Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Тесты обществознание 8

Предмет: обществознание

Итоговый контрольный тест

по обществознанию 8 класс

ФИО: Морозова Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ Верхнеобливская ООШ

Тацинский район Ростовская область

Должность: учитель истории и обществознания

Итоговый контрольный тест

по обществознанию 8 класс

1. Закончите определение: «Общество - это...»:

а) определенная группа людей, объединившихся для совмест­ной деятельности;

б) определенный этап исторического развития человечества;

в) человечество в целом;

г) правильны все определения.

2. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:

а) культура; б) общество; в) цивилизация; г) город.

    Как называются науки, изучающие общественную жизнь:

а) гуманитарные; б) естественные; в) общественные.

    Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура;

б) состояние общества в целом на определенном этапе истори­ческого развития;

в) направление общественного развития, при котором проис­ходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким.

    В переводе с греческого языка слово «экономика» означает:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) организацию хозяйства по территориальному признаку;

в) рациональное распределение материальных благ.

    Какое из определений понятия «богатство» наиболее точно отражает современные научные представления:

а) «труд - отец богатства, земля его мать»;

б) «все, что не является «результатом труда», есть природа, и в качестве таковой не является социальным богатством»;

в) «богатство - это все, что люди ценят: и профессиональное знание, и природные ресурсы, и природные способности, и свобод­ное время».

    Что из перечисленного является определяющим, главным ресурсом экономики:

а) орудия труда; б) средства производства; в) люди.

    Основной вопрос, который решает экономика:

а) что производить;

б) как производить;

в) для кого производить;

г) все перечисленное выше.

    Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику.

Типы систем:

    традиционная экономика;

    командная (плановая) экономика;

    рыночная экономика.

Характеристики систем:

а) отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственности и конкуренции;

б) основой являемся замкнутое натуральное хозяйство, осуще­ствляется уравнительное распределение материальных благ по обычаю, традиции;

в) особую роль играет государство, осуществляющее директив­ное планирование производства и обмена.

    Производительность труда - это...

а) затраты физических и умственных сил в единицу времени;

б) количество продукции, произведенной в единицу времени;

в) результативность производства, соотношение результатов

производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов.

    Налог-это...

а) безвозмездная помощь государству граждан и предприятий;

б) плата за пользование имуществом;

в) обязательный платеж, устанавливаемый государством для физических и юридических лиц;

г)сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на ус­ловиях возвращения с процентами.

    Как называется цепная бумага, дающая право на получение дивидендов:

а) акция; б)вексель; в) облигация.

    Приватизацией называется переход государственной соб­ственности:

а) в муниципальную собственность;

б) в ведомственную собственность;

в) в частную и акционерную собственность.

    Какие формы собственности признаются и защищаются Конституцией России:

а) частная форма собственности;

б) государственная форма собственности;

в) муниципальная форма собственности;

г) все перечисленные выше.

    Основная цель рыночной экономики состоит:

а) в удовлетворении потребностей людей;

б) в защите окружающей среды;

в) в укреплении государства.

    Что является главным признаком рыночной экономики:

а) высокое качество продукции;

б) свобода предпринимательства и торговли;

в)отсутствие дефицита товаров.

    Рынок-это...

а) деятельность по продаже и покупке товаров;

б) принцип организации экономической жизни;

в) механизм, соединяющий производителей товаров с потре­бителями;

г) все перечисленное выше.

    Падение покупательной способности денег называется:

а) инфляцией; б) дефляцией; в) эмиссией.

    Государство воздействует на экономику через:

а) государственные заказы;

б) сбор налогов;

в) регулирование денежного обращения;

г) экономическое программирование;

д) все перечисленное выше.

    Социальная структура общества - это...

а) строение общества в целом;

б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

в) социальные связи; социальные институты, обеспечивающие социальные связи;

г) все перечисленное выше.

    Что включает в себя понятие «социальная структура общества»:

а) классовую структуру общества;

б) социально-профессиональную структуру общества;

в) структуру населения;

г) все указанное выше.

    Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

б) социальный слой;

г) трудовой коллектив;

д) все перечисленное.

    Приведите в соответствие конкретные социальные общ­ности и их типы.

Типы общностей:

    социально-демографическая общность;

    кратковременные, немногочисленные общности;

    устойчивые, массовые общности.

Общности:

б) женщины, молодежь, пенсионеры;

в) болельщики хоккейной или футбольной команды.

    Социальная стратификация - это...

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой;

б) система признаков, определяющих социальную структуру;

в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудо­вым достижениям.

    Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:

а) уровень доходов;

б) социальный престиж;

в) политическое положение - обладание властью;

г) все перечисленное выше.

    Исторически возникший вид устойчивого социального объе­динения людей, представленный племенем, народностью, нацией, - это...

а) этнос; б) община; в) класс.

    Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:

а) национальный язык;

б) национальность;

в)общее гражданство;

г) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу.

    Основными признаками нации являются:

а) общность культуры;

б) самосознание;

в) менталитет;

г) все перечисленное выше.

    Как называются идеология и политика, основанные на идее национального превосходства и национальной исключительности:

а) расизм; б) национализм; в) апартеид.

    Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств:

а) личный статус; б) социальный статус; в) престиж.

    Социальный статус - это...

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка обществом статуса личности;

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями.

    Оценка обществом должности, профессии, вида деятельно­сти - это...

а) престиж;

    Оценка обществом конкретного человека, его качеств - это...

а) престиж;

г) уважение.

    Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:

а) совокупность действий, которые должен выполнить чело­век, занимающий данный статус;

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом;

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

35. Выберите правильное положение:

а) социальная справедливость в принципе недостижима;

б) социальная справедливость может быть достигнута стихийно;

в) государство должно обеспечивать систему социальной за­щиты общества.

Контрольная работа по обществознанию за II четверть в 8 классе

Тема «Духовная сфера жизни общества»

1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.

Б. Только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Одно из проявлений свободы человека – возможность поступать по своему усмотрению;

Б. Свобода- это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.

Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

4. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того. Чего не желаешь себе. Это правило выражает:

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее общее образование

4) высшее профессиональное образование

6. Моральные нормы как регуляторы общественных отношений

1) нацелены на раскрытие истины

2) поддерживаются силой общественного мнения

3) создаются и закрепляются государством

4) сложились с переходом к индустриальному обществу

7. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) Использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) Опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

8. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) Науки

2) Искусства

3) Религии

4) Познания

9. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы, он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?

1) Начальное общее образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

11. Что является отличительной чертой науки?

1) Обращение к сверхъестественным силам

2) Стремление к достижению объективной истины

3) Воздействие на эмоции людей

12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства

Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

13. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?

1) семья, нация

2) образы, идеи

3) цена, стоимость

4) прогресс, подъём

14. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире

Б. Как и при своём зарождении, наука остаётся делом талантливых одиночек

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

15. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) Основное общее образование

2) Среднее профессиональное образование

3) Среднее общее образование

4) Высшее профессиональное образование

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».

Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.

Найдите и

Ответ _______________

Часть II.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Свобода - это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора - нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба )

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».

5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Социальная сфера жизни общества»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл:

  1. Какая из перечисленных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
  1. Пешеходы
  2. Католики
  3. Дети
  4. Дизайнеры
  1. Статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям, называется:
  1. Достигаемым
  2. Заслуженным
  3. Предписанным
  4. Врождённым
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Под социальной структурой общества понимают совокупность людей, имеющих общие интересы.

Б. Социальной структурой общества называют совокупность взаимосвязанных элементов, которые составляют внутреннее строение общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какой статус НЕ относится к предписанному статусу человека?
  1. женский пол
  2. русская
  3. филолог
  4. из семьи интеллигенции
  1. Дмитрий имеет статус ученика 9 класса, он обязан посещать школу и выполнять домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?
  1. Социальная роль
  2. Социальное положение
  3. Норма поведения
  4. Социальный конфликт
  1. Верны ли следующие суждения?

А. 14-летний подросток выполняет только две социальные роли – учащийся (-щаяся) и сын (дочь).

Б. Каждый человек выполняет большое количество социальных ролей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Общество предъявляет человеку ролевые требования.

Б. При появлении на свет человек приобретает все свои социальные роли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какая социальная роль типична для учащегося 8 класса?
  1. Предприниматель
  2. Военнослужащий по призыву
  3. Супруг
  4. покупатель
  1. Социальные нормы:
  1. Всегда зафиксированы в соответствующих законах и актах.
  2. Гарантируют формирование совести, чести, достоинства у индивида
  3. Регулируют поведение людей
  4. Носят субъективный характер
  1. Отклоняющееся поведение характеризуется
  1. Несоответствием социальным нормам
  2. Причинением вреда обществу
  3. Причинением вреда личности
  4. Нарушением правовых норм
  1. Верны ли следующие суждения о малых группах?

А. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты между людьми.

Б. Межличностные отношения в малой группе всегда носят неформальный характер

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
  1. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Родоплеменная общность в отличие от народности:
  1. Характеризуется общностью языка
  2. Появляется с возникновением государства
  3. Основана на кровном родстве
  4. Объединяет семьи патриархального типа
  1. Семья в отличие от других малых групп:
  1. Объединена общими интересами
  2. Характеризуется общностью быта
  3. Предполагает неформальное общение
  4. Организует совместную деятельность

Прочитайте текст и выполните задания.

Социальный конфликт

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии. Конфликтология включает в себя изучение возникновения и развития различных конфликтов: от конфликтов в системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми...

Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки принятых отношений и разумных аргументов. Деструктивные конфликты возникают в случаях, когда одна из сторон не желает учитывать интересы другой или когда пытаются психологически подавить оппонента, унизить его.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, неверное понимание смысла высказывания, незначительный инцидент. Последний приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения.

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить стратегические пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонента, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.

Разрастание, «эскалация» конфликтов происходит по такой схеме: от межличностного конфликта к меж- групповому и от него к общеколлективному конфликту. Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержку у окружающих, завоевывает себе сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми участниками с их интересами и противоречиями между ними. При этом эмоции возрастают.

(А. Аграшенков)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. (2 балла)
  2. Что изучает наука конфликтология? Почему возрастает ее значение в современных условиях? (2 балла при ответе на оба вопроса)
  3. Что лежит в основе конфликта? Назовите две стратегии разрешения конфликтов.(2 балла. Дан ответ на вопрос, названы две стратегии)
  4. Как происходит разрастание конфликта? В чем, на взгляд автора, причина такой эскалации? Опирясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример втягивания в конфликт все новых участников. (3 балла. Ответы на все три вопроса)
  5. Однажды на сессии ООН переводчик неправильно перевел слова советского представителя. Содержащееся в выступлении выражение «А воз и ныне там», он перевел так: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не предпринимает никаких шагов в данном направлении». Возник небольшой скандал. Что стало причиной конфликта в этом случае? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на вопрос. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)
  6. В тексте говорится о конструктивных и деструктивных конфликтах. Какой критерий их различения выделяет автор? Приведите еще один критерий, который можно использовать при сравнении этих видов конфликта. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)

Критерии оценивания работы:

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера жизни общества», 8 класс

При выполнении заданий 1-15 необходимо выбрать один правильный ответ

1. Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Этот факт можно рассматривать как пример связи

  1. права и политики
  2. экономики и предпринимательства
  3. политики и науки
  4. экономики и политики

2. Три главных вопроса, которые решает рыночная экономическая система - это вопросы

  1. что производить, как производить, для кого производить
  2. зачем производить, какую установить цену, где реализовывать
  3. что производить, сколько производить, как распределить ресурсы
  4. для кого производить, как преодолеть дефицит, сколько производить

3. В Германии 20-х годов XX века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Этот факт служит непосредственным проявлением

  1. кризиса командной экономики
  2. роста платежеспособного спроса
  3. товарного дефицита
  4. денежной инфляции

4. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

  1. цены снизятся
  2. цены останутся неизменными

3) цены возрастут

4) произойдет инфляционный скачок цен

5. Экономическая сфера общества непосредственно включает

  1. создание духовных ценностей
  2. обмен культурными достижениями
  3. распределение материальных благ
  4. законотворческую деятельность

6. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. К прямым налогам относится

  1. акциз
  2. таможенная пошлина
  3. налог на имущество
  4. налог с продаж

8. Государство в условиях рыночной экономики

  1. устанавливает цены на товары
  2. собирает налоги
  3. распределяет ресурсы
  4. планирует производство

9. Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?

1) средство обмена 3) мера стоимости

2) средство накопления 4) платежное средство

10. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) труд 3) товары

2) обмен 4) спрос

11. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Доход в государственный бюджет приносит(ят)

  1. дотации предприятиям
  2. льготы общественным фондам
  3. таможенные пошлины

13. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

  1. традиционной
  2. рыночной
  3. командной
  4. смешанной

14. К расходной части государственного бюджета относится

  1. обслуживание государственного долга
  2. государственная пошлина
  3. акцизный сбор
  4. налог на доходы физических лиц

15. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

  1. уменьшение налоговых поступлений
  2. увеличение объемов производства
  3. сокращение расходов на оборону
  4. развитие малого бизнеса

Ответом к заданиям 16-17 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.

16. Экономика государства Z. эволюционировала из командной в рыночную.

Сравните два вида экономики, упомянутые в условии задания: командную и рыночную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. осуществляет сбор налогов
  2. устанавливает цены на основные виды сырья
  3. осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
  4. создает правовую базу для развития конкуренции

17. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Для записи ответов на задания этой части (18-21) запишите сначала номер задания (18, 19 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

18. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

21. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? Приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.

Предварительный просмотр:

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Запишите термин, относящийся к другому понятию.

(Б.Хоуп, американский комик)

Проверочная работа «Инфляция и семейная экономика»

1. Необеспеченная товарами эмиссия денег может привести к

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

3. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление, называется

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются вкладами

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется___________доходом.

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

6. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход - сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Б. Реальный доход - объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «банк».

Кредит, процент, ценные бумаги, депозит, клад.

Запишите термин, относящийся к другому понятию.

10. Объясни смысл высказывания: «Банк – это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны» (Б.Хоуп, американский комик)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бородино Красноярского края

Итоговый тест по обществознанию

в 8 классе

подготовила

учитель истории и обществознания

Максимова Татьяна Владимировна

г. Бородино

Вариант 1. 1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином: 1) государство; 2) страна; 3) общество; 4) сообщество.
2. Верны ли следующие суждения о типологиях обществ?А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.Б. Типология, которая появилась в XIX веке, в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление: 1) экономического прогресса; 2) технического прогресса; 3) культурного прогресса; 4) промышленной революции.
4. Талант и гениальность проявляются: 1) только в раннем детстве; 2) только в зрелом возрасте; 3) в любом возрасте; 4) всегда с рождения.
5. Верны ли следующие суждения о неудовлетворённых потребностях? А. Подавление потребностей деформирует личность человека. Б. Неудовлетворённые потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

    Социализация проходит в:
      семье; школе; группе друзей; верно всё перечисленное.
    К экономической сфере относится:
      потребление материальных благ; создание политических партий; получение образования; организация местного самоуправления.
    Для существования рыночной экономики необходимо:
      отсутствие частной собственности на средства производства; запрет конкуренции; свобода выбора производителей в принятии решений; всё вышеперечисленное.
    К способам воздействия государства на экономику относится:
      налогообложение; предоставление льгот; правовое регулирование; всё вышеперечисленное.
    Примером социальной группы является:
      семья; средний класс в обществе; городские жители верно всё перечисленное.
    Нации возникают:
      с появлением человека разумного; с возникновением государства; с развитием капиталистических отношений; на современном этапе развития общества.
    Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является:
      несходство характеров супругов; отсутствие общих интересов; алкоголизм одного из супругов; верно всё перечисленное.
    Верны ли следующие суждения о конфликтах?
А. Определение масштабов конфликта связано с серьёзностью его последствий. Б. Наиболее масштабные конфликты случаются чаще, чем незначительные. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

В1 . Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.

    имеет юридическую силу; содержит статьи расходов на социальные нужды; состоит из доходной и расходной частей; включает оплату управленческого аппарата; пополняется за счёт налогов с населения.

Черты сходства

В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) Социальный статус 1) Место человека в социальной структуре общества.Б) Социальная группа. 2) Совокупность представлений, существующих в обществе, о поведении, правах и обязанностях человека, занимающего определённое положение.В) Социальная роль. 3) Совокупность людей, выделенных по каким – либо социально – значимым признакам.Г) Имидж. 4) Определённое поведение, соответствующее положению человека в обществе.

В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству. Малый бизнес, прибыль, корпорация, социализация .
В4 . Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.

    Человек с рождения является личностью; Формируется в течение длительного времени; Формируется в процессе социализации; Проявляется вне общества; Выражается в самостоятельных поступках.
В5 . Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию «функции денег».Мера стоимости, средство платежа, прибыль, мировые деньги. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В6 . Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
    Загрязнение окружающей среды; Угроза ядерной войны; Ограниченность ресурсов; Кризис перепроизводства; Рост числа неполных семей.

С1 . Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Вариант 2.

    Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:
    экономической сфере общества; политической сфере общества; социальной сфере общества; духовной сфере общества.
    Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?
А. К негативным последствиям человеческой деятельности относится ежегодное сокращение биологических видов. Б. Глобальной проблемой являются климатические изменения, вызванные деятельностью человека. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:
        действие закона ускорения истории; действие закона неравномерности развития; проявление регресса; проявление технического прогресса.
    Верны ли следующие суждения о личности?
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени. Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    Певец К. целый год готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
        физиологических потребностей; социальных потребностей; престижных потребностей; потребностей в безопасности.
    Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему. Это пример:
        делового общения; повседневного общения; речевого общения; ритуального общения.
    Рынок регулирует отношения в сфере:
        производства; потребления; распределения; обмена.
    Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:
        повышению цен; улучшению качества обслуживания; увеличению числа производителей на рынке;
4) росту затрат производителей на изготовление товара
    В рыночной экономике в отличие от командной:
        принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции; устанавливаются фиксированные цены; взимаются государственные налоги с населения; существует конкуренция.
    Укажите социальный статус, отличающий ребёнка от взрослого.
        дочь; спортсмен; собаковод; школьник.
    К характеристике класса бедных относится:
        экономическая самостоятельность; высокий уровень престижа; отсутствие политических прав; государственные дотации и пособия.
    К причинам этнических конфликтов можно отнести:
        бытовые предрассудки и стереотипы; политику дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов; изгнание народа с территории проживания; верно всё вышеперечисленное.
13. Верны ли следующие суждения о роли семьи? А. В семье происходит формирование индивида как личности. Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
В 1. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
    Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё; Включает в себя распределение и потребление; Включает помощь социально незащищённым слоям населения; Создаёт товары и услуги; Существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

В 2 . Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫА) Традиционное общество. 1) Машинное производство - определяющий фактор развития.Б) Индустриальное общество. 2) Большая роль церкви и армии.В) Постиндустриальное общество. 3) В экономике преобладает сфера услуг.
Запишите в таблицу выбранные цифры.


В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, характеризуют уровень жизни. Условия труда, уровень образования, привычки, качество питания, условия проживания. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4. Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности.
    Отсутствие личной материальной ответственности. наличие экономической свободы; стремление к получению прибыли; отсутствие профессионального риска; наличие ресурсов для организации экономической деятельности.
В5 . Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к приобретённому статусу. Врач, мужчина, демократ, садовод
В 6 . Найдите в предложенном списке характерные черты доиндустриального общества.
    Преобладающая роль сельского хозяйства; большая роль религии и церкви; развитие промышленности; сословное деление общества; высокий уровень развития науки; преобладание городского населения над сельским.
С1 . Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.

Вариант 3.
1. Процесс формирования мирового сообщества тесно связан с процессом: 1) формирования военно – политических союзов; 2) создания независимых государств; 3) глобализации; 4) верно всё перечисленное.

    Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ?
А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии. Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    Итогом неолитической революции является:
        переход от собирательства к земледелию; переход от мануфактуры к фабричному производству; появление социальных групп буржуазии и наёмных рабочих; появление массовой культуры.
    Каждый рождающийся в мире младенец является:
        гениальным; личностью; великой личностью; индивидом.
    Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей?
А. Всем людям в равной степени присущи все потребности. Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
    После выхода на пенсию Л. Увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов – любителей. Это пример:
        воспитания; социализации; самовоспитания; самоконтроля.
    Основным подразделением в сфере производства выступает:
        органы местной власти; рынок; предприятие; банк.
    Равновесная цена:
        возникает в условиях конкуренции; устанавливается государством; устраивает только покупателей; устраивает только продавцов.
    В командной экономике, так же как и в рыночной:
        отсутствует обмен; у работников нет мотивации к труду; прямые налоги; свободное ценообразование.
    Понятие «стратификация» обозначает:
        объединение; расслоение; перемещение; включение в сообщество.
    Субъектом конфликта выступает:
        благо, из – за которого происходит конфликт; ситуация, ведущая к конфликту; результаты конфликта; стороны – участники конфликта.
    Нуклеарная семья:
        наиболее распространена в аграрном обществе; включает не менее трёх поколений прямых родственников; является малой социальной группой; не предполагает общность быта.
    Верны ли следующие суждения о среднем классе?
А. В современных западных странах средний класс составляет основу общества. Б. В России в 1990-е гг. средний класс пополнился беженцами, пенсионерами и иностранными рабочими. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
В 1. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым.
    Отражает определённую характеристику человека; не зависит от заслуг; достигается в результате личных усилий человека; достигается в результате выбора человека; влияет на характер поведения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства


В 2 . Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЕ А) Физиологические 1) Участие в каких – либо общественных организациях. Б) Престижные. 2) Создание литературных произведений В) Духовные. 3) Защита от холода или жары Г) Социальные 4) Карьерный рост.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка. Монополия, монархия, олигополия, конкуренция. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4 . Найдите в приведённом списке этнообразующие факторы.
    Кровное родство; общая культура; отсутствие межпоколенной общности; общая территория; единый язык.
В5 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к способам протекания конфликтов. Конкуренция, монополия, соперничество, конфронтация. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В6 . Найдите в приведённом списке факторы, способствующие росту безработицы.
    Экономический кризис; развитие экономики; свёртывание производства в традиционных отраслях экономики; несовпадение спроса и предложения на рынке рабочей силы; государство осуществляет профессиональную переподготовку работников; создание дополнительных рабочих мест.

С1 . Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса.

Вариант 4.

      В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:
        политической сферы на духовную; экономической сферы на политическую; политической сферы на экономическую; социальной сферы на экономическую.
2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества? А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды. Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером:
      промышленной революции; политических реформ;
3) экономических реформ; 4) регресса.
4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности? А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её. Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
5.Основными (базисными) потребностями согласно теории иерархии потребностей выступают: 1) физиологические; 2) социальные; 3) престижные; 4) духовные.
    Процесс общения:
1) связан с социальной средой; 2) не связан с социальной средой; 3) связан с природной средой; 4) происходит только в семье.
    Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:
        производства; обмена; распределения; потребления.
    Верны ли следующие суждения о действии рынка?
А. На рынке происходит процесс выравнивания цен. Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
9. Государственный бюджет в РФ утверждается: 1) Центральным банком РФ; 2) Правительством РФ; 3) Федеральным Собранием РФ; 4) референдумом.
10. Одним из критериев стратификации является: 1) возраст; 2) пол;
      место жительства;
4)доход.
    Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют6
        способы протекания конфликтов; способы разрешения конфликтов; процесс социализации личности; причины возникновения конфликтов.
    Условием принадлежности к этносу является:
      общность исторической судьбы; отсутствие кровного родства; отношение к средствам производства; общий уровень доходов.
    Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:
      нуклеарной семьи; патриархальной семьи; неполной семьи; многодетной семьи.
В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом.
    Создаётся продукт, являющийся товаром; Оказываются услуги; Является разновидностью экономической активности; Предполагает вознаграждение; Имеет значение для развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства


В 2 . Установите соответствие между социальными группами общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ХАРАКТЕРИСТИКИА) Богатые 1) Основное занятие – попрошайничество.Б) Средний класс 2) Наличие крупной собственностиВ) Бедные 3) Обеспечение только прожиточного минимумаГ) Нищие 4) Приличествующий образ жизни
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к формам заработной платы. Сдельная зарплата, профессиональная зарплата, аккордная зарплата, повременная зарплата. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4 . Найдите в предложенном списке характеристики семьи.
    Фундаментальный институт общества; Малая социальная группа; Преемственность поколений; Раздельное проживание; Единство политических взглядов.
В5 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса». Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы .Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 6 . Найдите в предложенном списке черты товара.
    Удовлетворяет какую – либо потребность; Не может продаваться; Соотносится с другими товарами по стоимости; Может выступать в виде услуги; Обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя.

С1 . Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.

Ключ
Вариант 1 1


С1. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Горизонтальная мобильность – переход с одного места работы на другое без изменения социального статуса. Вертикальная мобильность – повышение по службе, карьера в политической деятельности и т.д.

Вариант 2 1


С1. Налог – это обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. Прямые налоги налагаются непосредственно на потребителей, получателей дохода или владельцев имущества. Его примером являются подоходный налог, налог на имущество, налог на землю. Косвенные налоги – налоги на продажу товаров и услуг, например: акциз, таможенные пошлины.

Вариант 3. 1


С1. Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями. Предписанный социальный статус: пол, возраст, раса. Достигаемый статус: образование, материальное положение.

Вариант 4. 1


С1. Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу. Причины безработицы: экономический спад, сезонный характер работы, изменение спроса на отдельные виды товаров, переезд на другое место жительства или смены работы.
Оценивание. Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.За задания части С – 3 балла.

Система оценивания результатов: 80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»60-80% - оценка «4»40-60% - оценка «3»0-40% - оценка «2»

Список используемых источников

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Тест по обществознанию Образование для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования
2) среднего (полного) образования
3) начального профессионального образования
4) высшего профессионального образования

2. Права и свободы, предоставляемые педагогическим работ­никам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования, называ­ются

1) политическими
2) академическими
3) социальными
4) гражданскими

3.

А. Образование — это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, семьи, общест­ва, государства.
Б. Образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятель­ности и компетенций определённого объёма и сложности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Деятельность, направленная на развитие личности, созда­ние условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценно­стей, принятых в обществе, называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

5. Организация учебной деятельности по овладению знания­ми, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

6. Верны ли следующие суждения о российском образовании?

А. Одним из принципов образования является общедос­тупность образования, адаптивность системы образова­ния к уровню подготовки, особенностям развития, спо­собностям и интересам обучающихся.
Б. Одним из законодательно закреплённых принципов об­разования является сочетание светского и религиозного характера образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б. Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о федеральных государст­венных образовательных стандартах?

А. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают преемственность основных образо­вательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.
Б. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязатель­ных требований к реализации основных образователь­ных программ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации?

1) очная
2) заочная
3) очно-заочная
4) дистанционная

10. Верны ли следующие суждения об академических правах и свободах педагогических работников?

А. Педагогические работники имеют право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения ис­следований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность.
Б. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) При общественном обсуждении проекта федераль­ного закона «Об образовании в Российской Федерации» на сайт рабочей группы поступило почти 11 тысяч заме­чаний и предложений от граждан и общественных орга­низаций. (2) Некоторые из них считают, что законопро­ект в текущей редакции не подчёркивает роль семьи в образовании детей, признание которой является соци­ально значимым и необходимым. (3) Так, например, один из рецензентов предложил внести в законопроект норму: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». (4) Считаем, что данное предложение должно быть внесено в законопроект.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Лица, осваивающие ос­новные образовательные программы высшего профессио­нального образования по образовательным программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, называются __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для полной реализации права личности на образова­ние государство установило общие требования к содержа­нию образования. Оно должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной __________(1) общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню __________(2); интеграцию __________(3) в национальную и мировую культуру; формирование человека и __________(4), интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала __________(5); профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся__________(6) и соответствующей квалификации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) гражданин
Б) личность
В) знание
Г) культура
Д) общество
Е) профессия
Ж) мобильность

1. Прочитайте отрывок из романа английской писательницы Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выполните задания.

«Когда я снова открыла глаза, до меня донёсся громкий звон колокола; девочки уже встали и одевались; ещё не рассвело, и в спальне горело две-три свечи. Я поднялась с неохотой; было ужасно холодно, у меня дрожали руки; я с трудом оделась, а затем и умылась… Снова прозвонил колокол; все построились парами, спустились по лестнице и вошли в холодный, скупо ос­вещённый класс; мисс Миллер опять прочла молитву …
Приступили к занятиям. Была прочитана краткая молитва, затем тексты из Нового Завета, затем отдельные главы из Библии, и это продолжалось целый час. Тем временем окончатель­но рассвело. Неутомимый звонок прозвонил в четвёртый раз; девочки построились и проследовали в другую комнату — зав­тракать. Как радовалась я возможности наконец-то поесть! Я чувствовала себя совсем больной от голода, так как накануне почти ничего не ела …
Совершенно изголодавшаяся и обессилевшая, я проглотила несколько ложек овсянки, не обращая внимания на её вкус, но едва первый острый голод был утолён, как я почувствова­ла, что ем ужасную мерзость: пригоревшая овсянка почти так же отвратительна, как гнилая картошка; даже голод отступа­ет перед ней…
Уроки начались лишь через пятнадцать минут. В классе стоял оглушительный шум, в это время, видимо, разрешалось говорить громко и непринуждённо, и девочки широко пользо­вались этим правом. Разговор вертелся исключительно вокруг завтрака, причём все бранили овсянку. Бедняжки! Это было их единственное утешение. Из учительниц в комнате находилась только мисс Миллер; вокруг неё столпилось несколько взрос­лых учениц, у них были серьёзные лица, и они что-то с гневом говорили ей… Не прошло и пяти минут, как среди воспитан­ниц воцарился порядок, и после вавилонского столпотворения наступила относительная тишина. Директриса Ловуда, сев пе­ред двумя глобусами, стоявшими на столе, собрала первый класс и начала урок географии; остальные классы собрались вокруг других учительниц; последовали занятия по истории, грамматике и так далее; затем письмо и арифметика, а также музыка, которой мисс Темпль занималась с некоторыми стар­шими девочками. Уроки шли по часам, и когда, наконец, про­било двенадцать, мисс Темпль поднялась.
Затем последовало приказание: «В сад!» День отнюдь не благоприятствовал прогулке; правда, дождя не было, но в воздухе стоял сырой жёлтый туман, а под ногами всё ещё хлюпала вода после вчерашнего ливня. Наиболее здоровые девочки принялись бегать и играть, но бледные и слабенькие столпились в кучу, ища защиты от холода под крышей веран­ды; когда мглистая сырость начала пробирать их до костей, до меня стал то и дело доноситься глухой кашель. …
После обеда мы немедленно вернулись в класс. Уроки во­зобновились и продолжались до пяти часов. Единственным достойным внимания событием этого вечера было то, что де­вочку, с которой я разговаривала на веранде, мисс Скетчерд прогнала с урока истории и приказала ей стать посреди комна­ты. Кара эта показалась мне чрезвычайно позорной, особенно в отношении такой большой девочки, — на вид ей можно было дать не меньше тринадцати лет. Я ожидала, что она будет про­ливать слезы стыда и отчаяния, но, к моему удивлению, она не заплакала и даже не покраснела. Спокойная и серьёзная, стоя­ла она посреди класса под устремлёнными на неё взглядами всей школы. Откуда у неё такое спокойствие и твёрдость ду­ха? — спрашивала я себя. — Будь я на её месте, я, кажется, пожелала бы, чтобы земля разверзлась подо мною и поглотила меня. А у неё такой вид, словно она размышляет о чём-то, не имеющем ничего общего с наказанием, которому она подвер­глась, о чём-то далёком от того, что вокруг неё и перед ней».

1) В романе «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте описывает ти­пичную для Великобритании XIX века школу-пансион для девочек-сирот. Плохие бытовые условия приводили в пло­хое состояние здоровье воспитанниц, жёсткая дисципли­на, вплоть до физических наказаний, воспитывала в них болезненное восприятие внешнего мира, либо, напротив, озлобленность. Тем не менее английская система частного образования считалась и продолжает считаться одной из лучших в мире. Как вы можете объяснить такое противо­речие? Напишите не менее трёх положений, используя текст и свои знания из истории и общественной жизни.
2) Дайте определение понятия «конкурентоспособность обра­зования» и составьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его смысл.

2. В 2001 г. в нашей стране началась реформа выпускных и вступительных экзаменов, в результате которой каждый ученик для получения аттестата о среднем общем школь­ном образовании и поступления в вуз обязан сдать Единый государственный экзамен. Сторонники реформы утвержда­ют, что только так мы можем избавиться от коррупции в сфере образования. Противники ЕГЭ считают, что экзамен не позволяет в полной мере оценить способности и знания ученика. Что вы думаете по этому вопросу? Выскажите свою точку зрения и обоснуйте её, используя свои знания и личный опыт. Напишите не менее четырёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Школьные учителя обладают властью, о которой пре­мьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).
2. «Ученье без размышления бесполезно, но и размышле­ние без ученья опасно» (Конфуций).
3. «На учебное дело в России может быть установлен со­вершенно особый взгляд, ему возможно дать националь­ную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развива­лась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире» (П.Я. Чаадаев).

Ответы на тест обществознанию Образование
Часть 1
1-4, 2-2, 3-3, 4-3, 5-1, 6-1, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. АБАБ
2. философия
3. студентами
4. ГВБАДЕ