Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ускорения социально экономического развития страны. Курс на ускорение социально – экономического развития страны

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А.Тихонов, которого затем сменил Н.И.Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития».

Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С.Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.

Под понятие «ускорение» подводилась и «активная социальная политика». Было обещано «круто повернуть» экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой заключалась в последовательном и повсеместном утверждении принципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985-1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года.

Среди них выделялись две - продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей, ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной («каждой семье благоустроенную отдельную квартиру») отодвигалось на конец века.

С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль «ключевого звена» реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производительным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был первый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С.Горбачев призвал мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм «молодого поколения» надеялись направить на приведение в действие «скрытых резервов» роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добиться ускорения.


Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух, четы-рехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая инстанция - госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1986, стр. 3-15

Решения XXVII съезда КПСС - в жизнь!

Стратегия ускорения социально-экономического развития страны*

Полковник В. А. ЗУБКОВ ,

кандидат экономических наук, доцент

* Статью рекомендуется использовать на занятиях по марксистско-ленинской подготовке (тема № 2). По теме № 1 см. статьи: «Руководящая сила советского общества» (1986, № 2); «Реалистическая, всесторонне взвешенная программа коммунистического созидания и упрочения мира» (1986, № 3).

КРУПНЕЙШИМ достижением современной марксистско-ленинской мысли является выдвинутая апрельским (1985 года) Пленумом ЦК КПСС, творчески развитая и обоснованная XXVII съездом партии стратегия ускорения социально-экономического развития страны.

Стратегический курс на ускорение объективно обусловлен, реалистичен и актуален. Он продиктован суровой необходимостью решающих перемен на переломном этапе в жизни страны, современного мира в целом. Предстоит быстрее двигаться вперед, в кратчайшие исторические сроки выйти на новые рубежи, подняться к новым высотам общественного прогресса. Это потребовало крутой перестройки, подлинно революционных преобразований во всех сферах общественной жизни страны; коренного обновления материально-технической базы; совершенствования общественных отношений, и в первую очередь экономических; глубоких перемен в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей; активизации всей системы политических, общественных и идеологических институтов.

Реализация курса на ускорение, перестройку, достижение качественно нового состояния советского общества, подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступая на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук, немыслима без активизации идейно-теоретической деятельности, без надежного научного обеспечения практических мер по совершенствованию общественных отношений развивающегося социализма.

XXVII съезд КПСС, проанализировав с позиций марксизма-ленинизма все стороны жизни нашего общества, научно обосновал и материализовал в конкретных цифрах и заданиях стратегический курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, который соединяет в себе величие целей коммунистического строительства и действенные методы их достижения, определяет темпы и характер нашего движения вперед. Линия на ускорение отныне стала законом жизни партии и государства, руководством к действию для каждого советского человека.

Необходимость ускорения, как подчеркнуто в материалах XXVII съезда КПСС, диктуется прежде всего внутренними потребностями страны, грандиозными задачами, выдвинутыми съездом. За текущие 15 лет необходимо сделать столько, сколько сделано почти за 70 лет Советской власти. Предстоит увеличить национальный доход почти в два раза, выпуск промышленной продукции не менее чем в два раза, создать производственный потенциал, равный по своим масштабам накопленному за все предшествующие годы, вывести народное хозяйство на самые передовые рубежи науки и техники.

Реализация этих беспрецедентных по своим масштабам задач невозможна без преодоления проявившихся в 70-е и начале 80-х годов трудностей и негативных процессов в социально-экономическом развитии страны. Народное хозяйство начало терять тот высокий динамизм, который был прежде и лежал в основе огромных достижений советского общества, свидетельствовал о бесспорных преимуществах социализма перед капитализмом. В это время заметно снизились темпы роста экономики, производительности труда, ухудшились некоторые другие показатели эффективности, замедлился научно-технический прогресс, усилились диспропорции в экономике, не выполнялись задания пятилетних планов, не в полном объеме осуществлялись и намечавшиеся социальные мероприятия.

Главной причиной отставания партия считает то, что своевременно не была дана политическая оценка изменению экономической ситуации, не осознавалась вся острота и неотложность перевода экономики на интенсивные методы развития, не проявлялись настойчивость и последовательность в решении назревших вопросов перестройки экономической политики, хозяйственного механизма, самой психологии хозяйственной деятельности.

В материалах XXVII съезда КПСС отмечалось, что необходимость ускорения вызывается также серьезными внешними обстоятельствами. Исторические судьбы социализма, его позиции в мире, развитие мирового революционного процесса во многом определяются нашими успехами на экономическом фронте. История подтверждает глубокий смысл ленинских указаний о том, что «главное свое воздействие на международную революцию мы оказываем своей хозяйственной политикой... На это поприще борьба перенесена во всемирном масштабе. Решим мы эту задачу - и тогда мы выиграли в международном масштабе наверняка и окончательно» (Поли. собр.соч., т. 43, с. 341). Ускорение обеспечит нашей стране полную экономическую независимость от капиталистических стран, и прежде всего на стратегически важных направлениях. Оно позволит внести весомый вклад в укрепление позиций мировой социалистической системы, упрочить и усилить ее роль как влиятельнейшей силы современности.

Важным событием международной жизни, в борьбе против гонки вооружений, за запрещение и ликвидацию ядерного оружия, за то, чтобы отвести военную угрозу от всего земного шара, явилась советско-американская встреча на высшем уровне в Рейкьявике. Позиция советской стороны на этой встрече была честной и открытой. На стол переговоров был положен целый пакет крупных мер, которые, будь они приняты, положили бы начало новой эпохе в жизни человечества - эпохе безъядерной. В этом суть кардинального перелома в мировой обстановке, возможность которого была очевидной и реальной. Речь шла уже не об ограничении ядерных вооружений, как это было в договорах ОСВ-1, ОСВ-2 и других, а о ликвидации ядерного оружия в сравнительно короткие сроки. К сожалению, практически достигнутое согласие по указанным вопросам не удалось воплотить в обязывающие стороны договоренности.

Одобрив деятельность товарища Горбачева М. С. на встрече с президентом США, Политбюро ЦК КПСС отметило, что создалась качественно новая ситуация, борьба за ядерное разоружение вышла на более высокий рубеж, с которого теперь необходимо дальше наращивать усилия с целью радикальных сокращений и полной ликвидации ядерного оружия. В этой связи была подчеркнута необходимость продолжать контакты и переговоры, в том числе в Женеве, по всему комплексу вопросов ядерных и космических вооружений на основе платформы, выдвинутой советской стороной в Рейкьявике.

Было бы роковым шагом пройти мимо исторического шанса для кардинального решения проблем войны и мира. Нужно сделать все для того, чтобы этот шанс использовать. Это отвечает коренным интересам народов СССР и США, интересам всего человечества.

На заседаний Политбюро ЦК КПСС были рассмотрены и одобрены конкретные внешнеполитические мероприятия, направленные на проведение этой принципиальной линии в связи с итогами встречи в Рейкьявике.

Концепция ускорения базируется на тщательно выверенных возможностях советского общества. Для успешного ее решения страна располагает необходимыми условиями и предпосылками: огромным производственным потенциалом, передовой наукой, высококвалифицированными кадрами рабочих, колхозников, инженерно-технического состава, богатыми природными ресурсами.

В чем же состоят сущность и содержание стратегии ускорения социально-экономического развития? Это прежде всего повышение темпов экономического роста. Суть его - в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Курс на ускорение предусматривает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости. Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс.

Стратегия ускорения выдвигает новые задачи перед наукой. Важно обеспечить, записано в Программе КПСС, опережающее развитие поисковых фундаментальных исследований, добиваться быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве и других областях человеческой деятельности.

В речи на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук товарищ Горбачев М. С. подчеркнул, что до того, как мы достигнем качественно нового состояния нашего общества, мы должны добиться крупных интеллектуальных побед, существенно продвинуться в сфере теории, в творческом осмысливании новых явлений и процессов жизни.

Теория необходима не только для перспективной социальной и политической ориентации. Она нужна буквально для каждого нашего шага вперед. Ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос не может быть решен, не будучи осмыслен и обоснован теоретически. Сама теоретическая деятельность становится одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, наиважнейшим инструментом перестройки. Словом, активизацию теоретического фронта ЦК КПСС рассматривает как важнейшую задачу. Это неотъемлемая составляющая нашей стратегии, неотложная и объективная социальная потребность.

Выдвигаемая партией задача ускорения требует глубоких сдвигов в экономике. «Предстоит, - подчеркивается в Программе КПСС, - осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, каждую отрасль на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом».

Главными средствами осуществления стратегической линии партии являются научно-технический прогресс, коренное преобразование производительных сил общества. К. Маркс неоднократно подчеркивал, что общественное производство может быть динамичным и интенсивным, «если применяются более эффективные средства производства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 353, 420-424; т. 24, с. 360-361, 399). Развивая эту мысль, В. И. Ленин отмечал, что быстрое развитие социализма немыслимо без «техники, построенной по последнему слову новейшей науки...» (Поли. собр. соч., т. 36, с. 300).

Для кардинального улучшения технического состояния производства предстоит осуществить крутую перестройку инвестиционной и структурной политики. Суть перемен - в перенесении центра внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных- на конечные результаты, с расширения производственных фондов - на их обновление, с наращивания топливно-сырьевых ресурсов - на улучшение их использования, на ускоренное развитие наукоемких отраслей, производственной и социальной инфраструктуры. Необходимость такого изменения вызывается тем, что основные производственные фонды народного хозяйства составили 1,5 триллиона рублей, но значительная часть их устарела. На протяжении многих лет снижается фондоотдача, быстро растет число новых рабочих мест и вместе с тем слабо механизируется производство. Ручным трудом занято сейчас около 50 миллионов человек.

В двенадцатой пятилетке в соответствии с историческими решениями XXVII съезда КПСС предусмотрено ускорить разработку и внедрение в народное хозяйство новых поколений высокоэффективной техники, сконцентрировать усилия на таких направлениях, как развитие электроники, робототехники, комплексной автоматизации производственных процессов вплоть до создания заводов-автоматов, работающих по так называемой «безлюдной» технологии. Уровень автоматизации в среднем по народному хозяйству за пятилетие возрастет в два раза, а парк промышленных роботов увеличится в три раза. Широко будут применяться принципиально новые технологии - мембранная, лазерная, плазменная, технологии с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т. Д.

Приоритетное значение получает развитие машиностроительного комплекса - той сферы, где материализуются новейшие достижения науки и техники. В ближайшие пять лет на его развитие направляется в 1,8 раза больше капитальных вложений, чем в предшествующее пятилетие.

Существенно меняется и общая структура капитальных вложений. Долю их, направляемую на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, намечено увеличить с 37 проц. в 1985 году до 50 в 1990-м. Это позволит омолодить производственный аппарат, преодолеть сложившуюся за последнее время тенденцию его физического и морального старения. Только в двенадцатой пятилетке на эти цели ассигнуется свыше 200 миллиардов рублей - больше, чем за предшествующие десять лет. Объем выбытия устаревших производственных основных фондов по сравнению с одиннадцатой пятилеткой планируется увеличить не менее чем в два раза, более чем на треть обновить их активную часть.

Решение задач инвестиционной политики невозможно без коренного улучшения капитального строительства. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что необходимо как минимум в два раза сократить инвестиционный цикл как при реконструкции предприятий, так и при сооружении новых объектов. Осуществление намеченных на двенадцатую пятилетку мероприятий по внедрению новой техники и технологии обеспечит более двух третей прироста производительности общественного труда и снижение себестоимости в промышленности на 28 миллиардов рублей.

Ускорение научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной перестройки требует в свою очередь значительной активизации финансовой политики. КПСС руководствуется ленинским указанием о том, что «всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике» (Полн. собр. соч., т. 36, с. 351). Проблем здесь немало. Большие масштабы, в частности, приобрела вредная практика перераспределения доходов, при которой убытки отстающих предприятий, министерств, регионов покрываются за счет работающих прибыльно. Потерял свое подлинное назначение кредит.

Для существенного повышения гибкости и действенности финансовой политики необходимо нацелить все ее рычаги и звенья на техническое перевооружение производства, рост его эффективности, улучшение качества хозяйственной деятельности. Финансово-кредитный механизм призван максимально содействовать переводу предприятий и объединений на полный хозяйственный расчет, укреплению материальной заинтересованности и ответственности трудовых коллективов.

Важное место в стратегии ускорения принадлежит современной аграрной политике. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС предстоит завершить перевод сельского хозяйства на индустриальную базу, повсеместно внедрить научные системы земледелия и животноводства, интенсивные технологии, повысить эффективность агропромышленного комплекса (АПК), добиться полного удовлетворения потребностей страны в его продукции. Намечается увеличить в текущие пять лет среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства на 14-16 проц. по сравнению с 6 проц. в одиннадцатой пятилетке. С этой целью в агропромышленный комплекс направляется треть всех капитальных вложений. Однако, как подчеркивалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС, направленные в эту сферу огромные ресурсы пока не дают должной отдачи. Наметившиеся позитивные сдвиги происходят не во всех отраслях АПК и далеко не во всех областях, краях и республиках. Остро стоит задача обеспечения устойчивости производства продукции растениеводства, и прежде всего зерновых и кормовых культур. Только через широкое применение прогрессивных технологий, передовых методов ведения хозяйства, концентрацию ресурсов на решающих направлениях, умелое использование преимуществ, заложенных в новом хозяйственном механизме и структуре управления, можно успешно решить задачи, поставленные Продовольственной программой СССР.

Создание качественно нового научно-технического базиса производства потребует определенного времени. А ускорение социально-экономического развития не терпит промедления. Поэтому XXVII съезд КПСС поставил задачу привести в действие огромные резервы, которые могут быть использованы немедленно. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если задействовать организационно-экономические и социальные резервы, и в первую очередь активизировать человеческий фактор, добиться, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.

Большое значение в этой связи приобретают улучшение организации труда, ликвидация различного рода простоев, повышение трудовой дисциплины. Эти мероприятия дают значительный экономический результат, не требуя дополнительных материальных издержек. Так, при обследовании по заданию ЦК КПСС 16 предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности, расположенных в разных республиках и областях страны, выяснилось, что производительность труда у многих в эти дни была выше на 10- 20 проц.. Важными являются и вопросы своевременной и качественной поставки сырья, топлива, комплектующих изделий, подачи вагонов и т. д. Партия требует неуклонно повышать ответственность руководителей за выполнение договорных обязательств без каких-либо скидок на объективные условия. Однако сейчас уже недостаточно простой исполнительности, хотя и ее порой не хватает. Все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение; способность не терять из виду политический смысл хозяйствования.

Существенными факторами повышения производительности труда являются рост культуры производства и квалификации работников, широкое применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование нормирования, системы материального и морального стимулирования, улучшение социальных условий трудовой деятельности, развертывание социалистического соревнования.

Не менее важный резерв, который следует использовать, - борьба с расточительством и потерями. Ресурсосбережение - решающий источник удовлетворения возрастающих потребностей в сырье, материалах, топливе, электроэнергии. Однако не все хозяйственные руководители, как отмечалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС, понимают важность этой задачи. Некоторые предприятия по-прежнему допускают прямые потери ценнейшего сырья и продуктов. В факелах бесполезно сжигается ежегодно 13 миллиардов кубометров попутного нефтяного газа. При железнодорожных перевозках теряются миллионы тонн угля. Потери сельскохозяйственной продукции достигают в целом почти 20 проц. Мы, подчеркнул товарищ Горбачев М. С, обязаны объявить беспощадную борьбу расточительству, установить жесточайший режим экономии. Нужно также, чтобы бережливость стала привычкой, органичной чертой каждого труженика. За счет экономии можно на 75-80 проц. удовлетворять прирост потребностей народного хозяйства в топливе, энергии, сырье и материалах. Для этого необходимо осуществлять переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям. Огромное значение имеет полное использование вторичных материальных ресурсов и отходов производства. Только в 1986 году вовлечение в производство вторичных ресурсов позволит высвободить первичного сырья на сумму около 13 миллиардов рублей.

Ускорение роста общественного производства тесно связано с улучшением качества продукции. Низкое качество - самый опасный вид расточительства. Товары с высокими потребительскими свойствами, как правило, требуют на единицу полезного эффекта меньше материальных и трудовых ресурсов на производство и реализацию, нуждаются в относительно меньших затратах для поддержания их нормального функционирования в течение длительного времени (расходы на ремонт, запасные части, время на обслуживание и т. п.). Подсчитано, что только доведение потребления электроэнергии бытовой техникой до лучших показателей позволит сэкономить в год 20 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Это почти вдвое превысит годовую выработку Волжской электростанции имени Ленина. На двенадцатую пятилетку поставлены задачи: увеличения доли продукции высшей категории качества в 1,9-2,1 раза, ориентации стандартов и технических условий на мировые достижения, завершения в основном внедрения комплексных систем управления качеством.

Необходимыми условиями ускорения социально-экономического развития являются совершенствование производственных отношений, поддержание их устойчивого соответствия постоянно развивающимся производительным силам, своевременное выявление и разрешение возникающих между ними неантагонистических противоречий. В этих целях осуществляются поиски наиболее эффективных форм и методов реализации возможностей общенародной и колхозно-кооперативной форм собственности, получают развитие межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция.

Большое значение партия придает совершенствованию распределительных отношений с целью усилить заинтересованность коллективов, каждого работника в достижении лучших народнохозяйственных результатов. Широкое развитие получают новые формы организации и оплаты труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, строительстве и сфере услуг, открывающие простор для проявления инициативы и повышающие заинтересованность и ответственность за высокие конечные результаты (хозяйственный подряд, аккордные системы и др.).

Для ускорения развития производства признано необходимым полнее использовать товарно-денежные и хозрасчетные отношения. Производственные отношения должны не только открывать простор для развития производительных сил, но и активно способствовать этому.

В решениях XXVII съезда КПСС отмечается, что выполнение задач ускорения социально-экономического развития невозможно без глубокой перестройки хозяйственного механизма, создания эффективной системы управления. В настоящее время взят курс на упрощение ее организационной структуры, сокращение управленческого аппарата, упразднение лишних звеньев, придание управлению современной организационной структуры (создание комплекса взаимосвязанных отраслей типа агропрома, научно-технических межотраслевых центров, разнообразных форм хозяйственных объединений и др.). Ставится задача повысить действенность централизованного руководства экономикой и в то же время решительно раздвинуть рамки самостоятельности хозяйственных звеньев.

Разработана система мер по широкому использованию экономических рычагов и стимулов (хозрасчет, цена, самоокупаемость, прибыль, кредит, нормативы и др.), призванная обеспечить повышение эффективности и динамичности общественного производства, качества работы, правильное сочетание интересов работника, коллектива и общества.

Поднимается на новую ступень научность, оперативность, гибкость планирования как важного инструмента реализации экономической стратегии партии. Повышается роль трудовых коллективов в управленческой деятельности. Вся система управления нацеливается на увеличение вклада каждого звена в достижение стратегических целей.

Поворот к качеству, эффективности, новым методам руководства происходит трудно и пока медленно. Тянут назад старые подходы, сильна еще инерция. Освоение новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживается громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления. Очень болезненно идет процесс перераспределения прав и обязанностей между центральными экономическими ведомствами, министерствами, с одной стороны, и предприятиями, производственными объединениями, трудовыми коллективами - с другой. Дает о себе знать бюрократизм - ярый противник широкого участия народных масс в делах управления.

Совершенствование управления настоятельно требует перестройки мышления, ясного понимания партийным активом, хозяйственными кадрами, трудящимися новых задач, отказа от сложившихся стереотипов.

Ускорение немыслимо без дальнейшего совершенствования политической системы общества. Оно должно быть нацелено на развитие самоуправленческих принципов. Ведущей силой и главным гарантом развития социалистического самоуправления выступает Коммунистическая партия, которая, выполняя руководящую роль в обществе, является и высшей формой общественно-политической самоуправляющейся организации. Сегодня партия решительно берет курс на усиление самостоятельности и активности местных органов власти, повышение четкости и оперативности в их деятельности, решительное искоренение проявлений ведомственности и местничества, безответственности и бюрократизма, казенно-равнодушного отношения к людям. Большое внимание придается также активизации народного контроля, усилению гласности, обеспечению регулярности и действенности системы отчетов исполкомов, судей, министров и руководителей других органов управления перед трудовыми коллективами и собраниями населения.

Неотъемлемой частью системы самоуправления народа выступает деятельность общественных организаций. Предусматривается дальнейшее расширение их функций и прав. В частности, намечается расширить круг вопросов, которые государственные органы могут решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих профсоюзных, комсомольских и других организаций, предоставить им право в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений.

Цели и задачи своей экономической политики партия рассматривает в органическом единстве с социальным развитием советского общества. Особого внимания к социальной сфере требуют прежде всего уроки прошлого. Известный перекос в сторону технократических подходов ослабил внимание к социальной стороне производства, быту, досугу людей, что не могло не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах труда, ослаблению дисциплины и другим отрицательным явлениям.

В двенадцатой пятилетке на базе ускорения развития экономики намечено повысить реальные доходы населения, улучшить снабжение продовольствием, товарами народного потребления, расширить сферу услуг, продолжить работу по совершенствованию здравоохранения и образования. Предусмотрено более чем в два раза увеличить средства на развитие сети и укрепление материальной базы учреждений культуры. Особое внимание уделяется решению жилищной проблемы. Предстоит построить 595 миллионов квадратных метров жилья. На повышение благосостояния народа намечено направить примерно четыре пятых национального дохода.

Стратегический курс на ускорение предполагает крутую перестройку во всех сферах общественной жизни. Она охватывает не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров. Первое полугодие двенадцатой пятилетки показало, что глубоких качественных изменений, которые закрепили бы тенденцию ускорения роста, пока не произошло. Страна находится в самом начале перестройки, подчеркивалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС.

Преобразования и реформы, намеченные в решениях апрельского (1985 года) Пленума Центрального Комитета партии и XXVII съезда КПСС, - это, отметил товарищ Горбачев М. С, настоящая революция во всей системе отношений в обществе, в умах и сердцах людей, психологии и понимании современного периода и прежде всего задач, порожденных бурным научно-техническим прогрессом. Сегодня очень четко надо видеть и различать тех, кто действительно начал перестраиваться, и тех, кто лишь подстраивается под новые веяния, ничего на практике не делая. Последние видят в этом процессе обновления зачастую не то, что в нем на самом деле заключено, а чуть ли не потрясение устоев, чуть ли не отказ от наших принципов. Старое не сдается без боя, оно находит новые формы приспособления к динамике жизни в различных схоластических хитросплетениях, подчеркнул товарищ Горбачев М. С. в выступлении на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук. Причем уже и понятия «ускорение», «перестройка» стараются вписать в рамки отживших догм и стереотипов, выхолащивая их новизну и революционную сущность. Следовательно, предстоит пласт за пластом снимать накопившиеся проблемы, избавляться от изжившего, смело идя на творческие решения. Сегодня каждому надо взглянуть прежде всего на себя и постараться справиться с собой. За истекшие годы в обстановке недостаточной критики, гласности, ответственности мы привыкли к тому, что вообще не отвечает принципам социализма. Это относится и к рядовым работникам, и к должностным лицам.

Процесс перестройки должен идти одновременно и сверху, и снизу. Она призвана охватить все эшелоны управления, все звенья политического и государственного руководства и сомкнуться с перестройкой в производственных коллективах. Работу по перестройке, отмечалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС, надо начинать с себя, с определения гражданской позиции, с активизации политической, трудовой деятельности, с усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты. Надо прежде всего поставить перед собой задачу - все делать по совести, с большой ответственностью.

Рассмотрение различных аспектов ускорения социально-экономического развития нашего общества показывает, что это сложный, многоплановый и многосторонний процесс, включающий научно разработанную экономическую стратегию, действенную социальную политику, целеустремленную, настойчивую и последовательную идейно-воспитательную и организаторскую работу. Итогом ускорения к концу столетия будет нарастающая динамика развития народного хозяйства: произойдет удвоение производственного потенциала и его качественное обновление; производительность труда вырастет в 2,3-2,5 раза; темпы роста национального дохода повысятся с 3,1 проц. в среднем за год в одиннадцатой пятилетке до 5 проц. в четырнадцатой, при этом его энергоемкость снизится в 1,4 раза и металлоемкость - почти в 2 раза.

Реализация программы ускорения прямо и косвенно способствует укреплению всех слагаемых оборонной мощи нашей Родины. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что без «серьезнейшей экономической подготовки вести современную войну против передового империализма... - вещь невозможная», что «побеждает на войне тот, у «ого больше резервов, больше источников силы...» (Полн. собр. соч., т. 35, с. 390; т. 39, с. 237). Это особенно важно в наше время, когда взаимосвязь между войной и экономикой существенно возросла. Современная война потребует колоссальных материальных ресурсов. Если во второй мировой войне на одного солдата расходовалось ежедневно около 20 кг различных материальных средств, то, по данным иностранной печати, сейчас расходуется от 40 до 100 (в локальных войнах - до 90-100 кг) в сутки. Предполагается, что потери в оружии и боевой технике на поле боя будут в 8-10 раз большими, чем в минувшей войне.

Курс на ускорение экономического развития обеспечивает динамическое наращивание материальной основы обороноспособности страны - экономического потенциала. К 2000 году намечено удвоить объем национального дохода и промышленной продукции. В результате суммарная величина произведенного национального дохода за этот период составит примерно 12 триллионов рублей, что больше, чем за все предшествующие годы Советской власти. Такое нарастание темпов и абсолютных приростов национального дохода позволит одновременно решать крупномасштабные экономические и социальные задачи, поддерживать на должном уровне обороноспособность страны.

Укреплению экономических основ обороноспособности страны будут способствовать и существенные структурные сдвиги в народном хозяйстве, определяемые стратегией ускорения. Намечены высокие темпы роста машиностроения - основы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и поддержания на должном уровне военной мощи Советского государства. Оно будет развиваться в 1,9 раза быстрее, чем промышленность в целом.

В самом машиностроении приоритетное развитие получат современное станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, вычислительная техника и приборостроение - подлинные катализаторы революционных перемен в технологии и организации производства, базисные отрасли, обеспечивающие выпуск современных средств вооруженной борьбы.

Важное народнохозяйственное и оборонное значение имеют сдвиги в производстве конструкционных мате р налов. Значительно увеличится выпуск материалов с заданными свойствами, в том числе синтетических, композиционных, сверхчистых, существенно улучшится качество традиционных. Это будет способствовать дальнейшему улучшению тактико-технических и других качеств оружия и боевой техники.

Предусмотренные на двенадцатую пятилетку я на период до 2000 года сдвиги в размещении производительных сил за счет более быстрого промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, комплексного развития хозяйства союзных республик, ограничения роста крупных городов и преимущественного развития малых и средних городов, развитие территориально-производственных комплексов существенно повысят живучесть и устойчивость нашей экономики в военное время.

Как уже отмечалось, главным рычагом ускорения социально-экономического развития является научно-технический прогресс. Вместе с тем он служит одним из основных факторов оборонного могущества нашей Родины, боевого потенциала Вооруженных Сил.

Умело и целенаправленно используя достижения науки и техники, наша страна получает возможность производить любые, самые современные средства вооруженной борьбы, на которые делает ставку и рассчитывает в будущем противник. Это особенно важно в современных условиях, когда милитаристские круги США пытаются перенести центр тяжести развязанной ими гонки вооружений в сферу качественного совершенствования оружия и боевой техники, создания новых систем, рассчитывая добиться таким образом военно-стратегического превосходства над СССР и другими странами социалистического содружества.

Военные программы американского империализма нацелены на ускоренное перевооружение США на базе качественно нового наступательного стратегического потенциала, создание космического оружия и превращение космоса в плацдарм для агрессии. Арсеналы США и европейских стран НАТО пополняются нейтронным, химическим, биологическим и другими новейшими средствами массового поражения и уничтожения. Предусматриваются разработка и принятие на вооружение новых видов «обычного» оружия, поражающая мощь которых приближается к тактическому ядерному оружию. Как отмечалось в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению от 18 августа 1986 года, гонка вооружений не ослабевает, а убыстряет свой бег, появилась опасность переноса ее в космос; идет форсированная милитаризация США и всего натовского блока. «Равновесие страха» перестает быть фактором сдерживания.

В мире идет все более глубокое осознание реальности ядерной угрозы. Отвести ее можно, лишь ликвидировав ядерное оружие, а в качестве первого шага - прекратить ядерные испытания, односторонний мораторий на которые продлен советской стороной до 1 января 1987 года. Отношение к ядерным взрывам - это экзамен на историческую зрелость. Более того, это пробный камень, на котором проверяются действительная целенаправленность и содержание внешней политики ядерного государства. Главная цель испытаний ядерного оружия, которые проводят Соединенные Штаты, - создание принципиально новых типов вооружений. «Наша цель, - подчеркнул товарищ Горбачев М. С,- сделать реальный шаг к реальному разоружению... Мы хотим сдвинуть с места переговоры, чтобы оттеснить ядерную угрозу ради безопасности всех и подлинной разрядки».

На конкретные практические шаги Советского Союза администрация США отвечает вызывающими военными демонстрациями, осуществляет материальную и психологическую подготовку мировой войны. Здесь и форсирование СОИ, и испытания противоспутникового комплекса АСАТ, другие акции, подрывающие Договор по ПРО, тут и испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты, новых самолетов и подводных лодок, заявление о выходе из Договора ОСВ-2, фантастические запросы на очередной военный бюджет, и ассигнования на бинарное оружие, и силовые разбойничьи «неоглобалистские» действия против Ливии, Никарагуа, на Юге Африки и в других местах, тут и создание новых военно-морских ударных формирований, и небывалые с 50-х годов по количеству задействованных средств военные маневры вблизи Советского Союза - от Северного моря и Балтики до Дальнего Востока. Прав маршал С. Ф. Ахромеев, сказавший на конференции в Стокгольме: «Представьте себе, что было бы, если бы подобные маневры развернули страны Варшавского Договора!».

Попытки гонкой вооружений экономически подорвать СССР, мировой социализм, подчеркивается в ответах товарища Горбачева М. С. на вопросы главного редактора газеты «Руде право» Зденека Горжени, мы хорошо видим. И сделаем все, чтобы не позволить сбыться этим злостным планам. Действовать будем сразу на нескольких направлениях: дипломатическом, военном, политическом и пропагандистском, но прежде всего - на экономическом. В этом плане качественный труд советских людей, трудящихся стран социалистического содружества - одновременно и вклад в дело мира.

Следуя ленинским заветам, КПСС, последовательно проводя миролюбивую внешнюю политику, прилагает все усилия к тому, чтобы Вооруженные Силы СССР находились на уровне, исключающем стратегическое превосходство сил империализма, чтобы всесторонне совершенствовалась обороноспособность Советского государства, укреплялось боевое содружество армий братских социалистических стран. Решение этой задачи требует от оборонных научно-исследовательских учреждений своевременно и правильно оценивать последние достижения научной и технической мысли с точки зрения возможностей применения их в военном деле. Важнейшее значение имеют фундаментальные исследования, раскрывающие новые свойства материи, новые законы природы, которые могут быть использованы для укрепления обороны страны.

Задача сохранения военно-стратегического паритета диктует необходимость быстро и целеустремленно вести научные проектные и конструкторские разработки, которые обеспечат создание и освоение принципиально новых видов оружия, коренное качественное совершенствование существующего.

Ускорение на базе научно-технического прогресса открывает широкие возможности для внедрения средств комплексной механизации и автоматизации, создания автоматизированных заводов в нашей оборонной промышленности и отдельных отраслях. При этом высвобождается значительная часть людей, что облегчает проблему трудовых и мобилизационных ресурсов в условиях войны. Так, гибкие автоматизированные участки, оборудованные отечественными обрабатывающими центрами и вычислительной техникой, дают шестикратное повышение производительности труда. Применение системы автоматизированного проектирования в конструкторских бюро авиационной промышленности позволило повысить производительность труда в три раза и сократить срок проектирования изделий на два с половиной года.

Ускорение социально-экономического развития окажет огромное влияние на боевой потенциал Вооруженных Сил.

Во-первых, от успехов проведения в жизнь концепции ускорения зависят качество вооружения и размеры средств, которые государство может направить на оснащение Вооруженных Сил, а также создание необходимых материально-технических заделов для решения перспективных" проблем развития и производства средств вооруженной борьбы и оснащения ими всех видов Вооруженных Сил и родов войск в необходимом количестве и в заданные сроки.

Во-вторых, на укрепление боевой мощи Вооруженных Сил окажет влияние навое качественное состояние человеческого фактора. В. И. Ленин связывал боевую мощь армии и флота с наличием людей, «способных со знанием дела пользоваться новейшими усовершенствованиями военной техники» (Поли. собр. соч., т. 9, с. 156). В настоящее время широкое внедрение автоматизации, кибернетизации, сложных комплексных систем требует высокой общеобразовательной, технической и специальной подготовки личного состава. Нередко обслуживание техники, выполнение учебной и боевой задачи связаны прежде всего с применением интеллектуальных способностей. Динамичность боевых действий, быстро меняющаяся обстановка потребуют от воинов исключительно гибкого мышления, умения в короткие сроки оценивать обстановку и принимать самостоятельно правильные решения.

Ускорение социально-экономического развития предполагает и решает задачу коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, осуществление перестройки высшего и среднего специального образования, совершенствование системы переподготовки кадров. Повышение уровня образования, общей культуры, профессиональной подготовки значительно расширяет возможности призываемых в Вооруженные Силы контингентов в короткие сроки овладеть оружием и боевой техникой любой сложности и использовать ее мастерски, с максимальной эффективностью.

В ходе решения задач ускорения социально-экономического развития формируются такие необходимые для защитников Родины качества, как высокая ответственность за порученное дело, добросовестность, дисциплинированность, инициативность, умение подчинять свои действия интересам коллектива и общества.

В-третьих, ускорение социально-экономического развития укрепляет и развивает у воинов армии и флота социальный оптимизм, который порождает у них творческую энергию, высокое чувство долга, стремление неустанно повышать свое мастерство, самоотверженно выполнять конституционные обязанности по защите социалистического Отечества, умножает морально-боевые качества.

В-четвертых, ускорение социально-экономического развития будет способствовать совершенствованию материальной базы управления войсками на основе широкого использования во всех звеньях войскового организма новых систем сбора и обработки информации для принятия решений и руководства войсками и силами флота.

Массовое внедрение компьютеров и другой техники, совершенной аппаратуры, их умелое использование повысят эффективность управления современными средствами вооруженной борьбы, позволят сократить время и затраты труда командиров и штабов на техническую работу, улучшат качество и надежность управления. Открывается перспектива перевода на качественно новую основу всей системы управления и планирования, более полного разрешения противоречия между возрастающими требованиями к командирам и штабам и их возможностями выполнять в короткие сроки сложные задачи.

Таким образом, ускорение социально-экономического развития нашего общества создает качественно новые, более благоприятные предпосылки и условия для решения важнейших задач совершенствования социализма и укрепления обороноспособности страны.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1986, с. 139-140.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 227.

Там же, с. 101.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 21.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 141.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1985, с. 115.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 237.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 278.

Там же, с. 25.

Там же, с. 278.

Там же, с. 27.

Там ж е, с. 238.

Там же, с. 297.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи, с. 168.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 16 июня 1986 г. - М.: Политиздат, 1986, с. 29-30.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 229.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 281.

Партийная жизнь, 1986, № 16, с. 5-6.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 228, 274.

Военная Мысль, 1986, № 6, с. 49.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 227- 228. г.

Там же, с. 144, 245.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 161.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи, с. -119.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Нарастание трудностей социально-экономического развития страны

Крах хрущевского руководства. Возвращение к системе тоталитарного социализма

Н.С.Хрущев, как любой реформатор сложившейся в СССР социально-политической системы, был весьма уязвим. Ему приходилось изменять ее, опираясь на ее же собственные ресурсы. По этой причине многочисленные, не всœегда продуманные реформаторские начинания этого типичного представителя административно-командной системы не могли в значительной степени не только ее изменить, но даже и расшатать. Все его попытки ʼʼочистить социализмʼʼ от последствий сталинизма оказались неуспешными. Обеспечив возвращение власти к партийным структурам, вернув партийно-государственной номенклатуре ее значимость и избавив ее от потенциальных репрессий, Н.С.Хрущев выполнил свою историческую миссию. Обострившиеся продовольственные трудности начала 60-х годов если не превратили всœе населœение страны в недовольных действиями ранее энергичного реформатора, то по крайней мере определили безразличие к его дальнейшей судьбе. По этой причине смещение Хрущева в октябре 1964 ᴦ. с поста руководителя страны силами высших представителœей советской партийно-государственной номенклатуры прошло вполне спокойно и без эксцессов.

В конце 60-х - в 70-е годы происходит постепенное сползание экономики СССР к застою практически всœех ее отраслей. Было очевидно неуклонное снижение базовых экономических ее показателœей. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики, которая в это время значительно прогрессировала. Советская экономика по-прежнему осуществляла воспроизводство своих индустриальных структур с упором на традиционные отрасли, в частности на экспорт топливно-энергетических ре- сурсов. Это безусловно наносило значительный ущерб развитию наукоемких технологий и сложной техники, доля которых значительно сократилась. Экстенсивный характер развития советской экономики значительно ограничивал решение задач социального характера, связанных с концентрацией средств в тяжелой промышленности и военно-промышленном комплексе, социальная сфера жизни населœения нашей страны в период застоя оказалась вне поля зрения правительства. Страна постепенно погружалась в тяжелый кризис, и всœе попытки избежать его успеха не имели.

Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов советских граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Последние годы правления Л.И.Брежнева, пришедшего к власти после смещения Н.С.Хрущева, проходили на фоне кризиса экономической и социальной сфер в стране, роста апатии и безразличия народа, деформированной морали власть предержащих. Явственно ощущались симптомы загнивания во всœех областях жизни. Некоторые попытки поисков выхода из сложившегося положения были предприняты новым руководителœем страны - Ю.В.Андроповым. Хотя он и являлся типичным представителœем и искренним сторонником прежней системы, тем не менее некоторыми его решениями и действиями уже были поколеблены ранее непререкаемые идеологические догматы, не позволявшие его предшественникам осуществить хотя и теоретически оправданные, но практически проваленные реформаторские попытки. Новое руководство страны, полагаясь в основном на жесткие административные меры, попыталось сделать ставку на наведение порядка и дисциплины в стране, на искоренение коррупции, поразившей к этому времени всœе уровни власти. Это дало временный успех - несколько улучшились экономические показатели развития страны. Из состава руководства партии и правительства были выведены некоторые наиболее одиозные функционеры, против многих руководителœей, занимавших высокие посты, были заведены уголовные дела. Смена политического руководства после смерти Ю.В.Андропова в 1984 ᴦ. показала, насколько велика власть номенклатуры. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС, смертельно больной К.У.Черненко, как бы олицетворял собой ту систему, которую пытался реформировать его предшественник. Страна по-прежнему развивалась как бы по инœерции, народ безразлично наблюдал за попытками Черненко вернуть СССР к брежневским порядкам. Были свернуты многочисленные начинания Андропова по оживлению экономики, обновлению и чистке руководящих кадров. В марте 1985 ᴦ. к руководству страны пришел М.С.Горбачев, представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны. По его инициативе в апрелœе 1985 ᴦ. был провозглашен новый стратегический курс развития страны, ориентированный на ускорение ее социально-экономического развития на базе научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации ʼʼчеловеческого фактораʼʼ. Его реализация на первых порах смогла несколько улучшить экономические показатели развития СССР. В феврале-марте 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд советских коммунистов, число которых к этому времени составило 19 млн. человек. На съезде, проходившем в традиционной парадной обстановке, была принята новая редакция программы партии, из которой были удалены несбывшиеся задания по построению основ коммунистического общества в СССР к 1980 ᴦ. Вместо этого провозглашался курс на ʼʼсовершенствованиеʼʼ социализма, определялись вопросы демократизации советского общества, системы выборов, намечались планы решения жилищной проблемы к 2000 году. Именно на этом съезде был выдвинут курс на перестройку всœех сторон жизни советского общества, однако конкретные механизмы его реализации пока еще не были выработаны, и она воспринималась как обычный идеологический лозунᴦ.

Попытка ускорения социально-экономического развития страны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Попытка ускорения социально-экономического развития страны" 2017, 2018.

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития страны, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками. План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена в реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была основная линия М. С. Горбачева и Н. И. Рыжкова в 1985-1986 гг. Она требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М. С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, повысить Ячество продукции. С этой целью создавалась еще одна Солирующая инстанция - госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г.

Для выполнения плана пятилетки необходимо было наращивать национальный доход темпами не ниже 4% в год. Однако в 1987 г. его рост составил лишь 3,8%. Падение темпов в значительной мере было связано с развернувшейся в 1985 г. кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ее сторонники считали, что она не только приведет к укреплению морального климата в обществе, но и принесет реальные экономические выгоды, сократив потери на производстве от пьянства. Они действительно снизились, но, как признавал впоследствии Горбачев, «негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы». Свертывание государственного производства спиртного подорвало бюджет, который недополучил десятки (по мнению премьера правительства В. С. Павлова, сотни) миллиардов рублей, привело к массовому росту самогоноварения и сахарному дефициту.

На падение темпов роста национального дохода повлияли также и другие обстоятельства: падение цен на нефть, затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, увеличение капиталовложений в машиностроение, сокращение закупок товаров народного потребления за рубежом.

Начало экономической реформы. В 1987 г. возникла угроза срыва плана и курса на ускорение. Это стало известно уже к середине года. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства.

Начало новой экономической реформе положил закон о государственном предприятии (объединении) 1987г.» предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Цены же, как важнейший рычаг социальной политики.

государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию государство включало в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно снижать госзаказ, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и право рабочего контроля деятельности администрации.

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращения численности министерств, а также их аппарата, переход на партнерские отношения министерств с предприятиями. Центр тем не менее своих прав уступать не хотел.

В политическом руководстве страны были сторонники рыночного хозяйства и частной собственности. Член Политбюро, секретарь ЦК КПСС по идеологии А. Н. Яковлев, например, считал частную собственность «главной общечеловеческой ценностью». Подобный взгляд был несовместим с коммунистической идеологией и насаждался вначале в узком кругу единомышленников. Тем не менее после принятия новой редакции программы КПСС, притупившей эту идеологию и отодвинувшей задачу коммунистического строительства в отдаленную перспективу, вопрос о допущении частной собственности и легализации теневой экономики стал предметом политической дискуссии. Генеральный секретарь ЦК КПСС выступил за «освобождение от предубеждений» § этом вопросе. По словам Горбачева, его одним из Первых поддержал Председатель Совета министров Н. И. Рыжков. Рыжков впоследствии признавал, что в те годы они «дополняли друг друга».

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был маленький, но клин в основы строя, закрепленные Конституцией СССР, первая победа сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Преодолению противоречия способствовал Закон о кооперации, принятый Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н. И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на 4-м съезде колхозников, Горбачев умолчал о частной собственности, упор делал на необходимость раскрепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходимость частной собственности. В ноябре 1988 г. на заседании Президиума ВС СССР он критиковал «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «...Частная собственность, - говорил он, - это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народа. Пытаться восстановить ее - значит толкать назад, это глубоко ошибочное решение».

Тем не менее закон о кооперации стал самым серьезным шагом к восстановлению частной собственности. Он не способствовал увеличению общественного производства путем создания производственных кооперативов в дополнение к государственным предприятиям. Он превратил подпольные цеха в кооперативы при предприятиях, а «цеховиков» - в кооператоров. Они получили весьма льготные налоги, существенно отличавшиеся от налогов на государственные предприятия. Это позволяло платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная кооперативная политика ударила по трудовым коллективам, расколов их.

ституции СССР 1977 г. они были основой экономической и политической систем общества.

Кроме того, созданные кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производительность печатного станка, т.е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. После этого огромная денежная масса раздавили товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах.Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.

Наконец, кооперативы монополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г.

По закону о госпредприятии (объединении). Это право использовалось для перекачки товарной и денежной массы за рубеж. Фактически это были лжекооперативы, созданные за счет государственных предприятий.

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Признание целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» - Продоволь-

ственная программа - провалена, она была перенесена на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огородов.

Курс на рыночную экономику. С конца 1989 г. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказываясь от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель регулируемого рынка. Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.).

Переход было намечено начать в 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик JI. И. Абалкин. Она окончательно сменила концепцию ускорения, к создателям которой относили академика А. Г. Аганбегяна. Согласно новой программе, до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий. Аренда предполагала выкуп предприятий по их остаточной стоимости.

В том же году активные критики избранного курса (академик С. С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе - «жареный лед», разработали свою программу под названием «500 дней». В ее создании большую роль сыграл кандидат экономических наук Г. А. Явлинский. Это была программа поэтапной приватизации экономики с последующей либерализацией цен. Поскольку альтернативная программа предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, она была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Они довольно быстро стали приниматься Верхов-

Ным Советом СССР: об основах экономических отношений ^ в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных обществ, развитию мелких предприятий, развертыванию свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. К лету 1991 г. было принято более ста законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост 4,4% был в 1988 г.), то с 1989 г. началось его падение. В 1990 г. оно превысило 10%. Реальное доходы населения стали сокращаться. В стране был острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР в вопросах ценовой политики. По инициативе Й| И. Рыжкова в 1986 г. в план последней советской пятилетки была заложена реформа ценообразования путем освобождения цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказ от государственных дотаций сельхоз- производства. М. С. Горбачев, как Генеральный секретарь, в 1986-1987 гг. придерживался несколько иной позиции, соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он предполагал одновременно понизить цены на промышленные товары, т.е. провести сбалансированную реформу ценообразования. Однако в

1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необходимость одновременного повышения цен и на продовольственные, и на промышленные товары, обещая сопроводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потрясений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

В начале 1991 г. премьер-министр В. С. Павлов решился на реформу. Прежде всего, в январе 1991 г. он провел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, т.к. подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых, поставить под контроль и частично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах.

В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки, которой можно было воспользоваться лишь с конца 1991 г.

Позиция российского руководства. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, обещавшим провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б. Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством России для обвинения союзного центра в антинародной экономической политике.

В июле 1991 г. уже в качестве президента России

Б. Н. Ельцин провозгласил «священный принцип» - «государство сильно благополучием своих граждан». Он обещал, освободив Россию от «диктата центра», провести экономическую реформу, не понижая уровня жизни народа и не повышая цен. Ельцин обещал скорее «лечь на рельсы», чем допустить повышение цен в России.

Однако уже в конце 1991 г. президент России призвал готовить «ночлежки» и «общественные супы» для нищих россиян, которые появятся в ходе «тяжелого, но короткого» перехода к рынку. 10 ноября 1991 г. он сформировал новое правительство России, ведущую роль в котором играл Е. Т. Гайдар. «Главный реформатор» считал, что именно нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. Гайдар рассуждал в привычном для него монетаристском духе: деньги решают все. По иронии судьбы, именно решительность в ценовой реформе погубила через год правительство Гайдара. Он определил приоритеты нового российского правительства: либерализация цен, свобода торговли, приватизация госсобственности. В конце декабря 1991 г. экономическая программа правительства была оформлена указом президента и проведена через Президиум Верховного Совета РФ. Ее реализация началась с 2 января 1992 г.

Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.

По своей сути ускорение означало модернизацию экономики.

Нужны революционные сдвиги - переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность

Заявил Горбачёв.

Использование лозунга другими политическими деятелями

  • Президент России Путин В. В. в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию также регулярно использовал этот термин, главным образом имея ввиду ускорение либеральных реформ.
  • Президент Беларуси Лукашенко А. Г. в конце апреля 2007 года на заседании совета Министров Беларуси объявил «Курс на ускорение» почти дословно совпадающий со словами Горбачёва 1985 года.

Примечания

Источники

  • Александр ШУБИН. Россия в поисках пути:реформы тысяча девятьсот восьмидесятых

См. также

Ссылки

  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1983-1991 г: Приход М. С. Горбачева к власти. Стратегия ускорения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ускорение социального и экономического развития" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Электромаш (значения) … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Колумбия - (Colombia) Государство Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Информация о государстве Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Климат и растительный мир… … Энциклопедия инвестора

    Государственный бюджет - (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - … Википедия

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. Демографический взрыв обострил проблемы… … Большой Энциклопедический словарь

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. XX в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы … Энциклопедический словарь

    - «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности (см. СМЕРТНОСТЬ), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости… … Энциклопедический словарь