Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

Рассмотрим, как зависит эффективность фискальной политики в зависимости от параметров модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, для оценки эффективности фискальной политики используется понятие мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину изменяется равновесный выпуск при изменении государственных расходов на единицу.

В модели кейнсианского креста мультипликатор государственных закупок описывается формулой:

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPI - предельная склонность к инвестированию;

MPQ - предельная склонность к импортированию;

t - предельная налоговая ставка.

Таким образом, чем более люди склонны тратить получаемые доходы на потребление, тем более эффективна фискальная политика. Также наблюдается положительная зависимость между эффективностью бюджетно-налоговой политики и предельной склонностью к инвестированию. Система подоходного налогообложения снижает величину располагаемого дохода и ослабляет мультипликативный эффект. Снижает величину мультипликатора также и предельная склонность к импортированию, в связи с чем при прочих равных в закрытой экономике фискальный мультипликатор оказывается выше, нежели в открытой.

Также стоит отметить, что мультипликатор государственных расходов по своей абсолютной величине превышает мультипликаторы налогов и трансфертов, а значит, изменение государственных расходов может наиболее сильно повлиять на объем реального выпуска.

Таким образом, чем выше предельная склонность к потреблению и предельная склонность к инвестированию, тем эффективность фискальной политики выше. Чем выше предельная налоговая ставка и предельная склонность к импортированию, тем эффективность фискальной политики ниже. Однако мультипликатор модели кейнсианского креста не учитывает влияние эффекта вытеснения инвестиций. Более точная формула для подсчета мультипликатора может быть получена при помощи модели IS-LM.

Эффективность фискальной политики в модели IS-LM

Величины фискальных мультипликаторов, а значит и эффективность бюджетно-налоговой политики, в модели IS-LM определяются по формулам:

Следовательно, эффективность бюджетно-налоговой политики, зависит от:

§ Предельной склонности к потреблению (MPC );

§ Коэффициента чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки (d );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению ВВП (k );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки (h ).

Величины представленных коэффициентов определяются эмпирически. Параметры b, d, k и h отражают особенности поведения макроэкономических субъектов на товарном и денежном рынках.

Заметим, что данные мультипликаторы учитывают наличие эффекта вытеснения инвестиций, поэтому их значения будут меньше, чем величины соответствующих мультипликаторов в модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, представления экономистов классического и кейнсианского направлений об экономике различаются. Наиболее спорными параметрами модели IS-LM являются d - чувствительность инвестиционных расходов к изменению процентной ставки и h - чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

В соответствии с классическими представлениями об экономике спрос на деньги слабо зависит от ставки процента, то есть коэффициент h очень мал. Чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению процентной ставки и чем более чувствителен спрос на деньги к изменению дохода, тем больше угол наклона кривой LM.

Вместе с тем, классический взгляд на экономику предполагает сильную чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, то есть коэффициент d очень велик. Если d велик, то инвестиции чувствительны к изменению процентной ставки, и доход также чувствителен к изменению процентной ставки. Таким образом, в модели IS -LM классическая экономика описывается относительно пологой кривой IS и относительно крутой кривой LM (см. рисунок №1).

Кейнсианский взгляд на экономику, напротив, предполагает сильную чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки, то есть коэффициент h сравнительно велик. Следовательно, кривая спроса на деньги является относительно пологой. При этом инвестиции в кейнсианской теории малочувствительны к изменению ставки процента, то есть коэффициент d относительно мал и кривая LM пологая. Таким образом, в модели IS - LM кейнсианская экономика описывается относительно крутой кривой IS и относительно пологой кривой LM (см. рисунок № 2).

Предположим, в борьбе с экономическим кризисом правительство осуществляет фискальную экспансию. Данная мера приведет к сдвигу кривой IS вправо. Как видно из графиков, бюджетно-налоговая политика в кейнсианской экономике более эффективна, поскольку способствует более сильному росту совокупного выпуска.

Рассмотрим более подробно влияние параметров модели IS-LM на эффективность фискальной политики.

Сначала проанализируем результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности инвестиций к ставке процента (d ).

Как видно из рисунков №3 и №4, чем ниже чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, тем чем круче кривая IS, и тем, при прочих равных условиях, эффективней бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что реализация стимулирующей бюджетно-налоговой политики приводит к повышению процентной ставки, что, соответственно, вызывает эффект вытеснения инвестиций тем больший, чем чувствительнее инвестиции к динамике процентной ставки.

Теперь рассмотрим результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента (h).

Как видно из рисунков №5 и №6, чем чувствительнее спрос на деньги к изменению процентной ставки, тем более пологой является кривая LM , и тем, при прочих равных условиях, эффективнее бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что величина эффекта вытеснения, сопровождающая бюджетно-налоговую политику, будет зависеть от того, как сильно меняется процентная ставка при проведении бюджетно-налоговой политики. Процентная ставка при колебаниях спроса на деньги вследствие изменения дохода изменяется тем значительней, чем ниже чувствительность спроса на деньги к ставке процента.

Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем ниже чувствительность инвестиций к динамике процентной ставки, ниже коэффициент чувствительности спроса на деньги к динамике дохода, выше чувствительности спроса к изменению процентной ставки и выше предельная склонность к потреблению.

По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая - для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика_позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая - наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие. Во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD 2 приводит к увеличению совокупного дохода с У1 до У 2 (рис. 4.8). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS 2 и росту совокупного дохода с Y 2 до У 3 . В итоге уровень дохода увеличится с У:1 до Y 3 . Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag - запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо внутреннего имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем влияние других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики - эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные - в этом и состоит эффект вытеснения.

Существуют аргументы, доказывающие, что данному эффекту противостоит обратный, который его смягчает, а иногда может оказаться и сильнее. Он возникает вследствие двух причин:

1) когда стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов, которые в таких условиях могут увеличивать объем инвестиций, даже, несмотря на некоторое повышение процентной ставки;

2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объема сбережений (именно поэтому, если экономические субъекты покупают больше государственных облигаций, то они вынуждены приобретать меньше корпоративных бумаг). Однако экономический рост, вызванный экспансионистской фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а значит и сбережений. Это позволяет одновременно наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.

Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов. В модели «доходы-расходы» механизм действия бюджетно-налоговой политики рассматривался при фиксированном уровне цен. В реальности уровень цен изменяется. Например, увеличение государственных закупок приводит к сдвигу кривой совокупного спроса AD 1 в положение AD 2 (см. рис. 4.8) и повышению уровня цен с P1 до Р 2 . Рост цен вследствие действия эффектов процентной ставки, богатства, импортных закупок ведет к уменьшению совокупного спроса, в результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей еще требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются Политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них - сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Для того, чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по данным показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Объяснение в том, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но, с другой стороны, на их размеры способны оказать влияние изменения объема совокупного дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

С тем, чтобы развести указанные выше причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема совокупного дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 4.9). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Из рис. 4.9 следует, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при уровне дохода Y E . Допустим, фактический доход равен Y1, а потенциальный - Y 2 . Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налоговых ставках (кривые G и T остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN. Следовательно, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень совокупного дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, каким образом проводимая бюджетно-налоговая политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей бюджетно-налоговой политики, цель которой - сокращение совокупных расходов.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, то есть увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, то есть повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Эффективность, результативность фискальной политики зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных условий - такие, как, во-первых, разнообразие и уровень адаптированности применяемых форм, методов регулирования к изменениям экономической конъюнктуры; во-вторых, достижение комплексного использования налогового, бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и социального механизмов государственного регулирования в интегрированной экономической политике.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ

Осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени.

  • 1. Временной лаг распознавания. Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представление о направлении развития экономики, экономика может уже иметь четырех- или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.
  • 2. Административная задержка. Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. В действительности иногда требуется так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.
  • 3. Функциональное запаздывание. Кроме того, имеет место также временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.[ 5, c. 253]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

  • 1. Другие цели. Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.
  • 2. Пристрастие к стимулирующим мерам. Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишки воспринимаются в политическом плане очень болезненно. То есть, может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, друтими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Это объясняется тем, что сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Увеличение же налогов обычно беспокоит избирателей, а сокращающиеся государственные расходы могут оказаться политически рискованными.
  • 3. Деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Некоторые экономисты выдвинули недавно предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. То есть они полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний. [ 5, c. 254]

Эффект вытеснения

Для того чтобы объяснить действие эффекта вытеснения обратимся к модели IS-LM.

Рис.3.1. Равновесие в модели IS-LM

Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS и LM (рис.3.1.).

Модель IS-LM позволяет найти также сочетания рыночной процентной ставки и уровня дохода (выпуска), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках.

Кривые IS и LM построены не только для данного уровня цен Р, но и для данных уровней государственных расходов G, налоговых поступлений Т и денежного предложения М. В этом случае существует лишь одно сочетание значений процентной ставки и уровня дохода (i e , Y e ), при котором достигается равновесие одновременно на двух рассматриваемых рынках. Пересечение кривых IS и LM в точке Е означает, что денежное предложение достаточно для такой процентной ставки, которая уравновешивает планируемые инвестиции и сбережения. Поскольку кривая IS связана с планируемыми расходами, ее изменение отражает изменения в фискальной политике. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением. Таким образом, модель IS-LM позволяет оценить совместное влияние на макроэкономику фискальной (налогово-бюджетной) и монетарной (денежно-кредитной) политики. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок.

Остановимся на вопросе взаимодействия товарного и денежного рынков при изменении налогово-бюджетной политики.Посмотрим, к каким последствиям приведет политика правительства, направленная на увеличение государственных расходов (или снижение налогов).

Рост государственных расходов (снижение налогов) приведет к тому, что кривая IS 0 (рис. 3.2,а) сдвинется вправо, в положение IS 1 , на расстояние, соответствующее произведению на коэффициент мультипликатора К. При прежней процентной ставке i 0 совокупный спрос увеличился бы до уровня Y 2 . Однако двойное равновесие рыночной системы при этом оказалось бы нарушенным: если бы произведенный национальный доход достиг величины Y 2 , на денежном рынке возник бы дефицит, поскольку точка С лежит ниже кривой LM. Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что приведет к снижению их курса и росту процентной ставки с i 0 до i 1 . Более высокая процентная ставка ограничит намечавшийся при i 0 инвестиционный спрос со стороны частного бизнеса. В результате совокупный спрос на товарном рынке возрастет не до У 2 , а только до Y 1 , и новое совместное равновесие на рынке товаров и денежном рынке установится при национальном доходе У 1 , и процентной ставке i 1 . Это говорит о том, что денежный рынок "гасит" мультипликационный эффект увеличения государственных расходов (рис. 3.2,6). [ 2, c. 214]

Рис. 3.2. -- модель IS-LM, б--денежный рынок; в -- кривая совокупного спроса

Таким образом, одним из последствий увеличения государственных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления (поскольку дорогим становится потребительский кредит). Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов G "вытесняет" частные расходы и, прежде всего, инвестиции I. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается. Следовательно, при том же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения государственных расходов изображается как сдвиг кривой совокупного спроса AD 0 вправо, в положение AD 1 (рис.3.2,в).

Относительная эффективность бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис. 3.3)


G ^ (или Т v) => У ^=> С ^=> Y ^=> M D ^=> R^ => Iv=> X n v=> Y ^

эффект вытеснения

Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги М D , так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Х п . Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода У, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.

Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (Y 0 Y 2 ). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (Y 0 Y). [ 1, c. 192]

Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна (рис. 3.4)

Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:

1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и п относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение / и Х n , и поэтому общий прирост У будет существенным. крутой кривой IS (см. рис. 3.5). Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.


2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал. Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM (см. рис.3.6). Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.


Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM (см. рис.3.7). В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост Y составляет величину (Y 0 Y 1 ).

Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.

Эффект вытеснения значителен, если:

1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d и п очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение /и!„и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS (см. рис.3.8) Наклон кривой LM


2) Спрос на деньги малочувствителен к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах d и n. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM (см. рис.3.9). Наклон кривой IS в данном случае имеет второстепенное значение.


Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост Y, равный (YoY 1 ), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и п значительны (см. рис.3.10). [ 1, c. 195]

  • 1. Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Это объясняется тем, что в процессе осуществления соответствующей фискальной политики существуют проблемы времени и проблемы политики.
  • 2. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее в сравнении с изменением объема государственных закупок увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Ø Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие (рис.10.3).

Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода увеличивается и реаль­ная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики

Ø Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:

а - значение фискальных мультипликаторов велико ;

б - значение фискальных мультипликаторов мало

Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше - случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение тре­буется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.

Факторы, определяющие значение фискаль­ных мультипликаторов:

1. Предельная склонность к потреблению МРС.

2. Налоговая ставка t .

Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.

Ø Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фис­кальной политики может быть ослаблена сокращением инвести­ционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это яв­ление получило название эффекта вытеснения .

Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мульти­пликативное сокращение совокупного выпуска - эффекты, про­тиводействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вы­теснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фис­кальной политики.

Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:

Чувствительность инвестиционного спроса к изменению про­центной ставки d ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупно­го дохода k ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к из­менению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на день­ги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки про­цента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.

2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода k, тем больше при прочих равных ус­ловиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода на масштаб вытеснения инве­стиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию процентной ставки d, тем больше при прочих равных усло­виях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).

Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спро­са на деньги на равную величину во втором случае будет сопро­вождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.

Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спро­са на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувстви­тельность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки

Фискальная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Именно поэтому оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время.

Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить её достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относят:

Бюджетно-налоговая политика помогает сгладить колебания экономического цикла: помогает экономике возрождаться при спаде, а при подъеме сдерживает «перегрев» экономики. Инструменты фискальной политики либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансфертные платежи). Именно это и позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма экономики - сокращать их.

Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При

осуществлении государством стимулирующей фискальной политики государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса с AD1 до AD2, а значит и совокупного дохода с Y1 до Y2. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой АS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3. В итоге уровень дохода увеличится с Y1 до Y3 [рисунок 2.1].

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики обладают мультипликационным эффектом воздействия равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени от утверждения решения об изменении фискальной политики до получения эффекта от их реализации. Когда правительством принято решение об изменении в фискальной политике, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при недискреционной фискальной политике. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики, сглаживание экономических колебаний происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики относят:

Эффект вытеснения.

Вытеснение - это общий термин, обозначающий любое падение частных расходов, сопровождающееся увеличением государственных расходов .

Эффект вытеснения заключается в том, что при увеличении роста государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления, или иначе государственные расходы «вытесняют» частные. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - период времени между осознанием необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Например, если первоначально в экономике наблюдалась рецессия (спад производства), и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на совокупный спрос трансфертов и налогов, т.к. их влияние зависит от предельной склонности к потреблению, рассчитать которую достаточно сложно.

Политическое влияние на фискальную политику.

Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики - это люди, которые стремятся быть избранными как можно дольше, поэтому они активно используют инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики .

Неопределённость. Это касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации. Достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период спада и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в «перегрев». Так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Инфляция спроса как результат увеличения совокупных расходов. В кейнсианской модели механизм действия фискальной политики рассматривается при постоянном уровне цен. В реальности цены изменяются. Например, увеличение государственных закупок приводит к увеличению совокупного спроса, следовательно, и росту цен. В результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Дефицит бюджета. В результате проведения стимулирующей фискальной политики увеличивается дефицит бюджета. Дефицит бюджета - сумма, на которую расходы бюджета превышают доходы бюджета. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (структурного дефицит) и циклического дефицита (вызванного колебаниями экономического цикла).

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой стороны - на их размеры могут повлиять изменения объёма национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Именно поэтому судить по данным показателям об эффективности проводимой дискреционной фискальной политики достаточно сложно.

Чтобы оценить правильность принимаемых мер фискальной политики, используют бюджет полной занятости (стандартизированный, или структурный бюджет), который позволяет определить, каким была бы структура дефицита или излишка государственного бюджета при данном уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости .

Смысл такой операции состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за год с государственными доходами, которые государство могло бы получить, если бы экономику функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки [рисунок 2.2].

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объёме выпуска YE. Фактический объём выпуска равен Y1, а потенциальный - Y2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Но в действительности никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN.

Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время. Анализ эффективности фискальной политики показал, что данный механизм финансового регулирования имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». Бюджетно-налоговая политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность. Для оценки правильности принимаемых мер фискальной политики принято использовать бюджет полной занятости. Следует отметить, что эффективность фискальной политики глубоко можно проанализировать с использованием модели IS-LM.