Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Натуральное возмещение по осаго. Натуральная форма возмещения по осаго

В статье рассматриваются основные вопросы натурального возмещения ущерба по ОСАГО: процедура ремонта по ОСАГО, порядок действий потерпевшего и его права при натуральном возмещении, а также ответственность страховщика за некачественный ремонт по договору ОСАГО.

Изменения в действующее законодательство, внесенные с принятием Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств," носят по мнению специалистов кардинальный характер. Согласно изменений, которые вступают в законную силу уже с мая 2017 года, приоритетной формой возмещения материального ущерба по ОСАГО устанавливается ремонт транспортного средства.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Ранее действующий порядок, предусмотренный договорами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, предусматривал в качестве приоритетной формы страхового возмещения денежные выплаты. То есть, потерпевший получал деньги и ремонтировал своего «железного коня» самостоятельно, без какого-либо участия страховщика.

Такой способ возмещения, по мнению представителей страхового сообщества, активизировал деятельность «черных автоюристов», которые наживались на деньгах страховщиков. Выдумав ряд откровенно мошеннических схем, о которых мы не станем повествовать в данной статье, предприимчивые дельцы перекупали у потерпевших права требования по договорам ОСАГО и в судебном порядке добивались взыскания со страховых компаний завышенного размера выплат.

Кроме того, в пользу автоюристов взыскивались судебные расходы, штрафы и неустойка, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей». В итоге сложилась ситуация, при которой потерпевшие получали от автоюристов «копеечную» компенсацию, которая не покрывала расходов на восстановление поврежденных автомобилей. Бюджеты юридических образований, специализирующихся на решении страховых споров, росли как на дрожжах, а страховые компании массово банкротились.

Назревшая реформа автогражданки обсуждалась около года, и в итоге венцом правотворческой деятельности явилась замена денежной формы возмещения ущерба по ОСАГО на натуральную. Возмещение причиненного вреда в натуре включает в себя организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Натуральное возмещение по ОСАГО предусматривает страховой ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховщика.

Причем, согласно пункта 15 статьи 12 Закона, возмещение вреда, причиненного автомобилю потерпевшего осуществляется по выбору самого потерпевшего. Исключаются из числа лиц, имеющих право на такой выбор физические лица – граждане, зарегистрированные в РФ и, имеющие в собственности легковой транспорт.

Разумеется, вопросов с которыми столкнуться и страховщики, и потерпевшие при новом порядке натурального возмещения по ОСАГО будет немало. Однако исходить придётся из того, что уже есть на сегодняшний день.

Ремонт по ОСАГО – организация и порядок проведения

Новации законодательства определяют для потерпевшего следующий порядок действий.

После принятия страховой компанией заявления от потерпевшего, страховщик производит осмотр поврежденного транспортного средства. При необходимости страховая компания проводит независимую техническую экспертизу, которая назначается для определения размера причиненного ущерба и соответствия повреждений транспортного средства обстоятельствам ДТП.

Далее страховщик выдает гражданину – собственнику легкового автомобиля, зарегистрированному в РФ, направление на ремонт на станцию технического обслуживания (далее по тексту - СТО). Срок выдачи направления на ремонт и его оплата ограничивается 20 рабочими днями. При этом автосервис должен соответствовать критериям, установленным Правилами обязательного страхования.

Закон предусматривает возможность ремонта легкового автомобиля на иной СТО, указанной в заявлении потерпевшим, только при согласии на это страховщика. В этом случае, при отсутствии возражений со стороны страховой компании, потерпевший отражает в заявлении все сведения выбранного им автосервиса, включая банковские реквизиты для перечисления денежных средств за ремонт. После чего в срок не превышающий 30 рабочих дней потерпевшему выдается направление на ремонт и производится перечисление денежных средств.

Зримым противоречием, лежащим на поверхности нововведений, является попытка законодателя совместить несовместимое. По правилам, все детали, подлежащие замене должны быть новыми, то есть не иметь износа и не быть восстановленными. Вместе с тем, оценка страховщиком ущерба производится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом степени износа заменяемых запасных частей и деталей.

Можно предположить, что решать проблемы страховщиков как всегда, будут за счет потерпевших. Например, путем использования при ремонте неоригинальных и самых дешевых запасных частей. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля в СТО самим потерпевшим.

Согласно новым требованиям, СТО должен иметь договор со страховщиком на выполнение ремонта по ОСАГО. Также важно, чтобы сервис был доступен для потерпевшего и находился на расстоянии, не превышающем 50 километров от его места жительства.

Если ни одна один из автосервисов не отвечает требованиям Правил в отношении конкретного лица, то страховщик вправе выдать направление на ремонт только при согласии потерпевшего, в противном случае страховое возмещение исполняется денежной выплатой.

В отношении транспортных средств, возраст которых не превышает двух лет, Закон содержит оговорку. Их ремонт должен производиться только на станциях технического обслуживания дилеров, с учетом изложенного выше порядка.

Также страховка выплачивается без ремонта в следующих случаях:

  • при экономической нецелесообразности восстановительного ремонта;
  • при ДТП с тяжкими последствиями со смертельным исходом, причинении вреда здоровью потерпевшего не ниже средней степени тяжести;
  • при стоимости восстановительного ремонта свыше 400000 рублей;
  • при стоимости ремонта свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
  • при обращении потерпевшего, являющегося инвалидом с заявлением о выплате;
  • при отказе потерпевшего от доплаты за восстановительный ремонт автомобиля;
  • при соглашении потерпевшего и страховщика на страховую выплату в денежной форме.

Гарантии прав потерпевшего при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО

Договорный порядок решения вопросов, связанных с организацией ремонта по ОСАГО, в случаях, прямо указанных в Законе, является важной особенностью натурального возмещения. Возможность договориться – это всегда хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому Закон устанавливает гарантии соблюдения прав потерпевшего, к которым относятся:

  • возможность выбора СТО для выполнения ремонта;
  • законодательное ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего, не более 50 километров;
  • сроки рассмотрения заявления о страховом возмещении и получении направления на ремонт;
  • гарантии качества ремонта сроком 6 месяцев и 12 месяцев для кузовных работ и работ с использованием лакокрасочного покрытия;
  • возможности получения возмещения в денежной форме в случаях, прямо указанных в Законе;
  • требования об обязательном согласовании сроков и объемов работ по восстановительному ремонту;
  • прямое возмещение, при котором потерпевший обращается за направлением на ремонт в свою страховую, вне зависимости от количества участников ДТП (вводится в действие с ноября 2017 года);
  • предусмотренная законом санкция за нарушение сроков ремонта, в размере 1\2 процента от стоимости ремонта за каждый день просрочки;
  • возможность потерпевшего подать претензию страховщику при некачественном ремонте, а при её игнорировании – право обратиться в суд за защитой от недобросовестных действий страховщика с взысканием неустойки, штрафа и возмещения судебных издержек.

Важным условием, которое будет стимулировать страховщика к надлежащему исполнению обязанностей по натуральному возмещению страхового вреда, является предусмотренная Законом возможность временного лишения страховой компании права выдачи направлений на ремонт. Такое решение принимается Банком России при неоднократном, более одного раза в течение одного года, выявлении фактов нарушения страховой организацией обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) его оплате. Срок действия ограничения может быть установлен до 12 месяцев.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Изменения в закон об ОСАГО, согласно которым теперь при наступлении страхового случая отдается предпочтение натуральному возмещению ущерба вместо денежной компенсации, был подписан Президентом в марте и вступил в силу в апреле 2017 года. Как и любое новшество, такие изменения были восприняты сообществом автолюбителей неоднозначно: специализированные интернет-ресурсы переполнены отзывами как сторонников, так и противников нововведения.

В чём заключается суть изменений, внесенных в закон об ОСАГО и предусматривающих возможность натурального возмещения ущерба? В каких случаях автовладелец имеет возможность отказаться от натурального возмещения и получить денежную компенсацию? Каким образом новые правила возмещения ущерба должны поднять уровень доверия к страховым компаниям и помочь в борьбе с недобросовестными автовладельцами, стремящимися извлечь материальную выгоду с помощью договора ОСАГО? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные положения нового закона

Согласно новым правилам, страховая компания будет предлагать автовладельцу, с которым у неё заключён договор, натуральное возмещение ущерба, причиненного автотранспортному средству. Это не означает, однако, что денежные компенсационные выплаты исключаются вовсе: при определённых обстоятельствах владелец ТС вправе рассчитывать именно на традиционный способ возмещения причиненного вреда, т. е. на выплату в виде денег. Следует помнить, что новый закон имеет отношение только к физическим лицам, являющимся владельцами легковых автомобилей.

Как происходит натуральное возмещение?

Если транспортному средству был причинен ущерб, то по новым правилам, страховая компания вместо осуществления компенсационной выплаты направляет пострадавшего на СТО, с которой имеется договоренность о сотрудничестве. Предложить натуральное возмещение можно только автовладельцам, заключившим страховой договор после 28 апреля 2017 года, при условии, что страховой случай наступил также после 28.04.2017. СТО, участвующая в натуральном возмещении, должна:

  • располагаться не более чем в 50 км от места происшествия или места проживания автовладельца;
  • устранить полученные повреждения максимум за 30 дней с момента обращения;
  • предоставить гарантию на выполненный ремонт минимум на 6 месяцев, для кузовных работ и покраски – на 12 месяцев.

Если расстояние до СТО превышает предусмотренные правилами 50 км, доставка поврежденного автомобиля осуществляется за счёт страховой компании. Автомобиль возрастом 2 года или менее может быть направлен только к официальному дилеру. При восстановлении и ремонте должны использоваться только новые запчасти: установка б/у запчастей допустима только по согласованию с владельцем ТС.

Именно вопрос замены запчастей вызывает определенную озабоченность части сообщества автолюбителей. Известно, что более половины легковых автомобилей в стране имеют возраст 10 лет и более. Возникает вопрос: какие запчасти будут устанавливаться на эти авто в случае ремонта по ОСАГО? С учетом износа ТС, стоимость деталей может быть гораздо ниже новых запчастей. Эксперты утверждают, что в случае с натуральным возмещением, износ автомобиля не принимается во внимание, и в любом случае устанавливаются новые запчасти. Исключением может быть только согласование с владельцем на установку б/у запчастей или снятие с производства необходимых деталей: в этом случае выплачивается денежная компенсация.

В каких случаях осуществляется денежная выплата?

В ряде случаев автовладелец может получить денежную компенсацию вместо натурального возмещения ущерба. Такое возможно, если:

  • сумма, которая потребуется для ремонта или восстановления автомобиля, превышает максимально допустимую для выплат по ОСАГО, т. е. 400 тысяч рублей;
  • восстановление транспортного средства не представляется возможным;
  • здоровью пострадавшего причинен серьезный ущерб.

Кроме того, денежная компенсация осуществляется в случае гибели автовладельца в результате ДТП. В числе других случаев, предусматривающих компенсацию деньгами:

  • личная договоренность страхователя (автовладельца) и страховщика (страховой компании);
  • отсутствие у страховой компании возможности предоставить ремонт, который устроил бы владельца ТС;
  • получение инвалидности потерпевшим.

СТО, заключившая договор со страховой компанией, должна иметь свой сайт в интернете. Ответственность за качественное и своевременное выполнение ремонтных работ несет страховая компания, которая будет обязана выплатить пеню в размере:

  • 1% - за каждый просроченный день перед отправкой на СТО;
  • 0,5% - за каждый день ремонта, сверх положенных 30-ти;
  • 0,05% - за каждый просроченный день выдачи отказа в ремонтно-восстановительных работах.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, СТО заинтересованы в том, чтобы качественно и своевременно выполнять свою работу. В случае их удовлетворительной деятельности страховые компании будут постоянно обеспечивать им поток клиентов, в обратном же случае - просто расторгнут договор.

Первые результаты нововведений

По мнению большого количества экспертов, воспользоваться натуральным возмещением ущерба смогут меньше половины страхователей. Причиной этому – большое количество автомобилей возрастом 10 и более лет, оригинальные запчасти на которые (тем более в 30-дневный срок) найти чрезвычайно затруднительно. Помимо этого, достаточно сложно будет найти в радиусе 50 км от ДТП или места проживания автовладельца подходящую СТО.

Авторы законопроекта утверждают, что одной из задач, решаемых новым законом является борьба с так называемыми автоюристами, которые, используя всевозможные хитрости, буквально разоряют страховые компании, стараясь максимизировать выплаты. Среди преимуществ, которые получает автовладелец можно выделить:

  • возможность отправить машину на ремонт в дилерский центр, что было проблематичным при старой схеме работы;
  • получение новых деталей, которые ставятся на автомобиль без учёта износа;
  • возможность самостоятельно выбрать СТО, но из числа заключивших договор со страховой компанией.

Заключение

В апреле 2017 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся страховых выплат по ОСАГО. Согласно нововведениям денежная компенсация должна заменяться натуральным возмещением, то есть ремонтом поврежденного транспортного средства. Такие меры, в числе прочего, помогут минимизировать расходы от действий автомошенников. Однако в некоторых случаях натуральное возмещение невозможно, и страхователю выплачиваются денежные средства, являющиеся компенсацией нанесенного урона.

С 28 апреля 2017 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, касающиеся натуральной формы возмещения.

НАТУРАЛЬНАЯ ФОРМА ВОЗМЕЩЕНИЯ

только для легковых автомобилей физ. лиц

Поправками устанавливается приоритет направления на ремонт над денежной выплатой. Это значит, что при определенных условиях, потерпевший в ДТП не сможет получить денежную выплату, а возмещение ущерба будет происходить только путем направления на ремонт в сервисном центре. Новые условия возмещения распространяются только на полисы, заключенные после 28 апреля 2017 года и только на легковые транспортные средства, принадлежащие гражданам РФ и зарегистрированные в РФ. Все остальные транспортные средства, включая мотоциклы, грузовики, автобусы, спецтехнику, ТС юридических лиц и иностранцев, эти изменения не затронут.

КАК ПРОИСХОДИТ РЕМОНТ

При наступлении страхового события, потерпевший обращается в свою страховую компанию за возмещением. Страховщик предлагает на выбор несколько станций технического обслуживания автомобилей (далее по тексту - СТОА ), с которыми у него заключен договор. Потерпевший в ДТП выбирает одну из них и поврежденный автомобиль отправляется на ремонт. После этого страховщик оплачивает стоимость ремонта напрямую в СТОА.

Страхователь может заранее выбрать СТОА при заключении договора страхования ОСАГО (из списка на сайте страховой компании), либо уже после наступления страхового случая. Возможно также направление на ремонт на СТОА, с которой у страховой компании нет договора, но только по отдельному согласованию со страховщиком.

Расстояние до СТОА не может превышать 50 км от места жительства потерпевшего или от места ДТП (по выбору потерпевшего). Если расстояние до ближайшей СТОА превышает 50 км, страховщик может оплатить транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта и обратно.

Автомобили возрастом до 2 лет направляются на ремонт только на официальный дилер .

Оплата ремонта осуществляется без учета износа . Запрещается использование восстановленных или б/у деталей.

Срок ремонта поврежденного автомобиля не может превышать 30 рабочих дней с момента передачи на СТОА. При несоблюдении сроков ремонта страховщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта)

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА

Предоставляется гарантия на выполненный ремонт - 6 месяцев, на покраску и кузовные работы - 12 месяцев.

При выявлении недостатков ремонта, потерпевший обращается к страховщику с досудебной претензий. Выявленные недостатки ремонта устраняются в течении 30 рабочих дней.

В случае нарушений порядка ремонта страховщиком, Центральный Банк может временно ограничить право страховщика выдавать направления на ремонт.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗМОЖНА ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА

  1. Полная гибель автомобиля
  2. Смерть потерпевшего
  3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего
  4. Потерпевший является инвалидом, имеющим ТС по мед. показаниям
  5. Стоимость ремонта превышает лимит возмещения по полису
  6. Обоюдная вина участников ДТП и при этом потерпевший отказывается доплачивать
  7. Отсутствие согласия потерпевшего на ремонт на СТО, несоответствующей требованиям
  8. Наличие соглашения между страховщиком и потерпевшим

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обоих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

  • если есть пострадавшие, звонить в «Скорую помощь»;
  • вызвать представителя ГИБДД;
  • уведомить страховую компанию о страховом событии;
  • собрать нужные документы;
  • оформить письменное заявление и направить страховой организации по месту ее нахождения или ее представителя;
  • дополнительно, помимо письменной формы, документы можно отправить в электронном виде.

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.