Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Целевое использование субсидии на возмещение расходов. Налоговый учет субсидии на возмещение расходов. Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Субсидия из бюджета на покрытие затрат, связанных с участием хозяйства в выставке, включается в состав внереализационных доходов. К такому выводу пришли чиновники (письмо от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5786).

Бухгалтерский учет субсидии на возмещение расходов

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств чиновники рекомендуют руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 07-05-06/08, от 21 октября 2005 г. № 07-05-06/276). Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются такие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- получена субсидия;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- включена субсидия в доходы.

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

Налоговый учет субсидии на возмещение расходов

Государственная помощь (как безвозмездно полученные денежные средства) признается внереализационным доходом сельхозорганизации (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом датой получения такого дохода (при методе начисления) является дата поступления денежных средств на счет (подп. 2 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

А затраты на участие в выставке учитываются организацией в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Получается, что дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает (письма Минфина России от 14 августа 2009 г. № 03-03-05/156 , от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/723, от 30 мая 2007 г. № 07-05-06/141).

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же - в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов - статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова ,
департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»

Субсидия - помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное - на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

С.В. Крутских, г. Калининград

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа мп. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153 ; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена мп. 2 ст. 154 НК РФ .

Две другие субсидии - на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

Такой позиции придерживаются и Минфи нПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-07-11/64 , от 07.05.2008 № 03-07-11/175 , и суд ыПостановления Президиума ВАС от 08.02.2005 № 11708/04 ; ФАС ДВО от 03.03.2011 № Ф03-15/2011 ; ФАС УО от 18.09.2012 № Ф09-8226/2012 ; ФАС СКО от 17.02.2012 № А22-933/2011 , от 15.02.2012 № А22-926/2011 ; ФАС ЦО от 30.05.2012 № 36-3283/2011 ; ФАС ВВО от 11.02.2010 № А29-4039/2009 ; ФАС ПО от 28.06.2010 № А55-30676/2009 .

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности - перевозки пассажиров по установленным тарифа м” .

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г. Володкина, г. Ростов-на-Дону

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров »подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит уприложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу) ; Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Ю.А. Барышникова, г. Тула

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота мпп. 5- 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям... - приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

Тексты нормативно-правовых актов, принятых региональными и местными властями, можно найти: раздел «Сводное региональное законодательство» системы КонсультантПлюс

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо вп. 3 ПБУ 13/2000 .

Полученная из бюджета субсидия - это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка - это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся цпп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени япп. 6 , 12 ПБУ 9/99 .

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам - 250 000 руб., в том числе от льготников - 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере - 250 000 руб.)пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Г.М. Ахазова, г. Новочебоксарск

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнес астатьи 17 , 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо вп. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 4.3 ст. 271 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год ап. 6 , подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени яст. 250 , п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет аподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче тПисьма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462 , от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

С.Г. Сафронов, г. Ульяновск

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) - всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл ип. 6 ст. 346.18 НК РФ :

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди яст. 250 , п. 1 ст. 346.15 НК РФ ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г.пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

И.Н. Плотников, г. Щербинка, Московская обл.

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 ; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход ап. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 3 ст. 223 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн оПисьмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени яутв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

Основой экономики развитых стран давно признаны объекты малого и среднего бизнеса. В России эта сфера производства пока не сильно развита. С целью оказания помощи начинающим предпринимателям может быть выделена субсидия из бюджета на возмещение затрат. Правила расчетов и порядок выдачи средств из государственной казны определены правительственным постановлением (ПП) № 1406, подписанным 29 декабря 2012 года.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие бюджетного субсидирования

Государственная программа выделения субвенций разработана с такими целями:

  1. создание благоприятных условий для отечественных производителей;
  2. поддержка уровня занятости за счет стимулирования участников рынка;
  3. перераспределение поступлений в бюджет в пользу малого и среднего предпринимательства;
  4. развитие рыночных отношений;
  5. участие государства в:
    • создании новых трудовых мест;
    • укреплении отраслей, важных для конкретного региона.

Программа построена следующим образом:

  1. Федеральное правительство распределяет средства и передает их в регионы России.
  2. На местные власти возложены функции:
    • по выделению перспективных отраслей вложения субвенции;
    • по организации процесса выдачи денег конкретном предпринимателям;
    • по контролю за их использованием.

Внимание: процесс субсидирования связан с двухступенчатой системой контроля:

  • местные госорганы отслеживают работу предприятий, которым выделены казенные деньги;
  • они же регулярно формируют и направляют в федеральный центр отчеты об использовании субвенций.

Кому предоставляется поддержка

На преференцию могут претендовать субъекты рынка:

  • зарегистрированные в качестве предприятий малого или среднего бизнеса;
  • взявшие заем у государственного финансового учреждения;
  • нуждающиеся в поддержке, чтобы остаться на плаву.
Важно: предприниматель обязан открыть всю информацию о своей деятельности государственным служащим. Использование казенных средств строго контролируется.

Перечень конкретный получателей определяется региональными властями. Они учитывают такие факторы:

  • степень развития малого бизнеса на подведомственной территории;
  • необходимость для населения конкретных услуг и товаров;
  • показатель безработицы;
  • иные.
Подсказка: как правило, субвенции направляются на развитие сельхозпроизводителя. Однако в регионах есть и иные приоритеты.

На уровне ПП № 1406 сразу исключили из числа претендентов на субсидирование следующие группы предпринимателей:

  • являющихся участниками Центробанка;
  • оказывающие финансовые услуги (банки, ломбарды и иные).

Критерии подбора претендентов

Госпомощь выплачивается участникам рынка, взявшим кредит на развитие бизнеса. Речь идет исключительно о займах, полученных в госбанках:

  • до окончания 2012 года;
  • после 01.01.13;
  • инвестиционных вливаний, произведенных с 2004 года на любое количество лет;
  • по договорам займа и тому подобным соглашениям.
Подсказка: полный перечень займов и инвестиций приведен в ПП № 1406. Оформить возмещение можно в 2019 году даже по старым невыплаченным кредитам.

Правилами получения казенных средств установлено заключение соглашения между местными органами власти и получателем. В него в обязательном порядке включается такая информация:

  1. о выделении казенных денег субъекту рынка РФ, действующему в рамках местной программы (с указанием наименования и даты принятия);
  2. о сфере деятельности предпринимателя, в том числе:
    • бизнес-плане и его целях;
    • способах и направлениях вложения средств;
  3. о полученных ранее возмещениях и их результативности;
  4. о размере предполагаемой помощи;
  5. о способах формирования и предоставления отчетности, в том числе:
    • критериях контроля выполнения мероприятий;
    • обязанности получателя открывать полную информацию о расходовании денег;
  6. иное.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Организация контроля использования возмещения

Текст соглашения о субсидировании формируется под каждого конкретного получателя, с учетом направления его предпринимательской деятельности . В документе четко прописываются:

  • направления вложения занятых средств;
  • планируемые результаты в разрезе показателей;
  • способы контроля.

Например, если предприниматель занимается производством сыров, то указываются:

  • параметры роста производства (число килограмм или тонн) посезонно или к определенной дате;
  • цели вложений:
    • приобретение оборудования;
    • закупка расходных материалов;
    • иное;
  • даты замера производственных показателей.
Подсказка: соглашение включает в себя план контроля, которого необходимо придерживаться неукоснительно.

Получатель обязан предоставлять регулярные отчеты в госорган, выдавший субвенцию. Информация тщательно анализируется. По результатам принимается решение об эффективности сотрудничества с данным участником рынка:

  • продлить субсидирование;
  • уменьшить размеры вливаний;
  • отказать в поддержке.
Предупреждение: если предприниматель не оправдал доверия местных органов власти, то может не получить помощи на развитие иных проектов в дальнейшем.

Алгоритм оформления в 2019 году

Порядок предоставления субвенции из госбюджета не менялся с начала ввода в действие ПП № 1406. Он состоит в следующем:

  1. Претендент обязан собрать пакет документов, подтверждающий его право на госпомощь.
  2. Бумаги прилагаются к заявлению и направляются в адрес отдела (департамента), занимающегося взаимодействием с бизнесом.
  3. Пакет изучается в течение десяти рабочих дней.
  4. Решение принимается комиссией, созданной в органе местного самоуправления для распределения государственных субвенций.
  5. Претенденту направляется мотивированный ответ.
Подсказка: комиссия, как правило, заседает не чаще одного раза в месяц. К запланированной дате специалисты собирают заявки претендентов. Подробности следует узнавать в местной администрации.

Необходимые документы

Региональные власти устанавливают свои правила подбора претендентов. Они могут включить в перечень обязательных документов дополнительные, подтверждающий какой-то особый местный критерий. Однако всем претендентам понадобятся такие бумаги:

  1. Заявление на субвенцию из госбюджета.
  2. Официальное подтверждение наличия подсобного хозяйства и его объем (иного производства).
  3. Бизнес-план.
  4. Документы об имеющемся кредите:
  5. Сведения о госрегистрации предпринимателя.
  6. Справку налогового органа о регистрации и размере налогообложения (долгов быть не должно).
Подсказка: перечень актуален для местных и федеральных субвенций.

Сколько денег выделят

Величину субвенции определяет комиссия. В ПП № 1406 указаны только граничные параметры:

  • запрещено выделять в адрес одного субъекта рынка более пяти миллионов рублей.

Таким образом, сумма к получению зависит от конкретных условий заявителя:

  • размаху деятельности;
  • полезности для населения региона;
  • величины задолженности;
  • перспективности развития данного направления для субъекта федерации;
  • иного.
Предупреждение: в обязательном порядке проверяется деловая репутация претендента. Лицам, внесенным в черный список неплательщиков по кредитам, деньги из казны не выделяются.

Кроме того, запрещено предоставлять преференцию на возмещение предпринимателям:

  • нарушающим законодательство РФ;
  • проходящим процедуру банкротства.
Подсказка: деньги приходят одобренному претенденту в течение двух месяцев со дня принятия положительного решения.

Какие затраты учитываются при выделении возмещения

Федеральное правительство наделило региональные власти довольно широкими полномочиями в вопросах распределения субвенций на возмещение. Однако определенные ограничения в ПП № 1406 имеются.

Так, в 2019 году претендовать на господдержку смогут представители малого и среднего бизнеса, потратившие заемные деньги на такие цели (в рамках бизнес-плана):

  • закупку:
    • оборудования и техники сельскохозяйственного назначения;
    • горюче-смазочных материалов на проведение посадки или уборки сельхозпродукции;
    • скота, птицы, иных животных с целью воспроизводства в промышленных масштабах;
  • строительство:
    • цехов по переработке, их благоустройство;
    • баз обслуживания специализированной техники.
Внимание: средства не предоставят, если заемные деньги вложены исключительно в организацию работы офиса и бухгалтерии.

В работе муниципальных органов есть своя понятная логика. Специалисты и руководители отвечают перед вышестоящими структурами за эффективность вложения казенных денег. Это приводит к некоторой подозрительности в отношении претендентов на их получение. Повысить уровень доверия можно такими способами.

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства? Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство - сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

Субсидирование сельского хозяйства.

Вводная информация.

Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства - сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ . Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год .

Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

  • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
  • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
  • субсидии, полученные на компенсацию не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления ;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам , связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.

В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 - 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).

Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

О налоговой базе по НДС

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат , связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

Справедливость сказанного подтверждают разъяснения официальных органов (см., например, письма Минфина России от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313).

О восстановлении налога.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией . Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж).

Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

В каком случае субсидию придется вернуть?

Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012 субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.


См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.