Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перепись населения и её значение. Всероссийская перепись населения: искажение этнической реальности

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

2. Размещение населения по территории Российской Федерации

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

3. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период.

4. Состояние в браке, рождаемость

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).

Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

5. Число и состав домохозяйств

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств 3 , в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России. По размеру частные домохозяйства (далее - домохозяйства) распределяются следующим образом:

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. - 2,7 человека). Невысокий средний размер домохозяйства в целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а в 2002 г. - 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. - 68 тыс.), в которые входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. - 143 тыс. человек).

6. Национальный состав, владение языками, гражданство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными4:

Из общего числа частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период видно из следующих данных:

7. Уровень образования населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

8. Источники средств к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая активность населения

Изменение экономической активности населения в возрасте 15-64 лет , проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

Введение

В 2010 г. в России состоялась одиннадцатая в отечественной истории всеобщая перепись населения. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводилась с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании – сбор сопоставимых сведений о всех лицах, находящихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», переписному учету подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации (Статья 4). Иными словами, закон обязывает организаторов и исполнителей этого важнейшего социолого-статистического мероприятия произвести соответствующую фиксацию всех лиц, находящихся на установленный момент времени на территории Российской Федерации. Учет всех без исключения лиц, независимо от гражданства, срока пребывания и правового положения, крайне важен как минимум по трем причинам. Во-первых, такой подход дает возможность установить достоверную численность наличного населения в стране на конкретный момент времени. Во-вторых, таким образом осуществляется получение важных сведений о масштабах внешней миграции. В-третьих, охват максимально широкой совокупности, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, дает более точный этнический портрет исследуемого населения.

Перепись населения, по устойчивому выражению демографов, является своего рода фотографией населения, дающей общее представление о его социально-демографических и прочих характеристиках на конкретный момент времени. Однако, качество проведения последней российской переписи, а, собственно, и ее итоги вызывают резонные сомнения. Так, многие исследователи задаются вопросом относительно достоверности данных по целому ряду параметров, касающихся численности населения, внутренней и внешней миграции, этнического и конфессионального состава населения.

Анализ итогов последней переписи российского населения говорит, с одной стороны, о неполноте охвата коренного населения, с другой – о недооценке масштабов внешней миграции, влияющей прямым образом на численность населения, его национальный и конфессиональный состав, половозрастную структуру и т. д.

По всей видимости, научная методология, уровень организации и социолого-статистический инструментарий, применявшийся во время переписи, не соответствуют современным требованиям. Об этом говорят не только простые граждане и многочисленные публикации в СМИ, но и авторитетные социологические службы.

Масштабы недоучета во время проведения Всероссийской переписи населения 2010 г.

Опрос россиян, проведенный 22–25 октября 2010 г. Левада-центром, зафиксировал лишь 67% респондентов, которые были переписаны лично. В средних и крупных городах – 78% и 73% соответственно. Еще 17% респондентов были переписаны со слов родных. При этом 13% опрошенных заявили, что вообще не были переписаны. Более того, в Москве, где по неофициальным данным проживает около 10 % всего населения, эта доля составила 24%.

Схожие выводы продемонстрировал социологический опрос по аналогичной тематике, проведенный 30–31 октября 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования, 65% респондентов заявили, что были опрошены лично. По сравнению с предыдущей переписью 2002 г. этот показатель снизился на 11%. Еще 22% опрошенных участвовали в переписи опосредованно со слов родных. И, наконец, доля тех, кто совсем не был переписан, составила 11% .

Экстраполируя результаты приведенных социологических опросов на общероссийскую ситуацию, следует признать, что в поле зрения переписчиков не попали от 15,6 млн. до 18,45 млн. человек . Впрочем, как будет показано ниже, даже эти шокирующие оценки могут быть далеко не полными.

Несмотря на существенное увеличение финансирования по сравнению с переписью 2002 г. – с 4,8 до 16,5 млрд. рублей, ожидаемого улучшения сбора данных в ходе последней переписи так и не произошло. Наоборот, доля тех, кто, согласно данным ВЦИОМ, не был переписан, выросла более чем в два раза – с 5 до 11%. Глава Росстата Александр Суринов был вынужден признать наличие как минимум 3,6 млн. граждан, которых переписчикам не удалось опросить. А. Суринов также признал, что число отказавшихся и тех, кого переписчики не застали дома, по сравнению с предыдущей переписью выросло в 2,4 раза – с 1,5 млн. до 3,6 млн. человек.

Между тем результаты вышеприведенных опросов, возможно, не до конца отражают глубину и масштаб проблемы. По данным специального опроса, проведенного 26–27 октября 2010 г. известным медиа-холдингом РБК, в последней переписи населения не принимали участия более 53% читателей этого СМИ, принявших участие в опросе. При этом важно отметить, что в указанном исследовании приняли участие 13 000 человек, что более чем в 8 раз превышает число респондентов, участвовавших в вышеуказанных опросах ВЦИОМ и Левада-центра (1600 человек).

К сожалению, в публикации, посвященной итогам социологического опроса РБК, не сообщается – соблюдались ли при опросе основные требования репрезентативности по географическим, половозрастным, профессиональным и прочим критериям. Однако, можно предположить, что читательская аудитория РБК, исходя из делового профиля издания, представлена наиболее активной частью российского общества и сосредоточена в крупных городах страны с особо выраженным присутствием в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Аналогичным образом, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob, проведя опрос 8000 человек во всех федеральных округах, обнародовал результаты исследования, согласно которым о своем неучастии в переписи завили 20% респондентов . Из тех, кто был переписан, 53% утверждают, что предоставили информацию переписчикам самостоятельно, еще 27 % сообщили, что данные о них были предоставлены родственниками.

Как отмечают авторы данного исследования, аудитория, в которой проводился опрос, была представлена экономически активными гражданами. Примечательно, что наибольшая доля тех, кто заявил о своем неучастии в переписи, наблюдалась в среде респондентов из Центрального (ЦФО) и Северо-Западного федерального округов (СЗФО) – 32 %. Отметим, что именно ЦФО, в состав которого входит Москва и другие крупные города, является самым населенным (37 млн. человек) и наиболее привлекательным для внутренней и внешней миграции. Совокупное население двух указанных федеральных округов составляло на момент проведения переписи более 50 млн. человек или 35% от общей численности населения страны.

Эти данные перекликаются с результатами вышеупомянутого опроса ВЦИОМ, согласно которому наибольший скептицизм в отношении результатов переписи (уровень недоверия – 43%) выразили жители двух самых населенных городов России, – Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных, соответственно, в ЦФО и СЗФО.

В числе причин, по которым люди не смогли принять участия в переписи, отмечаются различные обстоятельства: кого-то не застали дома; кто-то сознательно отказался от участия и т. п. Немало и тех, кто не попал в поле зрения статистической службы и даже не знал о проходящем статистическом мероприятии.

Столь высокий процент недоучета говорит, с одной стороны, о плохой организации переписи, с другой – о низком уровне доверия граждан к государственным институтам. На недостаточную мотивацию быть переписанным повлияли страх раскрытия личной информации и боязнь столкнуться с разного рода мошенниками, которые могли проникнуть в жилище под видом переписчиков. К сожалению, такие случаи имели место.

У самих переписчиков тоже не было достаточных стимулов для добросовестного опроса граждан. Значительную долю из них составляли студенты, от которых нередко звучали жалобы о принудительном характере их привлечения в качестве переписчиков, низкой оплате труда, навязываемых «сверху» действиях по фальсификации переписных данных.

Между тем не полный охват переписью всего населения – далеко не единственная проблема. Как оказалось, далеко не все, кого все-таки удалось опросить в рамках переписи, были до конца откровенны. Около 4% (5,6 млн.) переписанных не указали своей национальности. В процентном сравнении с переписью 2002 г. уклонение от ответа на данный вопрос возросло почти в четыре раза.

Эксперты особо отмечают недоучет мигрантов и представителей асоциальных групп населения. Пожалуй, наиболее масштабным был недоучет приезжих из других государств. Из итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) следует вывод о необъективной оценке численности представителей нетитульных национальностей, о чем будет неоднократно сказано ниже.

Одним из множества доказательств несоответствия итогов переписи реальному положению дел могут служить сведения о национальном составе города Москвы. По этому поводу в итогах ВПН-2010 г. утверждается, что доля русских в Москве составила 91,6%, а доля всего восточно-славянского населения (русских, украинцев, белорусов) составляет 93,4%. Иначе говоря, в итогах последней переписи утверждается, что по сравнению с переписью 1989 года доля русских в столице заметно увеличилась, а доля восточных славян сохранилась на том же уровне. По результатам переписи 1989 г. оказалось, что в Москве проживало 89,7% русских, и 93,4% восточных славян (русских, украинцев, белорусов).

Против таких, мягко говоря, странных выводов свидетельствует сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, Москва на протяжении всего постсоветского периода является основным центром миграционного притяжения для приезжих из стран СНГ и других государств. Даже беглый взгляд на улицы любого района столицы опровергает статистические данные о столь значительном преобладании славян.

Во-вторых, обе последние российские переписи проходили в стране, которая переживает процесс интенсивной депопуляции, т. е. численного сокращения населения вследствие отрицательного баланса рождаемости и смертности. С 1992 г. естественная убыль коренного населения РФ, большинство которого формируют русские, превысила 13 млн. человек. При этом в самой Москве депопуляция началась еще с конца 1980-х гг. Только за период с 1994 по 2003 гг. естественная убыль столичного населения составила 622 тыс. человек . Рост населения Москвы за межпереписной период (с 8,75 млн. человек в 1989 г. до 11,5 млн. человек в 2010 г.) носил преимущественно миграционный характер.

В-третьих, среди коренных жителей Москвы, как и в целом среди этнически русских, за весь рассматриваемый период наблюдались одни из самых низких в стране показателей рождаемости. Более того, в статистику московской рождаемости часто попадали дети жителей Подмосковья и многочисленных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, рожденные в московских роддомах.

Безусловно, в числе многочисленных мигрантов, устремившихся в Москву, было и немало русских, украинцев и белорусов, но инокультурный миграционный потенциал значительно превышал и превышает потенциал внутренней миграции русских, их репатриации из стран СНГ и внешней миграции комплементарных мигрантов из Украины и Белоруссии.

Все вышеуказанные факторы, на наш взгляд, отрицают саму возможность сохранения численных пропорций и долевого соотношения русских, находящихся в Москве, на стабильном уровне. Еще более сомнительна возможность их абсолютного и относительного роста. При наблюдаемой в течение двух последних десятилетий стремительной инокультурной миграции, исчисляемой миллионами приезжих, население Москвы однозначно подверглось радикальным трансформациям этнического и конфессионального состава. Очевидно, что произошедшие изменения меняли соотношение мигрантов и коренных жителей далеко не в пользу последних.

Далее в нашей статье предлагается критически осмыслить правомерность некоторых итогов двух последних переписей населения посредством анализа численных оценок трех этнических групп (китайцев, армян и таджиков), представители которых уже продолжительное время активно мигрируют на территорию Российской Федерации. Выбор этнических групп был осуществлен произвольно. Похожую картину даст рассмотрение любых других этнических групп, участвовавших в массовой миграции на территорию нашей страны, но недооцененных в рамках переписных мероприятий.

В качестве вспомогательного оценочного компонента для сопоставления с экспертными расчетами по всем трем этническим группам были использованы данные о ежегодных суммах денежных переводов из России в страны исхода иммигрантов.

Китайцы

Как следует из данных переписи 2010г., в России проживает 28 943 китайца, что на 5 634 человека меньше, чем было зафиксировано предыдущей переписью (2002 г.). До настоящего времени нам не удалось обнаружить ни одной экспертной оценки, подтверждающей эту цифру.

Набор альтернативных оценок, претендующих на определение численности китайских мигрантов в России, весьма разнообразен. Чаще всего говорится о 200–400 тыс. китайцев на всей территории России. Сразу заметим, что, несмотря на регулярный миграционный приток из КНР в Россию, указанные цифры тиражируется в научных статьях и СМИ в неизменном виде уже более 10 лет. Впервые эти данные были представлены широкой аудитории еще в июле 2000 г. в публикации В. Гельбраса «Китайцы в России (журнал «Эксперт») и с тех пор «кочуют» из публикации в публикацию. Как ни странно, но эмпирической основой для приведенной выше экспертной оценки является скромный, как в количественном, так и в географическом отношении, социологический опрос, проведенный в 1998–1999 гг. и охвативший всего 757 китайских мигрантов в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске. При этом автор опроса и полученных в ходе его проведения оценок пишет об их приблизительности. По мнению Е. С. Вакуленко и В. В. Цимайло, оценка В. Гельбраса не учитывала незаконные пересечения гражданами Китая российской границы, а также проникновение на территорию РФ через Казахстан, граница с которым у обоих государств была открыта.

В обширном исследовании российского специалиста А. Г. Ларина, посвященном «китайскому вопросу», сообщается об отсутствии надлежащего учета внешних мигрантов и расхождениях в данных различных ведомств. Там же называются оценки численности китайцев на 2004 г. и 2007 г. со стороны высоко позиционированных отечественных управленцев (бывшего зам. главы администрации президента С. Э. Приходько и ответственного сотрудника МИД РФ К. В. Внукова), не превышающие 150–200 тыс. человек. .

В то же время динамика межстрановых перемещений в направлении Китай–Россия характеризовалась интенсивной тенденцией к росту. Согласно данным официальной статистики, в течение 2000–2008 гг. общее число прибывших из КНР в РФ на ПМЖ, в служебную командировку, в качестве предпринимателей, туристов, по приглашениям, транзитом увеличилось с 493,8 тыс. человек до 815,5 тыс. человек, или в 1,7 раза. Особенно был заметен рост въезжающих в Российскую Федерацию из КНР с частными целями. Так, по данным Федеральной пограничной службы России, в период с 2000 по 2008 г. число частных поездок в РФ из Китая возросло в 13 раз.

Текущая миграционная статистика, по крайней мере, открытая появилась далеко не сразу после начала массовой миграции извне. По имеющимся данным текущего учета, приток миграции из КНР за 1999–2008 гг. составил 205,9 тыс. человек. Однако, имеются резонные сомнения в полноте учета, с одной стороны, а с другой – справедливое замечание А. Г. Ларина об отсутствии необходимой информации о китайских мигрантах, въехавших в Россию, до начала их подсчета. Заметим также, что, по мнению руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН С. В. Рязанцева, для такой сильно локализованной этнической группы как китайцы, недоучет во время переписи населения мог составить – до 90%.

Подвергая серьезному сомнению данные двух последних переписей, отметим, что только в 2007 г. и только по контрактам в России работали 228,8 тыс. китайских граждан.

Примечательно, что в сообщениях китайских СМИ за 2006 г. можно прочесть о «порядка миллиона китайцев», которые въехали на российский Дальний Восток с начала 80-х годов прошедшего столетия. Близкую оценку (более 1 млн. человек) в 2003 г. озвучил представитель крупнейшей международной системы, осуществляющей трансграничные денежные переводы, региональный представитель Western Union по Восточной Европе Курт Маркс. Он также отметил высокую заинтересованность его компании в предоставлении услуг китайским мигрантам по причине их численного роста в РФ и значительного финансового потенциала.

О миллионной численности говорится и в публикациях отечественных исследователей Н. Ныровой (2004 г.) и М. Пальникова (2008 г.). По этому поводу ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН М. Пальников, пишет следующее: «Для текущего десятилетия можно встретить оценки со значительно большим разбросом – от 300–500 тыс. до 1 млн. человек. Если минимальный предел вызывает недоумение, то максимальный в принципе соответствует общему тренду: с начала XXI века отмечается неуклонный рост числа легальных трудовых мигрантов из Китая».

В конце 1990-х г. должностные лица МВД неоднократно заявляли о растущей “миграционной экспансии” китайцев на Дальнем Востоке. По их словам, присутствие нелегальных китайских мигрантов возросло здесь с 300 тысяч человек в начале 1994 года до 2 миллионов весной 1997 года. Можно, конечно, усомниться в точности данных МВД. Однако, на наш взгляд, больше оснований для сомнений дают данные двух последних переписей и экспертные оценки, оперирующие значениями 150–200 тыс. Между тем трудно не согласиться с тем фактом, что весь постсоветский период внутренние социально-экономические условия и целый ряд сопутствующих обстоятельств в обеих странах способствовали возрастанию числа китайских мигрантов на территории России.

Пожалуй, самой высокой оценкой численности китайцев в России является цифра 8 млн., которую прежде озвучил доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е. Гильбо. Полагаем, что данная цифра вполне достижима в некотором будущем, но в настоящий момент, вероятнее всего, является завышенной.

График 1. Динамика численности китайцев в Российской Федерации, по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Как известно, на изменения в целевой аудитории, в т. ч. на трансформации этнического состава, очень чутко реагирует бизнес. Существует даже специальный термин – «этнический маркетинг». В данном контексте особенно ощутимо повышенное внимание к китайским мигрантам со стороны операторов систем денежных переводов.

Уже в 2003 г. известная международная платежная система Western Union, вслед за действиями своих прямых конкурентов, объявила о введении новых тарифов для денежного коридора Россия–Китай. Шкала тарифов была упрощена, а диапазон – расширен. При этом в некоторых диапазонах снижение оказалось весьма существенным – до 45%. Комментируя это решение президент «Вестерн Юнион ДП Восток» Курт Маркс заявил следующее: «Переводы между Россией и Китаем – это один из коридоров, имеющих значительный потенциал роста. Количество мигрантов из КНР в Россию постоянно увеличивается, и, по нашим данным, потребность китайских мигрантов в переводе денег крайне высока. В России проживает более 1 млн. китайцев, большей части которых необходимо пересылать деньги оставшимся на родине родственникам. Так, за девять месяцев этого года, с января по сентябрь, рост числа транзакций в коридоре Россия–Китай превысил 70%».

В вышеприведенном комментарии заслуживают особого внимания три обстоятельства. Во-первых, оправдавшийся прогноз Курта Маркса относительно роста объемов денежных переводов из России в Китай. Во-вторых, утверждение об увеличении в России числа мигрантов из КНР. В-третьих, не совпадающая с официальными цифрами и многими экспертными оценками заявленная численность китайцев в России (более 1 млн.). Полагаем, трудно переоценить осведомленность предпринимателей международного уровня о количественных и качественных характеристиках целевой группы. Как правило, подобным маркетинговым мероприятиям предшествуют тщательные исследования, на которые у бизнес-сообщества гораздо больше средств, чем у представителей современной российской науки. Собственно, в одном из интервью топ-менеджер Western Union прямо говорит о том, что «компания тщательно изучает поведение потребителей наших услуг и общую ситуацию на рынке».

График 2. Денежные переводы из России в Китай (млн. долларов)

Источник: http://www.cbr.ru

По данным Центрального Банка РФ с 2006 по 2012 гг., можно констатировать более чем трехкратный рост общей суммы денежных переводов из России в Китай (График 2). Только за указанные семь лет, по которым имеются необходимые данные, в указанном направлении было отправлено почти 3,5 млрд. долларов США. Существенный рост данного показателя был отмечен и непосредственно в год проведения последней переписи населения. По данным системы CONTACT, в коридоре Россия–Китай наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема денежных переводов. В 2010 г. рост объема переводов составил 120% по отношению к 2009 г. Лишь в кризисном 2009 г. многолетняя тенденция роста денежного оттока была временно нарушена. Впрочем, даже в условиях экономического кризиса объем переводов в 2009 г. превышал соответствующий показатель в 2007 г. (398,8 млн. против 374,4 млн. долл.).

Однако, несмотря на столь значительные суммы, важно учитывать их неполноту. На сегодня сложно просчитать какая доля приходится на отток средств по неофициальным каналам. Называется диапазон от 40 до 60%. Например, по данным ИА «Росбалт» на 2006 г., 60% от объема денежных переводов в Китай поступило, минуя официальные каналы.

Выше уже отмечалась способность бизнес-сегмента оперативно реагировать на изменения этнической структуры общества. В этой связи хотелось бы отметить появление в 2005 г. «этнических» коммерческих предложений у известного сотового оператора «Билайн». Приведем выдержку из пресс-релиза Красноярского филиала ОАО «Вымпелком» (торговый знак «Билайн»), опубликованного в феврале 2007 г. на деловом портале «Красноярск.Биз.»: «…в канун нового года по китайскому календарю тарифные предложения «Билайн» были переведены на китайский язык специально для многочисленных представителей китайской диаспоры, проживающих в Красноярском крае… Мы стараемся сделать услуги сети «Билайн» еще более доступными для наших абонентов. Тарифные предложения, переведенные на иероглифы, помогут разобраться и выбрать каждому человеку оптимальный вариант использования услуг сотовой связи. …Для нашей Компании это не первый опыт взаимодействия с диаспорами. Так, в 2005 году был переведен на китайский ряд предложений для южноуральского китайского культурного центра. Эта практика будет продолжена».

Исходя из вышесказанного, целесообразно подвергнуть критическому осмыслению как данные о численности китайцев в рамках двух последних переписей, так и доминирующие экспертные оценки, варьирующие в диапазоне от 200 до 500 тыс. В данном случае более обоснованными и реалистичными представляются численные значения, называемые китайской стороной, некоторыми отечественными экспертами и представителями бизнес-сообщества, ориентированного на работу с данной категорией мигрантов. На фоне стремительного роста объема денежных переводов из России в Китай наиболее достоверными из всего оценочного массива представляются те расчеты, согласно которым на момент переписи 2010 г. в Российской Федерации находилось не менее 1 млн. этнических китайцев.

Армяне

Представителям армянской нации исторически свойственна высокая пространственная мобильность. Этот факт подтверждает хотя бы наличие в Москве и многих крупных городах многочисленных армянских диаспор, образованных многие века тому назад. В силу множества обстоятельств, к которым следует отнести факты массового геноцида армян, стихийные бедствия, межнациональные противостояния и целый комплекс социально-экономических причин, в сегодняшней Армении проживает гораздо меньше армян, чем за ее пределами. Вследствие многих иммиграционных волн в настоящий момент в Армении проживает около 3 млн. человек , в то время как за ее пределами – около 7 млн. человек.

Едва ли правомерно утверждать (как это делается в итогах последней переписи) о численности армян в России, равной 1,182 млн. Такая оценка фактически означает, что за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. численное присутствие армян на территории РФ увеличилось лишь на 52 тысячи человек, что в условиях интенсивных иммиграционных потоков из Армении совершенно не соответствует действительности. Как утверждает Д. Богоявленский, разница в численности армян, зафиксированная в течение межпереписного периода (2002 – 2010 гг.), вполне вписывается в динамику естественного прироста , наблюдавшегося в рамках армянской общины в данные годы. Иными словами, в итогах переписи фактически не учтен имевший место миграционный прирост.

Такая оценка выглядит тем более неадекватной на фоне существенного роста армянского населения в России за период между переписями 1989 и 2002 гг. – с 530 тыс. до 1130 тыс. человек, т. е. на 600 тыс. за 12 лет. Даже официальные лица Армении, для которых свойственно преуменьшать масштабы иммиграции из страны, утверждают о значительном оттоке населения в течение всего периода независимости страны.

Начнем с оценок, которыми оперирует миграционное ведомство Армении. В 2010 г., за три месяца до проведения в России очередной переписи населения, начальник государственной миграционной службы Армении Гагик Еганян оценивал численность армянской эмиграции в диапазоне от 1 до 1,2 млн. человек. При этом Еганян, отмечал, что миграция из Армении носит одновекторный характер в сторону России, на долю которой приходится 94% трудовых армянских мигрантов. Доминирующий российский вектор, составляющий от 84,5 до 97% в общем миграционном потоке из Армении, подтверждают и многие эксперты (А. Минасян, А. Погосян, Л. Геворгян, Т. Хакобян и др.).

При этом важно учитывать, что для армянских властей характерны более сдержанные оценки эмиграции из страны. Такая позиция связана, в том числе с политической необходимостью демонстрации обороноспособности и социальной стабильности на фоне перманентного политического конфликта с Азербайджаном. «Предсказания массового исхода населения только льют воду на мельницу неприятеля» – заявил президент Армении Серж Саргсян на заседании кабинета министров 20 июля 2011 г.

В то же время, согласно авторитетному зарубежному источнику “The World Factbook” (разработчик-составитель – ЦРУ США), в мировом миграционном рейтинге по показателю т. н. чистой иммиграции (баланс иммиграции и эмиграции), Армения занимает 197 место из 222 стран. Уточним, что нижние позиции рейтинга занимают страны, в которых наблюдается отрицательная миграционная динамика. Из постсоветских стран более удручающее положение в миграционной сфере, чем в Армении (– 5,88 / 1000 чел.) наблюдается только в Киргизии (– 6,16 / 1000 чел.) и Молдове (– 9,8 / 1000 чел).

Для получения более объективной информации предлагаем взглянуть на ситуацию глазами армянских независимых экспертов, которые, с одной стороны, будучи этническими армянами, изучали вопрос «изнутри», с другой – являются квалифицированными специалистами, не ограниченными политическими обстоятельствами.

По мнению исследователя армянской диаспоры В. Курдумяна, динамика роста численности армянского населения в России выглядела следующим образом: в 1989 г. число армян в России составляло 532 тыс., в 1994 г. – 1,8, млн., в 2003 г. – 2,2 млн., в 2007 г. – 2,5 млн. армян. Аналогичная оценка была озвучена и на высшем правительственном уровне в России. Так, в конце 2004 года бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил следующее: «Использовать армянскую диаспору России – 2,5 млн. чел. – это колоссальный потенциал…»

По данным другого специалиста В. Ходжакяна, эмиграция из Армении достигла значительных масштабов уже к 1996 г. Экспертная оценка академика В. Ходжакяна (1996 г.) была получена с помощью специально разработанной методологии, основанной на учете особенностей траектории изменения уровня рождаемости населения республики, согласно которой суммарная величина отрицательного остатка внешней миграции составила 1,5 млн. человек. Обратим особое внимание, что речь идет об «отрицательном остатке», то есть о балансе между прибывшими и выбывшими. Следовательно, конечное число эмигрировавших из Армении к 1996 г. превышало 1,5 млн. чел., из которых согласно вышеприведенным данным, от 84,5 до 97% выехали в Российскую Федерацию.

Более низкие, но все-таки впечатляющие оценки дает В. Ходжабекян, определяя валовый объем эмиграции из Армении к 1997 г. в районе 1 млн. человек.

Государственные данные за сопоставимый период оказались значительно ниже. Так, по результатам исследования проведенного армянским Министерством статистики, государственного регистра и анализа, суммарная величина отрицательного сальдо внешней миграции Армении за 1991–1998 гг. составила: “(…) 760-780 тыс. человек, из которых только 610 тысяч являлись постоянными жителями республики”. Подчеркнем, что и в этом случае, судя по терминологии авторов, речь идет не о конечных цифрах выехавших, а о разнице между миграционным оттоком и миграционным притоком. Следовательно, число выехавших из Армении только в 1991–1998 гг. даже по заниженным данным, которые в силу указанных ранее причин характерны для государственных ведомств, превышает 760 тыс. человек.

Возвращаясь к масштабам эмиграции из Армении в период, непосредственно предшествующий Всероссийской переписи населения 2010 г., уместно привести данные исследования «Миграция в странах СНГ» (авторы – М. Денисенко, О. Чудиновских). Согласно его результатам, отток населения из Армении за период с 2000 по 2009 гг. составил 668 тыс. человек. По данным Всемирного банка по состоянию на 2010 г., численность эмигрировавших из Армении составляла 870,2 тыс. человек. Главным устремлением армянских мигрантов все эти годы была, как и прежде, Российская Федерация.

Учитывая особую духовную связь с традиционной религией, которая свойственна армянам за пределами материнского государства, и наличие тесных контактов диаспоры с приходами Армянской Апостольской Церкви, целесообразно обратить внимание на мнение религиозных лидеров. По этому поводу Католикос Армении Арам Первый говорит следующее: «Сегодня в России проживает около 2 млн. армян. Армяне всегда принимали участие в жизни России, этому подтверждение – сама история. Дружба между нашими странами существует издавна».

Максимальные оценки численного присутствия армян в России приводятся в интернет-энциклопедии Википедия. В одной из версий соответствующего раздела под названием «Армяне в России» была указана цифра 3 500 000.

График 3. Динамика численности армян в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Косвенно о численном росте армянской иммиграции за последнее десятилетие может свидетельствовать и динамика денежных переводов (График 4). Объем денежных трансфертов вырос в 1,9 раза в 2006-2010 гг. и в 2,7 раза – за период с 2006 по 2012 гг. Причем рост объема денежных переводов в 2,3 раза был зафиксирован уже в 2006–2008 гг., после чего эта динамика была временно скорректирована кризисными тенденциями в российской экономике.

Впрочем, несмотря на имевший место финансовый кризис, итоговые суммы личных трансфертов из России в Армению, начиная с 2007 г. были близки или существенно превышал 1 млрд. долларов США (График 4). К примеру, в 2009 г. объем денежных переводов, поступивших в Армению из-за рубежа (в основном из России), составлял 9% от ВВП этой страны. При этом необходимо учитывать, что далеко не все средства, отправляемые (вывозимые) мигрантами на родину попадают в соответствующую статистику. По обследованию Национальной статистической службы, 40% денежных переводов поступали в Армению в виде банковских переводов, около 27,5% – через друзей/родственников, 18,3% – через операторов денежных переводов.

График 4. Денежные переводы из России в Армению (млн. долларов)

Источник: Центральный Банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru

Таким образом, приходится констатировать весьма широкий разброс оценок, характеризующих численное присутствие армян в России. Показательно, что даже самые сдержанные расчеты независимых специалистов демонстрируют гораздо более высокую численность армян в России, чем сообщается в итогах последней российской переписи. По самым осторожным оценкам, исходящим из явно заниженных данных государственных органов Армении, в России на момент проведения последней переписи находились около 2 млн. армян, что на 800 тыс. человек превышает цифры, заявленные в ее итогах. Однако, более близкой к реальности, на наш взгляд, является численность армянских мигрантов в диапазоне между 2,2 и 2,7 млн. человек.

Таджики

Относительно данной этнической группы в итогах ВПН-2010 сообщается, что ее численность на момент проведения переписи составляла 200 303 человека. Ниже будет показано, что и в этом случае результаты последней переписи нельзя считать достоверными.

Массовая таджикская миграция в Россию – явление далеко не новое. Миграционная ситуация в Таджикистане стала меняться еще в начале 1990-х гг. под воздействием гражданского военного конфликта (1992–1997 гг.), приведшего к многочисленным человеческим потерям и появлению беженцев и вынужденных переселенцев.

Резкий всплеск трудовой миграции среди граждан Таджикистана стал заметен в 1999 г. Затем миграционная ситуация несколько стабилизировалась, но в 2004 г. был отмечен новый подъем миграционной активности. С 2003 по 2005 гг. социологи отмечали почти трехкратный рост респондентов, сообщавших о выезде за рубеж с целью заработка. При этом, начиная с 1995 г. иммиграционный поток из Таджикистана все больше фокусировался на России. В силу долговременного отсутствия широких перспектив на рынках труда соседних стран, Россия становилась основной страной-реципиентом для выходцев из Таджикистана. Если в 2001 г. в РФ работали 84%, то в 2004 г. – 97,6% мигрантов из Таджикистана. В 2007 г. почти таджикских 37% домохозяйств отправляли на работу за рубеж одного и более мигрантов. По другим данным, к 2007 г. 40% домохозяйств в Таджикистане получали денежные переводы от ближайших родственников, работавших в России. К этому времени объем трудовой миграции оценивался в 700 тыс. человек, что является одной из минимальных границ в оценочном диапазоне относительно данной группы мигрантов.

Еще в начале 2000-х гг. эмиграция из страны получила в Таджикистане официальное одобрение властей. На административно-правовом уровне полезность миграции объяснялась наличием огромного числа безработных, которые в 2000 г. составляли 16,8% экономически активного населения. С точки зрения Правительства Таджикистана, трудовая миграция продиктована необходимостью смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активного населения и интересами получения дополнительных валютных поступлений в бюджет страны за счет налогов от прибылей фирм-посредников.

Согласно заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в России живут около 1 млн. таджиков. В комментарии таджикского президента по поводу приведенной цифры, вероятно, речь идет исключительно о таджикских гражданах и возвратной трудовой миграции последнего времени: «Около 1 млн. таджикских мигрантов живут и работают в России… А куда они еще в регионе могут поехать? Они работают и помогают своим семьям, а также помогают экономике своей страны». Исходя из логики высказывания, в эту цифру не входят те, кто давно переехал в РФ на постоянное место жительство и получил гражданство. Данное предположение подтверждает оценка миграционной ситуации главой представительства ФМС РФ в Таджикистане Виктором Себелевым. По его словам, в настоящее время на территории России проживают свыше 1 млн. граждан Таджикистана.

В качестве независимых оценок, отражающих современные масштабы таджикской иммиграции в Россию, таджикские эксперты указывают цифры от 600 тысяч до 1,5 млн. По данным правозащитной организации «Таджикские трудовые мигранты», за последние 20 лет больше 1 млн. выходцев из Таджикистана получили российское гражданство. Часть из них справедливо отнести к категории репатриантов – этнически русских и в целом славян, переехавших в Россию. Однако, здесь важно учитывать и тот факт, что по переписи населения 1989 г. в Таджикской ССР проживали не более 440 тыс. восточных славян (русских, украинцев и белорусов). Даже, если допустить, что все они выехали в Россию и стали российскими гражданами, то с учетом естественного прироста/убыли среди славян и присутствия в этом миграционном потоке представителей других этнических групп (немцев, татар и др.) едва ли правомерно утверждать об оттоке нетаджикского населения, численно превышающего 500 тыс. человек.

График 5. Динамика численности таджиков в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

По расчетам руководителя упомянутой выше правозащитной организации Каромата Шарипова, в России постоянно находится не менее 1,2 млн. человек, приехавших из Таджикистана. Близкие цифры называют и представители соответствующих органов страны исхода: по данным Миграционной службы Таджикистана на 2011 г., на территории РФ проживает 1 032 620 граждан Таджикистана. При этом, по мнению К. Шарипова, такой социальный слой как таджикские мигранты является очень эластичным по своим количественным параметрам – в результате сезонных колебаний в отдельные периоды численность приезжих из Таджикистана возрастает до 2 млн. человек.

Согласно данным миграционного учета, в Россию в течение одного года въезжает в шесть раз больше таджикских граждан, чем все таджикское население России, зафиксированное в рамках последней переписи. По словам директора ФМС РФ Константина Ромодановского, в 2009 году 1 миллион 288 тысяч граждан Таджикистана пересекли государственную границу РФ. Часть данной миграции носит временный возвратный характер, однако многие трудовые мигранты остаются в России и со временем перевозят сюда свои семьи.

Во время написания данной статьи нам попались интересные данные по прибытию иностранных граждан в г. Екатеринбург через аэропорт «Кольцово» за 2008 г. и 2011 г. (Графики 6 и 7). Согласно авиа-статистике, только в указанном аэропорту всего за один 2008 год было зарегистрировано прибытие 51,7 тысяч граждан Таджикистана, а в 2011 г. численность мигрантов из этой группы составила 47,2 тысячи человек. Подчеркнем, что речь идет лишь о годовом интервале и о численности мигрантов из Таджикистана, прибывших лишь в один из 83 субъектов Российской Федерации.

График 6. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства через аэропорт «Кольцово» в 2008 г.

1.1.Подворные переписи

1.2. Подушные переписи

2. Советские переписи населения

3. Микропереписи населения

4. Всероссийская перепись населения 2002 года

5. Анализ переписей населения 1992 - 2006 год

Заключение

Список литературы

Введение

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения,обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

Работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи имеет особенно важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома.

Перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии - этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, во времена первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского нашествия (считались дома) данные были нужны, чтобы облагать население Руси данью. В советский период российской истории было проведено семь переписей населения и главной единицей учета была семья.

Целью данной работы является изучение истории развития переписи населения в нашей стране.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

· Изучить историю первой переписи населения (подворная, подушная, первая научная перепись населения);

· Историю советской переписи населения;

· Рассмотреть историю микропереписей;

· А так же историю последней переписи населения.


1. Первые переписи населения в России

История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. Правда, о самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX-XI вв., есть лишь упоминания о сборе дани князьями. Вероятно, при сборе дани учитывалась и численность облагаемого населения, но подробности этого учета неизвестны. Более достоверны летописные свидетельства об учетах населения в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия. С целью сбора дани татарские ханы провели переписи населения в 1246 г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. - в Новгородской. В летописях учитывалось все население, кроме духовенства, освобожденного от дани. Переписи проводили специальные переписчики. Из этого можно заключить, что переписи в то время, скорее всего, были нехозяйственными, как и в других странах, т.е. единицей наблюдения в них было хозяйство («дом»). Учет же населения имел второстепенное значение, во всяком случае, общее число жителей по этим переписям установить не удалось.

В XIV-XVI вв. по мере становления централизованного российского государства развивалось и учетно-статистическое дело. Единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому и переписи были поземельными. Но в них наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые велись постоянно и служили юридическими документами на право владения землей и крепостными.


1.1. Подворные переписи

В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. 26 ноября 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 г., а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни.

Подушные переписи

Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей («ревизий»), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859 г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.

Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления.

И все же, несмотря на существенные дефекты, российские ревизии были значительным шагом вперед в развитии учета населения. Они были поименными, при всех ревизиях учитывался такой важный признак, как возраст (причем в виде числа исполнившихся лет, а не путем отнесения к возрастной группе). Большинство ревизий, кроме первой, второй и шестой, учитывали и женское население (также с указанием возраста) не для исчисления податей, а «для одного только ведома». Некоторые ревизии дали распределение населения по брачному состоянию, национальностям и сословиям.

Последние ревизии охватывали уже более 80% всего населения страны, а на территориях, где они проводились, - более 90%. Это позволяло хотя и с дорасчетом, но все же определить общую численность населения страны, его размещение и состав, опираясь на данные прямого учета.

Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности (как исторический материал).

После отмены крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения и больше не проводились. Между тем по мере развития капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в полных и подробных данных о численности и составе всего населения. Такие данные могла дать только научно организованная всеобщая перепись.

1.3. Первая Всероссийская научно организованная перепись

Была проведена 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Она проводилась в течение трех месяцев вместо предполагавшихся полутора. Такой большой срок проведения не мог не отразиться на качестве собранных материалов. Но если учесть все трудности и сомнения в возможности вообще проведения переписи, такой срок следует признать не самым большим недостатком. В проведении переписи принимали участие около 150 тысяч человек персонала, что также нельзя считать очень большим. Итоги переписи были опубликованы в 1905 г. в 89 томах. Общая численность населения Российской Империи в границах тех лет составила 125 640 тыс. человек.

Материалы переписи показали не только общую численность населения и его размещение по территории страны и ее областям, но и его структуру по широкому кругу показателей: по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению, по грамотности и вероисповеданию, по родному языку (который косвенно выражал национальный состав населения), по занятиям, дающим средства для существования, и по отраслям народного хозяйства и др.

Разработка итогов переписи и их публикация были завершены в 1905 г., и в 1908 г. был поднят вопрос о проведении новой, очередной переписи населения в 1910 г. (т.е. в соответствии с международными рекомендациям» в год, оканчивающийся на 0). Однако по разным обстоятельствам, главным образом финансового свойства, срок проведения второй переписи населения отодвинули на 1915 г., что также не было реализовано из-за начавшейся в 1914 г. первой мировой войны.

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. – 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

Группировка городских населенных пунктов

Число городских населенных пунктов

Число жителей в них, тыс.

по числу

жителей, в % к итогу

Всего городов

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 50 до 100

от 100 до 250

от 250 до 500

от 500 до 1000

1000 и более

Всего поселков городского типа

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 10 до 20

20 и более

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. – 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

Группировка сельских

населенных пунктов

Число сельских населенных пунктов, тысяч

Число жителей в них, тыс. человек

2010 г. в % к

2002 г. по числу

Число жителей, в % к итогу

Всего сельских населенных пунктов с населением

из них с числом жителей

(человек):

3001 и более

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

Чем так ценна перепись населения? В нашем мире достаточно много проблем, связанных с деятельностью человека, так не важно ли понять, а сколько вообще людей проживает на планете Земля? На российской территории перепись начала проводиться относительно недавно - в конце 19-го века, но по ее результатам можно наблюдать тенденцию к приросту или оттоку жителей в другие страны, узнавать процентное соотношение между смертностью и рождаемостью, а также составлять аналитические данные по другим важным государственным факторам.

Что такое перепись населения?

Перепись населения - это сбор, анализ, обработка демографических, социальных и экономических сведений о каждом человеке, проживающем на данный момент в определенной стране. Данные сведения являются данными, собранными воедино, подлежащими публикации. Таким образом осуществляется составление статистики населения.

Как проводится перепись?

Любая перепись населения проводится по определенной программе. Такая программа включает в себя характеристики опрашиваемых людей, будь то отдельный человек либо семья. Для определения и уточнения таких характеристик существуют специальные бланки - переписные листы.

В каждом листе содержатся определенные вопросы, которые позволяют получить наиболее точную информацию об индивиде. Например, официальное лицо, обладающее полномочиями для таких действий, должно получить данные точного возраста, пола, адреса проживания и прописки, семейного положения, гражданства, этнической принадлежности, то есть к какой народности относится человек, на каком языке он предпочитает общаться, его вероисповедание, информация об образовании, а также информация о роде деятельности, количестве детей, сведения о переездах в другие страны и многое другое. Такая скрупулезная работа позволяет собрать как можно больше нюансов для определения демографических факторов в определенном временном периоде.

Какая может быть перепись?

Обычно перепись населения - это установленный по срокам проект, то есть определенный отрезок времени, единый для всего государства. Дата устанавливается правительством. К этому моменту времени обычно подгоняют все сведения и статистические данные переписи населения, чаще всего это - полночь перед первым днем начала переписи. Эта критическая грань позволяет учесть точное количество населения страны, устранить возможные повторы или пропуски. Те, кто рождаются после 12 часов ночи, не берутся в учет данной переписи. А те, кто умер, записываются в лист, и для них это уже будет последней переписью населения, так как до 12 ночи они были еще живы.

Существует такое понятие, как срочная перепись. Ее используют тогда, когда необходимо в ограниченные сроки собрать информацию по демографическим факторам, используя только пять основных вопросов для осуществления оперативной передачи данных.

Что такое демографическое обследование?

Вместо всеобщей переписи населения страна может организовать сбор данных об определенной части жителей. Это необходимо, чтобы изучить состав той или иной территории, определить социальные процессы и узнать общественное мнение. Подобное обследование - это сбор очень подробных сведений, которое при всероссийской переписи населения только тормозило бы процесс.

Микроперепись чем-то похожа на обследование, так как во время нее проводится исследование части населения как представителей всей страны. Особенностью является отбор территорий и участков для выявления определенной информации. В таком случае опрашиваются все жители, проживающие в данной местности. На микроперепись не выделяется большое количество бюджетных средств, отсутствуют сложности в организации, а сама программа исследования достаточно подробна. Последняя перепись населения в данном ракурсе проводилась в 1994 году, с выборкой в пять процентов от всего населения России.

Главные принципы переписи

Для того чтобы работа была проведена качественно и оправдала саму затею, всероссийская перепись населения подразумевает соблюдение определенных принципов:

  • Она должна быть всеобщей, то есть охватывать абсолютно всю территорию Российской Федерации и ее население.
  • Перепись должна быть осуществлена одномоментно. Здесь имеется ввиду использование критического момента, описанного выше.
  • Программа должна быть единой, то есть данные, выраженные в опросных листах, необходимо взять у каждого индивида.
  • Все опросники обязаны быть поименные.
  • Абсолютно вся информация должна быть записана со слов опрашиваемого человека, без требования предоставления дополнительных официальных документов для подтверждения, это в нашей стране называется самоопределением.
  • Полная конфиденциальность. Интервьюерам запрещено передавать любую информацию об опрошенных людях третьим лицам, кроме соответствующего органа сбора данных.
  • Вся программа должна быть централизованной.
  • Ответственность и финансирование лежат на государстве.
  • Принцип регулярности. По закону Российской Федерации проведение переписи населения должно быть не реже раза в десятилетие, такие же рекомендации поступают от ООН.

Какие категории людей учитываются

Перепись населения - это не только сбор статистических данных, но и учет разных категорий населения, проживающих на территории нашей родины. Программа переписи подразумевает три таких категории: постоянное население, юридическое и наличное. Данные категории имеют различные критерии переписи, но единые для всей территории России. Давайте разберемся, что означает каждая из них.

При переписи либо обследовании обычно учитывают одну-две категории, чаще всего это первая и третья. Таким образом точность сведений повышается.

Если в программе учитывается два вида, то во время опроса берутся в расчет проживающие на данный момент и отсутствующие, но прописанные на данной жилой площади индивиды. В итоге перепись населения - это процесс учета людей, находящихся в России либо на территориях, которые подлежат переписи, без учета временно выехавших, но с записью временного прибывшего населения, постоянно проживающих (от шести месяцев) и закрепленных юридической силой на какой-либо территории России. В последнем случае человеку не нужно предъявлять документы по официальному закреплению к месту проживания.

Способы сбора информации

Каким образом осуществляется сбор информации? В первую очередь стоит отметить опросный метод, то есть интервьюер (переписчик) сам заполняет все данные, одновременно беседуя с лицом, которое переписывает. В России и СССР используется именно такой метод.

Второй вариант - это самосчисление, то есть люди, которых переписывают, сами должны заполнить опросник, а регистратор только проверяет безошибочность заполнения и задает дополнительные вопросы, если находит пропущенные строки. Таким образом ведут статистику населения в Европе.

И третий способ - это анкетирование, смешанный, когда специальные анкеты посылаются по почте, переписчики их заполняют и отправляют по указанному адресу в офис сбора информации (статистическая служба). Те, кто вовремя не предоставил сведения по анкетам, опрашиваются лично регистраторами. Такой способ не очень удачный, так как по выясненным данным процент присланных заполненных бланков составляет до пятнадцати процентов. Плюс ко всему он более затратный, так как для большей вовлеченности ведется активная рекламная пропаганда, которая также покрывается определенными бюджетными расходами. Такой метод распространен в США.

Программа, по которой проводится перепись в РФ

В российской программе в первую очередь идет запись о месте проживания и регистрации, далее идут строки с личными данными о возрасте, указание пола человека, его статус: женат/замужем, в разводе/вдова(-ец). Обязательно упоминание об образовании, профессии, роде занятий, источниках, из которых человек получает свой денежный доход, его социальное положение в обществе. Далее заполняется реестр об этнической информации: собственно принадлежность, какой язык является родным, знание дополнительных языков, к какой религиозной конфессии, вероисповеданию человек себя причисляет. Имеются вопросы по наличию детей, если нет, то уточняется соответствующая информация и вопросы о миграционных шагах. Анкета опционально дополняется другими темами.

История возникновения переписи

Если взглянуть сквозь века, то по древним историческим очеркам мы увидим, что учет населения велся из-за развития налоговой и военной систем, а также для решения задач, связанных с административной работой государства. Например, древнеиндийские ведические знания передают миру законы Ману, которые предполагали перепись жителей для определения правильного налогообложения и расчета силы государства.

В 2900-х годах до нашей эры египетские власти уже проводили подсчет своих жителей. Древний Китай, Япония и Месопотамия тоже имели свои учетные записи. Цель была та же - узнать свою мощь и военные возможности. До прихода европейцев на американские берега местные государства занимались переписью коренного населения. Имеются достоверные факты об учете всего взрослого мужского населения в Древнегреческом царстве в четвертом веке до нашей эры. Тоже самое было сделано и в Древнем Риме, а с 400-х годов до нашей эры такая перепись стала регулярной практикой.

В раннем средневековом периоде переписи создавались для казначейства. А в 11-м веке появилась знаменитая "Книга Страшного суда", созданная после распоряжения английского правителя Вильгельма Завоевателя пересчитать все население тридцати четырех графств. В 15-16-м веках проводится подсчет домовых хозяйств в Цюрихе, Страсбурге, Флоренции. В полноценном формате первая перепись населения в современном мире прошла у американцев, в США в 1790 году.

Российская перепись: годы проведения и количество переписанных человек

Первая перепись населения на территории царской России была проведена еще в 1897 году, тогда насчитали 67 миллионов 475 тысяч человек. Следующие учетные дни состоялись в 1914 и 1917 годах - цифра количественного состава населения составила 89 900 000 и 91 000 000 соответственно. В ленинский период перепись проводилась в 1926 году - 92 700 000 человек, а в сталинский период прямо перед Второй мировой войной - 108 380 000 человек.

В послевоенные годы впервые народ был пересчитан в 1959 году - цифра показала 117 535 000. Разница в количественном составе страны между переписями 1970 и 1979 годов составила 7 миллионов человек (130 000 000 и 137 550 000 соответственно). В 1989 году еще существующий Советский Союз состоял из 147 385 000 жителей.

А 1991 и 1996 года показали в новой стране - Российской Федерации - численность в 148 540 000 и 148 300 000 жителей. После наступления новой эры в 2002 году было зарегистрировано 145 165 000 человек. Последняя перепись РФ производилась в 2010 году между 14 и 25 числами октября. Спустя несколько месяцев, после подсчета данных, была озвучена неожиданная цифра - 142 905 200, таким образом Россия опустилась на одну ступень ниже в общемировом зачете (с седьмого места на восьмое).

Зачем учитывать данные о национальности человека и его источнике дохода?

Так как мы проживаем в многонациональной стране, состоящей из множественных субъектов Федерации, в том числе и республик, то с исторической точки зрения знания о населяющих национальных меньшинствах будут очень полезны. Это позволит легко проводить анализы процесса взаимодействий между разными представителями народностей, а также проследить за их предпочтениями по расселению, изучить более точно их культуру и так далее. Поэтому в анкетах присутствует вопрос об этнической принадлежности.

Так сложилось, что для жителей России денежные вопросы обычно воспринимаются более болезненно, но это не означает, что государство собирает информацию о конкретных источниках дохода, статистам необходимо изучить и сопоставить информацию об источниках средств к существованию, а это два соприкасающихся, но разных момента. Если выразиться по-другому, то анкетируемый указывает основное место работы, а не канал, используемый для поступления денежного вознаграждения за выполненную работу. Например, сумма получаемой зарплаты и оклада - это и есть источник средств к существованию, а вот выигрыш в лотерею считается источником дохода.

Основные переживания жителей во время передачи личных данных

Часто поступают вопросы по поводу переживаний жителей о передаче информации в налоговые службы. На самом деле что налоговая, что остальные ведомства используют собранные данные исключительно в резюмированном виде, то есть не изучают историю конкретного человека. Абсолютно все сведения в опросных листах носят конфиденциальный характер и не могут быть разглашенными с упоминанием имени, фамилии или номера телефона.

В случае если информация просочится за пределы офиса по составлению статистических данных, эти лица будут нести полную ответственность в рамках законодательства РФ. Кстати, важным фактом является то, что за предоставление ложных данных опрашиваемый не несет никакой ответственности, кроме как перед своей совестью.