Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В чем заключается аудиторская проверка. Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита. Виды и цель аудиторской проверки

Для того, чтобы подтвердить достоверность сведений, которые субъект бизнеса указал в своей годовой отчетности, могут привлекаться эксперты со стороны. Они, после изучения всех сведений бухгалтерского учета, выражают свое независимое мнение. Такого рода проверку отчетности может заказать как сама организация, так и внешние пользователи (собственники, кредиторы и т. д.). Она носит название аудиторская проверка.

Аудиторская проверка - это процедура выполнения независимой сторонней оценки сведений финансово-экономической деятельности компании, источником которой служат данные, содержащиеся в бухгалтерских документах субъекта бизнеса.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в несколько этапов. Сначала ответственные лица выполняют сбор информации, затем проводят ее всесторонний анализ, после чего дают свою оценку. Главным результатом аудиторской проверки является выражения мнения, насколько данным из итоговой бухгалтерской отчетности организации можно верить.

Внимание! Логическим итогом проверки является аудиторское заключение. Это документ, который содержит итоговый результат процедуры - мнение о достоверности сведений в отчете, либо нет.

На основе того, кто определяет необходимость выполнить аудит, его можно разделить на несколько видов:

  • Обязательный аудит. Его проводят ежегодно на основании требований, закрепленных в законе. Кроме этого, проведение обязательного аудита может обуславливаться вынесенным решением судебного органа. Такого рода проверка может выполняться только компаниями, которые имеют аккредитацию на выполнение указанной процедуры. Во время выполнения процедуры аудита, ответственные лица придерживаются установленных для этого случая стандартов.
  • Инициативный аудит. Его выполняют на основании желания администрации компании. Его объем также устанавливается руководством. Обычно, целью инициативного аудита является оказание консультационных услуг в области бухгалтерского учета.

С какой целью проводится

Главной целью для проведения аудиторской процедуры является определение, насколько можно доверять сведениям, указанным в годовой отчетности организации.

Такое желание связано с тем, что в современном мире информация является одним из ценнейших ресурсов. Ведь именно она будет позволять правильно и в нужный момент принимать верные управленческие решения.

Таким образом, основными причинами для выполнения аудиторской проверки являются:

  • Установить правильность и точность сведений, которые указаны в годовой отчетности компании;
  • Определить нарушения в области ведения учета для их дальнейшего устранения;
  • Обладать финансовой информацией с достаточно высокой степенью достоверности.

Помимо этого, для самой компании исполнение аудиторской проверки является выгодным. Положительное заключение будет для партнеров дополнительным показателем, что компания выступает как надежный субъект бизнеса.

Кто должен проводить обязательный аудит

Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.

По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:

  • Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
  • Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
  • По состоянию ценных бумаг - если они находятся на мировом рынке;
  • По объему полученного за год дохода - если он превысит 400 миллионов рублей;
  • По размеру валюты баланса на окончание периода - если она превысит 60 миллионов рублей;
  • Раскрытие сводной отчетности - если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.

Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.

Международные стандарты аудита

Во время выполнения процедуры по проверке отчетности клиента, аудиторские компании должны руководствоваться не только принятыми в России стандартами деятельности, но также и международными правилами.

Международные стандарты аудита (МСА) – это правила проведения аудиторской проверки, которые были составлены и введены в действие Международной федерацией бухгалтеров. Они имеют свою силу по всему миру. Все российские стандарты создаются на основе международных.

Внутренний аудит - это проверка деятельности предприятия изнутри, то есть регламентированная внутренними документами и проводимая своими работниками. Определение всем известно и понятно. Тем не менее на практике с этим явлением сталкивались не многие. Ведь организация внутреннего аудита процесс трудоемкий и недешевый: нужно принять на работу новых специалистов или перевести на эту работу уже имеющихся, спланировать и организовать сам процесс аудита и многое-многое другое. Мария Колесникова , главный бухгалтер Группы Компаний «СофтБаланс», поделилась своим личным опытом построения системы внутреннего аудита.

Зачем проводить аудит бухгалтерского учета? Он позволяет выявить подчас фатальные ошибки в ведении учета — до того, как их обнаружат налоговые органы. Именно поэтому регулярной ревизии данных стоит уделять особенно пристальное внимание: беспристрастная проверка, проведенная вовремя, может спасти жизнь вашему бизнесу. Не удивительно, что аудит возник приблизительно в то же время, что и денежные отношения.

Услуги внешнего аудита влекут за собой дополнительные расходы и не всегда гарантируют стопроцентный результат. Судите сами: во-первых, из-за больших затрат не все компании в состоянии регулярно привлекать аудиторов для проведения проверки. А, во-вторых, приглашенные независимые ревизоры не смогут заметить все нюансы вашей бухгалтерии, поскольку не знают ни ее проблемных мест, ни специфики работы предприятия.

Горизонтальная проверка против вертикальной

Наш метод основан на горизонтальной ротации кадров, описанной в теории управления персоналом. Мы не стали применять этот механизм ко всей работе бухгалтерии, но использовали его точечно - только в части проведения внутреннего аудита.

Суть метода предельно проста: внутренний аудит перекрестно проводят линейные сотрудники, ответственные за отдельные участки учета (см. рис. 1). Раньше проверкой всей документации занимался главный бухгалтер. Теперь это делают либо линейные сотрудники, либо бухгалтеры, ведущие юрлица, входящие в группу компаний: раз в год проверяют работу своего коллеги, а затем представляют заключение главному бухгалтеру или руководству.

Рис. 1. Схема организации внутреннего аудита

Другими словами, бухгалтера обмениваются результатами своей работы и проверяют, насколько корректно коллега ведет учет, и не содержат ли его документы методологические ошибки. Первая проверка по новому методу заняла в «СофтБалансе» две недели. И это при том, что были охвачены абсолютно все участки учета.

Чтобы полнее представить себе все достоинства горизонтального метода, рассмотрим, что происходит, если вы используете стандартную иерархическую структуру бухгалтерии. В этом случае главный бухгалтер либо его заместитель должен рассредоточить свое внимание на все участки учета. Между тем, никто не освобождает его от основного стандартного объема работы. Что приводит к классической проблеме: хронической нехватке времени для качественной проверки своих подчиненных.

Не очень комфортно в профессиональном отношении чувствуют себя и другие бухгалтеры, которым изо дня в день приходится решать рутинные однообразные задачи. Что лишает их возможности профессионально расти. Из этого вытекает следующая проблема: бухгалтеры не могут друг друга заменить в случае необходимости, поскольку они компетентны лишь в пределах своего участка работы.

Механизм внутреннего аудита

Нет никакого жесткого регламента проведения внутреннего аудита: объем и содержание работ каждая компания выбирает самостоятельно, основываясь либо на приоритетных направлениях, либо на собственной интуиции. В рамках интуитивного подхода вы более пристально проверяете те участки, где, как подсказывает вам опыт, возможны ошибки.

Таким образом, схем проведения внутреннего аудита может быть несколько. Предлагаем вам три варианта:

  • проверить каждый счет выборочно (некоторые операции или не весь период) — схема, аналогичная той, которую используют аудиторы;
  • проверить какой-то один, вызывающий наибольшие сомнения, участок;
  • сконцентрировать свое внимание на расходах по налогу на прибыль. Как правило, именно их в первую очередь проверяет налоговая инспекция.

Результаты

Внутренняя горизонтальная проверка позволила нам ответить на вопросы, которые раньше нам казались неразрешимыми. К примеру, мы долго не могли понять, откуда берется убыток в отчетности организации, которая входит в состав группы компаний «СофтБаланс». В результате проверки выяснилось, что бухгалтер формирует резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете по правилам налогового. Вследствие чего в резерв попадает астрономическая сумма, которую по правилам бухучета пока нельзя признать сомнительным долгом. Именно эта сумма давала убыток.

Другой плюс перекрестной проверки - проверяющие, как правило, используют другие, непривычные для проверяемых формы отчетов. И эти формы дают больше возможностей для контроля. К примеру, Анализ счетов 62-76 дал возможность более точно проверить НДС с авансов (см. рис. 2). Впоследствии эту форму стала использовать в работе и проверяемый бухгалтер.

Рис. 2. Отчет, который использовал проверяющий

Преимущества перекрестной проверки

С точки зрения внутреннего контроля:

  • большой объем проверенных данных;
  • отсутствие дополнительных затрат, поскольку не нужно нанимать сторонних специалистов;
  • точный и глубокий подход к аудиту, поскольку штатные сотрудники досконально знают специфику бухгалтерии предприятия и понимают, что конкретно проверять в документах коллег в первую очередь.

Возможно, в первый раз эта задача может показаться слишком трудоемкой, однако если проводить мини-аудиты, к примеру, ежеквартально, то проверять коллег будет все проще, а времени будет уходить все меньше. К тому же для проверяемых будет дополнительный стимул привести все дела в порядок к определенному сроку.

С точки зрения профессионального роста плюсы горизонтальной проверки не менее очевидны: проверяя своего коллегу, бухгалтер полностью погружается в его работу и таким образом осваивает новый участок учета. Так, ваши сотрудники «прокачивают» свои профессиональные навыки и становятся взаимозаменяемы.

Особенно отметим, что наш метод не просто эффективен сам по себе — он позволяет посмотреть на привычную процедуру аудита свежим взглядом, чтобы открыть новые возможности автоматизации каждого участка бухгалтерского учета.

Группа компаний «СофтБаланс»

  • инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством голосов) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях проведение аудита обязательно .

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • создание резерва по сомнительным долгам по займам;
  • отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
  • отражение в бухучете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • хранение документов бухучета;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • мнение с оговоркой;
  • отказ от выражения мнения;
  • отрицательное мнение.

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение. Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени ?

Да, можно.

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков. Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Инициативный аудит представляет собой проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности фирмы по договору с аудиторской компанией. При этом объемы проверки могут варьироваться от всей системы учета и отчетности до его отдельной части. Наиболее важная цель инициативного для фирмы – возможность прогнозирования банкротства.

Основной принцип проведения аудиторской проверки – это определение соотношения между затратами и результатом. Необходимо заранее согласовать с предприятием объем работ, сроки выполнения проверки, а также способ предоставления сведения о деятельности фирмы. В некоторых случаях аудиторы выезжают непосредственно на предприятие, иногда фирма самостоятельно представляет данные.

Аудиторская проверка начинается с обзора отчетности предприятия, осуществления подготовки к проведению аудита. При этом рассчитывается стоимость затрат, а также оценка риска аудитора при проверке.

Далее проводятся непосредственно аудиторские процедуры, с помощью которых определяется соответствие системе внутреннего контроля фирмы требуемым нормам. После чего составляется аудиторское заключение, а затем оно передается руководителю фирмы. При этом указываются нарушения, выявленные в ходе проверки, и рассчитывается уровень достоверности представленной отчетности.

Как провести проверку на предприятии – вопрос, который волнует не только государственные органы, проводящие проверку, но и руководителей предприятий. Проверка на предприятии проводится строго в соответствии с действующим законодательством и имеет некоторые особенности.

Инструкция

Проверка должны проводиться только в присутствии или его уполномоченного . Однако при этом есть исчерпывающий перечень проверок, где присутствие руководителя не обязательно. Это:- Оперативно-розыскные мероприятия при следствии;
- Оперативно-розыскные мероприятия при дознания;
- Оперативно-розыскные мероприятия при проведении административных и других расследований;
- Банковский и валютный контроль;
- Налоговый контроль;
- Контроль за соблюдением норм законодательства о противодействии легализации доходов, которые получены незаконным способом;
- Другие проверки, предусмотренные законодательством.

Необходимо беспрепятственно обеспечить предоставление всех необходимых документов проверяющим органам и невмешательство в их работу.

Помните, каждая из проверок имеет только свои уполномоченные функции. Так, к примеру, налоговые органы, в отличие от следственных (оперативно-розыскных), не вправе изымать какие-то оригиналы документов, а могут лишь потребовать их копию и т.д. При всем этом по факту любой проверки составляется соответствующий акт.

Если вы заметили, что проверка проводится с нарушением действующего законодательства, ваших прав и установленных норм, запросите служебное удостоверение поверяющего; запишите должность и Ф.И.О. сотрудника контролирующего органа, дату проверки, время начала и окончания проверки.

Потребуйте у проверяющего заверенные приказ или распоряжение о проверке и запишите дату и номер данного распоряжения.

Зафиксируйте все действия должностных лиц, которые вызывают у вас подозрение и нарушают ваши права, в соответствующем журнале.

Проследите за тем, чтобы акт проверки был правильно составлен, а в нем были зафиксированы все изъятые документы, все полученные сведения и ваши претензии. Если конфликтная ситуация не исчерпана – обжалуйте действия сотрудников в суде.

Основной целью проведения обязательной аудиторской проверки является представление мнения аудиторской фирмы о том, обеспечивает ли такая отчетность во всех существенных показателях отражение активов и пассивов. А также она определяет финансовые результаты деятельности клиента в отчетном периоде, согласно всем необходимым требованиям законодательства Российской Федерации.

Инструкция

При совершении аудиторской , необходимо осмотреть все имеющиеся документы, отчетность и балансы проверяемого на их достоверность. При этом под достоверностью подразумевается степень точности данных бухгалтерской или финансовой отчетности, которая позволяет своим пользователям правильные выводы по результатам хозяйственной деятельности о финансовом и имущественном положении компании. В свою очередь, на данных выводах должны приниматься все обоснованные решения.

Планирование и проведение аудита осуществляется на основе определенных внутрифирменных стандартов, разработанных на основе всех необходимых действующих федеральных правил (или стандартов) аудиторской деятельности. Начните с общей аудиторской проверки состояния предприятия. Просмотрите все
учредительные документы – это вам поможет в дальнейшем, при более детальном изучении состояния дел.

Аудиторская проверка должна осуществляться таким образом, чтобы получить необходимую уверенность в том, что данная бухгалтерская отчетность не содержит в себе существенных искажений. То есть несоответствий и ошибок, которые смогут оказать существенное влияние на финансовую или бухгалтерскую отчетность.

Ознакомьтесь с кадровой документацией, которая имеется в наличии на проверяемом предприятии. Проверьте оформление кадровой документации соответственно ГОСТам, нормативных документов, инструкции по делопроизводству, принятой в компании.

Проверьте состояние личных дел сотрудников – наличие документов, унификацию документов, правильность оформления согласно ТК РФ. Затем проверьте состояние штатного расписания, соответствие должностей и работающих.

Совершите проверку состояния должностных инструкций – на соответствие функционала, категорийности, приему и увольнению, требованиям к должности, правам и ответственности работников организации.

Проверьте состояние графика отпусков, порядка визирования, а также заполнение и соответствие действительности табеля учета по рабочему времени.

Произведите проверку соответствия требованиям заполнения необходимого пакета документов по проведению командировок – положение о командировках и документы.

Проверьте состояние делопроизводства в организации – унификацию документов, подразделение их на распорядительные, организационные, информационные, понимание делопроизводителя значения и сущности всех этих групп, Альбома унифицированных форм организации и Инструкции по ведению делопроизводства.

После проверки составьте список необходимых изменений.