Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая роль государства. Экономические функции государства в экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берёт на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.Вольчик В.В. Рынки и институты в экономической теории: проблема отбора // Науч. труды Дон НТУ Сер. Экономическая. Вып. 103-1. 2006. С. 52-58

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочее место или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6%). Безработица не только серьёзная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цена активно влияет на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цена на которые определяется государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает на так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределение ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функции установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пересекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признаёт справедливым доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, носящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платёжными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это, так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путём организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищённость населения без учёта реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышения пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление её от чрезмерной государственной активности.

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Но по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются ее недостатки. Таким образом, основные недостатки рыночного механизма заключены в следующем:

· Рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

· Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и характеризуется значительным неравенством.

· От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.

· Рыночный механизм не способен регулировать внешние экономические эффекты, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка.

· Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

· С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем и т.д.

В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.

Функции государства в рыночной экономике:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. Для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Регулирование цен.

Цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя .

ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права"

Филиал ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права" в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Направление 38.03.02 "Менеджмент"

Курсовая работа

По дисциплине: Экономика общественного сектора

Тема: Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

Выполнил студент 4 курса

Пинаев Олег Андреевич

Научный руководитель

Научная степень, ученое звание к. э. н., доцент

Анна Александровна Урасова

Введение

Глава 2. Функции и методы государственного регулирования экономики

2.1 Функции, инструментарий государственного регулирования

Заключение

Список литературы

Введение

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Актуальность. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства - всюду, где это необходимо. современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.

Объектом изучения является система государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйствования.

Предмет изучения - воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.

Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи :

¾описать исторический опыт влияния государства на экономику страны в целом;

¾определить цели и задачи государственного регулирования экономики;

¾описать меры воздействия государства на экономику страны;

¾рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.

Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели

1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции" доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская идея государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами. Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования научно-технического прогресса для обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления.

В конечном итоге цель преобразований 1990-х годов заключалась в повышении эффективности народного хозяйства. На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении.

1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных задач, к которым относятся:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических задач обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннего национального продукта.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью для стабилизации и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.


.1 Функции, инструментарий государственного регулирования

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.

Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы.

Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в "чистом виде не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей , ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики.

Одна из главных функций государственного регулирования - активизация , интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности , при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе . Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования.

Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы , издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство . Государственная собственность используется в качестве базы для достижения целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по "оздоровлению отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам.

С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность. Рыночная экономика не в состоянии справиться с их решением.

Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.

Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

От государственной социальной политики следует отличать социальную политику фирмы (предприятия), региона, межгосударственную, которая проявляется, особенно в последние годы, в решении глобальных проблем, преодоления социально-экономической отсталости групп стран и даже континентов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, лицензий. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

2.2 Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной интервал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических субъектов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

2.3 Роль налогов в системе государственного регулирования

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Налоги - это те же экономические нормативы, но стабильные, не зависящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов. Например, ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом.

Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества.

При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимуществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примерy, в России правительство предлагало yстановить ставкy налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень сyщественная.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов.

Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке. Государственная политика установления цен на "акцизные товары, то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования.

Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране системy экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и госyдарства, общества в целом.

государственное регулирование экономика рыночная

Заключение

Современный мир - это мир, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как объект, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность государственного регулирования экономики, относится сильная государственная власть - законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность государственного вмешательства в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность такого регулирования зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.

Следует отметить, что важную роль в формировании бюджета государства и государственных финансов играет налоговая система, являясь инструментом для регулирования порядка отчислений.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает особого внимания.

Список литературы

1.Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. - Издательство "Инфра-М", 2001. - 128 с.

2.Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2002. - 103 с.

.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

.Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) /Рец. Кудряшов А.П. - 2005.

.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 477с.

.Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.

.Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл. теории и практики управления. - 2001.

.Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред.В.И. Кушлина, И.А. Волгина. - М., 2001. - 735с.

.Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозова. - М., 2001. - 255с.

.Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2007.

.Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.

.Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005.

.Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2007.

.Маркарян К.В. Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2003.

.Павлов К.П. Оценка эффектвного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В. Павлов, И.Г. Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007.

.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005. - 261с.

.Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. - 2006.

.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2006.

.Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика) /Учебное пособие. - Хабаровск, 2001.

.Бугаян И.Р. Макроэкономика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 352 с.

.Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория: учебно-методический комплекс. - Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2005. - 170 с.

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ш.Р. Кашаев , преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г . Казань )

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан .

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

Библиографический список

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

S.R. Kashayev , lecturer

V.Y. Petrov , student

T.R. Sharapov , student

Kazan state power university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.


Экономические функции современного государства реализуются через его экономическую политику. Новая история экономической политики берет свое начало с эпохи становления предпринимательского строя и первоначального накопления капитала. Меркантилизм был первой научно обоснованной концепцией экономической политики нового государства. В основу этой концепции положена идея расширения вмешательства государства в хозяйственные дела, процессы производственного воспроизводства.
Меркантилизм как политика обеспечивал доступными в свое время для государства средствами содействие развитию тех отраслей экономики, которые занимали доминирующее положение в народном хозяйстве. Он возлагал на государство функции содействия обрабатывающей промышленности, заботу о путях сообщения, таможенной и колониальной политике, внешней торговле, экспортным отраслям, которые обеспечивали поступление в страну золота. Эти отрасли государство брало под свой контроль.
Со временем политика меркантилизма стала тормозом развития экономики. Концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, которая базировалась на идеях свободы торговли, ограничения вмешательства государства в экономику. Экономическая политика физиократов основывалась на требованиях развития конкуренции. Главный постулат этой политики состоял в том, что экономика должна развиваться на началах так называемого естественного права.
Со временем такой курс трансформировался в экономическую политику поддержки свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии. Экономическая политика, которую предлагали теоретики классической школы, основывалась на постулате, что частный интерес всегда совпадает с интересом общественным. Главная задача общества – это рост богатства. Поэтому государству не следует вмешиваться в дела частного производителя. Так родилась догма невмешательства государства в экономику. На практике интересы многих слоев и общества в целом не совпадали. Государство, реализуя экономическую политику классической школы, взяло под свою защиту лишь богатых. Известный экономист того времени С. Сисмонди, критикуя классическую школу, писал: “Неужели богатство – все, а люди – ничто?” Наиболее решительными критиками классической школы были социалисты-утописты, а со временем – марксисты.
Уже в ХIХ в. в полной мере проявляются недостатки частнохозяйственной деятельности во многих отраслях экономики. Наряду с ростом богатства, которое сконцентрировалось в руках ограниченного круга людей, массовыми стали нищета, голод, безработица и пауперизм. Соперничество между социальными слоями переросло в так называемую классовую борьбу. Политическая ситуация во многих странах стала нестабильной. Экономическая политика, основанная на идеях классической школы, постепенно исчерпывает свой потенциал. Начинается процесс передачи ряда отраслей экономики в управление государством. В ХХ в. в отдельных странах, где к власти пришли марксисты тоталитарного направления, произошло полное огосударствление экономики.
Два противоположных подхода к экономической политике государства, один из которых основывается на идеях расширения государственного вмешательства в экономику, а второй – на ограничении его роли в этой сфере, и сегодня в центре дискуссий даже в развитых странах. Сторонники кейнсианских и неокейнсианских концепций выступают за усиление регулирующей роли государства в экономической сфере. Их противники – представители неоклассического и монетаристского направлений – призывают к ограничению его вмешательства в хозяйственные процессы. Сформировалось компромиссное направление так называемого неоклассического синтеза. Время от времени берет верх та или иная, хотя и модифицированная, модель экономической политики государства.
Механизм взаимосвязи политики государства с экономикой сегодня достаточно сложный. Экономика как реальный базис общества, как система исторически обусловленных отношений во многом определяет политику государства. Социальная структура общества, вступающего в постиндустриальный период развития, сложна и пестра. Интересы всех социальных слоев сегодня отражаются в деятельности и защищаются многими политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями. Через их посредничество экономические интересы различных социальных слоев интегрируются в политическую систему общества, влияют на характер принимаемых государственной властью решений, в том числе и экономических. Так определяются основные направления экономической политики государства, отрасли бюджетного финансирования, системы и размеры налогов, социальные программы, масштабы государственного вмешательства в экономику.
Экономическая политика государства, ее экономические функции формируются сегодня в результате сложного механизма взаимодействия и борьбы интересов различных слоев населения. Такая политика является результатом определенного консенсуса этих интересов, их равнодействующей силой. Функция государства как инструмента реализации классовых экономических интересов ограничивается, все более уступая его общеэкономическим и общесоциальным функциям. Руководствуясь приоритетами обеспечения социальной стабильности, государство может проводить экономическую политику даже вопреки временным интересам господствующих слоев населения, конечно, на определенном отрезке времени. Современная диалектика экономики и политики является основой для формирования институтов правового государства.
Самостоятельность институтов государства в проведении экономической политики имеет и отрицательные последствия. Нередко избиратели вообще теряют контроль за деятельностью тех политических сил, которых они уполномочили представлять свои интересы. Политические партии и группировки, отдельные группы политических деятелей, которые имеют государственную власть, часто используют ее в свою пользу. Относительная самостоятельность государства, аппарата, который его обслуживает, может привести к полному разрыву между целями экономической политики государства и интересами общества. Вот почему даже в высокоразвитых странах стоит вопрос обеспечения общественного контроля за механизмом принятия государственных решений, реализацией государством своих экономических функций.