Применять прямые количественные ограничения Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Решения Сове­та директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия решений.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, исходя из таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно – кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 году темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 год.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-08 годах превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 год прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 года выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 годах.

Показателем денежного предложения со стороны Центрального банка выступает денежная база. По методологии банка России выделяют широкую и узкую денежную базу.

Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги и средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России.

Объем денежной базы в широком определении на фоне экономического роста постоянно увеличивался. Например, за 2007 год он вырос на 11,3%. Но за первые девять месяцев 2008 года денежная база снизилась на 3,6%. Изменение динамики денежной базы обусловлено сочетанием двух тенденций – существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь- сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированого бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года).