Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что показывает граница производственных возможностей экономической системы. Производственные возможности общества

ЭКОНОМИКА, КАК СИСТЕМА и НАУКА

Экономика как система.

Под словом экономика в русском языке обычно подразумевают два различных понятия: экономика как сложнейшая система управления и экономика как наука, изучающая эту систему. В английском языке эти понятия разделены: economy экономическая система и economics – экономическая наука (теория). Экономическая система государства– многоуровневая многосвязная динамическая система , состоящая из отраслей, подотраслей, корпораций и отдельных предприятий, а также людей, работающих на этих предприятиях. Изучением экономики государства занимается макроэкономика. Изучением законов и принципов функционирования отдельных экономических субъектов занимается микроэкономика. Мировая экономика включает национальные экономики и объединения национальных экономик (типа Европейского экономического сообщества). Задача экономики– максимально удовлетворить индивидуальные потребности населения (потребителей) и общественные (государственные) потребности в товарах и услугах при условии минимизации затрат ресурсов производителями этих товаров и услуг.

Макроэкономические системы с точки зрения их структуры можно разделить на два типа: планово-распределительная и рыночная. После государственного переворота в октябре 1917 года в России (затем СССР) была создана планово-распределительная (централизованная) экономика, основанная на государственной собственности на все материальные ресурсы и плановом характере экономической деятельности (рис.1.1).

Рис.1.1. Структура планово-распределительной экономики

Поясним приведенную схему. Как только что отмечалось, основная задача экономики – удовлетворение потребностей граждан и всего государства (потребители ). Потребности разделяются на личные (граждан) и общественные (государства), материальные и нематериальные (духовные). К основным материальным потребностям относятся потребности в пище, одежде, жилье. К основным нематериальным потребностям относятся потребности в образовании, здравоохранении, культуре, свободах (слова, собраний, отправления религиозных обрядов и т.д.), защите жизни и собственности и т.д. Часть потребностей человек может удовлетворить за счет собственного труда, остальную часть - помогает удовлетворить государство.



В основе любой экономической системы лежитпроизводство , которое создает товары и услуги для удовлетворения потребностей. Потребителями могут быть индивидуумы, организации (предприятия, школы, больницы и т.д.) и государство, точнее государственные структуры (армия, органы управления, органы охраны общественного порядка и т.д.). Эффективность экономики во многом зависит от институтов . Под институтами будем понимать все организации и нематериальные объекты (законы, менталитет народа, культурный уровень народа, отношение к труду, отношения между людьми и т.д.), которые обеспечивают функционирование экономической системы. В советской (плановой) экономической системе функционировали три типа институтов:

· государственные институты (центральные и местные органы власти, Госплан, отраслевые министерства, правоохранительные органы, Сбербанк, национальная инновационная система, образовательные, медицинские и культурные учреждения, военная приемка и т.д.);

· общественные институты (КПСС и профсоюзы);

· культура и традиции , находящиеся под сильным влиянием коммунистической идеологии.

Для функционирования экономики нужныресурсы или факторы производства («вход» экономической системы) - совокупность материальных и нематериальных слагаемых, которые обеспечивают производство товаров и услуг. К материальным ресурсам относятся земля и капитал . В понятие земля входит не только земля под сельскохозяйственные угодья, но и недра, водные ресурсы, участки, отводимые под промышленную застройку и жилищное строительство. В понятие капитал входят производственные здания, станки, машины оборудование, непроданный товар, собственно деньги и другие активы (акции, облигации). Материальные ресурсы можно разделить также на свободные и экономические ресурсы. Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве: воздух, вода, песок на морском побережье, солнечная энергия, энергия ветра и морских волн и т.д. За свободные ресурсы не надо платить. Экономические ресурсы (нефть, уголь сельскохозяйственные угодья и т.д.) имеются в ограниченном количестве и за них надо платить. Это деление достаточно условно, поскольку песок, используемый в строительстве – экономический ресурс, тоже можно сказать о воде, подаваемой в городской водопровод или для полива.

Количество нематериальных ресурсов все более возрастает. Первоначально к нематериальным ресурсам относили только труд , включающий трудоспособную часть населения, которая может участвовать в производстве. Однако по мере развития производства и усиления конкуренции экономисты начали учитывать другие нематериальные ресурсы, обеспечивающие успешную работу предприятий и экономики в целом. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация. Под информацией понимаются сведения об окружающей среде (политической, экономической и конкурентной) и внутреннее состояние экономики (предприятия). К ресурсомотносят такжеуправленческие (предпринимательские) способности , подкрепленные глубокими знаниями, опытом успешной работы в определенной области,. умение принимать самостоятельные решения. От руководства во многом зависит успешная работа всей макроэкономической системы и экономические показатели работы отдельных предприятий. И, наконец, ресурсами страны являются уровень образования и общая культура населения , включая культуру труда, дисциплинированность, веру в собственные силы.

Все страны испытывают нехватку того или иного вида ресурсов (или всех ресурсов) . Одни страны испытывают нехватку земли (например, Голландия, Япония), другие – сырьевых ресурсов (например, Япония, Китай, Италия), третьи – трудовых ресурсов. Поэтому эффективное использование ресурсов – одна из главных задач экономической системы.

Почему экономика является многосвязной системой ? Легко проследить связи между отдельными предприятиями и отраслями, причем большинство предприятий (фирм) выступают одновременно как производители готовой продукции и как потребители сырья, материалов, электроэнергии, комплектующих и т.д. Одно из принципиальных отличий экономических систем от систем технических состоит в том, что одной из основных составляющих экономических систем является человеческий труд , т.е. работники предприятий. Это делает экономические системы недетерминированными (неопределенными) По этой причине экономические системы всех уровней не поддаются точному математическому описанию и с трудом поддаются моделированию. Тем не менее, к экономическим системам применимы такие понятия как динамический и статический режимы, вход, выход, переходные процессы, переменные, обратная связь и т.д.

Главным институтом планово-распределительной экономики было руководство КПСС и формируемое им правительство. Правительство определяло предприятиям плановые задания и назначало партнеров, а результаты производственной деятельности распределялись в плановом порядке между потребителями по назначенным ценам . В структуре планово-распределительной экономики имелось важное звено (институт) – отраслевые министерства (более 120) , через которые Правительство осуществляло управление экономической системой. Существовало также еще одно министерство – Госплан , которое осуществляло перспективное планирование государственной экономики в целом (обычно на 5 лет вперед). В задачу министерств входило распределение ресурсов, выдача плановых заданий производителям и распределение произведенных товаров и услуг по назначенным ценам. Плановые задания обычно выдавались в видеколичественных показателей (штуки, тонны, км).

По мысли ее создателя В.И.Ленина планово-распределительная система должна была устранить недостатки рыночной экономики (кризисы перепроизводства, социальное неравенство и т.д.) и обеспечить в перспективе лучшую жизнь для большинства населения страны (коммунизм). Идея оправдала себя только во время модернизации 30-х годов (в сталинском варианте) и во время Великой отечественной войны. В мирное время планы обычно не выполнялись, товары (в отсутствии конкуренции) были низкого качества, производительность труда и зарплата работников была ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. На поддержание военного паритета с западными странами, объединившимися в военный блок НАТО, уходила большая часть ресурсов. В конце концов, стало ясно, что экономическое соревнование двух экономических систем (холодную войну) СССР проиграл, и планово-распределительную систему необходимо реформировать. Еще раньше это поняли руководители Китая, которые в начале 80-хприступили к постепенным (эволюционным) рыночным реформам, добившись за три десятилетия больших успехов в росте и развитии экономики (при сохранении госсобственности в основных отраслях и отсутствии демократических институтов).

Одним из основных недостатков планово-распределительной системы являлся тот факт, что потребители практически были лишены возможности воздействовать на производство. Говоря техническим языком, отсутствовалаобратная связь (с потребителями). Кроме того, отсутствовала конкуренция , которая является мощнейшим стимулом оптимизации потребления ресурсов .

В странах с рыночной экономикой главную роль играет рынок (точнее множество рынков) и рыночные институты (рис.1.2), принимающие сигналы от потребителей, производителей и владельцев факторов производства и выполняющий функции обратной связи и регулятора. На это свойство рынка впервые обратил внимание создатель классического направления в экономической теории А. Смит , назвав его «невидимой рукой» (1776 г.). В рыночной экономике рынков, как правило, очень много. Существуют рынки товаров и рынки услуг. Существуют мировые, национальные и региональные рынки. Например, существуют рынок военных самолетов, рынок модернизации военных самолетов, рынки гражданских самолетов (магистральных, региональных, малой авиации), вертолетов. Автомобильные рынки и бытовой электроники охватывают все страны и континенты. Россия активно торгует на мировых рынках нефти, газа, древесины и других сырьевых ресурсов.

Рис.1.2. Структура рыночной экономики

А.Смит полагал, что рынок может осуществить полную самонастройку экономической системы и во вмешательстве государства в экономику нет необходимости. Однако в дальнейшем по мере развития экономики стала очевидной несостоятельность (несовершенство) рынка как регулятора и необходимость согласованной работы всех типов институтов (государственных, рыночных и общественных), а также учитывать ментальность и культуру народа. В то же время, рыночной экономике свойственны такие пороки, как коррупция, социальное неравенство и др., с которыми приходится бороться как правительству, так и общественным организациям страны.

В рыночной экономике в первую очередь меняется роль институтов. В первую очередь должны быть законодательно прописаны функции по регулированию экономики государственных институтов. К ним относятся президент, парламент, правительство (министерства и государственные комитеты), правоохранительные институты (прокуратура, суды, милиция, ФСБ), таможня, налоговые органы, Центральный банк, государственные контролирующие органы (Гостехнадзор, Росстат) и т. д. Права, обязанности и ответственность всех этих институтов должны быть четко прописаны в законах и понятны гражданам страны.

Рыночные институты следовало сформировать до начала реформы экономики и особенно такого деликатного процесса как приватизация. Это -биржи, коммерческие банки, инвестиционные фонды, коммерческие фирмы, институт посредников и советников и т. д., новая национальная инновационная система.

Общественные институты: партии, профсоюзы, общественная палата, молодежные организации, общественные фонды, общество охраны природы, общество охраны прав потребителей и т.д. Роль общественных институтов в демократическом обществе с рыночной экономикой существенно меняется и тоже должна быть закреплена законодательно.

Культура и традиции играют важную роль в экономике. Это- отношение к труду, законопослушность, отношения между людьми, отношение к природе и т.д.

Рыночную экономику некоторые экономисты подразделяют на либерально-рыночную, социально-рыночную и государственный капитализм. Либерально-рыночная (капиталистическая) экономика (типичный пример – США) основана на рыночном характере отношений между отдельными производителями (предприятиями), когда каждый производитель свободно выбирает себе партнеров и предлагает свою продукцию на «своем» отраслевом рынке. Либерально-рыночная экономика предполагает частную собственность на средства производства и минимальное вмешательство правительства в текущую экономическую деятельность (в основном это вмешательство осуществляется через принятие парламентом законов и постановлений правительства, создание государственных органов контроля за соблюдением законов, стандартов и постановлений).

Социально-рыночная экономика (типичный пример – Швеция, Италия, Финляндия и другие западноевропейские страны) также основана на рыночном характере отношений между отдельными производителями, частной собственности на средства производства и наличии государственного сектора. При этом она характеризуется более заметным влиянием правительства на экономическую деятельность, прогрессивным налогообложением личных доходов и сильной социальной политикой.

Госкапитализм предполагает рыночные отношения между предприятиями при сохранении (полном или частичном) предприятий во владении государства, очень сильным влиянием Правительства на экономику страны. Под это определение попадает современный Китай и, в какой то мере, Россия на современном этапе развития.

Таким образом, в рыночной экономике место управляющего и распределяющего звена – отраслевых министерств - занимают отраслевые рынки . На отраслевых рынках встречаются предприятия-производители, предлагающие свой товар или услугу, и потребители, выбирающие товары (услуги) в соответствии со своими потребностями и возможностями (доходом). Если цена за товар или услугу, предлагаемая производителем, устраивает потребителя, между ними совершается сделка. Под «рынком» следует понимать процесс заключения сделок купли-продажи (или обмена) между производителями и потребителями.

Трудно провести четкую грань между современной либеральной и социально-рыночными экономиками западного типа, где к власти приходят то партии социалистической ориентации, то правые партии. Обычно такие смены власти приводят к некоторым изменениям в экономике (частичной национализации – денационализации, изменению налоговой политики и др.), но без коренной перестройки экономики , как это произошло в России в 1917 и начале 90-х годов прошлого века.

В рыночной экономике роль обратной связи выполняет выбор потребителя . Потребители выбирают товар в соответствии с ценой, качеством и другими характеристиками товара, в соответствии со своими национальными традициями, возрастом и культурным уровнем и, конечно, в соответствии со своим доходом. Если потребители отказываются покупать товар какого-либо производителя, то ему необходимо срочно сворачивать производство и пробовать производить другой товар или уходить из бизнеса. Движущей силой в рыночной экономике является конкуренция.

Экономические системы представляют собой динамические (изменяющиеся во времени) системы, на которые воздействует множество внешних и внутренних факторов: международная конкуренция, политическая ситуация в мире, технический прогресс, приход к власти новых политических сил и т.д. Даже при отсутствии экономического роста происходит рост отдельных отраслей на фоне ослабления других, изменение структуры, перераспределение капитала.

Граница производственных возможностей экономики

Поскольку ресурсы каждой страны ограничены, то и производственные возможности экономики каждой страны также ограничены. Поэтому вводится понятие границы производственных возможностей (ГПВ) или кривой производственных возможностей, которая показывает различные комбинации двух товаров (отраслей, секторов), которые могут быть произведены экономикой страны, если все ресурсы (земля, труд, капитал) задействованы полностью и эффективно. Вид этой кривой показан на рис.1.3.

Рис.1.3. Кривая производственных возможностей

Рассмотрим для простоты две группы товаров: товары народного потребления (ТНП) – ось абсцисс и военно-промышленный комплекс (ВПК) – ось ординат. Это сочетание в какой-то мере отражает ситуацию в российской экономике. Казалось бы, проводя конверсию военной промышленности можно увеличить производство ТНП. Однако, это легко сделать только теоретически. На практике конверсионное предприятие не в состоянии начать выпуск конкурентоспособной гражданской продукции без перестройки не только производства, но и всей структуры предприятия, поскольку технические и экономические требования к вооружению и ТНП различны. Однако рассматривая этот вопрос в чисто теоретическом аспекте, можно отметить, что если возможен рост одной группы товаров (в данном случае ТНП без уменьшения выпуска вооружения, то это означает, что экономика работает неэффективно, и ресурсы используются плохо. Эффективными точками являются те, которые расположены на кривой производственных возможностей. Однако кривую производственных возможностей можно изменить (сдвинуть вправо) двояким путем: вовлечением в производство большего количества ресурсов или за счет улучшения технологии и повышения производительности труда. Пример перераспределения ресурсов можно проследить на примере экономики США.

Приложение 1. Экономику США, как и экономику других стран, можно разделить на два сектора: сектор услуг (транспорт, оптовая и розничная торговля, финансы, страхование, туризм и др.) и индустриальный сектор , который включает различное производство, извлечение и переработку сырья, строительство и сельское хозяйство. После Второй мировой войны сектор услуг развивался быстрее индустриального сектора и теперь составляет более двух третей экономики США, в то время как доля индустриального сектора упала до 21 % ВВП. До 1940 в сфере услуг было занято до половины всех работников, однако в последующие годы улучшение технологий и организации производства позволили производить больше продукции меньшим числом работников. Компьютеры произвели "информационную революцию", в результате какой приблизительно половины экономической деятельности США так или иначе связана теперь с созданием и переработкой информации. По этой же причине почти 95 % новых рабочих мест за последние десятилетия появились в сфере услуг, в котором в настоящее время занято 72 % работников .

Большая часть индустриального сектора состоит из больших корпораций. На долю 500 крупнейших компаний приходится две трети доходов индустриальных корпораций. Однако, в области высоких технологий большую роль часто игры мелкие фирмы. В самых больших инвестициях нуждаются авиация, энергетические компании и системы телекоммуникаций . Отличительной особенностью американской экономики становится все большая глобализация, поскольку американские товары широко экспортируются в другие страны в обмен на товары, импортируемые из других стран.

Приложение 2. По данным Национального научного фонда США более чем в 50-и развитых и развивающихся странах производство высокотехнологичной продукции в 1980-1997 г.г. возрастало каждый год примерно на 6.2%, в то время как выпуск другой продукции – только на 2.7%. К наиболее наукоемким производствам относятся:

- аэрокосмическая промышленность,

- производство компьютерной техники,

- производство средств связи,

- фармацевтическая и медицинская промышленность.

Среди развитых стран лидируют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, среди развивающихся стран – Бразилия, Южная Корея, Китай и Индия.

А вот данные, взятые из книги В.В.Кочетова и др. «Инженерная экономика», Изд. МГТУ им. Баумана, 2005. «России, обладающей огромным научным и образовательным потенциалом, принадлежит, по официальным данным, только 0.3% объема наукоемкой гражданской продукции, тогда как доля США составляет 36%, а Японии -30%. За 1991-1998 г.г. объем финансирования оборонных исследований и разработок уменьшился в 10 раз, а в целом – в 5.4 раза. В конце 1990-х годов реальные расходы на науку находились на уровне сорокалетней давности, а относительно ВВП – даже на уровне 1950 г. В абсолютном выражении Россия затрачивает на науку меньше США – в 24 раза, Японии – в 9.3 раза, Германии – в 4.7 раза, Франции – в 2.8 раза.

Экономика как наука

Экономика – это наука (совокупность знаний) о системе с тем же названием. Теория рыночной экономики начала создаваться с появлением промышленного производства. Родоначальником экономической теории считается А.Смит (1723-1790). К. Маркс (1818-1883) в своем объемном труде «Капитал» основное внимание уделил теории прибавочной стоимости , создаваемой в процессе производства, и ее распределению между работодателями и работниками. Его труды легли в основу экономической программы европейских социал-демократических партий, заложившей основы социально-рыночной экономики. Радикальное крыло российской социал-демократии во главе с В.И.Лениным использовало некоторые идеи Маркса в политических целях и для создания планово-распределительной экономики.

Экономическая наука - многоуровневая и многоплановая. Можно говорить о науке ведении домашнего хозяйства, науке организации и управления предприятием, отраслью, хозяйством отдельной страны и мировой экономике. Она состоит из целого ряда дисциплин, которые появились в основном в середине прошлого столетия и продолжают развиваться (менеджмент, маркетинг, банковское дело, бухгалтерский учет и т.д.). Центральной проблемой в экономической науке является эффективное использование ограниченных ресурсов (материальных, человеческих, финансовых) в целях более полного удовлетворения безграничных потребностей и желаний людей. Основной целью рыночной экономики является удовлетворение индивидуальных потребностей населения и социальных потребностей государства (оборона, управление, защита прав и свобод, образование, здравоохранение и т.д.)

Экономическая теория, как уже отмечалось выше, включает в себя два взаимосвязанных и взаимодополняющих раздела: микроэкономику (экономика отдельных предприятий и отраслей) и макроэкономику (экономика страны и всего мира). Перечисленные выше экономисты занимались в основном проблемами микроэкономики. Зарождение и развитие макроэкономики относится к 20-му столетию. Его основоположником принято считать английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946). Большой вклад в развитие макроэкономической теории внес наш соотечественник В.В.Леонтьев, работавший в США и получивший Нобелевскую премию по экономике за свою работу «Затраты – выпуск», признанную во всем мире.

Экономический кризис 1929-1932 г.г. заставил западных (в основном американских) экономистов по-новому взглянуть на проблему «саморегулируемости» рыночной экономики. Они пришли к выводу, что необходимо определенное вмешательство всех ветвей власти в экономическую жизнь. Была принята серия антимонопольных законов, законов против нечестной конкуренции, законов по защите окружающей среды, признано необходимым стандартизация продукции и т.д. Были созданы также федеральные учреждения для наблюдения за исполнением принятых парламентом законов. Сокрытие доходов (неуплата налогов) стало считаться одним из тяжких уголовных преступлений. Кроме того, экономисты пришли к выводу о необходимости изучения потребительского спроса, изучения рынка, влияния рекламы и других проблем, которые заложили основы такого раздела экономики как маркетинг . Такие вопросы, как организация и управление производством, перспективное планирование, достижение конкурентного преимущества и другие проблемы вошли в раздел экономической науки, получивший название менеджмента.

В экономической науке используются определенные математические методы (статистическая теория, теория вероятности, теория игр) и понятия из теории управления как «обратная связь», «переходный режим», «устойчивость», «оптимизация» и др. Однако экономическую систему невозможно полностью отожествить с механическими (электромеханическими) системами, поскольку в этой системе задействован человек.

С помощью экономической науки производители ищут ответы на вопросы:

· Что производить ? – Какие товары / услуги предприятие может предложить на соответствующий рынок. Какие товары выгоднее производить в стране и какие – выгоднее купить в других странах.

· Сколько производить ? – Как наиболее оптимально распределить ограниченные ресурсы для полного удовлетворения потребностей населения и общества.

· Как и где производить ? – Какие использовать материалы и технологии, где лучше разместить производство.

Поскольку данный курс предназначен для инженеров , то основное внимание в нем уделено вопросам функционирования рынка и производства товаров в условиях рыночной экономики. Во-первых, особенность производства в рыночной экономике состоит в том, что его невозможно рассматривать вне рынка, на который рассчитано данное производство. Во-вторых, производимый товар должен обладать определенными специфическими особенностями (конкурентным преимуществом ) по отношению к другим сходным товарам. В-третьих, рыночная экономика очень динамична по своей природе, что требует гибкости как производства, так и управления, способности к быстрым изменениям.

В 1991 году тогдашнее российское руководство страны выбрала революционный путь преобразования экономики, к которому страна оказалась совершенно не готова, что привело к глубочайшему экономическому кризису. Китай в начале 80-х выбрал эволюционный путь преобразования. В Китае сначала было преобразовано сельское хозяйство, затем – легкая промышленность и в настоящее время он выходит на передовые позиции в области электроники, автомобилестроения и других наукоемких областях. Фактически в России – рыночная экономика, но отрицательные свойства, характерные для рыночных экономик всех стран , в российской экономике проявляются значительно сильнее. Речь идет о коррупции на всех уровнях, переплетении интересов госчиновников, бизнеса и организованной преступности, стремлении бизнеса к непрозрачности (увод капитала в оффшорные зоны и за границу), заключение сделок по так называемым «серым» схемам, выплата части зарплаты в «конвертах», найм работников «по-черному», подбор персонала не по деловым качествам, а на основе личных связей и т.д..

Приложение 3. Наконец, покажем важность экономических расчетов на примере двух крупных проектов. Технический проект создания орбитальной станции был практически одновременно выполнен в СССР и США. НАСА настаивал на строительстве станции, однако американские ученые единодушно выступили против строительства, доказав, что с экономической точки зрения 90-95% научных экспериментов, запланированных на околоземной орбите, гораздо с меньшими затратами можно провести на Земле. Америка заморозила проект и вернулась к нему только на международной основе в 90-х годах

Рыночная реформа в России

Целью рыночной реформы в России являлось и остается до сих пор повышение жизненного уровня всех слоев российского общества, который отставал и продолжает заметно отставать от уровня жизни стран с развитой рыночной экономикой. Планово-распределительная экономика не удовлетворяла потребностей населения ни по ассортименту, ни по качеству предлагаемой продукции, нерационально расходовались как материальные, так и людские ресурсы, сельское хозяйство не обеспечивало потребностей страны в продовольствии. Оставаться в плену ленинских догм о преимуществах «социалистической» (читай «планово-распределительной») экономики, очередные «кремлевские мечтатели» продолжали рассказывать народу сказочки о «коммунизме», в которые уже давно не верили сами. Правда о более свободной и зажиточной жизни на Западе проникала в страну, несмотря на Берлинскую стену и ложь советской пропаганды. Ошибочность ленинских догм уже доказывал Китай, который еще в начале 80-х годов под видом «собственного пути к социализму» начал успешно проводить рыночные реформы. Учтя опыт так называемой «культурной революции», Китай проводил и проводит до сих пор экономические реформы последовательно и постепенно, откладывая на будущее проведение политических реформ (демократизацию общества). Можно ожидать, что на фоне несомненных экономических успехов, политические реформы в Китае примут мягкую и национальную форму.

Задачи (проблемы) рыночной реформы достаточно многочисленны, носят как макро-, так и микроэкономический уровень, и их можно разбить на несколько видов. Первый круг задач (назовем их структурными) включает преобразование предприятий в самостоятельных субъектов рыночной экономики (с различной формой собственности), создание рынков, включение субъектов в рыночные отношения, создание законодательной базы и соответствующих институтов (финансовых, налоговых, таможенных, контролирующих и др.), обеспечивающих слаженную работу экономической системы страны. Второй круг задач связан с преодолением сложностей переходного периода: стабилизацией экономики, подавлением инфляции, распространением рыночных отношений на все стороны экономической жизни и недопущением сильного падения уровня жизни населения, иначе теряется популярность реформ у населения.. Третий круг задач связан с повышением эффективности экономики, повышением производительности труда, ускорением экономического роста (т.е. использование преимуществ рыночной экономики) и на этой базе – достижение цели реформы (повышение жизненного уровня населения). Четвертый круг задач связан с разрешением неизбежных социальных (в основном негативных) проблем, порождаемых рыночной экономикой: имущественным неравенством, безработицей, коррупцией, ростом преступности и т.д.

При проведении экономических реформ всегда есть два пути: эволюционный и революционный (радикальный) . Например, Англия промышленную революцию провела эволюционным путем, Франция – революционным путем. Китай, как уже отмечалось выше, проводит рыночную реформу эволюционным путем. Тот же путь избрало большинство восточно-европейских стран и прибалтийские государства. Другой путь (так называемой «шоковой терапии») избрала Польша. Для нее этот путь оказался успешным, и уже через два года после начала реформ экономика страны была стабилизирована, и начался экономический рост. Большинство восточно-европейских стран решили задачи переходного периода в течение 3-5 лет и уже стали членами ЕС.

Россия имеет богатый исторический опыт проведения экономических реформ. Следует вспомнить реформы Петра I, Александра II, Петра Столыпина, приведшие к ускорению экономического развития России. Богатый повод для размышлений дает советский период экономического развития: от политики «военного коммунизма», периода НЭПа до планово-распределительной (централизованной) экономики, к которой Россия (тогда СССР) перешла в начале 30-х годов. Централизованная экономика имела как свои плюсы (особенно в годы второй мировой войны), так и минусы (например, полный развал сельского хозяйства, низкая производительность труда, низкий уровень жизни и т.д.). Минусов становилось все больше, поскольку разрыв в качестве жизни в СССР и странах Запада становился все более заметным. К тому же, на экономический кризис начал накладываться политический кризис, связанный с изживанием идеи партийной диктатуры, возникновением сильных национальных движений в союзных республиках и т.д.

Исторический опыт подсказывает, что эволюционный путь преобразования экономики является более предпочтительным, поскольку позволяет по ходу реформ вносить необходимые коррективы. Ошибочность выбора революционного пути реформирования экономики видно из следующей таблицы, в которой приведены данные ООН по изменению ВВП в некоторых странах Восточной Европы за период 1989-1999 г.г. (в %).

Таблица 10.1.

Любая реформа должна начинаться с постановки целей и стратегического планирования (желательно поэтапного) путей достижения поставленных целей. Первым шагом «шоковой» реформы стал отпуск розничных и оптовых цен на товары и услуги за исключением услуг образования и здравоохранения, которые остались бесплатными. По замыслу реформаторов (сейчас об этом можно прочесть в любом учебнике по рыночной экономике) цены должны были быстро придти к равновесию. Однако, для этого шага не было сделано необходимых предпосылок в виде стабилизации производства (по крайней мере товаров широкого потребления) и накопления необходимого количества товаров по импорту. Далее будет показано, что для быстрого прихода к устойчивому ценовому равновесию на рынке предложение товаров и услуг должно расти быстрее падения спроса на эти товары и услуги. Поскольку необходимых предпосылок не было сделано, только что созданный рынок сразу впал в неустойчивое состояние, и начала раскручиваться спираль инфляции, быстро переросшая в гиперинфляцию. Жизненный уровень подавляющей массы населения стал стремительно падать, за исключением людей, имевших доступ к товарным запасам и импорту. Первый же шаг правительства «реформаторов» обернулся авантюрой, приведшей к дальнейшему падению производства и ухудшению жизни народа.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно - производства). Производство - это превращение экономических ресурсов в продукцию.

Граница производственных возможностей

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара - автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов - до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 1.1 и рис. 1.1).

Рис. 1.1. Граница производственных возможностей

Таблица 1.1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

5.Что такое альтернативная цена?

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЦЕНА

стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

6.что понимается под экономической эффективностью?

Экономическая эффективность (эффективность производства) - это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

На микроэкономическом уровне - это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал).

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр).

7.что такое сравнительное преимущество?

равнительное преимущество - по Д. Рикардо - концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.

Концепция сравнительных преимуществ (она же - теория сравнительных преимуществ) служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.

8.какие типы экономических систем существуют и чем они отличаются друг от друга? Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной? Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция. Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты. Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности. В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству. Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки. Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем: Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством. Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов. Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности. Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет. Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы. Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов. Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

9.какие плюсы и минусы имеет рыночный механизм?

Ресурсы, которые используются для производства одной продукции, не могут одновременно применяться при выпуске другой. В связи с тем, что в изготовлении изделий Х задействованы средства, которые могли бы пойти на создание продуктов Y, то увеличение объема одних товаров повлечет за собой сокращение количества других. В этом проявляются экономические ограничения - граница в частности. Далее рассмотрим этот предел более подробно.

Общие сведения

Если для выпуска единицы товара Х требуется отказаться от производства определенного объема продукции Y, то последний будет определять затраты упущенных возможностей изготовления первого или альтернативную стоимость. Но в любой хозяйственной системе создаются не только указанные но и множество других. В связи с этим выражается посредством общей единицы измерения - денег.

Граница производственных возможностей: график

В каждой точке линии АЕ отражено, какой объем товаров Х и Y можно создать с использованием ограниченных средств в полном объеме. Эта линия - кривая производственных возможностей. Если все средства направляются на изготовление первого продукта, то его будет выпущено Е единиц, и ни одной единицы - второго. В точке А все ресурсы будут ориентированы на производство продукта Y, а Х вовсе не будет создан. На всех остальных участках необходимо сделать выбор. Следует определить, сколько произвести товара Х за счет отказа от изготовления некоторого объема Y. Каждая точка линии АЕ отражает все допустимые соотношения выпуска при использовании всех имеющихся средств в полной мере. Точки, которые расположены внутри нее, указывают на неполное использование имеющихся средств. Все, что лежит вне границы производственных возможностей, в экономике считается недостижимым при данном объеме средств.

Разъяснение понятий

Кривая производственных возможностей отражает 4 фундаментальных положения. Она указывает на ограниченность средств, необходимость делать выбор, наличие затрат упущенных возможностей и их увеличение с повышением объема выпуска товара. При движении по границе возможностей вправо и вниз, меняя, таким образом, производственную структуру в пользу увеличения количества продукции Х, возрастает объем товара Y, от которого необходимо отказываться. Решение о том, как именно изготавливать, предусматривает достижение товарной или технологической эффективности - создание изделий наиболее дешевым методом. Реализации потребительской задачи - ответ на вопросы "для кого выпускать" и "как распределять продукцию" - требует оптимального соотношения справедливости и рентабельности распространения. Последнее считается достигнутым тогда, когда посредством перераспределения благ невозможно улучшить благосостояние одного индивида, не снижая при этом качество жизни другого. Данный принцип именуется эффективностью по Парето. От используемых принципов распределения, от размера вознаграждения за участие в зависит:


Проблема справедливости

Она возникает наряду с вопросом об эффективности распределения в процессе решения потребительской задачи. По данной проблеме существует два мнения. Первая точка зрения предполагает, что в качестве основы справедливости выступает равенство. Речь идет о такой ситуации, в которой вся прибыль и весь объем продукции распределяется поровну в обществе. В соответствии с другим мнением, распределение можно считать справедливым, когда соблюдаются условия частной собственности, и нет половой и расовой дискриминации. Такая ситуация способствует формированию равенства возможностей, что важнее равенства прибыли. Однако в этом случае низкий доход не имеющих собственности и способных к труду членов общества также приходится признавать "справедливым".

Проблема недостаточности средств

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что граница производственных возможностей - это тот предел, при котором появляется необходимость выбора. Эта проблема, по сути, представляет собой конкуренцию между альтернативными целями применения недостаточных средств. По большому счету, экономические ограничения - граница производственных возможностей, дефицит средств - являются основной проблемой хозяйственной сферы. Достижение продуктивности в использовании активов способствует принятию решений о том, какие товары и услуги, в каком объеме стоит выпускать для удовлетворения различных нужд. В этой проблеме два аспекта:

1. Производственная эффективность, которая позволяет определить, как изготавливать товар.

2. Продуктивность в распределении, решающая задачу, для кого и сколько выпускать.

Закон увеличивающихся альтернативных издержек

Он считается одним из фундаментальных в системе хозяйствования. Граница производственных возможностей показывает, что при выпуске каждого дополнительного изделия появляется тенденция увеличения альтернативных издержек. Действие данного закона обусловлено невозможностью абсолютной взаимозаменяемости средств. Граница производственных возможностей указывает на неоднородность активов. Не все средства можно одинаково легко переключать с выпуска одной продукции на изготовление другой.

Возможные решения проблемы

Выше описаны факторы, на которые указывает граница производственных возможностей. Экономический смысл предпринимательства заключается в стремлении удовлетворить нужды общества с максимальной прибылью. Однако в постоянно развивающихся условиях рынка возникает вопрос: «Может ли сдвинуться граница производственных возможностей?» Это вполне реально. Граница производственных возможностей может быть выше при условии:

1. Увеличения объема средств, доступных стране.

2. Совершенствования технологии выпуска продукции.

3. Улучшения организации хозяйственной деятельности.

4. Привлечения людей к тяжелому труду.

Все эти способы имеют определенные названия:

  • Экстенсивный метод. Он предусматривает расширение объема ресурсов.
  • Интенсивный метод. В его рамках осуществляется более рациональное использование активов.
  • Внеэкономический метод. Он основан на формировании излишне напряженных условий работы без учета интересов и воли населения. Данный метод в итоге может привести к полному уничтожению трудовых активов, которые имеются в обществе. Это, в свою очередь, поспособствует тому, что граница производственных возможностей станет снова ниже.

Абсолютное использование активов

В экономическом режиме все участки возможных комбинаций изготовления двух продуктов располагаются на границе возможностей производства. Если все средства общество израсходует на создание изделий народного потребления, то оно может получить их максимальный объем, отказавшись при этом полностью от досуга. При использовании того же ресурсно-технологического максимума можно достичь обратного результата. В последнем случае в обществе будет существовать исключительно индустрия досуга. Между данными крайностями присутствует большое количество комбинаций по распределению ресурсов и в одной, и во второй отрасли. В любой точке изготовить больше одного товара, не затрагивая при этом объем выпуска другого, нельзя. Количество продукции народного потребления и сферы досуга не только являются альтернативными, но и выступают как взаимозаменяемые в рамках недостаточных ресурсов.

Вывод

Общество, которое находится на рассматриваемом максимальном пределе возможностей производства, в связи с отсутствием необходимых активов, не может одновременно повысить объем выпуска изделий народного потребления и отрасли услуг. Данная задача достигается в условиях В случае неполной загрузки производственных мощностей либо при безработице разные сочетания вариантов выпуска товаров располагаются не на линии трансформации, а внутри нее. Это указывает на то, что при использовании дополнительных активов можно повысить объемы производства в обеих рассматриваемых сферах.

В заключение

В условиях неоклассические традиционные методы исследования производственных процессов становятся нецелесообразными уже потому, что понятия работы и досуга имеют довольно размытые очертания. В связи с этим в качестве первостепенной задачи науки должно выступать совершенствование имеющихся и разработка новых моделей трудового рынка для формирования логически стройной, целостной концепции. Она должна отражать тенденции развития инновационной экономики современного типа. Следует, в первую очередь, принять во внимание изменения, которые происходят в системе потребностей общества. Речь идет о достижении удовлетворенности материальных нужд и выдвижении на первый план социальных потребностей, стремлений к самореализации и самовыражению индивида. Вследствие этих перестроек большую значимость начинают приобретать неденежные аспекты взаимоотношений на рынке труда. К ним относят в первую очередь условия и содержание работы, возможности для профессионального роста, творческую самореализацию сотрудников в процессе производства. Все это оказывает существенное влияние на объемы выпуска продукции, мотивации, которые движут предпринимателями, заставляя их совершенствовать технологические процессы, внедрять инновационные программы развития предприятия. Все это, в свою очередь, способствует расширению производственных возможностей и переходу системы хозяйствования на качественно новый уровень.

Познакомившись с факторами производства, обратимся теперь к вопросу их использования для выпуска различных товаров и услуг. От того, каков будет конкретный "расклад" ресурсов в экономике, зависят производственные возможности общества. Для России эта проблема более чем актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда ещё богатейшем Советском Союзе мало кто задумывается о жёсткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на "Ростсельмаше", хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.

Проблема выбора и границы производственных возможностей

Таким образом, между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует "неприятная", но неизбежная обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограниченны. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа "что лучше": съесть любимое мороженое или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами : какие товары следует производить, а от каких придётся отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. Делая акцент , например, на выпуске "пушек", общество неминуемо будет вынуждено сократить производство "масла". Это подводит нас к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности это то максимальное количество товаров и услуг (в определённом их наборе), которое может быть одновре́менно произведено́ за данный период, приданных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы (рабочая сила, средства производства и другие хозяйственные факторы) используются наиболее полно и эффективно.

Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: сре́дства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). Пусть в нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить эти товары, например, в следующих альтернативных соотношениях: либо (А) 10 единиц станков при нулевом выпуске книг, либо (Б) 9 единиц станков + 1 единица книг, либо (В) 7 единиц станков + 2 единицы книги и так далее (табл. 2.3). На основе данных этой таблицы можно построить график, кривая линия которого отразит границу производственных возможностей (ГПВ) для станков и книг в нашем примере (рис. 2.13). Так, точка А показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д – ситуацию, когда выпускаются только книги. Однако это две явно нереалистичные крайности. На самом деле общество всегда стремится найти нужный ему баланс в распределении производства. Точки Б, В и Г как раз и представляют альтернативные варианты такого баланса, т.е. максимально возможный объём одновре́менного производства и станков, и книг в их различных сочетаниях. При этом больше станков означает меньше книг, и наоборот.

Таблица 2.3

Возможности годового производства книг и станков при полном использовании ресурсов

Вместе с тем ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг вне линии ГПВ – скажем, в точке Н (от слова "нельзя") с выпуском 2 единиц станков и 7 единиц книг. В противоположность этому производственные комбинации внутри ГПВ (к примеру, в точке М – "можно") вполне реальны, но при этом ресурсы используются неполно и неэффективно (незагруженные фабрики, низкая занятость рабочей силы в обществе, низкая производительность труда, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Соответственно здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки на линии границы производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров и услуг.

Общество должно лишь вы

Рис. 2.13.

брать нужную их комбинацию. При этом, правда, придётся "заплатить" за сделанный выбор так называемыми вменёнными (или скрытыми) издержками, к рассмотрению которых мы теперь и обратимся.

  • Альтернати́ва (от лат. alter – один из двух) – (1) необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; (2) каждая из таких исключающих друг друга возможностей.
  • Акце́нт (от лат. accentus – ударение) – (1) ударение в слове; выделение звука его усилением; (2) концентрация внимания или усилий на чём-либо, упор на что-либо; (3) невольное искажение звуков человеком, говорящим на чужом языке.

При обсуждении основных экономических проблем и связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими, тем не менее, в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

Простейшей экономической моделью, демонстрирующей изложенные выше проблемы, является граница производственных возможностей.

Для построения модели предположим, что жители какой – либо страны могут использовать свои экономические ресурсы для производства только двух товаров: средств производства (У) и предметов потребления (Х).

Рис. 1.2 – Кривая производственных возможностей

Каждая точка кривой представляет комбинацию товаров двух видов.

Кривая АВС, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Если мы возьмем точку внутри области производственных возможностей, то, очевидно, что она представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем производство при полном и эффективном использовании всех ресурсов.

А точки, находящиеся за границей производственных возможностей, характеризуют такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании ресурсов и существующей технологии.

Таким образом, кривая АВС, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления необходимо выбрать ту, которая на данный момент времени наиболее предпочтительна.

Сравним точки В и С.

При переходе из точки В в точку С можно получить дополнительно Х = ОХс - ОХв единиц предметов потребления, пожертвовав для этого У =ОУв - ОУс единиц средств производства.



Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, альтернативными затратами (или затратами упущенных возможностей).

Выпуклая относительно начала координат форма кривой не случайна. Дело в том, что на практике отдельные элементы применяемых ограниченных ресурсов более эффективны при производстве товара Х, другие при производстве товара У. Это значит, что для увеличения производства товара Х экономические субъекты вынуждены применять те элементы ресурсов, которые были бы более эффективны при производстве товара У. Следовательно, для производства каждой дополнительной единицы товара Х им приходится расходовать все большее количество ресурсов, из которых могло бы быть произведено гораздо большее количество товара У. Именно это и показывает форма кривой производственных возможностей: чем ближе к «краям» границы производственных возможностей находится экономика, тем выше становятся альтернативные затраты.

Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики ограниченных ресурсов – закон возрастающих альтернативных издержек : в условиях полного использования ресурсов при производстве каждой дополнительной единицы продукции наблюдается тенденция возрастания альтернативных затрат, т.е. каждое увеличение производства одного продукта на единицу приводит к уменьшению производства другого продукта во все большем объеме.

Действие этого закона объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости ресурсов. Ресурсы качественно неоднородны, и не все ресурсы можно с одинаковой легкостью переключать с производства продукции одного вида на производство продукции другого вида.

Таким образом, представленная модель позволила продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты.

Может ли общество выйти за границы своих производственных возможностей? Конечно, да. Это может произойти за счет сдвига кривой производственных возможностей. Существует четыре способа выхода на более высокую границу:

1. увеличение объема доступных стране ресурсов;

2. совершенствование технологии производства;

3. улучшение организации экономической деятельности;

4. принуждение людей к чрезмерно напряженному труду.

Эти способы имеют название:

Экстенсивный способ развития – рост экономики за счет расширения объема используемых ресурсов (1).

Интенсивный способ развития – рост экономики за счет более рационального использования имеющихся ресурсов (2,3).

Внеэкономический способ развития – рост экономики за счет создания условий сверхнапряженного труда без учета воли и интересов граждан (4). Этот способ в конечном итоге может привести к уничтожению ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, а значит, к снижению производственных возможностей. В дальнейшем он не рассматривается.

Контрольные вопросы

1. Объясните понятие ограниченности. Приведите примеры влияния ограниченности ресурсов на Вас лично.

2. Чем отличаются свободные блага от экономических? Могут ли какие-либо блага являться одновременно и свободными, и экономическими?

3. Что такое конкурирующие цели? Приведите примеры.

4. В чем состоит проблема выбора?

5. В чем заключается рациональное поведение? Всегда ли рациональное - это "правильное" поведение?

6. Сформулируйте основные фундаментальные задачи экономики. Как они решаются в различных экономических системах?

7. Охарактеризуйте основные типы экономических систем. Что такое смешанные экономические системы, почему они возникли?

8. Как вы понимаете отношения собственности? Охарактеризуйте экономическое и юридическое содержание собственности.

9. Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему это так?

10.Возможен ли сдвиг кривой производственных возможностей? При каких условиях?

Тесты

1 . Если в государстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:

A) может быть произведено только частным предпринимателем, а не государством;

Б) может быть произведено только при сокращении производства каких-либо других товаров;

B) может быть произведено только при общем снижении цен;

Г) не может быть произведено.

2. Является ли рациональным поведение:

A) призёра олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50000 $;

Б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

В) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь;
Г) все вышеперечисленное характеризует рациональное поведение.

3. Собственность- это:

A) отношение человека к вещи;

Б) сама вещь;

B) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

4. Проблемы: что, как и для кого производить? - могут иметь отношение:

A) только к командной экономике;

Б) только к рыночной экономике;

B) только к традиционной экономике;

Г) к любой экономической системе.

5. Проблема «что производить»:

A) может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом;

Б) может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей;

B) возникает только в условиях острого дефицита ресурсов;

Г) вообще не возникает.

6. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

A) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;

Б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;

B) расходы на питание;

Г) плату за обучение.

7. Альтернативные издержки турпохода включают:

A) удовольствие посидеть в выходной перед телевизором;

Б) доход, который можно было бы получить за это время;

B) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;

Г) все вышеперечисленное.

8. Семья, занимающаяся индивидуальной трудовой деятельностью и изготовляющая шапки и шубы, решила увеличить производство шуб с 20 до 25 шуб в месяц. Это требует уменьшения шапок на 10 штук. Альтернативные затраты производства одной шубы составят:

A) 5шуб;
Б) 25 шуб;

B) 40 шапок;

Г) 8 шапок.

9. При производстве 1 кг алюминия недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует.

Варианты А В С Д
Al, кг б
Вазы, шт.

10. Какие из представленных ниже точек могут лежать на одной кривой производственных возможностей:

A) (15,3);
Б) (18, 13);

11. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

A) неполном использовании трудовых ресурсов;

Б) полном использовании всех имеющихся трудовых ресурсов и неизменной технологии;

B) изменении количества применяемых ресурсов.

12. При производстве двух товаров X и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Как будет выглядеть кривая производственных возможностей данной страны, если в ней производится только 2 товара - X и Y:

A) иметь вид прямой с отрицательным наклоном;

Б) иметь вид вертикальной линии;

B) иметь вид кривой, выпуклой относительно начала координат;

Г) иметь вид кривой, вогнутой относительно начала координат.

13. Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе:

A) индивидуальная собственность;

Б) централизованное планирование;

B) свобода выбора видов и форм деятельности;

Г) всё вышеперечисленное относится к традиционной экономике.

14. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) командная;
Б) рыночная;

В) традиционная;

Г) смешанная.

15. Какие черты рыночной экономики существовали в период расцвета административно-командной системы:

А) конкуренция;

Б) частная собственность на средства производства;

B) свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг;

Г) свобода предпринимательского выбора.

16. Земля, капитал и труд - базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

A) деньги, акции облигации;

Б) только деньги и облигации;

В) деньги и акции, но не облигации;

Г) ни деньги, ни акции, ни облигации к капиталу не относятся.