Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Список буквенных сокращений. Обозначение на контурной карте основных

«О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ ГеоГрафия для профессий и специальностей социально-экономического профиля Практикум Рекомендовано Федеральным...»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ

ГеоГрафия

для профессий и специальностей

социально-экономического профиля

Федеральным государственным учреждением

«Федеральный институт развития образования»

в качестве учебного пособия для использования

в учебном процессе образовательных учреждений,

реализующих программы начального и среднего

профессионального образования

4-е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия»

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 П305

Р е ц е н з е н т ы:

канд. пед. наук, доц. кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета И. Б. Шилина;

канд. пед. наук, методист отдела качества общеобразовательной подготовки и ЕГЭ ГОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы Н. Ф. Гамаюнова;

преподаватель географии колледжа ландшафтного дизайна № 18 г. Москвы С. П. Гараничева Петрусюк О. А.

П305 География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.



ISBN 978-5-4468-0125-1 Практикум является дополнением к учебнику Е. В. Баранчикова «География». Он призван помочь студентам более детально рассмотреть важнейшие теоретические вопросы развития современного мира, отдельных стран и регионов с их национальными, историческими и политико-экономическими особенностями. Пособие содержит практические работы и большое количество дополнительной статистической информации, которая необходима для углубленного изучения материала учебной программы.

Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 © Петрусюк О. А., Баранчиков Е. В., 2011 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 ISBN 978-5-4468-0125-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011 Дорогие друзья!

Вы приступили к изучению интереснейшего учебного предмета - экономической и социальной географии мира. Изучаемые вами объекты - природа и население, страны и регионы, отраслевые и территориальные структуры - очень сложны. Они требуют не только теоретического осмысления, но и практического изучения. Предусмотренные государственной программой практические работы представлены в данном учебном пособии в виде различных заданий. Эти задания помогут вам более глубоко и детально изучить теоретические основы предмета с использованием широкого спектра статистических материалов, информационных возможностей Интернета и других источников географической информации.

Все практические работы начинаются с изложения методических установочных задач теоретического и прикладного характера. Знакомство с ними поможет вам представить круг и глубину изучаемых проблем, а также навыки, формирование которых является важной программной целью учебного курса.

Для успешного выполнения практических работ вам нужно иметь все необходимое оборудование, перечень которого представлен в каждой работе.

Перед выполнением практических работ следует внимательно изучить текст учебника Е.

В. Баранчикова «География» по соответствующей теме. Это поможет быстро сориентироваться в материале, хорошо уяснить практические задания и выполнить их. Работая с контурными картами, не забывайте оформлять легенду, внося все используемые вами условные знаки и фоновую окраску. В пособии вы встретите много заданий, требующих изобразить отобранный вами статистический материал в виде картосхем, таблиц, различных диаграмм. Используйте для выполнения этих заданий ранее полученные вами знания и умения.

Задания практических работ 21 и 22 носят универсальный характер, поэтому могут использоваться вами для характеристики различных стран и регионов мира в соответствии с заданиями преподавателя.

Мы надеемся, что представленные в пособии практические работы помогут вам раскрыть исследовательские и творческие способности, сделать интересным и содержательным изучение экономической и социальной географии мира.

В конце практикума помещены таблицы со статистическими данными, которые помогут вам при выполнении практических работ и заданий.

Желаем вам успеха!

СПИСОК БУКВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АТЭС - Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»

АЭС - атомная электростанция ВВП - валовой внутренний продукт ВВП (по КНВ) - валовой внутренний продукт по официальному курсу национальной валюты ВВП (по ППС) - валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности национальной валюты ВРП - валовой региональный продукт ГЭС - гидроэлектростанция ЕврАзЭС - Европейско-Азиатский экономический союз ЕПН - естественный прирост населения ЕС - Европейский союз ЕЭВС - Европейский экономический и валютный союз ЛААИ - Латиноамериканская ассоциация интеграции МЕРКОСУР - Общий рынок Южного Конуса НАТО - Организация Северо-Атлантического договора НАФТА - Ассоциация свободной торговли Северной Америки ООН - Организация объединенных наций ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти СНГ - Содружество независимых государств ТЭС - тепловая электростанция (работает на минеральном топливе) ТЕМА

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Практическая работа 1

АНАЛИЗ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМАТИКИ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

Вы должны закрепить следующие умения:

отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт;

оценивать и объяснять полученную при анализе информацию;

планировать свою самостоятельную работу.

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные.

Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Практическая работа 1 Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе.

Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Задание 3. Для выполнения задания используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории страну мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3. Запишите страны, через которые проходит линия перемены дат.

3.4. Назовите и запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.5. Запишите страны северного и восточного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль параллелей.

3.6. Запишите страны южного и западного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль меридианов.

Задание 4. Внимательно рассмотрите карту плотности населения мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

4.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

4.2. Какая информация вынесена в легенду карты плотности населения мира?

4.3. Можно ли с помощью политической карты и карты плотности населения мира выделить две крупнейшие страны мира по численности населения? Если да, то что это за страны.

4.4. Можно ли определить с помощью карты плотности населения мира страны, где население преимущественно сконцентрировано в прибрежных областях? Если да, то назовите эти страны.

4.5. Можно ли с помощью изучаемой карты определить страны, где отсутствуют города с населением свыше 1 млн чел.?

Если да, то приведите 5 - 6 примеров стран в разных частях света.

Задание 5. Выберите две любые тематические карты из географического атласа и проведите свой самостоятельный сравнительный анализ.

Для этого прежде всего продумайте план ваших действий, в котором выделите критерии сравнительного анализа. Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

Сравнительный анализ тематических карт

–  –  –

Практическая работа 2

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ОСНОВНЫХ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен вспомнить и закрепить уже известный вам по изучению предыдущих курсов географии номенклатурный географический материал, а также изучить положение основных регионов мира по отношению к океанам и крупнейшим морям, заливам и проливам; страны регионов мира, не имеющие выходов к морским побережьям; местоположение стран мира с разными формами правления.

использовать различные источники географической информации для выполнения поставленных задач;

применять различные картографические способы нанесения географической информации на контурную карту.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира.

Практическая работа 2

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте карты школьного атласа.

1.1. На контурной карте мира подпишите названия океанов, крупных морей, заливов и проливов, омывающих берега Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании.

1.2. Заполните таблицу:

Положение Зарубежной Европы по отношению к водам Мирового океана

–  –  –

Запад Восток

1.3. Выпишите страны Зарубежной Европы с наиболее протяженными морскими границами.

Примечание. В заданиях 1.2 и 1.3 Зарубежную Европу можно заменить любым другим регионом по выбору преподавателя или обучающегося.

Задание 2. Используя данные табл.

1 и политическую карту мира в географическом атласе, на контурной карте мира штриховкой выделите страны, не имеющие выхода к морскому побережью. Среди выделенных стран подпишите только наиболее крупные по площади территории. Внесите данное обозначение в легенду вашей контурной карты.

Т а б л и ц а 1. Страны, не имеющие выхода к морскому побережью

–  –  –

Примечания: 1. Босния и Герцеговина имеют незначительный по протяженности (15 км) выход к Адриатическому морю, но на нем нет ни одного морского порта.

2. Выхода к морю не имеет Косово, независимость которого от Сербии была провозглашена в 2008 г., но не признана ООН.

Задание 3. Специально выбранным цветом фоновой окраски обозначьте страны мира с монархической формой правления.

Используйте для этого материалы табл. 1 учебника. Обозначьте выделенные страны цифрами, которые отразите в легенде карты с расшифровкой названий стран и их столиц. Специальной штриховкой отметьте самую крупную по площади территории страну с монархической формой правления и (другой штриховкой) государства-республики, имеющие с ней общую сухопутную границу. Внесите обозначения в легенду.

Практическая работа 3 Практическая работа 3

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМ И ПРОСТЕЙШИХ КАРТ,

ОТРАЖАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В результате выполнения заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира; основные международные и региональные организации стран, направления деятельности этих организаций.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурные карты мира и Европы, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии.

Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов Интернета.

1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; БеТ е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ лоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку;

Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …;

… - Рига; … - Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …;

… - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - ….

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств (по заданию преподавателя или вашему выбору), на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду.

1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы табл.

2 и контурную карту мира.

2.1. На контурной карте мира найдите следующие страны:

государства, входящие в состав «Большой семерки» (выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите названия стран и их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений);

страны АТЭС (выделите их фоновой окраской, обозначьте их границы, подпишите названия стран и их столиц, цвет фоновой окраски занесите в легенду контурной карты);

государства - члены ОПЕК (выделите их, используя принятые в картографии обозначения месторождений нефти и природного газа, укажите границы этих стран, подпишите названия их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений).

2.2. Проанализируйте принципы образования отмеченных на контурной карте международных организаций. Запишите свои выводы. Приведите примеры организаций, созданных по иным принципам.

Практическая работа 3 Задание 3. Постройте картосхему Европы, на которой покажите границы всех стран. Используя материалы табл. 2 и разные цвета фоновой окраски, покажите характер расширения границ Европейского Союза с момента его основания до настоящего времени. Внесите цвета фоновой окраски в легенду вашей картосхемы.

Т а б л и ц а 2. Важнейшие международные организации

–  –  –

* В связи с истощением запасов нефти Индонезия подала заявку на выход из ОПЕК.

Практическая работа 4

СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ

ТЕМАТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ

И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить этапы формирования современной политической карты мира; причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй; осоПрактическая работа 4 бенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империй; сущность современных процессов изменения политической карты мира.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям;

отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;

оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст подразд.

1 учебника, а также ваши знания школьных курсов истории и географии, энциклопедии и географические атласы.

1.1. Заполните таблицу. Для каждого региона достаточно указать 2 - 3 страны или территории, входившие в состав определенной империи, если такие есть, например: Великобритания - Азия - Индия, Мьянма и т. д.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира

–  –  –

1.2. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории (не менее двух примеров колоний в составе каждой империи). Цвета фоновой окраски внесите в легенду контурной карты.

Т е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.3. Разработайте специальную систему значков для обозначения современного статуса бывших колоний, например: «С» - суверенное государство, «ЗД» - «заморский департамент» и т. д.

Нанесите значки на контурную карту и в ее легенду.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы таблицы и контурной карты, подготовленные в процессе работы над заданием 1, а также карты природных ресурсов, отраслевые карты промышленности и сельского хозяйства географического атласа мира.

2.1. Проведите отбор материала и заполните приведенную ниже таблицу, например: Великобритания - Индия - суверенное государство - пряности, продукты плантационных хозяйств (чай), традиционное ремесленное производство шелка, ковров и т. д.

Современное состояние бывших колоний

–  –  –

2.2. Проанализируйте материал таблицы и сделайте выводы о характере причин возникновения, а затем распада крупных колониальных владений. Используйте при анализе знания, полученные вами на занятиях по истории, обществоведению. Запишите выводы.

Задание 3. Используйте для выполнения данного задания материалы предыдущих заданий.

В тетради нарисуйте картосхему положения регионов (материков) мира. Разными по цвету или форме стрелками покажите направления перевозок колониальных грузов. Внесите используемые обозначения в легенду картосхемы.

В учебнике представлен материал по экономической и социальной географии мира. Для более глубокого изложения политических, экономических и социальных процессов мирового развития авторы использовали большое количество систематизированного статистического материала, а для его лучшего усвоения - контрольные вопросы и практические задания. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Взаимодействие общества и географической среды.
История развития человеческого общества наглядно показывает. что отправной точкой на всех этапах развития цивилизации являются природные ресурсы. XXI век с его научными и техническими достижениями не освободил человечество от необходимости постоянно изымать из окружающей среды большие объемы ресурсов. Наоборот, современное производство нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. Начинают использоваться все новые и новые их виды. Природные ресурсы - категория историческая. По мере развития общества его возможности и потребности изменяются. Например. при первобытнообщинном строе важнейшее значение имели биологические ресурсы (промысловые животные и рыба), а в современную эпоху - энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь и др.) и металлорудное сырье (руды черных, цветных, в том числе редких и рассеянных металлов).

С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафты. Вначале это было выжигание лесов, травянистого покрова степей и саванн. Позже леса вырубались для освобождения пространства под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов и промышленных объектов. Параллельно с этими процессами шло загрязнение окружающей природы, формирование антропогенных, измененных ландшафтов. Такие ландшафты существовали уже в глубокой древности, например орошаемые земли Древнего Египта и Месопотамии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 1. Политическое устройство мира
1.1. Политическая карта мира
1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития
Глава 2. Природные ресурсы мира
2.1. Взаимодействие общества и географической среды
2.2. Природные ресурсы: виды и особенности размещения
Глава 3. Население мира
3.1. Численность и воспроизводство населения
3.2. Размещение и расселение населения
3.3. Состав населения
Глава 4. Мировое хозяйство
4.1. Мировая экономика. Этапы становления и развития
4.2. Современные особенности развития мировой экономики
Глава 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства
5.1. Топливная промышленность и электроэнергетика мира
5.1.1. Топливная промышленность
5.1.2. Электроэнергетика
5.2. Металлургия мира
5.2.1. Черная металлургия
5.2.2. Цветная металлургия
5.3. Машиностроение мира
5.4. Химическая, лесная и легкая промышленность мира
5.4.1. Химическая промышленность
5.4.2. Лесная промышленность
5.4.3. Легкая промышленность
5.5. Сельское хозяйство мира
5.5.1. Растениеводство
5.5.2. Животноводство
5.6. Транспорт мира
Глава 6. Глобальные проблемы человечества
6.1. Проблема разоружения и сохранения мира
6.2. Экологическая проблема
6.3. Продовольственная проблема
6.4. Демографическая проблема
6.5. Энергетическая и сырьевая проблемы
Раздел II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 7. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы
7.1. Германия
7.2. Великобритания
Глава 8.Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии
8.1. Япония
8.2. Китай
8.3. Индия
8.4. Юго-Восточная Азия
8.5. Нефтедобывающие страны Персидского залива
Глава 9. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки
9.1. Северная Африка
9.2. Тропическая Африка
9.3. Южно-Африканская Республика
Глава 10. Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки
10.1. Соединенные Штаты Америки
Глава 11. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки
11.1. Бразилия
11.2. Мексика
11.3. Вест-Индия
Глава 12. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании
12.1. Австралия
12.2. Океания
Заключение
Список литературы
Тестовые задания для контроля знаний
Ответы на тестовые задания.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 начальное и среднее профессиональное образование Е. В. Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования Регистрационный номер рецензии 468 от 02 июля 2009 г. ФГУ «ФИРО» 4-е издание, стереотипное

2 УДК 91(075.32) ББК 26.8я72 Б241 Р е ц е н з е н т ы: канд. геогр. наук, зав. кафедрой экономической географии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы И.В.Голубченко; канд. пед. наук, доц. кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета И.Б.Шилина; преподаватель географии колледжа 18 г. Москвы С.П.Гараничева Б241 Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с., с. цв. ил.: ил. ISBN Изложены основные темы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по экономической и социальной географии мира. Предложено глубокое аудиторное и самостоятельное изучение политических, экономических и социальных процессов мирового развития. Широко учтены межпредметные связи учебных дисциплин. Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. УДК 91(075.32) ББК 26.8я72 Учебное издание Баранчиков Евгений Владимирович География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Учебник Редактор Е. В. Кораблева Технический редактор Н.И.Горбачева Компьютерная верстка: Д.В.Федотов Корректоры В. А. Жилкина, Г. Н. Петрова Изд Подписано в печать Формат /16. Гарнитура «Школьная». Бумага офс. 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26,0 (в т. ч. цв. вкл. 1,3). Тираж экз. Заказ ООО «Издательский центр «Академия» , Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1. Тел./факс: (495) , Санитарно-эпидемиологическое заключение РОСС RU. AE51. H от Отпечатано в типографии «Идел-Пресс» Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Баранчиков Е.В., 2010 Образовательно-издательский центр «Академия», 2010 Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

3 ПРЕДИСЛОВИЕ География одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) и социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук как говорится, от геологии до идеологии. География наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много. Во-первых, это географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, называл географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во-вторых, это литература, причем самая разнообразная справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В-третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В-пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсю-

4 4 ПРЕДИСЛОВИЕ ду читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки. Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущиеся неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно, этот процесс идет нелегко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь география. Настоящий учебник посвящен изучению экономических и социальных особенностей современного мира. В его содержании выделено пятнадцать глав. Первые семь дают представление о современном политическом устройстве, особенностях природно-ресурсного потенциала, населения и различных сфер хозяйственной деятельности мира в целом. Это так называемый раздел общей экономической и социальной географии. Следующие шесть глав характеризуют регионы мира Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную и Латинскую Америку, Австралию и Океанию и их крупнейшие страны. Это раздел региональной экономической и социальной географии. Еще одна глава (повторительнообобщающая) посвящена изучению современной роли России в мире, наконец, последняя глава глобальным проблемам человечества. Материал учебника содержит самую новую информацию (теории, подходы и статистические данные) и дает полное представление о процессах, происходящих в современном мире. Он имеет констатирующе-анализирующий характер и значительно расширяет рамки школьного курса. Для лучшего усвоения материала в конце каждой главы приведены контрольные вопросы и ключевые слова. Представленные в учебнике карты различных регионов мира также значительно облегчат восприятие материала, создадут его зрительный образ. В конце учебника дан список буквенных сокращений, используемых в книге.

5 ПРЕДИСЛОВИЕ 5 Учебник дополняют следующие пособия: «География. Практикум» (О.А.Петрусюк, Е.В.Баранчиков), «География. Дидактические материалы» (О.А.Петрусюк), «Контрольные задания по географии (О. А. Петрусюк) и «География. Методические рекомендации» (О.А.Петрусюк). Эти пособия позволят лучше проработать и закрепить весь изученный материал. Надеемся, что учебник поможет студентам и обучающимся обрести фундаментальные географические знания, развить их познавательный интерес, желание самообразовываться и получать информацию из других источников.

7 ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА 1.1. Политическая карта мира С трана в ее государственных границах является объектом изучения политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социальноэкономическими, политическими, историческими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями. Процесс формирования политической карты шел на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства изменяли свои границы, теряли или приобретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Эти тенденции сохраняются и при характеристике современной политической карты мира. Современная политическая карта мира итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются следующие: древний (до V в. н.э., точнее до 410 г. н. э., когда вестготы захватили и разграбили Рим). Крупнейшими государствами, существовавшими в это время, были Древний Египет и Месопотамия (возникли 4 тыс. лет до н.э.), Древняя Греция и Индия (3 тыс. лет до н.э.), Китай (2 тыс. лет до н.э.) и Древний Рим (V III вв. до н. э.). Господствующая общественно-политическая система рабовладение; средневековый (V XV вв., точнее, до 1492 г., когда Х.Колумб открыл Америку, и 1498 г., когда Васко да Гама достиг берегов Индии). Для этого этапа характерно существование таких государств, как королевства Португалия, Испания и Англия, Франкская, Священная Римская и Византийская империи, Киевская Русь, Арабский халифат, Делийский султанат, Монгольская империя и др. Чрезвычайно важную роль начинает играть религия, устанавливаются феодальные общественно-политические отношения; новый (или так называемое Новое время, XVI в гг. (Первая мировая война)). В этот этап возникли колониальные империи

8 8 ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Португальская, Испанская, Нидерландская (Голландская), Французская, Британская (Английская) и др. Одновременно началось формирование ряда других крупных империй: Российской, Османской, Великих Моголов (Индия), Цин (Китай) и Японской. Этот этап характеризуется становлением и развитием капиталистических отношений и выходом на передовые рубежи стран Европы; новейший (после Первой мировой войны). В этот период распались ряд государств-империй (например, Российская, Австро-Венгрия, Османская), мировая колониальная империя, возник и распался, показав свою нежизнеспособность, мировой социалистический лагерь, на лидирующие позиции в мире вышли США. В настоящее время в мире насчитывается около 240 государственных образований. Точное их количество назвать нельзя, поскольку некоторые государственные образования существуют вне международного правового поля они провозгласили государственную независимость, которую мировое сообщество не признает (например, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Юго-Осетинская Республика, Нагорно-Карабахская Армянская Республика на территории бывшего СССР, Турецкая Республика Северного Кипра в северной части острова Кипр). С 1990 г. политическая карта мира претерпела довольно сильные изменения. Их основной причиной явился распад мировой системы социалистических стран. Распались Советский Союз (на 15 независимых государств), Чехословакия (на 2), Югославия (на 6), объединилась Германия (ФРГ, ГДР и Западный Берлин). Кроме того, из состава Эфиопии выделилась, став независимым государством, провинция Эритрея, объединились Северный и Южный Йемен. В 2008 г. юридически обоснованным государственным суверенитетом обладали около 200 государств. Суверенные (или независимые) государства обладают всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории. Часть государственных образований (свыше 40) являются несамоуправляющимися. В настоящее время зависимыми территориями (с той или иной степенью зависимости) обладают восемь государств: Великобритания, Франция, Испания, Нидерланды, Дания, США, Австралия и Новая Зеландия. Все владения Испании, Австралии (ассоциированные территории) обладают «полновесной» зависимостью. Все владения Великобритании, Нидерландов и Дании получили статус внутренней автономии, имеют свои конституции и выборные органы власти. Владения Франции, США и Новой Зеландии поделены на группы с различным уровнем зависимости. Среди французских зависимых территорий наивысшим статусом обладают заморские департаменты, далее по убывающей идут ассоциированные департаменты, ассоциированные территории, наконец, заморские территории. В США это свободно присоединившиеся территории, внешние территории с внутренним самоуправлением и территории с особым статусом, в Новой Зеландии ассоциированные территории с внутренним самоуправлением и остальные.

9 1.1. Политическая карта мира 9 Политическая карта мира, как ей и положено, сильно политизирована. На картах, издаваемых в разных странах, можно увидеть разные контуры тех или иных стран. Это объясняется тем, что правительства этих стран признали или не признали те или иные исторические события. Например, на политической карте мира, издаваемой в России, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, или Северная Корея) и Республика Корея (Южная Корея), Китайская Народная Республика (КНР, или Китай) и Китайская Республика (Тайвань) закрашены одним цветом, хотя на протяжении уже более полувека они являются абсолютно независимыми друг от друга, а то и враждебными государствами. Россия не признает оккупацию части территории Индии Китаем и Пакистаном, Западной Сахары Марокко. Фолклендские Острова, реально принадлежащие Великобритании, по-прежнему считаются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной, поэтому на карте закрашиваются белым цветом и имеют двойное название: Фолклендские (Мальвинские) Острова Мальвинскими их называют в Аргентине. Перемены на политической карте мира в будущем могут носить как количественные, так и качественные изменения. «Территории», вероятно, будут менять свой юридический статус и границы, что в принципе возможно будет наблюдать и в сложившихся суверенных государствах. Все современные мировые экономические, социальные и политические изменения должны найти свое отражение на политической карте. Пестрота политической карты требует при изучении элементарной классификации, вычленения групп по различным признакам. Самыми простыми являются количественные характеристики. Прежде всего принято выделять группы стран по площади (величине) территории. Одна страна имеет площадь территории свыше 10 млн км 2 (Россия), пять стран от 5 до 10 млн км 2 (Канада, Китай, США, Бразилия и Австралия), восемь стран от 2 до 5 млн км 2 (Индия, Аргентина, Казахстан, Судан, Алжир, Демократическая Республика Конго (ДРК), Саудовская Аравия и Гренландия (Дат.)), шестнадцать стран от 1 до 2 млн км 2 (три в Азии, девять в Африке и четыре в Латинской Америке). К микрогосударствам, или «карликовым» странам, относятся Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Сан-Марино, Бахрейн, Мальдивские Острова, Сингапур и др., а также множество островных несамоуправляющихся государственных образований. Страны можно группировать и по численности населения. Две страны обладают численностью населения свыше 1 млрд человек (Китай и Индия), две страны от 200 млн до 1 млрд человек (США и Индонезия), семь стран от 100 до 200 млн человек (Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония и Мексика), тринадцать стран от 50 до 100 млн человек, двадцать восемь стран от 20 до 50 млн человек. В особую группу выделяют страны (их 43), не имеющие выхода к морскому побережью (с учетом стран, выходящих к побережью Каспийского и Аральского морей, ко-

10 10 ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА торые фактически являются озерами). Больше всего их насчитывается в Африке (15) и Европе (14, с учетом пяти микрогосударств). В Азии таких стран 12, а в Латинской Америке всего две. Более пристального внимания при изучении многообразия стран на политической карте мира требует выделение групп государств по формам правления, государственному устройству и государственному режиму. Большинство государств имеют республиканскую форму правления, где законодательная власть принадлежит парламенту (одно- или двухпалатному), а исполнительная власть президенту и правительству. К президентским республикам, в управлении которыми чрезвычайно велика роль президента, относятся Алжир, Бразилия, Египет, Индонезия, Колумбия, Республика Корея, Мали, Мексика, Россия, США, Филиппины и др. К парламентским республикам, где полномочия президента, наоборот, скорее представительские, а ключевые решения принимает глава правительства (премьер-министр), относятся Австрия, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Швейцария и др. Небольшая по числу группа государств традиционно сохраняет монархическую форму правления. В настоящее время на политической карте мира насчитывается 29 суверенных монархий (табл. 1). Главой этих государств является монарх (король, император, герцог, князь, султан или эмир), а верховная власть, как правило, передается по наследству (в Малайзии и ОАЭ монархов избирают). Формы монархий различны. Они строятся на традициях и исторических особенностях развития государств-монархий. Основная часть монархий конституционные (ограниченные) монархии. В них законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству. Реальной власти монарх не имеет, но он активно участвует в жизни страны, выполняя свои традиционные обязанности (в том числе приводит к присяге новое правительство, утверждает важнейшие решения парламента). Монархические семьи, как правило, глубоко уважаются и почитаются гражданами этих государств. Многочисленные примеры таких отношений демонстрирует Европа (например, Бельгия, Великобритания, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция). В мире сохранилось всего шесть абсолютных монархий, где все институты власти ответственны перед монархом (а то и напрямую подчиняются ему) и, как правило, наделены лишь совещательными и исполнительскими полномочиями. Эти государства находятся в Азии (см. табл. 1). Государства с монархической формой правления в связи с историческими, политическими, этнокультурными особенностями формирования и развития не похожи друг на друга. Некоторые из них имеют свои яркие особенности. Например, Великобритания возглавляет созданное еще в 1931 г. (в последующие годы переименованное и организационно преобразованное) Содружество более пятидесяти государств, основная часть которых некогда являлась владениями английской короны. Несколько государств чле-

11 1.1. Политическая карта мира 11 Таблица 1. Страны мира с монархической формой правления Количество стран Европа Азия Африка Австралия и Океания 1 Андорра Бахрейн Лесото Тонга 2 Бельгия Бруней Марокко 3 Ватикан Бутан Свазиленд 4 Великобритания Иордания 5 Дания Камбоджа 6 Испания Катар 7 Лихтенштейн Кувейт 8 Люксембург Оман 9 Монако ОАЭ 10 Нидерланды Саудовская Аравия 11 Норвегия Таиланд 12 Швеция Малайзия 13 Япония Примечания: 1. Курсивом выделены абсолютные монархии. 2. В список не включены государства члены Содружества, официальной главой которых является король (королева) Великобритании. 3. В Азии в апреле 2008 г. Непал изменил форму правления с монархической на республиканскую. нов Содружества не являлись зависимыми территориями Великобритании (Камерун, Мозамбик, Науру, Папуа Новая Гвинея и Западное Самоа). В настоящее время суммарная площадь территории 53 государств членов Содружества превышает 30 млн км 2, а численность населения приближается к 2 млрд человек. Шестнадцать государств членов Содружества признают короля (королеву) Великобритании своим главой (благодаря этому возникла такая специфическая форма правления, как «государство в составе Содружества»). Остальные являются республиками (например, Бангладеш, Гана, Индия, Кения, Малави, Нигерия, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Фиджи). Особую группу образуют так называемые теократические государства. Следует иметь в виду, что они могут быть и монархиями, и республиками. К теократическим государствам относятся, например, такие монархии, как Бруней, Ватикан, Иордания, Марокко, Оман и Саудовская Аравия, такие республики, как Афганистан (до 2001 г.), Иран, Йемен, Ливия, Пакистан и Судан. В теократических государствах монарх

12 12 ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Таблица 2. Страны мира с федеративным типом государственного устройства Количество стран СНГ Европа Азия Африка Америка Австралия и Океания 1 Россия Австрия Индия Коморские Острова Аргентина Австралия 2 Бельгия Малайзия Нигерия Бразилия Микронезия 3 Германия Мьянма Эфиопия Венесуэла 4 Швейцария ОАЭ ЮАР Канада 5 Пакистан Мексика 6 Сент-Китс и Невис 7 США или представители высших органов государственной власти являются также верховными религиозными правителями. Жизнь этих стран во многом обусловлена особенностями религиозных учений и традиций. Все государства мира по типу государственного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарные государства состоят из административно-территориальных единиц, которые напрямую подчиняются центральным органам власти и не пользуются самоуправлением. В этих странах единая конституция действует во всех территориальных единицах. Федеративные государства состоят из политических территориальных единиц, которые в отличие от административных обладают, как правило, значительным внутренним самоуправлением. Они тоже подчиняются центральным органам власти, но при этом имеют собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Конечно, у всего государства сохраняются единое гражданство, единая денежная единица, единые органы, курирующие вопросы внешней политики и обороны. Таких государств в мире всего 23 (табл. 2). Причем необходимо отметить, что федерациями могут быть не только республики, но и монархии (например, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Все страны мира можно также подразделить на группы по формам государственного режима. В большинстве государств мира установлены демократические режимы, основанные на выборности органов власти и верховенстве закона, равноправии граждан, соблюдении прав и свобод личности. Наряду с ними существуют и псевдодемократические государства с тоталитарными, авторитарными и другими видами режимов, где репрессиям подвергается любое инакомыслие, нарушаются права и свободы граждан (например, КНДР, Куба, Ливия, Мьянма).

13 1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития Типология стран по уровню социально-экономического развития Н аиболее интересной и необходимой для изучения экономической и социальной географии является классификация (типология) стран по уровню социально-экономиче ского развития. Она составляется на основе различных экономических и социальных признаков. Границы выделяемых групп часто оказываются размытыми, так как по тем или иным признакам страны могут быть отнесены к разным типам. Но, несмотря на имеющиеся разнообразие и сложности в подходах, принято выделять развитые и развивающиеся страны. К развитым странам относятся страны, достигшие высокого уровня социально-экономического развития и играющие ведущую роль в мировой экономике и международных экономических отношениях. Условия социально-экономического развития развитых стран: длительный период независимого развития; прочные, устоявшиеся демократические традиции; общественная зрелось, сложившийся кодекс поведения, включающий равноправие и независимость. Особенности социально-экономиче ского развития развитых стран: хорошо отлаженный рыночный механизм с высокоэффективным производством; приоритетное развитие сферы услуг; крепкая социальная база с высоким уровнем и качеством жизни; гибкая политическая надстройка, стоящая на страже стабильности экономической и социальной сфер. Развитые страны подразделяются на шесть групп. I группа. Безусловными лидерами развитых стран являются страны так называемой «Великой шестерки» (они составляют основу «Большой семерки») США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Данные страны являются мировыми лидерами не только в экономической, научно-технической и социальной областях, но и также в политической и военной. Подавляющая часть ведущих транснациональных корпораций (ТНК), коммерческих банков, страховых компаний, товар но-сырьевых, фондовых и валютных бирж, научных центров и лабораторий возникли и функционируют именно в этих странах. Здесь формируются, а затем распространяются по всему миру все самые модные направления общественной жизни (в кино, музыке, дизайне домашнего интерьера, одежды и т.п.). Вероятно, поэтому их называют еще «локомотивами цивилизации». Традиционным «ядром» этой группы являлись первые «европейские мировые державы» Великобритания и Франция. Позднее в связи с ростом масштабов национальных экономик к ним присоединились Германия, Италия, США (с начала XX в.) и Япония (со второй половины XX в.). Транснациональные корпорации (ТНК) крупнейшие корпорации (компании в форме акционерных обществ) с активами (собственностью) за рубежом или

14 14 союзы корпораций разных стран. Контролируют производственную деятельность в одной или нескольких отраслях мирового хозяйства. Всего в мире насчитывается (2005 г.) свыше 70 тыс. ТНК. За рубежом ими создано более 690 тыс. филиалов. ТНК контролируют более 1/2 мирового промышленного производства и мировой внешней торговли. На их долю приходится около 4/5 всех полученных патентов и проданных лицензий. 78 % ТНК базируются в развитых странах. II группа. Эту группу составляют небольшие высокоразвитые страны Европы (или так называемые «привилегированные малые нации»): Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция и все европейские микрогосударства. В силу недостаточных размеров и весьма ограниченных экономических ресурсов они не смогли создать крупномасштабные экономические системы. Для них характерны узкая хозяйственная специализация (производство нескольких видов товаров для мирового рынка), высочайший уровень вовлеченности в международные экономические отношения, активное участие во внешней торговле. Эти страны, как правило, обладают значительным политическим весом. Особо следует оговорить присутствие в этой группе Финляндии и Ирландии. Длительное время они были весьма отсталыми и значительно развились лишь совсем недавно, в 1990-е гг. III группа. Особую группу развитых стран образуют страны «переселенческого капитализма»: Израиль, ЮАР, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Кстати, формально к этой группе могли быть отнесены и ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА США, но в силу их колоссальной экономической мощи и выдающейся роли в мировой экономике они не только вошли в первую группу, но и со временем возглавили ее. В истории развития стран «переселенческого капитализма» не было эпохи феодализма, а их современные успехи обусловлены прежде всего перенесением капиталистических отношений из Европы на абсолютно новую, не отягощенную пережитками почву. Экономическое развитие здесь длительное время шло вширь, а не вглубь, что привело в «размазыванию» экономических ресурсов по огромной территории и не принесло ожидаемого эффекта. Для этих стран зачастую характерны аграрносырьевая специализация, сравнительно низкий уровень производительности труда, слабость корпораций и незначительное участие во внешней торговле. Тем не менее Канада является полноправным членом «Большой семерки». Правда, в клуб наиболее развитых государств мира она попала в качестве «балансирующего элемента». Канада тесно связана с США, Великобританией (является членом Содружества) и Францией (свыше 1/4 общей численности населения страны говорит пофранцузски), заинтересована как крупный поставщик на мировой рынок сырья и полуфабрикатов в развитии тесных экономических связей с Японией. Таким образом, ее позиция поможет сгладить «острые углы», которые могут возникнуть в отношениях между главными членами «Большой семерки». IV группа. К развитым относится и группа среднеразвитых стран Европы: Испания, Португалия и Греция. По основным показателям

15 1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития 15 социально-экономического развития они существенно отстают от всех выше перечисленных стран, однако поражены так называемым «синдромом величия». Как известно, Португалия, а вслед за ней и Испания создали первые мировые колониальные империи, открыв европейским странам доступ к ресурсам заморских стран. Используя именно эти ресурсы, Европа совершила промышленный переворот и в конечном итоге превратилась в самый высокоразвитый регион мира. Греция как наследница Древней Греции по праву считает себя «колыбелью» европейской демократии. V группа. В 1997 г. по решению Экономического и социального совета ООН к категории развитых стран были отнесены так называемые «азиатские тигры» первой волны: Республика Корея (Южная Корея), Китайская Республика (Тайвань) и Сингапур. Начиная с 1960-х гг. они совершили стремительный рывок в своем экономическом развитии. VI группа. После распада блока социалистических стран ближе всего к развитым странам по уровню социально-экономического развития оказались Чехия, Венгрия и Словения, а также Польша, Словакия, Литва, Латвия и Эстония. К развитым странам, вероятно, можно отнести и Россию, ведь это одна из наиболее крупных и влиятельных стран мира. По общей сумме накопленных капитальных благ, политическому влиянию и военной мощи она вполне сравнима с ведущими развитыми странами. Не стоит сбрасывать со счетов и ее колоссальный природноресурсный потенциал. С 1994 г. Россия участвует в работе «Большой семерки» (сначала принимала участие в обсуждении только политических вопросов, а с 1998 г. еще экономических вопросов и мировых глобальных проблем). К развивающимся странам относятся страны, которые отстали в социально-экономическом развитии. Условия социально-экономического развития развивающихся стран: длительная колониальная или полуколониальная зависимость; общественная отсталость, сохранение многих феодальных и полуфеодальных пережитков общество, как правило, поделено на касты, границы между которыми труднопреодолимы или непреодолимы. Особенности социально-экономического развития развивающихся стран: незавершенность рыночных преобразований все необходимые рыночные институты уже созданы, но их роль в национальной экономике все еще невелика, национальный капитал традиционно слабый и без помощи извне с трудом выдерживает конкуренцию на мировом рынке, структура национальной экономики многоукладна; слабость государства сохранение контроля над значительной частью собственности, зачастую активное вмешательство в деятельность частного бизнеса, при этом невозможность создания конкурентной среды и защиты права собственника; значительное имущественное расслоение населения и обусловленная этим напряженность в обществе; территориальные диспропорции в развитии соседство высокоразвитых и крайне отсталых районов. В результате развивающиеся страны играют сравнительно небольшую роль в мировой экономике и между-

16 16 народных экономических отношениях. Достаточно отметить, что, сосредоточивая примерно 4/5 мирового населения, они производят лишь 1/3 продукции обрабатывающей промышленности мира. Развивающиеся страны традиционно объединяют в три региона: Азия (с Океанией) и Африка в обоих регионах за вычетом развитых стран, Латинская Америка. Наиболее экономически развитым (и общественно зрелым) регионом является Латинская Америка. Почти вдвое (но только по абсолютному объему) ее опережает Азия. Африка же продолжает оставаться самым отсталым регионом и развивающегося, и всего мира. Конечно, развивающиеся страны тоже неоднородны. Их условно можно подразделить на семь групп. I группа. Ведущее место занимают так называемые ключевые страны крупного потенциала. В эту группу входят всего четыре страны: два «гиганта Востока» (Китай и Индия) и два «лидера Латинской Америки» (Бразилия и Мексика). Их суммарный экономический потенциал равен суммарному экономическому потенциалу всех остальных развивающихся стран. Эти страны обладают колоссальными природными и трудовыми ресурсами, а активное проведение экономических реформ (в Китае с 1978 г., в Мексике с 1985 г., в Индии и Бразилии с 1994 г.) значительно усилило их роль в мировой экономике. В Китае и Индии традиционно велика роль государства, именно при его содействии в этих странах начали осуществляться крупномасштабные программы развития науки и техники. Китай уже давно обладает ядерным оружием, в 2003 г. (третьим в мире после СССР и США) осуществил ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА запуск пилотируемого космического корабля, а в 2008 г. вывел человека в открытый космос. Индия имеет одну из самых современных в мире атомных программ, создала крупнейший в Азии атомный центр (в Тромбее), в 1998 г. испытала пять ядерных боезарядов, один из которых был термоядерным, по количеству высококвалифицированных программистов вышла на второе место в мире (после США), осуществляет запуски спутников с собственного космодрома в Шрихарикоте. В Бразилии и Мексике тоже отмечается бурный прогресс в научно-технической области. Однако он связан прежде всего с деятельностью транснациональных корпораций. Если Бразилия с большим успехом реализует импортозамещающую модель развития и утверждается на латиноамериканском рынке, то Мексика, используя территориальную близость к США, сделала упор на развитие экспортно ориентированных отраслей и в значительной степени обслуживает внутренний рынок своего северного соседа. II группа. Особую группу образуют так называемые новые индустриальные страны (НИС). В ее состав включают «азиатских тигров» второй волны (Таиланд, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Вьетнам и Камбоджа), а также Турцию и Иран. Еще недавно эти страны были отсталыми, но за сравнительно короткое время сумели превратиться в крупных производителей и экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Толчком для их экономического роста послужило создание свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) в целях привлечения иностранного капитала и новых технологий. В рамках СЭЗ на

17 1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития 17 первом этапе развивались легкая и пищевая промышленность. На втором этапе к ним добавились машиностроение (производство комплектующих деталей, бытовых электроприборов, средств связи и автомобилей) и химическая промышленность (производство современных полимерных материалов и изделий из них). Конечно, все это было бы недостижимо без сравнительно высокой квалификации и исключительной дисциплинированности местных трудовых ресурсов (особенно в странах Юго-Восточной Азии). СЭЗ, разрастаясь, формируют целые «полосы развития». Однако даже они, как правило, занимают сравнительно небольшую площадь, остальные же регионы страны существенно отстают в развитии. III группа. Среди развивающихся стран резко выделяется группа финансово избыточных стран экспортеров нефти и природного газа. Это Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман, Бруней и Ливия. Все они богаты нефтью и/или природным газом и получают сверхдоходы от их продажи на мировом рынке. По производству валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения многие из них принадлежат к числу мировых лидеров. Однако обладание избыточными финансовыми средствами отнюдь не гарантирует высокий уровень экономического развития. Сказывается чрезвычайная низкая квалификация местных кадров, сохранение феодальных, а то и рабовладельческих пережитков. Эти страны в основном являются абсолютными монархиями (или диктаторскими режимами), что ведет к непропорциональному распределению доходов (природной ренты). Государственная религия здесь ислам, поэтому основным регулятором общественных отношений зачастую выступают не светские законы, а законы шариата. Конечно, эти страны пытаются развивать другие отрасли. Например, в большинстве стран возникли крупные нефтехимические комплексы, в ОАЭ функционирует крупный алюминиевый завод, Кувейт превратился в крупного производителя томатов и орхидей, а Саудовская Аравия полностью обеспечивает себя пшеницей. Однако все эти отрасли «строятся» на нефти и не обеспечивают должного уровня эффективности производства. Острой и пока нерешенной проблемой остается зависимость от закупок современного оборудования, большинства видов товаров, притока иностранной рабочей силы (в ряде стран она составляет %). Наиболее эффективным способом использования большого количества «свободных» денежных средств стало их вложение в западные коммерческие банки, в ценные бумаги крупнейших корпораций и создание системы высшего образования (с привлечением иностранных специалистов). IV и V группы. Сравнительно небольшие страны образуют две близкие по модели развития группы: зависимого плантационного хозяйства и концессионного развития. С помощью транснациональных корпораций они интенсивно используют один вид (редко несколько видов) природных ресурсов. Концессия (от лат. concessio разрешение, уступка) договор о передаче в эксплуатацию на определенный срок природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих

18 18 государству. В данном случае речь идет о концессиях, предоставляемых транснациональным корпорациям для вовлечения в эксплуатацию различных видов природных ресурсов. ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Широкие поставки на мировой рынок производимых одного-двух видов продукции обеспечивают сравнительно высокий уровень доходов населения. К группе IV относятся страны Центральной Америки (Белиз, Гватемала, Эль-Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика) и Шри-Ланка. Они обладают уникальными агроклиматическими ресурсами, пригодными для производства разнообразных видов сельскохозяйственной продукции. В результате страны Центральной Америки являются крупными поставщиками на мировой рынок (особенно в США) бананов, кофе, хлопка, сахарасырца, овощей, цветов и говядины, а Шри-Ланка один из крупнейших в мире экспортеров чая. В состав группы V входят Габон, Ботсвана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Гайана, Суринам и Папуа Новая Гвинея. Эти страны специализируются на добыче и первичной переработке одного-двух видов полезных ископаемых. Ямайка, Гайана и Суринам выступают крупными экспортерами бокситов и глинозема, Тринидад и Тобаго нефти, нефтепродуктов и стали, Габон нефти и концентрата марганцевых руд, Папуа Новая Гвинея нефти, золота, концентрата медных руд и тропической древесины, Ботсвана алмазов. VI группа. Весьма значительное место в мировой экономике занимают мелкие страны квартиросдатчики. В эту группу входят Кипр, Ливан, Бахрейн, Кабо-Верде, Либерия, Джибути, Бермудские Острова (Брит.), Багамские Острова, Острова Кайман (Брит.), Виргинские Острова (США и Брит.), Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос, Нидерландские Антилы, Аруба (Нид.), Панама и Вануату. Данные страны не обладают почти никакими ресурсами, но имеют чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Это позволило им пойти по пути создания на своей территории оффшорных зон, в которых созданы благоприятные условия для иностранного капитала. Большинство крупнейших банков мира открыли здесь свои филиалы. Активизирующийся при этом приток капитала нередко превышает десятки миллиардов долларов в год. Оффшорная зона (от англ. off от и shore берег) разновидность свободной (специальной) экономической зоны. Занимает, как правило, небольшую территорию на побережье острова или целый остров (если он маленький). Здесь созданы благоприятные условия для привлечения иностранного капитала (в первую очередь финансового) снижены или отменены (заменены на ежегодный фиксированный денежный взнос) налоги на прибыль, упрощена процедура регистрации, финансовой отчетности и т. п. Многие из перечисленных стран взяли на себя функции по обслуживанию мирового транспорта и связи (в первую очередь морских и авиационных перевозок), интенсивно развивают туристский бизнес, а некоторые и мощную обрабатывающую промышленность (как правило, по частичной переработке импортного сырья в целях поставок продукции в соседние страны). Например, в Бахрейне функционирует крупный алюминиевый

19 1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития 19 завод, на Виргинских Островах (США) крупнейший в мире нефтеперерабатывающий и один из крупнейших в мире глиноземный завод, на Нидерландских Антилах и Арубе крупнейшие в Западном полушарии судоремонтные доки. VII группа. Наконец, последнюю группу образуют беднейшие страны мира. Всего их насчитывается около 30. Бо льшая часть из них находится в Тропической Африке, несколько в Азии (например, Афганистан, Восточный Тимор, Лаос, Мьянма, Непал). Внутриполитическая обстановка в этих странах, как правило, крайне неустойчивая на протяжении многих лет здесь не затухают гражданские войны, часто происходят воен ные перевороты. Иностранные компании не рискуют вкладывать сюда инвестиции, а финансовая помощь теряет эффективность в услови ях высокой коррумпированности местной правящей элиты и чиновничества. Ряд стран, которые в настоящее время являются развивающимися, стремительно наращивают свой экономический потенциал, поэтому в ближай шем будущем могут быть отнесены к категории развитых стран. Это так назы ваемые «пороговые» страны. К ним относятся Турция, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Марокко, Тунис, Мексика, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Аргентина и Чили. Одна из современных тенденций развития политической карты мира значительная активизация процесса создания международных и региональных организаций. В настоящее время их насчитывается в мире несколько десятков (они могут быть военно-политическими, экономическими или интегральными). Контрольные вопросы 1. Какие выделяются этапы формирования политической карты мира? 2. Сколько государственных образований насчитывается в современном мире? 3. Какие страны мира выделяются по площади (величине) территории и численности населения? 4. Сколько стран мира имеют монархическую форму правления? 5. Каковы отличия унитарных государств от федеративных? 6. Как различаются условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран? 7. Каковы характерные особенности развития стран переселенческого капитализма и новых индустриальных стран (НИС)? 8. Какие страны и почему относятся к категории «пороговых»? Ключевые слова Политическая карта мира, суверенное (независимое) государство, несамоуправляющееся государственное образование (зависимая территория), республика, монархия, «государство в составе Содружества», теократическое государство, унитарное государство, федеративное государство, развитые страны, развивающиеся страны, новые индустриальные страны, «пороговые» страны.


Современная политическая карта мира ЕРМУЛКИНА М.Н. учитель географии МОУ СОШ 23 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально экономического развития по

Тема 1. Современная политическая карта мира Страны мира территория суши в определённых границах Государство политическая организация общества в стране Современная политическая карта мира: 1. Географическая

Получение Получение Страна в консульстве по прибытии Без визы Примечание Австралия + Пребывание до 30 суток. Австрия + Пребывание до 30 суток. Азербайджан + Албания + Алжир + Ангола + Андорра + Антигуа

Вторая ассамблея Глобального экологического фонда (ГЭФ) GEF/A.2/8 19 августа 2002 года ВТОРАЯ АССАМБЛЕЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА (ГЭФ) Пекин, Китай 6-18 октября 2002 года Пункт 16 повестки дня

Пакеты минут и стоимость страна 60 мин. 120 мин. 100 мин. 150 мин. 200 мин. 250 мин. 300 мин. 350 мин. 400 мин. Австралия 78 грн. 120 грн. 172 грн. 223 грн. 275 грн. 327 грн. 379 грн. 431 грн. Австрия

Название страны Экспорт Импорт Стоимость, тыс. долларов США Удельный вес, % Стоимость, тыс. долларов США 1 / 70 Удельный вес, % ВСЕГО 30 884 550.9 100.0 7 081 986.9 100.0 в том числе: 2 / 70 страны дальнего

Название страны Экспорт Импорт Стоимость, тыс. долларов США Удельный вес, % Стоимость, тыс. долларов США Удельный вес, % ВСЕГО 30 836 972.1 100.0 6 242 113.1 1 / 66 100.0 в том числе: 2 / 66 страны дальнего

Всемирная организация здравоохранения Государства - участники Международных медико-санитарных правил (2005 г.) Государства-члены Австралия 15 июня 2007 г. Австрия 15 июня 2007 г. Азербайджан 15 июня 2007

Правила въезда в Украину для граждан иностранных государств Страна Режим въезда Примечание * 1. Авганистан ДП - владельцы дипломатических паспортов СП - владельцы служебных паспортов 2. Австралия 3. Австрия

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Дидактические материалы Рекомендовано Федеральным государственным

На Азербайджан 45 96 317 23 25 Албания 67 285 285 22 45 Алжир 35 220 220 35 25 Ангилья 70 280 280 30 95 Антигуа 70 280 280 30 95 Армения 80 275 410 25 25 Афганистан 50 180 250 32 40 Бангладеш 70 295 355

Организация Объединенных Наций Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию Distr.: General 2 July 2013 Russian Original: English TD/B/INF.228 Совет по торговле и развитию Членский

ПРИЛОЖЕНИЕ МИР В 2015 ГОДУ * (Таблицы мирового развития) Гиви Мачавариани, Зав. сектором прогнозирования мировой экономики ИМЭМО РАН Мы продолжаем публикацию актуальных данных о развитии мировой экономики.

Начальное и среднее профессиональное образование Е. В. Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением

Вариант 1. 1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади: Австралия, Германия, Канада, Сингапур 2. К азиатским странам относятся: А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

ГЕПАТИТ B Мировые показатели уровня заболеваемости Страна Численность Число инфицированных Процент инфицированных Австралия 18 855 000 94 275 0,5 Австрия 7 613 000 22 839 0,3 Азербайджан 7 300 000 584

Тарифы на услуги связи Первый телеком Все цены указаны в рублях, включая НДС. Выбранный тариф подразумевает гарантированный платеж за услуги связи. Что такое гарантированный платеж? Гарантированный платеж

Приложение I Информация, представленная в соответствии с пунктом 104 решения 1/CP.21, касающегося вступления в силу Парижского соглашения (статья 21) Исключительно для целей статьи 21 Парижского соглашения

РЕЗОЛЮЦИИ И РЕШЕНИЯ 29 WHA57.15 Шкала обязательных взносов Пятьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, рассмотрев доклад Генерального директора 1, 1. ПОСТАНОВЛЯЕТ принять пересмотренную

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Контрольные задания Рекомендовано Федеральным государственным учреждением

Ы на междугородную и международную связь (Екатеринбург) Междугородная телефонная связь, руб. с Территории России НДС Территории России, руб. с НДС Москва 0,8 Региональные мобильные 1,7 Санкт- Петербург

Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран,

Факты о внешней торговле Германии в 0 г. Факты о внешней торговле Германии в 0 году по состоянию на марта 0 г. Итоги внешнеторговой деятельности в 0г. Экспорт Импорт чистый экспорт для справки по по всего

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая карта мира Предмет изученияи задачи современной географии. Предмет

Годы существования в каче стве государства международных вооруженных Вооруженные конфликты с участием государства Потери на собственной территории Страны 1946 2005 1946 2005 1946 2005 1946 2005 2005 Австралия

Всемирная организация здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Сто тридцать восьмая сессия EB138/43 Пункт 11.2 предварительной повестки дня 8 января 2016 г. Шкала обязательных Доклад Генерального директора

3. Тарифы на услуги международной связи Приложение 1 Страна назначения Код страны Направление Тариф, руб. за 1 мин. Австралия 61 Австралия, Океания 65,40 Вануату 678 Австралия, Океания 65,40 Гуам 1671

Телефонные коды стран и городов мира Для того чтобы дозвониться по телефону до абонента, находящегося в любой точке земного шара необходимо выполнить следующие действия: 1. Если Вы звоните с городского

Часть III СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 143 ТАБЛИЦА A1 Производство животноводческой продукции, 1995 2007 гг. Мясо Молоко Яйца (в тыс. тонн) (годовой (в тыс. тонн) (годовой (в тыс.

С 1 января 2006 года фактически утратил силу приказ Минфина России от 02.08.2004 64н в части установления размеров выплаты суточных в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 812,

INTERNATIONAL LEAGUE OF PEACE ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ВОЕННОЙ МОЩИ 2014 Глобальный индекс военной мощи (Global Firepower Index) это рейтинг, оценивающий военную мощь государств. В рейтинге государства ранжируются

Организация Объединенных Наций Генеральная Ассамблея Distr.: General 20 June 2014 Russian Original: English A/HRC/26/6/Add.1 Совет по правам человека Двадцать шестая сессия Пункт 6 повестки дня Универсальный

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ EP Distr.: General 19 August 2016 Программа Наций по окружающей среде Russian Original: English Двадцать восьмое Совещание Монреальского протокола по веществам, разрушающим

Министерство иностранных дел Бразилии Главное управление по вопросам бразильских диаспор за рубежом Департамент иммиграции и юридических вопросов Иммиграционный отдел СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ВИЗОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ

C 2013/3 - Среднесрочный план на 2014-2017 и Программа работы и бюджет на 2014-2015 Информационная записка 8: июнь 2013 года Влияние новой шкалы взносов Резюме: В настоящей информационной записке показано,

TurPoisk народный поиск туров. Клиенты ищут агентов TurPoisk обладает 100% целевой аудиторией потенциальных клиентов, которые заходят для выбора интересующего тура. Все больше туристов уделяет внимание

7. ИНДЕКС ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ И ИНДЕКС ЗНАНИЙ Мировой банк реализует долгосрочную программу «Знание для развития» (Knowledge for Development, K4D), направленную на поддержку использования знаний в качестве

Январь 2015 года CPM 2015/12 R КОМИССИЯ ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ Десятая сессия Рим, 16-20 марта 2015 года Положение дел с регистрацией символа МСФМ 15 Пункт 9.1 повестки дня Подготовлено Секретариатом

ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2013, ПИР ЦЕНТР Монтерей, ноябрь 201г. Австралия Аргентина Бразилия Евросоюз Индия Индонезия Мексика Республика Корея Саудовская Аравия Турция ЮАР P5 G20 Китай Россия Великобритания

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА «ЕВРОСАТОРИ-2014»: СТАТИСТИКА ВОЕННОГО ЭКСПОРТА ФРАНЦИИ Центр анализа мировой торговли оружием WWW.ARMSTRADE.ORG «ЕВРОСАТОРИ-2014»: СТАТИСТИКА ВОЕННОГО ЭКСПОРТА ФРАНЦИИ К открытию

Тарифный план «Выбор Ростелеком при каждом звонке» Абонентская плата Звонки на номера 8-800-ххх-х-ххх 0 руб. 0 руб. Стоимость телефонного Направление /Страна назначения/ Тарифная зона соединения, круглосуточно,

Политическая карта мира Страна Форма Форма Столица Правления территориального устройства Европа Австрия Республика Ф Албания Республика У Андорра Монархия У Белоруссия Республика У Бельгия Монархия Ф Болгария

Атлас мира Москва Астрель АСТ УДК 912(100) ББК 26.89(0)я6 А92 А92 Атлас мира. Москва: Астрель: АСТ, 2015. 114 с. : карт. ISBN 978-5-17-022417-3 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-18281-5 (ООО «Издательство

TurPoisk народный поиск туров Коммерческое предложение по размещению в разделе «Продажа туров» Система поиска туров TurPoisk (Рис. 1) предоставляет современному туристу возможность быстро найти актуальное

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ SC UNEP/POPS/COP.3/29 Distr.: General 21 January 2007 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Russian Original: English Конференция Сторон Стокгольмской

Экономическая деятельность Таблица 15 Валовой внутренний продукт Млн. долл. Производительность сельского х-ва Добавленная стоимость на одного с.-х. работника, в долл. 1995г. 1988-1990 1998-2000 Сельское

Внешняя торговля Российской Федерации по странам (долл. США) 2010 год 2011 год Темпы роста 2011 г. в % к 2010 г. Весь Мир 582 690 964 834 368 047 773 900 214 643 190 934 100,00 762 637 979 164 477 928

ГЕОГРАФИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред. от

В учебнике представлен материал по экономической и социальной географии мира. Для более глубокого изложения политических, экономических и социальных процессов мирового развития авторы использовали большое количество систематизированного статистического материала, а для его лучшего усвоения - контрольные вопросы и практические задания. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Взаимодействие общества и географической среды.
История развития человеческого общества наглядно показывает. что отправной точкой на всех этапах развития цивилизации являются природные ресурсы. XXI век с его научными и техническими достижениями не освободил человечество от необходимости постоянно изымать из окружающей среды большие объемы ресурсов. Наоборот, современное производство нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. Начинают использоваться все новые и новые их виды. Природные ресурсы - категория историческая. По мере развития общества его возможности и потребности изменяются. Например. при первобытнообщинном строе важнейшее значение имели биологические ресурсы (промысловые животные и рыба), а в современную эпоху - энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь и др.) и металлорудное сырье (руды черных, цветных, в том числе редких и рассеянных металлов).

С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафты. Вначале это было выжигание лесов, травянистого покрова степей и саванн. Позже леса вырубались для освобождения пространства под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов и промышленных объектов. Параллельно с этими процессами шло загрязнение окружающей природы, формирование антропогенных, измененных ландшафтов. Такие ландшафты существовали уже в глубокой древности, например орошаемые земли Древнего Египта и Месопотамии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 1. Политическое устройство мира
1.1. Политическая карта мира
1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития
Глава 2. Природные ресурсы мира
2.1. Взаимодействие общества и географической среды
2.2. Природные ресурсы: виды и особенности размещения
Глава 3. Население мира
3.1. Численность и воспроизводство населения
3.2. Размещение и расселение населения
3.3. Состав населения
Глава 4. Мировое хозяйство
4.1. Мировая экономика. Этапы становления и развития
4.2. Современные особенности развития мировой экономики
Глава 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства
5.1. Топливная промышленность и электроэнергетика мира
5.1.1. Топливная промышленность
5.1.2. Электроэнергетика
5.2. Металлургия мира
5.2.1. Черная металлургия
5.2.2. Цветная металлургия
5.3. Машиностроение мира
5.4. Химическая, лесная и легкая промышленность мира
5.4.1. Химическая промышленность
5.4.2. Лесная промышленность
5.4.3. Легкая промышленность
5.5. Сельское хозяйство мира
5.5.1. Растениеводство
5.5.2. Животноводство
5.6. Транспорт мира
Глава 6. Глобальные проблемы человечества
6.1. Проблема разоружения и сохранения мира
6.2. Экологическая проблема
6.3. Продовольственная проблема
6.4. Демографическая проблема
6.5. Энергетическая и сырьевая проблемы
Раздел II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 7. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы
7.1. Германия
7.2. Великобритания
Глава 8.Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии
8.1. Япония
8.2. Китай
8.3. Индия
8.4. Юго-Восточная Азия
8.5. Нефтедобывающие страны Персидского залива
Глава 9. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки
9.1. Северная Африка
9.2. Тропическая Африка
9.3. Южно-Африканская Республика
Глава 10. Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки
10.1. Соединенные Штаты Америки
Глава 11. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки
11.1. Бразилия
11.2. Мексика
11.3. Вест-Индия
Глава 12. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании
12.1. Австралия
12.2. Океания
Заключение
Список литературы
Тестовые задания для контроля знаний
Ответы на тестовые задания.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. Изложены основные направления политического, экономического и социального устройства современного мира и его дифференциации по регионам и странам. Представлены широкие межпредметные связи географии с другими учебными дисциплинами. Учебник является составной частью учебно-методического комплекта, включающего также практикум, дидактические материалы, контрольные задания и методические рекомендации. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования.

Политическая карта мира.
Страна в ее государственных границах является объектом изучения политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социально-экономическими, политическими, историческими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями. Процесс формирования политической карты шел на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства изменяли свои границы, теряли или приобретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Эти тенденции учитываются и при характеристике современной политической карты мира.

Современная политическая карта мира - итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются следующие:
древний (до V в. н.э., точнее до 410 г. н.э., когда вестготы захватили и разграбили Рим). Крупнейшими государствами, существовавшими в это время, были Древний Египет и Месопотамия (возникли в IV тысячелетии до н.э.), Древняя Греция и Индия (III тысячелетие до н.э.), Китай (II тысячелетие до н.э.) и Древний Рим (V - III вв. до н.э.). Господствующей общественно-политической системой в тот период было рабовладение;
средневековый (V-XV вв., точнее, до 1492 г., когда X.Колумб открыл Америку, и 1498 г., когда Васко да Гама достиг берегов Индии). Для этого этапа характерно существование таких государств, как королевства Португалия, Испания и Англия, Франкская, Священная Римская и Византийская империи, Киевская Русь, Арабский халифат, Делийский султанат, Монгольская империя и др. Чрезвычайно важную роль начинает играть религия, устанавливаются феодальные общественно-политические отношения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.