Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Воспитательское занятие на тему: Беседа "Что такое экономика". Беседа "экономика и мы". VII Включение в систему знаний и повторение

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу . Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в России ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.
Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в воспитательной работе нашей школы, мы отводим особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Цель программы

Главная цель программы "Мир экономики" - познакомить учащихся млад­шего и среднего школьного возраста с основ­ными экономическими понятиями и пока­зать ценность образования, его необходи­мость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни обще­ства.

Изучение рыночной системы социально-эко­номических отношений с учетом российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к актив­ному участию в индивидуальной и коллектив­ной трудовой деятельности.

Обоснование программы

В успехах школьного образования заинтересова­но все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменя­ющемся современном мире требования, предъя­вляемые рынком труда к молодым специали­стам - вчерашним выпускникам школы, посто­янно повышаются. Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недо­статков рыночной экономики, предпринима­тельства, менеджмента в стенах школы помо­жет учащимся справиться с задачами и трудно­стями, которые ожидают их в реальной "взрос­лой" жизни.

Задачи программы

Программа рассматривает:


  • базовые экономические понятия, с которы­ми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  • ключевые экономические концепции, закладывающие основу дальнейшего социально-экономического образования учащихся;

  • основные положения экономики семьи, ми­крорайона, города, региона, страны, а также международные экономические взаимоотно­шения.

Учащиеся получат возможность


  • развивать практический опыт, необходи­мый для работы в небольших группах;

  • участвовать в различных деловых играх и мероприятиях, в том числе соревнователь­ного характера;

  • учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факто­ры;

  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

  • осознать важность образования в их сегод­няшней и завтрашней жизни.

Темы программы:

НАШИ СЕМЬИ – 1 класс

НАШ МИКРОРАЙОН – 2 класс

НАШ ГОРОД – 3 класс

НАШ РЕГИОН – 4 класс
Все темы программы раскрывают три основ­ные роли полноправного члена общества: ЛИЧНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ и ПОТРЕ­БИТЕЛЬ.

Развитие ЛИЧНОСТИ включает в себя умение разработать характеристику собственных по­тенциальных возможностей, способность при­нимать решения и брать на себя ответствен­ность, стремление к сотрудничеству и, в конеч­ном итоге, достижение поставленной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, о разнообразии профессий и специальностей, об ответственно­сти за качество работы, об уровне требований, предъявляемых работодателем.

ПОТРЕБИТЕЛЬ учится принимать решения о разумном и выгодном распределении ограни­ченных ресурсов.

Пространством, в котором каждый человек ре­ализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Программа "Мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Участие в программе дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Чтобы успешно существовать и функциониро­вать в экономической системе, необходимы определенные навыки. Они, в основном, за­ключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ. Способность к принятию решений состоит в умении логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании от­ветственности за сделанный выбор. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте и подчиняться определенным требованиям ра­ботодателя.

1 класс

Тема: "Наши семьи"

Программа "Наши семьи" является первым "шагом" ребят младшего школьного возраста в мир экономики. Впереди - знакомство с тем, как живут и развиваются "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наша семья"


  • Определить понятие "семья".

  • Познакомиться с потребностями семьи.

  • Показать разницу между словами "хочу" и "надо".

  • Выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

  • Рассмотреть виды работы, выполняемой представителями различных профессий.

  • Развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне се­мейных отношений.




Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Чудесное место

для жизни



В ходе занятий ребята смогут определить, что значит «семья», понять, как члены семьи живут и работают вместе, получить представление о взаимозависимости членов семьи

Школьники узнают, в чем сходство и различие семей и как члены семей трудятся, чтобы создать «чудесное место для жизни»

3 часа

2

Слова «хочу» и «надо»

В ходе занятий ребята смогут определить разницу между словами «хочу» и «надо»

Школьники знакомятся с потребностями обычной семьи

3 часа

3

Где найти то, что должны и хотят иметь семьи

В ходе занятия ребята смогут определить потребности обычной семьи, научиться «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов, выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

Пользуясь планом, школьники узнают, где можно получить необходимое и желаемое.

3 часа

4

Как работают наши семьи

В ходе занятий ребята смогут дать определение слову «профессия», выявить, какую работу выполняют представители различных профессий – члены их семей и люди, живущие по соседству.

Школьники узнают, какова взаимосвязь между работой, выполняемой членами семей, и удовлетворением их потребностей.

3 часа

2 класс

Тема: "Наш микрорайон"
Программа "Наш микрорайон" является вто­рым "шагом" ребят младшего школьного воз­раста в мир экономики. Ему предшествовало изучение того, как живут и работают "Наши семьи". Впереди - знакомство с тем, как функ­ционируют и развиваются "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наш микрорайон":


  • Познакомить учащихся с такими понятия­ми, как "общество", "правительство", "на­логи".

  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предпри­ятиях и учреждениях микрорайона.

  • Получить представление о производстве, ос­новах товарооборота, торговли и циркуля­ции денег.

  • Продемонстрировать роль денег и банков.

  • Научить принимать "грамотные" решения, учитывая экономические последствия вы­бора.

  • Подчеркнуть роль образования в приобрете­нии профессии и успешной карьере.



Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Как работает общество

В ходе занятий ребята смогут

Познакомиться с понятием «общество»,

Узнать, как люди живут и работают вместе,

Получить представление о возможностях в выборе профессий.


Школьники узнают, как живет и работает общество, и получат представление о взаимодействии его членов на примере группы людей, населяющих микрорайон.

3 часа

2

Кондитерская фабрика

В ходе занятий дети смогут:

Познакомиться с такими понятиями, как «производство», «товар», «брак»,

Научиться различать индивидуальный и конвейерный способы производства.


Школьники испытают себя в роди производителей. Работая индивидуально или в небольших группах, они «освоят производственный процесс» и изучат различные способы производства.

3 часа

3

Роль правительства

В ходе занятий дети смогут:

Определить, что такое общественные услуги, а также места и предметы общественного пользования,

Осознать роль правительства в обществе,

Выяснить, каковы источники налогов и их предназначение.



Школьники узнают о роли правительства, об услугах, которые оно представляет обществу, и о налогах, которые предназначены для оплаты этих услуг.

3 часа

4

Дерево решений

В ходе занятий ребята смогут:

На практике изучить процедуру принятия решений,

Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями,

Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение.


Школьники пройдут все этапы принятия решения (от постановки проблемы до рассмотрения возможных последствий) и в результате смогут определить, как использовать пустующее помещение, разместив там «новое дело», приносящее пользу всему обществу.

2 часа

5

Путешествие рубля

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)

Подготовила и провела:

Воспитатель

Осьминина И.С.

Цели занятия:

Ознакомить с новым для них значением слова «экономика»;

Ознакомить с новыми понятиями в экономике;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление,

Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать,

делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

школьному имуществу.

1. Орг. момент.

2. Работа по теме.

3. Введение определения.

Ход занятия.

I.Орг. момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Красиво встали. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.

II.Работа по теме.

Соберите рассыпавшееся слово. НО ЭКО КА МИ (экономика). Определение целей (с привлечением учащихся).

Определите цели нашего урока, используя фразы:

Я думаю, что узнаю…

Мне хотелось бы узнать о …

Обобщение учителем.

Вы поставили цель и определили задачи узнать:

Что такое экономика;

Какие части экономики существуют,

Что приводит в движение экономику.

Давайте постараемся в этом разобраться.

III. Введение определения.

В основе слова лежат древнегреческие слова “экос”- дом и “номос”- закон. Буквальный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. Еще проще: Экономика-это хозяйство.

Экономика – это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Человек создает необходимые себе блага, условия и средства к существованию применяя собственный труд.

Экономика – это наука, изучение которой мы начинаем еще в средней школе.

Экономика изучает хозяйство, способы ведения его людьми, отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг и закономерности протекания хозяйственных процессов.

Экономика (греч.) – домашнее хозяйство. Если мы говорим об экономике общества, то мы говорим об общественном (народном) хозяйстве. Для чего нужно хозяину хозяйство? Для того, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым (обеспечить семье достаток). Кто работает в хозяйстве? Прежде всего, сам хозяин, возможно, с привлечением наемного труда. Кто владеет хозяйством? Естественно, сам хозяин. Таким образом, на уровне народ общество государство хозяйство должно:

Обеспечить достаток всему народу,

Принадлежать народу,

Управляться народом,

Быть приложением труда самого народа (возможно, с применением наемного труда иностранных граждан).

Это и есть хозяйственный подход к экономике. Важным в таком подходе является осмысление понятий:

Достаток – совокупность материальных благ, которых достаточно для поддержания определенного уровня жизни. «Определенный уровень» должен меняться в зависимости от текущей обстановки в обществе (если, например, идет война, то покупка спортивного автомобиля выходит за рамки достатка, переходя в разряд излишества).

Еще древние греки понимали, что хозяйство следует вести по определенным правилам. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны: жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. Экономика есть и в нашем государстве, России. Представим экономику, т.е. хозяйство любой страны в виде дерева.

Как называется каждая веточка-часть? (Отрасль).

Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)

В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? (Строительство)

Делают игрушки, машины, шьют одежду? (Промышленность)

Перевозят грузы и людей? (Транспорт) Какие еще есть отрасли? (Медицина, торговля, образование, жилищное хозяйство) .

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий?

Учитель - образование, врач - здравоохранение, продавец - торговля, маляр -

строительство, парикмахер - сфера обслуживания.

Назовите профессии ваших родителей. В каких отраслях они работают?

Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?

Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы утром можно было

выпить стакан сока или молока?

Объясните, как связаны между собой строительство и транспорт; промышленность и торговля?

Вывод: все части экономики связаны друг с другом.

Все произведенные различными отраслями продукты, т.е. товары можно приобрести за деньги. Деньги - это кровь экономики. Деньги приводят экономику в движение.

Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

Какие – благодаря общению с другими людьми?

Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

В чем состоит главная задача экономики?

Цель: закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, рассмотреть рисунки и закрепить знания,воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно.

Ход занятия

Ребята, в нашей школе нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно на вещи, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. Но вот без знания слова «экономика» прожить невозможно. Что же такое экономика? (Ответы детей.) Экономика - это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.) А когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды.

Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономике. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!» Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком. Другой греческий философ Диоген жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах.

Например, некоторые казахи живут в юртах (кочевые пастухи), северяне - в чумах. (Воспитатель показывает картинки с изображением данного жилья.) Обогревается такой дом при помощи костров. В частных домах, для обогрева используется печь. Как же попадает тепло к нам в школу, корпуса, где нет печей?

«Люди построили огромные котельные, в которых при помощи угля нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах, школах, больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.

Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери - тогда не спасет от холода теплая вода. (Да и кочегар будет работать зря, при этом очень уставая)

Солнце летом светит

И тепло кругом,

Человеку летом

В доме хорошо.

Но придут морозы,

Вьюги, холода

И без солнца теплого

Как нам жить тогда?

Конечно, ребята, это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять теплый воздух.

Посмотрите, куда к нам может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через, дверь, разбитое стекло.) Как же можно спасти нашу школу от сквозняка? (Закрывать двери в, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.)

Нужно рамы клеить,

Двери закрывать,

Что б зимою белой

Нам не замерзать.

А что мы ещё можем экономить у нас в школе? (Ответы детей) Я бы хотела поговорить с вами об экономии воды. Послушайте стихотворение «Капелька воды»Назиры Эшкувватовой.

Я часто наблюдаю это,
Когда иду гулять во двор:
то тут, то там:
Передо мною вечная картина.

Гуляю ль во дворе я
или смотрю в окно:
Стоит машина,
рядом с ней «детина»
смывает пыль и грязь
со стекол и колес машины
И льется, льется
попусту вода.
Вода, которой
Он цены не знает.
Которая дороже
Золотых монет.
Когда-то в древности
ее искали
И без воды, без войн
сдавались города.
И гибли люди
Не от сабли
и булата
Не от того,
что проливалась кровь.
А гибли от того,
что губы пересохли,
И на зубах скрипел песок.
Сейчас конечно
Время то ушло
Мы цену о воде
лишь познаем из книг.
А было время то,
Когда искали воду рассекая
скалы
Чтобы испить воды
глоток.
Иду по улице –
фонтанов вижу брызг,
То не фонтан,
который освежает воздух,
Украшает город.
Неплотно винтель
кто-то не закрыл
Или труба прогнила,
Или кран совсем оторван.
Когда я вижу это все
Мне больно.
И сердце кровью
обливается мое.
А люди мимо все
идут, спокойно…
Вода течет –
- Не замечают ничего.
Стоит машина
Рядом с ней «детина»
Смывает пыль и грязь
Со стекол и колес машины
И льется, льется
Попусту вода.
Вода, которая дороже
всех сокровищ.
А без воды –
-Земля наша пустыня.
А без воды –
- Нет жизни на земле.
Оставшись без воды:
на день, на два, на три
Мы начинаем понимать
Как дорога нам
Капелька воды,
Но получив ее опять
Про цену забываем.

В. Что вы в школе делаете с водой? Для чего вы ее используете? (Воду можно пить, готовить еду, умываться, поливать цветы, мыть полы, стирать

Нужно ли экономить воду? Почему?

Несколько водных цифр. Если использовать стакан, то при бритье и чистке зубов экономится от 5 до 10 литров воды в каждом случае.
Из полностью открытого водопроводного крана вытекает воды, вероятно, больше, чем вы думаете: каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.
И значит, помочь сэкономить воду - можно!
Не допускать, чтобы кран оставался открытым без нужды.
Иными словами, вполне можно тратить воды в несколько раз меньше, нисколько не жертвуя чистотой и ежедневным душем!

Если семья из трёх человек сэкономит хотя бы 20 процентов водопроводной воды от того объема, которым обычно пользуется, то за год такое количество воды может образовать озеро диаметром 200метров и глубиной 2 метра! А нас в нашей школе учится гораздо больше. Вот и представьте, сколько мы можем сэкономить.

Понравилась ли вам беседа? О чём мы говорили? Будем ли мы это беречь?

На протяжении 6 лет, работая в классах развивающего обучения, обучающимся по системе Л. Занкова, пройден некоторый путь Школа № 2 расположена в центральном районе города. В школе развиваются несколько направлений для углубленного изучения предметов: физико-математическое, гуманитарное, экономическое. Дети, поступающие в школу, имеют хорошую подготовку и мотивацию к учению, а родители заинтересованы в получении разносторонних образовательных услугах. Это позволило ввести уже в начальном звене школы различные дополнительные курсы по информатике, логике, экономике, иностранным языкам.“Концепция содержания непрерывного образования” предполагает введение пропедевтических курсов для подготовки учащихся начальной школы к дальнейшему изучению предметов в среднем звене. Курс “Экономическая азбука” и выполняет эту роль.

Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
  • в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

  1. Интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
  2. В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерством образования УМК под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторские разработки.
  • направленность обучения на развитие личности учащегося;
  • субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;
  • стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;
  • развитие адекватной самооценки;
  • обеспечение мотивированности, осознанности;
  • деятельный подход;
  • ориентация на сотрудничество;
  • поэтапность формирования знаний, умений;
  • использование жизненного опыта учащихся;
  • ориентация на посильность,
  • научность знаний;
  • комфортность участников образовательного процесса.

Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии экономической подготовки

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера. Итоговая отметка выставляется в форме “зачет”- “незачет” или учитывается при выставлении отметки по технологии.

Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится “экон” – денежная единица страны Экономики. Экон оценивает знания учащихся и их активную работу на занятиях вместо обычной пятибалльной системы. Полученные учащимися эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов. Начисление и снятие происходит по усмотрению учителя или при коллективном рассмотрении. Со счета может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учеников изменяется от занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения курса.

В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия :

  1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.
  2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.
  3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности.

Практическая апробация курса “Экономическая азбука” в течение 6 лет, анализ результатов проверочных работ, наблюдения за успешностью учащихся, обучающихся уже в среднем звене, позволили сделать выводы о том, что у детей и их родителей есть интерес и потребность в введении экономических знаний в младшем звене школы. Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Изложенные идеи применимы в обучении детей в любой массовой школе в 3-4 классах по традиционной или развивающим программам.

Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики

По опыту работы в начальной школе (уроки и факультативные курсы) и преподаванию экономики в среднем звене эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, экономии, об условиях труда и его оплаты, о рациональных способах выполнения работы, о природе и сохранении её богатств и т.п.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием. Рассмотрим следующую задачу: “Математика, 3 класс” (традиционная система). “Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?”. Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ёе решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.

  • Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?
  • На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

1. Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)

2. Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама – 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои.

Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 10000 рублей, стены поставить – 36000 рублей. Крышу установить – 20000 рублей, отделать изнутри – 24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом.

Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учащихся начальных классов содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические задания.

В своей работе я использую такие задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания. Например:

№ 1. Есть такая русская поговорка: “Меняю шило на мыло”. Как называется такой обмен товарами без денег?

ТОВАР
ДЕНЬГИ
БАРТЕР

Установи зависимость между числами и буквами алфавита. Это поможет тебе правильно ответить на поставленный вопрос. Сумма чисел является порядковым номером соответствующей буквы алфавита.

Надо из первого столбца выбрать наименьшее число, из второго столбца – наибольшее число, а из третьего – не наибольшее и не наименьшее. Сумма выбранных чисел и даст возможность проверить правильность ответа.

ОТВЕТ: Аукцион – это продажа товаров на основе состязательности. Покупает товар тот, кто предложит за него самую высокую цену. Ярмарка – это большая распродажа по договорным ценам, где много продавцов и покупателей.

На уроках широко использую различные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, настольные, деловые, компьютерные), конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словарь терминов, задания связанные с историей и литературой, задания творческого характера.

Например:

ТЕСТ – РИФМЫ.

Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать …
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи – …

Получил купец доход,
Увеличил оборот,
Все расходы оплатил,
Свою … получил.

Деньги взяты в долг, на срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
Коль под дело взят …

Мог вчера на сто рублей
Взять ты тыщу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется …

Обязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
Начальный нужен …

Ты построил новый дом
И живёшь спокойно в нём.
Вдруг случилось наводнение,
И поплыло всё строение.
Чтобы всё не потерять,
Нужно дом …

Мы в полном изумлении.
В каком мы заведении?
Быки, медведи здесь встречаются,
А место … называется.

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы “Цена, количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли.

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;
  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  • усиливает познавательные мотивы;
  • расширяет личный опыт учеников;
  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
  • повышает качество и прочность знаний;
  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 2–4 классов, интересны детям, родителям и преподавателям.

Список литературы:

  1. Н.А. Зайченко . “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
  2. Н.И.Романовская . “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
  3. Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  4. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
  6. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
  7. Е.Г.Фирсов . “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  8. Б.А.Райзберг . “Твоя экономика” Москва 1996 год.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.


Экономическое воспитание в школе – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.




Задачи: Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; Пробуждать здоровый интерес к деньгам; Познакомить с элементарными экономическими понятиями; Учить решать простейшие экономические задачи; Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 – 8 лет; Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).














Викторина. Чем отличается магазин от рынка? Что такое супермаркет? Для чего появились деньги? Как в кошельке появляются деньги? Что такое рациональность? Что такое экономика? Что такое валюта? Назови, какой страны эта валюта. Для чего нужна реклама? Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь?






Теория. 1. Как Миша из покупателя превратился в продавца. 2. Откуда в Мишином магазине мед взялся? 4. Как Сорока Мишин товар хвалила. 5. Как Миша цену назначал. 7. Как Миша продал много-много малины 8. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 10. Как у Миши появился помощник Дятел. 11. Как Миша понял, что деньги счет любят 13. Как Миша учился деньги делить. 14. Миша – брокер. 16. О том, что такое дефицит и затоваривание. 17. Как Миша страховался. 19. Почему Миша платит налоги. 20. Что такое cбepeгaтeльный банк. 22. Праздник в Мишином магазине. 23. Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить. 25. Как Миша решил фабрику построить. 26. Что понадобилось Мише для изготовления стула. 28. Как Мишутка деньги в капитал превращал. 29. Как Мишу посетил иностранный гость. 31. Как Миша стал акционером. 32. О том, как в лесу банк открылся. Практика. Занятия 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 31, 33 – решение экономических задач из задачника мудрого Филина.






Задания из задачника: 40. Распредели роли лесных акционеров среди своих друзей. Бросайте по очереди игровой кубик. Сколько выпадет очков, столько монет вносит каждый член акционерного общества. А взамен он получает столько же акций. Подсчитайте, сколько всего акций получили Лиса, Волк, Заяц, Белка. Отнимите от 30 полученную сумму и узнайте, сколько акций осталось у Миши. А теперь проведите своё голосование. Подсчитайте количество акций у каждого акционера и решите, что вы будете строить: стадион или кафе? 15. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А другой наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?






Заключение. Итак, мы видим, как велики возможности средств, форм и методов школьной педагогики для успешного усвоения элементарных экономических знаний младшими школьниками. Разработанные материалы могут использовать в своей работе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.