Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран. Территориальная структура хозяйства

Хозяйство или экономика (с греч. oikonomike буквально - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой сложную систему. Она характеризуется множественностью составляющих её элементов, иерархичностью, структурностью.

Выделяют отраслевую и территориальную структуры хозяйства.

Отраслевая структура хозяйства

Отраслевая структура включает три группы отраслей:

  • · первичные отрасли (добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство);
  • · вторичные отрасли (отрасли обрабатывающей промышленности);
  • · третичные отрасли (сфера обращения и услуг).

Соотношение трех групп отраслей (или секторов) в ВВП является важной характеристикой уровня и специфики социально-экономического развития территории.

В ходе развития человечества и его хозяйственной деятельности удельный вес основных отраслей в ВВП менялся, так же как и численность населения, занятого в разных сферах экономики. В связи с этим в экономической истории человечества выделяют несколько этапов, каждому из которых соответствовал свой тип экономики. В последнее время в науке сложилось представление о трех типах экономики: 1) аграрном, 2) индустриальном, 3) постиндустриальном. Для каждого из типов характерны свои особенности отраслевой структуры хозяйства.

До промышленных переворотов ХVIII - ХIХ веков в мире господствовал аграрный тип экономики, и сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике по численности занятых и объёмам производимой продукции. Параллельно с развитием сельского хозяйства шло становление и такого вида хозяйственной деятельности, как ремесло (которое позднее - с ХVII века трансформировалось сначала в мануфактуру, а в ХIХ веке и в промышленность). По мере развития промышленного производства, аграрный тип экономики преобразовывается в переходный аграрно-индустриальный тип. Перерастание мануфактуры в промышленность, основанную на системе машин, привело к появлению первых в истории человечества заводов и фабрик. Число людей, занятых в сельском хозяйстве и его доля в ВВП сокращаются, напротив, возрастает занятость и объёмы производства в промышленности.

Во второй половине ХIХ века - первой половине ХХ века в странах Европы (Англия, Германия, Франция), в США, в Японии, России (а позже в СССР) сложился индустриальный тип производства, для которого характерен приоритет промышленности и строительства, как в структуре ВВП, так и в структуре занятости. Упрочение позиций промышленности в мировом хозяйстве выразилась в том, что её доля в отраслевой структуре достигает максимума - 60%. Бурный рост промышленного производства был характерен в основном для передовых стран (Великобритании, США, Германии, России, Японии), в них формируются крупные промышленные районы, основу которых составляют металлургия, машиностроение, химическая промышленность. За странами, отстающими в развитии, и колониями закрепляется роль поставщиков топлива и сырья в промышленно развитые государства. Расширение международного обмена товарами способствовало бурному развитию транспорта.

С середины ХХ века наблюдаются новые тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства. Так, наряду с продолжающимся сокращением занятых в сельском хозяйстве, аналогичные процессы развиваются и в промышленности. Снижается и удельный вес промышленности в отраслевой структуре хозяйства, прежде всего развитых стран. Зато тенденцию к постоянному росту имеет сфера обращения и услуг, включающая в себя торговлю, транспорт и связь, финансы и страхование, государственное управление, коммунальные услуги, образование, индустрию развлечений. Хозяйство вступило в постиндустриальный этап развития, формируется постиндустриальный тип экономики.

Однако следует отметить, что и в наши дни в сельском хозяйстве занято 47% экономически активного населения мира и именно оно определяет образ жизни 2,3 млрд. человек, проживающих преимущественно в развивающихся странах. В сельском хозяйстве развивающихся стран в среднем занято почти 60% населения. Но во многих более отсталых из них эта доля значительно выше: Непал - 92%, Руанда - 88%, Эфиопия - 75%, Вьетнам - 73%.

Территориальная структура хозяйства

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - совокупность определённым образом взаимно расположенных и взаимодействующих элементов хозяйства в пределах определённой территории. К основным элементам территориальной структуры хозяйства относят: промышленные узлы, промышленные центры и районы, сельскохозяйственные районы, экономические районы и экономические зоны, транспортные узлы и магистрали, другие объекты инфраструктуры, городские агломерации. Эти элементы хозяйства находятся в сложном взаимодействии и определяют «географический рисунок» любой территории. Иными словами, при исследовании ТСХ рассматриваются главные черты хозяйственной дифференциации территории.

Выделяют три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием экономических зон, районов, подрайонов; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно-сетеузловую структуру, охватывающую, прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Различают каркасную и очаговую территориальную структуру хозяйства. Каркасная ТСХ характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем «зрелости» производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории. Очаговая ТСХ присуща для менее развитых стран и малоосвоенных районов.

В ходе экономического развития изменяется не только отраслевая, но и территориальная структура хозяйства, его размещение со временем приобретает новые черты. Хотя, территориальная структура хозяйства обладает таким свойством как инерционность. Действительно, изменения в территориальной структуре хозяйства обычно происходят медленнее, чем в отраслевой структуре. Это объясняется тем, что промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, населенные пункты, транспортные магистрали всегда «привязаны» к определенной территории и переместить их на другое место либо очень трудно, либо невозможно.

Представим себе изолированное государство, расположенное на однородной равнине. На аграрном и аграрно-индустриальном этапах развития гипотетического государства в его отраслевой структуре преобладает сельское хозяйство. Немногочисленные города являются центрами торговли, ремесла, межрайонного обмена, а вокруг размещаются сельскохозяйственные территории и огромные массивы неиспользуемых земель. Воздействие городов на экономическую жизнь незначительно. В этот период лишь начинает развиваться обрабатывающая промышленность, в первую очередь, снабжающая потребительский рынок.

На индустриальном этапе территориальная структура хозяйства усложняется. Возникает множество городов. Одни из них - центры переработки сельскохозяйственной продукции и обслуживания сельского населения, другие - центры ремесла и мануфактурного производства. Большое значение в производстве приобретают природные ресурсы (минеральные, лесные, водные и др.). Промышленные предприятия концентрируются вблизи источников сырья, топлива, энергии, а по мере того как растёт значение перевозок массовых грузов - и в удобных транспортных узлах. В местах сосредоточения промышленности формируются районы с относительно высокой плотностью населения. Производство и люди нуждаются в разнообразном обслуживании - развиваются транспорт и связь, хранение и вывоз готовой продукции, водоснабжение, образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание то есть инфраструктура. Происходит формирование сложного территориального комплекса, включающего материальное производство и инфраструктуру. Города все больше превращаются в «фокусы» экономической жизни территории. Рост численности населения приводит к расширению площади обрабатываемых земель и земель, вводимых в промышленный оборот. Площадь неиспользуемых земель быстро сокращается.

В постиндустриальный этап развития территории растёт число городов, не связанных с промышленным производством - курортов, учебных и научных центров. Из крупных городов вытесняются предприятия отраслей, загрязняющих окружающую среду (металлургия, химическая промышленность) или реконструируются. С развитием новых технологий значение природных ресурсов в хозяйстве падает. Сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную и интенсивную отрасль («фабрики» мяса, молока, зерна), что ведёт к сокращению площади обрабатываемых земель. Продолжается развитие инфраструктуры, её объекты широко представлены не только в городах и вблизи них, но и в сельской местности.

характеристика природный ресурс промышленность

Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства

Определение 1

Мировое хозяйство это сложный комплекс национальных экономик в их взаимодействии.

В зависимости от специфики выполняемых операций или выпускаемой продукции мировое хозяйство делится на производственную и непроизводственную сферы (сферы материального и нематериального производства). Они, в свою очередь, делятся на соответствующие отраслевые комплексы, отрасли и подотрасли.

Главными составляющими производственной сферы являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт . Более подробно мы рассмотрим отраслевую структуру мирового хозяйства параллельно с территориальной.

Территориальная структура основных отраслей мировой экономики

Основой любой экономики является топливно-энергетический комплекс. Он состоит из топливной промышленности и электроэнергетики. Топливная промышленность сегодня представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями.

Нефтяная промышленность разделяется на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую . Переработка нефти часто происходит за пределами стран добычи. Основные залежи нефти сосредоточены на территории развивающихся стран и находятся в районе Персидского залива, на севере и западе Африки, в Индонезии, на севере Латинской Америки, в России, США, Китае и Австралии. Переработка нефти сосредоточена в развитых странах Европы и Азии, в США. Поэтому США, Япония и страны Европы выступают на мировом рынке крупнейшими импортерами нефти и газа. Но постепенно переработка нефти смещается в развивающиеся страны (как экологически «грязное» производство).
[Замечание]

США не экспортирует свою нефть, а, наоборот, закупает чужую с целью сохранения стратегически важного сырья.

  • Газовая промышленность вышла на передовые рубежи уже во второй половине $ХХ$ века. Месторождения газа часто соседствуют с нефтяными. Самыми крупными экспортерами газа являются Россия, Канада, Нидерланды и Норвегия. Значительную часть газа добывают с океанического шельфа.
  • Угольная промышленность является старейшей отраслью энергетики. Главными экспортерами угля выступают Австралия, США, ЮАР, Россия, Китай, Польша, Канада. Главными потребителями на угольном мировом рынке стали страны Европы, Япония и страны Латинской Америки.
  • В период НТР электроэнергетика стала одной из трех ведущих отраслей экономики. Основными производителями электроэнергии являются самые развитые страны мира. Тройку лидеров производства составляют США, Китай, Япония. Преобладает производство электроэнергии на ТЭС ($75$%). ГЭС (около $20$% электроэнергии) размещены в районах рек с мощным течением или большим перепадом высот – в Норвегии, Австрии, Швеции, Бразилии. АЭС дают примерно $7$% электроэнергии. Самыми крупными долями атомной энергетики в производстве славятся Франция, Бельгия, Венгрия.
  • Без конструкционных материалов не может функционировать ни одно производство. Именно металлургия выпускает конструкционные материалы.

    • Черная металлургия развита в США, Японии, Китае, России. Многие развитые страны Западной Европы, лидировавшие ранее в черной металлургии, «сдали» свои позиции из-за истощения своих месторождений.
    • Существенно обновилась в период НТР цветная металлургия . Энергоемкое производство алюминия размещается в Китае, России, Австралии, Канаде. Производство меди сосредоточено в Чили, Индонезии, США, Японии, Канаде, России. Цветные металлы используются в самых современных отраслях машиностроения. Но на их размещение влияет экологический фактор (это – вредное производство).
  • Мировое машиностроение насчитывает около $70$ отраслей. Общее машиностроение , опирающееся на металлургическую базу и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае. Лидерами транспортного машиностроения являются США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.

    В конце ХХ века опережающими темпами начало развиваться точное машиностроение . Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.

    Подводя итог, можно выделить три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка (чуть более $30$% продукции), Западная Европа (около $30$%), Восточная и Юго-Восточная Азия ($20$%).

    Химическая промышленность также является одной из ведущих отраслей НТР. Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности является Западная Европа. Она дает около $40$% мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Франция и Италия. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье. Не уступает по значению европейской химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.

    Главными регионами лесной промышленности остаются районы лесов нашей планеты. Выделяются здесь такие страны как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия.

    Легкая и пищевая промышленности развиты по всему миру. Но не стоит забывать историческую тенденцию. Традиционно центрами мировой моды считаются Франция и Италия.

    Сельское хозяйство – одно из древнейших видов производственной деятельности человека. В эпоху НТР оно тоже претерпело изменения. Произошла массовая механизация и автоматизация предприятий. Часть производств (первичная обработка продукции) отделилась от сельского хозяйства и стала частью легкой и пищевой промышленности. В структуре отрасли сохраняются различия по уровням развития стран. Чем более развита экономика страны, тем больше в ее сельском хозяйстве удельный вес животноводства, выше уровень интенсификации труда и меньше занято трудовых ресурсов. Специализация производства зависит от агроклиматических факторов.

    Производство зерновых размещено в Китае, Индии, США, России, Канаде, Казахстане, Австралии, Аргентине. Технические культуры выращивают в США, странах Центральной Азии, Восточной Европы, Китае. Цитрусовыми славятся страны Средиземноморья.

    Животноводство тоже представляет собой комплекс отраслей со своими особенностями. Разведение крупного рогатого скота процветает в Бразилии, Аргентине, США, Китае. В свиноводстве лучшие показатели имеют Китай, США, Россия. Овцеводство получило распространение в Австралии, Китае, Новой Зеландии, в странах Центральной Азии.

Факторы размещения мирового хозяйства

Как видно из сказанного выше, мировое производство размещено по территории планеты очень неравномерно. Существуют определенные правила – принципы размещения хозяйства. Главный принцип – максимализация выгоды. Поэтому на размещение производства влияют ряд обстоятельств – факторов.

  1. Природно-ресурсный фактор определяется наличием условий и предпосылок для развития того или иного производства (наличие сырья, условия работы).
  2. Фактор трудовых ресурсов влияет на объем производства и его характер. Чем больше рабочей силы и выше ее квалификация, тем сложнее производство, выше трудо- и наукоемкость процесса.
  3. Транспортный фактор позволяет учитывать влияние затрат на перевозку сырья, готовой продукции и рабочей силы на общую себестоимость готовой продукции.
  4. Наукоемкость как фактор начали учитывать в период бурного развития НТР, когда наука превратилась в мощную производственную силу. Производство многих видов продукции начало концентрироваться вокруг научных и научно-исследовательских центров.

Скопление отходов производства, характер производства, необходимость строительства новых и совершенствования старых очистных сооружений служат ограничением концентрации производства и населения в определенных районах. Этот фактор носит название экологического . Особое внимание на него стали обращать именно в последнее время, совпавшее с бурным развитие НТР.

Замечание 1

Для каждой отрасли и ее составляющих, для каждого производства имеет приоритетное значение тот или иной фактор. Добывающие отрасли размещены в районах месторождений полезных ископаемых. Переработка ориентируется на источники дешевой электроэнергии и воды, на наличие квалифицированной рабочей силы. Наиболее четко влияние факторов размещения производства проявляется в географии современного машиностроения. Эта многогранная отрасль чутко реагирует на изменение коньюктуры рынка и условий производства, на усиление влияния НТР на все сферы жизни и деятельности общества.

Современная территориальная структура хозяйства (ТСХ) Испании обладает рядом общих особенностей. Во-первых, это ярко выраженная территориальная концентрация производительных сил в отдельных районах и центрах страны. В отличие от большинства экономически развитых стран, подавляющая часть промышленного потенциала Испании сконцентрирована на относительно небольшой площади, что до известной степени сходно с характером территориальной структуры хозяйства развивающихся стран и отражает трудности индустриализации страны, трансформации ее социально-экономического пространства. Восемь промышленно наиболее развитых провинций из 50 дают 46,3% суммарной добавленной стоимости. Большинство из них выделяется относительно более богатыми природными ресурсами и их выгодными территориальными сочетаниями.
Вторая особенность ТСХ страны - тяготение экономической активности к побережьям, наблюдавшееся и в прежние исторические периоды. Но если раньше это было связано с длительной ориентацией экономики страны на колонии, то в последние десятилетия решающую роль сыграли
энергетический кризис, туристический «бум» и пр. Семь из восьми хозяйственно наиболее освоенных провинций - приморские. В 1990-х гг приморские провинции в сумме давали около 2/3 ВВП страны. Сложилась определенная, но противоречиво функционирующая «геопара» - приморские и внутренние территории, что говорит о пока еще недостаточной зрелости ТСХ Испании. Самые высокие показатели индекса хозяйственного развития имеют Мадридский, Северо-Западный Приморский, Средиземноморский регионы и Канарские острова (рис. 8).
Плотность населения в приморских провинциях примерно в два раза выше средней по стране. Здесь находится и большинство крупных городов (15 из 25 с населением более 100 тыс. жителей). Все возрастающую роль в развитии приморских провинций играет непроизводственная сфера. В перспективе рекреационные функции прибрежных провинций усилятся, В целом приморские регионы - наиболее динамичные элементы ТСХ страны.
Северо-Западный Приморский регион. Этот регион охватывает большую часть «влажной» Испании от Галисийского побережья Атлантики до Пиренеев и является экономически наиболее освоенным. Горы способствовали длительной исторической изоляции этой территории от других частей страны. Крупные месторождения угля и железа стали базой для возникновения и развития главного индустриального пояса, включающего Астурию, Кантабрию и Страну Басков. Здесь производится около 68% испанской стали. Приморское положение значительно облегчило переориентацию промышленности на импортное сырье в последние десятилетия. Бывшая окраинная Галисия в настоящее время - один из наиболее динамично промышленно развивающихся регионов страны, прежде всего на базе местных электроэнергетических и топливных ресурсов. Наличие множества рек и удобных бухт издавна способствовало развитию рыболовства, а в последние десятилетия - формированию крупных портовых комплексов на побережье Бискайского залива (Бильбао, Хихон, Сантандер).
В Басконии недалеко от границы с Францией находится Сан-Се- бастьян - один из самых красивых городов-курортов Северной Испании (у басков - Доностия), место проведения престижного кинофестиваля.
8,0-11,9 ЕЙЙД 12,0-19,9
>20,0
Индекс общего хозяйственного развития территории (lz) ? 4,0-7,9
Регионы
!а Северо-Западный Приморский регион Нб Регион Южной Месеты
16 Средиземноморский регион Ша Регион «Долина Эбро»
Ів Юго-Западный Приморский регион III6 Регион «Долина Гвадалквивира»
Па Регион Северной Месеты * Провинции, занимающие
промежуточное положение
Рис. 8. Уровни общего хозяйственного развития территории Испании (по регионам)
Прибискайские провинции - зона высокопродуктивного живот-новодства, специализирующегося прежде всего на разведении крупного рогатого скота, мясомолочного и молочного направлений. Значительную часть кормов для небольших ферм дают богатые естественные высокотравные пастбища. В горах распространены преимущественно широколиственные леса из дуба, бука и каштана, здесь же находятся предприятия по лесозаготовке и деревообработке.
Климатические условия в значительной степени определили размещение населения по территории региона. Преобладают многочисленные хуторы (caserios), мелкие деревушки по склонам гор и небольшие городки вдоль коротких, но полноводных рек.
Средиземноморский регион. Средиземноморье включает в себя нижнее течение реки Эбро, отделенное от среднего и верхнего течений не-высокими Каталонскими горами, часть Иберийских гор, обрамляющих Месету с востока, и большую часть массивной системы Кордильеры Бе- тики. Здесь выделяются природно-гетерогенный комплекс Каталонии и Валенсии, простирающийся от Восточных Пиренеев на юг до северовосточной оконечности Сьерры Бетики, естественным продолжением которой являются Балеарские острова.
Средиземноморский регион занимает 2-е место по общему уровню хозяйственного развития, освоенности территории. На Средиземноморском побережье сформировалось два крупных ППК - Барселонский и Валенсийский, с разнообразной перерабатывающей индустрией, значительным развитием высокоточных производств. Здесь выпускается более половины испанских легковых автомобилей, большая часть продукции электронной промышленности. Каталония - крупнейший центр текстильной промышленности страны. Вдоль побережья разбросано множество более мелких городов с высокой экономической активностью, которая во многом связана с индустрией туризма. Благодаря уникальной природе испанское Средиземноморье - обширная зона рекреации международного значения с высокоразвитым сервисом. Для Балеарских островов это главная отрасль хозяйства.
На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного и разнообразного субтропического растениеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дерево, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разнообразие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликультуры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса. Каталония традиционно славится в Испании высокой коммерческой активностью.
Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая высокая в стране (158,3 человек/км2). Южнее климат становится все более жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает максимума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентрацию населения вокруг оросительных систем, а также длительную миграцию населения из этих провинций.
Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических открытий занимают исключительно выгодное стратегическое положение - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Новый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.
Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красоте город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступает по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, построенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.
Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее резкие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, меньшая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыбного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альге- сирас и Уэльва.
Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занимающий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн т/год. Здесь расположены крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других провинций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два раза превышает ее (44,4 и 148,2 чел./км2 соответственно).
Мадрид (около 5 млн жителей) занимает особое место в территориальной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом И столицы государства в Мадрид привело к формированию крупного центра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-город- ская агломерация, резко контрастирующая с окружающими территориями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой суммарной добавленной стоимости мадридский административный регион - лидер страны (более 50 млрд долл. в год в начале 1990-х гг.).
Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, порайонную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из самых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных ли-ний: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгуты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняющейся географии обрабатывающей промышленности страны.
В Испании, отгороженной от Западной Европы Пиренеями, наблюдается тяготение экономической активности к выходам в центральную часть общеевропейского экономического пространства, прежде всего к западной и восточной оконечностям Пиренейских гор (Прибискайская и Каталонская промышленные зоны). Полоса Мадрид - Сарагоса - Бар-селона представляет собой важную и наиболее динамичную экономическую ось страны. Она формируется по типу полимагистральных коридоров и обеспечена железнодорожным сообщением, нефте- и газопроводами, линией электропередач. Ее значение возрастет с вводом в действие скоростной железнодорожной магистрали Париж - Барселона с европейской колеей (в Испании, как и в России, - более широкая колея). Вторая бы- строразвивающаяся полоса - от Мадрида в сторону Прибискайской экономической зоны вдоль инфраструктурной линии Мадрид - Бильбао. Она также представлена полимагистралью - электрифицированной железной дорогой, нефте- и газопроводами, серией мощных ЛЭП.
По решению и при финансовой поддержке ЕС построена новая скоростная автомагистраль Андай - Мадрид, а также мощный газо-
провод Лак - Серрабло для получения газа из Европы. В целом примыкающий к югу Франции треугольник Мадрид - Барселона - Бильбао в настоящее время является хозяйственно наиболее освоенной зоной испанской территории. В перспективе возможно его примыкание к формирующемуся межгосударственному экономическому макрорегиону «Солнечный треугольник» (Мюнхен - Милан - Барселона).
Одна из серьезнейших проблем испанского хозяйства - наличие обширных внутренних экономически депрессивных зон, где индекс общего хозяйственного развития не превышает 7,9 (см. рис. 8). К ним относится большинство провинций Старой и Новой Кастилии, занимающих почти половину территории страны. Несмотря на то что Me- сета стала ядром единого Испанского государства, в течение веков она была самой экономически отсталой частью страны. В отличие от индустриализированной периферии, этот регион - преимущественно сельскохозяйственный. Однако из-за изоляции от океанических ветров и общей приподнятости территории здесь часты резкие понижения температуры зимой, в силу чего Месета относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому доля более стойких зерновых культур в сельскохозяйственных площадях здесь значительно выше, чем посадок олив и винограда, особенно в провинциях Северной Месеты.
Регион Северной Месеты. Северная Месета - главная житница страны. Равнины, покрытые до середины XIX в. склерофильными климаксовыми дубравами, в настоящее время заняты в основном полями пшеницы (80% сельскохозяйственных земель), которые дают четверть урожая зерна страны. Холодная и длительная для Средиземноморья зима на позволяет выращивать маслины, посадки которых занимают всего 0,3% сельскохозяйственных земель, сильно ограничивает виноградарство (5%). Только в восточных долинах верховий Дуэро и частично на юге с более мягкой зимой есть небольшие оливковые рощи и виноградники, в основном на относительно крутых склонах, непригодных для возделывания зерновых.
Несмотря на наличие разветвленной речной сети геологические условия территории, представляющей собой древнее антиклинальное поднятие, пронизанное гранитами, сильно затрудняют широкое использование орошения. На его развитие здесь требуется в несколько раз больше капитальных вложений, чем на востоке или юге страны. Орошаемые земли занимают только 5% сельскохозяйственных земель. Они заняты в основном сахарной свеклой, картофелем, а также разнообразными овощами. Глав-ные заводы по переработке сахара размещены в провинции Вальядолид.
Индустрия в провинциях Северной Месеты развита слабо. Локальные индустриальные очаги созданы в Вальядолиде, Бургосе, Валенсии, Саморе, а также в Саламанке - старейшем университетском
центре Испании. Среди факторов, благоприятных для ее развития (положение между северной индустриальной зоной и столичным регионом, избыток дешевой рабочей силы, развитая транспортная сеть), - хорошая энергообеспеченность региона. На реке Дуэро построено шесть ГЭС общей мощностью более 400 тыс. кВт.
В целом Северная Месета - один из наименее экономически развитых регионов. Его 11 провинций сообща дают суммарной добавленной стоимости чуть больше, чем три провинции Юго-Западного Приморского региона. Уровень урбанизации регион имеет низкий: только 23,6% жителей живет в городах с населением более 10 тыс. человек. Почти половина работающих занята в коммерции. Сельское население размещено в хуторах и небольших городах, расположенных вокруг средневековых замков.
Регион Южной Месеты. Обширная Южная Месета занимает почти треть территории полуостровной Испании (128,8 тыс. км2, или 31% территории). В среднем она находится примерно на 100 м выше, чем Северная, и имеет более пересеченный рельеф. Две крупные реки - Тахо и Гвадиана отличаются меньшими, чем Дуэро, сезонными и годовыми амплитудами колебаний уровня воды, более спокойным течени-ем, что связано с особенностями режима питания. Климат близок к Северной Месете, однако зима более короткая и мягкая, а лето жаркое и длинное. Осадков выпадает в среднем 300-400 мм/год с максимумом в марте и ноябре. Некогда северная и западная части Южной Ме-сеты, как и Северная, были заняты коренными дубравами, более аридная восточная и южная - степями. И те и другие в настоящее время практически полностью превращены в сельскохозяйственные угодья.
Так же как и Северная, Южная Месета представляет собой преимущественно аграрный регион. Благодаря более благоприятному климату Южной Месеты в средиземноморской триаде доля маслин и винограда значительно выше, чем пшеницы. На орошаемых землях наряду с сахарной свеклой выращивают табак, хлопок и рис, а также кукурузу и другие культуры, ставшие кормовой базой крупных высокопродуктивных животноводческих хозяйств. Значительные площади заняты зимними пастбищами для овец. Провинция Бадахос занимает 1-е место в стране по поголовью овец (более 1,5 млн голов в 1990-х гг.). Это главная зона тонкорунного овцеводства страны.
К значимым индустриальным центрам Южной Месеты можно отнести провинцию Сьюдад Реаль, где развивается промышленный комплекс на базе каменноугольного месторождения Пуэртольяно в предгорьях Сьерры Морены, а также до недавнего времени разрабатывалось крупнейшее месторождение ртути в Альмадене. В размещении населе-
ния наблюдается четкое увеличение числа жителей в крупных населенных пунктах с севера на юг Месеты. На юге преобладают крупные поселки и города с населением около 10 тыс. жителей и выше.
Несколько более высокий уровень хозяйственного развития имеют регионы «Долина Эбро» и «Долина Гвадалквивира». Провинции, расположенные в долинах рек Эбро и Гвадалквивир, обладают рядом общих природных особенностей: здесь многочисленные межгорные долины спускаются к общей долине реки, литология, климатические условия, высотная поясность исключительно разнообразны, в поймах и на надпойменных террасах распространены плодородные почвы.
Регион «Долина Эбро». Провинции, расположенные между высокими Пиренеями и Иберийскими горами, образуют географическое единство, издревле известное в Испании под названием «Valle del ЕЬго». Вдоль р. Эбро проходит экономическая ось региона с основным промышленным фокусом в Сарагосе. Развитие индустрии стимулировали имеющиеся здесь крупные энергетические ресурсы (гидроэнергетические ресурсы Пиренеев и лигниты). В настоящее время регион дает пятую часть электроэнергии страны. «Долина Эбро» - традиционно важный сельскохозяйственный регион страны, хотя закрытость долины для североатлантических циклонов и господство в летний период сухих и жарких южных ветров bochomo осложняют сельскохозяйственное использование. Существенное значение для развития сельского хозяйства имеют крупные оросительные системы. В пяти провинциях «Долины Эбро» сосредоточено 20% орошаемых земель страны (360,5 тыс. га). На склонах гор находятся обширные пастбища (здесь сосредоточено 16,5% поголовья овец шерстяного направления).
Очень низкая плотность населения в горах компенсируется очагами высокой плотности в долине. В целом же плотность населения здесь примерно вдвое ниже средней по стране.
Регион «Долина Гвадалквивира>>. Общее устройство региона, в целом сходное с «Долиной Эбро», имеет ряд особенностей. Жаркий, но благоприятный для сельского хозяйства климат, прежде всего в силу смягчающего действия атлантических ветров со стороны Кддисского залива (осадки - около 550 мм/год) способствовал развитию высокопродуктивного и разнообразного растениеводства. В провинциях Кордова и Хаэн размещено около половины площадей посадок маслин. Большие площади заняты хлопчатником и цитрусовыми. На базе крупных месторождений полиметаллических руд в горах Сьерра Морена и Кордильера Бетика формируется Южный индустриальный пояс с крупными индустриальными центрами: Кордова, Хаэн, Дос-Эрманос, Линарес, Мендистар. Однако в целом этот регион пока относится к индустриально слаборазвитым. Одно из серьезных препятствий его развития - дефицит энергоресурсов.
Для региона характерна концентрация населения в городах и крупных сельских поселках. В провинции Кордова более половины жителей размещено в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек, что существенно выше, чем в других провинциях Андалусии. Значительная часть жителей городов занята в сельском хозяйстве, что характерно для субтропических стран и районов с сельскохозяйственной специализацией.

Хозяйство страны – сложная система. Обладая интегральной структурой, хозяйство в то же время может быть разделено на несколько взаимосвязанных структур. Другими словами, хозяйство можно представить как полиструктурную систему. Выделим четыре фундаментальные и относительно автономные структуры:

Социальную;

Отраслевую;

Технологическую и тесно связанную с ней организационную;

Территориальную.

Основным структурообразующим признаком социальной структуры хозяйства являются отношения собственности и экономической власти. Социальная структура выражает в первую очередь общественно-экономические уклады хозяйства. Уклад – это система производственных отношений определенного типа. Среди них выделяются, например, патриархальный, феодальный, капиталистический. В развивающихся странах, например, исследователями экономика обычно подразделяется на два сектора:

Традиционный, основывающийся на законах натурального хозяйства;

Иностранный, привнесенный колонизаторами и оставшийся в определенных районах стран в качестве своего рода анклава.

Уклады – мощный исторический фактор, знание которого необходимо для оценки движущих сил развития любой территории. Например, Нечерноземье РФ – регион специфического формирования укладов. Здесь с 19 в., особенно после реформы 1861 г., население в деревнях мало занималось сельским хозяйством, получили распространение отходничество и различные промыслы. Видимо, это было следствием малоземелья и плохого качества земель. Традиции отходничества сохранились здесь до недавнего времени, но теперь уже в виде повышенной миграции в города.

Для познания социальной структуры хозяйства недостаточно изучить соотношение укладов. За укладами стоят собственники, производители, управленцы и т. д. Невозможно познать экономические процессы, если неизвестно, кто субъект хозяйствования, кому принадлежит собственность и реальная власть в экономике, кто субъект управления. Углубленно данной проблемой занимается экономическая социология, изучающая механизм функционирования экономики как системы хозяйствующих субъектов. За каждым из укладов стоят социальные слои со своим стереотипом (тормозящим или активизирующим) экономического поведения.

Отраслевая структура является выражением общественного разделения труда. Известно, что труд может рассматриваться с двух сторон: с материально-вещественной стороны (конкретный труд, создающий потребительные стоимости) и со стороны общественных отношений (абстрактный труд, создающий стоимость). Конкретный труд дифференцируется по родам и видам. Выделяются три крупных разделения труда:

Отделение земледелия от скотоводства;


Отделение ремесла от земледелия (появление ирригационных сооружений, ткачества, выплавки металлов, гончарства, открытия колеса, лодки и т. д., что привело к новым формам организации общества);

Отделение обращения от производства, т. е. торговли от промышленности. Крестьяне, ремесленники пришли к выводу, что им выгоднее продавать свою продукцию посреднику, нежели самим связываться с рынком. Так произошло разделение производительного и торгового капитала.

В настоящее время идет становление нового типа разделения труда, соответствующего формирующемуся новому типу производительных сил, получившего название постиндустриального. Его характерные черты – автоматизация, компьютеризация, информатизация, децентрализация, гибкость производства, преимущественное развитие сферы воспроизводства жизни и услуг. Сокращается количество живого труда, необходимого для производства единицы продукции.

Можно классифицировать общественное разделение труда на роды и виды:

1) общее, т. е. разделение производства на крупные роды (промышленность, земледелие, транспорт);

2) частное, т. е. деление крупных родов на виды и подвиды (отрасли и подотрасли);

3) единичное, т. е. разделение труда внутри предприятия.

При изучении страны очень важно осознавать тот факт, что активная роль в структуре общественного разделения труда перешла (особенно в машиностроении) к единичному разделению труда. После второй мировой войны единичное разделение труда вышло за рамки отдельных предприятий и на этой основе стала развиваться кооперация. Более того, единичное разделение труда вышло за рамки национальных границ и стало самой прогрессивной частью международного разделения труда (доля кооперированной продукции во всем внешнеэкономическом обмене в ЕС более 40 %).

Новейшая тенденция заключается и в возрастающем значении частного разделения труда. Проявление этой тенденции заключается в устранении обособленных специализированных операций и производстве готовых продуктов или агрегатов в рамках одного предприятия. В будущем – это автоматизированные заводы по производству готовой продукции. Сейчас это машиностроение с роботами, гибкими производственными системами, химические производства, тенденция замены в сельском хозяйстве специализированных машин комплексными, совмещающими в себе многие специализированные орудия по обработке почвы и уходу за растениями.

С ростом обобществления производительных сил повышается роль общего разделения труда. Происходит функциональное объединение крупных подразделений производства. Появляются крупные межотраслевые функциональные комплексы: топливно-энергетический, конструкционных материалов, инфраструктура, агропромышленный и др.

В отраслевой структуре выделяют два уровня:

Функционально-отраслевой;

Собственно отраслевой.

Функционально-отраслевая структура отражает основные народно-хозяйственные пропорции: соотношение между материальной и нематериальной сферами; фондами потребления и накопления; деление на отрасли с низким и высоким органическим строением капитала; пропорции между основным производством и инфраструктурой и т. д.

Собственно отраслевая структура отражает общее, частное и единичное разделение труда. При классификации отраслей в экономической статистике существуют три основных критерия: 1) однородность сырья, используемого для производства продукции; 2) сходство технологического процесса; 3) единство в функциональном назначении продукции.

Технологическая и организационная структуры . Экономические эпохи прежде всего различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда и какими методами организации. В товаре и технологии фокусируются производственные отношения экономической системы. В большинстве исследований в области технологических укладов и теснейшим образом сопряженных с ними способов организации производства придерживаются эволюционной схемы, в основе которой лежит представление о двух индустриальных и постиндустриальной революциях и пяти циклах Кондратьева.

С конца 1970-х годов в области технологической структуры производства наблюдается сильная тенденция «космополитизации», связанная с информационно-технологической революцией. В международной практике выделяется примерно 20 базовых инновационных технологических направлений. Замена ручного и особенно умственного труда происходит на основе электроники, а не на базе механики. В центре технологических изменений находятся:

Микроэлектроника с робототехникой; именно здесь широко применяются гибкие производства. Помимо высокого качества и низкой себестоимости, обеспечивается такое свойство, как гибкость – способность дать потребителям продукцию на индивидуальный вкус без превышения себестоимости изделия массовой серии;

Использование биотехнологии. Считается, что тот, кто контролирует доступ к важнейшим изобретениям и открытиям биотехнологии, получит мощнейшее геополитическое влияние;

Создание новых конструкционных материалов. Создаются технологии получения материалов с заданными свойствами, для производства которых используют низко- и высокотемпературную плазму. Широко внедряется порошковая металлургия.

Возникновение новых технологий, связанных с освоением космоса;

Развитие приоритетных технологий, связанных с поворотом экономики к социальным и экологическим программам.

В основе выделения территориальной структуры лежит территориальное разделение труда. Территориальное разделение труда – это частный случай общественного разделения труда, и по выражению Баранского, его пространственная форма. В теоретическом определении территориального разделения труда подчеркиваются два взаимосвязанных аспекта:

- «экспортный», когда в отдельных странах и районах налаживается производство материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей;

- «импортный», когда развивается потребление сверх внутренних производственных возможностей за счет приобретения продукции извне.

Территориальная структура возникает на достаточно высоком уровне развития территориального разделения труда, когда районы страны объединяются (интегрируются) в целое образование.

В «Географический энциклопедический словарь» (1989) вошло определение территориальной структуры хозяйства, данное И. М. Маергойзом: Территориальная структура хозяйства – совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе развития народно-хозяйственной системы (включает население, сферы, виды и результаты его деятельности на определенной территории в комплексе с соответствующей социальной и природной основой).

Ведущими элементами территориальной структуры хозяйства являются:

Производство с его отраслевым подразделением;

Инфраструктура;

Население;

Природные ресурсы.

Согласно концепции Маергойза, территориальные структуры этих функциональных подсистем хозяйства определяют интегральную территориальную структуру хозяйства. Эти подсистемы теснее всего связаны между собой, отражают в себе главные процессы, протекающие во всей хозяйственной системе.

При изучении территориальной структуры хозяйства страны выделяются следующие методические вопросы:

Относящиеся к характеристике территориальной структуры отдельных совокупностей отраслей (блоков) хозяйства (точнее территориальной структуры материального производства, непроизводственной сферы или промышленности, сельского хозяйства и т. д.);

Относящиеся к изучению связей между территориальными структурами функциональных блоков;

Объединяющие первое и второе направления в целях получения представления о целостной (интегральной) территориальной структуре хозяйства страны.

Вопрос об оптимальности территориальной структуры хозяйства – это вопрос о том, каком направлении развитие территориальной структуры прогрессивно. Применительно к отраслевой структуре хозяйства стран проблема намного легче решается ввиду однозначности самой «единицы счета» – отраслей и подотраслей – от страны к стране и сравнимости их места в общественном разделении труда.

Территориальные структуры стран несравненно более индивидуальны, составляющие их интегральные территориальные единицы далеко не однозначны. В тех странах, где еще значителен процесс развития территориального разделения труда вширь, встает проблема, как оценить и сопоставить его с тем же процессом, развивающимся вглубь. Оптимальное соотношение между обоими процессами – одна из кардинальных проблем развития хозяйства нашей страны. В целом можно утверждать, что прогрессивной будет та территориальная структура, где при заданных производительных силах минимальными будут затраты на преодоление пространства, на осуществление связей – транспортных, энергетических и пр. Но этот подход односторонний в том смысле, что не рассматривает экономические и социальные эффекты.

В методике оценки оптимальности территориальной структуры хозяйства, безусловно, нужно исходить из того, что концепция территориальной структуры является преимущественно качественной категорией, суждения об оптимальности которой трудно перевести на количественный язык. Выделяются редукционные и синтетические подходы к критериям оптимальности территориальной структуры хозяйства:

Редукционные подходы строятся на определении порогов эффективности отдельных процессов: территориальной концентрации, дифференциации, агломерирования и других пространственных процессов. В региональной экономике ведутся поиски оптимумов (наилучших вариантов из возможных состояний) территориальной концентрации.

Синтетические подходы разработаны слабо. Выделим среди них следующие:

1. Изучение синхронности развития социальной, отраслевой, технологической и территориальной структур хозяйства. В процессе функционирования все структуры неразрывны. Например, наличие депрессивных районов связано с повышенным удельным весом в их отраслевой структуре старых отраслей промышленности, что обуславливает низкие темпы роста, экономически негативный отток населения в развитые районы. Социальная и демографическая структуры депрессивных районов в свою очередь претерпевают отрицательные изменения. Структуры экономики целых стран могут быть неэффективными.

Технологическая и отраслевая структуры под влиянием НТР развиваются очень большими темпами. Направление известно: переход к природоохранной и наукоемкой экономике. На этом пути «сопротивление» оказывают социальная и территориальная структуры с их огромной инерционностью. Социальные издержки перехода к новой технологии очень велики, потому что на отмирание обречены целые отрасли экономики и связанные с ними профессии. А инерционность территориальной структуры связана с привязанностью к территории основных фондов и поселений.

По оценкам исследователей, территориальная структура США в большей степени отвечает требованиям сегодняшнего дня, чем западноевропейская. США стали основным очагом НТР, которая существенно изменила размещение производительных сил в стране, а территориальная структура хозяйства западноевропейских стран несет на себе печать той поры, когда Европа была очагом первой промышленной революции. Кроме того, обширные размеры территории США более адекватны достигнутому уровню производительных сил.

Характерная черта японской региональной политики в том, что она направлена на территориальную деконцентрацию производительных сил. Создаются так называемые технополисы в новых районах, что считается главным направлением совершенствования территориальной структуры страны.

2. Изучение уровня интегрированности хозяйственной территории страны. Для этого применяются системы показателей широты и глубины территориального разделения труда. Среди параметров территориальной интеграции: наличие объективных взаимосвязей (коммуникабельность) между районами, хозяйственная дополняемость (комплементарность) районов и взаимное приспособление (адаптация).

3. Исследование соотношения интенсивных и экстенсивных факторов развития в региональном разрезе. В силу инерционности технологической и отраслевой структур хозяйства ряда районов в странах может быть разное соотношение между интенсивным и экстенсивным типами развития. Хорошим примером может быть Италия с ее интенсивно развивающимся Севером и относительно отсталым Югом, где преобладает экстенсивный путь развития. В работах Г. А. Приваловской обосновано, что разумная территориальная дифференциация интенсивных и экстенсивных факторов зависит от типа и характера освоения территории в разной природной и социально-экономической обстановке. В условиях сплошного промышленного освоения при высокой освоенности территории заметно преобладают интенсивные факторы, тогда как при низкой освоенности, свойственной очаговому горнопромышленному, лесопромышленному, сельскохозяйственно-промышленному освоению, – экстенсивные.

Гипермаркет знаний >>География >>География 10 класс >>География: Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства

Мы рассматриваем отраслевую и

территориальную структуру мирового хозяйства

1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры.

Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии доиндустриальную, индустриальную и постиндустриалную. Каждой из них соотствует свой тип хозяйственной структуры.

В доиндустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики; при ней сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ.

После промышленных переворотов второй половины ХVIII первой половины XIX в. в стpaнах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине ХХ в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

Каждая из этих структур представлена в современном мире.

Как вы уже догадались, аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых.

Пример. В структуре ВВП Сомaли, Эфиопии, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится 40-50%. А доля экономически активного населения , занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80-90%.

Индустриальная структура экономики еще в ceредине ХХ в. преобладала во всех экономически развитых странах.

Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.

Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны района Персидского залива (Саудовская Аравия, Kyвейт, ОАЭ, Ирак, Катар), где дoля промышленности в структуре ВВП достигает 50-80%. Довольно высока эта доля также в некоторых новых индустриальных странах и Китае, которые продолжают осуществлять политику индустриализации. До недавнего времени в эту группу входили и многие страны с переходной экономикой (CHг и Центрально Восточной Европы), но затем дoля промышленности в их ВВП уменьшилась до 2530%. Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими славными признаками: 1) в сфере экономики переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде вceгo развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии ycтановление надежного контроля за вмешательством человека в потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных ) и деловых (информационных рекламных и др.).

Теперь все больше людей занято в интеллектуальной сфере. Это и средняя школа, и система высшего образования, и популяризация знаний, и издательская деятельность, радио, телевидение. Важным фактором развития производительных сил и caмoгo человека стало восстановление eгo физических и творческих способностей (здравоохранение, физкультура, спорт, отдых, туризм, развлечения). Значительное увеличение спроса на потребительские товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, компьютеры) привело к расширению сферы услуг. Все больше людей пользуются также услугами банков, страховых компаний, авиакомпаний, гостиничных и туристических фирм.

Одной из важных разновидностей деловых услуг стало изучение потребительского спроса (маркетинг).

Пример. В начале XXI в. в США, шинстве других стран Западной Европы она составляет 60- 70%. В России в начале XXI в. доля сферы услуг также увеличилась до 60%. .

Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВЛ имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг. .

Итоговые же показатели, xaрактеризующие долю сферы ycлуг в ВВП, таковы: для вceгo мира немногим более 1/3, для экономически развитых стран с рыночной экономикой - свыше 2/3, для стран с переходной экономикой более 1/2, для вивающихся стран - около 1/2.(Задание 4.)

2. Воздействие НТР на отpacлевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором в настоящее время занято 1,5 млрд человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей которые дают нине более 9-10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышлености, элекроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышлености до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энергo- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Сложные процессы происходят и в составе отдельных отpacлей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие их гораздо больше возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. Вместе с тем для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливноэнергетичеcкoгo, машиностроительного, агропромышленного и др., которые вы изучали в предшествуюшем курсе географии.

Изменения в отраслевой структуре сельскогохозяйства происходят медленнее.Тем не менее по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих, экономически развитых странах дает 3-4 валовой продукции этой отрасли. А в растеневодстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

НТР внесла большие изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспорт а. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние pacстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. .

Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке «от двери до двeри» возрастает и eгo роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.

3. Основные модели мирового хозяйства: возможны варианты.

Несмотря на относительное единство мирового хозяйства отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением трyда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Во всех частях земнoгo шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мировог хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модельми мировoгo хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение eгo на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую Югом. Благодаря более высоким темпам роста экономики доля Юга в мировом ВВП в настоящее время заметно возросла. Но этим он обязан Китаю, Индии, НИС Азии, тогда как многие страны продолжают развиваться медленно. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже «отцепленным вагоном мировой экономики. А по выражению Н. Н. Moисеева, они «отстали навсегда».

При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образует 2530 стран Севера с общим населением 850 млн человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве eгo основных ядер фигурируют либо страны «большой семерки», либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 1 00 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих странчленов ОПЕК, наиболее «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны Полупериферии в основном находятся на индустриальной стадии развития.

В географической литературе используется и Десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно.

До конца XIX В. по всем показателям преобладал один центр - Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период «европоцентрическим». Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным, США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения СССР, Япония. После Второй мировой войны нaчалось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго- Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС Азии во главе с «четырьмя азиатскими тиграми" Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом (ныне Сян-ган) и Сингапуром.

В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-e г. намнoгo выросла дoля Китая,де темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля CHГ, где они были очень низкими. В начале XXl в. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: Северная Aмeрика, зарубежная Европа, Китай, Япония, Индия, НИС Азии, CHГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин «большая семерка» Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд.

В последние дватри десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатcкo-Tиxоокeaнского peгиона 1 , который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно ХХI век в прогнозах все чаще называют «Тихоокеанским столетием». (Задание 5.)

4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран.

Для характеристики географии хозяйства как мира, так и отдельных стран при меняются разные термины: размещение производства (производительныхсил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Tepриториальная структура хозяйства (ТСХ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с дpyгом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и eгo хозяйственной деятельности.

Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем «зрелости». Это значи что их территория нacыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими cвoeгo рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций, происходит, как говорят, «принятие peшений».

1 АзиатскоТихоокеанский регион (АТР) очень важное политико-географическое понятие. Но контуры АТР определяются поразному, с включением в нeгo от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер.

Пример. Штат Калифорния в США самый большой в стpaне и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать eгo как cвoeгo рода «гocyдарство в государстве», то по размерам cвoeгo ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния район co средоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно xapaктерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше вceгo старопромышленных районов на родине промышленных переворотов в Западной Европе.

В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, это районы новoгo освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Дo стижения НТР в области техники и технологий сделали возможным освоение и таких районов.

Пример. К числу главных районов новoгo освоения относятся Север Канады и Аляска, цeнтральная, северная и западная части Австралии, Сибирь и Дальний Восток В России.

Конечно, в экономически высоко развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, oднако они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории все более усложняются.

В развивающихся стpaнах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для нeгo xaрактерен значительно более низкий уровень «зрелости» нacыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, cвoeгo рода очаговoe использование территории.

И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Как показали исследования ученых географов, роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

Пример. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль «экономической столицы» страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Мумбаи (Бомбей) и Колката (Калькутта) в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промыщленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных цeнтров («фокусов») территории могут выполнять также районы экспортной специализации либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они cpaвнительно мало связаны с окрyжающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой pынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традициoннoгo потребительского сельcкoгo хозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют «внутренними колониями».

«Две страны в одной стране» - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность геогpaфического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории. (Задание 6.)

5. Региональная политика: сглаживание диспропорций.

Для улучшения сложившейся территориальной структуры xoзяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

Эта политика направлена прежде вceгo на сглаживание peгиональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными 1 с другой.

1 Депрессивный район обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде вceгo в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие «депрессивный район» возникло в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных «полюсов роста». В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.

Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» крупных городов и городских агломераций, прежде вceгo столичных, в которых в 60-70-x гг. происходили упадок центральных районов («ядер»), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. (За дание 7.)

Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, в смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных peсурсных районов.