Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Оперативная информация и ее роль в доказывании по уголовному делу. Понятие и направления документирования оперативной информации. Классификация информации по разным признакам

Что собой представляет оперативная информация? Где она используется? Какие особенности её применения существуют? Эти и иные подобные вопросы будут рассмотрены в статье.

В целом и общем

То, что информация может быть передана на расстояние, вряд ли у кого-то вызовет возражение. Причем её можно встретить в неживой природе. Она может принимать различную форму. Так, по кольцам деревьев можно судить об особенностях разных годов, ДНК и РНК позволяют наследовать форму и внешность своих предков. Существует и оперативно-розыскная информация, по которой ищут потерявшихся, преступников, украденных людей или же материальные ценности. Она может принимать различные формы, в зависимости от сферы, где используется.

Три вида оперативной информации

Условно выделяют следующие виды:

  1. Информация-факт. По сути, это модель реальной ситуации, процесса, объекта.
  2. Информация-прототип. Сюда относят всё, что отражает содержимое процесса, объекта или же ситуации, которые создаются.
  3. Нормативная информация. Это данные, которые отработаны и рекомендованы для постоянного использования. В качестве примера можно привести эталоны, стандарты, шаблоны и нормы.

Между этими тремя существуют отношения, с помощью которых снимается неопределённость и можно принимать эффективные решения. Так, нормативные данные являются воплощением опыта, научно обоснованных решений и основой для протоколов будущей ситуации (объекта, процесса). Во время активности сравнивается информация про промежуточные и конечные результаты. Она может быть представлена как:

  1. Управленческие регламенты. Примером в данном случае являются рабочие и должностные инструкции.
  2. Нормативы, стандарты, нормали, нормы, законы.
  3. Технологические карты операционных (производственных) процессов.
  4. Характеристики объектов и субъектов внешней среды.
  5. Информация про трудовые, материальные и финансовые ресурсы, а также оперативная информация про их сведения.

Необходимо следить за тем, чтобы присутствовала наиболее релевантная информация, которая обладает адресностью, своевременностью, достоверностью и полнотой. Это особенно важно в современных условиях. Сейчас мы страдаем не столько от отсутствия данных, сколько от избытка бесполезной и ненужной информации. Поэтому необходимо учиться отделять её от необходимых нам характеристик, чтобы владеть ситуацией.

Носители

Хранение оперативной информации предусматривает, что она где-то должна размещаться. В качестве носителей могут выступать:

  1. Отчеты, обзоры, записки.
  2. Система бумажного и электронного документооборота.
  3. Базы данных, информационные хранилища, справочники, библиотеки, каталоги.
  4. Автоматизированная система управления и проектирования.
  5. Записи работников.
  6. Интернет-ресурсы вроде корпоративных сайтов, электронных магазинов, почтовой рассылки.
  7. Информационные странички, размещенные внутри локальных сетей.

Наиболее целесообразным является создание комплексной системы данных, на основании которой можно заниматься автоматизированием деятельности специалистов и менеджеров. Наличие такого инструментария позволяет создавать единое общеорганизационное что позитивно сказывается на результативности деятельности.

Работа с данными

Если есть желание улучшить качество управления, то необходимо хорошо подготовиться к обработке информации. Первоначально для этого нужно провести аудит. Он позволит выявить проблемные места, где появляется противоречивая или же ложная информация. Он же позволяет выяснить, чем же занят отдел ИТ и/или же аналитики, почему затягиваются сроки и нет видимых результатов при решении поставленных задач. Затем следует разработать и внедрить необходимые процедуры и правила работы, для того чтобы формировать оперативные показатели и ситуационные отчеты. Также следует выработать единые стандарты. Так, распространённой является ситуация, когда необходима оперативная информация, но её получение тормозится осмыслением полученных данных. В таких случаях стандартизация позволит нивелировать эту проблему и увеличить скорость обмена аналитическими показателями и принятием решений. Нужно следить и за тем, чтобы была доступной правильная и непротиворечивая информация. Наличие специальных программных моделей позволяет получить фактические данные о положении компании и всех происходящих процессах.

В хозяйственной деятельности

Здесь наибольшую важность имеют данные. Оперативную информацию используют для того, чтобы принимать решения, от которых зависит стабильность, непрерывность и бесперебойность проводимой хозяйственной деятельности, а также выполнение плановых показателей. Это всё может быть реализовано через В таком случае наибольший интерес представляет как непосредственно сама организация, так и отдельные элементы. Если же внимание сосредоточено на бизнес-процессах, то мы имеем реализацию процессного подхода. В таком случае создают информационные потоки данных, которые занимаются его сопровождением. Они выступают в роли пояснения отдельных моментов. Оперативное получение информации выполняет целый ряд важных задач в вопросе обеспечения бесперебойности работы. Возьмем, к примеру, положение со складом сырья. Если вовремя не пополнять запасы, то производство может остановиться. А этого допускать нельзя ни в коем случае. Нельзя исключать и заминок, и человеческого фактора. Поэтому наилучший вариант - это когда при уменьшении количества ресурсов уведомляется автоматикой. И она же следит за тем, чтобы это сообщение не было проигнорировано. В таких случаях, сколько бы оперативной информации получено ни было, всё можно проконтролировать и отследить. Только бы места на сервере хватило.

В природе

Оперативная информация в окружающей среде - эта та, которая передаётся с помощью различных механизмов, но может быть извлечена на основании данных генотипа или же фенотипа. В качестве иллюстрации первого примера можно привести данные, которые содержат в себе ДНК или РНК. Они оказывают влияние на структурную основу биологического формирования. Фенотип - это упомянутые в самом начале статьи кольца деревьев. То есть известен только общий механизм, но детали его реализации или же воплощение скрыты за завесой тайны.

Оперативная информация общественных институций

Получение точных и достоверных данных важно не только в сфере предпринимательства. Эти моменты играют важную роль и в общественных процессах. Вот, к примеру, если в определённом регионе Российской Федерации случилось стихийное бедствие, то следует информацию о нём быстро передать далее, чтобы были выделены необходимые ресурсы для ликвидации последствий. Также, когда принимаются законы, необходимо побеспокоиться о том, чтобы все ответственные работники были проинформированы об изменениях. В таких случаях нужно осуществлять эффективное распоряжение информацией. Как пример можно привести службу информации и международных связей ФСБ РФ.

Передача данных в социальной среде

Как тут не вспомнить слухи! Сколько всего они смогли натворить! Стоило только запустить и раскрутить слух о том, что какая-то компания рухнет, как бывало и такое, что даже крепкие организации не переживали паники. Поэтому оперативная информация может быть и серьёзным оружием. И не всегда нужно верить тому, что можно услышать на улице. Ведь может выйти опровержение, которое покажет, что информация неправдива, но урон от неё возместить уже не получится. Следует всегда помнить, что данные, распространяемые в обществе, не проходят проверку, а иногда могут быть и сознательно сфальсифицированы. То есть относиться к ним с позиции полного доверия, как это возможно на коммерческом предприятии, опрометчиво. Любая оперативная информация должна проверяться каждым человеком с позиции логики и фактов. К тому же следует постараться меньше уделять внимания различным проблемам, которые не относятся непосредственно к человеку. Так, если кому-то незнакомому не повезло, он поскользнулся и получил травму, а кто-то из друзей об этом рассказывает, то ценность этой информации близка к нулю. И её можно проигнорировать. Не забываем, что есть множество малоценной или вообще «мусорной» информации. А вот если стало известно, что были выделены деньги на ремонт дороги у дома, но он проведен не был, а у ответственного лица новая машина - то это уже причина начать активно действовать. И это важная информация, поскольку средства были буквально украдены, и если смолчать, то придётся после этого платить ещё и за ремонт своего автомобиля.

Иные специфичные моменты

Где ещё можно говорить о наличии оперативной информации? В целом вариантов ответов на этот вопрос довольно много, но в массе своей они являются составными частями рассмотренных ранее моментов. Поэтому скажем ещё несколько слов о получении, управлении и Первое и самое важное - необходимо следить за тем, чтобы без проблем приходили наиболее важные данные. К тому же необходимо, чтобы они были правдивыми. Но более-менее этот процесс можно организовать в хорошо контролируемых небольших объединениях, вроде коммерческих предприятий. В плане управления следует позаботиться о том, чтобы информация сразу же попадала к нужному лицу, или хотя бы с минимальным количеством посредников. А храниться она должна таким образом, чтобы её легко можно было бы извлечь и использовать.

Заключение

Оперативная информация - это важный элемент процессов, которые постоянно происходят. Она позволяет узнавать наиболее точные и реальные данные на определённый момент времени, что не может не сказываться на её важности. Ведь, как говорят, тот, кто владеет информацией, владеет и миром. А структурированные и упорядоченные данные делают процесс управления ещё легче и приятней.

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

На рис. 2.8 приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.

Рис. 2.8. Классификация информации, циркулирующей в организации

Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.

Входная информация - это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.

Выходная информация - это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).

Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация - за пределами объекта.

Пример 2.18. Содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны - входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислений в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны - внешней по отношению к налоговой инспекции.

Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.

Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

Пример 2.19. В художественном цехе, где производится роспись чашек, в конце каждой смены регистрируется общее количество произведенной продукции и количество расписанных чашек каждым работником. Это первичная информация. В конце каждого месяца мастер подводит итоги первичной информации. Это будет, с одной стороны вторичная промежуточная информация, а с другой стороны - результатная. Итоговые данные поступают в бухгалтерию, где производится расчет заработной платы каждого работника в зависимости от его выработки. Полученные расчетные данные - результатная информация.

Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

Текстовая информация - это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).

Графическая информация - это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.

Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).

Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.

Постоянная (условно-постоянная) информация - это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:

постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.;

постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты государственным служащим;

постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации.

Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).

Плановая информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.

Пример 2.20. Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.

Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

Пример 2.21. Нормативно-справочной информацией на предприятии являются:

время, предназначенное для изготовления типовой детали (нормы трудоемкости);

среднедневная оплата рабочего по разряду;

оклад служащего;

адрес поставщика или покупателя и т.д.

Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.

Пример 2.22. Учетной информацией являются: количество проданной продукции за определенный период времени; среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.

Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.

Пример 2.23. Оперативной информацией являются:

количество изготовленных деталей за час, смену, день;

количество проданной продукции задень или определенный час;

объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.

Варианты использования оперативной информации. Опосредованное использование оперативной информации

Цель любого оперативно-розыскного мероприятия в конечном счете состоит в получении информации, значимой для пресечения и раскрытия преступной деятельности. Об этом свидетельствует и сам перечень ОРМ, содержащийся в ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности": все они решают в информационном плане одну и ту же задачу, хотя средства и процедуры решения задачи могут быть различными.

Информация, получаемая при производстве ОРМ, носит непроцессуальный характер. Это обусловлено тем, что ее источники и способы получения, вообще говоря, не относятся к допустимым уголовно-процессуальным законом. Перечень последних, как указывалось, ограничен следственными действиями, иными процессуальными действиями (в стадии возбуждения уголовного дела и последующих стадиях) и представлением доказательств участниками процесса. Любая информация, полученная иным путем, является непроцессуальной, но при этом следует иметь в виду, что не всякая непроцессуальная информация является оперативной, полученной в итоге ОРД.

Помимо оперативной, к непроцессуальной информации Д.И. Бедняков справедливо относит:

Сведения, полученные субъектами доказывания с нарушением требований закона или с помощью действий, не предусмотренных законом;

Сведения о преступлении, полученные гражданами, организациями, предприятиями приватно или в ходе служебных или иных (например, журналистских) расследований, в том числе с помощью различных технических средств, ловушек и т.п.;

Информацию, собираемую частными сыскными агентствами, охранными, экспертными и иными юридическими фирмами;

Данные, полученные правоохранительными и правоприменительными органами в ходе реализации их административных и административно-процессуальных полномочий*(301).

Для характеристики непроцессуальной информации Д.И. Бедняков использует и второй критерий - характеристику ее носителя. Имеются в виду такие носители информации, которые не могут стать источниками доказательств: показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности или не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; документы, не обладающие требуемыми признаками, и др.*(302)

Мы уже отмечали, что не всякая непроцессуальная информация является информацией оперативной. Точно так же следует заметить, что не всякая процессуальная информация может быть названа доказательственной, хотя Д.И. Бедняков считает, что между понятиями процессуальной и доказательственной информации можно поставить знак равенства: "Информация о преступлении может быть или процессуальной (доказательственной) или непроцессуальной"*(303).



Можно полагать, что доказательственной является лишь та информация, которая составляет содержание доказательств, служит средством доказывания. Эта информация может быть получена в первую очередь путем производства следственных действий, т.е. таких процессуальных действий, целью которых служит собирание, исследование, оценка и использование доказательств, а равно и посредством иных процессуальных действий, производимых с этой же целью.

Не всякое процессуальное действие преследует (и достигает) эту цель, поэтому не всякая информация, полученная путем проведения процессуального действия, может считаться доказательственной. Помимо доказательственной, к процессуальной относится регистрационная информация, розыскная информация, полученная из процессуальных источников, а также ориентирующая информация, если она также получена из процессуального источника. Примером последней служит вероятное заключение эксперта, не имеющее, как известно, доказательственного значения, но могущее играть важную ориентирующую роль при выдвижении следственных версий, определении направления дальнейшего расследования, сужении круга подозреваемых и т.п.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что:

а) в сфере доказывания циркулирует информация двух видов: процессуальная и непроцессуальная;

б) в составе процессуальной информации выделяется информация доказательственная, представляющая собой содержание доказательств и служащая целям доказывания;

в) в составе непроцессуальной информации выделяется информация оперативная (оперативно-розыскная). Применительно к процессу доказывания она играет ориентирующую, т.е. вспомогательную, роль. Для субъекта доказывания это ориентирующая информация.

Для того чтобы определить значение ориентирующей информации для доказывания, пути ее использования и связи с доказательственной информацией, следует выяснить, что может составлять содержание ориентирующей информации, полученной оперативным путем.

По мнению А.Р. Ратинова, оперативная информация может охватывать три группы данных. "Первую группу составляют сведения, непосредственно указывающие на фактические данные, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить доказательствами по делу. Эти доказательства существовали объективно вне связи с оперативно-розыскными мероприятиями, которые лишь облегчают их отыскание. Другую группу образуют материалы, которые возникают в результате оперативно-розыскных мероприятий, являются как бы продуктами этой деятельности. Речь идет, например, о выявлении свидетелей... Подобные материалы полезны не столько сами по себе, сколько своими указаниями на объективно существующие доказательства, которые подлежат собиранию процессуальными средствами... Наконец, третью группу образуют сведения, полученные оперативным путем, которые хотя и не содержат указаний на конкретные доказательства и пути их отыскания, но освещают событие преступления и отдельные обстоятельства, ограничивают круг подозреваемых.

Эти данные используются для правильной ориентировки в расследуемом событии, построении версий, определения направления расследования и розыска виновных, для выбора тактических приемов и средств"*(304).

Д.И. Бедняков подходит к определению содержания оперативной информации под углом зрения анализа материалов документирования. Он различает: "а) сведения, указывающие на лиц, могущих быть свидетелями по уголовному делу, местонахождение предметов и документов, поведение и взаимоотношения преступников, воздействие преступников на потерпевших, свидетелей и т.п.; б) предметы и документы, могущие быть доказательствами при соответствующих условиях"*(305).

Мнения А.Р. Ратинова, Д.И. Беднякова, как и других авторов, касающихся вопроса о содержании оперативной информации*(306), в сущности, совпадают. Следует лишь отметить, что и названные, и иные авторы характеризуют оперативную информацию в аспекте целей и задач доказывания, хотя ее содержание не исчерпывается этим. Достаточно, например, упомянуть информацию о формировании преступной группы, еще только замышляющей совершение преступлений, и т.п.

С.С. Овчинский справедливо отмечает, что "при всех вариантах подтверждения оперативно-розыскная информация выполняет свою важнейшую функцию - указывает на факты, которые должны стать доказательствами, на их источники и рациональные тактические приемы получения судебных доказательств"*(307). При дальнейшем использовании этой информации в процессе доказывания она обретает стабильную процессуальную форму*(308).

Д.И. Бедняков коснулся попутно и еще одного заслуживающего внимания вопроса. Речь идет об отмеченном им сходстве доказывания с такой категорией ОРД, как документирование.

Под документированием в теории ОРД обычно понимается совокупность ОРМ, направленных на получение информации об обстоятельствах преступления, лицах, его совершивших, и др. Между тем, по буквальному смыслу, документировать - обосновывать документами, т.е. документально выражать ход и результат какого-то процесса. В сущности, термин "документирование" должен обозначать действия, аналогичные действиям по фиксации доказательств, - фиксацию добытой оперативной информации. В Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" термин "документирование" употребляется лишь в названии ст. 10. По смыслу этой статьи под документированием оперативно-розыскной деятельности понимается заведение и ведение дела оперативного учета "в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность". Документирование, опять-таки, выступает как некий процесс не только фиксации добытых данных, но и работы с ними и на их основе.

Сходство "документирования" и доказывания не только в том, что они используют одинаковые познавательные методы, как считает Д.И. Бедняков, и что единым для них является информационный процесс (собирание, исследование, оценка, использование информации). Это сходство гораздо значимее, оно заключается в общности целей, в соблюдении критерия относимости информации, обеспечении ее достоверности. В сущности, оперативная информация должна удовлетворять (с точки зрения содержания) тем же требованиям, что и информация доказательственная, - различия между ними заключаются в источниках информации, средствах ее собирания и, отчасти, исследования и значимости результатов оценки.

Как и доказательственная, оперативная информация имеет своими источниками людей и вещественные образования - предметы, документы, информационные системы. И те и другие могут быть разделены на две группы: те, которые в перспективе могут стать источниками доказательственной информации при выполнении необходимых для этого процессуальных процедур, и те, которые такими источниками не станут и останутся лишь источниками оперативной информации. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет, что результаты этой деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам "в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ст. 11). Основываясь на содержании этой нормы, рассмотрим возможные варианты использования в доказывании оперативной информации, следуя Р.С. Белкину*(309).

1. Оперативная информация, ориентирующая субъекта доказывания о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому событию:

Сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;

Сведения о действиях различных лиц по сокрытию совершенных преступлений;

Сведения о действиях или о намерениях совершить действия, противодействующие расследованию;

Сведения о лицах - источниках этих сведений - и вещественных образованиях, могущих стать источником этих сведений.

Использование этой информации в доказывании возможно двумя путями: непосредственно и опосредованно, путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства.

Непосредственное использование субъектом доказывания оперативной (ориентирующей) информации заключается:

В ее учете при определении направлений расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;

В определении на ее основе очередности и характера следственных действий;

В обосновании ею решения о проведении конкретных процессуальных (в том числе следственных) действий - задержания, обыска, допроса и др.*(310);

В ее использовании для достижения превосходства в ранге рефлексии над лицом, противостоящим следствию (оперативная информация в этом случае выполняет функции "обратной связи", позволяя следователю оценить свои действия "глазами партнера" по его высказываниям третьим лицам);

В ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения*(311).

Опосредованное использование оперативной информации заключается, прежде всего, в поиске и определении путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной*(312).

2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:

При принятии решения об обыске, выемке, наложении ареста на имущество, аресте корреспонденции и т.п. (едва ли можно согласиться с авторами, считающими, что наличия только оперативной информации недостаточно для производства, например, обыска*(313), т.е. что она не составляет содержания понятия "достаточных оснований" для его производства);

Для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки показаний на месте, освидетельствования и т.п.

3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная оперативным работником непосредственно либо с помощью специалиста.

Статья 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит перечень ОРМ, в том числе и таких, посредством проведения которых оперативный работник сам, непосредственно получает оперативную информацию: опрос граждан, наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, снятие информации с технических каналов связи и др. Проблема использования этой оперативной информации в доказывании сводится к проблеме придания процессуального статуса источникам информации.

Чаще всего это документы, отражающие результаты ОРМ, которые, по нашему мнению, могут быть приобщены к делу в порядке ст. 84 УПК РФ. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещественные образования. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" вообще по поводу реализации результатов ОРМ содержит весьма туманное положение: представление результатов органу дознания, следователю, суду осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

А что дальше? А дальше - в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 Закона). Но все дело-то в том, что эти положения УПК ничего конкретного в отношении оперативной информации не содержат. Ничего не говорится и о придании статуса вещественного доказательства предметам или документам, добытым оперативным путем. Их можно "ввести" в процесс путем проведения оперативно-тактической комбинации или путем представления оперативным работником субъекту доказывания при соответствующем рапорте или отношении.

Оперативная информация может быть использована в уголовном процессе только после ее процессуального закрепления, т.е. прохождения через один из каналов связи, соединяющий непосредственный источник информации с уголовным процессом. К таким каналам можно отнести:

Инициативное представление оперативной информации лицу, в чьем производстве находится уголовное дело (ст. 11 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности");

Истребование следователем, дознавателем, прокурором оперативной информации в целях доказывания (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

Истребование прокурором и судом оперативной информации в целях проверки законности и обоснованности принятия решения в ходе осуществления ОРД (ст. 9, 21 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности")*(314).

Помимо этих трех возможностей, до определенной степени регламентированных в законе, С.В. Зуев упоминает еще четвертую:

Личное ознакомление лица, производящего расследование, с оперативно-служебными документами - и справедливо отмечает, что "ни одна из формулировок Закона не говорит о праве лица, производящего расследование, на ознакомление с имеющимися у органов дознания материалами оперативно-розыскной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что в оперативно-служебных документах содержится огромное количество полезной информации"*(315).

Весьма сложным представляется решение вопроса об использовании в доказывании результатов так называемых предварительных исследований предметов и документов, которые могут осуществляться непосредственно оперативным работником или с помощью специалиста (ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Эти материальные объекты впоследствии, как правило, фигурируют в качестве вещественных доказательств по делу.

Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству до возбуждения уголовного дела не допускается экспертное исследование материальных объектов, результаты которого приобретали бы доказательственное значение. Иными словами, не допускается производство судебных экспертиз. Между тем, обоснование решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела нередко требует использования специальных познаний именно для выявления признаков преступления.

Этими обстоятельствами и объясняется получившая широкое распространение при производстве доследственных проверок и в ОРД практика проведения так называемых предварительных (непроцессуальных) исследований. Это, как правило, специальные криминалистические, химические, биологические и некоторые иные исследования документов, денежных знаков, ценных бумаг, веществ неизвестной природы, пищевых продуктов и др. Чаще всего такие исследования проводятся сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел. Нередко по своему содержанию, целям и примененным методам исследования они отличаются от соответствующих экспертиз лишь статусом специалиста, производившего исследование, и формой итогового документа, в котором излагаются результаты исследования. С введением в УПК РФ нормы о заключении специалиста как источнике доказательств такой документ уже можно считать имеющим доказательственную силу; однако сам подход по-прежнему представляется вычурным и искусственным.

Проведение предварительных исследований - вынужденная мера, необходимость в которой исчезнет с разрешением производства экспертиз в стадии возбуждения уголовного дела. Ситуация усугубляется еще и тем, что предварительные исследования в большинстве случаев не могут заменить экспертизу, даже если и придать впоследствии их результатам доказательственное значение. Это связано с необходимостью сохранения объекта исследования в неизменном виде с тем, чтобы впоследствии он при необходимости мог быть подвергнут экспертному исследованию. Это обусловлено и тем, что при производстве предварительных исследований решаются, как правило, лишь типичные вопросы, тогда как в ходе расследования могут возникнуть и иные вопросы, которые будут поставлены перед экспертом. Все это чаще всего приводит к тому, что после возбуждения уголовного дела назначается соответствующая экспертиза, дублирующая предварительное исследование, причем документ о производстве последнего нередко к делу не приобщается и вообще в нем не фигурирует.

Иногда в практике возникает такая ситуация, когда встает вопрос об изыскании путей непосредственного использования в доказывании результатов предварительных исследований. Это связано с утратой объекта исследования или его существенным повреждением, делающими невозможным проведение требуемого экспертного исследования этого объекта. В подобных случаях документ, содержащий описание хода и результатов предварительного исследования (справка, заключение специалиста и др.), должен быть представлен субъекту доказывания при рапорте оперативного работника.

Понятие экономической информации

Поскольку мы имеем дело с организациями, работающими в экономической области, то нас прежде всего интересует экономическая информация.

Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.

Характеристики экономической информации:

 большие объемы;

 многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

 многообразие источников и потребителей;

 значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.

Как превратить экономическую информацию в данные

Предположим, у нас имеется некоторый объект, обладающий определенными свойствами. Мы имеем информацию об этих свойствах. Например, это может быть информация о продажах телевизоров в некотором магазине за месяц. Будем считать, что единицей экономической информации является реквизит, выражающий определенные свойства объекта, описываемого информацией. В данном случае – это продажа телевизоров.

Реквизит состоит из реквизита-признака, характеризующего качественные свойства описываемого объекта (наименование, время действия и т.д.), и реквизита-основания, дающего количественную характеристику этого объекта.

Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель. Для нашего случая – это объем продаж телевизоров определенной марки. На основе показателей строятся документы, которые могут включать в себя один или несколько показателей. Документы используются в процессе управления. Группа данных из реквизитов, показателей и документов, характеризующих какой-либо объект, называется информационной совокупностью. Таким образом, информация о продажах телевизоров превратилась в данные информационной системы.

Свойства информации . Когда говорят об информации, то упоминают ряд ее свойств. Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена.


В современном информационном обществе информация – это важнейший стратегический ресурс системы управления. Информационная система должна разрабатываться с учетом заданных потребительских свойств информации :

 ценность, адекватность информации;

 полнота информации для реализации управляющего воздействия;

 точность и достоверность информации;

 актуальность, своевременность и оперативность получения информации.

Ценность – мера расширения, развития тезауруса (систематизированного словаря понятий с указанием смысловых связей между ними, т.е. совокупности сведений, которыми располагает пользователь или система) воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения, степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели.

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Полнота информации определяется применительно к управленческим функциям. Информация может быть неполной как по составу, так и по объему сведений. В любом случае дефицит информации приводит к невозможности выполнения функций управления в нужное время и в указанном месте в соответствующем виде.

Точность информации – это заданная степень приближения информации истинному значению показателя. В практике управления определены необходимые уровни точности информации для различных уровней и функций управления, отдельных технико-экономических показателей. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

Достоверность является вероятностной оценкой точности (безошибочности) информации, зависящей от используемых информационных технологий. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при которой сохраняется эффективность функционирования системы.

Актуальность информации – это степень соответствия отражения реального состояния системы и объекта управления.

Своевременность информации характеризует временной интервал между возникновением потребности в информации и реализацией этой потребности.

Оперативность информации выражает «скорость» получения информации, отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Актуальность связана с периодичностью получения информации, сво­евременность информации определяет выбор средств обработки информации, а оперативность – выбор средств сбора и передачи информации.

Информация достоверна, если она отображает истинное положение дел, полна, если ее достаточно для принятия решения. Ценность информации зависит от того, какие задачи можно решать с ее помощью. Актуальность важна при работе в постоянно меняющихся условиях.

Оперативная информация - это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений.

1. Оперативная информация делится на три вида:

2. 1. Нормативная информация - это нормы, стандарты, эталоны, шаблоны, т. е. информация, которая отработана, рекомендована для постоянного использования, является образцом.

3. 2. Информация-прототип - это планы, проекты, схемы, чертежи, т. е. то, что отражает содержание создаваемого объекта, процесса или ситуации.

4. 3. Информация-факт - это модель реального объекта, процесса, ситуации.

5. Все три вида информации имеют определенные отношения, снимают неопределенность и позволяют принимать соответствующие решения (рисунок 17). Нормативная информация отражает отработанный опыт, научно обоснованные или общепринятые решения, на ее основе создаются информационные прототипы будущего объекта (процесса, ситуации). При его изготовлении (выполнении, формировании) идет сравнение промежуточных и конечных результатов - информация о фактическом состоянии объекта - с информационным прототипом для получения требуемого результата. Такое же сравнение осуществляется с нормативом, и зачастую его приходится корректировать, обновлять.

6. 7. Рисунок 17 - Три вида оперативной информации и отношения между ними

8. Оперативная информация может быть представлена в следующих формах:

а) управленческие регламенты, например должностные и рабочие инструкции, правила поведения персонала;

б) законы, нормы, нормативы, стандарты, нормали;

в) технологические карты производственных (операционных) процессов;

г) характеристики объектов управления, например трудовых, материальных, финансовых ресурсов, а также оперативные сведения о их состоянии;

д) характеристики субъектов и объектов внешней среды, например потребителей, и оперативные сведения о их состоянии.

9. Система управления должна обеспечить постоянное наличие релевантной информации, обладающей такими характеристиками, как адресность, своевременность, достоверность, полнота.



Таможенная оперативно-служебная обстановка (ТОСО): элементы.

Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений.

Решение задач позиционирования таможенных систем.

Услуга: понятие. Понятие таможенной услуги. (не прислано)

Административный регламент как инструмент управления таможенными услугами.

Эволюция маркетинга услуг.

Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.), в свою очередь, делится на три последовательных периода:

Первый период (1860-1920 гг.) характеризуется процессами совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции;

Второй период (1920-1930 гг.) характеризуется тем, что с учетом достигнутых успехов в области роста объемов производства производители сосредоточили свое внимание на решении проблемы совершенствования выпускаемых товаров за счет повышения их качества и соответствующего изменения товарного ассортимента;

Третий период (1930-1950 гг.) характеризуется решением проблемы организации сбыта за счет интенсификации коммерческих усилий, что означает первоочередное приложение хозяйствующим субъектом финансовых средств и затрат труда в сфере стимулирования сбыта произведенных товаров.

Проблемы маркетинга таможенных услуг.

Проблема маркетинга таможенных услуг

В систем ном плане проблема маркетинга таможенных услуг (в частности, проблема содействия участнику ВЭД, например, путем уменьшения его потерь в та моженном секторе) - это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования:

По стратегическому направлению - за счет расширения или сужения сектора таможенных услуг, контролируемого таможенными органами, в сфере таможенных услуг (например, путем изменения соотношения ком мерческого и некоммерческого секторов на рынке таможенных услуг);

По оперативно-тактическому направлению - за счет снижения изде ржек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой (например, путем снижения потерь непосредственно в процессе таможенного оформления и контроля на основе оптимизации соответст вующих технологий).