Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В чем проявляется экономическая культура личности кратко. Что такое экономическая культура

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.


Тема: Экономическая культура

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, экономической культуре, ее сущности и структуры

Воспитательные

Развивающие — речевые умения (умение высказывать свою точку зрения); умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое экономика? (это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ)

2. Что такое валовой внутренней продукт? (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения)

3. Что такое уровень бедности? (называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум.)

3. Изучение новой темы

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельнос­ти, через рост его материальной и духовной вооруженности. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Культурное развитие предполагает выделение куль­турного эталона (образца) и заключается в максимальном

следовании ему.

Экономическая культура общества - это система цен­ностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека, а также содержание традиций и норм, регулирую­щих экономические отношения и поведение. Экономичес­кая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности.

В структуре экономической культуры можно обозна­чить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организа­ции деятельности, нормы, регулирующие отношения и по­ведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компо­нентом. Эти знания представляют собой совокупность эко­номических представлений о производстве, обмене, распре­делении и потреблении материальных благ, влиянии эко­номической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляю­щей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономиче­ских явлений и процессов, оперировать усвоенными эко­номическими понятиями, анализировать конкретные эко­номические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффектив­ность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономи­ческой деятельности. Среди них необходимо выделить та­кой важный элемент экономической культуры, как эконо­мическая направленность личности, компонентами ко­торой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социаль­но значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории, на активное участие в управлении делами производства, на участие в решении раз­личных экономических задач.

Экономическая культура человека прослеживается че­рез совокупность его личностных свойств и качеств, кото­рые являются определенным результатом его участия в де­ятельности.

Важным проявлением экономической культуры явля­ются экономические отношения. От характера экономичес­ких отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) за­висит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной при­были) и наемного работника (дороже продать свои трудо­вые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей.

Необходимость разрешить противоречие между есте­ственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставля­ла людей организовывать экономику так, чтобы она по­буждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения боль­шей производительности труда- это насилие и экономический интерес.

В поисках способов гармонизации экономических ин­тересов личности и общества были задействованы и различ­ные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономи­ки - деловой этики, раскрывающей нормы и правила по­ведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являют­ся важным элементом экономической культуры, их соблю­дение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Читают стр 141 ( Своими словами объясняют как поняли прочитанное)

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от не­желательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необхо­димостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая слобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу при­нятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, какая форма собствен­нического участия ему представляется более целесообраз­ной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы.

Рыночную экономику часто называют экономикой сво­бодного предпринимательства. Что означает слово «сво­бодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, — что у него есть определен­ная совокупность прав, гарантирующих автономию, само­стоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осу­ществления, использования произведенного продукта и по­лученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюцион­ный путь. На протяжении истории происходили ее прили­вы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная за­висимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяй­ственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей лич­ной свободой, но с высокой степенью хозяйственного рис­ка, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Устойчивое развитие - это такое развитие об­щества, которое позволяет удовлетворять потребности ны­нешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимоза­висимость экономической культуры и экономической дея­тельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как произ­водитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культу­ры личности, несомненно, влияет на результативность эко­номической деятельности, успешность выполнения соци­альных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к новому, инфор­мационно-компьютерному, технологическому способу про­изводства от труженика требуются не только высокий уро­вень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культу­ры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддер­живаемой извне (начальник, мастер, контролер продук­ции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролером при этом выступает совесть, личная ответст­венность и другие моральные качества.

Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела. Расширяйте свой экономический кругозор, следите за 2 происходящими в обществе социально-экономически­ми изменениями, что поможет вам реализовать свои обя­занности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

4. Домашнее задание § 13