Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Содержание плана маршалла. Какую роль сыграл план маршалла в восстановлении послевоенной экономики

22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

В июне 1947 г. госсекретарь США выступил в Гарвардском университете с речью о способах преодоления хозяйственного кризиса Европы. (См. статью Причины Плана Маршалла .) Он заявил, что администрация президента Трумэна готова финансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо занялись составлением соответствующего проекта.

План Маршалла. Видеофильм

К участию в «Плане Маршалла» пригласили и восточноевропейские государства, включая Советский Союз. Западные державы спешили оживить связи с Востоком Европы, ещё не окончательно коммунизированным . Речь шла о создании механизма экономического регулирования Европы на американские деньги и при неформальном американском лидерстве. Советский Союз не мог согласиться на такой план.

Консультации по «плану Маршалла» состоялись в Париже 27 июня – 2 июля 1947 г. на совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Великобритании. После предварительного обсуждения 30 июля министр иностранных дел СССР Молотов отказался от разговора по существу плана, сославшись на неуместность обсуждения вопроса об участии в нем Германии втроём с Британией и США, без участия четвёртой оккупирующей державы – Франции.

Несмотря на демарш Москвы, правительства Франции и Великобритании направили в 22 страны, включая восточноевропейские, приглашения прибыть 12 июля 1947 г. в Париж на конференцию для обсуждения «плана Маршалла». Советский Союз отклонил приглашение и вынудил сделать то же самое правительства восточноевропейских стран и даже Финляндии.

Конференция в Париже, тем не менее, состоялась. На ней было принято решение о создании Организации европейского экономического сотрудничества (в дальнейшем – Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР). Её задачей было администрирование «плана Маршалла». Поскольку конгресс США мог начать рассмотрение запроса на выделение средств под этот план не ранее января 1948 г., официально конвенция о создании ОЕЭС была подписана только 14 апреля 1948 г.

Руководящим органом ОЕЭС стал совет из представителей стран-участниц, который методом консенсуса мог принимать рекомендации, не носившие обязывающего характера. Задачей ОЕЭС совет провозгласил экономическую интеграцию Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него ограничений на переток товаров, валютных барьеров и тарифных заграждений. Конвенция ОЕЭС оставалась в силе до 1960 г. Созданная на ее основе организация не ограничивала действия отдельных государств-членов и не обладала наднациональными полномочиями.

Администрация Трумэна запросила у конгресса на «план Маршалла» 29 миллиардов долларов в расчете на 4 года – с 1948 по 1952 г. Фактически в Европу поступило около 17 миллиардов долларов. Помощь выделялась в основном в форме поставок американской промышленной продукции на основе займов и безвозмездно. Основными получателями помощи стали Франция, Великобритания, Италия и Западная Германия. Распределение средств по отдельным странам видно из следующей таблицы:

Страны 1948/49
(млн. долларов)
1949/50
(млн. долларов)
1950/51
(млн. долларов)
За весь период
(млн. долларов)
Австрия 232 166 70 468
Бельгия и Люксембург 195 222 360 777
Дания 103 87 195 385
Франция 1085 691 520 2296
Западная Германия 510 438 500 1448
Греция 175 156 45 376
Исландия 6 22 15 43
Ирландия 88 45 0 133
Италия 594 405 205 1204
Нидерланды 471 302 355 1128
Норвегия 82 90 200 372
Португалия 0 0 70 70
Швеция 39 48 260 347
Швейцария 0 0 250 250
Турция 28 59 50 137
Великобритания 1316 921 1060 3297
Общий итог 4,924 3,652 4,155 12,731

Дешевые трудовые и энергоресурсы, удачные экономические реформы и технологический прорыв позволили многим странам послевоенной Европы не только подняться из руин, но и сотворить настоящие экономические чудеса. Финансовая помощь США, оказанная в рамках «Программы восстановления Европы» (план Маршалла), дала лишь толчок экономическому развитию Старого Света.

О том, что план Маршалла не играл решающую роль в экономических чудесах Европы, говорит тот факт, что из 17 стран, получивших американскую помощь, реализовать его удалось менее чем половине. К тому же одна из пяти европейских стран (Германия, Франция, Италия, Испания и Греция), совершивших чудеса в экономике, - Испания не получала никакой помощи по плану Маршалла. В то же время Великобритания, получившая финансовых средств больше остальных (2,8 миллиарда из 13 миллиардов долларов), в экономическом развитии сильно отставала от европейских лидеров экономического бума.

Темпы послевоенного экономического роста на Туманном Альбионе были 2-3 раза меньше, чем в Западной Германии, Италии, Греции, Франции и Испании. К тому же британская экономика переживала финансовые потрясения. В стране раскручивалась инфляционная спираль. На экономику Великобритании негативно повлияли золотодолларовая Бреттон-Вудская система и постепенная переориентация экономик бывших английских колоний на США. Старые отрасли британской промышленности, в частности угольная и металлургическая, с трудом приспосабливались к новым условиям. В результате правительство Великобритании для активизации внешней торговли страны было вынуждено дважды - в 1948 и 1967 - годах резко девальвировать фунт стерлингов.

Послевоенный синдром

Вторая мировая война изуродовала Европу - везде разруха, массовая безработица и нищета, воцарились чувства голода и безысходности. После воздушных бомбардировок многие крупнейшие города Старого Света находились в руинах, большинство промышленных и сельскохозяйственных объектов было разрушено, миллионы людей оставались без крова, работы и средств на существование. Сильное разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых странах континента. Суровой зимой 1946-1947 годов массовый голод добил многих измученных войной европейцев, при этом особенно пострадал северо-запад Европы.

Была разрушена значительная часть железных дорог, мостов и портов, являвшихся главной мишенью для ударов с воздуха. В ходе войны потопили множество торговых судов, а большинство железнодорожных составов уничтожили. Из-за рухнувшей транспортной инфраструктуры страдали даже уцелевшие малые города и села, оказавшиеся в экономической изоляции. В целом по Европе производство сельскохозяйственной продукции составляло 83 процента от уровня 1938 года, промышленное производство - 88 процентов, а экспорт - только 59 процентов.

Призрак социализма

США, оказывая европейским странам финансовую помощь, по сути, помогали и самим себе. План Маршалла предусматривал сбыт американских товаров странам Европы, что увеличивало экспорт США и ускоряло рост экономики. Из Великой депрессии 1929-1933 годов США выбрались также во многом благодаря завоеванию европейских рынков сбыта. Американские заводы начиная с 1936 года получали из европейских стран, в том числе и от гитлеровской Германии, крупные заказы и вплоть до 1941 года по сути работали на Европу.

Автором «Программы восстановления Европы» был госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл. Общая сумма ассигнований на ее реализацию составила около 13 миллиардов долларов. Причем основная доля пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда), Францию (2,5 миллиарда), Италию (1,3 миллиарда), Западную Германию (1,3 миллиарда) и Голландию (1 миллиард).

В качестве предварительного условия предоставления помощи США потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор об оказании финансовой поддержке. В результате, уже в 1948 году в составе правительств стран Западной Европы коммунистов не было. Тем не менее программа вступила в действие только в апреле 1949 года, когда был подписан договор о создании Североатлантического военно-политического блока (НАТО). 12 из 17 европейских стран, получивших финансовую помощь в рамках плана Маршалла, стали членами НАТО.

Фактически, оказание такой экономической помощи разрушенной войной Европе было в том числе и частью озвученной президентом Трумэном 12 марта 1947 года внешнеполитической доктрины. Ее основой являлась политика сдерживания в отношении СССР. Бывший вице-президент США Генри Уоллес даже назвал доктрину Трумэна безумным шагом к войне, вызвавший кризис в международных отношениях. Он также осудил план Маршалла, посчитав его инструментом холодной войны против России.

Свернута программа была только во второй половине 1960-х годов, когда правительства стран-реципиентов, пытаясь выйти из-под экономического влияния США, стали избавляться от американского доллара. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году уже все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. В результате произошла девальвация американской валюты и отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

Итальянский неокапитализм

Лидером по экономическому росту в послевоенной Европе являлась Италия, обгонявшая по темпам среднегодового прироста промышленного производства в период экономического чуда (1953-1973 годы) все европейские страны. А в мировом масштабе уступала лишь Японии. С 1959 по 1962 год среднегодовой рост ВВП Италии составлял более 6 процентов. В 1957-1960 годах индустриальное производство увеличивалось в среднем на 31,4 процента в год. Так, рост в автомобилестроении составил 89 процента, в точном машиностроении - 83 процента, производство искусственных волокон увеличилось на 66,8 процента. За период с 1953 по 1962 год объем промышленного производства вырос втрое. Итальянская экономика из аграрно-индустриальной превратилась в одну из наиболее индустриализированных в мире.

Модернизация экономики Италии проводилась также и с помощью государственных средств. В долгосрочном кредитовании промышленности важную роль играл созданный еще при фашизме государственный Институт промышленной реконструкции. С открытием в Италии запасов нефти была учреждена государственная компания ENI (Национальное управление жидкого топлива), целиком управлявшая нефтехимической промышленностью. На государственные инвестиции в экономику в 1952-1953 годах приходился 41 процент всех капиталовложений.

Обнаружение месторождений метана и гидрокарбонатов на Паданской равнине дало толчок новому развитию черной металлургии Италии. С 1964 года экономический рост ускорился и ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 8 процентов. При этом наиболее высокими темпами развивались индустриальные города севера - Милан, Генуя и Турин, основной продукцией которых стали модная одежда и обувь, печатные машинки (фирма Olivetti), стиральные машины, автомобили (FIAT, Lamborghini, Maserati, Ferrari).

Однако нефтяной кризис 1973 года, ставший стопором на пути экономического развития многих стран Европы, остановил экономический бум в Италии, и вскоре экономическое чудо сменилось экономическим спадом, который продолжался до середины 1980-х годов.

Немецкий социализм

Западной Германии удалось совершить настоящее экономическое чудо. Даже несмотря на то, что у страны не было ни финансовых, ни трудовых ресурсов. Из страны были вывезены практически все станки, рельсы, паровозы, технологические линии. Германия потеряла все свое имущество за границей, все немецкие банки были закрыты, а счета немцев за рубежом были ликвидированы. Миллионы немецких мужчин, в том числе и тех, кто не участвовал в войне, были отправлены в трудовые лагеря держав-победительниц. Германия как поверженная страна платила многомиллиардные репарации за причиненный материальный ущерб странам-победительницам. С 1953 года до июня 1971 года ФРГ ежегодно выплачивала 2,4 миллиарда долларов. Тем не менее уже к 1956 году страна стала одной из наиболее промышленно развитых и преуспевающих в Европе.

При этом план Маршалла сыграл вовсе не ключевую роль. В его рамках, напомним, Германии были выделены кредиты в размере всего 1,3 миллиарда долларов. Развитию немецкой экономики способствовали остановка инфляции после денежной реформы 1948 года, аграрные преобразования 1947-1949 годов, резкое снижение военных расходов, дешевая рабочая сила, в первую очередь трудовые мигранты, а также немецкая ментальность и предприимчивость. Благодаря этим факторам уже в 1950 году объем промышленного производства вырос на 25,8 процента, сельского хозяйства - на 21,6 процента. С 1952 года экспорт начал преобладать над импортом. Экономический бум позволял выделять значительные средства на выполнение социальных программ: каждую третью дойчмарку из бюджета тратили на социальные нужды. В результате появилась немецкая модель экономического развития: «социальная рыночная экономика».

Испанское возрождение

Экономический бум 1959-1973 годов стал следствием реформ так называемых технократов. Двигателем испанского экономического чуда стала автомобильная промышленность. За 1958-1972 годы показатель роста автомобилестроения достигал 21,7 процента ежегодно. Если в 1946 году в Испании насчитывалось 72 тысячи частных автомобилей, то в 1966 году их количество достигло одного миллиона.

После Второй мировой войны Испания оказалась в изоляции благодаря диктаторскому режиму Франсиско Франко. США не предоставили ей финансовую помощь в рамках плана Маршалла, и Испания была вынуждена развивать замкнутую самодостаточную экономику. Это привело к усилению роли государства в экономике и увеличению доли государственной собственности. Зато возросли государственные инвестиции в сталелитейную, судостроительную и текстильную отрасли. В результате Испания, являющаяся сельскохозяйственной страной, за короткое время превратилась в одного из крупнейших производителей промтоваров. С середины 1950-х годов доля промышленного производства значительно превысила уровень сельскохозяйственного.

В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, позже названный испанским экономическим чудом. Благодаря этому плану появился приток иностранных инвестиций. Поступающие из-за рубежа деньги позволили реформировать хозяйственную инфраструктуру страны. В результате в 1960-1974 годах ВВП Испании рос в среднем на 6,6 процента в год. При этом важнейшую роль в экономическом развитии сыграло превращение Испании в центр международного туризма. Сегодня туризм составляет 12 процентов ВВП страны и приносит ежегодный доход в размере 35 миллиардов евро. В этой сфере занято 1,3 миллиона человек. Испания занимает 2 место в мире по количеству посещающих ее туристов, уступая в этом только Франции. Ежегодно в эту страну приезжают более 60 миллионов человек, что на 27 процентов больше, чем население самой Испании (47 миллионов человек).

Экономическому буму Испании способствовали наличие относительно дешевых энергоресурсов и сырья, дешевые трудовые ресурсы (прежде всего благодаря иммиграционным потокам) и удачная реформистская политика правящих правительств, обеспечившая внутреннюю социальную и политическую стабильность. Однако после нефтяного кризиса 1973 года экономический бум в Испании также прекратился, начался период экономического спада. Резко вырос уровень безработицы - до 21 процента в 1975 году. Экономический кризис в Испании продлился до середины 80-х годов.

Греческая смоковница.

Из Второй мировой войны Греция вышла с тяжелыми потерями. Оккупация страны и ожесточенные бои гитлеровцев с греческим «Движением сопротивления» сильно разрушили инфраструктуру и экономику. Кроме того, во время войны в Греции началась гражданская война, которая продлилась до 1949 года. К 1950 году положение греческой экономики резко ухудшилось. Тем не менее резкая девальвация драхмы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе финансовая помощь в рамках плана Маршалла, развитие химической промышленности, туризма и сферы услуг, массовое строительство жилья, восстановление инфраструктур греческих городов привели к ускоренному развитию экономики.

Между тем экономический бум увеличил финансовый разрыв между богатыми и бедными, усилив политический раскол общества. В результате Греция стала ареной перманентных государственных переворотов и в результате одного из них, в 1967 году, к власти пришли «черные полковники». Военная диктатура правого толка у власти продержалась до 1974 года. После нефтяного кризиса 1973 года экономический рост в стране прекратился. А крах военной хунты сопровождался резким падением экономики. ВВП Греции в 1974 году сократился на 6 процентов, что стало самым худшим показателем за всю послевоенную историю страны.

«Славное тридцатилетие»

Экономический бум в послевоенной Франции произошел в основном за счет относительно дешевых энергоносителей, высокой продолжительности рабочего дня по сравнению с США и соседними странами Европы и технологического прорыва, позволившего преодолеть технологическое отставание от США. С 1947 по 1973 год ВВП Франции ежегодно рос в среднем на 5 процентов. Таких экономических успехов удалось достичь благодаря принятому в 1947 году плану Монне, который предусматривал оснащение и модернизацию экономики. Была реформирована энергетическая, сталелитейная, транспортная промышленность, а также сельское хозяйство.

Французский экономист и социолог Жан Фурастье назвал послевоенное экономическое развитие Франции «Славным тридцатилетием» по аналогии с «Тремя славными днями» 27-29 июля революции 1830 года. Для французского экономического бума были характерны высокий рост промышленного производства (в среднем 5 процентов в год) и минимальный уровень безработицы в стране (1,8 процентов). Благодаря «Славному тридцатилетию» уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире. Социальные завоевания среднего класса многие называют одним из главных достижений «Славного тридцатилетия». Однако нефтяной кризис 1973 года и отказ США от Бреттон-Вудских соглашений положил конец экономическому буму во Франции.

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.

После Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Постоянные бомбардировки практически уничтожили большинство промышленных предприятий. Крупнейшие города, такие как Берлин и Варшава, лежали в руинах. Транспортная инфраструктура большинства стран сильно пострадала: во время войны железнодорожные пути, мосты и важные транспортные узлы были разрушены. В некоторых странах уничтожение транспортной инфраструктуры привело к тому, что многие удаленные от центра населенные пункты оказались практически в изоляции. У стран, истощенных войной, не было средств на самостоятельное восстановление. И тут на сцену вышли США. Надо признать, что, в отличие от европейских государств, Америка понесла меньшие потери в сфере инфраструктуры и промышленности. Штаты предложили свою финансовую помощь ослабленным странам для восстановления их экономики.

13 миллиардов на 16

5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, представил свой план помощи Европе. Его поддержали Франция и Великобритания. На Парижском совещании министров иностранных дел США, Франция, Великобритания и СССР обсуждали возможность создания руководящего комитета, который оценивал бы размер необходимой материальной помощи для каждой из стран и распределял ее, определял развитие главных отраслей промышленности. СССР согласился принять американскую помощь, но был категорически против любого контроля за ее распределением и использованием. В итоге Советский Союз отказался участвовать в американской программе и запретил подобное сотрудничество для стран соцлагеря, несмотря на то, что Польша и Чехословакия дали свое предварительное согласие.

Президент США Гарри Трумэн подписывает закон «Об экономическом сотрудничестве»

12 июля 1947 года на встречу по обсуждению плана восстановления Европы в Париж прибыли представители 16 государств, которые стали участниками реализации «плана Маршалла»: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции и Турции. В декабре 1949 года к ним присоединилась Западная Германия.

Страны соцлагеря не приняли помощь США под давлением СССР

План был разработан на 4 года и стал осуществляться после принятия в США закона «Об экономическом сотрудничестве» от 4 апреля 1948 года. Общая сумма ассигнований по «плану Маршалла» составила около 13 млрд долларов, что в ценах 2015 года составило почти 150 млрд долларов. Основную долю получили Англия (2,8 млрд), Франция (2,5 млрд), Италия (1,3 млрд), Западная Германия (1,3 млрд) и Голландия (1 млрд). Причем, Германии предоставили финансовую помощь и одновременно с этим с нее взималась контрибуция за причиненный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

Помогая другим, помогаешь себе

США предоставляли финансовую помощь из своего бюджета в виде безвозмездных субсидий и займов. Однако правительство США все же не отличалось альтруизмом, и данный план содержал очень выгодные для Америки торговые, экономические и политические условия. Бывший вице-президент Генри Уоллес назвал его инструментом холодной войны против СССР, особенно с учетом того, что «план Маршалла» осуществлялся в тесной связке с «доктриной Трумэна».

«План Маршалла» осуществлялся в тесной связке с «доктриной Трумэна»

Маршалл опасался, что разоренные войной государства могут обратиться за помощью к странам соцлагеря, поэтому его программа содержала меры по противодействию расширения сферы влияния СССР. Все подписавшие американский план страны до начала осуществления программы обязались вывести коммунистов из состава своих правительств. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.


Первая страница Плана Маршалла

Кроме того, развивающаяся в США промышленность искала новые рынки сбыта, чему и способствовал данный план. Участники плана обязывались поощрять частные американские инвестиции, поставлять в США дефицитные товары, снижать таможенные тарифы для товаров из Америки. Также государства должны были создавать специальные фонды в национальной валюте, которая высвобождалась в результате получения денег от США, но контроль за расходами оставался в руках американцев. Для этого была создана Администрация экономического сотрудничества, во главе которой стояли крупные американские финансисты и политики.


Советская карикатура в сатирическом журнале «Крокодил»

Что касалось ввоза американской продукции в Европу, то страны, конечно, могли высказывать свои пожелания, но окончательное решение об экспорте-импорте принимали США. Кроме того, различные политические оговорки в плане не способствовали свободной торговле. Например, Франция должна была закупать в ущерб себе американский уголь по 20 долларов за тонну, вместо польского — за 12 долларов за тонну. Также, одним из условий плана было то, что 20% от суммы помощи погашалось путем экспорта, что обеспечило США получение стратегического сырья.

20% от суммы американской помощи погашалось путем экспорта

30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», который предусматривал одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Что в итоге?

Несмотря на то, что «план Маршалла» усугубил зависимость Западной Европы от США и в политическом и в экономическом смысле, основные его цели все же были достигнуты. Экономика европейских стран восстановилась значительно быстрее, чем можно было ожидать, многие отрасли промышленности были реструктурированы, предприятия возрождены. В результате осуществления программы помощи страны-участники смогли расплатиться по внешним долгам. Был восстановлен европейский средний класс, благодаря развитию торговли и промышленности. Кроме того, удалось ослабить влияние СССР и коммунистов на Западную Европу.