Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Свойства типичные для капиталистической экономики. Капиталистическая экономика. Основное противоречие капитализма

Классовое учение коммунистов отражало, хоть неточно и мутно, объективную реальность: произвольное деление земных, материальных благ делает людей врагами друг другу.

Не какие-то мифические классы, а именно людей, персонально.

Для того, чтобы люди не ссорились - нужно, чтобы они определились с долями и перестали подворовывать друг у друга.

Приведу две модельных схемы.

Допустим, система производит 100 хлебов. Действует закон, что каждому из 10 участников - 10% от общей выпечки. Это означает, что рост дохода одного участника может быть достигнут только одним путём:

1. Через увеличение выпечки всей системы в целом.
2. Параллельно росту долей у других участников.

Если вы получали 10 хлебов, а стали получать 20, это означает (в описанной схеме) - что в целом система стала выпекать 200 хлебов вместо прежних 100, и все её участники получают тоже по 20 вместо 10.

В таких условиях люди дружат, живут, как одна семья, и дело у них общее. И убытки, и доходы системы сразу и пропорционально раскладываются на всех.

Теперь представим, что система выпекает те же 100 хлебов, и вы получаете свою долю в 10 хлебов. Но это - итог произвольного деления, связанного с силовым балансом в обществе. Вам не закон процент прописывает, а сколько вы сами себе выцарапаете.

Если вы в такой ситуации стали получать 20 хлебов вместо прежних 10 - это не сулит ничего определённого системе в целом. Может, и ей стало лучше, а может, хуже, а может, в целом всё осталось по-прежнему. Ваша доля отвязана от среднего удела. Как бы хорошо ни шли у вас дела - соседу это не поможет, и наоборот, как бы плохо ни шли - соседу не повредит.

Может быть, система печёт всё те же 100, а может и меньше: просто другие стали жить хуже. Нет ни общего роста, ни взаимной поддержки. Ваша прибыль = убыткам других участников дела. Чем им хуже - тем вам лучше…

В таких условиях не будет ни классового мира, ни бесклассового мира. Когда хозяева системы приватизировали её для себя, и отказались считать общим достоянием, служащим общему, восходящему , делу - по сути, зло ближнему превращается в источник благосостояния .

Теоретически рост богатств отдельно взятого члена общества может способствовать благу всего общества. Но не будем закрывать глаза на очевидное для экономической науки: обогащение личности на благе обществу - наиболее тяжёлый, трудный, долгий, и потому наименее вероятный путь обогащения.

Если воде открыт путь под гору, то вода никогда в гору не побежит. Сила тяжести направит её по линии наименьшего сопротивления.

Точно так же и с обогащением. Материальный и моральный ущерб, нанесённый ближнему (или дальнему) - дают моментальный и огромный личный доход.

Если же двигаться путём «разумного, доброго, вечного», то есть обогащаться не вместо других, а вместе с другими - то эффект гораздо более скромный, растянутый и сомнительный.

Есть предприниматели, которые делают деньги на радости людей: они предлагают людям нечто, без чего легко можно обойтись, но что, будучи купленным, украшает жизнь (какое-нибудь замысловатое пирожное, например). Это правило или исключение? Скорее, исключение…

Главная дорога в другую сторону: делать деньги на беде и горе других людей. Это уже не пирожные выпекать в свободную продажу! Берётся в готовом виде, или создаётся искусственно невыносимая ситуация - за выход из которой человек должен заплатить.

И человек платит, и гораздо больше, чем за пирожное, без которого легко мог обойтись - но жизнь его лучше не становится. Если вам за бешеные деньги вылечили больной зуб, то вы просто возвращаетесь в состояние до того, как зуб заболел. И хотя современный дантисты - наглецы, они - белые ангелы по сравнению с более крупным бизнесом. Потому что они не создают искусственно беду, а просто пользуются готовой бедой человека…

Самый крупный и прибыльный бизнес не может ждать милостей от природы: взять их у неё - вот его задача. И этим крупный бизнес отличается от стоматологического. Там ждут, пока жареный петух жертву в одно место клюнет, а тут сами создают и пускают красного петуха.

При таких условиях экономика и политика приобретают ярко выраженный антиобщественный, истребительный характер. Человек, который в таком обществе не имеет «прихватов», простой, обычный человек «без блата» – вначале теряет всякий шанс жить хорошо, а потом и просто всякий шанс элементарно выжить.

ВыжиВание сменяется выжиМанием . Человек, не включённый в списки хозяев жизни - рассматривается, как лимон, который нужно выжать. Если выжать лимон не досуха, то это (любая домохозяйка вам подскажет) - бесхозяйственность. Если в лимоне остаётся сок, в семечке - масло, а в винограде влага - значит, вы плохо с ними поработали.

Прессы, которые не выжимают досуха - считаются плохими и заменяются на более эффективные, «патентованные». Когда простому человеку кажется, что у него уже всё отняли и сделать его положение хуже нельзя - всякий раз выясняется, что можно.

Как экономист, объясню эту загадку: всякий живой человек, именно потому, что он живой (ещё не умер) - имеет доступ к каким-то средствам существования. Может быть, они крайне недостаточные, дистрофические, убогие - но они есть, раз он жив. А «средства к существованию» и «деньги» – близкородственные понятия.

Деньги - это учётно-условная система распределения и перемещения средств к существованию. Сами по себе деньги - условные значки, подобные игровым фишкам, и сами по себе они не стоят ничего. Смысл денег в том, что они оформляют процесс раздачи материальных благ.

Денежные знаки - это талончики власти на получение тех или иных, имеющихся в наличии, готовых благ и/или сырьевых ресурсов.

Например, простейшее, средневековое благо-ресурс, земля. У государства есть какое-то количество земли. Те, кому государство дало много талончиков на её получение - могут огородить много земли. Те, кому мало - мало. Те, кому не дала ни одного - безземельные.

Первоисточником такого, чаще всего произвольного и самодурского распределения, выступает правящая власть. Далее плательщики выступают в роли агента власти, как системы. Каждый человек с деньгами в кармане - маленький министр, выступающий от лица политического режима с инициативами по организации жизни.

Власть в форме денег передаёт себя плательщикам - которые, собственно, и являются властью на местах. Именно поэтому вопрос о разделении власти и денег - схоластический вопрос .

Они неделимы. Ведь власть по определению - есть распоряжение ресурсами территории. Те, кто распоряжаются ресурсами территории - являются представителями власти. Именно поэтому так тонка и условна грань между государственным начальством и частными собственниками . Власть легко конвертируется в собственность, собственность - обратно во власть. Это как доллар и евро, бумажки с виду разные, а доминирующая финансовая роль в мире одна. И обменять - раз плюнуть…

Есть территория. На ней есть ресурсы. Власть ими владеет. Но нет смысла владеть тем, чем не пользуешься. И власть раздаёт ресурсы своим фаворитам. Инструментом раздачи являются деньги. Совокупность людей, эксплуатирующих территорию, и называется властью (политической системой). Формы, да, могут быть разные, суть одна.

Приведу пример, чтобы меня понимали не только экономисты. Если вам подарили квартиру - вы можете её продать. Если вы купили квартиру - то вы можете её подарить. В одной операции деньги участвуют, в другой - нет. Но речь идёт об одном и том же: жильё есть ресурс, ресурсом кто-то распорядился, тем или иным образом.

Поэтому я всегда с такой усмешкой отношусь к завиральным теориям о разделении власти и собственности . Власть заключается в возможности использовать людей и распределять материальные ценности. Деньги делают ровным счётом то же самое. То есть это две стороны одной медали.

Понимая всё это, мы понимаем возможность геноцидного произвола в распределении благ и ресурсов территории. Если человека ограбили разбойники, то он идёт жаловаться государству. А если человека ограбило государство - то куда и кому ему жаловаться? Он уткнётся в высшую инстанцию - и «аллес капут»…

Цивилизация, конечно же, выстроена на представлениях о некоей Небесной справедливости, которая и выше и авторитетнее земного «Верховного суда». Не будь этого - человечество никогда не вышло бы из первичной стадии звериного произвола и самодурства (как видите, я внимательно читаю А. Леонидова, и не только в нашей ЭиМ!).

Но в то же время загробный суд - он по определению за гробом. А «перед гробом» – верховная власть, которая присвоила себе право ни перед кем в этом мире не отчитываться. И если государство решило уничтожить одну свою часть в пользу другой своей части (а именно это и происходит 30 лет у нас на глазах по всей Евразии) - кто помешает?

Саша Леонидов уверяет, что пламенная молитва. А я думаю - здесь, на Земле - никто…

Всё очень просто, и связано с алчностью куда больше, чем с кровожадностью (хотя элемент садизма элит никто не исключает). Совокупность благ на территории может расти или сокращаться, но в каждый конкретный момент времени она составляет ограниченную величину. Представим её в виде 100%.

Что значит «уничтожить половину населения в пользу другой половины»? Ну, вы берёте эти 100% благ - и все их отдаёте только 10, 30, 50% населения. А оставшимся - кукиш.

То, что оставшимся - плохо, понятно. Но ведь и тем, кто в доле - хорошо, и это тоже понятно. Ну, было, допустим, 100 кв. м. жилплощади. Её можно на пятерых поделить, а можно одному отдать. В первом случае будут тесные закутки, но каждой семье. Во втором - просторное жильё одному, и четыре бомжа в придачу.

Политика вытесняющей концентрации быстро находит поддержку (и очень активно-агрессивную) в кругах получателей благ. Им не нужно слов и теорий, они своими глазами и на своей шкуре всё познали: 100 кв. м. лучше 20 кв. м., и с этим трудно спорить.

Убедить тех, кто вкусил человечины, вернуться назад в травоядный СССР, где всем давали примерно поровну (и оттого всем мало) - нереально.

Любовь к мясному рациону очень быстро развивается в гоминиде, изначально, как уверяют антропологи, травоядной. И когда вы попытаетесь вернуть общество к какой-то, самой приблизительной и условной справедливости - гоминиды-каннибалы вам шею свернут…

Шансы у цивилизации появляются только тогда, когда политика вытесняющей концентрации богатств выбрасывает за борт жизни подавляющее большинство граждан. То есть когда объёмы потребления «успешных» стремятся к бесконечности, но количество этих «успешных» – стремится к нолю.

Тогда и начинается движение за демократизацию потребления, в котором проявляется религиозный мотив «относится к другому, как к самому себе». Тогда становятся популярны идеи жить вместе с другим, а не вместо другого.

Откуда взялись «коммуналки», язва советского быта? Почему нельзя было сразу строить маленькие, но отдельные квартирки (как после и стали делать)?

Коммуналка - это гигантская, зашкаливающая воображение роскошью квартира (или особняк) богатой семьи – в которую на волне демократизации потребления заселили сразу множество семей. Порой десятки семей находили крышу над головой там, где раньше раздувался до гомерических размеров пузырь алчности и гордыни одного человека…

Но он ведь не в пустоте раздувался. Он раздувался в социальном пространстве, на дележе изначально-общих ресурсов страны, где забирал себе, любимому, всё больше и больше, не оставляя другим совсем ничего для жизни. Поляризация населения, что в царской России, что сегодня принимает совершенно патологические, изуверские формы, и только слепой этого не видит.

Но это и называется «уничтожать одну часть населения в пользу другой», с выгодой для другой! Родились у Родины-Матери двое сыновей, она, вместо того, чтобы поделить им кашку поровну (братья, как-никак) - любимчику суёт две тарелки, а изгою - фигу под нос…

Конструирование человеческой цивилизации, путь прогресса (как социального, так и технического, который без социального попросту не нужен) - штука трудная и сложная. И опасная. Какой бы аспект конструирования цивилизации мы не взяли - там и затраты, и риски большие.

Возьмите узкую отрасль прогресса - самолётостроение. Самолёт ещё не летает - а сколько он уже сожрал денег, труда, времени, пока его собирают (особенно если новая модель)!

А вдруг он вообще не полетит?! А вы много лет учили инженерные науки, чтобы его строить, столько материалов и рабочих часов потратили… Кто вам деньги вернёт за не полетевший самолёт? Кто вам годы жизни вернёт, отданные этой мечте?

Ладно, дальше: построили. Он полетел. С лётчиком-испытателем на борту. В полёте что-то пошло не так, и самолёт гробызнулся. Вместе с лётчиком-испытателем. Погиб храбрый, достойный, высоко-квалифицированный человек… Из-за того, что вам в своё время приспичило построить новую модель самолёта!

В принципе, строительство социализма (коммунизма) отличается от самолётостроения только широтой и масштабностью. А больше - ничем не отличается. Тоже конструируем новую модель - только не аэробуса, а общества. Тоже тратим немеряно труда, времени, ресурсов - на подготовительном этапе. Тоже рискуем допустить ошибку. А вдруг не полетит? А вдруг полетит, но упадёт и лётчика убьёт?

Как нам быть? Сложить руки и ничего не делать? Забыть о небе и ездить только на деревянной арбе с эриваньским осликом? Но ведь выбор антисоветчины в этом и заключается: осудить конструирование нового, вечно ездить на первобытной арбе примитивного рынка - «оно надёжней, да оно и тише»…

Я к чему всё это? Те, кому кажется, что они выигрывают на социальном каннибализме современности - по большому счёту, заблуждаются. Большая, настоящая, человеческая жизнь отнята не только у тех, кто проиграл, но и у тех, кто, с виду, выиграл. Победитель получает весьма сомнительный приз - жизнь животного, гиены на куче падали.

Обжираясь на этой куче, вспомните, что в могилу с собой всё равно ничего не унесёте. Бесспорно и другое: гнусное поведение человека карается вырождением потомков.

Существуют до конца ещё не понятые, но уже вполне отслеживаемые генетические механизмы передачи греха в виде увечья. Обратите внимание, как много детей-калек или нелепо погибших детей у тех, кто купается в золоте и славе!

Как говорит киноклассика - «здесь в город только одна дорога». И у цивилизации, у прогресса - тоже только одна дорога: возложить ответственность за всех на всех . Этого требуют от нас все мировые религии, на этом сформирована мораль, это отражается в формационной смене исторических форм.

Прогресс и цивилизация - это увеличение ответственности человека за жизнь и благополучие других людей. Это та связка «вместе тонем, вместе и выплываем», о которой я писал в начале статьи.

Никаких иных форм проявления цивилизованности в экономике не существует. И чем раньше это поймут те, кто надеется сыграть на геноциде («сыграть в ящик», в итоге) - тем лучше для человечества.

Понятия «восходящий» и «нисходящий», «верх» и «низ» – аллюзии и паллиативы религиозного сознания. Они созданы представлением о Небе, как обители Бога, высшего совершенства, и Низа, как преисподней. Оттого мы и говорим - «двигаться вверх» или «опускаться» вкладывая в эти слова оценочный смысл. С точки зрения равной во все стороны «дурной бесконечности» Гегеля - не существует ни верха, ни низа.

Если планета - шар в бесконечности, то что верх, а что низ? Они над Арктикой или под Антарктидой?

Нельзя реальную, дееспособную власть отделить от собственности - потому что вы уничтожите сам предмет: возможность распоряжаться ресурсами территории. «Власть» – которая не распоряжается всеми богатствами своей земли - фиктивное чучело, столкнувшись с таким муляжом, бросайте его, и ищите настоящую власть! Она непременно где-то есть, может быть, спряталась, выставила чучело вместо себя - но есть.

Зачем совершенствовать машины, если к ним не прилагаются новые потребители, расширенное потребление? Расширение производства благ имеет смысл только при демократизации потребления.


В.Л. Авагян

***

По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен.

Эксплуатация труда капиталом дополняется эксплуатацией подавляющего большинства человечества — народов колониальных и полуколониальных стран. Отсюда следует, что крушение капитализма происходит в результате двух процессов: 1) революционной борьбы рабочего класса за социализм и 2) национально-освободительной борьбы порабощённых империализмом народов.

Существенные изменения происходят в численности и составе рабочего класса. Уменьшается доля неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технического прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократии, государственного аппарата значительно увеличивается численность и удельный вес служащих.

Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистических странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы всё более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистической эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзником рабочего класса в антимонополистической борьбе.

В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистическими государствами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отдельными странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира.

В процессе своего развития монополистический капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм (ГМК). Объективной основой, на которой происходит это перерастание, является концентрация производства и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления производства. Возникают крупные корпорации, первоначально на национальной, а затем и на транснациональной основе. Эти гигантские хозяйственные комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется потребность и необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего монополистического капитала в целом. На этой базе происходит процесс «…соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм…» . Государственно-монополистический капитализм характеризуется сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.

Буржуазное государство, обладающее относительной самостоятельностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроизводства, беря в свои руки, в зависимости от конкретных исторических условий, отдельные предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хозяйственной жизни. Регулирующие мероприятия буржуазного государства, огосударствление отдельных отраслей экономики осуществляются в интересах финансовой олигархии. Буржуазное государство вынуждено считаться с соотношением классовых и политических сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых противоречий, идёт на ущемление интересов отдельных монополий, исходя из общей задачи укрепления капитализма в целом. Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при капитализме, является переход предприятий в государственную собственность.

Важной формой проявления ГМК являются государственные финансы, и в первую очередь государственный бюджет, огромный рост которого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием государственного бюрократического аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности государства. В области взаимоотношений между трудом и капиталом государственное регулирование охватывает широкий комплекс социальных мероприятий, главной целью которых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы, социальное страхование, социальное обеспечение, государственное регулирование здравоохранения и образования, распределения доходов. В конце 20 в. сферой государственной деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократических сил. Но современные буржуазные экономисты выдают ГМК за строй, который якобы не содержит присущих капитализму противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Реформисты пытаются доказать, что государственное вмешательство, якобы сужая базу экономической мощи финансового капитала, открывает эволюционный путь преобразования капитализма в социализм. Однако научно-техническая революция, усилившая интенсификацию производства, конкурентная борьба между монополиями, экономические кризисы, рост безработицы, инфляция опровергают миф о том, будто капитализм наших дней способен избавиться от кризисов.

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом, сменяет феодализм, предшествует - первой фазе .

Этимология

Термин капиталист в значении владелец капитала появился ранее, чем термин капитализм , еще в середине XVII века. Термин капитализм впервые использовал в 1854 году в романе «Ньюкомы». Использовать термин в современном значении впервые начали и . В труде Карла Маркса «Капитал» слово используется лишь дважды, вместо него Маркс использует термины «капиталистическая система», «капиталистический способ производства», «капиталист», которые встречаются в тексте более 2600 раз.

Сущность капитализма

Основные признаки капитализма

  • Господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства;
  • Наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар;
  • Эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.

Основное противоречие капитализма

Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Возникновение капитализма

Возникновение капитализма было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения капитализма на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом - масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам.

Стадии развития домонополистического капитализма

Первоначальное накопление капитала

Развитому капитализму предшествовал период так называемого первоначального накопления капитала, суть которого состояла в ограблении крестьян, мелких ремесленников и захвате колоний. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом быстрого расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наёмных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства, которые концентрировались в руках меньшинства, превращались в капитал. Создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства. Великие географические открытия и захват колоний обеспечили нарождавшейся европейской буржуазии новые источники накопления капитала и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития капитализма. Раздробленное товарное производство уже не могло удовлетворять растущий спрос на товары.

Простая капиталистическая кооперация

Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация, то есть совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и других мер внеэкономического принуждения. Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для буржуазных революций в ряде стран Западной Европы: в Нидерландах в конце 16 века, в Великобритании в середине 17 века, во Франции в конце 18 века, в ряде других европейских стран - в середине 19 века. Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической.

Мануфактурное производство. Капиталистическая фабрика

Крупный шаг в развитии производительных сил буржуазного общества был сделан с появлением мануфактуры в середине 16 века. Однако к середине 18 века дальнейшее развитие капитализма в передовых буржуазных странах Западной Европы натолкнулось на узость её технической базы. Созрела необходимость перехода к крупному фабричному производству с использованием машин. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота, который начался в Великобритании во 2-й половине 18 века и завершился к середине 19 века. Изобретение парового двигателя привело к появлению целого ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привёл к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение капитализма как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей. Он сопровождался дальнейшим усилением эксплуатации наёмных рабочих: более широким использованием женского и детского труда, удлинением рабочего дня, интенсификацией труда, превращением рабочего в придаток машины, ростом безработицы, углублением противоположности между умственным и физическим трудом и противоположности между городом и деревней. Основные закономерности развития капитализма характерны для всех стран. Однако в различных странах имелись свои особенности его генезиса, которые определялись конкретными историческими условиями каждой из этих стран.

Развитие капитализма в отдельных странах

Великобритания

Классический путь развития капитализма - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство, капиталистическая фабрика - характерен для небольшого числа западно-европейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов. В Великобритании раньше, чем в других странах, завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности, в полной мере проявились преимущества и противоречия нового, капиталистического способа производства. Чрезвычайно быстрый по сравнению с другими европейскими странами рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, углублением социальных конфликтов, регулярно повторяющимися с 1825 года циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной буржуазного парламентаризма и одновременно родиной современного рабочего движения. К середине 19 века она добилась мировой промышленной, торговой и финансовой гегемонии и была страной, где капитализм достиг наивысшего развития. Не случайно, что теоретический анализ капиталистического способа производства, данный , основывался главным образом на английском материале. отмечал, что важнейшими отличительными чертами английского капитализма 2-й половины 19 в. были «громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке»

Франция

Формирование капиталистических отношений во Франции - крупнейшей западно-европейской державе эпохи абсолютизма - происходило медленнее, чем в Великобритании и Нидерландах. Это объяснялось главным образом устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. Обезземеливание крестьян происходило не путём «огораживаний», а через налоговую систему. Большую роль в формировании класса буржуазии играли система откупа налогов и государственных долгов, а позднее протекционистская политика правительства в отношении зарождавшегося мануфактурного производства. Буржуазная революция произошла во Франции почти на полтора века позднее, чем в Великобритании, а процесс первоначального накопления растянулся на три столетия. Великая французская революция, радикально устранив феодальную абсолютистскую систему, мешавшую росту капитализма, одновременно привела к возникновению устойчивой системы мелкого крестьянского землевладения, наложившей отпечаток на всё дальнейшее развитие капиталистические производственные отношений в стране. Широкое внедрение машин началось во Франции лишь в 30-е годы 19 века. В 50-60-е годы она превратилась в промышленно развитое государство. Главной особенностью французскогокапитализма тех лет был его ростовщический характер. Рост ссудного капитала, основанный на эксплуатации колоний и выгодных кредитных операциях за рубежом, превратил Францию в страну-рантье.

США

США вступили на путь капиталистического развития позже Великобритании, но уже к концу 19 века вошли в число передовых капиталистических стран. В США не существовало феодализма, как всеобъемлющей экономической системы. Крупную роль в развитии американского капитализма сыграло вытеснение коренного населения в резервации и освоение фермерами освободившихся земель на западе страны. Этот процесс определил так называемый американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, основой которого был рост капиталистического фермерства. Бурное развитие американского каптализма после Гражданской войны 1861-65 годов привело к тому, что уже к 1894 году США по объёму промышленной продукции заняли первое место в мире.

Германия

В Германии ликвидация системы крепостной зависимости была осуществлена «сверху». Выкуп феодальных повинностей, с одной стороны, привёл к массовой пролетаризации населения, а с другой - дал помещикам в руки капитал, необходимый для превращения юнкерских поместий в крупные капиталистические хозяйства с применением наёмного труда. Тем самым были созданы предпосылки для так называемого прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Объединение германских государств в единый таможенный союз, буржуазная Революция 1848-49 годов ускорили развитие промышленного капитала. Исключительная роль в промышленном подъёме в середине 19 века в Германии сыграли железные дороги, которые способствовали экономическому и политическому объединению страны и бурному росту тяжёлой индустрии. Политическое объединение Германии и военная контрибуция, полученная ею после франко-прусской войны 1870-71 годов, стали мощным стимулом дальнейшего развития капитализма. В 70-е годы 19 века происходил процесс быстрого создания новых отраслей и переоснащения старых на основе новейших достижений науки и техники. Воспользовавшись техническими достижениями Великобритании и других стран, Германия смогла уже к 1870 году догнать по уровню экономического развития Францию, а к концу 19 века приблизиться к Великобритании.

На Востоке

На Востоке капитализм получил наибольшее развитие в Японии, где, как и в западно-европейских странах, он возник на основе разложения феодализма. В течение трёх десятилетий после буржуазной революции 1867-68 годов Япония превратилась в одну из индустриальных капиталистических держав.

Домонополистический капитализм

Всесторонний анализ капитализма и конкретных форм его экономической структуры на домонополистической стадии дан Карлом Марксом и Фридрих Энгельсом в ряде произведений и, прежде всего, в «Капитале», где раскрыт экономический закон движения капитализма. Учение о прибавочной стоимости - краеугольный камень марксистской политической экономии - раскрыло тайну капиталистической эксплуатации. Присвоение прибавочной стоимости капиталистами происходит вследствие того, что средства производства и средства существования находятся в собственности немногочисленного класса капиталистов. Рабочий, чтобы жить, вынужден продавать свою рабочую силу. Своим трудом он создаёт большую стоимость, чем стоит его рабочая сила. Прибавочная стоимость присваивается капиталистами, служит источником их обогащения и дальнейшего роста капитала. Воспроизводство капитала есть одновременно воспроизводство капиталистических производственных отношений, основанных на эксплуатации чужого труда.

Погоня за прибылью, являющейся модифицированной формой прибавочной стоимости, определяет всё движение капиталистического способа производства, в том числе и расширение производства, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих. На стадии домонополистического капитализма конкуренция некооперированных раздробленных товаропроизводителей сменяется капиталистической конкуренцией, которая приводит к образованию средней нормы прибыли, то есть равной прибыли на равный капитал. Стоимость произведённых товаров принимает модифицированную форму цены производства, включающую издержки производства и среднюю прибыль. Процесс усреднения прибыли осуществляется в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, через механизм рыночных цен и перелив капиталов из одной отрасли в другую, через обострение конкурентной борьбы между капиталистами.

Совершенствуя технику на отдельных предприятиях, используя достижения науки, развивая средства транспорта и связи, улучшая организацию производства и товарообмена, капиталисты стихийно развивают общественные производительные силы. Концентрация и централизация капитала способствуют появлению крупных предприятий, где сосредоточены тысячи рабочих, приводят к растущему обобществлению производства. Однако огромные, всё возрастающие богатства присваиваются отдельными капиталистами, что ведёт к углублению основного противоречия капитализма. Чем глубже процесс капиталистического обобществления, тем шире разрыв между непосредственными производителями и средствами производства, находящимися в частнокапиталистической собственности. Противоречие между общественным характером производства и капиталистическим присвоением принимает форму антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Оно проявляется также в противоречии между производством и потреблением. Противоречия капиталистического способа производства наиболее остро проявляются в периодически повторяющихся экономических кризисах. Существуют две трактовки их причины. Одна связана с общей . Есть и обратное мнение, что прибыль капиталиста настолько высока, что у рабочих не хватает покупательной способности для выкупа всех товаров. Будучи объективной формой насильственного преодоления противоречий капитализма, экономические кризисы не разрешают их, а ведут к дальнейшему углублению и обострению, что свидетельствует о неизбежности гибели капитализма. Таким образом, сам капитализм создаёт объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Антагонистические противоречия и историческая обречённость капитализма находят отражение в сфере надстройки буржуазного общества. Буржуазное государство, в какой бы форме оно ни существовало, всегда остаётся орудием классового господства буржуазии, органом подавления трудящихся масс. Буржуазная демократия носит ограниченный и формальный характер. Кроме двух основных классов буржуазного общества (буржуазии и ), при капитализме сохраняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство и помещики-землевладельцы. С развитием промышленности, науки и техники, культуры в капиталистическом обществе растет социальный слой интеллигенции - лиц умственного труда. Главная тенденция развития классовой структуры капиталистического общества - поляризация общества на два основных класса в результате размывания крестьянства и промежуточных слоев. Главным классовым противоречием капитализма является противоречие между рабочими и буржуазией, выражающееся в острой классовой борьбе между ними. В ходе этой борьбы вырабатывается революционная идеология, создаются политические партии рабочего класса, подготавливаются субъективные предпосылки социалистической революции.

Монополистический капитализм. Империализм

В конце 19 - начале 20 века капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития - империализм, монополистический капитализм. Свободная конкуренция на определённом этапе привела к такой высокой ступени концентрации и централизации капитала, которая закономерно повлекла за собой возникновение монополий. Они и определяют суть империализма. Отрицая свободную конкуренцию в отдельных отраслях, монополии не устраняют конкуренцию как таковую, «... а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» . Научная теория монополистического капитализма разработана В.И.Лениным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». Он определил империализм как «... капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен. Происходят определённые сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии - крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран. Значительно усиливается в условиях государственно-монополистического капитализма верхушка крупной буржуазии, которая оказывает определяющее влияние на экономическую политику буржуазного государства. Уменьшается экономический и политический вес немонополистический средней и мелкой буржуазии. Существенные изменения происходят в составе и численности рабочего класса. Во всех развитых капиталистических странах при росте всего самодеятельного населения за 70 лет 20 века на 91% число работающих по найму увеличилось почти в 3 раза, а их доля в общей численности занятых возросла за тот же период с 53,3 до 79,5%. В условиях современного технического прогресса, с расширением сферы обслуживания и ростом бюрократического государственного аппарата возросли численность и удельный вес служащих, сближающихся по своему социальному положению с промышленным пролетариатом. Под руководством рабочего класса наиболее революционные силы капиталистического общества, все трудящиеся классы и социальные слои ведут борьбу против гнёта монополий.

Государственно-монополистический капитализм

В процессе своего развития монополистического капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм, характеризующийся сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.

Империализм крайне обостряет основное противоречие капитализма и все базирующиеся на нём противоречия буржуазного строя, которые могут быть разрешены только социалистической революцией. В.И.Ленин дал глубокий анализ закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма и пришёл к выводу о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Историческое значение капитализма

Как закономерная стадия в историческом развитии общества капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда. Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали:

«Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!»

С тех пор развитие производительных сил, несмотря на неравномерность и периодические кризисы, продолжалось ещё более ускоренным темпом. Капитализм 20 века смог поставить себе на службу многие достижения современного научно-технической революции: атомную энергию, электронику, автоматику, реактивную технику, химический синтез и так далее. Но общественный прогресс в условиях капитализма осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и так называемой рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. Капитализм использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 миллионов человек и 110 миллионов были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер.

Капитализм не может справиться с созданными им же производительными силами, которые переросли капиталистические производственные отношения, ставшие оковами их дальнейшего беспрепятственного роста. В недрах буржуазного общества в процессе развития капиталистического производства созданы объективные материальные предпосылки для перехода к социализму. При капитализме растет, сплачивается и организуется рабочий класс, который в союзе с крестьянством, во главе всех трудящихся составляет могучую общественную силу, способную свергнуть отживший капиталистический строй и заменить его социализмом.

Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный капитализм представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию. Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия капитализма.

В истории развития современного производства (с конца XIX в. и по настоящее время) человеческая цивилизация предложила и опробовала на практике два вида экономических систем:

  • частная (капиталистическая) экономика;
  • государственная (социалистическая) экономика.

Основные принципы частной (капиталистической) экономической системы базировались на частной собственности людей на имущество, на средства производства и на индивидуальном выборе на основе добровольного и конкурентного обмена «товар - деньги». Эти принципы были высказаны еще в XVIII в. экономистом Адамом Смитом и известны как принципы суверенного потребителя , которые рассматриваются в гл. 3.

Роль государства в капиталистической экономике изначально сведена к обеспечению выполнения трех основных условий:

  • свобода перемещения капитала;
  • свобода перемещения рынков труда;
  • свобода конкуренции.

Эти условия и позволяют потребителю осуществлять индивидуальный выбор на основе свободного и конкурентного обмена. Суть капиталистической системы сводится к выполнению необходимого условия:

предложение -> спрос.

Однако социально-экономические процессы, развивающиеся в государствах и обществах, показали необходимость усиления государственного регулирования в экономике. Свидетельство этого - финансовый и экономический кризис, разразившийся в 1930-х гг. в США и странах Западной Европы. Появились новые государственные институты и законы, регулирующие экономику и гарантирующие социальную защищенность населения. Основными формами регулирования и вмешательства государства в экономику стали:

  • законы и законодательные акты;
  • система налогообложения;
  • антимонопольное регулирование;
  • социальная поддержка, защищенность и безопасность жизнедеятельности населения;
  • технологические инновации.

Несмотря на возрастающую регулирующую роль государства основные принципы капиталистической системы продолжают эффективно развиваться, чему в значительной степени способствовал НТП. США являются лидером капиталистической экономики в мире, что выражается такими показателями, как наибольший в мире валовый внутренний продукт (ВВП) и высокое материальное благополучие населения.

Не случайно, что именно в США в конце XIX в. зародился современный менеджмент - основы теории управления в экономике, бизнесе, маркетинге. Это было объективно обусловлено самой формирующейся социально-экономической средой, объединившей наиболее предприимчивых и амбициозных представителей и предпринимателей из Старого света, отправившихся в Америку создавать свое будущее, основанное на свободе личных действий для получения богатства и материальных благ. Это новое инновационное сообщество людей сформировало свои традиции, менталитет, этнос, образ жизни.

Успехи американской экономики побудили и многие европейские страны пересмотреть принципы и подходы к управлению экономикой и бизнесом.

С XIX в. экономический уклад стал определяться представлением, что стоимость продукта проистекает из механизации труда и обеспечения высоких объемов производства, а источником прибыли является себестоимость продукта, определяемая производственными затратами.

Ориентация компаний на рынок означала удовлетворение потребительского спроса путем «подталкивания» покупателей к товару (услуге) и совершению покупки, т.е. к обмену по схеме «товар - деньги» с помощью инструментов операционного маркетинга.

Для извлечения большего дохода в США проводилась политика концентрации промышленного производства и строительства гигантских, прекрасно координируемых производственных компаний. Это позволило производить массовый, стандартизированный продукт в широкой гамме модификаций и таким образом снижать производственные затраты. Основной доминантой развития экономики США стал тезис «Все, что хорошо для бизнеса, хорошо и для американцев», т.е. коммерческие ценности и в социальной среде стали превалировать. Капиталистическая система привлекала всех своим материальным благополучием.

В 1960-х гг., в эпоху взлета и динамичного развития НТП, человечество испытывало радужные надежды на способность технического прогресса обеспечить светлое будущее. Многие футурологи, социологи, экономисты, политики полагали, что технический прогресс и развитие трудовых отношений позволят решить все основные социальные и экономические проблемы в мире.

В 1970-х гг. произошел новый мировой финансовый и экономический кризис (нефтяной), который стал толчком для реорганизации экономики и бизнесов многих стран. Он, в частности, показал необходимость концентрации ограниченных ресурсов на базовых рынках и большей ориентации на удовлетворение потребностей людей - покупателей и персонала компании.

Началась новая эпоха в развитии бизнесов - их переориентация с продукта на потребителя. Структура стоимости и прибыли стала перемещаться в сферу рыночных отношений. «Вещественная» сторона продукта становится остаточным элементом, который играет при определении стоимости подчиненную роль.

Многие страны выбрали свой путь и ориентиры развития экономики. В частности, скандинавские страны с 1970-х гг. стали строить социально ориентированную капиталистическую экономику, в которой существенно повышена ответственность государства за социальную сферу, социальные гарантии и блага населения, сохранение окружающей среды. Например, в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание и обеспеченность пенсиями. Сегодня самой экологически чистой страной с высоким уровнем жизни является Норвегия, а шведский менеджмент, ориентированный на человеческий потенциал и командное взаимодействие на потребителя, - пример изучения и распространения в других странах.

Япония выбрала свою модель капиталистического развития, свою философию менеджмента и бизнеса, в которой основой промышленного возрождения является человеческий потенциал, дух сообщества и работа в команде, что соответствует национальным традициям. Японская философская модель управления экономикой и бизнесом стала альтернативой школе менеджмента США.

Капиталистические экономики разных стран приобретали национальную окраску и социальную ориентацию, а усиление роли государственного регулирования экономики трансформировало капиталистическую экономику в рыночную (рис. 2.3).

Государственная (социалистическая ) экономика основана на государственной монополии на средства производства, природные ресурсы. Ее основным принципом является жестко централизованное управление всеми видами ресурсов, включая человеческие, финансовые, материальные, природные. Государство монопольно, по государственным планам осуществляло производство и обмен товаров и услуг, желая удовлетворить потребительский спрос.

Но парадокс заключается в том, что, сделав центром внимания экономики обеспечение социальных благ населения, в частности материальных, такая монополия лишила потребителя возможности добровольного обмена. Жестко централизованная плановая система управления не в состоянии гибко реагировать на быстро изменяющийся спрос, его растущую дифференциацию. Спрос, как правило, превышал предложение и создавал дефицит товаров, поэтому источником прибыли становилась прибавочная стоимость на дефицит товара. Естественно, государственная монополия на собственность, на управление экономикой и бизнесом не могла реализовать идею свободного и конкурентного обмена. Потребители в такой экономике рассматривались как некая усредненная масса, нуждающаяся в удовлетворении нужд с помощью товаров или услуг массового производства.

Положительной стороной такой экономики было создание определенного уровня социальной защищенности для всех слоев населения и отсутствие доминирования материальных ценностей над духовными.

Рис. 2.3.

В конечном итоге такая экономика оказалась нежизнеспособной, что проявилось в распаде СССР и изменении ориентации социалистических стран в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Логично утверждать, что основной причиной глубоких преобразований и разрушений в экономических системах, произошедших в конце XX в., являются социальные процессы и новые потребности развитых стран, оказавшихся вовлеченными в единый всемирный процесс глобализации экономик.

В настоящее время специалисты констатируют, что разные экономики, построенные даже на современных технологиях, не делают

людей более счастливыми - напротив, всеобщая глобализация экономики сопровождается возникновением следующих проблем:

  • увеличивается пропасть между бедными и богатыми;
  • в начале 1990-х гг. произошел распад коммунистического блока и двухполярного мира, двух противоположных социальных и экономических систем, следствием чего стали потеря ориентиров и увеличение рисков и нестабильности; начался процесс дезинтеграции, разъединения, распада, роста безработицы, преступности и терроризма;
  • возникла ситуация неопределенности, неизвестности будущего развития, и технический прогресс только способствует возрастанию будущей неопределенности;
  • массмедиа информационно сблизили людей всей планеты, но только на психологическом уровне;
  • наблюдается отсутствие (потеря) общеразделяемых представлений о ценностях, структурирующих сознание и общество в рамках соблюдения прав и свобод человека, принципов демократии, хотя сегодня доминируют представления о том, что каждый человек свободен в своем выборе;
  • культ бизнеса, главенствующий в сознании и ценностях общества, стал отражать определенный образ жизни людей, связанный с получением материальных выгод и благ, что привело к расслоению общества и культурной деградации людей;
  • государственные институты не способны адекватно реагировать на происходящие социальные, экономические, политические, экологические изменения;
  • пассивное восприятие происходящих изменений сравнимо с попыткой долгосрочного планирования, прогнозирования и контроля; риски непредвиденных событий и изменений трудно просчитать и оценить (примеры - тайфун «Катрин», цунами в Малайзии и т.д.);
  • обладание информацией становится огромным рычагом управления и воздействия на людей; информационная революция и создание всемирной сети Интернет обеспечили доступность информации, но отсутствует ее дифференциация с учетом географических и национальных признаков, формируются образы, стереотипы культурных ценностей, морали, прав, традиций, т.е. глобальные (одинаковые для всех) новости объединяют людей планеты, но стирают национальные и географические границы (следует сказать, что давление американских средств массовой информации на европейском рынке превышает 50%, а в России общая их коммерческая направленность и устремленность на извлечение материальных выгод формируют стиль и образ «денежного» счастья, успешного и благополучного человека, обладающего материальными ценностями);
  • зачастую подается неточная, искаженная информация, в том числе преднамеренно, что дезориентирует людей, меняя их представления и ценности; информация меняется настолько быстро, что государственные политики зачастую сами получают ее из телевизионных новостей.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

  • изменения во внешней макросреде в процессе глобализации экономик мира принимают все более непредсказуемый и неопределенный характер и сопровождаются глубокими социально-экономическими потрясениями и стратегическими изменениями в жизни государств и обществ;
  • нужно научиться управлять процессами в организациях в условиях полной неопределенности. Необходимо найти новые решения, новые стратегии, которые будут построены не на количественных, а на качественных, более значимых оценках. Любая форма организации - политическая, социальная, экономическая - должна рассматриваться как незаконченный проект, подчиняющийся энтропии;
  • экономика не может более восприниматься вне глубоких взаимосвязей с социальными, экономическими, политическими аспектами. Экономики государств и бизнесов должны иметь социальную направленность, строиться с учетом национальных и культурных особенностей их населения, народов, этносов, а производимые и предоставляемые товары (услуги) должны соответствовать их восприятию ценностей, образу жизни и менталитету;
  • в условиях возникновения глобального (общемирового) финансового и экономического кризиса будут разрабатываться новые модели построения экономических систем, вбирающих в себя достоинства двух противоположных экономик:
    • - социальная ориентация и развитие духовных ценностей и общественных отношений (достоинство социалистической экономики);
    • - эффективное управление частными компаниями в условиях более жесткой конкурентной среды (достоинство капиталистической экономики);
  • рыночная экономика каждого государства должна определять разумное сочетание частной и бюджетной экономик с целью обеспечения общей эффективности и выполнения социальных требований населения, безопасности его жизнедеятельности, сохранения национальных особенностей, предотвращения глубокого расслоения общества и сохранения окружающей среды;
  • вместо финансово-экономической системы (с количественными оценками) должны появляться более сложные системы, например эколого-экономическая, социальная эколого-экономическая, где будут превалировать многообразные качественные связи, а деятельность отдельных компаний будет отражать эти взаимосвязи в оценках эффективности их работы;
  • любая организация должна обновляться, постоянно изменять свое состояние в соответствии с окружающей средой, а это возможно лишь в том случае, если только персонал организаций будет способен на эти изменения. Развитие человеческого потенциала и его ценностей при ориентации на гармоничное взаимодействие с окружающей средой является ключевым фактором устойчивости организации.

Для капиталистических стран характерна рыночная экономика.

Рыночная экономика подразумевает невмешательство государства в экономику, свободную торговлю и предпринимательство.

Главной платформой между производителем и потребителем является свободный рынок. Главным двигателем капиталистической рыночной экономики является свободная конкуренция. По мнению сторонников этой экономики, свободная конкуренция позволяет улучшить качество продукции, учесть потребности и желания потребителей. Экономические процессы же по идее должна контролировать «невидимая рука рынка», которая урегулирует отношения между рабочими и работодателями, потребителями и производителями. Но на самом деле распределение благ людей «невидимой рукой рынка» осталось лишь жалкой выдумкой….

Капиталистическая рыночная экономика не в состоянии уничтожить ряд негативных процессов. Неравенство, безработица, нарушение свободной конкуренции, люмпенизация общества – вот результаты существования такой экономики.

Разве будет производитель заинтересован в том, чтобы продукция (речь не идёт о продуктах питания и т.п.) была качественной, а потому долго существовала? Нет, ведь тогда прибыль уменьшится. Производителю выгоднее создать продукцию не очень высокого качества, чтобы постоянно был спрос на подобную продукцию.

С другой стороны, свободная конкуренция всё же имеет определённые плюсы: личная заинтересованность рабочих. Производитель заинтересован в том, чтобы был постоянный спрос на продукцию, а потому он вводит определённые инновации, стандарты. Но это касается не всех видов продукции, что описано ранее.

Научно-технический прогресс ввёл в развитые экономические страны новые технологии. Появился спрос на высококвалифицированных специалистов. Но, учитывая это, можно утверждать, что свободная конкуренция нарушается и в обществе существует негативный процесс безработицы.

Свободная конкуренция уничтожается, т.к. не каждый мелкий предприниматель способен оснастить свои предприятия новыми технологиями, которые внедрены на более крупных предприятиях. Кроме того, развитие капитализма сформировало ряд монополистических объединений, которые тоже нарушают свободную конкуренцию. Разве способно неоснащённое мелкое предприятие сразится с крупными предприятиями, на которых установлены новые технологии, или монопольными организациями? Разумеется, что нет.

Безработица, неравенство и люмпенизация общества возникли в результате неравномерного распределения благ общества, конкуренции рабочих мест и предприятий.

Таким образом, капиталистическая экономика имеет в качестве плюса личную заинтересованность производителей. В результате этого существует свобода инициатив, которые позволят улучшить производство так, чтобы реализовать потребности и производителя, и потребителя. Но капиталистическая экономика оказалась недееспособной в плане предотвращения люмпенизации общества. Неравенство между людьми, эксплуатация человека человеком, безработица и нарушение свободной конкуренции – эти недостатки стали ударом для многих людей. Эти недостатки обусловлены тем, что буржуазия (олигархия) установила свой контроль.


Многие буржуазные специалисты утверждают о том, что инфляция является нормальным процессом для любой экономики. Это фактически запустило процесс легализации увеличения цен на продукцию. Буржуазия (олигархия) с помощью таких «специалистов» внушила обществу то, что повышение цен – нормальное явление. Именно потому класс эксплуататоров не стесняется повышать цены на продукцию.

Рыночная экономика стала методом экономической эксплуатации трудящихся, которым активно внушают, что альтернативы нет. Множество негативных явлений признаются нормальными. Капиталисты полагают, что конкуренция на одно рабочее место, неравенство в обществе являются нормой. По мнению этих людей, каждый человек получает то, что заслужил. Это стало девизом всех сторонников рыночной экономики. Но разве заслужили олигархи то, что у них есть, если они не принимают участия в производстве?