Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Макроэкономика и микроэкономика основные факторы производства. Чем отличается микроэкономика от макроэкономики — с примерами

Макроэкономика - часть экономической теории, исследую­щая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого.

В отличие от микроэкономики, макроэкономика не занима­ется изучением проблем функционирования отдельных рынков, особенностей ценообразования в условиях совершенной и не совершенной конкуренции, не рассматривает механизм взаи­модействия спроса и предложения на рынках факторов произ­водства, оставляет за рамками анализа мотивацию поведения отдельного потребителя или отдельного производителя на рын­ке. Макроэкономический анализ требует абстрагирования от различий между отдельными рынками и обнаружения ключе­вых моментов функционирования целостной экономической системы.

Макроэкономический подход к исследованию имеет ряд особенностей.

1. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, например показа­тель ВВП (валовой внутренний продукт), а не выпуск продукции отдельной фирмы; уровень цен в экономике, а не цены на кон­кретные товары; рыночную ставку процента, а не ставку процен­та отдельного банка и т. п. В агрегированные совокупности объ­единяются и основные субъекты национальной экономики - производители и потребители.

2. Макроэкономика оставляет за рамками своего анализа, поведение отдельных экономических агентов - домохозяйств и фирм. При микроэкономическом анализе решения производите­лей и потребителей (домохозяйств) исследуются как независи­мые, а макроэкономический анализ призван учитывать взаимо­действия между производителями и домохозяйства ми через сис­тему взаимосвязанных рынков - товарных и ресурсных.

3. При макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов. Сюда помимо производителей и потребителей включают государство, а при анализе экономики как открытой системы учитывают (тоже в виде агрегированных совокупностей) иностранных производителей и потребителей, а также правительства других стран. При микроанализе влияние внешнеэкономических факторов на поведение отдельных потребителей, производителей и ситуацию на локальных рынках обычно не учитывают.

Макроэкономика занимается изучением проблем эффективного функционирования национальной экономики как целост­ной системы. Объектом макроэкономического анализа становятся условия, факторы и результаты развития целостной экономии ческой системы, изучение крупномасштабных экономических проблем.

Итак, макроэкономика отражает целостность всего нацио­нального хозяйства. Эта целостность проявляется не только во взаимосвязи и взаимодействии экономических субъектов через систему рынков, но и в специфических закономерностях, взаи­мосвязях и фактах.

1. Макроэкономика - не просто общая механическая сумма всех элементов национального хозяйства - различных локальных отраслевых, региональных, ресурсных рынков, сумма множества потребителей и производителей. Макроэкономика - совокупность экономических связей, которые объединяют и соединяют все отдельные элементы национальной экономики в единую целостность. Эта целостность проявляется:

В наличии общего разделения труда межу крупными сферами производства, как в рамках всей экономики, так и по регионам;

Существовании кооперации труда, обеспечивающей эконо­мическую и производственную взаимозависимость между структурными подразделениями экономики;

Существовании национального рынка, представляющего собой единое экономическое пространство страны.

2. Материальным фундаментом макроэкономики является материальное богатство, под которым в широком смысле следует понимать совокупность всех ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства благ и обеспечения жизни людей.

К сведению. Накопленные и имеющиеся в распоряжении об­щества в каждый данный момент времени активы в форме средств производства и предметов потребления, а также природ­ные ресурсы составляют национальное богатство общества. В национальном богатстве выделяют две составляющие - мате­риальное и нематериальное национальное богатство. Матери­альное национальное богатство - созданное трудом и накоплен­ное рядом поколений общественное богатство и естественное богатство, включающее в себя природные ресурсы общества. Не­материальное богатство - часть национального богатства, вклю­чающая накопленные духовные ценности общества - достиже­ния науки, культуры, образования, искусства. Экономическое развитие и прогресс предполагает, что одновременно накаплива­ются и совершенствуются как материальные, так и нематериаль­ные предпосылки производства в экономике.

3. Макроэкономика предполагает наличие специфической экономической базы, призванной обеспечить общенациональ­ные потребности и интересы: производство общественных благ и организацию их коллективного потребления; наличие общена­циональной инфраструктуры (производственной и социальной); проведение государством экономической политики в интересах всего общества - одного из важнейших проявлений целостно­сти национального хозяйства.

Если микроэкономика изучает, главным образом, поведение отдельных экономических субъектов (фирмы или потребителя), то макроэкономика изучает результаты и последствия экономической деятельности всех экономических субъектов в целом.

Сравнительная характеристика проблематики микроэкономики и макроэкономики может быть показана следующим образом (см. таблицу 1.1).

Таблица 1.1 – Сравнительная проблематика макроэкономики и микроэкономики

МАКРОЭКОНОМИКА как раздел общеэкономической теории исследует:

1) функционирование национальной экономики как единого целого;

2) условия обеспечения устойчивого экономического роста;

3) условия занятости населения;

4) условия и предпосылки стабильности уровня цен и инфляции;

5) условия социальной справедливости и обеспечения

нетрудоспособных.

Конечная цель макроэкономической теории – это достижение максимальной экономической свободы.

Понятие «экономическая свобода» основывается на трех основных принципах:

1) свобода индивидуального выбора;

2) свобода частного обмена;

3) гарантия частной собственности.

Понятие «экономическая свобода» может быть оценено с помощью индекса экономической свободы, подсчитываемого с 1994 г. на основе 17 показателей, которые объединяются в четыре укрупненные группы:

I. Деньги и инфляция (это показатели, которые показывают защиту денег от обесценивания).

II. Государственное регулирование и организация рынков (показывают защиту частного сектора от сверхрегулирования, то есть показывают соотношение между частным и государственным сектором).

III. Государственные финансовые изъятия (показывают защиту от излишнего налогообложения).

IV. Международные отношения (свобода выбора частного иностранного партнера и минимизация государственного вмешательства).

Индекс экономической свободы лежит в основе классификации всех стран на следующие четыре категории: а) свободные; б) в основном свободные; в) в основном несвободные; г) подавленные.

Макроэкономика наряду с классическойнациональной экономикойявляется продуктом англосаксонской экономической мысли. Как самостоятельная отрасль экономической науки она сформировалась в 30-е годы XX столетия.

Возникновение макроэкономики связывают с творчеством Д.М. Кейнса (1893 – 1946) и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Предмет макроэкономики можно определить следующим образом:

1. Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

2. Макроэкономика – это наука об агрегированном поведении в экономике.

Макроэкономика выделилась из общей экономической теории примерно на 60 лет позже микроэкономики (изучающей мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на товарном рынке и на рынках факторов производства в условиях конкуренции). Объясняется это тем, что микроэкономика некоторое время являлась вполне «самодостаточной» наукой: она исходила из постулата английской классической школы о равновесии спроса и предложения на микроуровне и подразумевала, что это равновесие автоматически распространяется и на макроуровень. С такой точки зрения в существовании макроэкономики как бы не было необходимости. Однако великая депрессия 1929 – 1933 гг., до основания потрясшая мировую экономику, подорвала эту догму и обусловила выделение макроэкономики в самостоятельную науку.

Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать. Выделяют семь макроэкономических проблем, или макроэкономическую «великолепную семерку»:

Национальный продукт;

Занятость и безработица;

Инфляция;

Экономический рост;

Экономический цикл;

Макроэкономическая политика государства;

Внешнее взаимодействие национальных экономик.

В отличие от микроэкономики, предмет исследования которой весьма стабилен, макроэкономику нельзя считать вполне определившейся наукой. Существует множество разнообразных школ, трактующих происходящие экономические процессы весьма неоднозначно и своеобразно. И хотя в мире макроэкономической науки по-прежнему доминирует англосаксонское направление, в последние десятилетия существенно укрепились позиции ученых Германии, Франции, Италии, Японии, Китая и так далее.

Предмет макроэкономики можно разделить на 2 части.

ü Анализ ex-post (или народнохозяйственное счетоводство) определяет значения макроэкономических параметров прошедшего периода с точки зрения получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты.

Этот анализ необходим, чтобы:

q определить степень реализованности экономических целей;

q сравнить экономические потенциалы разных государств;

q проверить эффективность экономической политики и теоретических концепций.

Таким образом, макроэкономика изучает прежде всего результаты функционирования национальной экономики в рамках таких макроэкономических показателей, как:

НД – национальный доход,

ВНП – валовой национальный продукт,

КОП – конечный общественный продукт,

ПП – промежуточный продукт,

РНД – располагаемый национальный доход (доход минус налоги),

ВЭС – внешнеэкономическое сальдо (или чистый экспорт = экспорт минус импорт),

ВВП – валовой внутренний продукт.

ü Анализ ex-ante (собственно макроэкономическая теория) выступает в форме прогнозного моделирования национальной экономики, осуществляемого на основе определенного соотношения известных и неизвестных факторов производства.

Цель анализа ex ante – определить, какие факторы и каким образом влияют на будущее значение макроэкономических показателей.

Специфичность предмета макроэкономики объясняет и особенности ее методологии.

Макроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует всеми типичными экономическими методами.

Метод – это совокупность приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования.

К общим методам экономической теории относятся позитивный и нормативный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод сочетания в исследовании исторического и логического.

Вместе с тем, макроэкономика оперирует своими специфическими методами.

К ним относятся:

Агрегирование;

Моделирование;

Принцип равновесности;

Принцип мультипликативного эффекта.

В русском языке, в отличие от английского, термином экономика определяются два разных понятия: экономическая наука и экономика как хозяйство.

Экономика как хозяйство (в англ. Economy) отражает всю совокупность так называемых экономических институтов данной страны, включая её природные ресурсы, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства, существующую систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе убеждения и господствующие ценности, традиционный образ жизни и формы собственности. В этом смысле говорят, например, что "экономика переживает кризис", или в экономике страны наметились положительные тенденции.

Экономическая наука (в англ. Economics) изучает взаимодействие участников экономических отношений (субъектов экономики). В экономических отношениях участвуют индивиды и домашние хозяйства, различные государственные органы, отдельные фирмы и целые отрасли.

Экономическая наука сочетает в себе теорию с ее практическим применением.

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п. Предметом нашего изучения является общая экономическая теория , в дальнейшем - просто экономическая теория.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. В чем суть их? Она очевидна. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания, благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Предметом изучения данного подхода является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в первом подходе, но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

Предмет экономической теории и ее объект. Обобщая изложенное, можно сказать, что предметом курса экономической теории являются экономические отношения , складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Углубленная характеристика предмета экономической теории предполагает раскрытие содержания и структуры ее слагаемых, элементов. Так, потребности людей подразделяются на материальные, духовные и социальные, а само производство по своей структуре - на материальное и нематериальное производство благ и услуг. Инфраструктуру производства обеспечивают отрасли и сферы его обслуживания - транспорт, связь, система водообеспечения и др.

Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

Структура экономической теории. Известно, что процесс исследования и процесс изложения различаются между собой. Исследуются массовые, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи и явления, позволяющие выявить их глубинную сущность, закономерности и законы развития всей общественной жизни и отдельных ее сторон.

В марксистской политической экономии обосновывается формационный подход и так называемый "позаконный" способ изложения курса, когда в системе экономических законов выделялись основной экономический закон, закон планомерного развития, другие специфические и общие экономические законы для раскрытия каждого экономического закона. В современной экономике изложение ведется по элементам рыночного хозяйственного механизма. В основу положено раскрытие спроса и предложения, цены и ценообразования, конкуренции и рассматривается поведение отдельных субъектов в условиях изменяющейся рыночной среды.

Таким образом, кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

Задачи и функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации, целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

В числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выявление особенностей:- перехода общества от командно-административной системы к рыночной;- формирования механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснования экономической политики для смешанной экономики;- выхода из социально-экономического кризиса и достижения стабилизации экономического развития;- становления национальной модели рыночной экономики.

Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли.

Современную экономическую теорию можно условно разделить на две ветви: микроэкономику и макроэкономику (табл.1).

Таблица 1

Основы деления экономики на уровни

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача -- анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.

Макроэкономика - это наука, которая исследует вопросы, приводящие к пониманию общей экономической картины.

Макроэкономические показатели - это сводные усредненные показатели, отражающие общие тенденции в экономике.

Макроэкономика исследует следующие вопросы:

Насколько быстро изменяется уровень безработицы в стране?

Есть ли тенденция к росту цен?

Каков уровень безработицы и инфляции?

Как изменился общий доход нации?

Каков уровень бедности в стране?

Каков уровень экономического роста в стране?

Микроэкономика изучает поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики. Под индивидуальным экономическим субъектом понимается (неделимый) некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, которую невозможно разбить на составные части в терминах этой системы и которая самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном системы считается фирма, домашнее хозяйство, производитель, потребитель и т.д. Поведение экономического субъекта - это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.

Микроэкономика, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы -- индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микро - экономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко по-разному влияет на изменение величины спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.

Микроэкономика - это наука, которая изучает выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

Компромиссный выбор- это ситуация, в которой приходится отказаться от некоторого количества одного блага с целью получения большего количества другого.

Микроэкономика изучает такие вопросы, как

а) Выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

б) Сколько должны стоить товары и услуги?

в) Какова зарплата работников предприятия?

г) Стоит ли вкладывать деньги в покупку товаров или услуг?

Объекты микроэкономики:

а) личная экономика

б) семейная экономика

в) экономика предприятия

г) экономика города

д.) экономика холдинга и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Что такое экономика как наука?

2. Какое практическое значение имеет знание экономики?

3. Перечислите известные вам экономические факторы, которые определяют ответы на главные вопросы экономики.

4. Перечислите три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

5. На какие две ветви условно разделяется экономическая теория?

Тема 1. Введение в экономику

Методы и функции экономической теории

Зарождение и развитие экономики

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. (Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера).

История свидетельствует, что впервые понятие «экономика » употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос » - дом, хозяйство и « номос» - закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее другой знаменитый представитель Древней Греции Аристотеть под экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки.

Экономические школы

1. Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии.Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».


2. В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства.

3. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать». Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.

4. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

5. Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

5.1.Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

5.2. Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

5.3. Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Экономика как наука. Микроэкономика и макроэкономика

Общепризнанного определения экономики до сих пор нет, т.к. она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

Экономика - это наука изучающая создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования (отец экономики, А. Смит).

Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния (Анг. экономист, А. Маршалл)

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Мезоэкономика – экономика отраслей и крупных регионов.

Метаэкономика – означает единство экономики и среды с которой она связана.

Позитивная экономика – изучает факты и зависимости между ними, отвечает на вопрос: то есть или что может быть.

Нормативная экономика – определяет какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком - объекте или явлении.

Экономика - это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Важной особенностью конкретных экономических дисциплин является их тесная связь с практикой, так как главное их назначение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в области управления, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д. Вот почему эти науки называются прикладными.

Эта связь осуществляется, прежде всего, через конкретные экономические дисциплины, так как в их основании лежит общая экономическая теория. Экономика она дает знания, которые могут пригодиться в жизни любому человеку. Она особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроэкономическом уровне, уровне отдельного предприятия или на макроэкономическом уровне, уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.

Экономическая наука изучает эти фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях. Первый уровень, называемый микроэкономикой, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы -- индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко и на лимонад по-разному влияет на изменение спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.

На уровне фирмы решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет, что, в каких количествах и в какой мере производить, с тем, чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей экономический рост и определенный стандарт жизни его работников.

Фирма как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

На уровне народного хозяйства (макроуровень) решение основной экономической проблемы состоит в повышении благосостояния населения посредством проведения структурных изменений в производстве, установлении приоритетов в развитии отраслей, перераспределении материальных благ между отраслями производства и создании условий для динамичного развития экономики в будущем. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие. М., с. 150

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача -- анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют с одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.

Таким образом, для того, чтобы существовать и развиваться в условиях ограниченности ресурсов, любое общество должно решать три единые проблемы организации экономики на микро- и макроуровнях. Во-первых, что должно производиться, т.е. какие взаимоисключающие друг друга товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве. Во-вторых, как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов, какой техники и технологии. В - третьих, для кого предназначаются производимые товары и услуги, т.е. кто должен ими распоряжаться, получать от них пользу.