Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг. Возможные меры по снижению оплат за коммунальные услуги. Как взыскать долг по коммунальным платежам

Не секрет, что решения судов общей юрисдикции по спорам в сфере ЖКХ не отличаются единообразием, а система исполнения судебных решений работает крайне неэффективно. Как исполняется судебный приказ по долгу о взыскании задолженности за коммунальные услуги?

С.А. Киракосян,

канд. юрид. наук, доцент филиала КубГУ (г. Новороссийск), независимый эксперт при Минюсте России по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг»

В этой статье вы прочитаете:

    Новый порядок взыскания задолженности за жилищные и коммунальные услуги

    Что подразумевает судебное взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги имеет важное значение в управлении ЖКХ.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги: общее в работе с задолженностью

Отслеживать законодательные новации непросто. Положения о порядке заключения и расторжения договора управления изменялись не менее пяти раз, о непосредственном способе управления — не менее трех раз. И готовятся очередные изменения в Жилищный кодекс РФ.

Именно поэтому работу управляющих организаций, товариществ собственников жилья и иных взыскателей нужно выстраивать по единому алгоритму. Каждый сотрудник организации должен знать, что конкретно, в какой срок и как необходимо сделать.

Условно работа с дебиторской задолженностью делится на пять этапов:

1. Превентивные меры — извещение о задолженности, обсуждения на общих собраниях в целях недопущения судебного взыскания.

2. Планирование взыскания — досудебная, претензионная работа с должниками, процедура медиации.

3. Судебное взыскание.

4. Обеспечение исполнения судебного акта о взыскании задолженности на стадии исполнительного производства.

5. Банкротство должника.

Особого внимания здесь заслуживает судебное взыскание. С 1 июня 2016 г. этот этап существенно упрощается при работе с дебиторской задолженностью до 500 тыс. руб.

Судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги

Федеральный закон от 02.03.2016 № 45‑ФЗ *, помимо прочих новелл, ввел в Гражданский процессуальный кодекс РФ (гл. 21.1 ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (гл. 29.1 АПК РФ) положения о приказном порядке взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи. Новые положения вступили в силу с 1 июня 2016 г.

Приказное производство — это порядок рассмотрения бесспорных требований кредитора в сокращенные сроки путем исследования предоставленных кредитором письменных доказательств без проведения судебного заседания, вызова сторон и заслушивания их мнений и с выдачей судебного приказа.

Судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги — это одновременно и судебное постановление, и исполнительный документ. Таким образом, кредитор, получивший судебный приказ, может, не теряя времени, перейти к взысканию задолженности.

Аналогичный порядок существовал в судебных процессах и ранее (гл. 11 ГПК РФ). Однако для споров в сфере ЖКХ он не был обязательным.

Институт приказного производства направлен на повышение оперативности судебной защиты интересов взыскателей и эффективности исполнения судебных актов. Он освобождает суды от тех дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения, проще говоря — от дел по рассмотрению бесспорных требований. Оценить эффективность этого нововведения пока сложно. Но уже можно определиться с новыми правилами работы с должниками.

К СВЕДЕНИЮ

Судебное взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги подразумевает сбор доказательств и обращение в суд о взыскании задолженности. Основной целью является получение исполнительного документа. При этом закон предусматривает два процесса получения исполнительного документа: приказное производство и исковое производство.

Первое правило взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Обратиться за получением судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги кредитор может при наличии задолженности за жилое помещение или коммунальные услуги не более 500 тыс. руб. (п. 1 ст. 121 ГПК РФ). В качестве кредитора здесь выступают управляющая организация, ТСЖ, ЖК или в, ресурсоснабжающая организация.

В остальных случаях споры о взыскании задолженности рассматриваются по общим правилам искового производства.

При подготовке заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги кредитор должен обратить внимание на следующее.

1. Заявление подается в суд по месту нахождения ответчика или в суд, указанный в договоре. Поэтому рекомендуется в договор управления многоквартирным домом включить положения о договорной подсудности. В частности, указать, что споры, вытекающие из договора управления, подлежат разрешению в судебном порядке по месту заключения такого договора или по месту нахождения управляющей организации.

2. В заявлении о выдаче судебного приказа следует указать:

    информацию о взыскателе — наименование взыскателя (кредитора) и его место нахождения;

    информацию об ответчике — наименование ответчика (должника) и его место жительства, а также дату и место рождения, место работы (если они известны);

    перечень требований и документы, подтверждающие данные требования.

Документами, подтверждающими бесспорность и обоснованность требований кредитора, могут быть, к примеру:

    договоры, в частности договор управления МКД;

    акты, подтверждающие выполнение работ и оказание услуг;

    акты сверки взаимных расчетов;

    расчет задолженности (выписка из лицевого счета должника с указанием суммы просроченной задолженности);

    переписка с должником;

    иные документы, например учредительные документы кредитора, устав ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Кроме того, управляющая организация обязательно должна подтвердить правомерность управления многоквартирным домом, представив в суд лицензию на право управления МКД и протокол общего собрания собственников об избрании ее в качестве управляющей организации. Нелишним будет представить информацию об управляющей организации из ГИС ЖКХ — скриншоты страниц.

3. К заявлению следует приложить документ, подтверждающий оплату госпошлины. В данном случае предусмотрен уменьшенный размер госпошлины, оплачиваемой при подаче заявления в суд, — 50% от размера пошлины, взимаемой при подаче иска имущественного характера (п. 2 ст. 123 ГПК РФ).

  • Сборы за негативное воздействие на окружающую среду

Важно помнить, что судья может возвратить заявление о вынесении судебного приказа или отказать в его принятии в случаях, предусмотренных ст. 125 ГПК РФ. В частности, судья может отказать, если из заявления и представленных кредитором документов усматривается наличие спора о праве. Следовательно, суду необходимо представить бесспорные и надлежащим образом заверенные доказательства, чтобы не допустить отказа в принятии заявления.

Второе правило судебного взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Судья рассматривает вопрос о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги без проведения судебного заседания, без извещения сторон, без ведения протокола. И принимает решение по тем документам, которые представил кредитор. Судебный приказ по существу заявленного требования:

    выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления;

    изготавливается в двух экземплярах на специальном бланке. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия;

    состоит из двух частей — вводной и резолютивной. В отличие от решения, он не содержит описательной части. Его мотивировка ограничивается лишь указанием на закон, на основании которого удовлетворены требования.

>> Доказательства в заявлении должны быть бесспорными и надлежащим образом заверенными.

Обязательные реквизиты судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги названы в ст. 127 ГПК РФ. Среди прочих обязательными реквизитами резолютивной части судебного приказа являются:

    сумма взыскиваемой с должника госпошлины — в пользу взыскателя, если пошлина была уплачена им при подаче заявления, или в доход соответствующего бюджета, если взыскатель по закону был освобожден от уплаты госпошлины;

    реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

>> Возможно повторное направление судебного приказа должнику по новому месту его нахождения.

Если было заявлено требование о взыскании неустойки, то в резолютивной части приказа указывается размер такой неустойки. Напомним, что с 1 января 2016 г. усилена ответственность за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Неустойка взыскивается с собственников помещений со второго месяца просрочки оплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования. Ужесточение наступит с 91-го дня просрочки, когда начнет действовать повышенная ставка — 1/130.

>>Третье правило судебного взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Судья высылает копию судебного приказа должнику. Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 № 1035-О-О, судебный приказ направляется один раз — по адресу, указанному взыскателем (кредитором); однако вследствие того, что срок, в течение которого должник вправе подать возражения относительно судебного приказа, начинает отсчитываться с момента получения судебного приказа должником, а должник может изменить место своего нахождения, возможно повторное направление судебного приказа должнику по новому месту его нахождения.

  • Кто должен платить за лифты

Должник имеет право оспорить судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги в течение 10 дней с момента получения копии судебного приказа (ст. 128 ГПК РФ). В таком случае судья отменяет судебный приказ (ст. 129 ГПК РФ). В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет кредитору, что заявленное им требование может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней с момента его вынесения.

Таким образом, для защиты своих прав и законных интересов должнику достаточно представить судье, направившему копию судебного приказа, возражения относительно исполнения данного судебного приказа. Однако действующее процессуальное законодательство никак не определяет, каким образом должно происходить извещение должника о вынесенном судебном приказе. И должник рискует узнать о нем лишь на стадии исполнительного производства.

На практике судьи нередко высылают копию судебного приказа должнику простым письмом.

В ряде случаев судьи вообще не считают своим долгом известить должника о вынесенном в отношении него судебном приказе либо поручают секретарям уведомить должника по указанному кредитором телефону.

>> Четвертое правило

Если в установленный срок (в течение 10 дней) от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению.

По общему правилу судебный приказ выдается взыскателю (его представителю) на руки в суде или направляется ему по почте заказным письмом. Однако из этого правила имеются исключения: по просьбе (ходатайству) взыскателя судебный приказ может быть направлен для исполнения судебному приставу-исполнителю непосредственно судьей.

Судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Законодательством установлены следующие сроки передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю:

    в трехдневный срок со дня поступления в отдел судебных приставов (по общему правилу);

    немедленно, т. е. в день поступления исполнительного документа в отдел судебных приставов, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (требование об обеспечении иска, восстановлении на работе и т. д.).

Подведем итог, каковы преимущества и недостатки судебного приказа.

Очевидные преимущества:

    оперативность получения — в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд;

    отсутствие судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений;

    приравнивание судебного приказа к исполнительному документу и приведение его в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Недостатки у судебного приказа также имеются.

Для должника это отсутствие в судебном приказе мотивировочной части с обоснованием принятого по делу решения; неконтролируемость процесса взыскания, что может повлечь обременение имущества должника и даже ограничение его перемещений по территории России и за ее пределами.

  • Раскрытие информации: правила ГИС ЖКХ

Для кредитора это возможность упрощенной отмены. Судья отменит судебный приказ, если от должника в десятидневный срок с даты получения копии судебного приказа поступят возражения. В этом случае придется вновь обращаться в суд с заявлением о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, но уже в порядке искового производства. На практике судебные приказы отменялись и по истечении годичного срока, если взыскатель доказывал, что не получал судебный приказ.

*Федеральный закон от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Вложенные файлы

  • Калькуляция на установку - демонтаж заглушек.xls
  • Уведомление об ограничении КУ.rtf
  • Предупреждение о задолженности и об ограничении КУ.rtf

При обнаружении долга по ЖКХ необходимо свериться по квитанциям. В первую очередь оплачивается пеня, затем – основной долг. Если должнику приходит оповещение, он обязан оплатить по нему в течение 5 дней.

Обязанность по уплате коммунальных услуг

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В жилищном законодательстве сказано, что оплачивать коммунальные платежи необходимо до 10 числа месяца, который идет за прожитым. В противном случае образуется задолженность.

Законодательная база

Жилищный кодекс – основной документ, регулирующий порядок оплаты коммунальных платежей, сроки внесения средств и ответственность за неуплату:

  • обязанность уплаты коммунальных платежей регулируется Жилищного кодекса;
  • сроки оплаты – ЖК;
  • согласно Гражданско-процессуального кодекса, нельзя выселить из квартиры, которая является единственным жильем, пригодным для обитания;
  • в соответствии с ГК, суд вправе снизить размер пени или отменить ее.

Срок давности по задолженности

Сроки исковой давности по долгам равен 3 годам. То есть, если гражданину в текущем году пришла квитанция с долгом за 2010 год, то можно игнорировать ее и не оплачивать задолженность.

Если коммунальная служба подаст иск в суд, правда будет на стороне ответчика.

Взыскание долгов по ЖКХ

Если собственник квартиры не оплачивает коммуналку в течение 2 или 3 месяцев, коммунальная организация оповещает его или квартиросъемщика о наличии долга. Если оплата не осуществлялась в течение 1 года, отключает должника от коммунальных услуг (после оповещения).

Если задолженность образовалась за полтора года, управляющая компания вправе обратиться в суд. Если неплательщиком является неблагополучная семья и у нее нет средств для оплаты долга, оформляется субсидия.

Действия управляющей компании

Имеется немало способов воздействия на должников. Наиболее распространенные в 2019 году:

  • Штраф или неустойка. За каждый просроченный день начисляется пеня размером 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка. Размер пени не может быть больше – он установлен законодательством.
  • Расклейка перечня либо фото должников на доске объявлений или в средствах массовой информации. Если плательщик попал в список ошибочно, он имеет право подать на коммунальную службу в суд.
  • Ограничение или полное отключение коммунальных услуг. Управляющая организация часто отключает неплательщикам электричество или воду. Если задолженность огромная, вовсе отключают. В соответствии с законодательством, приостановить подачу электроэнергии разрешено тогда, когда размер долга превышает норму за 3 месяца. Перед этим неплательщика необходимо оповестить в письменном виде. Отключение не должно мешать другим жильцам.
  • Передача задолженности коллекторской фирме. Применяется тогда, когда должник агрессивно ведет себя с управляющей коммунальной компанией.
  • Выселение из недвижимости. Применяется к тем неплательщикам, которые снимают жилье по договору социального найма и не являются его собственником.

В обязанности суда входит выяснение причины образования долга. Уважительными считаются увольнение, серьезное заболевание или потеря дееспособности.

Списки должников

Список должников формирует управляющая компания. Ознакомиться с ним можно либо в офисе УК, либо в средствах массовой информации. Также можно найти себя в списке через интернет – на сайте Банка Москвы.

Пени

После образования долга обслуживающая организация вправе взыскать пеню за просрочку платежа ЖКХ. Разрешено делать это с 11 числа – если плата не произведена до этого момента. Информация о начисленной пене выводится в отдельной строке платежной квитанции.

Отключение от услуг

Отключить от коммунальных услуг могут в том случае, если размер задолженности достиг трех оплат за каждый месяц. Должнику заранее высылают оповещение о возможном отключении услуг. После оплаты долга услуги возобновляются.

Обращение к коллекторам

Такой способ менее распространенный, но случаи имеются. Арбитражный суд доказал, что обращение к коллекторам перечит Конституции, их деятельность не связана с оплатой коммунальных платежей.

Выселение

Согласно Жилищному кодексу, выселить за задолженность могут нанимателей, если они не оплачивали коммунальные услуги в течение полугода. Сумма долга значения не имеет. Если в течение этого периода сумма вносилась хотя бы частями, выселение противозаконно.

Досудебное решение вопроса

В текущее время направление претензии не является обязательным документом, чтобы инициировать судебный процесс. Претензия позволяет решить проблему до момента обращения в суд. На этот документ реагирует около 30% должников, и сразу выплачивают всю сумму.

Реагируют и по-другому:

  • не обращают внимание – большая часть;
  • гасят задолженность частями;
  • просят реструктурировать долг;
  • оспаривают.

Претензию следует составлять таким образом, чтобы должник понимал, что в случае подачи на него в суд:

  • он вынужден будет оплачивать все затраты и пеню;
  • будет возбуждено исполнительное производство;
  • недвижимое имущество будет арестовано;
  • сумма задолженности принудительно будет списана с заработной платы;
  • имущество в квартире будет описано;
  • должник не сможет выехать заграницу.

Реструктуризация задолженности

После направления претензии малая часть неплательщиков просит реструктурировать долг. Отказывать им нельзя.

При рассмотрении просьбы учитывается период просрочки, сумма задолженности, положение должника, решение органа управления ТСЖ о возможности рассрочки.

Обращение в суд

Обращение в суд – крайняя мера. Порядок действий таков:

  • Представительное лицо управляющей компании подает в мировой суд заявление.
  • В продолжение 5 суток принимается решение.
  • При положительном решении приказ судьи направляется должнику.
  • В течение 10 суток с момента получения приказа неплательщик обязан направить возражения, иначе приказ утратит силу, и в суд нужно будет обращаться снова.
  • Если гражданин не отправит возражение либо приказ до него не дойдет, то он вступит в силу автоматически.

При отмене судебного приказа управляющая фирма обращается в суд и начинается взыскание.

Исполнительное производство

Исполнительный лист по оплате долга вправе предъявлять к исполнению в течение 3 лет с момента вступления приказа судьи в действие.

Можно ли оспорить?

Приказ можно оспорить. Причины оспаривания:

  • должник не согласен с размером задолженности;
  • нет акта сверки, подтверждающего согласованность долга.

Основания могут быть и другими, если они расходятся с решением коммунальной службы.

Судебная практика

Каждую просрочку суд рассматривает как индивидуальное дело. Если верить судебной практике, имеются и отказы в одобрении искового заявления.

Если у проживающего гражданина отсутствует регистрация в квартире, по которой образовался долг, управляющая компания должна доказать, что он в ней проживает. При отсутствии аргументов иск отклоняют.

Если ответчик не пришел на судебное заседание, дело рассматривается без него.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Практически каждое товарищество собственников или управляющая компания сталкивались с такой проблемой, как взыскание задолженности за коммунальные услуги. Достаточно часто руководство таких организаций старается решать проблемы по мере их поступления и до последнего оттягивает принятие решения об обращении в суд, однако такие действия очень быстро приводят к невозможности оплачивать собственные счета перед поставщиками.

В итоге приходится привлекать опытных юристов и взыскивать долги с недобросовестных жильцов в авральном порядке. На самом деле, решение данного вопроса сложно назвать проблемой, поскольку процедура носит стандартный характер и не требует выполнения особенных действий. В статье мы рассмотрим разные варианты взыскания долгов по «коммуналке» и расскажем об особенностях таких процедур.

Сотрудникам управляющей конторы или компании-поставщика следует знать, что не всегда требуется обращение в суд. Существует немало способов урегулировать ситуацию в досудебном порядке. Каждый вариант имеет свой регламент и требует строжайшего соблюдения установленного порядка. Расскажем о каждой процедуре подробнее.

Предъявление претензии и истребование долга

Сегодня оформление претензии по отношению к конкретному жильцу вовсе не является основанием для обязательного возбуждения судебного дела. Взыскать долги можно в досудебном порядке, если выполнить все требования закона. Конечно, претензия – это не очень действенный способ получить деньги, однако он работает в 30% случаев.

Чаще всего должники реагируют на документ следующим образом:

  • оплачивают долг в полном размере;
  • игнорируют обращение;
  • начинают вносить средства небольшими суммами, но за реструктуризацией долга не обращаются;
  • обращаются за реструктуризацией, иногда с отменой пени;
  • иногда граждане начинают оспаривать начисленные суммы.

Чтобы исключить сложные спорные ситуации, необходимо, чтобы в документе содержались все обязательные и правильные данные. Кроме того, важно, чтобы гражданин понимал, какие последствия может иметь обращение управляющей компании в суд.

Выполнение реструктуризации долга

Достаточно большой процент должников в результате направления претензии обращается к управляющей компании для выполнения реструктуризации долга. С одной стороны, это возможность урегулировать сложную ситуацию, а с другой, необходимо учитывать индивидуальную ситуацию должника.

Например, необходимо учесть, какова сумма задолженности и кто выступает в роли должника, оценить его имущественное положение. Только после этого принимается решение о предоставлении такой возможности.

Судебное урегулирование вопроса с долгами по ЖКХ

Если никакие меры досудебного разрешения ситуации не подействовали на должника, то единственным вариантом становится обращение в судебную инстанцию для получения официального приказа о взыскании денежных средств. На начальной стадии такое дело рассматривается в приказном производстве.

Процедура отличается простотой проведения и состоит из следующих этапов:

  1. Представитель УК или фирмы-поставщика составляет и направляет на рассмотрение мировому судье заявление о .
  2. В течение 5 суток с момента обращения выносится судебный акт и передается должнику.
  3. Не позднее, чем за 10 дней с момента получения приказа гражданин должен отправить свои возражения в суд, если таковые имеются. В этом случае приказ будет отменен, а заявитель должен будет обратиться в суд повторно, но уже с исковым заявлением.
  4. Если никаких возражений не поступило или гражданин не получил приказ на почте, документ автоматически вступает в законную силу и передается приставам, которые его обязаны исполнить.

Как вы можете увидеть, процедура понятна и очень проста, за исключением того, что придется правильно составить заявление и подготовить дополнительные документы.

Какие последствия может иметь судебное решение о взыскании долгов по «коммуналке»?

Обращение в суд для любого должника может стать серьезной проблемой. Дело в том, что последствия принятия положительного решения о взыскании долга бывают следующими:

  • виновному гражданину придется оплачивать все судебные расходы заявителя;
  • жильца будут постоянно беспокоить приставы;
  • на имущество гражданина будет наложен арест;
  • долги принудительно спишут с зарплаты, пенсии, вкладов должника;
  • в квартире проведут полную опись имущества;
  • должник не сможет выехать за границу.

Чтобы избежать таких последствий, стоит своевременно вносить плату по коммунальным платежам и выполнять требования закона.

Заключение

Граждане, которые не оплачивают коммунальные платежи, могут стать объектом судебного разбирательства. Управляющая компания или поставщики ресурсов имеют право сначала вести досудебную работу по урегулированию конфликта, а затем обратиться в суд с заявлением о выдаче специального приказа о взыскании.

Каждый вариант предполагает выплату полной суммы долга со стороны виновного лица, однако во втором случае размер взыскания увеличится за счет выплаты судебных издержек, пени и начисленной неустойки.