Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономика аргентины и ее роль в мировой экономике. Хозяйство Аргентины

Структураэкономики

Экономика Аргентины является крупнейшей в испаноязычной части Южной Америки и занимает третье место в Латинской Америке, уступая лишь Бразилии и Мексике.

В 2011 году валовой внутренний продукт страны составил 445,7 млрд. долларов США (в 2010 году: 368,7 млрд. долларов США), а доход в расчете на душу населения11 005 долларов США (в 2010 году: почти 9 200 долларов США).

Доля торговли и сферы услуг в ВВП Аргентины составила 53,5 % (в 2010 году: 54,2 %), доля промышленного производства – 18,9 %, а доля строительной отрасли – 5,3%. Банковский сектор практически полностью отделен от международного финансового рынка и благодаря этому лишь незначительно пострадал в ходе мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 и 2011 годов. Эта южноамериканская страна располагает значительными запасами различного сырья. В 2011 году на долю продукции сельского и лесного хозяйства в ВВП Аргентины пришлось 9,7 % (в 2010 году: 9,2 %). Её горнодобывающая промышленность считается одной из перспективных отраслей экономики. Уже сейчас вклад этой отрасли в ВВП составляет больше 3 %, при этом имеется большой потенциал роста в последующие годы.

Аргентина является членом крупных международных экономических организаций, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк, Большая индустриальная двадцатка, а также региональных экономических организаций (Меркосур (общий рынок стран Южной Америки) и АЛАДИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции)).

Текущее экономическое положение

Согласно официальной статистике, в 2011 году темпы экономического роста составили 8,9 % (в 2010 году: 9,2%). Однако, по данным частных аналитиков этот показатель составил около 7 % (в 2010 году: около 8,1 %). Таким образом, после кратковременного спада темпов экономического роста во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 года (по официальной статистике: +0,9 %, по неофициальным оценкам: около –3 %) экономика Аргентины вновь достигла высоких темпов роста 2003-2008 годов (от 6,8 % до 8,5 %).

На 2012 года правительство предусматривало рост ВВП на 5,1 %, а в проекте бюджета на 2013 года предусмотрен рост на 4,4 %. Согласно данным Национального института статистики и переписи населения (INDEC ), за первую половину 2012 года ВВП Аргентины вырос на 2,5 %. Частные аналитики и международные экономические организации спрогнозировали на вторую половину 2012 года рост ВВП всего на 1,5 %, а на 2013 год – приблизительно на 3,9 %.

По расчетам того же INDEC рост промышленного производства в 2011 году должен был составить 6,5 % (в 2010 году: 10,2 %), однако к концу года произошел спад активности.

В первые 7 месяцев 2012 года INDEC зарегистрировал спад промышленной активности на 0,8 %, а частные экономические аналитики дали еще более пессимистичную оценку (около –2 %). Основной причиной спада промышленной активности явился сильный спад в автомобильной отрасли, которая почти до конца 2011 года переживала настоящий бум и была в прошлые годы важнейшей движущей силой роста промышленного производства. За период же с января по июль 2012 года объем производства в автомобилестроении сократился на 12,4 %. Такое сокращение было вызвано значительным падением спроса на автомобили на важнейшем, бразильском, рынке сбыта и начавшимся в 2009 году застоем внутреннего спроса на фоне того, что экспортная квота в общем объёме производства автомобилей составляет 60%, что делает аргентинскую автомобильную промышленность очень зависимой от экспорта. Сокращение производства коснулось также металлообрабатывающей (–5,3 %) и нефтеперерабатывающей промышленности (–1,1 %). Положительное развитие в этот период отмечалось в химической промышленности (+5,2 %), производстве строительных материалов (+3,4 %), пищевой (+2,8 %) и бумажной промышленности (+2,4 %), в то время как поддерживаемая государством текстильная промышленность переживала застой (–0,1 %). Однако показатели июля 2012 года продемонстрировали некоторое изменение этой тенденции в сторону индивидуального для разных отраслей, небольшого роста по сравнению с июнем 2012 года или небольшого сокращения по сравнению с июлем 2011 года. В связи с этим, а также с ростом спроса на легковые автомобили в Бразилии, появились перспективы для подъема производства во второй половине 2012 года.

В конце 2011 года средняя загруженность промышленных производственных мощностей составляла 81,9 % (очень высокий показатель), однако к июлю 2012 года она сократилась до 71,3 %, причем подобные показатели в последний раз отмечались в период экономического кризиса 2008-2009 годов.

После бума частного потребления последних лет в 2012 году потребители вели себя более сдержанно, что объясняется неуверенностью в завтрашнем дне, а также, частично, превышением пределов кредитования на фоне застоя или падения реального дохода многих потребителей.

Согласно данным национального статистического агентства INDEC , темпы инфляции в конце 2011 года составили 9,5 % (в 2010 году: 10,9 %). Однако по неофициальным оценкам темпы инфляции в 2011 году составили почти 23 % (в 2010 году: около 25 %). Такиежепоказателипрогнозировалисьина 2012 года.

Конкурентоспособность аргентинской промышленности существенно снизилась в связи с ростом прямых издержек по оплате труда при относительно стабильном курсе национальной валюты и без заметного роста производительности труда. Реакцией правительства на снижение конкурентоспособности национальной промышленности является политика протекционизма, направленная на максимальное вытеснение импортных промышленных товаров отечественными.

Официальный уровень безработицы в конце 2011 года составил 7,2 % (в 2010 году: 7,3 %). Кроме того, сюда же следует добавить еще около 8,8 %, которые приходятся на долю частично или не полностью занятых (в конце 2010 года: 8,8 %).

По официальным данным в 2011 году около 8,3 % населения страны жило ниже черты бедности (в 2010 году: 9,9%) и еще 2,4 % – ниже черты нищенства (в 2010 году: 2,5 %). Однако эти цифры подвергаются сомнению со стороны неофициальных аналитиков, по оценкам которых ниже черты бедности в 2011 году жило 13,6 % населения (в 2010 году: 17,1 %), а ниже черты нищенства – еще 3,3 % (в 2010 году: 5,2%).

В 2011 году доля общих капиталовложений в ВВП составила более 22 %, а в первой половине 2012 года – около 21,5 %.

Правда, основную часть составили капиталовложения в сферу строительства. При этом объем капиталовложений в расширение промышленного производства и энергетики недостаточен.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство продолжает играть ведущую роль в экономике страны. Оно сильно ориентировано на экспорт и уже в настоящее время способно прокормить 400 миллионов человек. Аргентина занимает второе место в мире после Бразилии по экспорту сельскохозяйственной продукции. В 2011 году удалось увеличить объем экспорта в денежном выражении на 30 % по сравнению с 2010 годом. Доля экспорта продукции аграрного сектора на сумму более 47 млрд. долларов США составила около 56 % от общего объема экспорта страны. Правительство регулирует экспорт посредством квот и повышения налогов на экспорт продукции сельского хозяйства (до 35 %).

Важнейшей сельскохозяйственной культурой, возделываемой более чем на половине земельных угодий, является соя (почти исключительно генномодифицированных сортов, одобренных внутри страны) (около 40 миллионов тонн). Аргентина занимает первое место в мире по экспорту соевого масла, соевой муки и дизельного биотоплива, изготовленного из сои.

Другими важными продуктами сельского хозяйства являются зерновые (прежде всего кукуруза и пшеница, около 21 и 13 миллионов тонн соответственно), молочная и рыбная продукция, фрукты, говядина и вино. Страна занимает второе место в мире после США по экспорту кукурузы и шестое место в мире – по экспорту пшеницы.

При 49-миллионном поголовье крупного рогатого скота Аргентина производит около 2,6 миллионов тонн говядины. При этом аргентинские потребители ограничивают её потребление: за 2 года потребление говядины на душу населения сократилось с 68 до 52 кг в год.

С 2007 года в Аргентине в законодательном порядке регламентировано производство и применение биологических видов топлива. Это в значительной степени способствовало производству дизельного биотоплива из сои, особенно биотоплива, предназначенного для экспорта в страны ЕС, а также его использованию внутри страны в качестве добавки к традиционному дизельному топливу. В 2011 году эта латиноамериканская страна вышла на третье место в мире по производству дизельного биотоплива (по разным оценкам объем его производства составил 2,4 миллиона тонн), являясь при этом крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива (1,5 миллиона тонн).

Внешняя торговля

В 2011 году объем внешней торговли Аргентины вырос по сравнению с 2010 годом почти на 27 % и составил 158,2 млрд. долларов США. При этом, как и в 2010 году, рост объема импорта (на 31 %) превысил рост объема экспорта (на 23 %). В результате объем импорта составил 73,9 млрд. долларов США (в 2010 году: 56,4 млрд. долларов США), а объем экспорта 84,3 млрд. долларов США (в 2010 году: 68,5 млрд. долларов США), при этом контроль над импортом и его ограничение со стороны правительства искусственно сдерживали рост импорта, прежде всего в конце года.

Активное сальдо внешнеторгового баланса сократилось на 14 % и составило 10,35 млрд. долларов США (в 2010 году: 12,06 млрд. долларов США). Однако с февраля 2012 года стали вводиться все более жесткие ограничения импорта, благодаря чему уже за первые 7 месяцев года величина активного сальдо достигла 7,34 млрд. долларов США, т.е. на 26 % выше аналогичного показателя прошлого года. В итоге, несмотря на то, что объем экспорта в денежном выражении сократился в первой половине 2012 года на 1,1 %, объем импорта снизился на 5,7 %. Однако в ближайшей перспективе ослабление ограничений импорта не предвидится.

Крупнейшим получателем импорта является перерабатывающая промышленность: доля машин и оборудования, а также запасных частей и принадлежностей, предназначенных в основном для поддержания уже существующих производственных мощностей, составила в 2011 году 39 % всего объема импорта; еще 29 % пришлось на промежуточную промышленную продукцию.

Эксперты предполагают, что в силу все еще большой зависимости от импорта для роста ВВП страны на 1 % аргентинской промышленности потребуется увеличение импорта на 3 %.

Лишь 11 % всего импорта приходится на потребительские товары, в то время как постоянно растущий импорт различных видов топлива составляет уже 13% (в 2010 году: 8 %). Налегковыеавтомобилиприходится 8 % всегоимпорта.

Первое место в экспорте Аргентины (56 % всего экспорта) традиционно занимают сельскохозяйственное сырье и продукты питания (в первую очередь жиры, масла и животные корма, зерно, мясо и мясные продукты, а также соя). В экспорте промышленных товаров (в 2011 году: 34,6 % всего экспорта) преобладают автомобили и комплектующие, далее следуют химические продукты и различные метизы.

Крупнейшим торговым партнером Аргентины являются страны Меркосур. В 2011 году в эти страны было вывезено 25,2 % всего экспорта, а ввезено из них было31,2 % всего импорта. При этом первое место по объему внешней торговли заняла Бразилия (объем экспорта: 21 %; объем импорта: почти 30 %).

Однако из-за ужесточения контроля над импортом c начала 2012 года торговля с ней пострадала в первую очередь. За первые полгода объем импорта из Бразилии сократился на 15,7 %, а экспорт в эту соседнюю страну – на9,1 %. За этот же период странам ЕС удалось увеличить объем своего экспорта в Аргентину на 12,6 %, при этом её экспорт в ЕС снизился на 24,1 %.

Финансовая ситуация

После небольшого фискального профицита в 2010 году фискальный дефицит 2011 бюджетного года составил 7,12 млрд. долларов США (1,6 % ВВП) и стал вторым по величине после 2009 года.

В конце 2011 года сумма выплат процентов на 74,5 % превысила показатель прошлого года. Причиной этого стал рост государственного долга, а также увеличенный объем выплаты процентов по облигациям, привязанным к ВВП (в связи с ростом валового внутреннего продукта более чем на 9 %). Эту ситуацию еще больше обострило сокращение Центральным банком сумм денежных перечислений.

В 2011 году за счет дополнительных платежей Центрального банка (2,43 млрд. долларов США) и фонда пенсионного страхования ANSES (2,59 млрд. долларов США) первичный профицит бюджета Аргентины составил 1,14 млрд. долларов США (около 0,28 % ВВП). При этом государственные расходы выросли на 32,15 % и достигли 99,89 млрд. долларов США, а государственные доходы – на 24,1 % и составили 101,02 млрд. долларов США.

Доля государственных расходов в ВВП Аргентины выросла с 28 % в 2003 году до 45 % в 2012 году, что означает прирост приблизительно на 35 % по сравнению с 2011 годом.

После выборов, состоявшихся в октябре 2011 года, правительство затормозило рост государственных расходов и объявило на 2012 год многочисленные меры по консолидации бюджета, например, сокращение субсидий на электроэнергию, газ, воду и проезд в общественном транспорте, а также отказ от дополнительных выплат государственным служащим. Однако в связи с протестами населения и падением популярности правительства эти меры были осуществлены лишь частично. Об этом свидетельствует тот факт, что до конца июля 2012 года субсидии выросли еще на 21,9 %, прежде всего субсидии на проезд в общественном транспорте.

Налоговые поступления выросли в 2012 году на 25 % по сравнению с 2011 годом. За последние 9 месяцев 2012 года доля налоговых поступлений в ВВП увеличилась с 20,8 % до 36,5 %, т.е. меньше, чем доля государственных расходов.

До конца 2012 года экономические аналитики прогнозировали фискальный дефицит на сумму около 9-10 млрд. долларов США, что соответствует приблизительно 3 % ВВП.

Чтобы покрыть потребность в иностранной валюте, правительство вводит все более жесткий контроль и ограничения на приобретение иностранной валюты, а также на денежные переводы за рубеж. Это касается в том числе и иностранных предприятий, расположенных в Аргентине; так, например, в настоящее время почти полностью запрещены выплаты дивидендов. Для частных лиц приобретение иностранной валюты для поездок за рубеж чрезвычайно осложнено, а для других целей оно почти полностью запрещено.

В июне и декабре 2010 года была успешно проведена вторая реструктуризация старых долгов перед держателями аргентинских государственных облигаций. В общей сложности удалось урегулировать около 94 % всех обязательств, не выплачивавшихся с 2002 года в связи с финансовой несостоятельностью государства.

Свою растущую потребность в финансах правительство покрывает из внутренних источников, например, за счет изъятия всей прибыли Центрального банка и дополнительных платежей из средств Центрального банка и государственного страхового пенсионного фонда ANSES , а также размещения казначейских векселей в различных государственных организациях (например, в государственном перестраховочном обществе INDER ).

Благоприятные прогнозы на урожай в 2012-2013 годах при сохраняющихся высоких мировых ценах на сельскохозяйственные продукты в сочетании с меньшей по сравнению с 2012 годом суммой подлежащих к оплате обязательств по иностранным кредитам обеспечат правительству Аргентины больший, чем в 2012 году, финансовый простор.

В области политики валютного курса ожидается небольшое контролируемое снижение курса аргентинского песо к доллару США, которое в 2012 году было более высоким по сравнению с предыдущими годами. В результате в том числе валютных интервенций Центрального банка курс песо к доллару США снизился в 2011 году на 8 % (в 2010 году: почти на 5 %), а в 2012 году песо подешевел уже на 14 %. На 30 декабря 2012 года обменный курс составлял 4,918 аргентинских песо за 1 доллар США (в конце 2011 года: 4,304 песо за 1 доллар США). Жесткие ограничения на приобретение иностранной валюты привели к сильному росту черного рынка валюты, на котором обменный курс в настоящее время на 35-40 % выше по сравнению с официальным.

С начала по конец 2011 года из-за растущего оттока капитала валютные резервы страны сократились с рекордной суммы 52 млрд. долларов США до 46,3 млрд. долларов США. Несмотря на масштабные закупки американских долларов Центральным банком с целью стабилизации обменного курса национальной валюты к концу 2012 года валютные резервы Аргентины уменьшились до 43,29 млрд. долларов США.

Среди стран Латинской Америки Аргентина выделяется относительно высоким уровнем развития сельского хозяйства, сравнительно небольшим удельным весом его в стоимости ВВП (12%), довольно разнообразной структурой сельскохозяйственного производства. Она почти полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии и является одним из ведущих экспортеров его на мировой рынок.

Аграрный строй характеризуется сложным переплетением разнообразных социальных форм и типов сельского хозяйства. Основой аграрных отношений является господство крупного землевладения -- латифундизма. Эта система была перенесена сюда из феодальной Испании: испанские колонизаторы делили между собой огромные массивы земель. Землевладельцы получали право неотчуждаемости их владений: после смерти владельца все поместье переходило к его старшему сыну и, таким образом, сохранялось в целости. Такая система землевладения препятствовала появлению мелких независимых фермеров. Сложившаяся в колониальный период система крупного землевладения наложила отпечаток на весь процесс социально-экономического развития Аргентины. Землевладельцы-латифундисты превратились в основную экономическую и политическую силу в стране. Латифундизм и сейчас продолжает оставаться главным тормозом роста сельскохозяйственного производства.

Агротехнический уровень аргентинского сельского хозяйства довольно низок; проявлением этого служит низкая урожайность основных сельскохозяйственных культур, низкая продуктивность скота. Животноводство базируется на естественных пастбищах. Длительное использование одних и тех же пастбищ приводит к их истощению, а в результате -- к снижению продуктивности скота. Низкие темпы развития сельскохозяйственного производства обуславливают узость внутреннего рынка, что в свою очередь тормозит экономическое развитие страны в целом.

Аграрная реформа -- одна из самых острых проблем аргентинской экономики.

Сельскохозяйственные угодья занимают в стране 138 млн. га, из них обрабатывается 1/5, остальное составляют луга и пастбища. Длительная моноспециализация на одних и тех же землях привела к снижению продуктивности почв, ухудшению состояния пастбищ, широкому развитию одного из самых бедственных явлений -- эрозии. В некоторых районах (например, в провинции Ла-Пампа) степень разрушения почв эрозией настолько сильна, что часть земель здесь практически непригодна для сельскохозяйственного использования. Это служит одной из причин массового оттока отсюда сельского населения.

Преобладающий тип специализации аргентинского сельского хозяйства -- товарное производство зерна и мяса. Он сложился и под влиянием внешнего рынка, и в соответствии с той естественно-природной средой, которая создавала предпосылки для развития именно этих отраслей хозяйства. Этот тип наиболее характерен для района Пампы.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве страны, главная его отрасль -- разведение крупного рогатого скота, преимущественно мясного направления. По поголовью крупного рогатого скота Аргентина занимает одно из первых мест в мире.

Главный район разведения крупного рогатого скота -- Пампа. Это обусловлено лучшим состоянием здесь кормовой базы естественные пастбища Пампы благодаря хорошему увлажнению и мягкому климату отличаются более высоким содержанием питательных веществ. В Пампе сосредоточены и основные посевы кормовых трав, главным образом люцерны. Молочное животноводство не играет в Аргентине большой роли. Основная молочная порода -- голландско-аргентинская. Специализированные зоны молочного животноводства сложились вокруг Буэнос-Айреса и в южной части провинции Санта-Фе, в областях с достаточным увлажнением и хорошими сочными кормами

Овцеводство -- вторая крупная отрасль аргентинского животноводства. Аргентина -- одна из ведущих овцеводческих стран капиталистического мира по поголовью овец (33 млн. голов в 1980 г) и настригу шерсти (около 200 тыс. т) она уступает Австралии и Новой Зеландии. Овцеводство в Аргентине распространено почти повсеместно, но специализированные районы его сосредоточены в Пампе и Патагонии. В Пампе преобладает мясошерстное овцеводство.

Из других отраслей животноводства в Аргентине развиты птицеводство, в горных районах -- разведение лошадей, мулов.

В растениеводстве основное место занимают старые, традиционные культуры экспортного значения -- зерновые и масличные. Главная зерновая культура -- пшеница. По сбору ее (около 8 млн. т в 1980г.) и экспорту (более 3 млн. т в 1980г.) Аргентина занимает одно из ведущих мест в мире, хотя и значительно уступает США, Канаде, Австралии, Франции. Пшеница возделывается в Пампе и реже встречается за ее пределами. Наиболее распространены твердая и полутвердая пшеница. Вторая по значению зерновая культура -- кукуруза (сбор более 6 млн. т в 1980г.). В отличие от пшеницы, которая была завезена сюда испанцами, кукуруза -- местная культура, она выращивается почти повсеместно, но основная область ее распространения -- Пампа с ее теплым климатом и достаточным увлажнением. Кукуруза используется и как продовольственная, и как кормовая культура. Такое же значение имеют и другие зерновые рожь, овес, ячмень. Аргентина выделяется как крупный экспортер кормового зерна.

Помимо зернофуражных культур большое значение имеют посевы кормовых трав, наиболее распространена люцерна.

На втором месте после зерновых по стоимости продукции растениеводства стоят технические культуры. Среди них выделяются масличные -- лен и подсолнечник, по сбору и экспорту которых Аргентина в отдельные годы занимает первое -- второе места в мире. Они также возделываются в Пампе. Из других масличных выращивают арахис -- в провинции Кордова, оливковые деревья -- в провинциях Мендоса и Сан-Хуан, тунговое дерево -- в Междуречье. Из сахароносных преобладает сахарный тростник (на северо-западе). Среди волокнистых культур наиболее распространен хлопчатник, выращиваемый на севере, в Чако. В Междуречье культивируют чай и особую разновидность его -- парагвайский чай (йербамате).

Значительное место в растениеводстве Аргентины занимают садоводство, овощеводство, виноградарство.

Овощеводство представлено пригородным хозяйством, распространенным близ крупных городов, и, прежде всего близ Буэнос-Айреса, и специализированными хозяйствами по выращиванию отдельных видов овощей в районах с наиболее благоприятными для них условиями.

Производство основных сельскохозяйственных культур (тыс. т)

Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квали

смотреть на рефераты похожие на "Экономика Аргентины"

I. Особенности развития экономики Аргентины

Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания принадлежит к числу латиноамериканских лидеров.

В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-фииансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно.

1.1. Экономический потенциал.

Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остается основной специализацией страны в международном разделении труда.

В последнюю четверть века заметно возрос потенциал промышленности.
Ускорилось создание энергетики, металлургии, химических и нефтехимических производств, машиностроения. Удельный вес этих отраслей в валовом промышленном продукте страны превышает 50%. На всю же промышленность приходится в настоящее время около 30% ВВП.

Заметно выросли производительность труда и концентрация производства, достигнуто самообеспечение многими видами оборудования, главным образом низкой и средней степени сложности, а также полуфабрикатами и топливом.
Начали складываться отдельные наиболее современные промышленные отрасли, определяющие сегодня важнейшие направления научно-технического прогресса
(электроника, информатика, атомная промышленность). Заметный импульс получило развитие промышленности во внутренних районах (хотя еще рано говорить о серьезных переменах в ее исторически сложившейся территориальной структуре). Весьма существенные успехи достигнуты в промышленном экспорте, в том числе за счет нетрадиционных изделий.

Возможности развития энергетики, горнодобывающей промышленности и в целом минерально-топливной базы значительны, и в обозримом будущем, по крайне мере с макроэкономической точки зрения, ресурсный фактор вероятно не будет лимитировать экономический рост.

Запасы полезных ископаемых в Аргентине не так велики, как разнообразны.
В стране есть месторождения нефти и природного газа, угля и урана, руд черных, цветных и легирующих металлов, а также серы, графита, барита и т.д.
Вместе с тем геологическая изученность территории в целом низка. Можно сказать, что одна из основных проблем развития данной группы отраслей заключается не в отсутствии отдельных видов сырья (хотя до сих пор ощущается нехватка бокситов, коксующихся углей, минералов, пригодных для производства калийных удобрений), а в его крайне неблагоприятном размещении
– преимущественно в окраинных районах.

Сложность освоения сырьевой базы ограничивает потенциал металлургии, во всяком случае отдельных ее спектров. Характерной чертой отрасли остается наличие довольно многочисленных и сравнительно небольших предприятий, ориентирующихся на импорт промежуточных продуктов (металлолома, кокса, меди) и сосредоточенных, как правило, в прибрежном районе, вдали от местных источников металлургического сырья. В то же время в последние два десятилетия накоплен немалый технологический опыт, снизилась капиталоемкость отрасли (речь прежде всего идет о предприятиях по прямому восстановлению железа из руды), проводится модернизация действующих предприятий и созданы некоторые новые направления (например, производство первичного алюминия). Эти сдвиги дают основание ожидать в перспективе частичного оздоровления отраслевой структуры и уменьшения производственных диспропорций, достижения в целом самообеспечения черными и некоторыми цветными металлами.

К числу перспективных групп производств относится химическая и особенно нефтехимическая промышленность, для развития которой в стране имеются благоприятные предпосылки: наличие разнообразного химического сырья, самообеспечение в последнее десятилетие нефтью и открытие крупных месторождений природного газа, сравнительно разветвленная сеть трубопроводов, создание при участии государства ряда нефтехимических центров (полюсов) по производству базовых углеводородов ("Петрокимика
Хенераль Москони", "Петрокимика Вайя-бланка", "Петрокимика Рио-Терсеро" и некоторые другие).

Скорее всего в предстоящие 10-20 лет усилится тенденция к самообеспечению важнейшими химическими и нефтехимическими продуктами, а отчасти и к расширению их экспорта. Это объясняется как ресурсными факторами, так и необходимостью сократить импортные расходы и наличием повышенного спроса на целый ряд химикатов (прежде всего со стороны агропромышленного комплекса). Одновременно реализация этой тенденции закладывает основу для более интенсивного развития таких современных производств, как тонкая химия, биотехнология, фармацевтика. Потенциальные экспортные возможности отрасли значительны, однако их претворение в жизнь требует более глубокой переработки исходного углеводородного сырья и увеличения на этой основе поставок различных нефтехимических продуктов, прежде всего в рамках интеграционных процессов стран Южного конуса.

Комплекс машиностроительных отраслей выпускает весьма разнообразную продукцию. Значительного уровня развития достигло производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой и пищевой промышленности, многих товаров бытового назначения. Одной из наиболее весомых, стержневых отраслей остается автомобилестроение, которое отличается разветвленностыо производственных, организационных и территориальных связей. В 70-ые годы автомобилестроение вышло на первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по объему производства, потеснив пищевую промышленность. Предприятия отрасли были созданы при активном участии иностранного капитала и выпускают автомобили (в основном легковые) европейских и американских марок. В настоящее время отрасль переживает серьезные трудности в связи с узостью внутреннего рынка (об этом свидетельствует исчезновение в последнее десятилетие ряда автомобильных компаний и закрытие заводов-терминалов). Делаются попытки оздоровить ситуацию за счет развития интеграционных связей с Бразилией (пример этому – создание совместной автомобильной компании "Аутолатина", действующей на рынках обеих стран).

В то же время отдельные современные подразделения машиностроения
(электроника, станкостроение, производство промышленных роботов и автоматизированных линий и т.д.) представлены недостаточно. Со сравнительно слабым развитием ряда названных ключевых производств связаны в конечном счете многие трудности и проблемы современного аргентинского машиностроения: слабость внутри- и межотраслевых связей, невысокая конкурентоспособность, зависимость от импорта машин и оборудования.
Несомненно, что для расширения выпуска и экспорта машиностроительной продукции, предназначенной для сложившихся, нуждающихся в технической перестройке секторов экономики (например, сельского хозяйства, пищевой индустрии, энергетики, транспорта), имеются немалые резервы, в том числе определенная технологическая база, опыт, кадры. Но это потребует глубокой качественной и весьма капиталоемкой перестройки машиностроительной отрасли.
Этот факт не отрицает возможности увеличения уже в ближайшей перспективе выпуска и экспорта отдельных классов относительно сложной машиностроительной продукции, в том числе металлообрабатывающих станков с
ЧПУ, персональных компьютеров и периферийных устройств, ядерного оборудования.

Значительное развитие получили отрасли, базирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, и прежде всего пищевая промышленность. Эти традиционные отрасли до сих пор во многом определяют "лицо" страны, ее специализацию в мировом хозяйстве. В настоящее время их развитие серьезно ограничивается трудностями сбыта их продукции и необходимостью модернизации и технического переоснащения производственной базы. Однако, оценивая перспективы, следует подчеркнуть, что финансовые и технологические потребности этой группы отраслей (на единицу конечной продукции) относительно невелики и, что особенно важно, в стране имеется мощная и крайне разнообразная сырьевая база для наращивания их производственных мощностей.

Аргентина обладает исключительно благоприятными общими предпосылками для развития сельского хозяйства, в том числе одной из плодороднейших и крупнейших по размерам черноземных областей в мире, относительно низкой плотностью населения, чрезвычайно разнообразными природными и климатическими условиями на протянувшейся на тысячи километров с севера на юг территории.

Традиционно сельское хозяйство занимает ключевые позиции в экономике.
Здесь занято около 12% экономически активного населения. Аграрный сектор обеспечивает почти 17% ВВП и порядка 70% экспортных поступлений (включая экспорт промышленных изделий, базирующихся на несложной переработке сельскохозяйственной продукции: мясо, сахар, растительные масла, кожа, шерсть и т.д.). Именно аграрная продукция до сих пор определяет место
Аргентины в международном разделении труда.

Возможности вывоза аграрной продукции, включая ее непосредственные производные, ограничиваются, по крайней мере в ближайшее десятилетие, преимущественно внешними факторами. Среди них – протекционистские барьеры в отношении ряда продуктов на традиционных рынках сбыта, медленное увеличение платежеспособного спроса в развивающихся странах, растущая конкуренция между США и ЕЭС, ухудшающая условия сбыта зерновых и некоторых других товаров. Сказывается и удаленность Аргентины от основных потребителей ее сельскохозяйственной продукции. Необходимо тем не менее подчеркнуть, что качество этой продукции сравнительно высоко, а себестоимость низка. Надо также указать, что на мировом рынке постоянно увеличивается спрос на экологически чистую продукцию, для производства которой в Аргентине есть необходимые условия и предпосылки. Все это в целом, по-видимому, главное для оценки экспортного потенциала на длительную перспективу.

Учитывая, что в условиях относительно низкой освоенности минерально- сырьевой базы, отставания научно-технических разработок, сохраняющейся зависимости от импорта сырья, промежуточных продуктов и технологии, аграрному сектору, по-видимому, будет принадлежать центральная роль практически в любой долговременной программе или стратегии хозяйственного развития. В этом плане весьма существенно, что расширение аграрного производства связано с гораздо меньшими относительными затратами по сравнению, например, с энергетикой или обрабатывающей промышленностью.
Кроме того, в данном контексте представляется немаловажным и специализация этой отрасли на выпуске базовых пищевых продуктов (зерна и мяса), спрос на которые будет расти.

Подчеркнем, наконец, что незначительно используются возможности ряда пока еще нетрадиционных для экспорта страны, но характерных для ее региональных экономик направлений сельскохозяйственного производства. Это, в частности, выращивание фруктов в умеренной зоне в северной Патагонии, винограда и овощей, цитрусовых и табака – в провинциях Запада и Северо-
Запада, чая – на Северо-Востоке. Крайне низка и степень освоенности рыбных богатств, как пресноводных, так и морских.

В целом резервы наращивания аграрной продукции значительны. Напомним, что территория страны составляет 2,8 млн. кв. км, из них только 13% – возделываемые земли. Данный тип угодий, как и в предыдущие годы, скорее всего будет расширяться за счет введения в оборот новых земель, проведения землеустроительных и мелиорационных работ, сокращения пастбищ. Кроме того, применение сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений остается низким. Несомненно, что даже незначительное повышение технификации и химизации сельского хозяйства приведет к повышению урожайности и существенно скажется на масштабах производства.

Характерной особенностью аргентинской экономики является исторически сложившаяся высокая степень территориальной концентрации населения и хозяйственной деятельности в Пампе, и в особенности в ее прибрежной зоне. В настоящее время на территории всего лишь трех провинций – Буэнос-Айрес
(вместе со столицей), Санта-Фе и Кордова – проживает почти 70% населения, причем половина этого количества жителей приходится на столицу и ее пригороды, т.н. Большой Буэнос-Айрес. Пампа, как и раньше, остается главным сельскохозяйственным районом страны. На долю трех вышеназванных провинций приходится более 80% площади обрабатываемых земель, и они дают более 2/3 стоимости сельскохозяйственной продукции, главным образом мясо и зерновые.
В Пампе сосредоточен и основной промышленный потенциал страны, причем в промышленности отмечается особенно сильная территориальная концентрация производства.

Огромная территория за пределами Пампы заметно отстает по уровню своего хозяйственного развития, хотя здесь и сосредоточены основные сырьевые, топливные и энергетические ресурсы страны. Для внутренних районов (пожалуй, за исключением Патагонии) характерна преимущественно аграрная специализация. Сельское хозяйство здесь базируется на таких технических культурах, как хлопок, сахарный тростник, чай, табак, а также на виноградарстве и плодоводстве (ареалы возделывания этих культур в силу природных факторов лежат за пределами Пампы); Патагония является районом специализированного овцеводства.

В отличие от промышленности побережья, характеризующейся разносторонней отраслевой структурой, промышленность внутренних районов имеет ограниченный круг отраслей. Заметная роль здесь принадлежит горнодобывающей промышленности. В структуре же обрабатывающей промышленности наблюдается преобладание отраслей по первичной переработке сырья, поставляемого сельским хозяйством, лесной и горнодобывающей промышленностью.

Внутренние районы располагают значительными природными ресурсами, которые могли бы послужить хорошей базой для ускорения хозяйственного развития страны. В этой связи стоит несколько подробнее остановиться на аргентинской Патагонии, чья обширная и богатая территория остается еще практически неосвоенной (занимая по площади около 30% территории страны,
Патагония насчитывает лишь 3% ее населения).

Освоение природных богатств Патагонии требует значительных капиталовложений. Но в силу целого ряда причин природного и экономического характера – довольно суровые климатические условия, общая хозяйственная неразвитость, малочисленность населения, нехватка рабочей силы, узость регионального рынка, значительная удаленность от главных хозяйственных центров страны и слабая обеспеченность инфраструктурой – налаживание здесь хозяйственной деятельности оказывается не только малопривлекательным, но часто просто непосильным для частных предпринимателей.

В целях содействия хозяйственному развитию Патагонии аргентинским правительством предпринимаются специальные меры, направленные на создание в этом районе более льготных условий в целях стимулирования предпринимательской деятельности. Поддержка хозяйственного развития
Патагонии становится одним из важнейших направлений региональной политики государства. В 80-е годы у аргентинского руководства даже появились планы переноса столицы страны в Патагонию, в г.Вьедма – административный центр провинции Рио-Негро.

Усиление внимания к этому району объясняется в первую очередь экономическими соображениями. Дальнейшее наращивание промышленного производства, сосредоточенного в подавляющей своей части в прибрежной зоне, практически лишенной собственных источников сырья, топлива и энергии, настоятельно требует подъема экономики внутренних районов страны, располагающих значительными природными богатствами. В Патагонии отмечается благоприятное сочетание источников минерального сырья и топлива, энергии, водных и лесных ресурсов. Несмотря на крайне слабую разведанность и освоенность территории этого района, на него приходится половина продукции горнодобывающей промышленности страны. Особенно велика роль этого района в снабжении страны топливом – нефтью и природным газом. Здесь же имеются месторождения угля. Провинции Патагонии богаты и рудными ископаемыми
(прежде всего железной руды), имеются значительные запасы горнохимического сырья и сырья для производства строительных материалов. Значительным, но пока еще малоиспользуемым богатством Патагонии являются гидроэнергетические ресурсы, и здесь уже осуществляется ряд крупных гидропроектов (например, комплекс "Эль Чокон-серрос Колорадос", ГЭС "Футалеуфу" и др.). Предгорные районы Патагонии располагают значительными лесными ресурсами. Ее прибрежные воды богаты рыбой. Многообещающие перспективы связаны с развитием самых различных видов туризма.

Освоение огромного природного потенциала страны и вовлечение в оборот новых источников сырья и топлива, хозяйственный подъем внутренних районов, преодоление исторически сложившихся региональных диспропорций и гипертрофированной концентрации производства в прибрежной зоне, а также углубление интеграционных процессов в Южном конусе теснейшим образом связаны с совершенствованием транспортной системы. По протяженности железных дорог Аргентина занимает первое место в Латинской Америке. Но эта сеть, сформировавшаяся преимущественно в прошлом столетии, отличается низким уровнем технического оснащения и электрификации, разноколейностью, сосредоточена главным образом в зоне Пампы. В результате основная часть грузоперевозок в настоящее время осуществляется относительно более дорогим автомобильным транспортом. В области морского транспорта узким местом остается портовое хозяйство. Основные порты страны (Буэнос-Айрес, Ла-Плата,
Росарио, Байя-Бланка), расположенные на побережье Пампы, не справляются с возросшими грузопотоками и сталкиваются с серьезными трудностями в обслуживании современных крупнотоннажных судов.

Несомненно, что приоритетным направлением в сфере транспорта остается модернизация железных дорог и портового хозяйства. Не менее важно, в том числе и в плане выхода на рынки соседних стран и расширения экспорта нефти и природного газа (например, в Бразилию), строительство новых трубопроводов. Стабильное обеспечение энергетических потребностей страны требует также завершения кольцевания региональных энергосистем и формирования единой сети высоковольтных линий электропередач. Более полная реализация экономического потенциала страны (как и повышение эффективности национального производства в целом) немыслимо без известного изменения исторически сложившейся конфигурации транспортной сети и преодоления недостатков, присущих ярко выраженной радиальной схеме транспортных магистралей, "завязанных" на столицу.

Анализируя экономику Аргентины, необходимо коротко охарактеризовать один из важнейших ее компонентов – трудовые ресурсы. По региональным меркам эти ресурсы значительны, причем многие их качественные параметры весьма высоки. В стране насчитывается более полумиллиона лиц с высшим образованием; действует разветвленная система ВУЗов; неграмотность не превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных западноевропейских государств.

Таким образом, речь идет о сложившейся системе образования, которая, несмотря на многие ее недостатки, в целом может служить основой кадрового обеспечения экономического роста, и прежде всего национальных НИР.
Аргентинское руководство отдает себе отчет, что эта отрасль в условиях технологической перестройки, происходящей в мировой экономике, носит стратегический характер, и без ее самостоятельного развития невозможно создание многих современных стержневых производств. В последние два десятилетия углубилась тенденция к расширению национальных НИР. Достигнуты несомненные успехи на некоторых исследовательских направлениях. Так,
Аргентина первой в Латинской Америке построила экспериментальный атомный реактор, в 1974 г. ввела первую в регионе АЭС, в настоящее время осуществляет поставку исследовательских реакторов за границу.

Хотя по научно-техническому потенциалу Аргентина выделяется в регионе, она уступает в этом отношении промышленно развитым странам. Абсолютные размеры затрат на НИР, как и их удельный вес в ВВП, находятся на невысоком уровне, составляя в последние годы порядка 0,5%. Ассигнования, которые государство в условиях длительной политической нестабильности и огромной внешней задолженности в состоянии было выделить для этой сферы, невелики.
Существенным недостатком является смещение центра тяжести в сторону фундаментальных, общетеоретических работ, тогда как удельный вес ученых и инженеров, занимающихся прикладной инженерно-технической и сельскохозяйственной тематикой, остается невысоким.

Центральную роль в рассматриваемой области играет государство. На него приходится подавляющая часть всех расходов на НИР, под его контролем находятся крупнейшие научно-исследовательские учреждения и институты
(такие, как Национальный совет по атомной энергии, Национальный институт сельскохозяйственной технологии и Национальный институт промышленной технологии), которые наряду с университетами сосредотачивают разработку и адаптацию современных производственных методов. В то же время производственный сектор до сих пор играет скромную роль в научно- исследовательских разработках: на его долю приходится, по различным оценкам, от 3 до 10 % общих затрат на финансирование НИР. Филиалы иностранных компаний, занимающие ведущие позиции в наиболее передовых промышленных отраслях, как правило, удовлетворяют свои потребности в технологии за счет поставок материнских компаний, и поэтому слабо заинтересованы в проведении самостоятельных НИР.

Несомненно, что уже в ближайшей перспективе влияние НИР на подъем производительных сил, равно как и спрос на новую технологию и заинтересованность в ее самостоятельной разработке, в Аргентине будут расти, Это связано с необходимостью технического переоснащения производства, с такими устойчивыми, прогнозируемыми тенденциями, как дальнейший рост тяжелой индустрии, и прежде всего машиностроения, расширение вывоза готовых промышленных изделий. В стране есть реальные предпосылки для более активного развития информатики, биотехнологии, атомной энергетики, исследований мирового океана. Осуществление этих тенденций в условиях тяжелого финансового положения потребует более четкого определения исследовательских приоритетов, концентрации сил и средств на отдельных перспективных направлениях НИР и усиления их связи с практическими запросами экономики, более активной мобилизации с этой целью потенциала региональных научных и университетских центров, обладающих давними традициями (Кордова, Тукуман, Сан-Карлос-де-Барилоче и др.).

1.2. Современная экономическая ситуация и политика правительства.

Аргентина, несмотря на свой значительный экономический потенциал, до последнего времени находилась в тисках глубокого кризиса. Он проявился в стагнации основных отраслей обрабатывающей промышленности, затухании инвестиционного процесса, гиперинфляции, ослаблении позиций страны на мировом рынке1, резком спаде производства в первой половине 80-х годов и абсолютном снижении валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, а также в росте явной и скрытой безработицы, падении реальной заработной платы, общем ухудшении положения миллионов аргентинцев.

Стратегия импортозамещения, проводимая длительное время, и определяемый ею закрытый характер экономики обусловили формирование производственной структуры, сильно зависимой от государства и емкости внутреннего рынка.
Находящийся практически вне условий международной конкуренции промышленный сектор оказался сильно зависим от реализации аграрной продукции на внешних рынках, обеспечивавшей ресурсы для финансирования импорта. Протекционизм, необходимый на начальных этапах индустриализации, в последние два десятилетия превратился в тормоз экономического развития Аргентины.
Финансовая ситуация в Аргентине характеризовалась многолетней неустойчивостью. Расширение относительно неэффективного госсектора увеличивало дефицит госбюджета. Эмиссионное финансирование последнего с начала 70-х годов подтолкнуло инфляцию. На рубеже 1986-1987 г.г. эмиссия была временно приостановлена. Но возникли новые проблемы. Провинциальные власти продолжали получать кредиты у местных банков, связанных с
Центральным банком системой переучета векселей, что усугубляло общий дефицит госсектора, вело к финансовым потерям госкомпаний.

В 1989 г. страна оказалась в гиперинфляционном кризисе: инфляция приблизилась к 5000%. В этих условиях пришедший к власти в середине 1989 г. президент Аргентины Карлос С. Менем начал проводить жесткую экономическую политику, чтобы восстановить равновесие на потребительском рынке, ликвидировать дефицит госбюджета и стимулировать производство. В основе его программы лежит политика отказа государства от вмешательства в экономику, приватизация госпредприятий, переход к свободному рынку товаров и услуг.
Первоначально предполагалось сохранение фиксированного обменного курса аустраля, постепенное снижение инфляции, относительно низкие банковские ставки. Этот сценарий не был осуществлен главным образом по политическим причинам, включая давление профсоюзов.

В декабре 1989 г. был отменен контроль над ценами (за исключением цен на газ, электричество, воду, телефон, автобусное и пригородное сообщение), введен единый свободный валютный курс (определяемый спросом и предложением без вмешательства Центрального банка) и сняты ограничения на открытие счетов, продажу и покупку валюты, сокращены налоги на экспорт и импорт, гарантированы банковские платежи по фиксированным депозитам и другие сбережения без введения замораживания или иных ограничений; запрещена новая эмиссия без реальных источников покрытия, увеличена зарплата рабочих
(дифференцированно для государственного и частного секторов); гарантированы обеспечение информацией о ценах и условия "прозрачности" рынков для товаров и услуг.

В январе 1990 г. сбережения вкладчиков были преобразованы в 10-летние гособлигации, причем основная сумма и проценты гарантированы в долларах.
Продавать облигации разрешалось лишь небольшими порциями.

Были отменены различные субсидии и контроль государства в ряде отраслей, приняты правительственные программы по стимулированию промышленного производства и экспорта. Чтобы сократить дефицит бюджета, были повышены государственные транспортные тарифы и плата за энергоносители, контроль над госкапвложениями передай министерству экономики.

В начале 1991 г. были отменены квоты на добычу, переработку и сбыт нефти и регулирование цен на бензин на заправочных станциях. Реформа налогообложения включала увеличение налога на добавленную стоимость с 13 до
15,6% и его распределение на сферу услуг, а также ужесточение налогового контроля, увеличение штата инспекторов. Весной 1991 г. министерство экономики искусственно поддерживало курс национальной валюты путем продажи больших партий иностранной валюты из резерва Центрального банка (при падении курса свыше 10 тыс. аустралей за 1 долл. банк выбрасывал доллары на рынок, при росте до 9700 аустралей – скупал).

С 1 апреля 1991 г. начато осуществление очередного плана оздоровления экономики. Выла отменена действовавшая в течение 5 лет система индексации доходов, введена свободная конвертируемость валюты, включая фиксацию на уровне 1 долл. - 10 тыс. аустралей, отменены пошлины на импорт продовольствия, сырья и оборудования, сокращена численность госперсонала.
Отмена госконтроля над отраслями энергетики, в частности добычей энергоносителей, положительно сказалась на развитии отрасли. Отказ от протекционистской политики способствовал притоку в страну импортных товаров
(бытовой электроники, электроприборов, автомобилей) и снижению цен на аналогичные местные товары.

Проблема внешнего долга Аргентины, типичная для большинства латиноамериканских стран, будет решаться. Руководство МВФ подтвердило свое доверие к начавшимся в стране экономическим преобразованиям. Пересмотр условий погашения большей части внешнего долга (около 60 млрд. долларов), несомненно будет содействовать дальнейшей стабилизации финансовой обстановки в стране.

Средства для выплаты внешнего долга еще активнее аккумулировались за счет приватизации национального имущества, т.е. обмена долговых обязательств на акции приватизируемых госкомпаний (что уже в 1990 г. позволило сократить задолженность на 7 млрд. долл.). В августе 1991 г. индекс инфляции упал до 1.3%, в ноябре еще ниже – до 0,4% – самого низкого показателя за последние 20 лет. Снижение инфляции и приостановка экономического спада обеспечили необходимую стабильность, что в сочетании с резким снижением учетных ставок повысило доверие компаний и потребителей и обусловило тем самым промышленный рост и утроение размеров банковских депозитов в 1991 г.

Перед правительством, по мнению президента, стоит задача полностью отказаться от государственного регулирования экономики. За ним сохранится лишь оборона, юстиция, образование и здравоохранение. Президент Мемем сузил сферу деятельности государства в экономических процессах: снижены таможенные пошлины, отменены ограничения на обмен валюты, контроль над ценами и процентными ставками. Значительная часть акций национализированных предприятий продана в частные руки, в том числе, в обмен на долговые обязательства, прекращено вмешательство в установление заработной платы в частном секторе, осуществляется приватизация госсектора и сокращение бюрократического аппарата.

В ноябре 1991 г. Менем ликвидировал 10 федеральных учреждений, регулировавших производство и реализацию говядины, зерна, сахара, табака, вин, отменил запрет на коллективные переговоры в отраслях, когда компаниям нельзя было самим заключать соглашения с рабочими и служащими по вопросам заработной платы.Реформы продолжались несмотря на забастовки врачей, учителей, банковских служащих, рабочих-нефтяников. Социальная защита обеспечивалась через стабилизацию расстроенной финансовой системы и формирование предпосылок экономического роста. Реальная зарплата за последние два года выросла на 40%, а уровень безработицы снизился, хотя душевой доход все еще ниже, чем в 1970 г.

Аргентина относится к числу стран, в которых государственное предпринимательство получило значительное развитие. В 1980-е годы на долю госсектора приходилось около 15% ВВП, свыше трети валовых инвестиций и четвертая часть работающих по найму. Государственные инвестиции традиционно направлялись на развитие сырьевой базы и капиталоемкой инфраструктуры, а также некоторых отраслей тяжелой промышленности, характеризующихся длительными сроками окупаемости. Госсектор контролировал 2/3 добычи нефти, всю добычу угля, природного газа и урановой руды, почти 90% –серы, свыше
1/2 – железной руды, обеспечивал 90% производства и распределения электроэнергии. В госсекторе сосредоточен весь железнодорожный и подавляющая часть морского и воздушного транспорта, строительство шоссейных дорог, мостов и туннелей, значительная часть средств связи. Индустриальная база госсектора представлена главным образом отраслями металлургической, нефтехимической и химической промышленности. Он располагает значительными финансовыми ресурсами (сосредоточивая более 1/2 банковских депозитов и кредитов). Основные позиции среди крупнейших компаний по объему продаж постоянно занимали госпредприятия.

В ноябре 1991 года президент Аргентины Карлос Менем издал декрет, по которому в 1992 г. будут переданы в частные руки или сданы в концессию практически все госпредприятия. Аргентина может стать одной из стран, где проводится самая широкая приватизация государственной собственности.

Попытки приватизации госсектора в Аргентине были и раньше. В частности, во время военного правления 1976-1983 г.г. приватизация была объявлена стержнем экономической программы, К началу 1981 г. было распродано 1407 объектов государственной недвижимости, приватизирован ряд крупных предприятий в металлургической, нефтехимической, мясохладобойной, текстильной, пищевой и некоторых других отраслях. В результате количество компаний в этот период в составе госсектора сократилось с 750 до 400.

Приватизация осуществляется в различных формах и различными методами: создание консорциумов, смешанных предприятий, использование широкого акционирования, поэтапная продажа акций с учетом насыщения рынка, капитализация внешнего долга. Приватизация может быть полной, частичной и
"периферийной" (в последнем случае государство остается владельцем центрального, производственного звена предприятия, а частные фирмы получают возможность распоряжаться подразделениями сбыта, распределения и инфраструктуры).

Основная часть программы "реформирования государства" – приватизация госкомпаний, повышение эффективности экономики за счет отказа от громоздких государственных структур. В программу приватизации входят и меры по реорганизации госпредприятий, ликвидации их дефицита и снижению уровня госинвестирования.

Первой была приватизирована в 1989 г, крупная государственная телефонная компания "ЭНТЕЛ". Ее преобразовали в консорциум, где государство сохранило 30% акций, а затем эта доля была продана крупным и мелким вкладчикам. Первым "рядовым покупателем" стал президент Карлос Менем.
Оценка рентабельности компании позволяет правительству рассчитывать на получение 585 млн. долл., установленных в качестве стартовой цены для своего пакета акций.

В результате приватизации госкомпаний "Аэролинеас Архентинас" группой иностранных инвесторов во главе с испанской авиакомпанией "Иберия" аргентинское правительство получило 260 млн. долл. и смогла выкупить облигации своих внешних займов на сумму 1610 млн. долларов,

В целом продажа акций "Энтел" и "Аэролинеас Архентинас" позволила правительству приобрести 14% всех внешних обязательств страны международным коммерческим банкам.

Подготовлен проект приватизации государственной нефтяной компании
"ЯПФ", занимающей 1-е место среди 100 крупнейших предприятий по объему продаж – более 5 млрд. долл. Продажа половины ее акций должна принести чистую прибыль около 4 млрд. долл. Она будет происходить поэтапно, в 4 года, начиная с 1993 г.: в первый год – 20% акций, во второй, третий и четвертый – по 10% на биржах
Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона. Другую половину акций приобретут национальные и провинциальные власти, а 10% из них будет выделено для продажи служащим "ЯПФ". Последняя превращается в акционерную компанию, контролируемую государством и частным капиталом. Компания реорганизуется: персонал сокращен с 37 до 29 тыс.чел., планируется уменьшение расходов на 1 млрд. долл. (за счет продажи флота компании – 26 судов – и трех заводов по переработке нефти).

В ближайшее время процесс приватизации затронет и мощную металлургическую госкомпанию – "Сосъедад микета сидерурхика Архентина"
("СОМИСА"). По заявлению ее руководителя Х. Триакки, 40% акций компании будут проданы с торгов, 50% – на бирже Буэнос-Айреса, 10% – переданы в руки работников компании. План приватизации предусматривает сокращение 4700 рабочих мест, создание на базе компании сети мини-предприятий. Приватизация госкомпании такого уровня невозможна без одобрения парламента. Если аргентинские законодатели сочтут этот план неприемлемым, то правительство вынуждено будет сократить расходы "СОМИСА" путем приватизации сферы обслуживания и ряда объектов недвижимости, принадлежащих компании.

В конце 1991 г. одобрен проект приватизации 30 предприятий военно- промышленного комплекса. В проекте указано, что средства, полученные в результате продаж, будут направлены на реорганизацию армии, повышение эффективности ее административного аппарата и вспомогательных служб.

Весной 1991 г. был принят закон о продаже частным компаниям госпредприятий, обеспечивающих население водой, газом, электроэнергией и другими коммунальными услугами. Это – ведущие предприятия среди 100 крупнейших по объему продаж компаний страны: электрическая компания "СЭГБА"
(объем продаж в 1990 г. – более 1,3 млрд. долл.), газовая "Гас дель Эстадо"
(объем продаж 1,3 млрд. долл.), угольная "Ясимьентос Карбониферос
Фискалес", водоочистка "Обрас санитарис де ла насьон".

Программа приватизации включает продажу четырех крупнейших нефтегазовых месторождений Аргентины, основных государственных железнодорожных веток (5 тыс. км.), управление крупными портами страны, 5 линий метрополитена столицы, двух телевизионных каналов, 16 радиостанций, 10 тыс. км. шоссейных дорог.

Ряд проблем тормозит эффективную реализацию намеченных мер: подбор надежных инвесторов, которыми, как правило, являются европейские госкомпании и громоздкие аргентинские конгломераты; низкая культура менеджмента и недостаточная квалификация госперсонала, неэффективное регулирование деятельности новых компаний.

Помочь в решении этих и других проблем, в частности, создать регулирующие механизмы для наблюдения за компаниями после приватизации, призваны приглашенные в Аргентину эксперты Международного валютного фонда и
Международного банка реконструкции и развития. Они будут работать в комиссиях по приватизации, созданных под эгидой министерства финансов.

Ситуация в экономике страны начала меняться к лучшему лишь в конце 1991 года. Впервые за долгие годы кризиса аргентинцы встречали новый, 1992 год в обстановке спокойствия и экономической стабильности. Улучшением финансово- экономического положения Аргентина обязана энергичным мерам правительства.

Согласно заявлению президента, страна находится на подъеме. "Наша цель
– рыночная экономика, борьба за сбалансированный государственный бюджет и фронтальное наступление на нашего внутреннего врага – дефицит".

Первый раз за много лет преодолен хронический дефицит государственного бюджета, побеждена гиперинфляция; в ноябре 1991 г. ее месячный уровень составил 0,4% (самый низкий показатель за последние 20 лет). Уровень безработицы в стране снизился за последний год с 12 до 5% экономически активного населения.

Снижение инфляции и приостановление экономического спада обеспечили необходимую стабильность, осуществляется восстановление расстроенной финансовой системы и формируются предпосылки экономического роста. В течение 1992 г. ожидается рост инфляции не более чем на 10% и полная стабилизация розничных цен, увеличение валового продукта на 5-8%.

По результатам опросов общественного мнения более половины аргентинцев поддерживают деятельность правительства Менема. Вместе с тем они считают, что правительство уделяет недостаточное внимание вопросам повышения заработной платы, пенсионного обеспечения, общественной безопасности, не принимает эффективных мер против коррупции. Острыми остаются проблемы улучшения системы здравоохранения, снижения безработицы.

Именно надежда на стабилизацию политической и экономической ситуации и первые признаки такой стабилизации являются основным фактором, побуждающим практически все политические партии и профсоюзы, большинство аргентинцев поддерживать меры правительства, даже с учетом негативных социальных последствий приватизации.

В интервью газете "Комсомольская правда" (18.12.1991 г.) К. Менем отметил, что за два года, что у власти находится его правительство, средняя заработная плата аргентинцев выросла с 30 до 300-350 долл. "...Мы дали людям свободу – экономическую свободу, разрубив все бюрократические рогатки на пути смелых и предприимчивых".
-----------------------

По данным местных источников, около 60% аргентинского парка машин и оборудования имеет изношенность более 10 лет.

1 Так, доля Аргентины в мировом экспорте составляла в 1970 г. 0,57 %, в 1980 г. – 0,40%, в 1990 г. – 0,37%.

Основное внимание экономика Аргентины 2018 года уделяет сельскому хозяйству. Имея богатые природные ресурсы, страна усиливает экономику благодаря экспорту аграрного сектора. Производители пшеницы в этом году увеличили прибыль на треть. После кризиса 2001 года экономика Аргентины неуклонно растет и валовой продукт увеличивается, возвращая стране статус одной из богатейших в мире.

Растениеводство и животноводство

Зерно пшеницы выросло в цене на 9% благодаря отмене экспортных ограничений. Производство продуктов питания здесь является основной отраслью, так как страна — ведущий мировой экспортер продовольствия. Под сельское хозяйство Аргентины отдано 138 млн га, но возделывается только пятая часть из них. Огромные площади занимают луга и пастбища. Активно возделываются зерновые и соя, которая экспортируется по всем странам Южной Америки. Пшеница в Аргентине является основной зерновой культурой, второе и третье место принадлежат бобовым и масличным.

Животноводство занимает ведущую позицию в стране, много продукции идет на экспорт. Разведение крупного рогатого скота стоит на первом месте, овцеводство считается второй крупной отраслью, поставляющей шерсть для легкой промышленности. Молочная продукция и мясо — основной экспортный сектор сельского хозяйства. Поголовье скота в стране в 2010 году занимало первое место в мире по численности.

Говядина составляет основу питания аргентинцев, а 20% молока продается в другие страны, еще 45% идет на производство сыра. Небольшую долю сельскохозяйственной отрасли занимают технические культуры, такие как лен, подсолнечник, арахис. Если зерно продается на внешние рынки, то эти культуры удовлетворяют потребности только внутреннего рынка. Сахарный тростник и хлопчатник возделываются на юге страны. В Междуречье культивируют особую разновидность чая — парагвайский чай. Осуществляет Аргентина импорт и в Россию, это овощи, фрукты, мясо, рыба, молочная продукция и другие продукты питания.

Экономика страны зависима от аграрного сектора, 12% ВВП составляет сельскохозяйственная продукция.Зерно пшеницы экспортируется в Россию и другие страны восточной Европы. Аграрная реформа — краеугольный камень аргентинской экономики. Конфликт производителей мяса и растениеводов не позволяет благоразумно использовать сельскохозяйственные угодья. В стране господствует система крупного землевладения, экономическое развитие Аргентины тормозится именно поэтому. Многие земли истощены для сева зерновых или подвержены эрозии, но землевладельцы не хотят отдавать их животноводам, так как являются конкурирующими организациями.

Виноделие и пчеловодство

Внешняя торговля Аргентины включает в себя экспорт вина. Несмотря на то что технологии производства вина здесь оставляют желать лучшего, виноградники Аргентины занимают более 200 000 га земли, а экспорт его составляет пятую часть в мире.

Последние 10 лет аргентинские виноделы активно сотрудничают с ведущими производителями Франции и Италии, что позволяет надеяться на улучшение качества аргентинского вина в ближайшее время.

Продукты виноделия также составляют экспорт Аргентины.Основные регионы, где выращивают виноград, это Ла Риоха, Сан-Хуан, Сан-Рафаэль и Мендоза. Здесь господствует сорт винограда Торронтес. Регион Сальта-Кафайяте является родиной сортов Мускат и Гевюрцтраминер. Из черных сортов Бонарда был самым распространенным на территории Аргентины, сейчас таковым стал Мальбек. Сегодня в Аргентине появились насаждения Темпранильо, Каберне Совиньона, Сиры, Санджиовезе, Мерло, Барберы и других популярных в Европе сортов. В большинстве своем земли Аргентины — это пустынные, выжженные солнцем почвы. Чтобы лоза выжила в таких условиях, повсеместно пропущены каналы для орошения виноградников.

Экспорт Аргентины на медовый рынок занимает 25% от мирового. Главным покупателем аргентинского меда в настоящее время является Западная Европа, в частности Германия. Одна из основных причин высокого спроса на аргентинский мед — отличное качество, подтвержденное стандартами ЕС. При этом его стоимость одна из самых низких в мире. Преимущественно аргентинский мед производят в Пампе. Ассоциация пчеловодов Аргентины, созданная в 1938 г, активно помогает развитию отрасли. Она защищает интересы производителей меда, проводит обучения и выставки, организует конгрессы, конференции, встречи и выступления своих членов в различных районах страны. Развивая пчеловодство, Аргентина пытается выйти на мировой рынок с этим продуктом.

Пчеловодство в Аргентине

Отрасли промышленности Аргентины

Добыча и продажа на экспорт нефти и газа не является основным доходом, пополняющим бюджет страны. Главные месторождения расположены в Патагонии, Куйо и на северо-востоке страны. Промышленность Аргентины потребляет только 20% этих ресурсов, остальной объем продается в Южную Америку. По уровню добычи нефти страна занимает лидирующие позиции в регионе.Экономика Аргентины зависит и от других полезных ископаемых, таких как руда. В стране есть месторождения золота, платины, цинка, марганца, урана, меди и серы. По запасам угля Аргентина занимает не последнее место в странах Латинской Америки. Самый крупный каменноугольный бассейн Рио-Турбьо находится в Санта-Kpyc. Промышленная добыча угля началась во время 2 мировой войны. Основой добывающей отрасли промышленности является добыча урана. Его залежи обнаружены в Сьерра-Пинтада. Большие запасы железных руд находятся в Сьерра-Гранде и Рио-Негро. Золото и серебро добывалось аборигенами еще в 15 веке.

Обрабатывающая промышленность

В связи с тем, что в стране проводится политика замещения импорта и развития местной промышленности, большое внимание уделяется именно обрабатывающей. Ведущее место занимает транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и производство промышленного оборудования. Как страна с большими природными ресурсами, Аргентина производство открывает на своей территории. Здесь развиты судостроение, авиастроение. В химическом производстве наибольшую популярность приобрел процесс органического синтеза.

Черная металлургия страны — старейшая на континенте, но развивается очень медленно из-за недостатка сырья. В структуре машиностроения увеличивается доля электротехнической и электронной продукции. Лесная промышленность полностью обеспечивает страну древесиной. В Аргентине выращивается хлопок, поэтому есть на ее территории и предприятия легкой промышленности. Кроме того, последние годы страна выходит на мировой рынок по производству одежды и обуви. Пищевая промышленность работает как на внутренний (пивоваренная, хлебопекарная, мукомольная, маслобойная и другие), так и на внешний (табачное, сахарное, производство растворимого кофе и соков) рынок.

Лесная промышленность в Аргентине

Импорт Аргентины

Около половины импорта составляют сырье и полуфабрикаты. Остальное — промышленное оборудование, потребительские товары. Основные внешнеторговые партнеры государства — это Бразилия, Евросоюз, США. Аргентина закупает сырье и оборудование для производства. Импорт информационных и коммуникационных товаров включает закупку в других странах телекоммуникаций, аудио и видео, компьютеров и компьютерной техники. Правительство страны проводит политику развития внутренних рынков и жесткого ограничения ввоза из-за рубежа практически всех видов товаров. Сегодня в Аргентине существуют лимиты на покупку иностранной валюты. Ограничения на импорт должны помочь местным продавцам с реализацией национального продукта и ускорению роста экономики.

Туризм и путешествия

Страну ежегодно посещают около 3 млн туристов. Это большой доход для аргентинского бюджета. Для одних туристов интерес представляет Буэнос-Айрес, других привлекают возможности приморского отдыха и горные курорты на западе страны. В столице есть масса объектов, привлекающих гостей страны. Это Театр Колон с уникальной акустикой, Национальная галерея, где в 34 залах выставлены картины Ван Гога, Пикассо, Родена, Ренуара и аргентинских мастеров. Аргентина считается родиной танго, поэтому каждый гость просто не может пропустить урок этого волшебного танца у местного хореографа.

По всей территории страны находится огромное количество национальных парков. Первозданный вид ландшафта, дикая природа, множество зверей и птиц, прекрасные водопады Игуасу и озера — все это привлекает путешественников не меньше, чем танго и великолепная кухня Буэнос-Айреса. Есть в Аргентине и великолепное лазурное море, теплый ветер, ласковое солнце и горные пейзажи. Пуэрто-Мадрин в Патагонии — рай для дайверов. Здесь есть множество подводных парков, глубина погружения в которых достигает 60 м.Есть в Аргентине и горнолыжный туризм. Сан-Карлос-Де-Барилоче в Патагонии расположен в национальном парке Нахуэль Хуапи на высоте 1000 м. Здесь действует шестиместный кабинный подъемник, перепад высот от 1400 до 2388 м.

Преимущества Аргентины заключаются в богатых природных ресурсах, высоко грамотном населении, ориентированном на экспорт сельскохозяйственном секторе, и диверсифицированной промышленной базе. Будучи одной из богатейших стран 100 лет назад, в течение 20 века Аргентина испытывала многократные экономические кризисы, постоянные бюджетные дефициты и дефициты текущего счета, высокую инфляцию, возрастающий государственный долг, и отток капитала. Серьезное ухудшение экономики Аргентины, растущая государственная и внешняя задолженность, и беспрецедентный отток банковских вложений – все это привело в 2001 году к самому серьезному экономическому, социальному, и политическому кризису за всю бурную историю страны. Временно исполняющий обязанности президента Аргентины того времени, Адольфо Родригес Саа, объявил дефолт на внешний долг правительства (крупнейший на тот момент) в декабре того года, и сразу же ушел в отставку, спустя всего несколько дней с момента принятия должности. Его последователь, Эдуардо Дуальде, объявил в начале 2002 года о конце десятилетней привязке песо к доллару на уровне 1 к 1. Экономика рухнула в тот же год, с реальным ВВП на 18% меньшим, чем в 1998 году, и с почти 60% аргентинцами, живущими за чертой бедности. Реальный ВВП начал восстанавливаться, и расти в среднем на 8,5% ежегодно на протяжении последующих шести лет, благодаря ранее не использовавшимся промышленным мощностям и рабочей силе, сильной реструктуризации долга и снижению долгового бремени, отличным международным финансовым условиям, и экспансионистской денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике. Однако также увеличилась инфляция, уже во время правления Нестора Киршнера, который отреагировал тем, что ввел сдерживание цен на бизнес, а также налоги и ограничения на экспорт. Кристина Фернандес де Киршнер сменила своего мужа на посту президента в конце 2007 года, и стремительный экономический рост прошлых лет начал резко уменьшаться на следующий год, по мере того, как политика правительства сдерживала экспорт, и в мировой экономике началась рецессия. Экономика Аргентины в 2010 году значительно восстановилась от рецессии 2009 года, но начала уменьшаться с конца 2011 года, хотя правительство и продолжало экспансионистскую фискальную и монетарную политику, которая значительно уменьшала инфляцию. Правительство расширяло вмешательство государства в экономику на протяжении 2012 года. В мае 2012 года конгресс одобрил национализацию нефтяной компании YPF. Правительство расширило формальные и неформальные меры по ограничению импорта на протяжении того же года, включая меры по регистрации и предварительного одобрения всех импортируемых товаров. В июле 2012 года правительство еще больше усилило валютный контроль в попытке укрепить валютные резервы и остановить отток капитала. На протяжении 2013 года правительство продолжило экспансионистскую фискальную и монетарную политику, и контроль над импортом и иностранной валютой, чтобы ограничить отток валютных резервов Центрального банка, который, не смотря ни на что, все же уменьшился на 12 миллиардов долларов за год. ВВП вырос на 3%, а инфляция осталась на прежнем уровне в 25%, согласно частным исследованиям. В начале 2014 года правительство предприняло ряд более ортодоксальных экономических политик. Оно девальвировало песо на 20%, значительно ужесточило денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, и предприняло меры по восстановлению связей с международным финансовым сообществом, включая взаимодействие с ВМФ с целью улучшения экономических отчетных данных, и др.