Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Железнодорожный транспорт. Грузооборот железной дороги

Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте

Пассажирооборот транспорта общего пользованияданном случае железнодорожного) - объем работы транспорта по перевозке пассажиров. Единицей измерения является пассажирокилометр, то есть перемещение пассажира на 1км. Исчисляется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах.

Грузооборот - объем работы транспорта всех отраслей экономики по перевозке грузов. Экономическая и социальная география России. / Учебник под ред. Хрущева В.П. - М.: 1997 г. Стр. 117. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (%).

1 - Морской; 2 - Внутренний водный; 3 - Автомобильный 4 - Железнодорожный; 5 - Воздушный; 6 - Трубопроводный.

На вышеизложенных графиках показано как изменяется удельный вес грузооборота каждого вида транспорта в общем грузообороте. Для сравнения представлены статистические данные за 1995, 2000 и 2009 годы.

Судя по графикам можно сделать вывод, что с 1995 года по 2000 год произошли большие изменения. Значительно уменьшилась доля грузооборота автомобильного транспорта с 30,5% до 3,8%. Вместе с тем доля грузооборота железнодорожного и трубопроводного транспорта возросла с 37% до 38% и с 24% до 53%, соответственно. Доля же грузооборота других видов транспорта (морской, внутренний водный, воздушный), имевших низкий процент, еще больше снизилась.

Во временной период с 2000 года по 2009 год происходило постепенное увеличение доли железнодорожного (с 38% до 42,4%) и трубопроводного (с 53% до 54,3%) транспорта в общем грузообороте. В то время как процентная доля грузооборота других видов транспорта значительно уменьшилась. Учитывая вышеуказанные статистические показания грузооборота по видам транспорта общего пользования, следует сделать вывод, что в последнее время доля железнодорожного и трубопроводного транспорта в общем грузообороте постоянно возрастает, а доля других видов транспорта снижается. Следовательно, железнодорожный и трубопроводный транспорт являются самыми выгодными.

Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта российской федерации в условиях рыночной экономики

Одна из острых проблем в отрасли - бартер. Железнодорожный транспорт более чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств на уплату налогов, на инвестирование производства и на расчеты с поставщиками. Железнодорожный транспорт имеет сложную систему перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых (пассажирские перевозки убыточны), одних грузов за счет других. Это подрывает экономику отрасли. Многие проблемы связаны с распадом СССР и разрывом транспортно-экономических связей. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи "восток - запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Актуальна и проблема нерациональных перевозок на железнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Отрасль функционирует как единое предприятие, так единый органичный, непрерывный во времени и пространстве, производственно-технологический комплекс и является, безусловно, естественным монополистом. Она имеет общие для всех пути, парк грузовых вагонов и контейнеров, сооружения электроэнергетического хозяйства и многое другое. Все подразделения взаимодействуют на базе общей технологии. Железнодорожный транспорт имеет сложную структуру управления, главным координирующим центром которой до 2004 года являлось Министерство путей сообщения РФ (МПС РФ), выполнявшее как государственные, так и хозяйственные функции. В последующем указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Часть функций управления переданы в ОАО "Российские железные дороги".

Необходимость подъема экономики страны обусловила конкретное реформирование системы железнодорожного транспорта. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса (в том числе и железнодорожного транспорта) являются:

1) техническое перевооружение транспортного комплекса и развитие производственно-технической базы, обеспечивающей выполнение широкого набора транспортных услуг при наличии определенного избытка производственных возможностей. Развитие производственной инфраструктуры. Качественное изменение состояния внутренних путей сообщения;

2) формирование структур и методов управления транспортного комплекса, соответствующих рыночным условиям, и обеспечение экономически эффективной государственной поддержки наиболее социально значимых видов транспортной деятельности. Обеспечение контроля над естественными монополиями. Выполнение всеми предприятиями правил обслуживания, норм безопасности, экологических стандартов;

3) создание финансово-экономической инфраструктуры, обеспечивающей стабильное финансирование и развитие предприятий транспортного комплекса, широкое экономическое взаимодействие транспорта с обслуживающими отраслями и отраслями, производящими транспортные средства, оборудование, ведущими транспортное строительство;

4) формирование гибких тарифных систем, взаимно стимулирующих развитие промышленности, торговли и транспорта. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности, позволяющей развивать транспортный комплекс.

Для экономического развития любой страны важную роль играет транспортная система. В России одной из основных транспортных артерий является железная дорога (ЖД), поскольку на нее приходится более 40% пассажирооборота и 80% всего грузооборота государства.

Значение железнодорожного транспорта в России основополагающее, ведь страна отличается большими расстояниями. От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства. Ежегодно благодаря слаженной работе железной дороги перевозиться:

Со времен первого строительства железной дороги в России, а произошло это в 1830 году данный вид транспорта требует больших капиталовложений, но, несмотря на это ЖД имеет ряд преимуществ:

  1. функционирует круглосуточно при любых погодных условиях;
  2. имеет низкую стоимость перевозок (особенно при перевозках на большие расстояния);
  3. связывает все области и районы России;
  4. имеет самый низкий коэффициент воздействия на окружающую среду.

Роль жд транспорта

Роль железнодорожного транспорта в России трудно переоценить, ведь он является одним из крупнейших в мире, благодаря чему обеспечивается 25 % мирового грузооборота, и около 15% мирового пассажирооборота.

В России железнодорожный транспорт – отрасль экономики, без которой не возможна бесперебойная работа всех экономических секторов. Для того чтобы более детально разобраться, какую роль играет эта транспортная система нужно рассмотреть более детально ее сегменты:

  • Осуществление перевозок пассажиров и груза. Производство продукции может состояться лишь при доставке ее к потребителю. Для обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для сельскохозяйственных предприятий железнодорожный транспорт (ЖД транспорт) один из наиболее эффективных и дешевых видов доставки.
  • Развитая транспортная система – залог развития экономики.
  • Выступает связующим звеном между разными системами экономики.
  • В качестве самостоятельной отрасли предлагает свою продукцию с рядом особенностей.

А именно, в результате реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозок, удалось улучшить и основные качества показателей работы железнодорожного транспорта. Так за последние годы в стране:

  • повысилась участковая скорость движения грузовых поездов,
  • снизились обороты грузовых вагонов,
  • увеличился средний вес грузовых поездов,
  • увеличилась среднесуточная производительность локомотивов, а так же грузовых вагонов.

Все районы и области России связываются воедино железными дорогами, тем самым обеспечивая потребности в перевозках не только население, но и промышленность, сельское хозяйство. Все вида транспорта дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.

Транспортировка продукции имеет свои единицы измерения:

  • тонно-километры (грузооборот)
  • тонны (число груза)
  • пассажиро-километры (пассажирооборот)
  • пассажиры (число пассажиров)

Основные показатели работы железных дорог

  • Грузонапряженность железных дорог. Данный показатель вычисляет количество провозимого груза за определенный промежуток времени. Иногда может рассчитываться приведенная грузонапряженность через приведенный грузооборот. Грузонапряженность железных дорог характеризуется средним количеством.
  • Пассажирооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам пассажиров, вычисляется в пассажиро – километрах за год.
  • Грузооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам грузов, вычисляется в тонно-километрах за год.

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года

В 2008 году правительством страны была разработана стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Она предусматривает расширение сети железных дорог, выход технического и технологического железнодорожного транспорта на мировой уровень, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта страны. В течение ближайших 14 лет планируется постройка важных стратегических, социально-значимых и грузообразующих линий, общая протяженность которых составит более 15800 км.

Стратегией государства предусмотрено:

  • ввести более 20 000 км новых ЖД линий,
  • организовать транспортное обеспечение 18-ти перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон,
  • создать линии, которые обеспечат движение пассажирских поездов скоростью до 350 км/ч, протяжностью 1528 км,
  • обновить подвижной состав (закупка 23000 локомотивов, 900 000 грузовых вагонов и 30000 пассажирских),
  • увеличить плотность ЖД сети на 23,8%, при этом полностью ликвидировать ограничения провозной и пропускной способности.

Для выполнения поставленных целей на развитие ЖД транспорта выделены более 13 трлн. руб., кроме этого в планах активно использовать и механизм государственно-частного партнерства. На строительство новых ЖД линий будет выделено 40% инвестиций, на развитие уже существующих объектов – 31%, на обновление подвижного состава 29%.

При реализации вышесказанного в жизнь удастся обеспечить социально-экономический рост, возрастет мобильность населения, оптимизируется товародвижение, укрепиться экономический суверенитет, национальная безопасность, обороноспособность страны, снизятся совокупные транспортные издержки, повыситься конкурентоспособность национальной экономики.

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс

Инструкция

Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.
По грузообороту можно определить, как развиты связи, торговля, экономическая активность в определенный период и т.п. Рост грузооборота указывает на рост торговли и развитие экономики, а падение грузооборота наоборот указывает на уменьшение экономической . Значительное падение грузооборотов обычно наблюдаются в периоды кризисов.

Если вам необходимо сосчитать грузооборот, то вес перевозимого за какой-то определенный период умножьте на среднее расстояние перевозки, и вы получите грузооборот данного предприятия. Допустим, в течение года автомобили перевезли 6 млн. тонн груза на среднее расстояние 160 км, то годовой грузооборот этого предприятия равен 960 млн. тонно-километров.
Показатели грузооборота применяют при распределении доходов, в планировании, в изменении затрат материалов, труда, оборудования и др.

Знайте, что весь грузооборот разделяют на 5 составляющих, учитывая вид транспорта:1. Грузооборот железных дорог. Железнодорожный транспорт считается самым массовым и дешевым видом транспорта. 2. Грузооборот водного транспорта. Тоже дешевый вид транспорта, но есть недостаток, это сезонность работы. 3. Грузооборот автомобильного транспорта. 4. Грузооборот воздушного транспорта. Это самый дорогой вид перевозок, но он незаменим, когда нужно доставить грузы в труднодоступные места. 5. Грузооборот трубопроводного транспорта. Сегодня это самый перспективный вид транспорта для транспортировки газообразных и жидких грузов.

Обратите внимание

По характеру связей грузооборот бывает внутренний (районы, дороги, узлы, станции и т.п.; внутри их ввоз, вывоз, транзит, внутренние перевозки), внешний (импорт, экспорт, международный транзит).

Источники:

  • Организация перевозок грузов на

Редко кто считает свой вес идеальным. Согласно статистике, в России около 50% населения старше тридцати лет страдают от избыточной массы тела. Стоит отметить, что избыточный вес встречается и у тех людей, которые на первый взгляд выглядят стройными.

Инструкция

Французский антрополог Поль Брок вывел наиболее простую и точную формулу для расчета идеального веса, подходящую практически всем людям. Согласно ей - оптимальный равен его росту минус коэффициент. Коэффициент также был выведен Броком для каждой категории людей. При выше 175 см - 110, ниже 175 см - 105, ниже 165 см он составляет 100. Однако в последнее мнения специалистов разделились. Большинство из них стало считать, что Брока подходит только людям, у которых возраст находится в пределах от сорока до пятидесяти лет. Они ввели следующие поправки. Если вам еще нет сорока лет, то вес, который был рассчитан по формуле Брока, уменьшите на десять - пятнадцать процентов. Если вам больше пятидесяти, то увеличьте на пять – десять процентов.

Если вы хотите получить более точные результаты, то рассчитайте индекса массы тела. Он показывает количество в жировых отложений. Для того, чтобы вычислить данный индекс, произведите замеры в метрах и массы тела в килограммах. Индекс - это есть отношение массы к росту в квадрате. В зависимости от того, какой результат вы получили, можно

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

  • общей длиной железных дорог того, или иного региона;
  • густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км2);
  • Грузооборотом и пассажирооборотом.

Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и очень велики. Например, страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в развитых странах ( и страны Западной Европы). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся странах и странах с переходной экономикой ( , КНР и др.).

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), (85), КНР, ФРГ, Австралия, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.
По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в электрифицировано около 100% железных дорог, в — 65%, в , и - более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог.

Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту — Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ — 60 млрд пассажиро-км;

В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до .
Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.