Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические преобразования 1987. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

Экономические реформы 1987-1988 гг.

Возобновление реформаторских попыток произошло после очередной смены руководства. В марте 1985 г. умер К.И. Черненко, и Генеральным секретарём ЦК КПСС стал выдвиженец Ю.В.Андропова М.С. Горбачёв, самый молодой член Политбюро, курировавший до сих пор сельское хозяйство. В апреле на пленуме ЦК впервые было открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. В основе выступления Горбачёва лежали материалы так называемого "Новосибирского доклада", подготовленного ещё в 1983 г. группой учёных Сибирского отделения Академии наук под руководством экономиста Т. Заславской. В нём были проанализированы долгосрочные тенденции внутреннего развития:

    Неблагоприятная демографическая ситуация,

    Кризис организации труда,

    Истощение традиционной сырьевой базы и рост себестоимости сырья,

    Физический износ и моральное старение оборудования,

    Рост удельного веса военных расходов в государственном бюджете.

Преобразования начались с экономики и выразились как в расширении самостоятельности государственных предприятий, так и в расширении сферы деятельности частного сектора экономики (первоначально в форме кооперативных предприятий). Последнее направление легализовало деятельность большинства предприятий теневой экономики. В 1987 г. был принят "Закон о государственном предприятии", перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Но для предприятий сохранялся обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что сковывало их инициативу.

В 1989-1990 гг. правительством во главе с Н.И. Рыжковым и группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским параллельно были разработаны программы дальнейших экономических реформ. В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР поддержал более радикальную программу группы Шаталина - Явлинского ("500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т.п. Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное. В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку. Совет министров был преобразован в Кабинет, подотчётный Президенту СССР, его возглавил В.С. Павлов. С целью нормализации финансовой системы новое правительство провело в январе 1991 г. денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.

С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, начался экономический спад. С 1988 года происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, т. е. к концу 12-й пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами проекта выступила группа ученых-экономистов - академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, Б.Г. Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята.

В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.

Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку.

Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

Переход к рынку (1990-1991).

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.

Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.

Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.

В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.

Программа «500 дней» (1990)

В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.

Концепция нового политического мышления и внешняя политика Росии 1985-1991.

Новое политическое мышление - известная фраза и концепция последнего главыСССР Михаила Сергеевича Горбачева.
Происхождение

Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира».

Основы

Концепция нового политического мышления включила в себя:

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми ценностями.

Признание мира единым, отказ от концепции разделения на социалистов и капиталистов.

Политика гласности.

Политика разоружения.

Плюрализм.

Особенности

При произношении фразы «новое политическое мышление» М. С. Горбачев в слове мышление делал ударение не на второй, а на первый слог.

Последствия

Развал соцлагеря.

Начало установления в России демократии.

Распад СССР.

Внешняя политика

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

Вариант 1

А1. Что повлекло за собой введение госприемки во второй половине 1980-х гг.?

1) увеличение производительности труда

2) достижение мировых стандартов качества товаров

3) укрепление трудовой дисциплины

2) передачу банков в частные руки

3) создание совнархозов

4) ликвидацию колхозов и совхозов

А3. Какое название получила экономическая программа, отрывок из которой приведен?

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ... Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт. ..она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

1) перестройка

2) «оттепель»

А4. Как называется переход объектов государственной собственности к частным владельцам ?

1) монополизация

2) национализация

3) приватизация

4) милитаризация

В1. Экономический курс, провозглашенный в 1985 г., получил название «стратегия ________________________________________________

Тест №7 по теме: « Экономические реформы »

Вариант 2

4) ввело госприемку производимой продукции

А2. Что предполагала экономическая реформа 1987 г.?

1) расширение самостоятельности предприятий

2) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем

3) разрешение частной собственности на землю

4) приватизацию государственного сектора

А3. Кто был инициатором принятия цитируемого указа?

Распитие спиртных напитков на производстве... или пребывание на работе в нетрезвом виде влечет наложение... штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

1) М. Горбачев 3) Г. Янаев

2) Б. Ельцин 4) Л. Брежнев

А4. Как называется обесценивание денег и снижение курса национальной валюты ?

1) банкротство 3) эмиссия

2) коррупция 4) инфляция

В1. Какое слово пропущено в отрывке из программы «500 дней»?

Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем _____________ экономика... Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

___________________________________________________________________________

Ответы к тесту по теме: « Экономические реформы »

ускорения

рыночная

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 1

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Годы правления Николая II:

а) 1881 - 1894 б) 1894 - 1917 в) 1896 - 1905 г) 1896 - 1918

2) К политике «военного коммунизма» в 1918- 1920 гг. относится:

а) свобода торговли б) продналог с крестьян

в) всеобщая трудовая повинность г) частное предпринимательство

З. Начавшееся в период «оттепели» восстановле­ние доброго имени и прав незаконно осужден­ных людей называется гласностью.

И. Последствием усиления административных ме­тодов руководства экономикой в 1970-х - нача­ле 1980-х гг. был рост производительности тру­да на предприятиях.

К. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

III

Б) 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.

IV

1) Лидеры Белого движения:

д) возникновение и расцвет новых политических партий

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли­тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни­верситета. Недолго имел адвокатскую практи­ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер­манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх­державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во­енной агрессии

в) Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был “служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.

VIII

1) а) космонавт

2) б) экономист

3) в) биолог

4) г) конструктор в области ракетостроения

д) писатель

IX . Установите правильное соответствие:

X

Отруб Коллективизация Репатриация Холодная война Ленд-лиз «Перестройка» Железный занавес План «Уран» Диссиденты Продналог

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 2

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Первая мировая война была в;

а) 1905-1907 гг. б) 1914-1918 гг. в) 1916-1921 гг. г) 1918-1922 гг.

2) Политика НЭПа предполагала:

Б) Аграрную реформу характери­зует сохранение выкупных платежей крестьян.

В) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

Г) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин­ляндии из состава России.

Д) К понятию «Великий перелом» относится пере­ход к многоукладной экономике.

Е) Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.

Ж) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери­зовался систематическим повышением цен.

З) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший­ся началом обновления духовной жизни обще­ства, разоблачением культа личности, назы­вался периодом нового политического мыш­ления.

И) Основной причиной неудачи экономической ре­формы было ослабление госу­дарственного контроля над деятельностью пред­приятий.

К)С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива­тизация».

III . По какому принципу образованы ряды?

б) 1924 г., 1956 г., 1964 г., 1985 г.

IV . Кто (что) является лишним в ряду?

1) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секрета­ри ЦК партии:

2) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

а) участие советских представителей в Заклю­чительном совещании по безопасности и со­трудничеству в Европе б) выдвижение доктрины «ограниченного суве­ренитета» социалистических стран в) попытка разрядки напряженности в отноше­ниях со странами Запада г) произраильская позиция в арабо-израиль­ских войнах

V . Расположите события в хронологической после­довательности:

а) Корниловский мятеж б) бело Б. Пастернака в) создание I Временного правительства

г) февральская революция д) ХХ съезд партии е) Сталинградская битва ж) Столыпинская реформа з) Карибский кризис и) пакт о ненападении к) принятие Конституции РФ л) ввод войск в Афганистан м) Капитуляция Германии в ВОВ н) программа «500 дней» о) Тегеранская конференция

VI . Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного по­требления б) резкое усиление диспропорций в экономике в) унификация и идеологизация культуры создание

г) системы материальной заинтересован­ности в результатах своего труда

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных ме­ханизмов

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закон­чил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом­нением. Сосредоточил в своих руках неограни­ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию

в) наиболее известны1 полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год - министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.

VIII . Установите правильное соответствие:

1) а) писатель

2) б) физик

3) в) космонавт

4) г) химик

д) композитор

IX . Установите правильное соответствие:

1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР

а) 1953-1964 гг.

б) 1965-1982 гг.

2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование ВКП(б) в КПСС

в) 1985-1990 гг.

г) 1991-1996 гг.

3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусствен­ного спутника Земли, лик­видация МТС

д) 1945-1953 гг.

4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж, разрядка международной напряженности

X . Разъясните значение терминов

Хутор Оккупация Кооперация Капитуляция Денационализация Индустриализация План Маршалла «Оттепель» Железный занавес Продразверстка

Ответы к тесту №8 по теме: «История России. XX век»

вариант№1

вариант №2

часть А

часть А

Введение

1. Предпосылки экономических реформ в СССР

2. Стратегия «Ускорения»

3. Экономическая реформа 1987г.

4. Программа «500 дней»

5. Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.

1.Предпосылки экономических реформ в СССР

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965-1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966-1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР - тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Стратегия «ускорения» В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.