Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти. асимметричность информации

Основные понятия. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Регулирование последствий внешних (побочных) эффектов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством. Методы измерения неравенства доходов: частные и интегральные. Кривая Лоренца.

Дополнительные понятия. Предельные частные затраты, предельные внешние затраты и выгоды. Общественные выгоды от положительного внешнего эффекта и общественные потери от отрицательного внешнего эффекта. Корректирующие налоги и субсидии. Вертикальное суммирование спроса на общественные блага. Коэффициент Джини. Показатели покупательной способности.

Основные умения. Определять равновесие на рынках, обладающих внешними эффектами, при компенсационных воздействиях государства и третьих лиц. Измерять неравенство Доходов с помощью частных показателей. Строить кривые ЛоРенца.

Дополнительные умения. Определять общественные выго-ДЬ1 от положительного внешнего эффекта и общественные потери °т отрицательного внешнего эффекта, а также корректирующие Залоги и субсидии. Вычислять коэффициент Джини. Вычислять Указатели покупательной способности. Определять равновесие спроса на общественные блага при помощи вертикального суммирования спроса.

Теоретический материал

Внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками третьих лиц.

Без учета отрицательного внешнего эффекта предложение совпадает с восходящей кривой предельных частных затрат (marginal private cost ): S = MРC.

Если учитывать отрицательный внешний эффект, то предложение должно совпадать с кривой предельных общественных затрат (marginal social cost ):

S" = MSC = MРC + MEC,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние затраты (marginal external cost (MEC )).

Кривая спроса в этой модели совпадает с предельными общественными выгодами: D = MSB (marginal social benefits ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные потери от отрицательного внешнего эффекта.

Корректирующий налог (t )повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат, т. е. t = МЕС.

Положительные внешние эффекты связаны с выгодами третьих лиц.

Без учета положительного внешнего эффекта спрос совпадает нисходящей кривой предельных частных выгод (marginal private benefits ): D 1 = МРВ.

Ясли учитывать положительный внешний эффект путем увеличения спроса, то новый спрос должен совпадать с кривой предельных общественных выгод

D 2 = МРВ + МЕВ,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние выгоды.

Кривая предложения в этой модели совпадает с предельными общественными затратами: S = MSC (marginal social cost ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные выгоды от положительного внешнего эффекта.

Корректирующая субсидия (s )повышает предельные частные выгоды до уровня предельных общественных выгод, т. е. s = МЕВ.

На практике чаще положительный внешний эффект компенсируется увеличением предложения.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА/ПРОВАЛ РЫНКА

Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей. Основными причинами несостоятельности/ провала рыночного механизма являются: монополия, внешние эффекты и проблема распределения доходов. Максимизация прибыли в условиях монополии сопровождается искусственным ограничением производства и завышением цен на товары. Если производство или потребление товара основано на экономии, обусловленной внешними факторами, то в условиях нерегулируемого рынка может возникнуть недостаток этого товара; если же речь идет об отрицательных эффектах, то товар оказывается в излишнем количестве. Общественные блага в чистой рыночной экономике производятся в недостаточном количестве. Возможно также, что рынок приведет к такому распределению доходов, которое будет неприемлемым с социальной точки зрения. На первый взгляд, различные несовершенства рынка являются веским доводом в пользу государственного регулирования рынков некоторых товаров, производства некоторых других товаров в госсекторе и в пользу перераспределения доходов. Однако все эти меры также потенциально могут быть неэффективными, так что при принятии решений в условиях смешанной экономики необходимо использовать принцип второго лучшего.

Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Несостоятельными оказываются рынки и в плане эффективного производства общественных благ, которые без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды, предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.

Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить субоптимальный (частично оптимальный) объем продукции, так как интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве.

Если же предположить наличие совершенной информации и отсутствие трансакционных издержек, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации и трансакционных издержек.

Несостоятельность рынка проявляется в случае возникновения внешних эффектов {экстерналий). Они имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпус­ка снижается по сравнению с общественно оптимальным и возни­кают потери благосостояния.

Если самостоятельное функционирование отраслевого рынка становится неэффективным, т.е. влечет за собой нерациональное использование ресурсов, то в этом случае возмож­ны провалы рынка и оправдано вмешательство со стороны госу­дарства, особенно если оно осуществляется при соблюдении прин­ципа Парето. На несостоятельных отраслевых рынках индустри­альная политика государства может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства в его деятельность.

Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

экономическая эффективность . На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

оптимизация поведения экономических агентов.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (табл. 2).

Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.

Почему возникают такие проблемы неэффективности в условиях рыночной координации?
1. Механизм спроса и предложения ориентирует производство на сложившуюся систему потребностей . Такая система статична. Динамизм вносится предпринимателем, чей интерес шире, чем просто интерес максимизации выгоды (самореализация, успех, склонность к риску и т.п.).
2. Рыночная система основана на господстве частного интереса . Такая система не позволяет удовлетворять целый ряд общественных потребностей и автоматически не формирует благоприятный общественный климат для предпринимательской деятельности.
Как решаются эти проблемы? Во-первых , через развитие институциональных структур бизнеса. Формируется система стратегического планирования, осуществляемого в крупных корпорациях - центрах экономической власти. Они реализуют планомерное распределение ресурсов в интересах долговременного развития. Во-вторых , государство как экономический субъект берет на себя выполнение целого ряда экономических функций по обеспечению удовлетворения все видов потребностей.
Несостоятельность рынка - это такая ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов. К подобным «провалам рынка», которые призвано компенсировать государство, относят:
1. Так как рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса, то он не обеспечивает производства целого ряда товаров общественного потребления, на которые не существует индивидуального платежеспособного спроса (защита от наводнений, прививки от опасных болезней, охрана правопорядка, оборона и т.п.). Возникает проблема производства общественных благ .
2. Рыночная координация основана на том, что денежная цена адекватно отражает ценность благ и ресурсов. Однако в реальной действительности потребление некоторых товаров сопровождается дополнительными эффектами, не улавливаемыми ценой (загрязнение и т.п.). Рыночные цены не отражают выгод и потерь третьих лиц, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Возникает проблема внешних эффектов .
3. Рынок, предполагающий широкое рассредоточение экономической власти и конкуренцию, сам по себе не способен предотвратить перерастание конкуренции в монополию. Возникает проблема поддержания конкуренции .
4. Рынок, в основе которого лежит частный интерес, порождает колебания производства. Возникает проблема неравномерности .
5. Распределение доходов в рыночной системе является следствием распределения ресурсов и поэтому является крайне неравномерным .
6. Рынок предполагает, что хозяйствующие субъекты получают всю необходимую им информацию и в состоянии на ее основе делать рациональный экономический выбор. На самом же деле:



· Люди не обладают всей полнотой информации (о конкретных благах, о заменителях, о вредности производства и т.п.). Поэтому государство и общественные организации (общества потребителей, союзы содействия малому бизнесу, движение «зеленых») берут на себя функцию сбора и донесения информации до людей, способствуя таким образом принятию ими более обоснованных решений.

· Существует проблема асимметричности информации , в результате которой появляются издержки и выгоды, которые не были оговорены при заключении сделки (скрытые дефекты, скрытые последствия долговременной эксплуатации и т.п.), высокий риск оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, препятствующий заключению взаимовыгодных сделок и эффективному распределению ресурсов. Государство призвано создать институциональные условия более равномерного движения экономической информации: во-первых , законодательство о предоставлении информации; во-вторых , стандартные договоры, четкие процедуры заключения сделок.

Хотя рыночная экономика является очень эффективной системой, но и рынок не все может. Внутри самой рыночной системы существуют "провалы" или несостоятельность рынка.

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестоких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т.п.

Во-вторых,технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях треует, с технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождает тенденцию к монополизации рынка.

В-третьих, к монополизации ведет и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для монополизации рынка.

Неполная информация является также существенным изъяном рынка, так как если потребитель не обладает точной информацией о рыночных ценах или качестве продуктов, рыночная система будет функционировать неэффективно. Недостаток информации может побудить производителей предлагать слишком много одних продуктов и слишком мало других.

Еще одним источником несостоятельности рынка является то, что рынок не способен производить товары, полезные для многих потребителей - так называемые общественные товары (товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги и т.д.). Если рынку невыгодно производить общественное благо, несмотря на низкие издержки его производства, рынок производить его не будет.

Наконец, в ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами, которые представляют собой прямые, не опосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти эффекты не получают на рынке необходимой денежной оценки, поскольку направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Каковы виды внешних эффектов?

Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты. Отрицательные возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождают не компенсируемые издержки у третьей стороны. Классическим примером отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды . Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Таким образом. рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного товара.

Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например. если ваши родители доставляют удовольствие соседям, поддерживая свой сад и лужайку в привлекательном виде, то они создают положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовольствие. Возможно, третьи лица не отказались бы взять на себя часть расходов вашей семьи на садоводство. Но существование внешнего эффекта позволяет им получить выигрыш от ваших усилий бесплатно. Другими словами, рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага, а следовательно, и не доплачивает за него. Таким образом, при наличии пложительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Как преобразовать внешние эффекты во внутренние?

Преобразование внешних эффектов во внутренние достигается путем корректирования индивидуальных издержек таким образом, чтобы они отражали общественные издержки. Превращение отрицательного внешнего эффекта во внутренние издержки фирмы приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар. Для положительного внешнего эффекта этот процесс должен приводить к падению цены. уплачиваемой потребителями, что будет стимулировать рост потребления.

Такие преобразования осуществляются через налог на выпуск товара или на услуги, который поднимает индивидуальные издержки до уровня общественных, или субсидии производителям и потребителям экономических благ. характеризующимися положительными внешними эффектами. Субсидия, например, студенту на образование позволяет приблизить частные выгоды к общественным.

Такие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно исчислить издержки и выгоды от товаров с внешними эффектами. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это определяет необходимость поиска принципиально новых путей решения проблемы - через контроль за загрязнением окружающей среды, определение предельно допустимых норм выбросов, продажу временных разрешений на выбросы и др.

Какими свойствами обладают общественные блага?

Существуют такие блага (национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, общественные водопровод и канализация, освещение улиц и т.д.), которые не могут быть "упакованы" так, чтобы их можно было продавать "поштучно" подобно тому, как продают хлеб. Общественные блага доступны большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Если воздух очищает, чтобы принести пользу только одному человеку, невозможно воспрепятствовать другим людям также потреблять чистый воздух.

Обеспечение такими общественными благами (товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются засчет налогов.

Общественное благо - это такого благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Общественные блага обладают двумя свойствами: они неконкуренты и они неисключаемы. Блага являются неконурентными, если они доступны каждому, независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление.

Благо является неисключаемым, если люди не могут быть ислючены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами.

Однако поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Несостоятельность рынка - это ситуации, когда рынок оказывается неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Основные проявления несостоятельности рынка(провалы рынка): проблема производства общественных благ, проблема внешних эффектов, проблема поддержки конкуренции, проблема неравномерности развития, проблема неравномерного распределения доходов и богатства, проблема неполноты и асимметричности информации.

Нерыночные внешние (побочные) экономические эффекты (экстерналии) возникают, когда результаты и/или затраты экономической деятельности участников рыночных сделок по тем или иным причинам не полностью фиксируются в количестве благ, ресурсов и в их ценах, в издержках и выручке, платежах и поступлениях самих участников, но вместе с тем влияют на благосостояние третьих лиц, не участвующих в сделках. К внешним эффектам (экстерналиям) относятся также нерыночные или внерыночные влияния деятельности одного экономического субъекта, физического или юридического лица, на благосостояние другого, не оплачивающего эти влияния, когда они положительны, и не получающего за них компенсации, когда они отрицательны, непосредственно тому или от того, кто их создает.

Тех, кто создает внешние эффекты, естественно называть генераторами, а тех, кто их воспринимает, - реципиентами экстерналий. Экстерналии подразделяются на положительные и отрицательные в зависимости от направленности их влияния на благосостояние реципиентов 188 .

Отрицательные внешние эффекты

1. Внешние издержки производства: MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки, МРС - предельные частные издержки, МЕС - предельные внешние издержки: МЕС = MSC - МРС, т. е. MSC>MPC.

Если предельные общественные издержки больше частных предельных издержек, то внешний эффект отрицательный.

Оптимум общества: MSC = MSB или MSC = Р.

Оптимум производителя: МРС = МРВ или МРС = Р, где MSB - предельные социальные выгоды, МРВ - предельные частные выгоды.

Примером может служить загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. В этом случае предельные социальные издержки будут выше частных предельных издержек владельца предприятия. Графически (рис. 94) это отражается в смещении влево кривой MSC по отношению к кривой МРС, характеризующей предложение производимого продукта. При сложившейся стабильной цене продукта на рынке кривая спроса может быть представлена горизонтальной линией на уровне Р.

Рис. 94. Отрицательный внешний эффект производства

Точка равновесия фирмы будет в таком случае соответствовать объему производства Q 1 . В интересах же общества необходимо сократить объем экологического вредного производства до уровня Q 2 т.е. ликвидировать отрицательный эффект производства (МЕС) в объеме (Q 1 - Q 2). Оптимум общества MSC = МРС; отсутствие внешнего эффекта. При этом следует отметить, что такой оптимум не означает полного отсутствия побочного отрицательного эффекта, однако ущерб значительно уменьшается.


2. Внешние издержки потребления MSB

МРВ = MSB +MEB,

где МЕВ - предельные внешние выгоды.

Отрицательные побочные эффекты уменьшают социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Например, потребление табака или алкоголя ухудшает здоровье как самих потребителей, так и нации в целом. Социальные выгоды от такого потребления понижаются. Графически это можно проиллюстрировать перемещением кривой MSB влево от кривой МРВ (рис. 95).

Рис. 95. Отрицательный эффект потребления