Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Газопровод "Южный поток". Проект транснационального газопровода. Схема газопровода «Южный поток». Маршруты и участники проекта

Изменение в двусторонних отношениях между Россией и Турцией может привести к смещению баланса в регионе, учитывая тот факт, что реализация самых разнообразных проектов, самым важным из которых оказался "Турецкий поток", теперь под вопросом.

Пользуясь случаем, соседи Турции, Болгария и Греция, оказались весьма заинтересованными в том, чтобы извлечь выгоду из этих изменений и укрепить свои связи с "Газпромом" и Москвой, чтобы улучшить свои позиции на энергетическом рынке Европы.

Во-первых, Афины и София подчеркивают тот факт, что они не участвовали в подписании письма, которое было направлено Еврокомиссии многочисленными странами Центральной и Восточной Европы, в котором они обозначили свою позицию против строительства проекта "Северный поток-2".

Участники саммита ЕС 17-18 декабря будут обсуждать вопрос о проекте газопровода "Северный поток-2".

Ранее сообщалось, что девять европейских стран, в том числе Польша и Словакия, направили письмо в Брюссель по "Северному потоку-2" с требованием внести вопрос об этом проекте в повестку дня декабрьского саммита ЕС. В письме на имя председателя Евросовета Дональда Туска выражается опасение, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС.

В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался как политический. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, писала британская газета Financial Times.

Согласно источникам как Болгария, так и Греция не будут выступать против "Северного потока-2".

Тем временем премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отметил, что странам сложно соблюдать единую позицию, а что касается его страны, то Болгария не будет участвовать в каком бы то ни было протесте против нового газопровода.

В интервью Болгарскому национальному телевидению Борисов выразил надежду на то, что Болгария сможет вернуть не только российских туристов, но и газовые проекты.

Борисов надеется, что проект строительства газового распределительного центра будет реализован в Болгарии.

"Мы имеем реальный шанс построить в Болгарии газовый хаб", - заявил Борисов. "Через несколько дней с министром Греции будет подписано соглашение о строительстве межсистемного газопровода, что нам гарантирует диверсификацию поставок газа. Но если под эгидой ЕС мы сумеем доставить российский газ до нашей земли, до Варны, то сможем, при совместном финансировании с ЕС, обеспечить строительство газопровода", - отметил Борисов.

"В ситуации, в которой находятся Россия и Турция, я вижу редкий шанс, чтобы обеспечить поставки газа в Болгарию от 4-5 поставщиков", - заявил он. По мнению премьер-министра, Болгария сможет "утвердить свои позиции как газораспределительный центр".

"Будет газ, поставки которого полностью профинансирует российская сторона, мы же будем участвовать в финансировании газопровода на нашей территории. Мы гарантируем, что мощности наших газораспределительных сетей и компрессоров, для тех, кто хочет получать газ, заплатив за его транспортировку, хватит. Мы готовы это обеспечить", - заявил премьер-министр.

"Мини-Южный поток"

Более того, заместитель премьер-министра Болгарии по европейским фондам и экономической политике недавно заявил, что его страна ведет переговоры с ЕС о возможности строительства своего рода "мини-Южного потока".

Любой подобный проект потребует составления нового маршрута для транспортировки российского газа до болгарских портов на побережье Черного моря.

Затем этот газ будет отправляться в другие европейский страны через региональную систему газопроводов, которая может быть расширена.

Согласно болгарскому правительству, если соответствующие власти ЕС дадут зеленый свет, то этот проект можно будет обсуждать с российской стороной.

Предложение болгарской стороны предусматривает, что российский газопровод будет проложен по дну Черного моря до приемного терминала недалеко от порта Варна.

Далее же рассматриваются два варианта: либо Болгария самостоятельно строит транзитный трубопровод на своей территории с частичным использованием уже существующей инфраструктуры, либо дальнейшее строительство будет осуществлено в сотрудничестве с какой-то крупной европейской компанией.

В Греции есть все, кроме газа

Кроме того, Министерство энергетики Греции выпустило официальное заявление, что Афины никогда не участвовали в подписании писем протеста.

А во время недавней встречи между российским министром энергетики Александром Новаком и его греческим коллегой Паносом Скурлетисом обсуждались различные проекты, включая участие "Газпрома" в строительстве ряда инфраструктурных объектов на территории Греции, а также ценовая политика России.

Скурлетис также заявил местной прессе, что Греция поддерживает "Турецкий поток" и импорт российского газа в целом.

Тем не менее реализация "Турецкого потока" на данный момент приостановлена. В зависимости от того, как будут развиваться отношения между Россией и Турцией, аналитики отрасли полагают, что можно в ближайшем будущем ожидать новых инициатив со стороны других стран в регионе.

Остается открытым лишь вопрос о том, пойдет ли на это Россия.

"Южный", "Турецкий" и снова "Южный?"

"Южный поток" - глобальный инфраструктурный проект по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м из России мимо Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков.

В конце 2015 г. по "Южному потоку" должен был быть поставлен первый газ. На полную проектную мощность выход газопровода был запланирован на 2018 г. Планировалось, что с 2015 г. "Южный поток" начнет поставлять газ в Европу за счет уменьшения объемов прокачки через Украину до 30 млрд куб. м.

Основной целью строительства "Южного потока" было избежание транзита через Украину, которая зарекомендовала себя как ненадежный транзитер. Украинские партнеры зачастую не обеспечивали надежность поставок, а воровство газа, который направлялся европейским получателям, вообще стало обычным делом.

Казалось бы, от реализации этого проекта должны были выиграть прежде всего европейские потребители.

Однако в конце ноября 2014 г. президент России Владимир Путин во время пресс-конференции в Анкаре заявил, что Россия отказывается от реализации проекта "Южный поток".

Как отметил Путин, Россия не может продолжать реализацию этого проекта, поскольку Европейская комиссия активно блокировала его продвижение, в результате чего Болгария была вынуждена отказаться от участия в нем.

Проект был свернут в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС. Взамен было решено строить "трубу" в Турцию и создать на границе с Грецией газовый хаб для южноевропейских потребителей.

Для Болгарии, вероятно, закрытие "Южного потока" стало настоящей неожиданностью.

При этом, как сообщает ИА Regnum, после закрытия проекта "Южный поток" Болгария до сих пор формально продолжает работу по проекту, чтобы избежать возможных судебных процедур и финансовых санкций за неисполнение обязанностей по заключенному контракту.

Официально ведется работа по утверждению детальных планов устройства и инвестиционных проектов, выдаче разрешений на строительство и так далее. Строительство "Южного потока" также предусмотрено программой по устойчивому развитию республики на период до 2018 г.

А на прошлой неделе министр энергетики Теменужка Петкова подтвердила, что компания "Южный поток - Болгария" также продолжает работать, ее персонал получает заработную плату. Трубы, предназначенные для прокладки газопровода, продолжают находиться в порту Бургаса.

1 декабря 2014 г. ОАО "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода из России в Турцию через Черное море. Мощность газопровода должна была составить 63 млрд куб. м газа, из которых около 50 млрд куб. м поставлялись бы на новый газовый хаб на турецко-греческой границе.

Кроме того, план предусматривал увеличение количества хранилищ газа в Венгрии, откуда газ должен был поставляться по самым различным направлениям Фактически этот проект повторял маршрут "Южного потока" за исключением Болгарии.

Однако строительство "Турецкого потока" сразу не задалось. Начать работы никак не получалось из-за отсутствия межправительственных соглашений с Турцией. Летом стало известно, что вместо четырех веток будут строить две: мощность трубопровода соответственно сократится вдвое до 31,5 млрд куб. м. Отсрочка объяснялась тем, что в Москве сначала ждали результатов июньских парламентских выборов в Турции.

После голосования должно быть сформировано правительство, с которым и надо договариваться, объясняли в Москве. В результате выборов правящая партия утратила большинство в парламенте. Сформировать коалицию не удалось, и на ноябрь были назначены новые выборы.

Еще в то время, когда велись переговоры по "Турецкому потоку", многие эксперты сомневались в том, что проект действительно будет реализован.

Отмечалась и ненадежность Турции как транзитера газа - в этом смысле для России не было разницы, поставлять газ в Европу через Украину или Турцию: обе страны доверия не вызывали.

После инцидента со сбитым Турцией самолетом российских ВВС надежд на реализацию "Турецкого потока" не осталось.

3 декабря министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что переговоры по строительству газопровода "Турецкий поток", который должен стать альтернативой "Южному потоку", приостановлены.

Чуть ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что если проект представляет интерес для турецкой стороны, то Анкара должна обратиться к Москве. По его словам, пока такого обращения не поступало, но российская сторона готова его рассматривать.

Ясно лишь то, что если бы турецкие власти обратились к Москве с просьбой о продолжении реализации проекта, то есть вероятность того, что переговоры по проекту были бы продолжены.

Однако до сих пор турецкая сторона таких попыток не предпринимала, и кажется маловероятным, что будет предпринимать.

Если говорить о возрождении "Южного потока", то здесь есть разные мнения. Часть экспертов полагают, что "Южный поток" закрыт окончательно, а свои интересы в Европе Россия может полностью реализовать за счет строительства второй нитки "Северного потока".

Вот как прокомментировал ситуацию директор Фонда национальной энергетической безопасности политолог Константин Симонов изданию politrussia.com: "После того как ЕС, включая Болгарию, не дал согласия на строительство "Южного потока", он превратился в "Турецкий". Две нитки (из четырех) "Турецкого потока" уже переехали на север и будут реализовываться в рамках проекта "Северный поток – 2". Одна нитка нужна самой Турции для ее внутренних нужд. Поэтому Болгария уже никак не может превратиться в общеевропейский хаб. Мы практически решили все свои проблемы, мы строим "Северный поток – 2". Болгарам нужно было раньше думать головой, они упустили реальные возможности. Москва уже не заинтересована в этом проекте".

Но есть и те, кто допускает возможность того, что переговоры по этому проекту возобновятся, учитывая желание Болгарии и Греции.

Кроме того, эксперты указывают на то, что большая часть документации по этому проекту уже была согласована, а часть работ была выполнена.

Вот что заявил "Вести.Экономика" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: "Вероятность возрождения "Южного потока", разумеется, есть. Конечно, предложение Болгарии в этих условиях ничего не стоит. Но если с предложением о возврате к "Южному потоку" выступит Еврокомиссия, если она обеспечит проекту исключение из Третьего энергопакета, если все европейские страны-участницы получат недвусмысленные сигналы от центральных властей, что строить можно и нужно, тогда да, "Южный поток" вернется из небытия.

Плюсы "Южного потока" для ЕС очевидны: гарантированные поставки газа в требуемых объемах, проработанный проект с понятным маршрутом, Россия берет на себя значительную часть расходов по строительству газотранспортной инфраструктуры. "Турецкий поток" загонял Евросоюз в куда более жесткие рамки. Но, может, спешить европейцам некуда? Как сказать. В 2019 г. истекает срок действия транзитного договора с Украиной. На сегодняшний день украинская "труба" катастрофически недофинансируется. В 2014 г. на ее ремонт и обслуживание было потрачено 667 млн гривен.

Годом ранее на эти цели было потрачено 794 млн гривен. А в 2011 г. – 3,1 млрд гривен. Но даже это было в два раза меньше затрат, рекомендованных экспертами Mott MacDonald ($4,8 млрд за 7 лет, то есть примерно $686 млн в год). Курс гривны с тех пор изменился так, что можно смело сказать: в 2014 г. в "трубу" было вложено не более 10% от необходимой суммы.

Надо обладать нездоровым оптимизмом, чтобы в такой ситуации ставить надежность своих энергопоставок в зависимость от Украины. Ничего личного, просто старение инфраструктуры. И крупный европейский бизнес это прекрасно понимает. Сегодня он наш естественный союзник. Осталось понять, насколько хватит его влияния.

Ведь если будет построен "Северный поток-2" и "Северный поток" получит возможность загружать 18 млрд куб. м, которые он сейчас резервирует под мифических иных поставщиков в регионе (50% от мощности газопровода OPAL), то вместе они полностью компенсируют украинский транзит (60-62 млрд куб. м в 2014 г.). Но подвисает вопрос энергобезопасности поставок на юг Европы и в Турцию.

Да, наши отношения с Турцией переживают не лучшие времена, но Эрдоганы приходят и уходят, а турецкий народ остается. Вот для этих стран пригодился бы "Южный поток" (пусть даже и в усеченном варианте: скажем, две нитки вместо четырех). Тем более что проблема Третьего энергопакета еще не решена.

Подытоживая, замечу, что возврат "Южного потока" был бы грандиозной внешнеполитической победой России, так как свидетельствовал бы о том, что ЕС не верит в нынешнего главного транзитера и не может обойтись без нашей страны".

По вопросу о мнимой независимости Болгарии соглашается с ним и руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

В интервью Федеральному агентству новостей он заявил: "То, что Болгария начинает зондировать почту относительно возобновления строительства "Южного потока", вполне понятно: этот проект давал ей немалые экономические выгоды. Но проблема заключается в том, что Болгария несамостоятельна. И любое решение по этому вопросу должно быть в первую очередь согласовано с Брюсселем".

При этом эксперт полагает, что говорить о шансах на возрождение "Южного потока" сейчас опрометчиво, так как "ЕС сейчас принимает все меры по диверсификации поставок углеводородов, пытается уменьшить долю России на европейских рынках". "Делается ставка на получение сланцевого газа, сланцевой нефти из США, сжиженного газа из Катара и т. д. Плюс осуществляется переход к возобновляемым ресурсам", - пояснил он.

Пока никто не может с уверенностью сказать, как будут развиваться события дальше. Ясно лишь то, что время поджимает и европейцам надо уже сейчас решать, как и откуда они будут получать газ после 2019 г., когда истечет транзитный договор с Украиной: будет ли строиться "Северный поток-2", будут ли обсуждаться какие-то дополнительные проекты, для реализации которых также требуется немало времени.

Газопровод «Южный поток» планировалось построить для доставки газа в Европу в обход бывших советских стран. Однако после ухудшения отношения с Европой реализация проекта была приостановлена. В качестве альтернативы началось обсуждение строительства «Турецкого потока», однако и этот проект был свернут из-за охлаждения политических отношений Москвы и Анкары. Будут ли введены в строй эти газопроводы, когда это произойдет и что собой представляет проект «Южный поток», рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Что такое «Южный поток»?

«Южный поток» — это проект строительства газопровода, который поможет связать Россию со странами Центральной и Южной Европы: Болгарией, Сербией, Венгрией, Хорватией, Словенией и Италией. Предполагается, что этот газопровод будет обладать мощностью 63 млрд кубометров.

Его подводная часть должна пройти по дну Черного моря от российского до болгарского побережья через экономическую зону Турции. Проект был создан российской газовой компанией ОАО «Газпром» и итальянской корпорацией ENI в 2007 году. В 2011 году к проекту присоединились французская и немецкая компании Electricite de France и Wintershall. Управляющая компания South Stream AG была зарегистрирована в Швейцарии в 2008 году. Основным конкурентом проекта называли газопровод Nabucco.

Сообщалось, что бюджет только морского участка «Южного потока» будет составлять от 10 млрд евро до 19–24 млрд евро, 30% из которых планируется обеспечить за счёт акционерного финансирования, а 70% — за счёт проектного финансирования.

Общая протяженность морской части «Южного потока» составит 900 км. Общая протяжённость трассы газотранспортной системы должна составить 2446 км, а максимальная глубина залегания газопровода в Чёрном море могла достичь отметки в 2250 м.

Нужно сказать, что при помощи «Южного потока» нельзя добиться полной независимости от стран-транзитеров газа — газопровод должен был пройти по дну в территориальных водах Украины, Румынии или Турции. От этих стран в любом случае нужно согласие на строительство и реализацию такого проекта.

Планировалось, что «Южный поток» заработает в 2015 году.

Газопровод должен был пролегать от станции «Русская» по дну Чёрного моря и проходить к побережью Болгарии. Далее предполагался наземный маршрут: через Сербию, Венгрию, Словению и Италию.

Проект «Южный поток» реализуется на территории восьми субъектов России: Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской области, Республики Мордовия и Краснодарского края.

Реализация проекта была разделена на два этапа, а чтобы построить «Южный поток», нужно было возвести 10 специальных компрессорных станций (КС).

На первом этапе необходимо было проложить западный маршрут от КС «Писаревка» (Воронежская область) до КС «Русская» (Анапский район, Краснодарский край). Второй этап предполагал строительство восточного маршрута КС «Починки» (Нижегородская область) — КС «Русская» (Анапский район, Краснодарский край).

Все новости по этой теме читайте

Нужно отметить, что концерн «Газпром» принял участие в реализации проекта «Южный поток» для расширения рынка сбыта газа в Европе и заметного снижения зависимости от Украины как страны-транзитера.

Как началось строительство «Южного потока»?

Первые межгосударственные переговоры по этому проекту прошли в 2008 году. Свое согласие на участие в нем дали Болгария, Сербия, Венгрия и Греция, а в 2009 году к ним присоединилась Словения.

По сообщениям СМИ, резко против строительства выступала Украина. Такую реакцию можно объяснить тем, что этот газопровод лишил бы страну части транзита. Однако международному согласованию «Южного потока» способствовал газовый конфликт Украины с РФ, который произошел в 2009 году. Тогда российский «Газпром» приостановил поставки газа на Украину из-за наличия неурегулированной задолженности, в результате чего без российского газа остались некоторые страны Восточной Европы.


Фото: ТАСС / Никольский Алексей

В 2009 году СМИ сообщили о переговорах России и Турции по сотрудничеству в газовой сфере. Через некоторые время российская и турецкая сторона подписали предварительное соглашение о реализации «Южного потока» в прибрежных водах Турции. Также Россией было получено разрешение на проведение геолого-разведочных работ в турецкой экономической зоне. В обмен на это наша страна согласилась принять участие в строительстве стратегически важного для Турции нефтепровода «Самсун — Джейхан» (Samsun — Ceyhan).

В декабре 2011 года Турция дала окончательное разрешение на строительство газопровода в своей исключительной экономической зоне.

Строительство наземного участка началось 10 июля 2012 года на территории Ростовской области. Предполагалось, что газопровод будет запущен в конце 2015 года, а в 2018 году выйдет на полную мощность.

Почему его строительство было приостановлено?

3 июня 2014 года Евросоюз потребовал от Болгарии «Южный поток». В Еврокомиссии утверждали, что данный газопровод не соответствует («третий энергопакет» — это пакет реформ в области газа и электроэнергии, утверждённый в Евросоюзе в 2009 году. Он направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. По мнению Еврокомиссии, директивы данного пакета помогут повысить конкуренцию, позволят выйти на рынок новым игрокам, а также снизят цены на энергию.)

Кроме того, Брюссель подозревал Софию в нарушении европейского законодательства во время проведения тендеров на сооружение газопровода.

Напомним, что еще в апреле 2014 года Россия подала иск во Всемирную торговую организацию о начале процедуры судебного разбирательства в связи с применением Евросоюзом мер «Третьего энергопакета». По мнению Москвы, директивы противоречат обязательствам ЕС в ВТО по базовым принципам не дискриминации и доступа на рынок.


Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

«Все работали по плану. Были проблемы в Болгарии, но все силы были направлены на то, чтобы получить разрешения на строительство до 1 апреля 2015 года, – вспоминает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». – И вдруг в понедельник вечером пришла новость». Во время визита в Турцию президент Владимир Путин заявил, что проект «Южный поток» закрыт – нет разрешения от Болгарии. А предправления газового концерна Алексей Миллер тут же подписал соглашение о строительстве газопровода такой же мощности, как «Южный поток» (63 млрд куб. м в год), только до границы Турции и Греции.

Еще в июне Миллер заявлял: «Запретить нам строить «Южный поток» никто не может, поэтому строительство будет продолжено». Но такой человек нашелся. Решение об остановке «Южного потока» принимал лично Владимир Путин, уверяют сразу несколько человек, знакомых с деталями проекта. И даже больше: решение созрело давно – нужно было только найти альтернативу.

Но до турецкого гамбита Путина «Газпром» не вел никаких консультаций о завершении проекта с его иностранными акционерами, уверяют Forbes два человека в двух компаниях-акционерах South Stream Transport (оператор морской части «Южного потока»).

По их словам, пока никаких новых вводных от «Газпрома» не поступало. «У нас нет понимания, будут ли нужны («Газпрому») старые акционеры. Как дальше сложится ситуация? – размышляет один из них. – Будет ли компенсация или продажа, неизвестно».

А тем временем весь мир гадает, почему иссяк «Южный поток» и навсегда ли. «У проекта были финансовые проблемы», – говорят одни эксперты. «Россия просто шантажирует Европу, а на самом деле построит этот газопровод», – считают другие. «Проект остановили из-за наших санкций», – уверены представители Белого дома. «Россия только прикрылась Болгарией, а на самом деле «Южный поток» не выгоден из-за падения цен на углеводороды», – считают европейские комментаторы. Forbes выяснял, что помешало «Южному потоку».

Газопровод и санкции

«Газпром» – основной владелец структур, занимавшихся строительством газопровода «Южный поток». Для строительства морской части была создана компания South Stream Transport, где 50% – у «Газпрома», 20% – у Eni, по 15% – у EDF Group и Wintershall AG. В каждой из стран, по территории которых должен был пройти «Южный поток» (Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии), также созданы совместные предприятия. На начальном этапе морская и сухопутная (европейская) части «Южного потока» оценивались в €16,6 млрд, а российская (нужно построить дополнительно 2500 км линейных газопроводов до Анапы и 10 компрессорных станций – проект «Южный коридор») – примерно в $2,6 млрд (за последний два года эта сумма выросла на 80% до $4,66 млрд).

Все затраты на территории России на «Южный коридор» «Газпром» компенсирует за счет средств из чистого денежного потока и внутрикорпоративного (нецелевого) кредитования, объяснил Forbes человек, близкий к монополии. А схема финансирования строительства морской и европейской части газопровода предлагала вклад собственных средств акционеров только в размере 30%. Остальные 70% планировалось привлечь в виде долгосрочных кредитов кредитно-экспортных агентств, международных коммерческих банков и других международных финансовых структур.

«C организацией финансирования, несмотря на определенные сложности на финансовых рынках, серьезных проблем не было», – рассказывает исполнительный директор «РБПФ Проектное финансирование» Руслан Вазетдинов (его организация привлекалась в числе финансовых консультантов для морского участка «Южного потока»). Основные кредиторы морского участка – это иностранные агентства экспортного кредитования, которые призваны покрывать политические риски и поддерживать экспорт из своих стран, поясняет топ-менеджер. «В переговорах с этими агентствами основные условия кредитования (term sheet) были согласованы на 90 с лишним процентов», – уверяет он, подчеркивая, что переговоры о привлечении заемного финансирования были в весьма продвинутой стадии.

Если санкции и повлияли, то не критично – у финансистов стало больше бумажной работы, говорит еще один собеседник Forbes, близкий к организации финансирования.

Для привлечения заемных средств нужно было получить специальные разрешения у европейских чиновников: после введения санкций компании должны согласовывать проекты, связанные с Россией. «Пришлось даже от правительства Голландии получать подтверждение, что ни секторальные, ни финансовые санкции не препятствуют строительству «Южного потока» и исполнению своих обязательств перед поставщиками по финансированию», – рассказывает он. Основные документы были получены, уверяет собеседник Forbes, и на это ушло два месяца. За все это время, продолжает он, ни одно из иностранных агентств из переговоров не выходило – все отнеслись с пониманием к ситуации и интересам своих поставщиков.

«В отношении банковского финансирования можно отметить, что обычно одним из наиболее существенных условий предоставления именно долгосрочного проектного финансирования является успешное завершение всей разрешительной работы», – добавляет представитель консалтинговой компании WhiteWaters Павел Ачикян. WhiteWaters выиграла тендеры на оказание консультационных услуг по разработке модели денежного потока для расчета транспортного тарифа по участку газопровода «Южный поток» на территории Сербии и Венгрии, следует из итоговых протоколов конкурсов с сайта госзакупок, которые изучил Forbes.

По словам Ачикяна, в случае, если получение необходимых документов затягивается, банки, как правило, «не дают возможности провести выборки в рамках линий по проектному финансированию». Таким образом, не имея разрешений властей, а в случае с Болгарией при наличии прямого запрета строить газопровод (по рекомендации Еврокомиссии), операторы «Южного потока» не могли пользоваться проектным финансированием. Видимо, для «Газпрома» это не проблема: холдинг вообще готов обойтись без внешнего финансирования при строительстве «Южного потока», заявлял летом за несколько недель до отставки гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев, не вдаваясь в детали.

В ноябре «Газпром» признал, что морской и европейский участки «Южного потока» тоже существенно подорожали (как и «Южный коридор») – с €10 млрд до €14 млрд и с €6,6 млрд до €9,5 млрд соответственно. Но член правления «Газпрома» Владимир Марков заявил тогда, что даже с учетом роста стоимости «Южный поток» входит в параметры внутренней нормы доходности, установленные компанией. По данным источника Forbes, знакомого с деталями проекта, норма доходности «Южного потока» составляет 10%.

Газопровод и нефть

Формула цен на газ включает целый ряд параметров, но главным из них можно считать привязку цены на газ к ценам на нефть, с отсрочкой в несколько месяцев. «На нефтяной индексации они сами настаивали, а могли бы распределить риски между нефтью и спотом. «Газпром» сползает в убытки: газовые цены падают следом за нефтью, объемы продаж тоже», – говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Газпром» предупреждал инвесторов, что в случае снижения цен на газ может пойти на сокращение инвестпрограммы, следует из проспекта облигаций (есть в распоряжении Forbes). Но на пресс-конференции накануне годового собрания акционеров «Газпрома», заместитель председателя правления монополии Виталий Маркелов заявил, что даже если инвестпрограмму будут сокращать, такие проекты, как «Сила Сибири» и «Южный поток», будут построены в первоочередном порядке. «Если цены останутся на нынешнем уровне еще на несколько недель, то «Газпром» может отложить и «Силу Сибири». При таких ценах экспорт будет убыточным», – пессимистичен Корчемкин.

При проведении предпроектных финансово-экономических работ по долгосрочным комплексным проектам проводится анализ различных макроэкономических сценариев, в том числе при низкой цене на нефть, поясняет Павел Ачикян из WhiteWaters. Цена на нефть обладает определенной волатильностью, но говорить о прямой связи между рыночной стоимостью углеводородов и экономическими результатами отдельных инфраструктурных проектов некорректно, считает он. Эти проекты окупаются не за счет продажи углеводородов, поясняет эксперт: «Источником выручки таких проектов является плата за транспортировку, размер которой согласовывается сторонами заранее. Это, в первую очередь, влияет на экономику проекта и интерес банков».

Газопроводы не строят, пока не согласован принцип расчета тарифов, – если это не Россия, где тариф определяет государство.

При этом цена на газ, как правило, – одна из составляющих тарифа на прокачку газа. Например, из-за спора о цене газа для Украины, непонятно было, сколько «Газпром» должен был платить «Нафтогазу» за транзит газа в Европу. Но даже если нефтяные цены в конечном счете повлияли бы на экономику «Южного потока», нужно учитывать, что этот проект имел политическое значение, а значит, даже несмотря на низкую эффективность, могло быть принято решение его реализовать, поясняет человек, близкий к одной из дочерних структур «Газпрома». «Исходя из финансовой ситуации по «Газпрому» в целом, могу предположить, что если бы задачу сделать такой проект перед «Газпромом» поставили, «Газпром» бы эту задачу выполнил, – у него была бы такая возможность», – добавляет собеседник Forbes.

Газопровод и политика

Путин объяснил отказ от «Южного потока» отсутствием разрешения на строительства в Болгарии. Остановить строительство своего участка газопровода Еврокомиссия попросила Болгарию летом.

«Отсутствие разрешения на строительство в Болгарии – это скорее повод, нежели действительная причина», – считает человек, близкий к переговорам.

C ним согласен человек, близкий к одному из акционеров проекта. Первоначально Еврокомиссия потребовала от Болгарии инициировать проверку тендера на строительство болгарского участка «Южного потока» из-за подозрений, что компании нарушили некоторые процедуры проведения таких конкурсов, прописанных для стран Евросоюза. Спорный тендер выиграл консорциум с участием «Стройтрансгаза». Эта компания, как и ее совладелец Геннадий Тимченко, попали под санкции США. Российская сторона пошла навстречу и заменила участника консорциума на «дочку» «Газпрома», но «Южному потоку» это не помогло.

Сами чиновники Еврокомиссии признавали, что дело не столько в конкурсе, сколько в «третьем энергопакете», по которому производитель энергоресурсов не может владеть транспортной инфраструктурой в Европе. Впрочем, правила действуют не для всех. В 2011 году конкурент «Южного потока» – газопровод TAP, который пройдет из Азейрбайджана через Турцию в Евросоюз – обратился за разрешением быть исключенным из норм «третьего энергопакета», и в начале 2013 года такое разрешение получил.

Россия много лет добивается такого исключения для себя: не помогло даже вмешательство в переговоры президента Путина. В новых политических обстоятельствах у российского проекта не было вариантов договориться о реализации проекта на равных условиях с азербайджанским ТАР, объясняет человек, близкий к одной из структур «Газпрома». «В определенный момент возникло понимание того, что сделать проект эффективным, не добившись для него исключения из норм «третьего энергопакета» в нынешней политической реальности – непосильная задача», – добавляет один из собеседников Forbes. Из-за норм «третьего энергопакета» сейчас лишь на 50% загружен газопровод Opal – отвод от «Северного потока»: «Газпром» обязан держать резерв мощности, на случай если доступ к трубе захотят получить и другие продавцы газа.

Но безальтернативное закрытие «Южного потока», строительство которого открывал Путин, – удар по имиджу и признание бесполезности затрат на российскую часть газопровода – «Южный коридор». Для подготовки альтернативы нужно было время. Сразу после того, как начались проблемы с Болгарией, между Россией и Турцией состоялось несколько встреч. Министр энергетики Александр Новак уверял, что возможность строительства «Южного потока» через территорию Турции, в случае если Болгария откажется от прокладки газопровода по своей территории, не обсуждалась. «Теоретически такая возможность есть. В первую очередь здесь нужно определиться «Газпрому» с точки зрения экономики проекта. Если такие предложения прозвучат, то можно будет вести переговоры». А в конце ноября, за несколько дней до визита Путина в Турцию, Новак сказал, что обсуждается идея расширения «Голубого потока» – газопровода, который также идет по дну Черного моря, но только до Анкары.

Формально, в случае строительства газопровода через Турцию «Газпром» сможет обеспечивать дополнительными поставками рынки Средней Азии и частично решить проблемы поставок газа на рынок Европы. «Далее за счет аренды мощностей локальных трубопроводов «Газпром» сможет направлять газ европейским клиентам, для того чтобы исполнять свои обязательства перед европейскими клиентами», – рассказывает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». «Но газопровод через Турцию на практике ничего не решит, поскольку газопровод тупиковый. Он упрется в границу Греции и будет ждать, пока европейцы решат (или не решат) построить свою трубу», – считает Корчемкин.

Представители Eni, Wintershall, EdF, «Газпрома», «Стройтрансгаза», «Сройгазмонтажа», а также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев. Представители болгарской стороны не ответили на запрос Forbes, а по телефонам были недоступны.

Об этом в Варне сообщил атташе по торговле РФ в Болгарии Игорь Илингин .

«Вероятно, проект будет реализован», — цитирует его издание Dnevnik. Илингин напомнил слова президента России Владимира Путина о том, что Москве нужны «железобетонные гарантии» Болгарии, для того чтобы вернуться к реализации «Южного потока».

Напомню, проект «Южного Потока» затевался как альтернатива украинскому транзиту. Трубопровод мощностью 63 млрд кубометров в год должен был пройти через территории России, Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении, Австрии, Италии с отводами в Хорватию. Но из-за охлаждений отношений с Евросоюзом по украинскому вопросу Брюссель стал чинить газопроводу препятствия. Свои претензии ЕС объяснял несоответствием проекта правилам Третьего энергетического пакета, по которым одна и та же компания (в нашем случае «Газпром») не вправе одновременно отвечать за транспортировку топлива и заниматься его поставками. Также Брюссель требовал от Москвы допуска к газопроводу сторонних экспортёров. Первой страной, приостановившей работы по «Южному потоку», стала как раз Болгария. В результате Россия отказалась от этого проекта, но не от идеи поставлять газ европейским потребителям в обход Украины. Москва договорилась с Анкарой о строительстве другого газопровода: «Турецкий поток».

Сегодня Россия уже согласовала все вопросы о строительстве «Турецкого потока». Поэтому в сегодняшней ситуации РФ может вести переговоры по «Южному потоку» с позиции силы, диктовать свои условия. Хотя Россия имеет свои интересы в данном проекте.

«Южный поток» может стать альтернативой турецкому газовому маршруту. Ввиду нестабильных отношений России и Турции это очень серьёзный аргумент в пользу «Южного потока». При этом речь должна идти не об одном проекте, а о реализации обоих маршрутов.

Строительство двух веток газопроводов в Чёрном море в разных направлениях усилит переговорные позиции России как со странами ЕС, так и с Турцией, которая слишком сильно давит на скидочные программы по газовым контрактам. «Южный поток» — это прямой выход на европейские рынки, тогда как «Турецкий поток» подразумевает транзит, и ещё неизвестно, насколько надёжной будет Турция в качестве транзитёра. В любом случае такая схема доставки газа в Европу подразумевает риски, от которых Россия пытается уйти, ограничивая транзит через Украину.

Для Европы «Южный поток» также представляет серьёзный интерес. Во-первых, «Турецкий поток» подразумевает транзитные риски и для ЕС. Во-вторых, турецкий маршрут увеличивает логистическое плечо, а значит, и конечные цены для потребителей, в которые, кстати, войдёт и транзитная составляющая. «Южный поток» позволит избежать эти ценовых надбавок для европейских потребителей.

По причине заинтересованности как минимум России и стран Балканского полуострова проект «Южного потока» действительно может быть реанимирован. Однако Евросоюз уже неоднократно демонстрировал, что готов идти в отношениях с Россией на принцип, даже если это экономически нецелесообразно, например, как в случае с допуском «Газпрома» к газопроводу OPAL. Gока о заинтересованности в «Южном потоке» не заявят официальные власти ЕС, о проекте можно рассуждать лишь в сослагательном наклонении.