Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Показатели, характеризующие рынок труда. Понятие рынка труда. Показатели, характеризующие региональный рынок труда


Сущность и структура. Рынок труда следует рассматривать как сложный социально-экономический механизм, отражающий множество связей, складывающихся в обществе по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства.
Ключевым моментом анализа рынка труда является система показателей, которая, на наш взгляд, должна основываться на общих принципах построения системы социально-экономических показателей и отражать специфику предмета исследования. Применительно к рынку труда как социально-экономической системе таковыми являются:
  • показатели состояния и сбалансированности рынка труда;
  • показатели затрат на воспроизводство рабочей силы;
  • показатели эффективности рынка труда;
  • показатели инфраструктуры рынка труда (рис. 10.4).
Экономическая активность. Под трудовыми ресурсами
принято понимать часть трудоспособного населения, обладающего физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве. Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством с учетом социально-экономических условий. Верхняя граница трудоспособного возраста одновременно является началом пенсионного возраста, хотя по отдельным видам работ пенсионный возраст устанавливается на 5-10 лет раньше. В сельском хозяйстве механизаторы и мастера машинного доения имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.
Согласно законодательству Республики Беларусь, к трудовым ресурсам относятся:
  • население в трудоспособном возрасте: мужчины - от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
  • население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА

Во времена всеобщности и обязательности труда категория трудовых ресурсов характеризовала тот трудовой потенциал, на который могло рассчитывать общественное производство. В настоящее время в силу происшедших в обществе перемен этот показатель является недостаточным. Более полное представление о располагаемых ресурсах на рынке труда дает показатель экономически активного населения: все занятое население, включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (работающее на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, в кооперативах, фермерских хозяйствах, на индивидуальной основе, самозанятые), а также безработные.
Экономически активное население распределяется на две группы:

  • работающие по найму - лица, которые имеют трудовое соглашение, обеспечивающее выплату заработной платы в соответствии с условиями контракта (договора) либо с отработанным временем или объемом произведенной продукции. Все основные фонды и оборудование, как правило, являются собственностью других лиц и работают под непосредственным руководством специально нанятых для этих целей лиц или в соответствии с распорядком, установленным владельцем предприятия или учреждения;
  • работающие не по найму - работодатели; лица, работающие на индивидуальной основе; члены коллективных предприятий; помогающие члены семьи. Оплата работников зависит от прибыли, получаемой от производства товаров и услуг (собственное потребление является частью дохода). Указанные выше работники принимают управленческие решения, оказывающие непосредственное влияние на деятельность предприятия, или делегируют эти функции, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
Классификация по статусу в занятости осуществляется, исходя из следующих определений:
  • наемные работники - это лица, которые заключили письменный трудовой договор (контракт) или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой.
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками;
  • работодатели - лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фирмой или занимающиеся на самостоятельной основе профессиональной или коммерческой деятельностью и постоянно использующие труд наемных работников;
  • лица, работающие на индивидуальной основе, - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);
  • члены производственных кооперативов - лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями, т.е. каждый член принимает непосредственное участие в решении вопросов, связанных с организацией производства, сбытом продукции, распределением доходов предприятия;
  • помогающие члены семьи - лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;
  • работники, не классифицируемые по статусу занятости, - это лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости (безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью и др.).
Наемные работники распределяются на подгруппы:
  • гражданское население;
  • военнослужащие.
Безработица. Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: регистрация в службе занятости; активный поиск работы; отсутствие других источников дохода; сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. Поскольку эти условия не всегда выполнимы, то пособие по безработице получают не все ищущие работу: в США - 30 %, во Франции - 39, в Швеции - 68 %.
Уровень безработицы определяется на начало (или на конец) периода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Эта категория включает работающих по найму или на собственных предприятиях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие предприятия, но и работающих на них, а также лиц без работы, но желающих трудиться.
Так называемый естественный уровень безработицы для развитых стран Запада принято считать равным 4-6 % . Факти
чески уровни безработицы в данных странах в 1970-1991 гг. колебались от 1,2 (Япония) до 12,3 % (Италия). В период экономического кризиса 1930-х гг. безработица в США и Европе достигала 25-32 %.
Принято различать следующие типы безработицы: фрикционная; сезонная; структурная; циклическая; скрытая.
Фрикционная безработица связана с изменением места работы, в том числе из-за изменения места жительства.
Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями спроса на рабочую силу.
Структурная безработица вызвана изменением в структуре спроса на труд в связи с технологическими изменениями в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре как рабочей силы, так и рабочих мест.
Скрытая безработица определяется численностью работников, которые формально считаются занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работ. Необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях может быть вполне эффективной.

Рынок труда является неотъемлемой частью рыночного механизма хозяйствования, который представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена. Причем это отношения между собственниками рабочей силы, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальных, интеллектуальных и физических способностей к труду на фонд жизненных средств, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда.

Субъектами трудовых отношений являются работодатель и наемный работник, а посредниками между ними – местные органы по труду и государственные службы занятости. Они вырабатывают правовые основы отношений занятости, спрос и предложение рабочей силы, контроль за соблюдением закона.

Рынок труда представляет собой такой способ организации трудовой деятельности, при которой купля-продажа рабочей силы связана с товарной стоимостью рабочей силы. Следовательно, ранок труда имеет 4 составляющих компонента:

Наличие рабочей силы;

Свобода распоряжения рабочей силой;

Спрос на рабочую силу;

Цена на рабочую силу.

Спрос на рабочую силу в народном хозяйстве определяется потребностью отдельных предприятий, организаций и отраслей. Предложение формируется, исходя из численности и структуры населения на данной территории Республики Беларусь. Если спрос и предложение рабочей силы совпадают конъюнктура рынка равновесия, спрос превышает предложение - трудодефицитная, предложение превышает спрос -трудоизбыточная конъюнктура. Ключевым моментом анализа рынка труда является система показателей, которая должна строиться на общих принципах построения системы социально-экономических показателей и отражать специфику предмета исследования. Применительно к рынку труда, как социально-экономической системе, таковыми являются:

Показатели состояния и сбалансированности рынка труда;

Показатели затрат на воспроизводство рабочей силы;

Показатели эффективности рынка труда;

Показатели инфраструктуры рынка труда (рис. 4.1).



Рис. 4.1. Система показателей рынка труда

Оплачивая рабочую силу по рыночной цене, собственник средств труда стремится наиболее эффективно ее использовать. Здесь па первый план выступают экономические факторы. Они заставляют руководителей предприятий уделять внимание устранению простоев и потерь рабочего времени,: обеспечению высокого уровня производства, труда и управления.

Необходимо, чтобы этот товар находился и хорошем состоянии. Значит, надо улучшать условия труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной подготовки и переподготовки; кадров и повышения их квалификации. Все это увеличивает цену на рабочую силу.

С целью установления равновесия между спросом и предложением рабочей силы осуществляется регулирование рынка труда. В настоящее время применяются различные виды регулирования:

Директивное (воздействие правительства с учетом интересов населения);

Регулирование посредством экономических мер;

Ограничительное (исключение действий одних лиц и оказание преимуществ другим);

Поощрительное.

Методы регулирования рынка труда включают:

Прогнозирование структуры занятости и рынка труда;

Меры по социальной защите населения;

Меры по регулированию занятости населения.

Ситуация на рынке труда оценивается посредством целого круга показателей. К ним относятся: 1.

Численность постоянного населения (ПН). Определяется по данным последней переписи населения и представляет собой совокупность лиц, обычно проживающих на данной территории, независимо от местонахождения на момент учета (переписи).

Может быть рассчитано:

ПН = НН-ВП+ВО (31)

где НН – наличное население – совокупность лиц, находящихся на данной территории на момент учета, не зависимо от их места постоянного жительства, чел.

ВП - временно проживающее население – лица, находящиеся на момент учета на данной территории, но имеющие постоянное место жительство за ее пределами, чел.

ВО - временно отсутствующее население – лица, находящиеся на момент учета за пределами данной территории (командировка, временная работа, отдых и т.д.), чел;

Из данных последней переписи постоянная численность населения Вологодской области составляет 1213,7 тыс. человек. 2.

Численность экономически активного населения (ЭАН). Определяется как сумма занятых в национальной экономике (ЗН) и безработных (БН):

ЭАН = ЗН + БН (32)

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляет порядка 76 млн. человек. Из них 69,5 млн. человек классифицируются как занятые экономической деятельностью и 6,5 млн. человек как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ).

Что касается Вологодской области, то численность экономически активного населения составляет 664,86 тыс. человек (28,9 тыс.чел. - безработные и 635,86 тыс. чел - занятые); 3.

Уровень экономически активного населения () представляет собой отношение численности экономически активного населения (ЭАН) к общей численности населения (Ч), в процентах:

Может быть рассчитан по соответствующим возрастным группам.

Обратный ему показатель – коэффициент экономической нагрузки на одного экономически активного.

4. Общая численность занятых в экономике представляет собой численность лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период (в соответствии со стандартами МОТ):

а) выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; обучения вне своего рабочего места; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации (продолжительностью менее 6 месяцев); забастовки; других подобных причин;

в) выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии.

Занятыми считаются также лица, занятые выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).

Оценки общей численности занятых в экономике (по месту основной или единственной работы) в текущем периоде производятся на основе результатов обследований населения по проблемам занятости и уточняются после получения итогов очередного обследования; 5.

Численность занятых в трудоспособном возрасте представляет собой численность лиц трудоспособного возраста, занятых согласно критериям МОТ. Число занятых в РФ в среднем составляет 69 млн. человек, из них 64,1 млн. чел. (или 92,6 процента) - занятые в трудоспособном возрасте; 6.

Уровень занятости (Уз) характеризует занятость количественно и может быть рассчитан как отношение количества занятых (ЗН) в общей численности трудовых ресурсов (), в процентах:

7. Общая численность безработных (в соответствии со стандартами МОТ) представляет собой численность лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е.

Обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

в) были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Оценки общей численности безработных (применительно к стандартам МОТ) в текущем периоде производятся на основе результатов обследований населения по проблемам занятости и уточняются после получения итогов очередного обследования; 8.

Численность официально зарегистрированных безработных – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории области, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области.

По данным областной службы занятости ежегодно на Вологодчине официально зарегистрировано в среднем бывает порядка 24,5-26 тыс. чел. безработных, из них около 70-75 процентов - женщин; 9.

Численность безработных в трудоспособном возрасте представляет собой численность лиц трудоспособного возраста, являющихся безработными согласно критериям МОТ. Число безработных в трудоспособном возрасте в РФ в среднем составляет 3,8 млн. человек; 10.

Уровень безработицы () – это отношение численности безработных (БН) к численности экономически активного населения (ЭАН) в рассматриваемом периоде, в процентах:

В Вологодской области данный показатель колеблется от 3,7 процентов до 5 процентов;

11. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию (или коэффициент напряженности) (Кн) рассчитывается как отношение численности лиц, незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в органах государственной службы занятости (S), к числу вакансий, сообщенных организациями (В):

В Вологодской области коэффициент напряженности равен 4,01 12.

Заявленная организациями потребность в работниках - число вакансий (требуемых работников), сообщенных организациями в органы государственной службы занятости.

В Вологодской области ежегодно имеется около от 7 до 10 тыс. вакансий (на 01.01.2009г. – 3,8 тыс., на 21.10.2009 – 9 тыс. вакансий). При этом 4700 вакансий (53 процента) составляют временные работы, в т.ч. общественные и работа по совместительству, остальные 4200 вакансий (44 процента) - постоянные вакансии. В разрезе отраслей картина вакансий и уровень зарплаты не меняется на протяжении нескольких месяцев: по-прежнему больше всего вакансий в промышленности (средняя зарплата – 7,1 тыс. руб.), здравоохранении, образовании, культуре (средняя зарплата – 5,2 тыс. руб.), ЖКХ и бытовом обслуживании (средняя зарплата – 5,3 тыс. руб.), строительстве (средняя зарплата – 11 тыс. руб.), сельском хозяйств (средняя зарплата – 6,4 тыс. руб.), управлении (средняя зарплата – 9,8 тыс. руб.). Общественные работы организуются практически во всех отраслях, за исключением пенсионного и страхового обеспечения и финансовой сферы ; 13.

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника. В Вологодской области составляет 18893 рубля на одного работника; 14.

Оценка качественных показателей и измерение количественных должны служить не только описание существующей ситуаций на рынке труда, но и выявлению действующих в данной системе тенденций.

Минимальная заработная плата на Украине в настоящее время никак не связана с физиологическим минимумом жизненных средств.

Между тем величина последнего должна непреложно обозначить ту грань зарплаты, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы и ниже которой опускаться недопустимо.

К примеру, в феврале 2003 года физиологический минимум, исчисленный по соответствующим нормам (см. табл), составлял свыше 190 грн., в то время как минимальная зарплата, утвержденная в Украине, покрывала лишь немногим больше одной шестой части этой суммы.

Состав товаров, входящих в расчет физиологического минимума и рациональной нормы потребления, февраль 2003 г.

Состав потребительских товаров и услуг

Единица измерения

Физиологический минимум

Рациональная норма потребления

Хлеб и хлебопродукты

Овощи и бахчевые

Фрукты и ягоды

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбные товары

Молоко и молокопрод.

Сахар и конд. изделия

Картофель

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Сыр твердый

Трикотаж бельевой

Одежда верхняя

Не имеет отношение минимальная заработная плата и к соглашению между профсоюзами, представляющими предпринимателей органами и правительством, так как первые не оказывают на изменение ее величины сколь-нибудь существенного влияния. В результате фактически показатель минимальной заработной платы утрачивает его реальный смысл и оказывается годным лишь в фискальных целях расчета налогооблагаемой прибыли юридических лиц. При этом сам по себе упор на такое налогообложение вступает в противоречие с необходимостью перехода к рыночной налоговой системе, предполагающей, что основное бремя ложиться на физических лиц - работников и собственников предприятий.

Среднемесячная зарплата и норма потребления, 2003 г., грн.

Аналогичными недостатками страдает и показатель средней заработной платы. В силу того, что он используется при налогообложении, руководители всячески завышают количество работающих и занижают среднюю заработную плату, стараясь, однако, не выходить за пределы численности работающих для малых предприятий.

Вследствие того, что минимальная зарплата не выполняет тех функций, которые она должна бы выполнять в первую очередь, возникают противоречия и в единой тарифной системе (ЕТС). Ясно, что ситуация, в которой номинальная зарплата работника в госсекторе ниже расчетного физиологического минимума, не может считаться нормальной, тем более тогда, когда она ниже в полтора - два раза. Выход из создавшегося неприемлемого положения ищут в постоянных не находящихся в связи с результатами труда выплатами премий, всякого рода надбавок и т.п. При подобной практике вводимая система контрактов не реализует ее потенциальные преимущества, поскольку превращается в составление чисто номинальных документов, фактически не накладывающих обязательства ни на работника, ни на администрацию; дифференциация зарплаты, заложенная в ЕТС постоянно нарушается. В данной связи особо стоит отметить, что указанные "благотворительные" выплаты распространяются, естественно, и на руководителей госпредприятий и городских служб, что значительно усиливает дифференциацию доходов в госсекторе, далеко выходящую за рамки, заложенные в ЕТС. В результате последнюю нельзя применять для оценки дифференциации доходов даже по отношению к занятым в госсекторе.

Наиболее точной является демографическая характеристика рынка труда: численность населения в трудоспособном возрасте за вычетом инвалидов, женщин в отпусках по уходу за детьми, учащихся. При исследовании рынка труда можно опираться и на статистику центра занятости.

Сложная и принципиально значимая проблема - оценка объема занятости и количества рабочих мест. Под влиянием "защиты” предприятий от действующей системы налогообложения, а также создания массы "некачественных” рабочих мест, обеспечивающих реальную занятость на уровне всего лишь 8 рабочих часов в неделю, складывается впечатление будто количество занятых увеличилось. Но это опровергается ростом числа безработных. Можно попытаться использовать аналогичные вошедшие в практику налогообложения "коэффициенты приведенной численности" (налоговая инспекция применяет их к совместителям). Более того, на практике этот путь - единственно реальный. Но, тем не менее, быстро изменяющаяся ситуация в малых предприятиях делает использование таких коэффициентов не совсем корректным.

Очень сложно оценить существующую дифференциацию оплаты труда в негосударственном секторе. На каждом предприятии есть, по меньшей мере, директор и бухгалтер, в целом же получается, что на десять занятых в этом секторе приходится примерно по одному административно-финансовому работнику Согласно данным, представляемым в налоговую инспекцию, эти работники получают заработную плату на уровне ниже физиологического минимума, но в такое вряд ли возможно поверить.

Наконец, еще одним показателем, напрямую связанным с характеристикой рынка труда и позволяющим оценивать величины доходов, являются расчеты физиологического прожиточного минимума, рациональных норм потребления и потребителских корзин. Нормативный метод, положенный в основу их определения, дает несколько завышенные результаты, что в прочем, хорошо известно. Тем не менее уменьшение рассчитанных норм - прием некорректный; указанные показатели завышены для стабильной ситуации, в которой находится работник и его семья; но они оказываются заниженными, если ситуация изменяется (переезд в другой город или иной населенный пункт, на новую квартиру, смена места работы). Подобные сдвиги требуют обычно оплаты транспортных услуг, приобретения мебели, дополнительной одежды, часто - услуг сферы образования и т.д.

К сожалению государственные органы время от времени без каких-либо объективных обоснований корректируют рассматриваемые нормы в сторону понижения. И это при том, что они уже занижены изначально, поскольку не учитывают такие крупные затраты, как идущие на приобретение жилья и товаров длительного пользования.

Всё, о чём выше шла речь, касалось показателей, в которых рынок труда проявляется напрямую. Теперь следует перейти к показателям, характеризующих состояние рынка труда косвенно. Один из важнейших среди них - агрегированные суммарные денежные доходы населения , т.е. сумма полученным им заработных плат, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат.

Другим косвенным показателем, характеризующим, скорее, состояние доходов населения, нежели рынка труда, является сравнение индексов средней заработной платы и индексов цен. Необходимо заметить, что данные показатели в 1997 году изменились сопоставимо, что послужило для правительства Украины основанием сделать вывод о стабилизации уровня жизни населения. К сожалению, при этом не учитывались процессы дифференциации доходов, что в значительной мере заставляет сомневаться в корректности сделанного вывода. Так, данные об учредительстве в товариществах, акционерных обществах закрытого типа свидетельствуют: собственниками стали менее 15% от общего количества занятых; при этом дифферентация по доходам от собственности среди указанного слоя населения, по видимому, черезвычайно велика.

Характеризуя связь рынка труда с функционированием рынка потребительских товаров и услуг, а также рынком денег, нельзя не обратить внимания на соотношения процентных ставок и средней нормы рентабельности. В целом по предприятиям средняя норма рентабельности, рассчитанная по себестоимости продукции (услуг), составляет 15,8%, в то время, как ставка по вкладам и депозитам - 120-150, ставка по кредитованию - 190-210%. возникает резонный вопрос: каким предприятиям под силу получение кредитов при такой процентной ставке?

Существенным показателем для характеристики переходного периода является также соотношение между стоиимостью строительства одного квадратного метра жилья и средней заработной платой . К сожалению, в 1992-1995 гг. это соотношение ухудшалось: стоимость строительства росла быстрее, чем средняя заработная плата. Примерно такие же тенденции отмечаются и в отношении товаров длительного пользования, прежде всего автомобилей и сложной бытовой техники. Единственным резко подешевевшим относительно других товаром (в первую очередь в сравнении с хлебом и молоком) оказалась водка, что, однако, никак нельзя расценить как свидетельство успеха реформ.



Введение ………………………………….……………………….

Глава I . ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА ……………………………………………………….

Глава II . ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА ………………………………………………………

2.1 Показатели, характеризующие предложение на рынке труда ………………………………….……………………….

2.2 Показатели, характеризующие спрос на рынке труда …….…..

2.3 Показатели, характеризующие равновесие на рынке труда ……

Глава III . Критерии оценки ситуации на рынке труда …...

3.1 Критерии предложения труда …………………………………….

3.2 Критерии занятости населения ………………………………….

3.3 Критерии безработицы …………………………………………....

3.4 Принципы анализа состояния рынка труда в регионе по кpитеpиальным оценкам ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ.

Переход нашей страны в условия рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. Длительное функционирование экономики в административно-государственном режиме, естественно, наложило отпечаток на все закономерности и основные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявилось в государственном секторе экономики – разрушение системы “гарантированного финансирования”, существовавшей в эпоху социалистического планового хозяйства, привело к резкому снижению занятости на предприятиях военно-промышленного и перерабатывающего комплекса, в организациях отраслевой и академической науки, в медицине и образовании.

Нарушение производственных связей между предприятиями привело к усилению региональных диспропорций на рынке труда. Экстенсивному развитию экономики в условиях социалистического централизованного планирования соответствовал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости – рабочих мест и фонда жизненных средств – образовывало относительно самостоятельные воспроизводственные потоки, несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с преимущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности перемещением людей по территории и между отраслями.

Процесс приватизации бывших государственных предприятий, ставивший своей целью проведение их структурных преобразований, повышение эффективности производства, столкнулся с жесткими финансовыми ограничениями. На всех предприятиях, где проводилась рационализация производства, прежде всего, сокращались средства, направляемые на оплату труда, и, как следствие, проводились сокращения численности занятых в производстве. Темпы роста числа безработных могли быть сокращены, если бы коммерческая банковская система размещала достаточные кредитные средства на приватизируемых предприятиях, но отечественные банки предпочли, следуя логике максимальной выгоды, вкладывать свои средства в ограниченное число отраслей или отдельных предприятий, что привело к остановке и разорению многих предприятий. Привлечение к процессу приватизации иностранного капитала в наукоемкие отрасли промышленности, такие как машиностроение, радиоэлектроника, металлургия, химия, не дало дополнительного импульса предприятиям, а наоборот, что вполне естественно в условиях жесткой конкуренции, остановило их, оставив без работы многотысячные коллективы.

Ситуация на российском рынке труда отлична не только от стран с рыночной экономикой, но и от пост социалистических стран, поэтому необходимы неординарные решения с учетом конкретных условий и механизмов функционирования рынка труда. Уменьшить число безработных позволило бы перераспределение рабочих рук, высвобожденных из государственного сектора экономики, в активно развивающийся частный сектор. Однако здесь государство столкнулось с неподготовленностью трудовых ресурсов к работе в новых условиях. Повышенные требования, новые технологии, отсутствие достаточных средств на профессиональную переподготовку привела к тому, что квалификационная структура работников государственного сектора оказалась не соответствующей ситуации.

Цель данной работы состоит в исследовании данных, описывающих состояние на рынке труда, позволяющее выбрать систему мер по управлению трудовыми ресурсами. Основное внимание уделено решению задач на региональном уровне.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА.

Разработка технологии анализа рынка труда предполагает решение широкого круга проблем. Важнейшее место в их числе занимает разработка системы оценки (критериев) ситуации на рынке труда.

Решение задачи разработки системы оценки ситуации на рынке труда предполагает проведение тщательного анализа инфраструктуры рынка труда. Исследования этой проблемы показали, что в условиях переходного периода инфраструктура должна включать не только процессы купли-продажи рабочей силы, формирования занятости населения, ее уровня, но и меры социальной защиты экономически - активного населения. Причины этого таятся, прежде всего, в существовании определенных противоречий между личностью и экономикой переходного периода.

Современная экономическая ситуация в стране характеризуется становлением новых для населения рыночных отношений. Их принципы существенно отличаются от тех, которые были присущи административно-командной системе управления народным хозяйством. В России всегда была сильна тяга к справедливости. Однако она в дореформенный период понималась зачастую как уравнительное распределение благ. Достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества, и некоторые другие негативные аспекты. И вполне очевидно, что успешность решения задач переходного периода требует большого внимания к социальным аспектам. Это необходимо еще и потому, что пока население платит слишком высокую цену за реформирование общества. В связи с этим для переходного периода инфраструктура рынка труда должна состоять из двух самостоятельных, но взаимосвязанных блоков "Рынок труда" и "Социальная защита экономически активного населения" Предлагаемая инфраструктура рынка труда позволяет "разложить" его на ряд отдельных компонент и тем самым существенно облегчить и систематизировать работу по определению системы оценки ситуации на рынке труда.

Выбор критериев системы оценки ситуации на рынке труда базируется на ряде принципов. Критерий - должен быть конкретным, т.е. не иметь какого-либо подтекста. Его трактовка должна быть строго однозначной. Критерии могут быть исчислены только по официальным источникам. Они должны выступать как одно-порядковые величины, которые можно сопоставлять и соизмерять.

Первоначальная информация (входная информация) для проведения анализа состояния может быть получена из различных источников:

    данные службы занятости (формы статистической отчетности, ведомственная статистика);

    данные Госкомстата (статистические формы, бюллетени, сборники);

    обследования населения и предприятий (выборочные обследования населения по проблемам занятости, проводимые два раза в год на всей территории России, специальные выборочные обследования на отдельных территориях);

    данные переписи населения (пока 1989 г.);

    другие источники (данные военкоматов, поликлиник и пр.).

Полученные данные, значения параметров необходимо преобразовать, сгруппировать, представить в форме, удобной для анализа; кроме того, необходимо рассчитать различные коэффициенты и другие, промежуточные и конечные параметры (выходные параметры). Эти процессы легко формализуемы и в идеале должны выполняться в автоматическом режиме. В результате этих процессов будет получена необходимая, для количественной оценки критериев информация.

На основе полученной информации можно сделать выводы о состоянии рынка и о причинах тех или иных явлений на рынке труда. Этот процесс творческий и не поддается формализации. Вся исходная информация, относящаяся к рынку труда, разделяется на две большие группы:

    данные, характеризующие настоящее состояние рынка труда;

    данные, обеспечившие настоящее состояние рынка труда (затраты, кадры службы занятости и т.п.).

По моему мнению, целесообразно более подробно рассмотреть данные первой группы, т.к. это является основой для прогноза состояния рынка труда и, следовательно, для определения стратегии и тактики работы по управлению трудовыми ресурсами.

Выходную информацию условно можно подразделить на три группы:

    данные, характеризующие предложение на рынке труда;

    данные, характеризующие спрос на рынке труда;

    данные, характеризующие сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.

В системе анализа использованы данные двух видов:

Однако в условиях переходного периода показатели рынка труда отличаются большой подвижностью, их средние значения могут не отражать реального положения дел.

Анализ состояния рынка труда целесообразно проводить ежеквартально. На основе результатов анализа строятся варианты прогноза состояния рынка труда, которые используются при разработке системы управления трудовыми ресурсами.

2. ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА.

2.1 Показатели, характеризующие предложение на рынке труда.

Информация о предложении на рынке труда рассматривается в следующих аспектах:

    демографическом;

    социально-экономическом;

    профессиональном.

а) Показатели демографического аспекта:

    Численность населения, постоянно проживающего на данной территории;

    Площадь территории;

    Половозрастная структура населения;

    Структура маятниковой миграции;

    Структура движения населения за год;

    Численность вступивших в трудоспособный возраст в %;

    Структура иммигрантов по статусу за год;

    Половозрастная структура иммигрантов и эмигрантов за период;

    Численность граждан, выехавших на работу за пределы региона (за период);

    Численность рабочей силы, привлеченной из других регионов (за период);

    Средняя предстоящая продолжительность жизни для лиц, достигших трудоспособного возраста.

б) Показатели социально-экономического аспекта:

    Численность трудовых ресурсов - это сумма численностей трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров;

    Численность работников, числившихся в списочном составе весь предыдущий год;

    Численность работающих инвалидов;

    Численность находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации;

    Численность добровольно работающих неполное рабочее время (день, неделю);

    Половозрастная структура занятого населения;

    Структура занятых в материальном производстве/ непроизводственной сфере;

    Структура занятых по секторам экономики;

    Структура занятых по отраслям экономики;

    Структура занятых трудовой деятельностью по статусу занятости;

    Численность экономически активного населения;

    Структура экономически активного населения по отношению к занятости;

    Половозрастная структура экономически активного населения;

    Половозрастная структура реальных безработных;

    Структура реальных безработных по социальным группам, к которым они относились до начала периода безработицы. Имеются данные по следующим социальным группам: рабочие, служащие, без квалификации;

    Уровень экономической активности населения - это доля численности экономически активного населения в общей численности населения;

    Уровень экономической активности по половозрастным группам;

    Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;

    Уровень безработицы по половозрастным группам;

    Структура реальных безработных по продолжительности безработицы;

    Половозрастная структура безработных, зарегистрированных в службе занятости;

    Структура зарегистрированных безработных по причинам не занятости;

    Структура зарегистрированных безработных по продолжительности безработицы;

    Численность высвобожденных по инициативе администрации за квартал по данным отчетности по труду;

    Состав зарегистрированных безработных по группам, требующим особой социальной защиты;

    Структура высвобожденных по инициативе администрации по секторам экономики за квартал;

    Структура высвобожденных по инициативе администрации по отраслям экономики за квартал;

    Изменение численности занятых в народном хозяйстве за квартал - это разность между численностями принятых на работу и выбывших из числа работающих по данным отчетности по труду;

    Структура выбывших из числа работающих по причинам выбытия за квартал по данным отчетности по труду (по собственному желанию);

    Движение рабочей силы на официальном рынке труда за квартал по данным службы занятости;

    Участие службы занятости в трудоустройстве населения за квартал;

    Естественный уровень безработицы - это сумма численностей фрикционных и структурных безработных. Фрикционные безработные - это люди, не занятые в данный момент времени из-за добровольного перехода с одной работы на другую по всевозможным причинам. Структурная безработица обусловлена изменением спроса на товары и услуги и соответствующей этому трансформацией профессиональной и отраслевой структуры занятости населения.

в) Показатели профессионального аспекта:

    Профессиональный состав экономически активного населения по укрупненным группам;

    Профессиональный состав незанятых, обратившихся в службу занятости, по укрупненным группам с указанием распределения по полу в каждой группе;

    Структура экономически активного населения по уровню образования;

    Структура обратившихся в службу занятости по уровню образования;

    Численность учащихся ПТУ, техникумов и ВУЗов очной формы обучения;

    Уровень безработицы по укрупненным профессиональным группам;

    Структура профессионального обучения зарегистрированных безработных по типу учебного заведения за период;

    Профподготовка обратившихся в службу занятости за период;

    Численность выпускников дневных отделений ВУЗов и техникумов за год;

    Численность выпускников ПТУ за год;

    Профессиональный состав иммигрантов и эмигрантов за период;

    Профессиональный состав привлеченных на работу из других регионов за период;

    Профессиональный состав выехавших на работу за пределы региона за период (для тех регионов, где это существенно);

    Структура иммигрантов и эмигрантов за период по уровню образования.

2.2 Показатели, характеризующие спрос на рынке труда.

Информация о спросе на рынке труда рассматривается в следующих аспектах:

    социально-экономическом;

    профессиональном.

    Общее число предприятий и производств на данной территории;

    Структура предприятий и производств по формам собственности;

    Группировка промышленных предприятий по объему выпускаемой продукции;

    Группировка промышленных предприятий по среднесписочной численности;

    Валовой общественный продукт в ценах с учетом инфляции - это суммарная стоимость продукции и услуг в текущих ценах, произведенных на данной территории;

    Структура валового общественного продукта по отраслям экономики;

    Произведенный национальный доход на душу населения - это отношение национального дохода, произведенного на данной территории, к общей численности населения региона;

    Национальный доход - это стоимость валового общественного продукта за вычетом стоимости израсходованных в производственном процессе средств производства;

    Прожиточный минимум - это минимальная стоимость жизненных средств, физически необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления рабочей силы человека;

    Распределение населения по размеру среднедушевого дохода;

    Стоимость основных фондов (по балансовой стоимости);

    Структура основных фондов по отраслям экономики;

    Структура основных фондов - производственная/непроизводственная сфера;

    Коэффициент износа основных фондов ("Возраст оборудования");

    Объем производства и услуг (в оптовых ценах предприятий);

    Структура производства и услуг по отраслям экономики;

    Структура производства и услуг по секторам экономики;

    Капитальные вложения в экономику - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов.

    Структура капитальных вложений- производственное/непроизводственное назначение;

    Структура капитальных вложений по отраслям экономики. В структуре отражены размеры капитальных вложений в отрасли экономики региона, а также их процентное соотношение;

    Структура капитальных вложений по секторам экономики. В структуре отражены размеры капитальных вложений в сектора экономики по формам собственности, а также их процентное соотношение;

    Удельный вес преобладающей отрасли (по объему производства) - это доля преобладающей отрасли по стоимости выпущенной продукции или произведенных услуг в общем производстве. Преобладающая отрасль - это отрасль, имеющая максимальную стоимость выпущенной продукции или произведенных услуг;

    Удельный вес преобладающего (градообразующего) предприятия (по объему производства) - это доля преобладающего предприятия по стоимости выпущенной продукции или произведенных услуг в общем объеме производства. Преобладающее предприятие - это предприятие, имеющее максимальную стоимость выпущенной продукции или произведенных услуг;

    Число вакансий в народном хозяйстве - количество незанятых рабочих мест, на которые могут быть приняты работники;

    Структура вакансий по отраслям экономики. В структуре отражены количества вакансий по отраслям, а также их процентное соотношение в общей численности вакансий;

    Спрос на рабочую силу в народном хозяйстве – это сумма численности занятых в народном хозяйстве и количества вакансий;

    Структура спроса на рабочую силу по отраслям экономики. В структуре отражены абсолютные значения спроса по отраслям, а также процентные соотношения этих значений в общем спросе на рабочую силу;

    Численность скрытых безработных по народному хозяйству - это возможное количество высвобожденных работников без снижения объемов производства и услуг при производительности труда, равной производительности базового периода (резерв рабочей силы);

    Структура скрытой безработицы по отраслям экономики. В структуре отражены численности скрытых безработных по отраслям экономики, а также их процентные соотношения в общем объеме скрытой безработицы в регионе;

    Доля скрытой безработицы в общей численности занятых. В структуре занятых по отраслям с указанием только процентных соотношений уточнить долю скрытых безработных в каждой отрасли в общей численности занятых;

    Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. В связи с постоянным изменением заработной платы эти данные желательно иметь за календарный месяц, предшествующий отчетной дате;

    Среднемесячная заработная плата колхозников (желательно за последний календарный месяц);

    Ввод основных фондов за год - это стоимость основных фондов, введенных за год в эксплуатацию;

    Выбытие основных фондов за год - это стоимость основных фондов, выбывших за год из эксплуатации;

    Индекс динамики объема производства и услуг по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс динамики объема производства и услуг рассчитывается как отношение объема производства и услуг к аналогичному показателю в базовом периоде;

    Индекс динамики спроса на рабочую силу по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс динамики спроса на рабочую силу рассчитывается как отношение спроса на рабочую силу к аналогичному показателю в базовом периоде;

    Индекс изменения производительности труда по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс изменения производительности труда рассчитывается как отношение индекса динамики объема производства и услуг к индексу численности занятых. Индекс численности занятых - это отношение численности занятых в отрасли или в народном хозяйстве к аналогичному показателю в базовом периоде;

    Коэффициент эластичности прироста скрытой безработицы на 1% падения производительности труда по отраслям и по хозяйству в целом. При неизменной трудоемкости производственных процессов коэффициент эластичности определяется долей условно-постоянных работников, занятых управлением и организацией производства, наладкой и ремонтом оборудования, зданий, сооружений и т.п.; их численность связана в малой степени с объемами производства. Например, для промышленности в целом эта доля составляет примерно 50% в общей численности занятых, следовательно, коэффициент эластичности для промышленности можно считать равным 0,5. Для отраслей промышленности требуются уточнения в соответствии с их долей условно-постоянных работников. Для других отраслей экономики этот коэффициент корректируется с учетом другой трудоемкости продукции и другой долей работников ручного труда. Эти коэффициенты устанавливаются экспертным путем и являются исходными данными для системы оценки ситуации на рынке труда;

    Темпы роста среднемесячной заработной платы. Темпы роста среднемесячной заработной платы определяются отношением среднемесячной заработной платы данного периода к аналогичному показателю для предыдущего периода. Данные приводятся отдельно для категорий рабочих и служащих и колхозников.

    Профессиональная структура вакансий по укрупненным группам. В структуре отражены количества вакансий по укрупненным профессиональным группам, а также их процентные соотношения в общем объеме вакансий;

    Число учреждений высшего и среднего специального образования, расположенных на данной территории;

    Число учреждений начального профессионального образования, расположенных на данной территории;

    Профессиональная структура учебных мест, предоставленных службой занятости для переобучения безработных за период. В структуре отражены количества учебных мест по укрупненным профессиональным группам, а также их процентные соотношения в общем объеме учебных мест, предоставленных службой занятости.

2.3 Показатели, характеризующие равновесие на рынке труда.

Информация о сбалансированности спроса и предложения на рынке труда рассматривается в следующих аспектах:

    социально-экономическом;

    профессиональном.

а) Показатели социально-экономического аспекта:

    Разность между спросом и предложением рабочей силы по народному хозяйству в целом - это разность между спросом и численностью экономически активного населения;

    Доля удовлетворенного спроса по отраслям и хозяйству в целом. Доля удовлетворенного спроса определяется процентным отношением численности занятых в отрасли (в хозяйстве в целом) к спросу на рабочую силу в отрасли (в хозяйстве в целом).

б) Показатели профессионального аспекта:

    Количество не занятых, приходящихся на одну вакансию, по укрупненным профессиональным группам и по хозяйству в целом по данным государственной службы занятости;

    Перечень дефицитных профессий. Перечень дефицитных профессий составляется на основании данных тех профессиональных групп, для которых количество незанятых, приходящихся на одну вакансию меньше 1, должны включаться в этот перечень. Желательно по возможности уточнить конкретные профессии из укрупненных профессиональных групп, по которым наблюдается значительный дефицит. Такие перечни должны составляться регулярно (например, раз в квартал); они отражают положение дел в конкретный момент времени. Накапливая эти сведения, необходимо составлять перечень профессий, по которым наблюдается устойчивый дефицит в регионе. Как следует из сказанного, перечни составляются по данным государственной службы занятости, что далеко не всегда отражает положение дел на реальном рынке труда. Поэтому необходимо проводить постоянные наблюдения за требованиями рынка к профессиональной подготовке рабочей силы и соответственно корректировать перечни дефицитных профессий. Методики такого наблюдения разработаны в специальном документе;

    Затраты на социальную поддержку в связи с безработицей.

3. Критерии оценки ситуации на рынке труда.

Все вышеизложенные данные, рассматриваемые как факторы, определяющие значения того или иного критерия оценки рынка труда, позволяет количественно вывести величины основных критериев, характеризующих каждый отдельный сегмент инфраструктуры рынка и, следовательно, создать единую в своей основе систему критериев оценки ситуаций на рынке труда, и как следствие, принять те или иные меры по управлению трудовыми ресурсами.

Собранная информация, характеризующая различные аспекты рынка труда, в этом случае выступит для оценки факторов, условий, определяющих траекторию развития критериев. Такой подход внесет определенную организацию в анализ ситуации на рынке труда; позволит более точно оценить место и роль отдельных факторов формирования спроса, предложения труда и т.д. и, соответственно этому, позитивный или негативный характер изменения величины критерия.

Для оценки спроса на труд может быть использован показатель "Соотношение численности экономически активного населения и спроса на труд" . Определение количественной величины этого критерия осуществляется по формуле:

А - экономически активное население;

L s - спрос на труд.

Если величина этого критерия больше 100%, то это свидетельствует, что численность экономически активного населения больше, чем потребность в рабочей силе в регионе. И, следовательно, складывается критическая ситуация с трудоустройством населения. Если она меньше 100%, то это говорит о том, что рабочей силы региону не хватает. Наиболее желательна ситуация, с точки зрения населения, когда величина коэффициента будет несколько меньше 100%, тогда у него есть возможность не только получить работу, но и выбрать ту, которая ему больше нравится. С точки зрения предпринимателей - наоборот, она должна быть чуть больше 100%, тогда они могут формировать трудовой коллектив на конкурсной основе. При анализе данного критерия важно проследить его динамику и выявить ее тенденцию. Такой анализ траектории критерия во времени необходим практически для всей системы критериев. Однако в некоторых случаях возможны исключения. Это будет отмечено особо.

Другим критерием, характеризующим спрос на труд, является показатель "Соотношение наличия вакантных рабочих мест и спроса на труд" . Расчет проводится по формуле:

V – численность вакантных рабочих мест;

L s – спрос на труд.

При оценке критерия надо исходить из того, что чем больше его величина по модулю, тем ситуация лучше, т.к. это свидетельствует о том, что численность вакантных рабочих мест достаточно велика.

3.1 Критерии предложения труда.

Предложение труда выступает как наиболее сложное явление для оценки рынка труда. Это обусловлено тем, что предложение труда, его масштабы и структура определяются не только спросом на труд, но и желаниями, возможностями, способностями человека. Коллизии между работодателями и работополучателями здесь весьма вероятны. В практических расчетах величина предложения определяется как сумма занятого населения и безработных, т.е. численность экономически активного населения в данный момент времени. Вместе с тем вполне возможно, что в следующий момент времени положение дел может кардинально измениться и государство, его органы должны быть готовы к этим изменениям. В связи, с чем важнейшим критерием предложения труда является полнота удовлетворения потенциальной потребности населения в трудовой деятельности. Он может быть охарактеризован как соотношение величины предложения труда (экономически активного населения в данный момент времени) и численности потенциальных работников. Их величина может быть определена как численность трудовых ресурсов региона в среднем за год. Большая корректность расчета предполагала бы исключение из этой величины 90% учащихся трудоспособного возраста, предполагая, что отсев не превысит 10%. Расчет критерия "Полнота удовлетворения потенциальной потребности населения в трудовой деятельности" производится по формуле:

A – экономически активное население;

T – численность трудовых ресурсов за исключением 90% численности учащихся в трудоспособном возрасте;

Расчет критерия за определенный период времени позволит установить долю населения, нуждающуюся в трудовой деятельности в составе населения, которое может потребовать таких услуг. Ее выявленные колебания (отклонения) позволят органам управления своевременно принять необходимые меры в случае излишка или недостаточности предложения труда. Предложение труда может быть оценено и критерием "Соотношение темпов приростов предложения труда и численности населения в трудоспособном возрасте"

L p и N p соответственно темпы прироста численности предложения труда и населения в трудоспособном возрасте.

3.2 Критерии занятости населения.

Занятость населения может быть оценена критерием "Уровень занятости экономически активного населения" . Он исчисляется по формуле:

L – численность занятого населения в регионе;

Чем ближе величина этого коэффициента к 100%, тем благополучнее положение в регионе и наоборот.

Другой критерий "Соотношение приростов занятости и экономически активного населения" . Он исчисляется по формуле:

L p прирост занятого населения;

A p прирост экономически активного населения.

Если коэффициент близок к 100%, то это означает, что в регионе при разработке политики занятости населения учитывается возможное изменение социально-экономической и демографической ситуации, если же он их превышает, то это свидетельствует, что для желающих трудоустроиться рабочих мест мало или нет. В этом случае, необходимо провести дополнительное исследование и соответствующие расчеты. Важным является не только оценка полноты занятости экономически активного населения, но и эффективности занятости. "Эффективность занятости" исчисляется по формуле:

P объем производства валового общественного продукта в регионе в расчете на 1 занятого в экономике в текущем и предшествующем периоде.

Увеличение выработки на 1 занятого свидетельствует об эффективности использования труда.

Не менее важен и критерий "Эффективность труда" – соотношение выработки на 1 работника в регионе и средней выработки по России. Он исчисляется по формуле:

P и P ф соответственно показатели средней выработки валового общественного продукта в регионе и федерации на душу населения за период t.

Сопоставление уровней душевого производства в регионе со средним объемом производства в стране свидетельствует об уровне экономического развития региона. Такая информация может стать началом анализа причин успехов или неудач региона.

Для оценки занятости населения важное значение имеет критерий "Занятость в сфере услуг" . Его расчет производится по формуле:

L u численность занятых в сфере услуг в регионе;

A – экономически активное население.

При оценке этого критерия надо исходить из того, что в сфере услуг более трудоемкая деятельность по сравнению со сферой производства. И, соответственно, при необходимости увеличения численности занятого населения региона необходимо развивать сферу услуг. Однако надо иметь в виду, что уровень заработной платы в сфере услуг ниже, чем в сфере производства. Такое положение существует не только в нашем народном хозяйстве, но и за рубежом.

Другим критерием, характеризующем занятость населения, выступает "Доля занятых в малых предприятиях" . Значение этого критерия определяется тем, что малые предприятия, как правило, имеют трудоемкие технологии и, следовательно, привлекают относительно большее число работников. Последнее обстоятельство определяется еще и тем, что большинство малых предприятий функционирует в сфере услуг. Расчет данного критерия производится по формуле:

L МП численность работников, занятых в малых предприятиях (без совместителей).

Важное значение может иметь критерий "Сопоставление показателя уровня занятости населения в регионе и России" . Расчет производится по формуле:

L c доля занятого населения в России в % к численности трудовых ресурсов;

R i доля занятого населения в регионе i в % к численности трудовых ресурсов.

Для разработки системы критериев целесообразно использовать данные централизованно проводимых выборочных обследований. Они позволят более глубоко и разносторонне оценить некоторые качественные характеристики занятого населения. Данные выборочного обследования о занятости населения позволяют установить критерий соотношения "Половой структуры экономически активного и занятого населения" . Расчет проводится по формуле:

L (М),(Ж) численность занятых, соответственно мужчин и женщин;

A (М),(Ж) численность экономически активного населения мужского и женского пола.

Этот критерий позволяет оценить использование трудового потенциала мужчин и женщин. Он может иметь большое значение при наличии дефицита рабочей силы. Критерий "Неполной занятости" выступает важнейшей характеристикой использования трудового потенциала региона и благосостояния населения. Кроме того, он может быть применен при сравнительном анализе регионов и исследовании специфики использования рабочей силы регионов. Расчет критерия производится по формуле:

и L – соответственно численность не полностью занятых и всех занятых.

Важное значение имеет использование критерия "Добровольная (вынужденная) неполная занятость" . Этот критерий исчисляется по формуле:

L (d),(r) соответственно численность добровольно (вынужденно) не полностью занятых.

Этот критерий позволяет оценить характер неполной занятости. Вполне очевидно, что если доля добровольно не полностью занятых будет больше, чем доля вынужденно не полностью занятых, то это хорошо. Однако в этом случае желательно выяснить и причины добровольной не полностью занятости. Материалом выборочного обследования такая возможность предоставляется. Очень часто неполную занятость считают скрытой (латентной) безработицей. Подобная трактовка неверна, так как быть одновременно занятым и безработным нельзя. Согласно методологическому руководству МБТ, занятым считается гражданин, который в течение определенного периода (одна неделя или один день) относился либо к категории занятых по найму, либо занятых на собственном предприятии. При этом продолжительность работы должна быть не менее одного часа. Безработица же трактуется как полное отсутствие работы в данный момент времени. Безработным признается лицо, которое в течение отчетного периода было без работы, готово было приступить к работе и искало работу. Для углубления анализа можно рекомендовать определение критериев занятости в индустриальных отраслях, сельском хозяйстве, военно-промышленном комплексе и т.д.

3.3 Критерии безработицы.

При оценке безработицы может быть использован широкий круг критериев. В их числе, прежде всего, надо выделить критерий "Уровень безработицы":

B – численность безработных на момент t по данным обследования Госкомстата или Федеральной службы занятости;

A – экономически активное население.

Он представляет сведения о доле безработных в составе экономически активного населения и, следовательно, свидетельствует об уровне благополучия населения региона. Критерий "Темп роста безработицы" представляет информацию о скорости "роста безработицы" и, соответственно, эффективности мер, принимаемых к ее уменьшению. Он определяется по формуле:

t – момент времени.

Важное значение имеет определение критерия "Уровень естественной безработицы" . В экономической теории этой проблеме уделяется большое внимание. К естественной безработице относят такие ее формы, как фрикционная и структурная. Фрикционными безработными считают людей, не занятых в данный момент времени из-за добровольного перехода с одной работы на другую по самым различным причинам. Структурная безработица обусловлена изменением спроса на товары и услуги и соответствующей этому трансформацией профессиональной и отраслевой структуры занятости населения. Ее причиной является технический прогресс, который устраняет и преобразует некоторые виды труда, в связи с чем эти люди должны приобрести новые профессии. Решение такой задачи и поиск работы делают этих людей безработными. Оценивая два вышеуказанных вида безработицы, надо обратить внимание на то, что в нормально функционирующей экономике эти люди обеспечивают нормальную ротацию кадров и в этом смысле такие виды безработицы необходимы и даже желательны для нормального развития экономики. В экономической теории под полной занятостью понимают такую занятость, когда численность безработных не превышает величины естественного уровня. Именно в этом случае возникает сбалансированность рынка рабочей силы - спрос на труд примерно равен его предложению. И именно в этой ситуации экономика способна произвести такой объем товаров и услуг, который обеспечит "полное" использование ресурсов и потребности населения. Показатель естественной безработицы наиболее просто определить как сумму численностей фрикционных и структурных безработных, но такой информации наши статистические органы не представляют. В связи с этим уровень естественной безработицы устанавливается как скользящая средняя фактических значений численности безработных за возможно больший период времени. Критерий "Уровень естественной безработицы" может быть определен на основе следующей формулы:

n – число замеров уровней фактической безработицы в регионе.

Следующим критерием, который характеризует безработицу, является "Половой состав безработных" . Он позволяет оценить долю безработных мужчин или женщин в составе безработных. Расчет проводится по формуле:

B ( М),(Ж) соответственно численность безработных мужчин и женщин.

Однако только этой информации недостаточно, т.к. доля женщин и мужчин неодинакова в численности занятых. В связи с этим необходимо исчислить критерий "Доля мужчин и женщин в составе экономически активного населения" . Расчет производится по формуле:

Значение критерия.

Весьма важно оценить и возрастной состав безработных. Для этой цели можно использовать критерий "Доля численности безработных в составе экономически активного населения определенной возрастной группы" . Этот критерий исчисляется для молодых безработных (до 30 лет) m , безработных среднего возраста (31-45 лет) s и безработных старших возрастов (46 лет и более) i . Расчет критерия производится по формуле:

- численное значение критерия.

3.4 Принципы анализа состояния рынка труда в регионе по кpитеpиальным оценкам.

Основными показателями, характеризующими рынок труда, являются:

E – число безработных;

L s спрос на труд;

V – число вакантных рабочих мест;

L d предложение труда;

L – численность занятого населения.

X i -, характеризуют демографическую ситуацию в регионе, социально-экономическую, профессиональный состав населения, структуру спроса на рынке труда.

Описание этих показателей (факторов) предложено в главе 2 работы.

Основная задача анализа рынка труда состоит в том, чтобы определить, от каких факторов может зависеть число безработных в данном регионе и какие меры надо принять, чтобы снизить (при необходимости) это число. Анализ рынка труда основывается на сопоставлении значений основных показателей, характеризующих рынок труда в данном регионе, - прежде всего, числа безработных E , - со значениями этих показателей в других регионах РФ. При этом сопоставление происходит не только со всеми регионами РФ в целом, но и со специально сформированными группами регионов, которые однородны с исследуемым в определенных отношениях.

Однородность, о которой идет речь, определяется в 2-х отношениях:

1) по уравнению зависимости того или иного из основных показателей от влияющих факторов X i ;

2) по принадлежности к одной из групп.

Важнейшим показателем, характеризующим рынок труда, является число безработных E . У него есть "естественный уровень" - значение которого различно в разных районах региона. Этот "естественный уровень" использован во многих критериях, рассмотренных в главе.

Однако, определение значения, для каждого конкретного района региона методически трудно. Поэтому предлагается (далее) выводы о малом или же большом уровне безработицы в анализируемом районе региона или регионе в целом делать, основываясь на сравнении со значениями этого показателя в других регионах.

Для определения того, является ли значение Е в данном регионе небольшим, допустимым или недопустимым, строим распределение значений относительного показателя, - "Уровень безработицы" :

А – численность экономически активного населения, в выбранной группе регионов (районов) или же во всем регионе.

Анализ состояния рынка труда в регионе может быть проведен в одном из вышеуказанных отношений 1) или 2) или же в обоих. При анализе в отношении 1) происходит расчет влияния факторов X i на уровень безработицы и на значение каждого из основных показателей: L s , V , L d и L . Затем в рамках этого анализа может быть произведен прогноз значений уровня безработицы любого из факторов и критериев, рассмотренных в главе. При анализе в отношении 2) вначале определяют те группы, к одной из которых принадлежит рассматриваемый регион. Затем осуществляют сопоставление значений любых факторов, показателей и критериев в контрастных группах. Это позволяет установить, каковы различия между анализируемым регионом и регионами, сходными с ним по тем или иным основным показателям, но различными по уровню безработицы или другим основным показателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проделанной работы была проанализирована имеющаяся информация о рынке труда, представлены некоторые методы ее количественной обработки с целью упрощения последующей анализа. Мной были предложены, на мой взгляд, основные принципы технологии анализа рынка труда региона, описаны данные, характеризующие рынок труда, предложены критерии оценки и формулы для получения их количественных значений, а так же принципы и общая схема действий при анализе рынка труда по кpитеpиальным оценкам.

По результатам исследования можно сделать выводы, что в условиях, когда российский рынок труда развивается по законам отличным от общепризнанных канонов мировой экономической практики проведение анализа его состояния приобретает особую значимость для оперативного принятия управленческих решений в целом ряде государственных служб, в том числе и федеральной службы занятости.

Существующая практика подтверждает, что именно отсутствие необходимого и достаточного, систематизированного набора характеристик реального и официального рынка труда, источников получения информации по целому ряду аспектов: демографическому, социально-экономическому, профессиональному, - затрудняет проведение каких либо обоснованных оценок и анализов.

Так же, хотелось бы отметить, что, несмотря на, казалось бы столь плачевное состояние отечественного рынка труда, в последнее время наметилась тенденция к сокращению темпов роста безработицы. По результатам последних исследований ВЦИОМ, оценка большинством директоров ближайших перспектив изменения численности персонала предполагает довольно умеренные масштабы сокращения занятости. Только 1/10 из опрошенных предприятий показала, что за последний год увольнения превысили 30% от числа работающего персонала, в большинстве же случаев (62% опрошенных предприятий) увольнения не превышали 10%. Причем в 72% случаев люди уходят по собственному желанию в связи с невыплатами заработной платы, ее задержками или низкой суммой, и только 13% увольнений происходит по инициативе администраций и связано с экономическим состоянием предприятия. Большинство предприятий в 1996 году продолжало набор новых сотрудников. Причем наибольшие трудности предприятия испытывают при наборе квалифицированных сотрудников в области финансов и маркетинга. На каждом втором предприятии за последние годы имелся избыток рабочей силы, достигающий 10%. По данным Госкомстата, число безработных в России в 1996 году составило 6,8 млн. человек, что составляет 9,3% от общей численности экономически активного населения. Если сравнить данную ситуацию с проблемой безработицы в ЕС, то получится, что в среднем в странах Европейского союза безработица превысила 10-процентный рубеж, хотя в 60-е годы этот показатель составлял всего около 2%. В Германии и Франции безработица достигла рекордного со времен 30-х годов уровня. Вопрос настолько серьезен, что уже четыре года идут разговоры о включении в текст Маастрихтского договора особой главы, посвященной безработице.

Спад производства 1992-1996 гг. в России привел к сокращению спроса на рабочую силу. Но финансово-экономические сложности не сопровождаются адекватным сокращением численности персонала. Многие предприятия стремятся сохранить кадровый потенциал за счет вынужденных отпусков, сокращения рабочего дня и прочее. Масштабы скрытой безработицы намного превышают официальные данные. Так, по результатам некоторых социологических исследований, размер скрытой безработицы в 1996 году составил 16-18 млн. человек. Вместе с тем наметился рост спроса на рабочую силу со стороны негосударственных предприятий и организаций. Но развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса происходит в достаточно неблагоприятных условиях: отсутствует хорошо разработанное законодательство, не отработана система льготного налогообложения малого бизнеса, велики политические риски.

Вследствие этих факторов занятость в частном секторе обладает такими чертами, как мобильность, краткосрочность, что порождает вопросы неформальной и вторичной занятости. В связи с чем очень трудно привести статистику о масштабах занятости в негосударственном секторе. По разным источникам, она варьируется от 36% до 63% от числа занятых в экономике.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости систематического подхода к проблеме изучения проблем состояния регионального рынка труда, что позволит осуществлять более эффективное управление распределением трудовых ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    Большой экономический словарь. Общая редакция А.Н. Азрилияна. М., Фонд "Правовая культура",1994.

    Статистический словарь, изд.2. М., Финансы и статистика, 1989.

    Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 г. Федеральная служба занятости России. М., 1997.

    Об использовании материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости для анализа рынка рабочей силы. Письмо Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) N 6-2-15/139 от 18.07.94.

    М.В. Москвина. Проект паспорта основных показателей для социально-экономической оценки региона. Федеральная служба занятости России. Рукопись, 1994.

    Отчет о развитии рынка труда в первом полугодии 1997 году. Издание Центра занятости Воронежской области, 1997г.

    Р. Хуссманс, Ф. Мехран, В. Верма. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. Методическое руководство Международного бюро труда. М., Финстатинформ, 1994.

    Б.Д. Бреев. Безработица как источник дестабилизации и социальной напряженности. Материалы Международной конференции "Локальные воздействия, порождающие социально-экономическую дестабилизацию России". Рукопись, 1995.