Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проблемы с полисом осаго. Цб пригрозил страховщикам отдать сегмент осаго госкомпании

Электронное ОСАГО не в состоянии решить всех проблем «автогражданки», но помогает страховому рынку войти в цифровую эру

Фото: Fotolia/allvision

Банки.ру и НРА 21 марта провели круглый стол на тему «е-ОСАГО: панацея или проклятье?». Участники обсудили насущные проблемы электронных продаж, которые явно не спасают рынок от убыточности, а также многострадальную реформу ОСАГО, которая предположительно начнется в мае 2017 года.

«Могут быть компании, у которых ноль продаж»

На сегодняшний день все страховые компании, у которых есть лицензия на ОСАГО, являются членами Российского союза автостраховщиков (РСА), подключены к АИС РСА и продают ОСАГО в электронном виде - по крайней мере, формально. «Могут быть компании, у которых ноль продаж, но это связано с тем, что к ним просто никто не обращался за электронным полисом», - пояснил консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству ЦБ РФ Всеволод Журавлев. По его словам, Банк России не знает примеров, когда кто-нибудь из страховщиков с лицензией ОСАГО отказывался бы вводить e-ОСАГО.

Президент НРА Виктор Четвериков, открывая дискуссию, напомнил, что электронное ОСАГО - не продукт этого года, но с 1 января 2017-го он стал обязательным. За это время уже проявилось и хорошее, и проблемы электронного полиса. «Все продукты финансового рынка так или иначе уходят в Интернет, в электронные продажи. В какой-то степени это существенно упрощает взаимодействие и покупку таких продуктов, - отметил Четвериков. - С другой стороны, есть некоторые регионы, куда это тяжело приходит, хотя, казалось бы, Интернет трансграничен, он присутствует везде».

«Дальше - только радио»

Начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов обозначил круг проблем, которые выявились за неполные три месяца обязательности электронных продаж ОСАГО. «2016 год был самый трудный. Дальше некуда, дальше, как говорят на одном телеканале, - только радио», - так охарактеризовал ситуацию с обязательным страхованием автогражданской ответственности представитель Российского союза автостраховщиков. По его словам, уровень выплат в 2017 году «зашкаливает», а те страховщики, которые продают электронные полисы в так называемых токсичных регионах по системе единого агента, получили неконтролируемую убыточность.

«Бесконечно держать систему единого агента невозможно - рынок этого не выдержит», - подчеркнул Порватов. Спикер рассказал, что РСА мониторит ситуацию и анализирует динамику по проблемным регионам. Сегодня уже можно сравнить данные за 2016 год в целом с данными по трем кварталам и сделать выводы, как меняется ситуация.

В качестве позитивного момента e-ОСАГО спикер отметил повышение доступности продаж - именно регионы с худшей доступностью стали лидерами продаж электронного ОСАГО.

«Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация»

Среди наиболее острых моментов на сегодняшний день Михаил Порватов назвал проработку идеи возможности заполнения страхователем заявления не на сайте страховой компании, а на сайте РСА. «Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация, - отметил представитель РСА, - все упирается в проблему создания личного кабинета и оплаты через сайт». Порватов заверил, что работа в этом направлении продолжится.

Большие проблемы на сегодняшний день создает отмена бумажных паспортов транспортных средств (ПТС) - с 1 июня новые ПТС будут только в электронном виде. Порватов считает, что разрешение принимать документы в электронном виде, без бумажной копии, создает возможности для злоупотреблений со стороны страхователя.

«Боюсь, что сразу появится много жителей Крыма, где территориальный коэффициент - 0,6 (самый низкий среди российских регионов. - Прим. Банки.ру). В Москве этот коэффициент - 2», - предположил спикер. Эта ветка развития кажется довольно опасной, так как потом страховым придется платить, отметил Порватов. Участники дискуссии поддержали представителя РСА и поделились собственным опытом. Рассказали о попытках подделывать сканы документов, например, занижать мощность автомобиля, чтобы снизить стоимость полиса.

Электронные ПТС создают огромную проблему для страхователя новых автомобилей - он не может купить полис, так как в базе РСА нет данных по еще не зарегистрированному автомобилю. А зарегистрировать автомобиль невозможно без полиса. Более того, РСА не указан в числе организаций, которые должны быть включены в обмен этой информацией. Так что непонятно, как страховщики будут получать информацию об автомобилях. По новым правилам, в ПТС не указываются сведения о владельце, что только усугубляет ситуацию. РСА около года пытался донести до ЦБ, какие последствия будет иметь это новшество, рассказал Порватов. В итоге удалось добиться того, что регулятор прислушался к союзу в этом вопросе.

Михаил Порватов также предупредил, что на повестке дня вопрос о замене оборудования и программного обеспечения для АИС РСА, так как она создана в 2012 году и сейчас работает на пределе. Многие страховщики ранее объясняли перебои с оформлением электронных полисов ОСАГО проблемами в работе базы данных союза, к которой обращается любой сайт страховой компании при проверке данных страхователя.

«Мы заметили неестественный рост»

Вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж страховой компании «Росгосстрах» Ренат Конурбаев отметил рост продаж электронных полисов ОСАГО (с момента, когда такие продажи стали обязательными, продано более 600 тыс. страховок) и большую степень консолидации этого рынка. На долю восьми компаний, продающих электронную «автогражданку», приходится около 90% рынка, причем два лидера (РГС и «РЕСО-Гарантия») обеспечивают продажи 50% всех полисов e-ОСАГО.

Электронные продажи сейчас составляют около 9% от всех продаж ОСАГО, отметили участники дискуссии. Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание коллег на то, что продажи ОСАГО растут сейчас не только в сегменте онлайн-продаж, но и в целом по рынку. Эксперт объясняет такую положительную динамику перспективами введения натурального возмещения. Поправки в закон об ОСАГО могут вступить в силу уже в мае 2017 года, и по новым договорам будет установлен приоритет восстановительного ремонта перед денежным возмещением. Но по договорам, заключенным до этого момента, страхователь до конца срока действия полиса будет вправе выбрать - деньги или ремонт.

«Потенциал естественного роста почти исчерпан, - считает Ренат Конурбаев. - Однако мы заметили «неестественный рост», за счет электронного посредничества». В марте, по данным «Росгосстраха», процент полисов, приобретенных через посредников, достиг 31%, средняя цена такого незаконного посредничества составляет 500-1 000 рублей, огромные суммы «уходят в серый кеш», что только усугубляет ситуацию с ОСАГО. По оценкам РГС, такого «серого кеша» - около 100 млн рублей.

Посреднические операции страховщики выявляют, анализируя, с какого IP-адреса оформляется полис, какой указывается телефон, с какой карты оплачивается премия.

Член правления, заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхования» Андрей Бурлак также подтвердил, что его компания сталкивается с незаконным посредничеством при продаже электронных полисов ОСАГО. В том числе есть случаи, когда посредник является страхователем - оформляет на себя несколько автомобилей. Автовладелец считает, что он застрахован, а посредник-страхователь расторгает договор, получает назад деньги. Страховая компания не может отказать в расторжении, отмечает Бурлак, а в итоге автовладелец остается без защиты.

Комментируя ситуацию с посредниками, консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству Банка России Всеволод Журавлев пояснил, что, согласно нормативным документам ЦБ РФ, страхователь должен сам заполнять анкету и сам за себя платить. Нельзя использовать для оплаты чужую банковскую карту. Наличие одного IP-адреса не говорит о нарушениях, добавил Журавлев, так как разные страхователи могут использовать одну точку входа, например в интернет-кафе. ЦБ РФ будет внимательно отслеживать подобные нарушения, заверил он и призвал страховщиков своевременно информировать регулятора о конкретных случаях нарушений.

Проблема, на которую обращали внимание многие участники круглого стола, касается взаимодействия с ГИБДД. Представитель «Росгосстраха» привел конкретные примеры штрафов, которые накладывают сотрудники службы дорожного движения на автовладельцев с электронными полисами. Представитель Центробанка Всеволод Журавлев призвал страховщиков информировать регулятора обо всех случаях подобных нарушений, чтобы этот вопрос можно было дальше прорабатывать с руководством ГИБДД. Комментируя проблему сайтов-клонов, которые собирают премии, «притворяясь» ведущими продавцами ОСАГО, Журавлев также призвал сообщать о подобных проблемах. По его мнению, подобные действия должны иметь более серьезные последствия, чем просто закрытие сайта-клона.

По словам вице-президента «Росгосстраха» Рената Конурбаева, пока поддельные полисы, проданные клонами, измеряются штуками в неделю, но их количество может увеличиваться, поскольку эти ресурсы активно продвигаются в Интернете и даже выходят на первые позиции. Конурбаев рассказал, что российские сайты-клоны в РГС уже научились быстро закрывать. Но теперь мошенники открывают подобные сайты уже не только в России. «Нужно усиливать эту работу вместе с коллегами и РСА», - подчеркнул представитель РГС.

«Проблема автоюристов перешла в электронную плоскость»

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание участников круглого стола на то, что на дворе уже март, а страховщики все еще обсуждают проблемы с доступностью и бесперебойностью ОСАГО. «В ОСАГО проблема с «автоюризмом», - подчеркнул спикер. - И электронный договор нацелен на борьбу с автоюристами». Между тем, отметил он, у армии автоюристов все в порядке с бесперебойностью. Она уже подготовлена к новым условиям - электронным продажам и натуральному возмещению - и нацелена на то, чтобы «конвейер автоюризма не останавливался». А это напрямую связано с бесперебойностью ОСАГО.

Андрей Бурлак из «Абсолют Страхования» призвал присутствующих вспомнить, какими надеждами на электронные продажи страховых продуктов жил рынок. «Скоро стало понятно, что доля электронных продаж выше 2% в среднем по рынку так и не выросла. Потом была надежда на электронное ОСАГО, но практика показала: получили не то, что ожидали. Проблема «автоюристов» и убыточных регионов перешла в электронную плоскость», - посетовал Бурлак. Все усилия страховщиков по введению электронных продаж ОСАГО могут быть перечеркнуты негативом, который возникает. «Хотелось бы, чтобы сервис электронных продаж воспринимался как что-то хорошее», - отметил спикер.

«Верю, что мы увидим электронную экосистему»

Руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру Дмитрий Жуков рассказал, что в форумах портала много обсуждений и жалоб на некорректную работу сервисов на сайтах страховщиков: не проходит оплата, не приходит уже приобретенный полис, потенциального страхователя перекидывает на сайт другой страховой компании, если есть перебои на сайте первого страховщика. «Надеемся, что проблемы носят технический характер и вскоре будут решены, - отметил Жуков. - Как агрегатор мы видим большой спрос на расчет стоимости электронного ОСАГО - более 10% пользователей интересуются электронным ОСАГО».

Подвел итоги обсуждения проблем e-ОСАГО управляющий партнер НРА Павел Самиев. Он отметил, что потенциал электронных продаж страховых продуктов в мире - 8-9% во всех видах страхования. В России в 2017 году эта цифра может превысить 1%, до сих пор уровень электронных продаж не превышал 0,7%. Для развития этого канала продаж нет ни технических, ни психологических ограничений, считает эксперт. «Проблема в другой плоскости. е-ОСАГО может быстро распространиться, в разы могут расти продажи, если не будет ограничений со стороны самих страховых компаний», - полагает Самиев.

Эксперт считает, что если снять вопрос непредсказуемой убыточности, то других существенных ограничений для этого рынка нет. «Верю, что мы увидим электронную экосистему, где страхователь будет жить в мобильных приложениях», - оптимистично заключил управляющий партнер НРА.

«Сегодня довольно явно заявил директор департамента страхового рынка (Банка России, Игорь Жук), который сказал: или вы с агентом (РСА) уже как-то решите проблему (в ОСАГО), или мы перейдем к плану Б. Один из вариантов плана Б - это создание государственной страховой компании. Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с Национальной перестраховочной компанией будет», - передает слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентство ТАСС.

Впрочем, позже агентству непосредственно в пресс-службе ЦБ если не опровергли, то не подтвердили это сообщение. «На общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) приняты основные принципы агентского соглашения, направленные на обеспечение доступности полисов ОСАГО в отдельных регионах. Другие варианты решения сложившейся ситуации, включая создание государственной компании, сейчас не рассматриваются», - заявили в пресс-службе регулятора.

Между тем, ситуация в сегменте остается крайне тревожной. Количество страховых компаний на рынке ОСАГО на сегодняшний день составляет уже менее 80, сообщил Игорь Жук на заседании в Госдуме. "Все начиналось в 2003 году. Сначала компаний было 48, потом их стало 180, сейчас на рынке у нас меньше 80 компаний", - передает «Прайм» слова чиновника. Зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что на сегодняшний день в менее чем 20 регионах РФ полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний.

А почему бы и нет?

Проблема доступности полисов ОСАГО сейчас стоит довольно остро и крайне медленно решается, - соглашается член экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев. - Этой проблеме уже не первый год и страховые компании часто навязывают к полису ОСАГО дополнительные страховки или отказывают в его покупке, ссылаясь на отсутствие бланков, например. В ряде регионов ситуация накалилась и появились еще дополнительные сложности с доступностью услуги ОСАГО.

Это связано, - отмечет аналитик, - с деятельностью автоюристов, которые добиваются выплат больших компенсаций и увеличивают количество исков, что делает ОСАГО еще более убыточным для страховых компаний. В результате рынок ОСАГО в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях стал слишком убыточен и некоторые страховые компании закрылись, а оставшиеся не могут обеспечить доступность полисов ОСАГО для граждан.

Выход из ситуации есть, полагает Соничев, но он практически не зависит от компаний, поскольку для них это очень затратно и невыгодно. Проблему нужно решать на уровне законодательства и регулятора. Например, ввести обязанность продаж электронного ОСАГО, что повысит доступность полисов для автовладельцев из всех регионов. Хорошим выходом может стать и предлагаемая передача сегмента ОСАГО госкомпании. Для граждан принятие подобных мер означает повышение доступности ОСАГО, ускорение срока заключения договора страхования и отсутствие дополнительных страховок.

Участники что-то разнылись

Безусловно, сейчас речь идет лишь о том, чтобы убедить страховщиков в необходимости вывода рынка ОСАГО из сложившегося кризиса своими силами, без дополнительного участия государства, - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - Понятно, - говорит он, - что такая непопулярная мера, как работа с единым страховым агентом, вызвала недовольство участников рынка и они будут до последнего сопротивляться новации, но это не отвечает интересам государства. Тут сложно говорить о методах кнута и пряника, поскольку само по себе ограничение рыночных механизмов в проблемных регионах уже - более чем суровая мера, но, очевидно, что ЦБ готов идти до конца, о чем уже вполне открыто говорит: если страховщики не готовы идти на уступки, то торга не будет.

Вообще говоря, - полагает Кирилл Яковенко, - природа кризиса в сфере автострахования носит искусственный характер. Несмотря на то что с начала года рынок сжался на 20%, только за первый квартал за вычетом выплат страховщики заработали на нем более 15 млрд рублей, что примерно столько же, сколько удалось заработать на полисах КАСКО. Опять же отмечу, что на протяжении последних лет постоянные уступки привели к нескольким волнам подорожания полисов для клиентов, что в принципе выглядит несправедливым уже к ним, однако жаловаться продолжают именно участники рынка, отмечу, что они жалуются, но не уходят, а это говорит о том, что не так уж и убыточен бизнес.

С другой стороны, - продолжает аналитик, - сам факт введения распределительной системы аж в 5-ти регионах говорит о том, что страховщики нуждаются в контроле, поскольку в противном случае капризы и нежелание работать в новых условиях могут попросту уничтожить механизмы обязательного страхования. «На мой взгляд, создание нового государственного института в сфере автострахования более чем реалистично, причем сделано это может быть уже до конца года», – заключает Кирилл Яковенко.

Сегодня страхование ОСАГО неизменно ассоциируется у водителей с высокими тарифами, поддельными полисами и дефицитом подлинных, с навязыванием доп услуг и отсутствием скидок, с вопросом «в чем смысл тарифного коридора», когда полисы реализуют только по максимальной границе?

Сама идея страхования преследует благую цель – помочь в трудной жизненной ситуации. Почему же тогда приобретение полиса ОСАГО вызывает у автовладельцев бурю негативных эмоций?

  • Во-первых, отдавать деньги всегда трудно. Свою лепту вносит и обязательность сей процедуры.
  • Во-вторых, творящееся безобразие с поддельными полисами и навязыванием дополнительных услуг подливает масла в огонь.

Противостояние страховщика и страхователя достигло своего апогея. Наступит ли этому конец? Однозначно, да. Только когда?

Конечно, экономический кризис жестоко прошелся по многим компаниям. Существенно сократились объемы прибыли, прошли массовые сокращения персонала, а некоторым предприятиям пришлось покинуть российский рынок. Трудно не только секторам экономики, трудно простому народу. Пережить можно всё. Но, использование граждан в качестве основного источника решения проблем, причем, обманным путем, подрывает доверие и сводит на нет лояльность граждан к страховщикам России.

За 13 лет существования ОСАГО, страховой продукт никак не приведут в нормальный вид, несмотря на то, что мировая практика по этому виду страхования насчитывает 80 лет. Почему бы не воспользоваться чужим хорошим опытом? Проще и быстрее, чем идти своим путем. Или кому-то такой путь на руку?

Как c ОСАГО в других странах?

Высший европейский уровень демонстрирует автострахование Германии.

Среди трех видов страхования авто есть и обязательное Kfz-Haftpflicht, аналогичное нашему ОСАГО. Без него даже невозможно поставить машину на учет. Цена полиса не маленькая, но цивилизованные способы его продажи вызывают у владельцев не противостояние, а понимание. Критерии страхования знакомы всем автолюбителям и после оформления заявки через интернет высылается счет на оплату. Такой полис гарантирует возмещение полного вреда пострадавшей стороне. Суммы выплат до 7,5 млн евро — почувствуйте разницу!

Знаете, какие преимущества могут получить водители, не попавшие в ДТП? Скидку до 75%, причем, её можно подарить родственникам или друзьям.

А ещё, виновнику аварии нет необходимости улаживать проблемную ситуацию – этим занимается исключительно страховщик, вплоть до решения спорных вопросов в суде.

Что с автострахованием гражданской ответственности у нас?

А российские автовладельцы между двух огней: страховой компанией и дорогами.В принципе, простая процедура покупки полиса превратилась у нас в «развод на бабки». Убитое время и нервы граждан не поддаются исчислению.

Повышение тарифов на ОСАГО обеспечило некоторый прирост продаж в 2015 году, тем не менее со 2 квартала 2016 года прогнозируется их существенное падение. За прошедший год уже 3 миллиона водителей, не согласных с ценой полиса, отказались его приобретать.

В большинстве случаев высокая стоимость определена включением страховки жизни и т.п., аппетиты отдельных страховых компаний задирают её до 50%. В результате, кто-то ездит совсем без страховки, кто-то нашел подешевле. Подсуетились мошенники, предложив поддельные полисы с более низкой ценой (4 % в общей доле). Знал ли про это владелец авто? 50 на 50.

Русское «авось» играет здесь не последнюю роль. «Авось, гаишник не заметит. Авось, в ДТП не попаду». А есть и те, кто вообще ездит без полиса.

Мы не сказали ещё про то, что в минусе оказываются, прежде всего, пострадавшие в ДТП. Кто виноват?

Безусловно, суд признает виновным лицо, по причине которого всё случилось. А сокрытие информации о тарифах и условиях страхования, навязывании доп услуг, отказ в страховании без их приобретения, а также отказ в скидках (понижающий КМБ)- это всё лирика. «Жалуйтесь, господа, куда следует», — ответ известен. Но ведь, пока жалуемся, и ездим без страховки.

Обозримое будущее – что изменится с ОСАГО

Официальные данные Российского союза автостраховщиков свидетельствуют об увеличении суммы премии с 4324 до 6115 рублей при одновременном снижении количества купленных полисов в 1 квартале 2016 года на 500 тыс. штук. Причина такой ситуации ясна. Перейти к чистой продаже полисов ОСАГО означает для страховщика прямые потери прибыли. Избежать этого поможет резкое поднятие тарифов. Будет ли повышение?

Президент Всероссийского союза страховщиков Юргенс И.Ю. считает, что «дальнейший рост тарифов ОСАГО невозможен, невзирая ни на какие экономические параметры этого вида страхования. Потребители проголосовали ногами, и никакие дополнительные меры принуждения в данной ситуации уже не помогут. Остаётся искать пути оптимизации затрат, в первую очередь на ремонт автомобилей пострадавших, снижения уровня страхового мошенничества и сокращения судебных издержек за счёт изменения процедур урегулирования убытков и работы с претензиями страхователей».

Электронный полис по реальной цене

Отличная возможность получать через онлайн-сервисы застопорилась. «Когда не надо» население быстро учиться пользоваться информационными технологиями и здесь страховщики увидели явную угрозу росту результатов страхового бизнеса. Кампания по блокировке данной услуги на сайтах страховых компаний прошла очень быстро.

В ответ на это активными борцами за справедливость подана инициатива о создании единого государственного страховщика, занимающегося исключительно ОСАГО. Голосование продлится до 27 апреля 2017 года и при наборе 100 тыс. голосов её рассмотрит группа экспертов федерального уровня с принятием решения в пользу инициативы или нет. Для заинтересованных поучаствовать — ссылка https://www.roi.ru/26791/ .

Ввод новых бланков ОСАГО

В целях защиты автовладельцев от поддельных полисов ОСАГО, РСА с 1 июля 2016 года планирует приступить к замене бланков полиса ОСАГО. Так было заявлено ещё в феврале этого года. Новыми бланками полисов с новыми элементами защиты должны были заменить все старые, в том числе поддельные экземпляры. Однако, точка в этом вопросе пока не поставлена. Бланки в процессе печатания. Скорее всего, новые бланки обязательно получат автовладельцы с подошедшим сроком страхования, а остальные – смогут получить по желанию (досрочно), без дополнительной оплаты уже в этом году.

Штрафы за езду без полиса ОСАГО

В 2016 году увеличен штраф за езду без полиса до 800 рублей, но можно заплатить 400, воспользовавшись скидкой в 50% при оплате в течение 20 дней.

Депутаты посчитали такую сумму штрафа несопоставимой с суммой страховки и количеством ДТП. Уже к осени 2016 года запланировано её увеличение до 2500 рублей.

Причем, штраф за отсутствие полиса инспектор ГИБДД может выписывать многократно. Это касается и отсутствия при водителе электронного варианта полиса или обычного, оставленного дома. Единственное, сумма штрафа ниже, так как его наличие проверяется по базе.

Подытожим

В условиях продолжающегося кризиса ждать кардинальных изменений в страховании ОСАГО не приходится:

  • Всё также продолжится навязывание и останется проблемой заказать полис электронно;
  • Увеличение штрафов «заставит» многих автовладельцев принять текущие условия страхования, что ещё больше усугубит отношение населения к страховщикам;
  • Одними жалобами решить проблему невозможно, требуется серьезное вмешательство контролирующих органов и государства;

Из положительного:

  1. С заменой бланков сведутся к минимуму поддельные полиса;
  2. В среднем « » не изменится, так как увеличения тарифов в 2016 году не прогнозируется.

Поводов для радости мало, хотя надежда на лучшее есть, ну, а терпения «нашему брату» не занимать.

19:40 — REGNUM

В Башкирии автовладельцы выражают недовольство существующим положением с получением полисов ОСАГО, не видя существенных изменений после открытия новых офисов Единого страхового агента (ЕСА). Как заявил ИА REGNUM экономист Константин Кузьминых , данная ситуация спровоцирована автостраховщиками, добивающимися увеличения стоимости ОСАГО, так как считают ОСАГО не выгодным страхованием по существующей ценовой политике.

Проблемы с ОСАГО начались не вчера

О невыгодности ОСАГО говорится на протяжении нескольких лет. «В 2010 году автостраховщики утверждали, что в 2010 году убыточность по ОСАГО в Башкирии достигла 91%, — сообщили ИА REGNUM в экспертном сообществе LogoMarkt . — 2011 году для Уфы региональный коэффициент страховки увеличился с 1,3 до 1,8, подорожало ОСАГО и в других городах Башкирии. В частности, в Стерлитамаке и Туймазах региональный коэффициент увеличится с 1,0 до 1,3, в Благовещенске и Октябрьском с 1 до 1,2, в Ишимбае, Кумертау и Салавате — с 1,0 до 1,1». Стоимость страхового полиса ОСАГО на автомобиль «Лада Приора» для 19-летнего водителя из Уфы без стажа вождения после 28 июля 2011 года увеличилась с 4375 до 7 тыс. рублей.

В декабре этого же года башкирское Управление антимонопольной службы признало «Росгосстрах» нарушителем закона за навязывание добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО) при продаже полисов ОСАГО. При этом за 9 месяцев 2011 года «Росгосстрах» в Башкирии собрал около 1 млрд рублей по ОСАГО, а его доля на этом рынке составила 63,5%. Роспотребнадзор республики предостерег клиентов страховщика от покупки навязываемых услуг и разъяснил, что приобретение полиса ОСАГО не может быть обусловлено заключением договора добровольного страхования.

Крупнейшими страховыми компаниями, оказывающими услуги по ОСАГО в Башкирии, по итогам 2011 года стали «Росгосстрах» (с долей на рынке 65,5%), «Уралсиб» (5,3%) и «Военно-страховая компания» (ВСК, доля 4,6%). Тогда же УФАС указывал также на сокращение числа страховщиков, работающих по ОСАГО — с 52 до 43, а сам рынок ведомство квалифицировало, как «высококонцентрированный с недостаточно развитой конкуренцией».

Звучали в адрес страховщиков и претензии другого рода. Так, сотрудники филиала компании «Росгосстрах» в Башкирии в январе 2012 года незаконно выдали жителям республики 10 тыс. талонов технического осмотра без реального проведения технического диагностирования автомобилей и заключили с ними договоры ОСАГО. Операторы ТО весь январь 2012 года простаивали без дела, в то время как 10 тыс. водителей получили талоны ТО незаконным способом.

Констатация фактов навязывания страховщиками допуслуг к ОСАГО в Башкирии продолжалась и в 2012, и в 2013 годах.

Снова кризис виноват?

31 марта 2014 года рядом СМИ отмечалось, что большинство страховых компаний в Уфе отказываются оформлять полисы ОСАГО, мотивируя отсутствием бланков. В апреле 2014 года республиканские власти отреагировали на жалобы автовладельцев, и в апреле 2014 года парламентский совет по инфраструктурному развитию при Госсобрании РБ приступил к изучению ситуации невыдачи полисов ОСАГО. По утверждениям автовладельцев, полисы или не продавались совсем, или предлагались в нагрузку с другими страховками. Пришедшие на экспертный совет страховщики во всем обвинили нерентабельные тарифы и многочисленную армию автоюристов, забросавших суды исками от недовольных страховкой автовладельцев. Депутат Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов обещал подготовить письмо в правительство России в поддержку страховщиков и открыл сбор предложений от страховых компаний Башкирии, как решить проблему с ОСАГО.

Как сообщало ИА REGNUM, в мае 2014 года в Белебее были возбуждены административные дела в отношении двух сотрудников филиала ООО «Росгосстрах», отказавшихся заключать договора ОСАГО с местными жителями. По результатам рассмотрения дел оба страховщика оштрафованы на 4 тыс. рублей каждый. Договоры страхования с заявителями заключены.

Выяснилось, что нарушения прав автовладельцев при заключении договоров носят массовый характер. Нарушения при продаже полисов были выявлены в Мелеузе, а также в Чекмагушевском, Зианчуринском, Зилаирском и Стерлибашевском районах. Всего в ходе проверки деятельности страховых компаний сотрудниками прокуратуры возбуждено 17 административных дел, внесли 36 представлений руководителям организаций и объявили 27 предостережений о недопустимости нарушений закона. В суд предъявлено исковое заявление об обязании ООО «Росгосстрах» заключать договоры ОСАГО без навязывания иных услуг страхования.

«Новые трудности с заключением договоров ОСАГО возникли в октябре 2014 года, когда максимальная выплата за порчу автомобиля стала составлять 400 тыс. рублей, а не 120 тыс. рублей, как раньше, — отметили в LogoMarkt . — Автостраховщики жаловались, что в первых числах октября 2014-го у них не было ни новых образцов полисов, ни обновленных тарифов».

В 2015 году специалисты Страховой группы «Согаз», проанализировав данные Центробанка, пришли к выводу, что страховой рынок Башкирии «сжимается» в условиях кризиса. Сборы в крупнейшем сегменте страхового рынка — ОСАГО — увеличились на 28% до 2,21 млрд рублей, что объясняется повышением тарифов на этот вид страхования в октябре 2014 года и апреле 2015 года. При этом из-за существенного увеличения лимитов возмещения ущерба выплаты по ОСАГО выросли на 45% — до 1,55 млрд рублей. Наиболее убыточным в первом полугодии 2015 года оставался сегмент добровольного автострахования (автокаско + ДСАГО). Совокупные страховые премии в этом сегменте снизились на 29% до 1,03 млрд рублей. Выплат сократились на 15% до 1,03 млрд рублей. Таким образом, страховщики выплатили столько же, сколько собрали премии.

В Башкирии, по результатам мониторинга, проведенного региональным штабом ОНФ весной 2015 года, из 10 компани й , оказывающих услуги по оформлению полисов ОСАГО, оформить полис сразу и без дополнительных услуг удалось только в одной . Были выявлены два блока проблем, с которыми сталкиваются автовладельцы. Первый — это отсутствие бланков полисов, сбои в программном обеспечении, намеренное затягивание процедуры продажи (до 30 дней), а также продажа только «своим» клиентам и отказ остальным. Второй блок проблем связан с навязыванием дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО (страхование жизни, здоровья и так далее).

Удорожание полисов ОСАГО при одновременном снижении доходов граждан и ухудшении качества работы страховщиков стимулировало возникновение черного рынка поддельных и фиктивных бланков. По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), на каждые 100 полисов ОСАГО в 2015 году приходилось два поддельных.

Всего в 2015 году с рынка ОСАГО в Башкирии ушли девять компаний, ряд других сократили офисы в районах и весь поток клиентов направился в крупные города. Время обслуживания клиентов выросло из-за необходимости сверять данные об автомобилистах в базе РСА. По итогам 2015 года наибольший убыток автостраховщикам принесло КАСКО, количество договоров по которому сократилось на 37%, а выплаты превысили 90% от сборов.

Год 2016

В феврале и марте 2016 года сообщалось, что страховые компании в Уфе не успевают выдавать полисы ОСАГО автовладельцам, из-за чего в офисах ряда страховых компаний с начала недели выстраиваются длинные очереди. По словам автомобилистов, страховые компании заносят клиентов, обратившихся за оформлением полисов, в списки, но не успевают обслужить очередь в течение дня и отсылают к страховым агентам, которые продают ОСАГО с допопциями.

В апреле ситуация с автострахованием в регионе обеспокоила управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии: в ведомстве отметили «обвал нарушений» и резко возросшее количество жалоб. По словам руководителя управления Зульфиры Акбашевой , «люди не могут получить услуги по автострахованию даже с доплатой, даже с навязанными им дополнительными страховыми продуктами. В офисах компаний стоят очереди, делают перекличку». 18 апреля Национальный банк Башкирии распространил заявление, в котором признавал, что автовладельцы массово жалуются на отказы в оформлении ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.

В августе депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов направил в Банк России обращение с просьбой рассмотреть вопрос о включении Башкирии в состав «пилотных регионов» — участников системы агентских продаж Российского союза автостраховщиков. Предполагалось, что включение Башкирии в программу «единого агента» поможет решить эту проблему и снизить социальное напряжение.

«Сложилась ситуация, когда, по существу, над людьми издеваются, по десять человек в день принимают, страховщики саботируют исполнение своих обязанностей по обеспечению доступности полиса ОСАГО на территории, — констатировал Климов. — Существующая санкция в 50 тысяч рублей штрафа на должностное лицо была явно недостаточна. Сегодня страховые компании ведут себя таким образом: в Уфе стараются формально исполнить букву закона, полисы продают и, вроде как, не очень навязывают, но вместе с тем ситуацию саботируют».

Как сообщало ИА REGNUM в конце августа, в «токсичных» субъектах сложилась тяжелая ситуация с приобретением полисов, поскольку страховщики сокращали точки продаж, где можно было приобрести полис, навязывали дополнительные виды страхования, записывали автовладельцев в живую очередь на выдачу полисов. На рынке ОСАГО в Башкирии работали, по данным на первый квартал, 26 страховщиков. В тройку крупнейших входили «Росгосстрах» (сборы 637,98 млн рублей, 61,03% рынка), «Согаз» (81,57 млн рублей, 7,8% рынка), СК «Макс» (47,8 млн рублей, 4,57% рынка). По сообщениям местных СМИ, жители Нефтекамска стояли в огромной очереди возле офиса «Согаз» для получения обязательной автостраховки. Судя по видео, некоторые автолюбители пришли с детьми.

Тогда же были озвучены следующие данные: средняя премия по ОСАГО в Башкирии составила 5 тыс. 578 рублей, средняя выплата — 69 тыс. 829 рублей, уровень выплат — 83,4%. Рекордсменом по мошенничеству с ОСАГО в регионе можно считать город Кумертау, где убыточность по ОСАГО дошла до уровня 280%.

Сентябрь не принес результатов

В начале сентября правительство республики провело совещание, на котором обсудило перспективы выдачи полисов ОСАГО по новой системе, предполагающей работу по принципу «единого страхового агента» (ЕСА). Было отмечено, что пока результаты достаточно скромные — на 1 сентября начали работу по принципу ЕСА четыре страховые компании в Уфе, Кумертау и Белорецке. Премьер-министр Башкирии Рустэм Марданов также сообщил, что республика готова помочь страховым компаниям организовать выдачу полисов ОСАГО через офисы МФЦ.

По данным «Коммерсант в Уфе», шесть из 28 страховых компаний, работавших на рынке обязательного автострахования в Башкирии, в первом полугодии 2016 года не имели явной прибыли от этого вида деятельности: объемы их выплат превысили объемы сборов. Лидер этого рынка «Росгосстрах» с долей около 60% собрал в первом полугодии 1,52 млрд рублей, при этом выплаты компании превысили 1,61 млрд рублей и на 6% перекрыли сборы. Общие сборы 28 страховщиков от ОСАГО в Башкирии в первом полугодии составили 2,56 млрд рублей, выплаты — 2,22 млрд рублей.

7 сентября ряд СМИ констатировал, что в Башкирии внедрение системы единого агента по ОСАГО не дало ожидаемого эффекта. Об этом заявил председатель Госсобрания республики Константин Толкачёв . Как отмечает спикер парламента, несмотря на все принимаемые меры, ситуация с ОСАГО продолжает оставаться напряженной. Дано распоряжение о создании в Госсобрании рабочей группы с участием депутатов, экспертов, представителей органов госвласти, общественников, которая будет вести эти вопросы и мониторить ситуацию на рынке автострахования, чтобы оперативно и своевременно разрешать возникающие проблемы.