Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лариса Ивановна ВоронинаАудиторская деятельность: основы организации. Принципы аудита

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри­ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу­дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред­приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше­ний.

Актуальность курсовой работы заключена, прежде всего, в том, что коллективные собственники - ак­ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя­тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис­ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за­писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Цель работы – определиться в понятиях цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.

Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

К сожалению, в Законе недостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных терминов. Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения понятий «аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты принципы осуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих аудиту услуг, обозначен статус аудиторского заключения.

Целью аудита, как это определено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Хотелось бы обратить внимание на три момента.

Во-первых, законодательно значительно сужен объем аудита в части анализа степени соответствия деятельности общества действующему законодательству.

Если Временными правилами аудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, то теперь речь идет только об определении соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета.

Во-вторых, из определения целей аудита почему-то «исчез» критерий существенности.

Аудитор не проводит сплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка проводится выборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о том, что отчетность абсолютно достоверна.

Аудитор должен выразить мнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е. значительно влияющих на содержание отчетности, аспектах.

Для достижения цели проверки аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства, позволяющие с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:

1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации;

2) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

На основании изложенного можно сделать вывод, что:

во-первых , как уже говорилось, органы государственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являются основными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную часть аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;

во-вторых, объектом проверки со стороны аудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчета налоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамках проверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных с конкретным объектом.

§ 1.2. Понятие аудита

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность ат­тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономичес­кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи­нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти­ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи­ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

· единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

· единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицен­зий;

· единые и обязательные условия - аудит проводится независимы­ми субъектами.

§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности

Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) ауди­торской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуще­ствляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент ры­ночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, уча­стниками и собственниками имущества экономического субъекта, ре­альными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавца­ми, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, орга­нами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жиз­ни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспе­чивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее соста­вителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересован­ных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы мо­гут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановле­нию и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о дохо­дах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хо­зяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, бан­ковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению проверка достоверности отчетности прово­дится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:

Свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствую­щим субъектом;

Договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государ­ственных органов;

Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

Невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.


Глава 2. Цели и задачи аудита

Цель аудита определяется законодательством, системой норматив­ного регулирования аудиторской деятельности, договорными обяза­тельствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены до­статочные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие ауди­торской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы от­носительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта до­кументам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъек­та тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетнос­ти со стороны пользователей, заинтересованных в информации об эко­номическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффектив­ности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской орга­низации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не долж­но трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Целью проверки финансовых отчетов являются:

Подтверждение достоверности отчетов или констатация их недо­стоверности;

Контроль за соблюдением законодательства и нормативных доку­ментов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

Проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

Выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

§ 2.3. Достижение основной цели проверки

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации.

2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм.

3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании.

4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана.

6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены.

7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге.

8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.

Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:

Общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным по­требностям предприятия;

Обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;

Законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запа­сы являются собственностью предприятия;

Оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпа­дает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;

Классификация: товарно-материальные запасы правильно класси­фицированы как материалы, незавершенное производство и го­товая продукция;

Разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных за­пасов правильно разделена между двумя периодами;

Аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета то­варно-материальных запасов соответствуют приведенным в Глав­ной книге;

Раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

· проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

· помощь в организации бухгалтерского учета;

· помощь в восстановлении и ведении учета, составлен и к бухгал­терской (финансовой) отчетности;

· помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

· консультирование по отдельным вопросам ведения учета и со­ставления отчетности;

· экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятель­ности;

· консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и эколо­гическое консультирование и др.;

· разработка учредительных документов и др.;

· предоставление информации о будущих партнерах; | информационное обслуживание клиентов;

· другие услуги.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются так же формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Глава 3. Принципы проведения аудита

1. независимость;

2. честность;

3. объективность;

4. профессиональную компетентность;

5. добросовестность;

6. конфиденциальность;

7. профессиональное поведение.

Рассмотрим, как реализуются в нормах Закона такие важнейшие принципы аудиторской деятельности, как независимость и конфиденциальность.

§ 3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки

Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

Гарантии реализации данного принципа заложены в следующих нормах Закона:

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, состоящих с аудитором в близком родстве или свойстве, либо в отношении организаций, должностные лица которых находятся в аналогичном положении;

· аудит не может осуществляться при наличии имущественной зависимости

· между аудитором и аудируемым;

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, которым в течение трех предшествующих проверке лет оказывались услуги по восстановлению (ведению) бухгалтерского учета и/или составлению финансовой отчетности;

· порядок выплаты и размер вознаграждения аудитора определяются договором и не могут зависеть от характера сделанных аудитором по результатам проверки выводов и от вида мнения аудитора;

· в ходе проверки аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме имеющуюся документацию, получать всю необходимую информацию от руководства, проверяемого субъекта.

Этому праву корреспондирует обязанность должностных лиц аудируемой организации не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проверке, а также обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать аудиторов необходимыми им для осуществления профессиональной деятельности документами и информацией.

В отношении гарантий реализации принципа конфиденциальности в новом Законе не все однозначно.

С одной стороны впервые законодательное закрепление получило понятие «аудиторская тайна». В соответствии со ст. 8 Закона аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций, которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

С другой стороны формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами» достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения информации от аудиторов органами государственной власти в рамках осуществления последними своих полномочий.

В связи с этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг. В соответствии со ст. 14 систему проверки качества работы внешними проверяющими устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, правда, только в отношении участников этих объединений. Здесь и начинаются основные вопросы.

Во-первых, критерии качества в настоящее время не определены. Действующие до вступления в силу Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности соблюдали далеко не все фирмы, а если и соблюдали, то трактовали зачастую по-разному. Даже крупные аудиторские фирмы, разрабатывающие на основе российских и/или международных свои внутренние стандарты, не всегда совпадали друг с другом в методах и приемах проведения проверки, что исключает на сегодняшний день наличие абсолютно одинаковых подходов к аудиту.

К тому же российские стандарты имели не вполне определенный правовой статус. С выходом Закона судьба стандартов вообще становится непонятной.

В соответствии со ст. 22 Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности становятся обязательными только через год. Будут ли эти стандарты тождественны ныне существующим, или они будут ориентированы на международные стандарты аудита, неизвестно. Во всяком случае, формальные критерии определения качества работ в течение года будут отсутствовать.

Во-вторых, контроль качества аудита предполагает достаточно глубокий анализ документов, в том числе документов клиента и внутренних документов, составленных специалистами фирмы по результатам проведенных проверок.

Это означает, что информация может поступать к проверяющим в полном объеме. Каким образом они будут ею впоследствии распоряжаться, и удастся ли исключить случаи злоупотреблений?

В-третьих, возможность делегирования государственным органом полномочий по осуществлению контроля качества аудита профессиональным аудиторским организациям представляется сомнительной в принципе. Конечно, лица, вступившие в такую организацию, могут, а иногда и обязаны соблюдать критерии качества, принятые в организации. Однако контроль за соблюдением этих критериев остается, по сути, внутренним контролем, действующим в рамках ассоциации. Ни о какой подмене государственного контроля речь не идет. Это и понятно, ведь наделенные полномочиями органов государственного контроля проверяющие из фирм-конкурентов могут просто воспользоваться полученной информацией, идеями, технологиями в своей дальнейшей деятельности.

При этом вовсе не обязательно эту информацию разглашать. Предоставляя право делегирования государственному органу своих контрольных полномочий, Закон фактически противоречит сам себе, так как п. 4 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности предусматривается возможность предоставления документов, содержащих сведения об операциях лиц, которым оказывались профессиональные услуги, исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти.

§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита

Следующие принципы аудита, связанные с аудиторской деятельностью, включают:

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательно­сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само­стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна­ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про­фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква­лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготов­ленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздержи­ваться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует со­блюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на доб­ровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного кон­троля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

Заключение

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.

1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000

2. Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000.

3. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000

4. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000 С. 38

Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 93

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 9 августа 2001 г №129 – Ф3

Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, полноты, конфиденциальности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и условия, позволяющие считать, что аудитор не является зависимым, регламентируются Законом об аудите. В его статье 12 закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве.

Принцип полноты выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов экономического субъекта для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудит может быть внешним или внутренним . Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.


Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной . Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда;

форма собственности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в пункте "3". Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей проводится и в иных случаях, если он предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключение договора о проведении аудита должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка в отношении лиц, в документации которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, должна проводиться организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным лицам, и которые имеют полученный в установленном порядке доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

За уклонение аудируемого лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него в судебном порядке налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Виды аудита

№ пп. Критерии Виды

1. По отношению к пользователям информации 1. Внешний

2. Внутренний

2. По отношению к требованиям законодательства 1. Обязательный

2. Инициативный

3. По объектам аудита 1. Банковский

2. Аудит страховых организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

5. Государственный

4. По назначению 1. Аудит финансовой отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной деятельности

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

5. По времени осуществления 1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

6. По характеру проверки 1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся на риске

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

Вопросы и задания для самопроверки и собеседования

1. Что означает слово «аудит»?

2. Какая страна считается родиной аудита и почему?

3. Чем вызвано появление аудита?

4. В силу каких причин аудит получил наибольшее развитие в XIX–XX вв.?

5. Назовите этапы развития аудита. Дайте их краткую характеристику.

6. Кто ввел звание аудитора в России?

7. Какие особенности отличали должность аудитора в России -XIX вв.?

8. Охарактеризуйте этапы становления аудита в России в XX в.

9. Какова отличительная особенность создания аудита в России?

10. Что такое «большая четверка»?

11. Когда в России был принят первый нормативный документ, регулирующий аудиторскую деятельность?

12. Назовите три главных принципа аудита.

13. Какие группы фирм работают в настоящее время на российском рынке аудиторских услуг?

14. Как подразделяются бухгалтерия и аудит на Западе?

15. Какие основные функции выполняет современный аудит?

16. По каким признакам классифицируют аудит?

17. В чем отличие обязательного аудита от инициативного?

18. В чем основное отличие внутреннего аудита от внешнего?

19. В чем проявляется сходство между внутренним и внешним аудитом?

20. Что такое управленческий аудит?

21. Какова цель финансового (внешнего) аудита?

22. Как подразделяется аудит по сфере деятельности субъекта?

23. В чем отличие первоначального аудита от согласованного?

24. Назовите основные виды сопутствующих аудиту услуг.

25. Какой комплекс услуг могут оказывать аудиторские фирмы по постановке бухгалтерского учета?

26. В каких случаях организации пользуются аудиторской услугой по ведению учета?

27. Что понимается под таким видом аудиторских услуг, как подготовка бухгалтерского персонала?

28. С какими видами сопутствующих аудиту услуг связана автоматизация бухгалтерского учета?

29. Перечислите основные направления работы МФБ на ближайшие годы.

30. Назовите и кратко охарактеризуйте новые международные образовательные стандарты.

Глава 2
Принципы аудиторской деятельности. Стандарты аудита

В данной главе рассмотрены основные принципы аудита и принятые в международной практике стандарты действий аудиторов в процессе подготовки и проведения аудиторской проверки. Ознакомление с этими принципами и стандартами позволит разобраться в основных проблемах аудиторской деятельности и понять, каковы возможные пути их разрешения.

Прочитав эту главу, вы сможете:

Понять значение стандартизации в аудиторской деятельности;

Объяснить, какая организация и с какой целью занимается разработкой международных аудиторских стандартов;

Разобраться в общепринятой классификации аудиторских стандартов;

Указать структуру и содержание разрабатываемых в Российской Федерации национальных стандартов аудита;

Сопоставить международные аудиторские стандарты с национальными федеральными правилами (стандартами) аудита, принятыми в России;

Проанализировать связь системы аудиторских стандартов с существующей системой нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2.1. Основные принципы аудита

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

2.2. Аудиторские стандарты, их значение и необходимость унификации

С развитием транснациональных корпораций, интеграцией и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась потребность в унификации аудита в международном масштабе, так как проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций, в том числе МФБ. В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practicies Commitee – IAPC ), действующий на правах постоянного автономного комитета.

МСА, которые издает КМАП, преследуют две цели:

1) способствовать развитию профессии аудитора в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Создают общественный имидж профессии;

Устраняют контроль со стороны государства;

Помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2.3. Деятельность Комитета по международной аудиторской практике в области разработки стандартов аудита

КМАП является постоянным органом Совета МФБ, состоящего из 13 стран и 4 организаций.

В настоящее время Совет включает представителей бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Иордании, Кореи, Нидерландов, Южной Африки, Объединенного королевства Великобритании, США, а также представителей Северной федерации государственных бухгалтеров, Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков и др.

Члены КМАП назначаются соответствующими организациями – членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. А для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП. Необходимую информацию можно запрашивать из других организаций.

На КМАП возложена обязанность выпуска по поручению Совета МФБ МСА и сопутствующих услуг, а также положений о международной аудиторской практике (ПМАП). ПМАП разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Они не имеют силы стандартов.

Опишем этапы разработки МСА и положений о международной аудиторской практике (ПМАП).

1. КМАП делегирует подкомитету ответственность за составление конкретного проекта стандарта или положения. Методика работы КМАП заключается в отборе определенных тем, предназначенных для подробного изучения подкомитетами, созданными специально для этой цели.

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию, представленную в виде положений, рекомендаций, исследований, а также материалов или проектов стандартов, опубликованных организациями – членами МФБ, региональными и иными организациями.

3. Разработка проекта стандарта или положения, который затем представляется для обсуждения в КМАП.

4. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП проект стандарта или положения представляется на рассмотрение всем организациям – членам МФБ, а также международным организациям, заинтересованным в его принятии.

5. Комментарии и предложения по проекту рассматриваются соответствующим подкомитетом с последующей передачей КМАП, после чего в проект вносятся необходимые изменения.

6. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП документ выпускается как окончательный норматив аудита.

В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных стандартов в соответствии с установленной практикой. Такое регулирование возможно путем принятия национальных стандартов, инструкций и положений, издаваемых законодательными органами. Например, в некоторых странах (Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки национальных стандартов аудита .

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), МСА могут восприниматься в качестве национальных. В помощь странам – членам МФБ, которые хотят принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления. Примерный текст заявления может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.

В наиболее экономически развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению, но не превалируют над национальными.

Внутрифирменные стандарты аудита базируются, как правило, на национальных стандартах, детализируя их. Например, фирма «Делойт энд Туш» выработала стандарты по оплате аудита и сопутствующих услуг, которая несколько ниже, чем по стандартам, используемым конкурирующими аудиторскими фирмами.

Таким образом, стандарты аудита разделяются следующим образом:

1) международные;

2) национальные;

3) внутрифирменные.

2.4. Система международных стандартов аудита

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты – это определенные требования:

К самому аудитору;

Процессу аудита;

Аудиторскому заключению.

Система МСА состоит из девяти взаимозависимых последовательных разделов:

1. Введение

2. Обязанности

3. Планирование

4. Система внутреннего контроля

5. Аудиторские доказательства

6. Использование результатов работы третьих лиц

7. Аудиторские выводы и заключения

8. Специальные области аудита

9. Сопутствующие услуги.

В данной системе можно также выделить укрупненную группировку, представленную в табл. 2.

Таблица 2

Система МСА



I. Общие стандарты характеризуют требования, которым должны соответствовать квалификация и личностные качества аудитора.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую техническую подготовку и квалификацию аудитора (компетентность ).

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой (независимость ).

3. При проведении проверки и составлении отчета необходимо подходить к этому с должной профессиональной тщательностью, вниманием и объективностью .

II. Рабочие стандарты (проведения аудита).

4. Работа должна быть достаточно хорошо спланирована , и за вспомогательным персоналом, если он есть, должен осуществляться надлежащий контроль .

5. Должна быть проведена надлежащая оценка существующей системы внутреннего контроля , чтобы установить, можно ли на нее полагаться, и определить на основе этого объем проверок.

6. Должны быть получены достаточно компетентно представленные материалы, используемые в качестве доказательств , путем:

Обследования;

Проверки;

Наблюдения;

Инспекции;

Опросов и подтверждений;

Математических расчетов и анализа – для обоснования заключения по проверяемым финансовым отчетам.

III. Стандарты отчетности – правила, касающиеся отчетов по результатам аудиторской проверки.

7. В своем отчете аудитор должен указать, какие именно финансовые отчеты проверялись, определить, соответствуют ли они общепринятым правилам бухгалтерского учета.

8. Аудитор должен указать, соблюдались ли правила ведения учета в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом.

9. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными , если в аудиторском отчете не сказано другое.

10. Отчет аудитора должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудитором проверки и заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.

Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и клиента возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

IV. Специфические стандарты – стандарты, используемые при осуществлении услуг, сопутствующих аудиту.

Стандарты аудита не содержат детализированных инструкций их применения и определяют в основном направления, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора. Эти стандарты рассчитаны на высокий профессиональный уровень, компетентность и самостоятельность аудиторов.

В конце каждого МСА приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные при аудите деятельности государственных учреждений случаи, требующие пояснения или дополнения. МСА, в которых такого раздела нет, применяются к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Принципы аудита относятся к этическим требованиям и поэтому включены в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики бухгалтеров (Кодекс СМСЭБ), относятся к проведению аудита финансовой отчетности, в совокупности с более строгими требованиями национального законодательства каждой страны.

Кодекс СМСЭБ устанавливает основополагающие принципы профессиональной этики, к которым (также согласно МСА 200) относятся, наряду с принципом независимости:

  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная квалификация и должная забота;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение (рис. 1.3).

При проведении аудита общественный интерес состоит в том, чтобы аудитор был независим от организации, которую он проверяет. Независимость предполагает как независимость мышления, так и независимость в публичных действиях. Независимость аудитора от аудируемой организации обеспечивает аудитору возможность сформировать аудиторское мнение, не подвергаясь стороннему влиянию, которое могло бы скомпрометировать это мнение. Независимость повышает способность аудитора действовать честно, быть объективным и поддерживать состояние профессионального скептицизма.

Профессиональный скептицизм включает поддержание бдительности в отношении, например:

  • аудиторских доказательств, которые противоречат другим собранным аудиторским доказательствам;
  • информации, которая ставит под вопрос надежность документов и ответов на запросы, которые предполагается использовать в качестве аудиторских доказательств;
  • обстоятельств, которые могут указывать на возможные недобросовестные действия;
  • обстоятельств, которые предполагают необходимость проведения дополнительных аудиторских процедур помимо предусмотренных Международными стандартами аудита.

Соблюдение принципов аудита необходимо прежде всего потому, что это поддерживает доверие к профессии аудитора в глазах делового сообщества и общественности в целом. Кроме того, это один

Рис. 1.3.

из факторов обеспечения безубыточности деятельности самой аудиторской организации.

Принцип независимости аудиторов и аудиторских организаций является настолько важным, что особо регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Он также зафиксирован в определении понятия «аудит». Принцип независимости рассматривается «Кодексом профессиональной этики аудиторов» и особо регламентируется «Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций в РФ».

Независимость предполагает полное отсутствие интересов аудиторов в деятельности аудируемого лица. На практике аудиторские организации обязаны осуществлять жесткий контроль за соблюдением этого принципа. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии установления независимости регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности. В соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций понятие независимости аудитора подразумевает независимость мышления и поведения.

Под независимостью мышления понимается такой образ мышления, который позволяет аудитору, во-первых, выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и, во-вторых, действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм.

Независимость поведения предполагает такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, значимых настолько, что позволяют разумному и хорошо информированному третьему лицу, рассматривающему все факты и обстоятельства, обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора скомпрометированы.

Употребление понятия «независимость» без наполнения его конкретным содержанием может привести к его неправильному пониманию. Данное понятие не означает, что лицо, выносящее профессиональное суждение, должно быть полностью свободно от всех экономических, финансовых и прочих связей. Это невозможно, поскольку все члены общества связаны взаимными отношениями друг с другом. Следовательно, существенность экономических, финансовых и прочих отношений следует оценивать в свете того, что именно разумное и информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, обоснованно сочло бы неприемлемым.

Отдельные обстоятельства работы аудитора или их совокупность могут создавать угрозы независимости. Однако предусмотреть и описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости, и определить все уместные меры предосторожности невозможно. Поэтому «Кодекс профессиональной этики аудиторов» и «Правила независимости...» устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости.

Концептуальный подход к соблюдению требований к независимости заключается в том, что аудитор должен выявлять угрозы независимости, оценивать их значимость, предпринимать меры предосторожности. Он применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы независимости, и не позволяет аудитору рассматривать ту или иную ситуацию в качестве приемлемой только потому, что она прямо не определена «Кодексом профессиональной этики аудиторов» и «Правилами независимости...» как недопустимая.

Принимая решение о том, следует ли принимать задание или продолжать его либо может ли определенное лицо быть участником аудиторской группы, аудиторская организация должна выявить угрозы независимости и оценить их. В случае когда оценка угроз независимости окажется выше приемлемого уровня и решение касается принятия задания или включения в аудиторскую группу определенного лица, аудиторская организация должна определить, могут ли меры предосторожности устранить угрозы независимости или свести их до приемлемого уровня. В случае когда решение касается продолжения задания, аудиторская организация должна определить, могут ли принятые меры предосторожности быть эффективными для устранения угроз независимости или свести их до приемлемого уровня, или должны быть приняты другие меры предосторожности, или выполнение задания следует прекратить.

Когда в ходе выполнения задания становится известной новая информация об угрозе независимости, аудиторская организация должна оценить значимость такой угрозы в соответствии с концептуальным подходом.

В случае когда аудитор устанавливает, что надлежащие меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня не могут быть приняты или их вообще не существует, аудитор должен устранить обстоятельства или взаимоотношения, создающие угрозу независимости, либо отказаться от задания на этапе его принятия или прекратить выполнение задания. При следовании концептуальному подходу аудитор должен руководствоваться своим профессиональным суждением. При оценке значимости угроз независимости аудитор должен принимать во внимание количественные и качественные факторы.

В практике аудиторской работы встречается множество ситуаций и сочетаний обстоятельств. Соответственно, возникает множество угроз независимости, для которых необходимы адекватные меры противодействия. Изменение характера задания по проверке также требует применения различных мер предосторожности. Аудиторским организациям и рабочим группам аудиторов следует выявлять, оценивать и реагировать на угрозы независимости, а не просто выполнять установленный набор правил, которые могут иметь условный характер. Такая концепция применения принципа независимости в аудиторской деятельности отвечает интересам общества.

В соответствии с «Кодексом профессиональной этики аудиторов» в РФ принцип честности подразумевает, что аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Честность также предполагает справедливое ведение дел аудитором и его правдивость.

Аудитор не должен намеренно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

  • они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;
  • они содержат утверждения или данные, подготовленные небрежно;
  • в них пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить пользователей в заблуждение.

В тех случаях, когда аудитору становится известно о существовании такой связи с документами и информацией, ему необходимо принять меры для устранения такой связи.

Принцип объективности предполагает, что аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов или какие-либо лица влияли на объективность его суждений. Поскольку у аудитора могут возникать ситуации, в которых может создаваться угроза его объективности, аудитору следует избегать отношений, которые способны исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная квалификация и должная забота предполагают, что аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современного законодательства. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать добросовестно и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного профессионального суждения в процессе предоставления такой услуги. Обеспечение профессиональной компетентности включает два самостоятельных этапа:

  • достижение должного уровня профессиональной компетентности;
  • поддержание профессиональной компетентности на должном

Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и отраслевых достижений. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие аудитору компетентно работать в профессиональной среде.

Аудиторские фирмы, как правило, заинтересованы в том, чтобы их сотрудники отвечали требованиям профессиональной компетентности, и поэтому организуют их обучение по специальным программам в области бухгалтерского учета, а также проводят профессиональные тренинги (в частности, в области управления рисками). Аудиторы обязаны ежегодно повышать квалификацию в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Под добросовестностью понимается обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями аудиторского задания внимательно, тщательно и своевременно. Аудитор должен предпринимать разумные меры, для того чтобы лица, работающие под его началом, обладали необходимой подготовкой и обеспечивались должным руководством.

При необходимости аудитор должен ставить клиентов, аудиторские организации или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам.

Конфиденциальность означает, что аудитор должен обеспечить неразглашение информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность даже вне профессиональной среды и помнить о возможности непреднамеренного разглашения информации лицам, с которыми он находится в тесных деловых отношениях или близком родстве.

Требование конфиденциальности распространяется и на информацию, раскрытую аудитору потенциальным клиентом или работодателем. Конфиденциальность информации также должна соблюдаться аудитором внутри аудиторской организации. Конфиденциальность имеет силу даже после окончания отношений между аудитором и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт, однако не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений.

Аудитор должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию либо такое раскрытие может быть уместным в следующих обстоятельствах:

  • раскрытие разрешено законодательством и (или) санкционировано клиентом;
  • раскрытие требуется законодательством, например:
    • - при подготовке документов или представлении доказательств в иной форме в ходе судебного разбирательства;
    • - при сообщении ставших известными аудитору фактов нарушения закона уполномоченным государственным органам;
  • раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):
  • - при внешней проверке качества работы, проводимой саморегу-лируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченным федеральным органом по контролю;
  • - при ответе на запрос (или в ходе расследования) саморегули-руемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченного государственного органа;
  • - при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства.

При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор должен учитывать:

  • будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или аудиторской организации на раскрытие информации;
  • является ли соответствующая информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место неподтвержденные факты, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения, в каком виде раскрывать информацию (если ее необходимо раскрывать);
  • характер предполагаемого сообщения и стороны, которым планируется передача информации;
  • являются ли стороны, которым планируется передача информации, надлежащими получателями информации.

Соблюдение конфиденциальности поддерживается в международных аудиторских компаниях с помощью выработанной системы обучения персонала работе с клиентскими и корпоративными данными. Например, в крупных аудиторских компаниях существуют документы и комплексы тренингов, относящиеся к корпоративной политике защиты информации. Эта политика касается как защиты персональных компьютеров от несанкционированного доступа, создания и хранения паролей, так и правил написания сообщений, отправляемых по электронной почте. Контроль надлежащего следования принципу конфиденциальности достигается с помощью системы управления рисками, ведущей постоянный мониторинг коммуникаций аудиторов и других профессиональных сотрудников фирмы.

Помимо соблюдения принципа конфиденциальности, важно проявление профессионального скептицизма при работе с клиентом. Это означает понимание того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица может содержать значительные искажения и критическую оценку информации, предоставляемой руководством аудируемого лица. Не следует считать, что руководство аудируемого лица ведет себя нечестно, но и не стоит безоговорочно полагаться на его честность и добропорядочность.

Принцип профессионального поведения означает, что аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют профессию либо могут быть расценены как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии.

При предложении и продвижении своей кандидатуры и своих услуг аудитор также не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не преувеличивать уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт. Кроме того, он не должен пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.

Таким образом, проведение любой аудиторской процедуры подразумевает следование определенной цели и решению соответствующих задач. При этом деятельность аудитора немыслима без соблюдения принципов аудита. Принципы проведения аудита согласуются с выработанными в общественном мнении представлениями о человеческой порядочности в широком смысле. Для аудитора соблюдение этих принципов имеет определяющее значение. Без их надлежащего соблюдения аудитор рискует утратить деловую репутацию и возможность заниматься аудиторской деятельностью. Именно поэтому вопросам профессиональной этики аудиторов уделяется большое внимание как в научной и аналитической литературе, так и в организации работы аудиторов.