Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социализм и капитализм. В чём разница? Учимся шевелить мозгами. Различия между социализмом и капитализмом

Какое-то время назад попался мне на глаза очередной перл очередного подросткового мыслителя о том, в чём разница между социализмом и капитализмом.

Фамилию писателя я не запомнил, да она и не важна. Важно тут совсем другое - понимания этой разницы на фундаментальном уровне у многих людей действительно нет. Отсюда - истерические умствования "космического масштаба и космической же глупости", говоря словами классика.

Однако, дело не только в том, что молодой человек умничал на эти темы, не имея ни малейшего понимания существа вопроса. Дело в том, что экономика, политэкономия и сопутствующие науки - есть дело совсем не такое лёгкое, как это частенько кажется неучам. Для того, чтобы понять разницу между этими двумя системами - антагонистическими друг другу - следует ЧИТАТЬ КНИЖКИ. А для того, чтобы взять на себя смелость объяснять эти вещи другим, надо не только много читать и много учиться, но и обладать практическим опытом применения экономических знаний на практике. Иначе получится так же смешно и нелепо, как смешны и нелепы разглагольствования одного широко известного в узких кругах философа и мыслителя, у которого все мировые проблемы и все фундаментальные науки сводятся к еврейским проискам.

В этой статье мы с вами совершенно точно дойдём до истины и поймём действительную разницу между социализмом и капитализмом. Заодно мы попытаемся понять, в чём колоссальное величие Маркса и Ленина и их значение для мировой экономики и политики вообще и для нашей страны, в частности. Постараемся излагать суть вопроса как можно проще и понятнее, однако, здесь необходимо заметить следующее:

Экономика - это не игрушки. Это предмет, который учат в ВУЗах и в научных учреждениях. Обычное состояние дурака - считать, что он и так всё понимает, без всяких книжек. Ну, на то он и дурак.

Кажущаяся очевидность ответа на вопрос чем отличается американский капитализм от советского социализма, не должна вводить в заблуждение. Всё совсем не так просто, как кажется невеждам. И без подготовки на этот вопрос не ответить.

Так что - будем адресоваться к умным. К тем, кому на самом деле интересно и важно понять "основы основ".

А дураков будем банить беспощадно и цинично, ибо - нефик.

А теперь - к сути дела.

Ответить на вопрос о разнице между капитализмом и социализмом невозможно, не зная Марксизма, не понимая его основных политических и, главное, - экономических выводов.

А что является самым главным достижением Марксизма в области экономической мысли?

Правильно! Это - Учение о Прибавочной Стоимости. Это знает даже двоечник.

А вот - что такое эта прибавочная стоимость, знают совсем немногие. Что неудивительно. Потому что теоретическую физику или квантовую механику тоже знают далеко не все, хотя все любят об этом порассуждать.

Давайте приведём здесь определение понятия прибавочной стоимости, данное Марксом:

"...в то время, как труд благодаря его целесообразной форме переносит стоимость средств производства на продукты и тем самым сохраняет её, каждый момент его движения создаёт добавочную стоимость, новую стоимость... Действием рабочей силы не только воспроизводится её собственная стоимость, но и производится кроме того избыток стоимости. Эта прибавочная стоимость образует избыток стоимости продукта над стоимостью элементов, потреблённых для образования продукта, т.е. над стоимостью средств производства и рабочей силы".

К. Маркс, "Капитал", т.1

Что означает эта формула? Что имеет в виду Маркс?

Он имеет в виду следующее:

Рабочий на фабрике, например, столяр Иванов, делает табуретки. В процессе изготовления этих табуреток Иванов использует разные инструменты - молоток, клещи, линейку, гвозди или шурупы, он что-то точит на станке, что-то красит и лакирует и т.д. Верно?

В итоге за рабочую смену Иванов сделает десять полноценных табуреток. Понятно, что все цифры здесь условны и даны только для иллюстрации к нашим с вами мыслям.

1. Она служит денежным выражением стоимости труда Иванова.

2. Она начисляется с учётом расходов, которые неразрывно связаны с производством наших табуреток. Эти расходы включают в себя:

1. Стоимость материалов. Досок, в нашем случае.

2. Стоимость исходящих материалов - гвозди, шурупы, краска, лак и т.п.

3. Амортизация оборудования. Т.е. - станок изнашивается, инструменты снашиваются и т.п. И надо поддерживать фонд по их ремонту или замене.

4. Стоимость энергии.

5. Аренда помещения.

Хозяина фабрики зовут Петров.

У хозяина есть экономист. Экономист составляет смету на производство табуреток, предоставляет её Петрову. Петров, исходя из текущей рыночной стоимости жизни данного человека в данном городе, прикидывает, сколько по минимуму можно заплатить столяру Иванову, чтобы он делал табуретки.

В итоге - зарплата Иванова + расходы по списку выше есть наш совокупный "минус", т.е. наши расходы. Вернее - расходы или "минус" Петрова. Всё это вместе и есть, говоря словами Маркса, "элементы, потреблённые для образования продукта". Именно это он и имел в виду.

А плюс - средства от продажи табуреток.

И если по итогам некоторого периода Петров просуммирует свои плюсы и отнимет от них суммарный минус, то он получит прибыль. И продолжит свой бизнес. Или получит убыток. И разорится. Это - самые приблизительные, самые общие понятия, которые нам нужны для продолжения разговора.

Понятно, что Петров хочет получить прибыль, а не убыток.

Если всё это понятно, то зададим себе очень хитрый вопрос:

А откуда вообще взялась эта прибыль?

Предположим. Иванов должен сделать за смену десять табуреток. В стоимость каждой из них будут включены все расходы, о которых мы говорили, верно?

Но если Петров будет продавать свои табуретки по цене, отражающей только стоимость расходов на их изготовление, т.е по себестоимости, то его прибыль будет равна нулю. Это не бизнес.

Значит, продавать их он будет за бОльшую цену, а поскольку цена всегда есть денежное выражение стоимости, то это означает, что отпускная цена будет соответствовать уже не себестоимости, а себестоимости плюс некоторая дополнительная стоимость. Она и будет источником прибыли Петрова.

Эта дополнительная стоимость и есть та самая Марксова прибавочная стоимость.

Грубо говоря, делая по десять табуреток в день, Иванов на самом деле делал, например, девять табуреток, чтобы Петров "вышел в ноль", покрыл все свои текущие расходы, ВКЛЮЧАЯ ЗАРПЛАТУ самого Иванова. А десятую табуретку Иванов сделал уже в "плюс". Стоимость этой табуретки будет отражать прибыль Петрова за день работы Иванова.

А если этих ивановых на фабрике - 30 человек, то и прибыль за день будет равна стоимости 30 табуреток.

Если всё это понятно, то ещё раз вернёмся к Марксу и его определению.

"труд благодаря его целесообразной форме переносит стоимость средств производства на продукты и тем самым сохраняет её, каждый момент его движения создаёт добавочную стоимость, новую стоимость... Действием рабочей силы не только воспроизводится её собственная стоимость, но и производится кроме того избыток стоимости."

Эта мысль гения нуждается в дополнительном объяснении. Она - первостепенно важна! О чём говорит здесь Маркс?

Он говорит о том, что процесс создания прибавочной стоимости имманентно присущ наёмному труду! Он неотделим от него, он объективен, он - часть общего процесса труда!

Т.е., не существует такой ситуации, когда наёмный труженик не создаёт стоимость (себестоимость) + прибавочную стоимость! Т.е. создание прибавочной стоимости в процессе производства есть неизбежная и неотделимая от любого наёмного труда его составная часть.

Что это означает на практике? Это означает очень и очень многое, и сейчас мы в этом убедимся.

Предположим, наш Иванов трудится на фабрике капиталиста Петрова и строгает свои 10 табуреток за смену. 9 штук - для компенсации всех расходов и 10-ю штуку - как чистую прибыль. Петров продаёт эту десятую штуку и дальше либо кладёт эту прибыль себе в карман, либо распоряжается ею как-то иначе, по своему усмотрению,

И вдруг - Революция! Петрова свергли! А предприятие национализировали.

Но фабрика никуда не делась. Иванов продолжает работать и по-прежнему клепает свои десять табуреток. 9 штук - для компенсации всех расходов и 10-ю штуку - как чистую прибыль. Процесс труда не изменился. Изменился собственник. Но Иванову от этого - ни холодно, ни жарко.

Внимание, вопрос! Чья теперь эта прибыль? Кому уходит десятая табуретка?

Верно! Новому собственнику! А в случае социалистической Революции кто является таким собственником? Правильно! Это - социалистическое государство.

Понятие прибыли, в основе которого лежит прибавочная стоимость, ни в коей мере не противоречит социализму! Социалистическое предприятие, как и капиталистическое, не может существовать без прибыли! Она - залог развития и предприятия, и всего общества!

Но если в случае капитализма эта прибыль (читай - прибавочная стоимость) присваивается одним конкретным Петровым или группой собственников-акционеров, то в случае социализма эта прибыль присваивается государством и распределяется в рамках существующей экономической программы, заложенной в Программу Партии.

Итак, разница между капитализмом и социализмом заключается ТОЛЬКО в форме присвоения и последующего распределения совокупной прибавочной стоимости.

Либо Петров купит на неё яхту и домик во Флориде, либо государство построит на неё больницу или школу.

Вот и вся разница.

Которую впервые в мире теоретически обосновал и рассчитал Карл Маркс.

А спустя полвека эти обоснования и расчёты усилиями Ленина легли в основу первой в мире Социалистической Революции.

Социализм или капитализм?

Вопрос, поставленный в заголовке актуален для многих людей и сегодня. С одной стороны, мы знаем, что коммунизм - это справедливое общество, где главенствует принцип от каждого по способности, каждому по потребности, с другой стороны - миллионы загубленных в результате репрессий, жизней и явное отставание от развитых капиталистических стран, которое мы видели в СССР. Неплохо бы отделить зерна от плевел. Давайте попытаемся подойти к этому вопросу обстоятельно и решить его раз и навсегда. Определим, что обязательно присуще капитализму и социализму, а что нет, и попытаемся понять, каким путем нам все-таки следует идти.
Начнем с Манифеста Коммунистической партии, являвшимся первым и главным программным документом коммунистов и, по сути, квинтэссенцией их научной базы. Наша задача сейчас выделить главное, отбросив, все спорное и неверное, и проследить путь доказательства неизбежности прихода социализма и коммунизма с позиций сегодняшнего дня. Что из того, что написано в манифесте, актуально сегодня? Если доказательства верны, то этот переход произойдет рано или поздно независимо от нашего желания, если в нем есть ошибки, постараемся их найти.
Маркс, делая экскурс в историю, утверждает, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Он достаточно подробно описывает причины перехода из феодализма в капитализм и революционную роль буржуазии. Диалектика развития подсказывает, что и буржуазное общество должно пройти стадии от революционно-передовой к загнивающей и становящейся тормозом дальнейшего развития. Сигналом этого Маркс увидел в обострении классовой борьбы и повторяющихся экономических кризисах. Единственным способом избавиться от классового антагонизма Маркс видел в обобществлении частной собственности и создании бесклассового общества, где отсутствовала бы эксплуатация человека человеком. Пролетариат, которому предназначалась роль могильщика буржуазии, должен был отобрать насильственным путем частную собственность и поломать существовавшие производственные отношения, в результате чего должны исчезнуть классы и вместе с ними антагонизм между людьми.
Теперь, все то же самое, но немного подробнее. Итак, первое, что мы подвергнем сомнению это классовый подход Маркса. Не найдя формулировки понятия "класса", мы из контекста мы понимаем, что это группы или слои населения, разделенные главным образом по признаку наличия или отсутствия частной собственности. Почему от понятий угнетающий и угнетаемый, или эксплуататор и эксплуатируемый, Маркс перешел к классам? Потому, что он увидел, что корни всех бед лежат в экономике и борьба идет между людьми принадлежавшим различным, по экономическим характеристикам, группам - классам с противоположными интересами. О своем времени он пишет так: "Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат". Если перенестись в наше время, то сегодня мы уже не можем разделить общество на два больших лагеря - этих лагерей стало намного больше, а сами они меньше. Общество неоднородно, между богатыми и бедными огромная дистанция, но в промежутке между ними появилось большое количество групп, которые занимают промежуточное положение. Эти группы имеют свои собственные интересы. Стазу оговорюсь, что речь идет не о России, а об абстрактном капиталистическом государстве. То деление на классы, где доминирующим признаком служило наличие или отсутствие частной собственности, сегодня теряет свою остроту, по нескольким причинам. Во-первых, эксплуататор и эксплуатируемый могут оказаться в одном классе, так как для того чтобы эксплуатировать чужой труд не обязательно иметь в собственности средства производства, для этого достаточно открыть предприятие. Примером может служить масса фирм, оказывающих различные услуги, которые не имеют частной собственности, но где, тем не менее, происходит эксплуатация наемных сотрудников. Это риэлторские или туристические агентства, бригады ремонтников, фирмы занимающиеся разработкой и обслуживанием программного обеспечения, где программисты используют личные компьютеры, и многие другие. И их число постоянно растет. Можно было бы разделить на классы работодателей и наемных сотрудников, но это тоже не на много уточняет наше деление, поскольку наемные сотрудники сами представляют широкий спектр групп с различными интересами. Топ менеджеры, авиа диспетчеры, капитаны, машинисты, шоферы, операторы сложных станков, электрик и чернорабочий это примеры групп с различными интересами. Кого из них считать пролетариями? А куда деть чиновников, пенсионеров, военнослужащих? Можно определенно сказать, что общество разделено на десятки групп с различными интересами. Поэтому деление на классы сегодня теряет политическую остроту и носит скорее статистический характер. Общество из двух классового, (условно), превращается в интегральное, где количество групп будет непрерывно возрастать. Антагонизм между работодателем и топ менеджером существует, так же как и антагонизм между топ менеджером и мастером, между мастером и чернорабочим. Сегодня характер производства становится таким, что пролетариев требуется все меньше, а специалистов все больше. Сегодня господин Маркс долго бы чесал бороду, прежде чем найти линию раздела в обществе. Вчера бастовали рабочие за повышение зарплаты, а сегодня все вместе выступают против нового налога правительства. Классовый подход, как бы сказали сегодня, "отдыхает". Если с классами все более или менее понятно, то теперь перейдем к причинам необходимости смены капиталистического строя, и какие из этих причин остались актуальны сегодня. В манифесте много места уделено революционной роли буржуазии и тому, как резко изменилось производство с ее приходом. Главными причинами, вызвавшими к жизни буржуазное общество и капиталистический способ производства, были следующие: появление новых рынков сбыта в связи с развитием мореплавания, скачком в науке и технике, когда в производство активно стали внедряться паровые машины, разделение труда, рынок и конкуренция. Все это вместе взятое и неспособность феодального строя удержать свои привилегии привели к замене его капиталистическим строем. Мы не будем останавливаться на этом подробно. Это не вызывает никаких сомнений, описано ярко и точно, хочется рекомендовать прочитать это всем. Приведу одну цитату: "Она (буржуазия) превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки (добавим от себя и журналиста) она превратила в своих платных наемных работников".
Сигналом того, что капитализм больше не является передовым строем, а стал тормозом развития, Маркс увидел в повторяющихся экономических кризисах, нищете рабочего люда и в нарастающей политической активности пролетариата: "Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества".
Причиной этих возмущений был общественный характер производства и частный способ присвоения результатов труда. Противоречия между работодателем, который не хотел платить много и наемным рабочим, который как раз наоборот, хотел получать больше, были антагонистическими. Механизма решения этих противоречий тогда не было, а "современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". Поэтому единственный выход, который тогда видел Маркс, это насильственная экспроприация собственности и создание бесклассового общества. Вспомним, что при переходе от феодализма к капитализму, ростки последнего были везде, как сорняк, который невозможно выполоть. При переходе от капитализма к социализму таких ростков нового не было, было только недовольство старым. Однако это не помешало Марксу сказать, что: "Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения". Это хоть и красивая, но от начала и до конца выдуманная идея!
Если попытаться представить себя в то время, ту нищету и безысходность с одной стороны, и мечту о красивой жизни в справедливом бесклассовом обществе, которую предлагали коммунисты с другой стороны, то станет понятно, почему люди жертвовали всем и шли в революционное движение. Лучшие люди шли в партию коммунистов с искренними желаниями делать добро, строить новое справедливое общество. К сожалению, политическое устройство нового строя не было проработано, а предложенная позже форма правления через Советы под руководством одной партии, привели к образованию тоталитарной системы с репрессиями против своего народа, к многочисленным жертвам и последующему застою. Внутреннее устройство партии также было не лучшим, так как не обеспечивало демократических механизмов смены лидеров. Но пример России послужил мощным стимулом развития демократии в других странах. Страх потерять все сделал буржуазию более сговорчивой, а общий прогресс вывел рабочих за черту нищеты. Более того, рабочие в развитых капиталистических странах стали материально жить лучше, чем живущие при социализме в СССР.
Но вернемся к нашей задаче, сейчас нам надо определить, будет ли предложенный Марксом коммунизм, лучше капитализма. Сразу поясним, что коммунизм это бесклассовый строй, где производство и распределение благ осуществляется по принципу "от каждого по способности, каждому по потребности". По определению, это общество высоко сознательных граждан, которое может быть достигнуто только через длительный срок. Поэтому между капитализмом и коммунизмом предлагалось ввести промежуточный строй - так называемый социализм. Это общество, где нет эксплуатации человека человеком, а распределение жизненных благ происходит по количеству, качеству и результатам труда. Средства производства принадлежат всему обществу. Сразу отметим или опечалимся тем фактом, что невозможно теоретически и практически определить эти результаты труда, а распределение благ несоответствующее трудовому вкладу - это эксплуатация. В капиталистической рыночной системе человек заключает договор с работодателем о величине оплаты. Если его что-то не устраивает, он идет к другому работодателю или с помощью профсоюза пытаются поднять оплату или организует свое собственное дело. Оплата труда, понятие рыночное, и постоянно меняется в зависимости от многих факторов. В плановой системе динамичное изменение оплаты невозможно и, следовательно, как и при капитализме обязательно присутствует эксплуатация кого-то кем-то. Только если при капитализме меньшинство, в лице владельцев средств производства и владельцев фирм, эксплуатирует большинство, то при социализме, посредственное большинство эксплуатируют талантливое меньшинство. Однако и социализм уже решает большинство проблем поднятых Марксом, правда при этом теряется скорость развития экономики и вместе с ней скорость улучшения уровня жизни. Причиной этого является потеря динамики, отсутствие конкуренции, и свободы предпринимательства.
О политическом устройстве коммунизма в манифесте сказано мало: "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса". Каким образом должно осуществляться управление при социализме и коммунизме, в манифесте не сказано. Надо просто признать, что и капитализм и социализм лучше рассматривать, как категории экономические, а не политические. Мы знаем примеры, когда капиталистический способ производства спокойно уживался и с демократией и с монархией и с диктаторскими режимами, так и социалистический строй может спокойно существовать различными формами правления, включая демократическую. Возможно, будь в СССР демократический способ правления, результат был бы совсем другой.
За прошедшие полтора столетия многое изменилось, вырос уровень цивилизации, изменилось само общество. Обратите внимание на то, что если рассматривать духовное развитие отдельных личностей, то, как и две тысячи лет назад мы видели примеры высокой духовности, самопожертвования и наоборот дикой жестокости и подлости так и сегодня мы можем найдем такие же примеры. Что же касается общества, то здесь прогресс существенно заметнее, так как общество пытается закрепить высокую нравственность в своих конституциях и законах. К сожалению, либеральные законы внутри страны не ведут к аналогичным либеральным отношениям между странами. Развитие демократических институтов дало механизмы ненасильственного решения многих проблем. Большую роль в жизни общества играют и профсоюзы и партии и оппозиция и пресса. Из тех причин, которые должны были привести к смене строя, изложенных в манифесте, часть потеряла свою актуальность для сегодняшнего дня, а часть актуальна и сегодня. Ушли в прошлое и нищенское положение рабочих, и использование детского труда, и чрезмерная эксплуатация. Здесь мы имеем ввиду, конечно, цивилизованные страны. Для стран, которые находятся еще в феодальном строе подход, вероятно, должен быть другой. Из нерешенных проблем остались повторяющиеся кризисы, безработица и аморальность самого принципа капитализма, где все делается ради наживы. Проблемы серьезные, но они уже потеряли ту остроту, при которой люди идут на все ради их решения. "На бой кровавый святой и правый" сегодня уже мало кто пойдет. Нельзя говорить, что эти проблемы совсем не решаются. Профсоюзные движения заставляют власти и капитал идти на уступки по заработной плате и условиям труда. Через демократические институты осуществляют давление на различные компании с целью защиты экологи. Форумы "восьмерок", "двадцаток" делают попытки решать совместно кризисные проблемы. Хотя это и мелкие шаги вперед, но вперед. Если в кризисы тридцатых годов нечем было кормить семью, то в последних кризисах люди отказывают себе только в менее необходимых вещах. То есть сам прогресс цивилизации работает на решение этих проблем. Таким образом, можно заключить, что и предложенный Марксом социализм не является идеальным средством решения поставленных проблем, ни естественный капитализм, не может сегодня сделать что-то существенное, чтобы избавиться хотя бы от кризисов. Отделив экономическую составляющую от политической, мы поймем, что и тот и другой путь приемлем, и не несет в себе какую-то угрозу. Угроза исходит из политической составляющей - из формы управления страной. Чем более демократически устроено общество, тем подконтрольнее ему и власть, и бизнес, тем безопаснее и жителям страны и их соседям.
Теперь перейдем непосредственно к сравнению капитализма и социализма и выделим их характерные особенности. Достоинствами капитализма являются:
1. Высокая производительность труда. Это свойство присущее рыночной экономике, ибо конкуренция убивает слабых, неэффективных производителей товаров и услуг. Все находятся в постоянном напряженном поиске, как повысить эффективность и выйти вперед, получив максимальную прибыль.
2. Легкое перемещение капитала, которое позволяет за короткие сроки организовать новые производства. Причем, как правило, он перемещается в места с дешевой рабочей силой с удобными и надежными условиями инвестиций.
3. Активное развитие науки и техники и их прикладное направление. Это так же следствие конкуренции, заставляющей искать новые способы обойти конкурентов.
4. Развитие академической науки, служащей для занятия передовых позиций в будущем и наличие средств на ее поддержание. Как правило, академические исследования финансируются государством, поэтому богатые государства всегда далеко уходят вперед.
5. Высокий уровень жизни ввиду применения первых четырех пунктов.
6. Развитое общество, в силу того, что человек с детства настроен на борьбу за свое благо. Конкуренция есть и среди простых граждан.
7. Распространение цивилизации во все уголки планеты. Это не в качестве меценатства, а как говорил Маркс: "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи…. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию".
8. Идет постепенное выравнивание образа жизни в разных странах.
Минусами капитализма являются:
1. Высокая интенсивность и напряженность труда для получения высокой производительности. Это то, что раньше называлось эксплуатацией.
2. Принцип "деньги не пахнут" позволяет использовать любую брешь в законе для ухода от налогов или создания бизнеса "на грани допустимого" или даже за этой гранью.
3. Обязательная безработица, поддерживающая дисциплину труда, ее интенсивность.
4. Периодически возникающие кризисы, как следствие неплановой в масштабах планеты, экономики.
5. Возникающее противоречие между автоматизацией и роботизацией производства, и связанного с этим сокращения рынка сбыта, так как в целом, сотрудники являются одновременно как производителями продукции, так и ее покупателями. Роботы ничего не покупают.
6. Трудовая миграция, которая на руку капиталистам. Приезжие из развивающихся стран рады работать за значительно меньшую зарплату и таким образом они не дают местным рабочим требовать повышения зарплаты. Кроме чисто экономических последствий трудовая миграция накладывает социальное давление, ломая привычный быт своих граждан тем, что рядом с ними селит приезжих с другой культурой, религией. Целые районы европейских городов заселены приезжими, которые живут по своим законам и практически отбирают эту территорию у местных жителей, которые уже избегают даже заходить в эти районы.
7. Как бы наши демократы не пытались увидеть в капитализме образец свободы и справедливости, идеология, дающая больше возможностей для наживы, всегда будет побеждать любую другую идеологию. Если выгодно объявить войну - то она будет оправдана, как это было с Ираком или Югославией, нужно чтобы "толпа" не была чересчур умной - и вместо интересных позитивных передач по телевизору будут показывать так называемую чернуху, "дом 2", "школу", если будут нужны дешевые рабочие руки - будет проповедоваться толерантность. У кого деньги тот и заказывает музыку.
8. Процесс глобализации, который позволяет уводить деньги из страны, и делает богатые страны еще богаче, а бедные беднее.
9. Эксплуатация слаборазвитых стран. Любой международный договор всегда обеспечивает преимущество более развитым странам. Это плата за приобщение к цивилизации.
10. Интенсивное расходование природных ресурсов и нанесение вреда экологии, нарушение природных балансов.
11. Навязывание ценностей общества потребления. Это увод в сторону от духовного развития личности к простому желанию иметь что-то и работать ради этого.
12. Скорость технического прогресса такова, что на одном поколении происходят слишком большие перемены. Их влияние на организм может проявиться значительно позже и не ясно, с каким знаком они будут.
13. Быстрый прогресс в технологии производства может привести к затовариванию и к глобальному кризису. Речь идет о том, что качество товаров станет таким, что срок их эксплуатации увеличится в десятки раз. Например, часто ли вы покупаете ложки? Возможно, пользуетесь еще бабушкиными? Так в скором будущем будет и с автомобилями и разной бытовой и электронной техникой. Сегодня, при замене какого то изделия, например, автомобиля, старый уходит на вторичный рынок, в слаборазвитые страны. Этот рынок может также быть вскоре заполнен и тогда, если это произойдет в достаточно короткий промежуток времени, может наступить такой кризис перепроизводства, что большая часть населения планеты окажется без работы.
14. Скупка талантов и обеднение за счет этого развивающихся и слаборазвитых стран. Лучших студентов и аспирантов приглашают на стажировки в престижные вузы и затем лучшим дают возможность остаться. Можно особенно не стараться воспитывать своих ученых, можно брать их уже готовыми.
15. Финансовое могущество отдельных корпораций или личностей превышают возможности целых государств. Это чревато большими проблемами и может способствовать коррупции, взяточничеству или поддерживать терроризм. В случае, если в этих руках окажутся СМИ, то это путь к манипуляции общественным мнением.
16. Необходимость роста численности населения, как потенциального рынка сбыта. Перенаселение неизбежно погубит значительную часть фауны и флоры планеты и опять ударит по экологии.
17. При формальном равенстве всех - реально богатые равнее.
Теперь перейдем к социализму. Итак, достоинства системы:
1. Плановая экономика по определению не подразумевает кризисов. Правда при параллельном существовании стран социалистического и капиталистического лагеря, кризис все равно заденет страну с социалистическим строем, если она не за "железным занавесом".
2. Отсутствие безработицы.
3. Стабильность и социальные гарантии завтрашнего дня.
4. Умеренная интенсивность труда.
5. Отсутствие напряженности в обществе. Незначительная или существенно меньшая разница в материальном положении и достаточно близкие возможности членов общества.
Минусы социализма:
1. Низкая эффективность труда ввиду уравниловки и отсутствия сильных стимулов.
2. Неповоротливость экономики в силу ее плановости.
3. Медленный рост общих благ цивилизации, медленное обогащение общества в силу слабой эффективности и низкой производительности труда.
4. Отсутствие рынка заставляет оценивать эффективность экономики искусственными методами, с внесением большой доли человеческого фактора. При рыночной экономике эффективность определяется рынком, что намного точнее и правильнее.
5. Отсутствие необходимости борьбы за свое место в общественной иерархии делают личность, безынициативной, не приспособленной к борьбе.
6. При сосуществовании вместе с капиталистической системой постоянно образуется пропасть между уровнями жизни и волей не волей возникает отрицательная зависимость от капиталистических стран. Как бы ни хорошо и спокойно было жить при социализме, но новые лекарства, медицинская и бытовая техника, появляющаяся у капиталистов, для многих сведут на "нет" все достоинства социализма.
7. Если при капитализме меньшинство эксплуатирует большинство, то при социализме большинство эксплуатирует меньшинство (эксплуатация хороших специалистов, которые получают почти столько же, как и обычные).
8. Надстройка не является следствием производственных отношений, а навязывается сверху (это при отсутствии демократии).
Это, конечно, очень приблизительное сравнение систем. По каким критериям оценить, что лучше, а что хуже? Это сложно, и для разных людей ответ будет разный. Кому-то будет достаточно стабильности и социальных гарантий, кому-то захочется чего-то большего. Можно точно сказать, что параллельное существование капитализма и социализма в долгой перспективе невозможно из-за неизбежного экономического отставания последнего. С другой стороны, аморальность рыночного пути развития трудно скрыть. Приведу мягкое высказывание "акулы" капитализма Джорджа Сороса: "Рынки аморальны: они позволяют людям действовать в соответствии с собственными эгоистическими интересами и даже налагают определенные ограничения на тех, чьи интересы пересекаются, но не выносят моральных суждений о сути интересов. Вот почему они столь эффективны. Решить что хорошо, а что дурно, нередко бывает затруднительно; отказываясь от этого решения в принципе, рынки позволяют людям преследовать собственные интересы без малейших помех". Современный капитализм, в отличие от капитализма Маркса, перешел от "эксплуатации открытой, бесстыдной, прямой, черствой", к завуалированной, с подачками бедным, меценацтвом, с заботой об экологии и прочим, однако, при этом, сущность капитализма не изменилась, и он не стал травоядным. Возможно, через какое-то время, экономические проблемы перестанут быть проблемами и люди будут заняты больше духовными занятиями, развитием тела и тогда, где какая система вообще перестанет играть какую-то роль. Совершенные механизмы управления нивелируют разницу.
Не найдя истины ни с той ни с другой стороны, мы можем поискать ее посередине. Найти щель между капитализмом и социализмом все-таки можно. Если немного абстрагироваться от конкретных рынков и планов, то можно сказать, что причиной успехов или провалов той или иной фирмы, является управление. Тот, кто управляет точнее и лучше, не может проиграть. Как правило, главным в управлении предприятий малого и среднего бизнеса является хозяин предприятия. Именно его усилия, его стремление к получению максимальной прибыли и ведет предприятие. Хозяйский глаз не пропустит огрехов производства, нерационального использования средств, все вопросы хозяйствования и направления движения происходят под его чутким руководством. Тем не менее, возможности человека ограничены, и большие предприятия уже мало, чем отличаются от государственных - и там и здесь бизнесом управляют наемные специалисты. Роль хозяина и государства для больших предприятий приблизительно одинакова, они выполняют те же функции. Грубо говоря, если купить у хозяина большое предприятие и оставить все как есть, то есть тех же людей, ту же оплату труда, те же методы контроля и управления, мы должны остаться приблизительно на том же уровне. В этом случае, когда малый и средний бизнес будет принадлежать частникам, а крупный государству мы получим что-то среднее между капитализмом и социализмом и без заметных потерь. Более того, государство должно активно создавать свой собственный сектор экономики, чтобы бороться с высокими ценами на отдельные продукты, которые получаются в результате сговора производителей или поставщиков. Если говорить конкретно о России, то весь сырьевой сектор и энергетика должны быть в руках государства. Отставание же в области управления должно быть компенсировано привлечением опытных иностранных специалистов. Вообще роль управления, как предприятием, так и страной в целом у нас недооценивается и находится на крайне низком уровне, чему подтверждение коррупция, взяточничество, кумовство и т.д. Не каждая кухарка может управлять государством.
Таким образом, мы рассмотрели три варианта экономической системы. Каждая имеет свои достоинства и недостатки. При выборе политической системы, на сегодняшний день нет альтернативы демократическому устройству государства. Что касается диктатуры пролетариата, то это все ушло в прошлое, и было необходимо сто лет назад, когда коммунисты приходили к власти через революцию. Сегодня приход к власти насильственным путем не нужен ни тем, ни другим. Впрочем, этого нет и в программе коммунистов. Если посмотреть на капитализм начала века и сегодняшний, то можно заметить, что движение идет по пути урезания прав и наложения определенных обязанностей на капитал. Если социализм развивался бы при демократической системе власти, то вероятно бы он шел по пути передачи мелких хозяйств в частную собственность и расширения возможностей личного заработка членов общества. Это тенденции сближения систем. Исходя из всего сказанного, выход надо искать в новых формах управления, которые бы ограничивали эксплуатацию и позволяли бы в какой-то мере планировать хозяйственную деятельность. Главное, чтобы против каждой власти стояла оппозиция, каждый начальник чувствовал, что ему дышат в затылок и любое неточное решение может выкинуть его из кресла. Это должно быть и в государстве и в партии и на социалистическом предприятии и на капиталистическом. Только в борьбе идей и мнений выковываются наиболее правильные и точные решения, только в борьбе идет настоящее развитие.

Капитализм и социализм - это разные политические, экономические и социальные системы, используемые странами во всем мире. Соединенные Штаты, например, обычно считаются ярким примером капиталистической страны. Швеция часто считается ярким примером социалистического общества. Однако Швеция не является социалистической, в истинном смысле этого слова.

Капитализм и социализм - это разные политические, экономические и социальные системы, используемые странами во всем мире. Соединенные Штаты, например, обычно считаются ярким примером капиталистической страны. Швеция часто считается ярким примером социалистического общества. Однако Швеция не является социалистической, в истинном смысле этого слова. На практике большинство стран имеют смешанную экономику с экономическими элементами как капитализма, так и социализма.

Что такое капитализм?

Капитализм - это экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным лицам. «Средства производства» относятся к ресурсам, включая деньги и другие формы капитала. В условиях капиталистической экономики экономика проходит через частных лиц, которые владеют и управляют частными компаниями. Решения об использовании ресурсов принимаются физическим лицом или лицами, которые владеют компанией.

В капиталистическом обществе компании, которые включают, обычно трактуются по тем же законам, что и отдельные лица. Корпорации могут подать в суд и подать в суд. Они могут покупать и продавать недвижимость. Они могут выполнять многие из тех же действий, что и люди.

При капитализме компании живут по мотивам прибыли. Они существуют, чтобы заработать деньги. У всех компаний есть владельцы и менеджеры. Иногда, особенно в малом бизнесе, владельцы и менеджеры - одни и те же люди. По мере того, как бизнес становится больше, владельцы могут нанимать менеджеров, которые могут иметь или не иметь доли участия в фирме.

В этом случае менеджеры называются агентами владельца.

Работа руководства сложнее, чем получение прибыли. В капиталистическом обществе целью корпорации является максимизация богатства акционеров.

При капитализме это работа правительства, обеспечивающая соблюдение законов и правил, чтобы обеспечить равное игровое поле для частных компаний.

Количество регулирующих законов и положений в конкретной отрасли обычно зависит от возможности злоупотребления в этой отрасли.

Капиталистическая система также называется свободной рыночной экономикой или свободным предпринимательством.

Что такое социализм?

Социализм - это экономическая система, в которой средства производства, такие как деньги и другие формы капитала, принадлежат государству или общественности. В рамках социалистической системы все работают на богатство, которое, в свою очередь, распространяется каждому. При капитализме вы работаете на свое собственное богатство. Социалистическая экономическая система действует исходя из предпосылки, что то, что хорошо для одного, хорошо для всех. Все работают ради собственного блага и во благо всех остальных. Правительство решает, как богатство распределяется между людьми.

В чистой социалистической экономике нет свободного рынка, как мы видим в капиталистической нации.Правительство обеспечивает людей. Налоги обычно выше, чем в капиталистической системе. Там может быть государственное здравоохранение и полная система государственного управления образованием. Это заблуждение, что люди не платят за эти услуги. Они платят за них более высокими налогами. Социалистические системы подчеркивают равное распределение богатства среди людей.

Смешанные экономики

Во многих странах существуют смешанные экономические системы с элементами как капитализма, так и социализма. В США, в основном в капиталистической системе, существует много правительственных программ, в частности, социального обеспечения, медицинской помощи и медицинской страховки. Во многих социалистических странах, как и в Швеции, существуют также частные предприятия.

Возглавляя партии и классы , лидеры вовек не брали в толк,

что идея , брошенная в массы - это девка , брошенная в полк !

Игорь Губерман

Слова про "капитализм " и "социализм " , думаю, слышали все, но боюсь что мало кто сможет просто и доступно объяснить в чем их смысл и принципиальное отличие. Ниже, для наглядности, приведу разные определения из Википедии и ряда других источников, с кучей версий о капитализме и социализме. Обычно, я стараюсь обходиться без “воды”, но в данном случае думаю что будет уместно показать, как такое разнообразие делает неразбериху в головах... Итак, Капитализм :

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. (Википедия) .

Понятие Капитализм — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития, отброшены менее значимые. Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты — сословные привилегии; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствие развития самого капитализма. (Википедия) .

Капитализм — это современная, базирующаяся на рынке экономическая система производства товаров, контролируемая «капиталом», то есть стоимостью, используемой для найма рабочих. (Оксфордский философский словарь) .

Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) — экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма, в которой бо́льшая часть средств производства находится в частной собственности, а производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов. (Британская энциклопедия) .

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п.(Википедия).

Капитализм свободной конкуренции (англ. pure capitalism , фр. Laissez faire capitalism ) — экономическая система, в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, «Экономикс» ).

Капитализм — экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением. Экономисты часто говорят о капитализме, как системе свободного рынка, управляемого конкуренцией. Но капитализм в таком идеальном смысле нельзя найти нигде в мире. Экономические системы, действующие сейчас в западных странах, являются смесью свободной конкуренции и правительственного контроля. Современный капитализм можно рассматривать как комбинацию частного предпринимательства и государственного контроля. (Американская энциклопедия ).

Получается, основной упор идет на идею увеличения капитала частной собственности в т.н. рыночной экономике. Вообще, все проще простого — основной смысл определения заключен в самом названии:

Капитализм - от понятия капитал, т.е. деньги, имущество, средства производства. Подразумевается, что экономика строится в первую очередь на основе капитала. Сохранение и приумножение капитала - главная задача, а расходы на все остальное, включая социальные расходы - по остаточному принципу. Эта идея и прослеживается в вышеупомянутых определениях... Теперь вспоминаем статью о "Четырех уровнях положения человека в обществе"! А какая прослойка занимается в первую капиталом и организацией производства? Правильно - коммерсанты! В случае "дикого капитализма" - власть у коммерсантов. То есть они выжимают из работников все соки по максимуму, как можно меньше платят в бюджет и стараются минимизировать социальные расходы. В этой ситуации хорошо живут только олигархи и коррумпированные чиновники. В случае же "нормального капитализма" - идеологи задают направление развития, приоритеты и баланс, чиновники облагают коммерсантов "справедливыми" налогами и следят за выполнением социальных обязательств перед работниками (нормы и охрана труда, рабочие места и т.д.) В общем - жизнь капиталистической страны зависит от конкретной реализации капитализма! К особенностям рыночной экономики вернемся после сравнения с социализмом.

Теперь о Социализме и Коммунизме . Для русского/советского человека эти слова конечно же ассоциируются с конкретной реализацией в СССР... Но Советский Союз это один из нескольких частных случаев реализации идеи. Итак, определения Коммунизма и Социализма из, уже упомянутых ранее, источников:

Коммуниизм (коммуна от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства. (Википедия).

Коммунизм — учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага. Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага. Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон. (Философский словарь (1911)).

Социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма. (Энциклопедия Британника).

Социализм обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Идеи общественного устройства на основе отказа от частной собственности и уравнительного распределения существовали на протяжении всей истории человечества. По мнению некоторых исследователей, все такие учения имеют одно общее ядро — они основываются на полном отрицании современного им строя жизни, призывают к его разрушению, рисуют картину более справедливого общественного строя, в котором найдут разрешения все основные проблемы современности, и предлагают конкретные пути для достижения этого строя. (Википедия).

Основной смысл определения, опять же, заключен в самом названии:

Социализм -- от слова социальность , т.е. общество и общественность. Все блага, полученные в результате экономической деятельности, по замыслу, идут первоочерёдно на само общество, а не в узкую группу частных лиц (например инвесторов, владельцев бизнеса или корпорацию). Ну а коммунизм - от слова коммуна, община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, ресурсы, собственность и прочее, основанное на равноправии. Отсюда - коммунальные услуги.

Собственно, это идея борьбы с "диким капитализмом", дабы не допустить появления и всевластия олигархов. Это уже главный акцент на приоритет прослойки чиновников, которые и должны выполнять поставленную социализмом задачу. Но! Чтобы было что тратить на общество - нужна сильная экономика! Если все "проедать" или тратить на "оборонку", то что же пойдет на развитие производств (особенно)? Опять же нужен баланс исходя из текущей ситуации и дальнейших планов! Если экономика слаба, материальных благ мало, то и делить будет нечего. А если сильна, то все очень хорошо... Но насколько чиновники могут вмешиваться в работу, которую должны делать коммерсанты? И можно ли обойтись без прослойки коммерсантов вообще, заменив их труд работой чиновников и обывателей? Идея отсутствия коммерсантов была реализована в СССР, но прежде чем снова перейти к нашим , отмечу, что не все страны, выбравшие путь социализма отказались от коммерсантов в принципе. Например Китай и Куба. И не все определения социализма и коммунизма подразумевают отсутствие прослойки коммерсантов как таковой! Все опять же зависит от конкретной реализации идеи! В том числе и реализация идеи социальной справедливости, может появиться излишний крен по распределению благ в пользу чиновников и военных.

Вывод: как капитализм, так и социализм могут быть хороши лишь в случае правильной реализации!


Теперь об идеи отсутствия коммерсантов на примере СССР... Чиновники/военные в данном случае работают "и за себя и за того парня" (за коммерсантов). Пожалуй, наиболее яркий пример - деятельность Хрущева. Побывав в США, как идеолог и чиновник, он ставит в общем-то правильную задачу: "Догнать и перегнать Америку"! А вот как экономический деятель - настаивает на том что надо повсеместно сеять кукурузу. Но СССР большой, на севере и за Уралом урожай как-бы, не очень)))

Советский анекдот:

Так мы будем сеять, или сажать! (Н.С. Хрущев).

Сеять, сеять, сеять... (подчиненные хором ).

Повсеместно появляется командно-административная система управления. Т.е. чиновники не только ставят экономические задачи, но и централизовано (а не на местах) указывают рабочим и крестьянам как и что делать. Сами при этом могут не иметь должного образования и не видеть/понимать происходящего хотя бы из-за географической отдаленности необъятной страны Советов. Когда вспахивать, когда сеять, в каких климатических условиях строить заводы решают опять же чиновники. Коммерческая эффективность при этом зачастую отводиться на второй план. Такая ситуация хорошо показана в фильме "Председатель" 1964 г. Главный герой - председатель колхоза, понимая, что надо срочно убирать урожай, решает не дожидаться команды от чиновников. На свой страх и риск, даёт приказ на уборку. Потом за это получает по шапке!

В фильме для председателя всё заканчивается хорошо, но вот в жизни чаще получалось, что правда на стороне его оппонентов-чиновников из КПСС (Коммунистическая Партия Советского Союза). Хотя бы потому, что чиновники не любят когда их подопечные действуют по-своему и оказываются правы. Проиграв в одном эпизоде, они хотят отыграться при удобном случае. В приведенном выше фильме чиновники из партии попытаются сместить председателя с должности по поводу жалоб на его работу...

Вообще суть деятельности чиновника - укреплять администрацию и держать дисциплину, а военного - помимо этого, поддерживать боевую готовность и постоянно тренироваться, но это не нацеленность на конкретный результат работы по созданию продукта. Дисциплина и производство - не одно и тоже, так же как тренировка и работа. Сидеть в кабинете за бумагами и организовывать работу тракторов - тоже дела разные. Предприятиями управлять должны все-таки "коммерсанты" по духу! Иначе будут ошибки в руководстве у чиновников/военных, а у обывателей в виде рабочих и крестьян будет гаситься инициативность с параллельным появлением "уравниловки". Нормальный коммерсант на месте проследит за тем чтобы хорошие работники получили больше, а "халтурщики" меньше... Чиновнику/военному обычно не до таких деталей. Армейский пример: казарма чистая! А кто там мыл, одни только "духи", или вместе с "черпаками", "дедами" и "дембелями"- не важно, главное, что задача выполнена. Также, при преобладании чиновников в экономике, есть опасность перекоса в сторону "военных" расходов перед "гражданскими". Иногда это диктует текущая мировая ситуация (угроза военного вторжения), но при хроническом явлении приводит к распаду... Общий низкий уровень жизни обывателей приводит к опасности революции. Люди хотят жить хорошо, а не работать только за идею и на армию. Увидев красивую жизнь за бугром, захотят себе такую же.

Вывод: коммерсанты не должны исчезать как класс, в идеале -- каждый должен быть на "своем месте".

Р ыночная и плановая экономика .

На этот раз думаю будет уместно обойтись без энциклопедических определений... Плановую экономику часто противопоставляют рыночной, как социализм/коммунизм часто противопоставляют капитализму. Но что такое плановая экономика по сути? Это среднесрочное и долгосрочное планирование. Проще говоря это стратегия! Цель которую планируется достигнуть в предполагаемый срок. Любая деятельность должна иметь направленность и не быть пущена на самотек.

При рыночной экономике часто упоминается что государство напрямую не вмешивается в ценообразование и приоритеты развития экономики. Или не вмешивается вообще. При нормальном государстве, власти все же вмешиваются в экономическую деятельность коммерсантов и ставят перед собой далеко идущие цели (план). Ибо ликеро-водочные заводы обычно рентабельнее, чем производство бытовой техники, а кабаки доходнее спортзалов. Не вся коммерция идет на пользу обществу! Ценообразование и, допустим, открытие предприятий малого бизнеса это результат деятельности "здесь и сейчас" в текущих условиях, т.е. тактическое решение задачи по развитию на данный момент и в ближайшем будущем.

Конкуренция.

Почему-то принято считать, что свободная конкуренция идет на пользу обществу и возможна только при капиталистическом строе... Тут опять же многое зависит от реализации в каждом конкретном случае! В условиях "дикого" капитализма , где власти не регулируют экономику должным образом любая конкуренция между зародившимися предприятиями рано или поздно ведет к монополии! Ну а как себя ведет не ограниченная монополия при желании извлечь прибыль я думаю объяснять ни к чему. В социалистическом строе опять же зависит всё от поставленных целей. В СССР была поставлена задача сделать конкурентоспособное оружие, и она выполнялась. А вот большого стремления особого делать бытовую технику, с которой можно было бы выйти на мировой рынок, не наблюдалось. Для обеспечения потребностей внутри страны были предприятия, которые практически не конкурировали из-за дефицита. В Китае скорее наоборот - боролись за мировые рынки по ряду производств и своего добились.

Вывод напрашивается сам собой: с равнивать плановую и рыночную экономики это как сравнивать глобальное и локальное, стратегию и тактику, цель и отдельную задачу , т.е. просто глупо!

Капитализм, социализм, коммунизм - формы экономического устройства общества. Их можно назвать этапами отношений. Многие мыслители занимались их изучением. У разных авторов различные взгляды на капитализм и социализ м, на другие модели, которые пришли им на смену, и последствия их существования. Рассмотрим далее основные концепции.

Система капитализма и социализма

Капитализмом называют экономическую модель производства и распределения, которая базируется на частной собственности, свободе предпринимательской деятельности, юридическом равенстве хозяйствующих субъектов. Ключевым критерием при принятии решений в таких условиях является стремление увеличить капитал, получить максимальную прибыль.

Произошел далеко не во всех странах. Определяющим критерием для последовательного их существования была форма государственного устройства. Между тем признаки капитализма и социализма свойственны в той или иной степени экономическим моделям практически всех стран. В отдельных государствах господство капитала сохраняется и сегодня.

Если провести поверхностное сравнение капитализма и социализма , можно отметить, что между ними существует тесная связь. Первое понятие является экономической абстракцией. В ней отражены характерные черты хозяйственной модели на определенной стадии развития. Однако реальная экономика любой страны никогда не базировалась исключительно на частнособственнических отношениях, а предпринимательство никогда не было абсолютно свободным.

Переход от капитализма к социализму в ряде стран был весьма болезненным. Он сопровождался народными потрясениями, революциями. При этом уничтожались целые классы общества. Таким, например, был переход от капитализма к социализму в России .

Отличительные признаки моделей

Разные страны развивались и переходили на те или иные этапы в разное время. Зависело это от многих факторов. На Западе, к примеру, долгое время господствовал феодализм. Капитализм и социализм стали следующими ступенями развития общества. Однако последний сохранился в восточных странах.

Несмотря на то что между капитализмом и социализмом есть немало различий, первый имеет ряд несвойственных ему черт. Среди них:

  • Ограничение владения имуществом, в том числе по размерам участков земли и недвижимости.
  • Антимонопольные правила.
  • Таможенные барьеры.

Капитализм, социализм и демократия

Шумпетер - американский и австрийский экономист - предложил такое понятие, как "созидательное разрушение". Для него капитализм ассоциировался с частной собственностью, экономикой предпринимательства, рыночным механизмом.

Шумпетер изучал экономическую динамику изменений в обществе. Возникновение капитализма, социализма и демократии он объяснял появлением инноваций. За счет их внедрения в разные возможности, ресурсы и прочие производственные факторы субъекты начинают создавать что-то новое.

Шумпетер полагал, что капитализм позволил достичь невиданного ранее уровня благосостояния и личной свободы. Между тем будущее этой модели он оценивал весьма пессимистично. Автор считал, что дальнейшее развитие общества уничтожит капитализм. Либерализм и социализм станут следствием его проникновения во все социальные сферы жизни. То есть фактически успех модели приведет к ее краху. Объяснял такие последствия автор тем, что новые системы уничтожат условия, на которых может существовать капитализм: или социализм (в России так и произошло, например), или иная другая новая модель в любом случае придет ему на смену.

В своих работах Шумпетер особое внимание уделял и демократии. Автор анализировал , формулировал вероятное дальнейшее развитие общества. В рамках исследований ключевым вопросом являлась проблема соотношения между социалистической моделью организации и демократической формой правления.

Изучая развитие советского государства, в котором последовательно распространялись капитализм, социализм, коммунизм , изменения были преждевременными. Ситуацию в стране Шумпетер считал социализмом в искаженной форме. Для решения экономических задач власть использовала диктаторские методы. Автору ближе английский и скандинавский социал-демократический строй. Сравнивая развитие капитализма и социализма в разных странах, эти системы представлялись ему наименьшим злом.

Сравнительная характеристика

Рассмотрим, чем отличается капитализм от социализма . Разные мыслители выделяют различные признаки той и другой модели. Основными общими характеристиками социализма можно считать:

  • Всеобщее равенство.
  • Ограничение частнособственнических отношений.

В отличие от капитализма, при социализме субъектам можно было иметь предметы только в личной собственности. Капиталистические предприятия при этом заменялись корпоративными. Для социализма свойственно формирование коммун. Внутри этих объединений все имущество общее.

Социалисты выступали против капиталистов в основном потому, что для достижения своих целей последние эксплуатировали людей. При этом существовало четкое разграничение классов. С развитием частнособственнических отношений разделение слоев становилось все более отчетливым.

Различия социализма и капитализма особенно ярко проявлялись в России. Люди, недовольные условиями жизни и труда, выступали за справедливость и равенство, искоренение угнетения, которое было широко распространено в стране. В других воспринимался не так болезненно. Дело в том, что другие общества быстрее прошли свою трансформацию. Социалисты считали уничтожение частнособственнических отношений в качестве одного из способов достижения конечной цели - формирования организованного общества.

Концепция Мизеса

Целью социализма, по мнению автора, является передача производственных средств из частной собственности во владение государства. Это необходимо для устранения эксплуатации. В капиталистическом обществе человек был отстранен от результатов своего труда. Задача социализма - приблизить индивида к благам, уменьшить дифференциацию дохода. Результатом должно стать гармоничное и свободное развитие личности.

Вместе с тем могут сохраняться элементы неравенства, однако они не должны препятствовать для достижения целей.

Направления

Сегодня в социализме выделяют 2 ключевых течения: марксизм и анархизм.

По мнению представителей второго направления, в рамках государственного социализма будет сохраняться эксплуатация народа, отстранение человека от благ, прочие проблемы. Соответственно, полагают анархисты, реальный социализм можно установить только при уничтожении государства.

Марксисты называли социализмом модель организации общества на этапе перехода от капитализма к коммунизму. Другими словами, они не считали эту модель идеальной. Социализм был для марксистов своего рода подготовительным этапом к созданию общества социальной справедливости. Поскольку социализм следует за капитализмом, то в нем сохраняются капиталистические признаки.

Основные идеи социализма

В соответствии с поставленными целями формировались программы их достижения.

Результат труда, в частности, предполагалось распределять согласно вкладу каждого индивидуального производителя. Ему должна была выдаваться квитанция, в которой отражался объем его труда. В соответствии с ним производитель мог получить предметы потребления из общественного запаса.

Господствующим при социализме провозглашался принцип эквивалентности. В соответствии с ним, обменивались одинаковые объемы труда. Однако поскольку разные люди имеют различные способности, то получать они должны неодинаковую часть предметов потребления.

В собственности людей не может быть ничего, кроме личных предметов потребления. В отличие от капитализма, в социализме частное предпринимательство было уголовным преступлением.

Манифест коммунистов

Коммунистическая партия сформировалась после устранения капитализма. Свою программу коммунисты основывали на социалистических идеях. В Манифесте были отражены следующие признаки нового строя:

  • Экспроприация собственности на землю, использование ренты для покрытия государственных издержек.
  • Установление высокого прогрессивного налога.
  • Отмена наследственного права.
  • Конфискация имущества, принадлежащего мятежникам и эмигрантам.
  • Централизация кредитных ресурсов в руках государства путем формирования госбанка с государственным капиталом и монополией власти.
  • Увеличение количества госпредприятий, орудий производства, улучшение земель, расчистка их под пашню по единому плану.
  • Установление на транспорт.
  • Объединение промышленности и земледелия, постепенное устранение различий между городом и деревней.
  • Одинаковая трудовая повинность для всех.
  • Бесплатное общественное воспитание детей, прекращение эксплуатации детского труда на фабриках.

Особенности возникновения социализма

Идеология развивалась в течение довольно продолжительного времени. Однако сам термин "социализм" появился впервые только в 30-е гг. 19 столетия. Его автором считается французский теоретик Пьер Леру. В 1934 г. им была опубликована статья "Об индивидуализме и социализме".

Первые идеи о формировании социалистической идеологии возникли еще в 16 столетии. В них выражался стихийный протест низших (эксплуатируемых) слоев в период начального этапа накопления капитала. Идеи об идеальном обществе, соответствующем человеческой природе, в котором отсутствует эксплуатация, а низший класс имеет все блага, стали именовать утопическим социализмом. Основоположниками концепции считаются Т. Мор и Т. Кампанелла. Они полагали, что общественная собственность обеспечит формирование условий лдя справедливого распределения благ, равенства, социального мира и благополучия населения.

Развитие теории в течение 17-19 вв.

Достаточно много мыслителей пыталось найти формулу идеального мира, поскольку в изобиловавшем богатствами капиталистическом обществе существовало огромное число нищих людей.

Особый вклад в развитие социалистических концепций внесли А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Они формировали свои идеи под влиянием событий во Франции (Великая Революция), а также активного развития капитала.

Стоит сказать, что концепции теоретиков социалистического утопизма порой существенно расходились. Однако все они полагали, что в обществе сформировались условия для незамедлительных преобразований на справедливых условиях. Инициаторами реформ должны были стать те, кто занимал высокие позиции в обществе. Имущие люди должны помочь бедным, обеспечить всем счастливую жизнь. была направлена на защиту интересов рабочего класса, провозглашала социальный прогресс.

Основные принципы

Социалисты провозглашали следующие идеи:

  • От каждого индивида по его способностям, каждой способности по делам.
  • Гармоничное и всестороннее развитие личности.
  • Устранение различий между деревней и городом.
  • Разнообразие духовного и физического труда.
  • Свободное развитие каждого индивида как условие развития всего общества.

Утописты в определенной степени были максималистами. Они считали, что в обществе должны быть счастливы или все сразу, или вообще никто.

Идеология пролетариата

К достижению всеобщего благосостояния стремились и коммунисты. Коммунизм считается крайним проявлением социализма. Эта идеология отличалась большей последовательностью в стремлении реформировать общество с помощью установления коллективной собственности в отношении средств производства, а в некоторых случаях и предметов потребления.

В самом начале 19 столетия сформировался марксизм. Он рассматривался как теоретическая база пролетарского движения. Марксом и Энгельсом была сформулирована социально-политическая, экономическая и философская теория, оказавшая огромное влияние на развитие общества во второй половины 19 начала 20 вв. и марксизм стали считаться синонимами.

Общество, по мнению Маркса, не является открытой моделью счастливого строя. Коммунизм, считали марксисты, - это закономерный результат развития цивилизации.

Последователи концепции полагали, что капиталистические отношения формируют условия для социальной революции, устранению частной собственности, перехода к социализму. Марксисты выделяли ключевое противоречие модели: оно возникало между общественной природой труда, сформированной рынком и промышленностью, и частной собственностью на производственные средства.

Капитализм, по мнению марксистов, создал своего уничтожителя - пролетариат. Освобождение трудящегося народа - цель социальной революции. При этом пролетариат, освобождая себя, устраняет формы эксплуатации и в отношении всех трудящихся.

К социализму, по мнению марксистов, общество может прийти только в процессе исторического творчества рабочего класса. А оно, в свою очередь, должно воплотиться через социальную революцию. В результате достижение социализма стало целью миллионов людей.

Становление коммунистической формации

Этот процесс, по мнению Маркса и Энгельса, предполагает несколько стадий:

  • Переходный период.
  • Установление социализма.
  • Коммунизм.

Развитие новой модели - процесс длительный. Он должен основываться на гуманистических принципах, провозглашающих человека высшей ценностью.

Коммунизм позволяет, по мнению марксистов, сформировать и сознательных тружеников. В нем должно установиться общественное самоуправление. При этом государство как административный механизм должен перестать существовать. В коммунистическом обществе не должно быть классов, а должно воплотиться в установке "От каждого индивида по способностям и каждому - по потребностям".

Маркс считал коммунизм путем к безграничному расцвету человека, свободного от эксплуатации, началом подлинной истории.

Демократический социализм

На современном этапе развития общества сформировано огромное количество различных политических и общественных течений. Идеология социал-демократии, столь популярной в настоящее время, корнями уходит к реформистскому направлению во 2 Интернационале. Его идеи представлены в трудах Бернштейна, Фольмара, Жореса и пр. Особое влияние на нее оказали и концепции либерального реформизма, в числе которых и кейнсианство.

Отличительная черта социал-демократической идеологии - стремление к реформизму. Концепция обосновывает политику регулирования, перераспределения прибыли в рыночной экономике. Один из видных теоретиков Второго Интернационала Бернштейн категорически отрицал неизбежность уничтожения капитализма и наступление в связи с этим социализма. Он полагал, что социализм нельзя сводить к замене частнособственнических отношений общественными. Путем к нему является поиск новых коллективных форм производства в условиях мирного становления капиталистической экономической модели и политической демократии. Лозунгом реформистов стало высказывание "Цель - ничто, движение - все".

Современная концепция

Ее общие черты были описаны в 50-е гг. прошлого века. Основой концепции стала Декларация, принятая на международной конференции во Франкфурте-на-Майне.

В соответствии с программными документами, демократический социализм является путем, отличным и от капитализма, и от действительного социализма. Первый, как считали приверженцы концепции, позволил создать огромное количество производительных сил, но вместе с этим возвысил право собственности над правами гражданина. Коммунисты, в свою очередь, уничтожили свободу, создав другое классовое общество, новую, но неэффективную экономическую модель, основанную на принудительной трудовой деятельности.

Социал-демократы придают одинаковое значение принципам индивидуальной свободы, солидарности и справедливости. По их мнению, различие капитализма и социализма состоит не в схеме организации экономики, а в положении, которое занимает в обществе человек, в его свободе, возможности участвовать в принятии значимых для государства решениях, праве реализовать себя в той или иной области.

Государственный социализм

Выделяют 2 его формы:

  • Основанный на абсолютном государственном контроле над экономикой. Примером являются командно-административная и плановая системы.
  • Рыночный социализм. Под ним понимают такую экономическую модель, в которой приоритет отдается государственной собственности, но при этом реализуются принципы рыночной экономики.

В рамках рыночного социализма зачастую устанавливается самоуправление на предприятиях. Утверждается положение о том, что самоуправление (не только в производственной сфере, но и в обществе в целом) выступает в качестве первого элемента социалистичности.

Для этого, как считает Базгалин, необходимо развить формы свободной самостоятельной организации граждан - от всенародного учета до самоуправления и демократического планирования.

Недостатками рыночного социализма можно считать его способность воспроизводить многие проблемы капитализма, в том числе и социальное неравенство, нестабильность, негативное влияние на природу. Однако приверженцы этого направления развития общества полагают, что все эти проблемы должны быть устранены активным государственным вмешательством.