Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Центральный район, экономико-географическое положение. Эгп центральной россии

Страны, подобно человеку, проживающему по конкретному адресу, также занимают определенное место на планете. И у каждого человека есть свои соседи - богатые и бедные, доброжелательные или завистливые; а из каждого окна открывается свой вид, живописный или не очень. По таким же аналогиям вполне можно охарактеризовать и любую из стран мира.

Современное географическое положение России - какое оно? И насколько выгодным оно является? Оценить экономико-географическое положение России мы как раз и попробуем в этой статье.

ГП - что это такое?

Одним из самых важных понятий географической науки является понятие географического положения страны или территории. Географическое положение (сокращенно - ГП) - это положение географической местности (или объекта) относительно других объектов и территорий. При этом в физической географии оно определяется с одной стороны (акцент делается на природных особенностях страны), а вот экономгеографы характеризуют его со своей стороны, учитывая социально-экономические аспекты.

По большому счету, география как раз и является той наукой, которая определяет и оценивает местоположение тех или иных объектов в пространстве. Этим она отличается от всех остальных научных дисциплин. Ведь определение географического положения, как оказалось, не только дает информацию о конкретном расположении объекта, но и поясняет отдельные его особенности. Кроме того, оценка ГП позволяет даже прогнозировать развитие территории в будущем.

Историки географии полагают, что само понятие "географическое положение" появилось примерно в конце XVIII века. А вот первой серьезной работой, раскрывающей это понятие, можно считать книгу Л. Гвиччардини под названием "Описание Нидерландов" (1567 год). В ней итальянский автор оценивает роль моря в развитии страны, что можно считать первой попыткой анализа географического положения территории.

Что такое экономико-географическое положение страны (ЭГП)?

Одним из типов ГП является положение страны экономико-географическое (сокращенно - ЭГП).

Под экономико-географическим положением понимают положение страны или территории по отношению к тем внешним объектам, которые имеют влияние на развитие экономики конкретного государства. Эти объекты могут быть как природного, так и антропогенного происхождения. Это также могут быть другие страны или же их союзы.

Географы выделяют такие компоненты (аспекты) ЭГП территории:

  • транспортно-географическое положение;
  • геополитическое;
  • сельскохозяйственное;
  • рыночное;
  • демографическое;
  • рекреационно-туристическое и т. д.

Выделяется также несколько типов экономико-географического положения. Так, ЭГП страны или территории может быть:

  • центральным;
  • периферийным;
  • изолированным;
  • пограничным;
  • приморским;
  • или транзитным.

Географическое положение России - какое оно? И какие его сильные и слабые стороны? Об этом речь пойдет далее.

Экономико-географическое положение России, его краткая характеристика

Российская Федерация - самое большое на сегодняшний день государство в мире по площади (около 17 миллионов квадратных километров суши занимает страна). Поэтому географическое положение России - весьма выгодное и отличается многогранностью.

Россия расположена на материке Евразия. При этом треть её находится в Европе, а большая часть - в Азии. Крайняя западная точка страны расположена на побережье Балтийского моря, а вот крайняя восточная - на Беринговом море, возле границ с США. Таким образом, территория государства очень вытянута с запада на восток и делится на десять часовых поясов.

Общая длина российской границы - 60 тысяч километров, из которых 2/3 - это морские границы. Этот аспект превращает нашу страну в одну из мощнейших морских держав планеты. Территория России омывается водами сразу трех океанов Земли. Морские коридоры связывают РФ с такими важнейшими странами мира, как Китай, Япония, США и Германия.

На суше Россия граничит с 14 независимыми государствами мира. Это Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, КНДР и Монголия.

Оценка ЭГП России

Для того чтобы оценить ЭГП нашей страны, необходимо определить её положение по отношению к внешним экономическим центрам, сырьевым базам и транспортным коридорам. Этим как раз и занимается наука география.

Географическое положение России во многом определяет экономический уровень её развития. Оно оценивается, как правило, на трех разных уровнях. Это:

  • макроуровень (глобальный уровень оценки) - оценивает положение государства относительно континентов и океанов, главнейших транспортных коридоров, а также ведущих центров мировой экономики;
  • мезоуровень - определяет положение государства по отношению к историко-географическим регионам;
  • микроуровень - оценивает положение страны относительно её непосредственных соседей (в данном случае это те 14 государств, которые граничат с РФ).

Оценка ЭГП той или иной страны, как правило, выражается в виде перечня его сильных и слабых сторон. При этом стоит отметить, что географическое положение европейской России будет несколько иным, нежели положение её азиатской части. Это связано с огромной территорией государства и ее вытянутостью в субширотном направлении.

ЭГП России: сильные и слабые стороны

Особенности географического положения России лучше всего охарактеризовать с точки зрения его сильных и слабых сторон.

Итак, к положительным аспектам ЭГП России относятся:

  • огромная площадь территории;
  • разнообразие природных условий и ресурсов;
  • разнообразие форм рельефа;
  • свободный выход в Мировой Океан;
  • богатые лесные ресурсы;
  • большое количество стран-соседей;
  • наличие крупных судоходных рек.

К самым главным негативным аспектам ЭГП России относятся следующие факты:

  • огромная по площади территория;
  • около 25 % территории лежит за Полярным климатом, где наблюдается весьма суровый климат;
  • большое количество российских морей и рек замерзают на длительный период года, что очень затрудняет судоходство;
  • слишком большая вытянутость территории с запада на восток.

Следует отметить, что большая территория страны значится как в списке сильных, так и слабых сторон ЭГП. Действительно, с одной стороны, обширная территория - это большой ассортимент природных условий и ресурсов, что открывает крупные перспективы для развития промышленности. С другой - слишком большими просторами очень сложно управлять. Кроме того, практически невозможно создать целостную и качественную систему транспортной инфраструктуры на такой территории.

Природно-ресурсный потенциал

Рельеф территории России очень разнообразный. Около 70 % её просторов занимают равнины, однако есть здесь и высокие горные хребты - Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, горы Бырранга и другие. Камчатка славится своими многочисленными вулканами, среди которых Ключевская Сопка является самым высоким вулканом материка. Есть в России даже пустыни. В частности, Цимлянские пески площадью 1000 квадратных километров - это самая крупная пустыня России.

Географическое положение страны во многом определяется её климатом. Климатические особенности России - самые разнообразные, территория страны лежит в четырех климатических поясах. Однако большая её часть расположена в умеренном поясе, для которого характерны самые благоприятные условия для жизни человека и его экономической деятельности.

Россия чрезвычайно богата на водные, минеральные и лесные ресурсы. В стране сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресных вод. Из полезных ископаемых мировое значение имеет нефть, природный газ, уголь и руды цветных металлов.

Страна обладает колоссальными запасами леса. Однако географическое положение лесов России отличается такими особенностями, которые сдерживают развитие лесного хозяйства страны. Дело в том, что большая часть лесных ресурсов России находится в труднодоступных (в транспортном отношении) регионах, что весьма осложняет процесс их разработки.

Транспортно-географическое положение России

Экономическое развитие любой территории во многом зависит от транспортно-географического его положения. Для России оно весьма выгодно, хотя после распада СССР внешние транспортные связи страны намного сузились. На данный момент самым перспективным для развития транспортных морских связей в России является северный бассейн. Хотя здесь есть свои проблемы и трудности, связанные в первую очередь с тем, что большая часть акваторий северных морей замерзает на длительный период года.

Ограниченной пока остается и возможность полноценного использования железнодорожных магистралей. На сегодняшний день железнодорожная сеть страны требует полной реорганизации и модернизации.

Геополитическое положение

Россия граничит с 14 государствами мира. При этом очень серьезной проблемой остается отсутствие надлежащей демаркации границ со многими из стран-соседей.

Геополитическое положение государства определяется характером его взаимоотношений со своими непосредственными соседями. К сожалению, не со всеми странами-соседями у России сложились добрососедские отношения. Так, ряд стран (официально или неофициально) имеют территориальные претензии к России. Это Япония, Латвия, Эстония, а также Финляндия. Не менее напряженными стали отношения России с такими странами, как Грузия и Украина.

В целом эксперты отмечают, что геополитическое окружение России за последние пять лет заметно ухудшилось.

Экономическое районирование

Территория РФ поделена на 12 экономических районов (не стоит путать их с федеральными округами):

  • Центральный.
  • Центрально-Чернозёмный.
  • Восточносибирский.
  • Дальневосточный.
  • Северный.
  • Северо-Кавказский.
  • Северо-Западный.
  • Поволжский.
  • Уральский.
  • Волго-Вятский.
  • Западно-Сибирский.
  • Калининградский.

Географическое положение Центральной России

Этот район является самым густонаселенным в стране. Здесь проживает около 30 млн жителей. Кроме этого, наиболее развитая промышленность характерна именно для Центрального района России. Географическое положение этого экономического района весьма выгодное и отличается несколькими чертами.

Центральный экономический район расположен в месте пересечения важнейших транспортных артерий (сухопутных и водных). Именно здесь находится речная система Волги - реки, которая всегда играла важную роль в жизни России. Даже несмотря на отсутствие в регионе значительных месторождений полезных ископаемых, здесь успешно развиваются несколько отраслей народной экономики: машиностроение, электротехника, химическая промышленность, строительная индустрия и агропромышленный комплекс. И именно удобное и выгодное географическое положение Центральной России стало основой для стремительного экономического развития этого региона.

Заключение

Таким образом, географическое положение России отличается как своими сильными, так и слабыми сторонами. РФ - огромная страна, имеющая обширный выход в Мировой Океан. Наличие богатейшего природно-ресурсного потенциала, а также возможность сотрудничества со многими странами мира открывает для России широкие возможности для собственного успешного экономического развития.

Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение (рис.1), хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.

Рисунок 1. Центральный экономический район на карте России /2/

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией. /3/

Рельеф Центрального экономического района России

Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области.

На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.

центральный район

1. Экономико-географическое положение

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Центральный район - район с наиболее развитой обрабатывающей про­мышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географиче­ским положением, наличием потребителей и квалифицированной рабо­чей силы.

Макроположение. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Район расположен в центральной части Европейской России. Занимая около 3% площади страны. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Площадь района составляет 485.1 тыс. кв. км.

Микроположение. Центральный район граничит с севера с Северным и Северо-западным районами, с востока с Волго-вятским районом. И с юга с Чентрально-черноземным, с запада со странами западной Европы Белоруссией и Украиной. Это несомненно делает его положение более выгодным, ведь оно обеспечивает связь с другими Европейскими странами. При этом на данной по граничной территории на возникает пограничных проблем.

Ресурсно-географическое положение. Основными природными ресурсами ЦЭР являются бурый уголь Московского буроугольного бассейна. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях .

Район располагает небольшими запасами агрономических руд – фосфатов в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.

Демографическое положение. ЦЭР сосредоточивает около 20% населе­ния страны. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчи­тывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей - горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.

Эколого-географические. Кризис воспроизводства населения связан со многими причинами, в том числе с ухудшением экологической ситуации, трудностями экономической жизни. Изменением социальной психологии и ухудшением здоровья людей. Сказываются последствия чернобыльской катастрофы, особенно в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской и Калужской областях . Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками.

Агро-географическое. Природно-климатическая обстановка территориально-дифференцирована. Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской. Здесь имеются значительные лесостепные участки с преобладанием черноземов. В центральной части района широко распространены серые и темно-серые, а также серые лесные почвы. На севере (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области) почвы в основном дерново-подзолистые, требующие больших мелиоративных работ (осушение заболоченных земель, известкование кислых почв, противоэрозионные мероприятия и др.) и внесения удобрений для повышения их низкого естественного плодородия.

ЦЭР не может полностью прокормить себя, в первую очередь столичный регион и север. Сюда приходится завозить из других регионов большое количество продовольствия, а также сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности .

Среди биологических ресурсов хочется отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области . Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Местное некондиционное лесное сырье и отходы используются слабо. А ведь на этом можно немало сэкономить – производить лесопродукцию дешевле и выгодно продавать ее.

Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства :

северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)

зона товарного овощеводчества (Ярославская область)

центральная зона – специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей)

южная зона – основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель – Орловская и др. области.

Транспортно-географическое положение. ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветв­ленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи.

Наиболее важные предпосылки экономического и социального разви­тия Центрального района:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоен­ности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструкту­ры ;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опыт­но-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

2. Население

Численность населения ЦЭР – 30 млн человек. До 90-х годов население росло несмотря на снижение рождаемости, старение, прежде всего селян. Небольшой естественный прирост дополнялся притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа. За последние 3 года неблагоприятная демографическая ситуация в районе крайне обострилась. Смертность превысила рождаемость не только в отсталых подрайонах и малых селениях, он и во многих городах, областных центрах, в том числе в г. Орле и даже в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств. Однако в целом в ЦЭР продолжается уменьшение численности населения. Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. - 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл .) - до 70,8; самая низкая плотность - 13,4 человека на 1 км2 - в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в резуль­тате миграции из других районов страны. Притягательными для миг­рантов центрами были Москва и другие большие города, позднее - но­вые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения - 24,9 млн человек - горо­жане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредото­чено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов нахо­дится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе - города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было со­здано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дуб­на, Пущине, Протвино.

На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сло­жилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской обл., развитие которых тесно связано с по­требностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.

В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система аг­ломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования но­вой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрица­тельным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населе­ния.

Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми ресурсами частично решают путем привлечения сюда вре­менных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.

В районе сохраняется высокий уровень безработицы , особенно в Ива­новской, Костромской и Брянской областях .

3. Природные условия и ресурсы.

ЦЭР не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, калужской. Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют 4,4 млрд. тонн, глубина залегания до 60 м. Мощность пласта 20-46 м, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит и малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление кузнецкого угля, не говоря о природном газе. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования , с резким увеличением энерго - и транспортных тарифов прежние оценки меняются. Срок эксплуатации угольных шахт невелик (15-25 лет), и многие уже закрыты. Затраты на использование в районе подмос­ковного угля выше, чем донецкого и кузнецкого угля, а тем более при­родного газа, поэтому его добыча сокращается.

Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т. д. Глубокая химическая переработка торфа могла бы дать большой эффект в районах концентрации ресурсов. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га. Про­мышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его силь­но выработаны.

Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало.

По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск, а в Смоленской области - Дорогобуж.

В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Мытищи).

Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25 /о производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.

Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление производственно - экономических связей с местными предприятиями.

Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность . На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно - производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78^/о льняных, более 58/о шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла.

Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района.

Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.

На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и

Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).

Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами -"Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность . ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла.

Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС . В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.

Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу.

Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы.

Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения , станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно - носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и внутрирайонные экономические различия.

Громадный удельный вес в районе занимает хозяйство Москвы - крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, химической, легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Продукция столицы имеет большой удельный вес в промышленной продукции Центрального экономического района и всей страны.

Рыночная специализация Московской области совпадает со специализацией Центрального экономического района. По численности и объему промышленной продукции это наиболее крупная область нашей страны. Более 2/3 продукции области выпускают предприятия тяжелой индустрии. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер, оно снабжает Москву цельным молоком, яйцами, картофелем, овощами. Крупными машиностроительными центрами являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь, Дмитров, Подольск; химическая промышленность размещена в Воскресенске и других городах; текстильная промышленность концентрируется в Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Ивантеевке, Яхроме, Балашихе. В Московской области ограничивается новое промышленное строительство .

Выпуск продукции будет возрастать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения на предприятиях достижений науки и техники.

В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, развито также текстильное производство. В сельском хозяйстве области важное место занимают кормовые культуры, картофель, овощи, лен и молочное животноводство.

Промышленность области в основном концентрируется в Ярославле и Рыбинске.

Ярославль - крупный центр текстильной, машиностроительной, нефтехимической, лесопильной, полиграфической и пищевой промышленности. В Рыбинске развиты судостроение, производство полиграфических и дорожных машин.

В Ивановской области ведущая роль принадлежит текстильной промышленности.

Другие отрасли промышленности (машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. В посевных площадях области главное место занимают кормовые культуры, картофель, лен, рожь. Животноводство имеет мясомолочное направление.

Крупнейший промышленный центр - Иванове с текстильной промышленностью всероссийского значения. Созданы новые отрасли текстильной промышленности - производство штапельных и шелковых тканей. С основной специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок. Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных, подъемно-транспортных и дорожных машин и автомобильных кранов . Кроме Иванова в области выделяется ряд городов с текстильными фабриками - 111уя, Вичуга, Тейково, Приволжск, Родники и др. На Волге расположен порт и промышленный город Кинешма, где развита текстильная, машиностроительная и химическая промышленность.

Во Владимирской области главные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность . Сельское хозяйство характеризуется развитием свиноводства и птицеводства. В посевных площадях значительный удельный вес занимают кормовые культуры и картофель; из зерновых культур - рожь, пшеница и гречиха.

Важнейший промышленный центр области - Владимир, где развито тракторостроение, производство электромолотов, автотранспортных приборов, пластмасс и т. д. Из других промышленных городов следует отметить Муром с машиностроительной (производство холодильников), текстильной и деревообрабатывающей промышленностью; Ковров, где производятся экскаваторы, мотоциклы, изделия легкой и пищевой промышленности; Гусь-Хрустальный, знаменитый своими стеклянными и хрустальными изделиями; Кольчугино, предприятия которого выпускают кабель и электропровода , широкий ассортимент товаров народного потребления; Вязники, где ткут льняные ткани, и Александров, где размещены предприятия радиотехнической промышленности, комбинат искусственных кож, текстильные, трикотажные и другие фабрики.

Основными отраслями рыночной специализации Тульской области являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи.

Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Промышленность концентрируется в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины , радиоаппаратура, скобяные изделия и т. д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы.

Быстро растут новые промышленные города области Новомосковск - крупный центр химической и угольной промышленности.

Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.

Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40 /о валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается , в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность.

Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.

В Тверской области ведущее место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.

Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной промышленности; экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро - фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.

В Костромской области развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.

Город Кострома считается мировым центром производства льняных тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность.

Карья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.

В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.

Главный экономический и культурный центр - Калуга, где развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т. п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная и кожевенная отрасли промышленности.

Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.

Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков , кузнечно - прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.

В Брянской области главная отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики , тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Главный промышленный центр области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Основная специализация Орловской области- машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т. д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве. Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод.

Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.

Транспорт

Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций . В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция , возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня . Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.

Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднено, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайшихлет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.

В то же время необходимо отметить, что скачкообразный рост транспортных издержек в 90-х годах связан не с развитием специализации и системы территориального разделения труда в России, а с отпуском цен на энергоресурсы и транспортные тарифы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия территориального разделения труда в пределах России и стран ближнего зарубежья настолько ухудшились, что возникла альтернатива или их переориентации на другие рынки, или значительного увеличения региональной замкнутости.

Таким образом, перспективное социально-экономическое развитие России в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями максимизация пропускной способности транспортных магистралей и показателями работы учет транспортных расходов и проделанной работы.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Транспортный комплекс района выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Он обеспечивает не только ввоз сырья, топлива, продовольствия и вывоз готовой промышленной продукции, но и значительные транзитные перевозки.

Район имеет пассивный транспортный баланс: по весу ввоз грузов значительно превышает вывоз.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее - Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40-60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва - Минск - Брест , Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону, Москва - Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30-50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.

В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва - один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково. Аэропорт Шереметьево-2 обслуживает также важные международные грузовые перевозки по маршруту Япония - Россия - Западная Европа. Имеется проект строительства принципиально нового бизнес-аэропорта в Тушине для обслуживания частных самолетов.

Выросла роль построенного в Брянске и конверсионных аэропортов в Рязани, Твери, Иванове, Ермолине в организации пассажирских и грузовых чартерных рейсов преимущественно в Турцию и страны Персидского залива.

Велика в районе роль трубопроводного, транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Газифицированы все областные центры, многие города и сельские населенные пункты района. Его территорию пересекают два нефтепровода (один - на Ярославль, далее на Кириши и в Прибалтику, другой - на Рязань и Москву) и несколько продуктопроводов для подачи светлых нефтепродуктов в Москву.

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.

В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва - Минск - Брест и Москва - Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.

Природно-хозяйственный регион Центральная Россия называется так не по местоположению, а по историческим причинам. Здесь зародилось российское централизованное государство и находится столица России - Москва.

Типовой план характеристики района

  1. Состав региона.
  2. Физико- и экономико-географическое положение региона.
  3. Особенности природы и природные ресурсы региона.
  4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса.
  5. Население и трудовые ресурсы.
  6. Хозяйство.
  7. Территориальная структура расселения и хозяйства.
  8. Основные проблемы и перспективы.

Площадь Центральной России составляет более 900 тыс. км² или 5% территории России.

  1. В состав региона входят три крупных подрайона: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский.
  2. Это 19 областей (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, а также Кировская и Нижегородская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская), 3 республики (Марий Эл, Мордовия и Чувашская республика) и город Москва.

Экономико-географическое положение - это положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим экономическое значение.

1. Прежде всего, рассмотрим положение района на территории государства. Для этого воспользуемся административной картой России. На карте видно, что Центральная Россия расположена на западе страны и занимает приграничное положение. Её западные границы проходят по государственной границе России.

2. Экономическое окружение региона составляют: Украина и республика Беларусь, с которыми Центральная Россия граничит на западе. На северо-западе, севере востоке и юге соседями Центральной России являются другие экономические районы. На севере и северо-западе Северный и Северо-Западный природно-хозяйственные регионы, на востоке Поволжский и Уральский регионы, на юге Северо-Кавказский регион.

3. Центральная Россия удачно расположена и по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны. На территории Северного района имеются крупные запасы угля, нефти, газа, железных руд, руд цветных металлов и апатитов. В Поволжском районе крупные запасы нефти, на Урале руды черных и цветных металлов, соли, природный газ, Северо-Кавказский район имеет запасы вольфрамо-молибденовых и свинцово-цинковых руд. В осадочных породах Предкавказского прогиба находятся месторождения нефти и газа.

4. Центральная Россия имеет и удобное транспортно-географическое положение, то есть положение на транспортных путях, соединяющих территорию с основными источниками сырья, энергии, продовольствия, с рынками сбыта. Регион находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Это нефтепроводы, газопроводы, железные и автомобильные дороги. С севера на юг по реке Волга проходит основной водный путь России (рис. 1).

Рис. 1. Единый водный путь

Единственным недостатком является отсутствие выхода к морю.

5. ЭГП территории изменяется во времени. В основном это связано с экономическими изменениями, которые происходят на соседних территориях. Со временем ЭГП может улучшаться или ухудшаться.

Рассмотрев ЭГП Центральной России, сделаем вывод. ЭГП региона выгодное и способствует экономическому развитию района, т. к. регион занимает центральное положение, на его территории располагается столица России, он имеет хорошую транспортную обеспеченность, соседние с регионом территории обладают крупными запасами природных ресурсов.

Центральная Россия находится в центре Восточно-Европейской равнины, поэтому здесь преобладает равнинный рельеф. Низменности чередуются с возвышенностями.

Климат умеренный, умеренно-континентальный с относительно мягкой зимой и теплым летом. Количество осадков - от 400 до 600 мм, средние температуры января - -10°… -12°, июля - +17°…+18°.

Очень холодные зимы характерны только для Волго-Вятского района (рис. 2), на юго-востоке региона часто бывают засухи, а северо-восточная часть региона переувлажнена и заболочена.

Рис. 2. Зима

Самые богатые почвы, черноземные (рис. 3), расположены в Центрально-Черноземном районе, но на большей части региона преобладают дерново-подзолистые почвы, часто встречаются серые лесные почвы. Эти виды почв обладают достаточно высоким плодородием и в сочетании с климатом создают условия для развития земледелия.

Рис. 3. Черноземные почвы

Большая часть региона находится в зоне смешанных лесов, на юге растут широколиственные леса и простираются лесостепи, а на северо-востоке лежит тайга.

Но обеспеченность лесными ресурсами, особенно в расчете на душу населения, низкая.

Центральная Россия небогата полезными ископаемыми. Северо-восточная часть входит в состав Волго-Уральского нефтегазоносного бассейна, но объемы добычи здесь незначительны. В Центрально-Черноземном районе сосредоточены основные ресурсы региона: запасы железной руды КМА (60% железорудного сырья России) и очень крупные месторождения известняков и сырья для производства цемента. На территории региона имеются месторождения бурого угля, торфа, фосфоритов, минерально-строительного сырья. Но большинство необходимого региону сырья завозится из других государств и регионов страны.

Разнообразны, но еще не совсем освоены рекреационные ресурсы региона.

К основным видам рекреационной деятельности региона относят:

  • Экскурсии и туризм
  • Санаторно-курортное лечение
  • Организация мест отдыха населения

В Центральной России располагается 12 государственных природных заповедников, 2 биосферных заповедника (Центрально-Черноземный и Воронежский), 9 национальных парков. Здесь создаются условия для сохранения естественных ландшафтов (рис. 4).

Рис. 4. Воронежский заповедник: выхухоль

Длительная история Российского государства запечатлена в многочисленных культурно-исторических памятниках. Ряд культурно-исторических объектов входит в список объектов всемирного природного и культурного наследия: Красная площадь и Московский Кремль, памятники Владимиро-Суздальской земли (рис. 5). Многие города сочетают историко-культурные и природно-ландшафтные достопримечательности.

Рис. 5. Суздаль

Список литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. - 2011, 416 с.
  3. Атлас по экономической географии, 9 класс. - Дрофа, 2012.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. - 2007, 127 с.
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. - 1996, 576 с.
  6. Шпаргалка по экономической географии. Школьникам, абитуриентам. - 2003, 96 с.

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752 с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001. - 189 с.
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. - М.: «Палеотип», 2002.
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь/Гл. ред. А.П. Горкин. - М.: Бол. Рос. энц., 1998. - 800 с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Госкомстат России. - М., 2003. - 398 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/Под ред. Э.М. Амбарцумовой. - М.: «Национальное образование», 2012. - (ГИА-2013. ФИПИ - школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов/Под ред. Э.М. Амбарцумовой. - М.: «Национальное образование», 2012. - (ГИА-2013. ФИПИ - школе)
  3. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ФИПИ авторы-составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач/ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Учебное мультимедиа-пособие 1 С Образовательная коллекция География России. Хозяйство и регионы 9 класс
  2. Учебное мультимедиа-пособие «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 и 9 класс»
  1. Русское географическое общество ().
  2. Дикая природа России. Кавказ ().
  3. Дикая природа России. Урал ().
  4. Дикая природа России. Первозданные долины ().
  1. И. Епишин В верховьях Волги (N4/2012)
  2. Е. Червякова В дельте Волги (N3/2011)

Город Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Экономико-географическое положение (эгп)

ЭГП района - центральное, столичное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа.

Преимущества ЭГП этого региона заключены в удобстве:

Привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов;

Включения в межрайонные (и международные) экономические связи;

Выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению к территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Природные условия и ресурсы

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская, Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность); климат -умеренно-континентальный; почвы -лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки - Волга, Западная Двина, Днепр и находятся верхние части их бассейнов.

Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы

бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса.

Население

Центральный район - самая густозаселенная часть РФ. Территория - 486 тыс.км 2 (2,9% территории РФ); население - 30,4 млн.человек (20,5% населения РФ - первое место среди экономических районов); плотность населения - 62,6 чел. на км 2 (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Здесь сосредоточена 1/3 всех научных работников страны. Город Москва - крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории Центрального района размещается более 250 городов.

Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладание городского населения - 83%.

Хозяйство

Высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (что обусловлено наличием квалифицированных кадров и мошной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (заводы ЗИЛ и АЗЛК: грузовые и легковые автомобили); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение: Коломна (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муром (Владимирская обл.). Вагоностроение: Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт: Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение: Люберцы (Московская обл.), Владимир, Бежецк (Тверская обл.), Рязань, Тула.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимр, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственной металлургической базы (заводов в Москве, Электростали и Туле), остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани и другие. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль района, который изготовляет 2/3 производимых в стране тканей. Наиболее развита хлопчатобумажная промышленность в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. Эта исторически сложившаяся отрасль работает в основном на привозном сырье.

Для Центрального района характерна и мощная полиграфическая промышленность (Москва,Тверь,Ярославль,Владимир,Чехов).

Наряду с развитием отраслей специализации район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное сырье (большинство ТЭЦ работают на привозном природном газе). Местное топливо - торф и бурый уголь (Шатурская, Каширская ГРЭС). На Верхней Волге работают Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Дают энергию Кост-

ромская, Смоленская,Тверская АЭС и первая в мире атомная станция в Обнинске.

Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства. Однако многие виды продовольственных товаров приходится завозить, так как собственное производство не обеспечивает потребностей населения центральных областей.

Транспорт. Территориальная структура -радиально-кольцевая, ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта - густая сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводы, авиалинии из Москвы во все уголки страны и за рубеж. Москва - речной порт.