Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие налоговой системы и системы налогов. Налоговая система. Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система представляет собой совокупность всех взимаемых в государстве налогов, а также формы и методы их определения, методы исчисления и налоговый контроль.

В целом, исходя из сущности налогов, можно определить налоговую политику государства как составную часть его экономической политики, направленную на формирование налоговой системы, которая должна обеспечивать равное экономическое развитие страны и её регионов, учитывая интересы налогоплательщиков и социально-экономическое положение страны.

Если говорить про аспекты налогообложения государства, то понятие «налоговая система» будет являться базовым при их определении. Как и любая другая система, налоговая система состоит из отдельных частей. Они объединены общими признаками, целями и задачами, а также в определённой степени связаны друг с другом. Важнейший её элемент, видимый в первую очередь - это совокупность взимаемых с юридических и физических лиц различных налогов, сборов, пошлин как инструмент как инструмент для выполнения различных бюджетных функций. Но налоговая система - это сложный механизм. Государство организовывает налоговые отношения своей политикой. Поэтому на налоговую систему очень сильно влияет компетенция в этих вопросах государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их работы (в идеале - чёткой и слаженной) вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, а так же методы их исчисления и сбора. Отдельным, но немаловажным элементом налоговой системы, основой её эффективности, являются налоговые органы страны, организующие и осуществляющие работу по контролю за точностью, правильностью

исчисления налогов и их своевременной уплате

Налоговая система - это один из главных элементов рыночной экономики. С помощью налоговой системы государство воздействует на социальное и экономическое развитие страны, ставит приоритеты развития для её регионов.

В государстве должна существовать концепция развития налогообложения, определяющая содержание и направление налоговой политики. Она необходима для выравнивания налогового бремени по регионам и социальным группам, обеспечения притока инвестиций и способствования экономическому росту.

Главная цель налоговой политики - это обеспечение различных бюджетов финансовыми ресурсами. Можно сказать, что стабильное пополнение бюджетных доходов - основа роста экономики, повышения уровня благосостояния населения, решения насущных проблем общества.

Налоговую систему, конкретные методы построения и взимания налогов (элементы налогообложения) определяют соответствующие законодательные акты государства. Элементы налогообложения включают:

1) Субъект налога, или налогоплательщик, то есть тот, кто должен платить налог. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.

2) Объект налогообложения - то, с которого налог начисляется

(прибыль, заработная плата, недвижимость и т.д.).

3) Источник налога - доход, используемый для уплаты налога.

4) Налоговая база - характеристика объекта налогообложения

(стоимостная, физическая или другая).

5) Налоговый период - период, в конце которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

6) Ставка налога - величина налагаемого налога на единицу измерения налоговой базы (например, денежная мера дохода, единица измерения продаваемого товара, единица земельной площади, и т.п.).

7) Порядок исчисления налога.

8) Порядок и сроки уплаты налога.

В настоящее время налоговая система страны должна отвечать следующим требованиям:

а) если доходы равны, они должны облагаться одинаково (в равных условиях их получения), если же условия разные, то с равных доходов должны взиматься разные налоги;

б) при равенстве получаемых доходов, на налогообложение не должны влиять вид деятельности (для граждан) и форма собственности (для предприятий);

в) должны умело комбинироваться различные способы налогообложения: подоходное, поимущественное и т.д.;

д) необходимо организовать систему налоговых льгот, дополняющую единую налоговую ставку. Льготы должны носить целевой и адресный характер, они должны действовать автоматически при выполнении указанных в законах условий.

Система налогообложения должна использовать накопленный страной опыт, и опираться на лучшие модели зарубежных стран, заимствовать подходящие принципы и модели.

Выделяются следующие принципы создания налоговых систем: принцип справедливости налогообложения; принцип определённости налогов (налогоплательщику должны быть понятны размер налогов, способ их исчисления и сроки уплаты); принцип удобства уплаты налогов; эффективность сбора налогов (недопустимо затрачивать непомерно большие суммы на сбор и обслуживание налоговой системы).

При определении справедливости налоговой системы можно рассмотреть следующие принципы:

1. Принцип горизонтального равенства налоговой системы. Оно обеспечивается в том случае, если налоговая система не дискриминирует людей (например, по вероисповеданию или национальности), и равные индивиды несут равную налоговую нагрузку. Естественно, в действительности одинаковых людей не существует. Поэтому необходимо определять, в каких случаях (при каких доходах, при каком образе жизни) люди могут считаться равными в вопросах налогообложения. При этом нужно учитывать социальные проблемы общества и необходимость перераспределения доходов.

2. Принцип вертикального равенства налоговой системы. Определенные категории налогоплательщиков, в зависимости от своих доходов или статуса, должны иметь больший или меньший уровень налоговых обязательств.

Есть и другая точка зрения на справедливость налогообложения. Утверждается, что номинальный уровень ставок может быть высоким, но должна присутствовать система льгот и дифференциаций в зависимости от получаемого дохода.

Однако в развитых странах в основном налоговые системы строятся на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Очень часто применяется и дифференциация налоговых ставок: как в прямой форме (например, прогрессивные ставки в зависимости от уровня доходов), так и в скрытой – через систему льгот и поощрений. Возможно применение обеих форм одновременно.

Так же в налоговой теории существует ряд частных принципов построения систем налогообложения. Он включает: принцип стабильности налогового законодательства, принцип обоснованности системы налоговых льгот, принцип однократности взимания налогов и др. В странах с федеративным типом государственного устройства особо необходим принцип единства налоговой системы: в общих чертах она должна быть едина на всей территории страны. Не должны формироваться индивидуальные налоговые политики для регионов, это нарушает целостность налогового пространства.

Все принципы построения налоговой системы существуют для эффективности налогообложения.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране и мире. В таком случае налоговую систему можно использовать как инструмент для активного и своевременного регулирования экономики. Классический пример такого применения налогообложения, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение последствий кризисов

Во время бурного подъёма экономики экономический рост сдерживается с помощью повышенного налогообложения, а в момент спада экономика стимулируется путем снижения налоговых ставок и предоставления различных льгот.

Если говорить о функциях налоговой системы, можно отметить, что ряд функций, которыми налоговая система обладает, происходит от объективных функций налогов. Прежде всего, разумеется, это фискальная функция. В различных источниках можно увидеть как упоминание фискальной функции как единственной, так и огромный список других функций. Это объясняется тем, что в настоящее время государство может с помощью налогов не только питать свой бюджет, но и в разных формах регулировать многие социально-экономические процессы. Упомянем основные функции.

1. Фискальная функция. Налоги обеспечивают доходы бюджетной системы страны и, естественно, эта их функция находится под особым вниманием и контролем со стороны государства. Его стремление к максимально возможному увеличению налоговых источников может привести к преобладанию важности фискальной функции в политике государства перед другими функциями и задачами налоговой политики.

2. Регулирующая функция. При помощи налогов и налоговой политики государство регулирует макроэкономические процессы, темпы экономического роста и прочее.

3. Распределительная функция. Через неё по стране распределяются и перераспределяются национальный доход, доходы физических и юридических лиц. Она может влиять так же на распределение капиталов и инвестиций.

4. Социальная функция. Включает в себя много аспектов. В странах, где социальная роль государства развита, за счёт налогов финансируются различные обязательства государства перед населением (например, здравоохранение, образование, пенсии и так далее). Работает через внутренние механизмы налоговых льгот и ставок (подоходного налога, налога на прибыль, НДС и прочих).

5. Стимулирующая функция (функция микроэкономического регулирования). Работает через систему льгот, поощрений, различные виды ставок (ограничивающие, заградительные) и другие элементы налоговой системы.

6. Контрольная функция. Без неё неисполнимы другие функции налогов. Защищает существование всей налоговой системы. Опираясь на закон и правовые механизмы, обеспечивает постоянство налоговых отношений между налогоплательщиками и государством.

Материал взят из книги Сравнительный анализ систем налогообложения в Японии и России (В.В. Сунцев)

Основные элементы налоговой системы

Инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему .

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

1) фискальная функция;

2) экономическая или регулирующая функция:

а) перераспределительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) учетная функция;

г) контрольная функция.

1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги - это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают следующие виды ставок налога:

а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1) По способу платежа

а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают следующие виды налогов:

а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

Транспортный налог;

Налог на имущество организаций (предприятий);

Налог на игорный бизнес.

в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

Налог на землю;

Налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

Налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

Местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог;

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

1) Принцип выгоды .

Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2) Принцип платежеспособности .

Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3) Однократность взимания налога.

С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

4) Обязательность уплаты налогов .

Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

6) Гибкость налоговой системы.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

Известный экономист Артур Лаффер (1940) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рисунок 3 – Кривая Лаффера

По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Если ставки налога снизить с «R b » до «R c », то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

Налоговая система - совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием посредством специальных органов.

В налоговую систему включают: их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный и т.д). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).

На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в страны.

Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции а также соблюдение валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt ). Превышение этого уровня (до t 1 ) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max ). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Смотрите также:

Экономика. П. САМУЭЛЬСОН. ЭКОНОМИКА. Том I. Тираж 25 000 экз.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
сайт/biznes-64/index.htm

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, необходимо определить основные элементы и характеристики налогов, рассмотреть их классификацию по группам.

t В зависимости от уровня взимания и распределения налогов они делятся на федеральные, региональные, местные.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и размеров имущества. Чем больше доход, тем больше величина налога. Прямые налоги выплачивают предприятия. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену или себестоимость продукции и оплачиваются потребителем.

По характеру использования выделяют общие и специальные налоги. Общие налоги платят все налогоплательщики, налоги поступают в казну государства. Специальные налоги платят те налогоплательщики, которые занимаются определённым видом деятельности, налоги поступают в специализированные фонды (поиск и разведка полезных ископаемых, охрана природы и др.).

По субъекту налогообложения - юридические лица и физические.

В зависимости от источников налогообложения налоги делятся на следующие группы: -

налоги, включаемые в себестоимость; -

налоги, включаемые в цену продукции; -

налоги, удерживаемые из дохода работника; -

налоги, уменьшающие финансовый результат; -

налоги, уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли; -

налоги, уплачиваемые за счёт чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Каждый налог имеет следующие характеристики:

субъект налогообложения - налогоплательщик;

объект налогообложения - экономическое основание, с наличием которого возникают обязанности по уплате налога (доходы, прибыль, имущество);

налоговая база - стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения (стоимость имущества, величина прибыли);

ставка налога - величина налога, определяемая в процентах (адвалорная) или в определённой сумме (специфическая);

налоговый период - момент времени, по окончании которого определяется налоговая база и сумма налога;

порядок и сроки уплаты налога - очередность, условия платежей, даты платежей.

В необходимых случаях могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы - это преимущества одних налогоплательщиков по сравнению с другими, возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере.

Еще по теме 10.2. Основные понятия налоговой системы:

  1. 21.4. Налоговая система понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы
  2. Глава 3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ