Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Переход к индустриальному обществу называется модернизация. Масштабный переход к индустриальному обществу

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека.

Модернизация выступает в виде систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного мира. В структуре модернизирующихся обществ существуют особые социальные институты, которые выполняют функции каналов социальной и политической модернизации. Человек традиционной культуры, оказавшись в сфере влияния этих институтов, включается в процесс интенсивной адаптации к условиям и требованиям современного общества. Одним из таких каналов является система формального образования, которая, в отличие от традиционного образования, ориентирует индивида не на жизнь в локальном семейном, этническом или каком-то подобном коллективе, а на всеобщие для данного сообщества стандарты. Она воспитывает гражданина, способного взаимодействовать с институтами современного общества, вырабатывает модернизированный комплекс политических ценностей Нуреев Р. Становление индустриального общества и поиски богатства народов // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №1. - С. 187..

А. Турен доказывает, что новации, возникающие в процессе модернизации, являются альтернативой традиции и делом государства, делом правящей элиты. Происходит навязывание "запланированных потрясений" пассивному социуму Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 80..

По мнению представителей консервативного направления (Дж. Нельсон, Х.Линц, С. Хантингтон), главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти приводит к тому, что ожидания людей от включения их в политику не оправдываются, и это способствует дестабилизации режима правления. В силу этого модернизация, по словам С. Хантингтона, вызывает "не политическое развитие, а политический упадок". То есть, в тех странах, где качественные преобразования экономической и социальной жизни не ложатся на почву демократических традиций, на приверженность населения праву, идею компромисса, любые попытки реформ будут иметь негативные для общества последствия Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 81.. По мнению представителей данного направления, необходимо обращать внимание на создание прочных политических институтов, гарантирующих стабильность общества. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

Политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий.

Первая группа связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей. Универсальные стандарты, по мнению теоретиков политической модернизации, необходимы для экономической эффективности, а традиционные ценности определяют политическую лояльность и национальное единство. Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности, ассоциируемым с рациональной общественной политикой. Рациональным силам противостоит фундаменталистская вера в коллективную уникальность национального единства, его чувство общности и соответствующие патронируемые государством каналы для самоидентификации.

Вторая группа связана с противоречивым взаимодействием между процессом дифференциации (специализация ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название "синдрома модернизации" Силова Е. Развитие теоретических концепций модернизации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 10..

Современный этап развития политических систем связан с проявлением в жизни не-западных обществ все более явных признаков отторжения чуждых ценностей, образа жизни, стандартов потребления и поведения. Кроме этого, появилось множество подтверждений тому, что демократизацию нельзя рассматривать как необходимое условие экономического роста. На первый план выступает проблема политической стабильности, без решения которой трудно рассчитывать на социально-экономический прогресс. Национальная политика в модернизирующихся не-западных обществах сосредоточена главным образом в крупных городах, в которых (прежде всего, в столице) формируются своеобразные элитарные сообщества. Между городскими и сельскими сообществами существует большой разрыв в уровне жизни, что вызывает широкомасштабную миграцию сельских жителей в города, превышающую возможность их трудоустройства. В городах формируются большие социальные группы, ориентирующиеся на политическую культуру протеста Мухаметжанова В. Социальное управление в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе: перспективы развития систем управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - №3. - С. 85.. Процесс коммерциализации и индустриализации не способствует социальной интеграции или появлению политически значимого среднего класса. Измененная процессом модернизации социальная структура, тем не менее, не обеспечивает социальную и политическую интеграцию в обществе. Все эти следствия процесса модернизации связаны со следующими условиями:

  • - неодинаковые объемы ресурсов, доступных для модернизации и институционального строительства, которыми располагают различные страны, сталкиваясь с вызовами модернизации;
  • - разнообразный фон исторических традиций;
  • - многообразие стартовых условий, связанных с социально-экономической структурой;
  • - разнообразные формы воздействия сил современности на то или иное традиционное общество, поливариантные структуры ситуации перемен, в которой они захвачены;
  • - существование организационных и культурных различий между национальными элитами, что определяет неодинаковое восприятие ими возможностей выбора в данной исторической ситуации, и различия в способности усвоить содержание, социокультурный смысл ситуации выбора Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 130.. модернизация индустриальное общество социокультурная

Выделим следующие структурные компоненты традиционных обществ, накладывающие наиболее значительный отпечаток на характер политической модернизации.

В политической сфере:

  • - природа выдвижения и принятия социальных инноваций, а также характер центров принятия политических решений;
  • - тип отношений между центром и периферией;
  • - приверженность элит тому или иному типу активности центра;
  • - тип правительственной политики;
  • - некоторые аспекты политической борьбы и политической организации Там же. - С. 136..

В сфере стратификации особое значение имеют следующие структурные элементы:

  • - атрибуты, утверждающие основу общественной оценки различных социальных групп и их иерархии;
  • - степень автономности отдельных социальных групп в структуре общественного взаимодействия от того, насколько доступными для них оказываются центры распределения политической власти и иных форм влияния в обществе;
  • - степень общественного взаимодействия относительно близких социальных групп Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 138..

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж» Преподаватель истории: Дмитрик Ирина Григорьевна

2 слайд

Описание слайда:

Традиционное общество это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

3 слайд

Описание слайда:

Характеристики традиционного общества Для традиционного общества характерны следующие особенности: 1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне. 2. Большая энергоемкость. 3. Непринятие нововведений. 4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев. 5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности. 6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

4 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введен французским философом и социологом Анри де Сен-Симоном.

5 слайд

Описание слайда:

Черты индустриального общества в капиталистическом государстве 1.Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры. 2.Переход к машинному производству. 3.Перемещение населения в города. 4.Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами. 5.Общественно-исторический прогресс. 6.Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии. 7.Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое. 8.Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены. 9.Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

6 слайд

Описание слайда:

Перемены в мире в 1815 - 1870 г В 1815 г. после окончания в Европе наполеоновских войн некоторые ведущие политики пыта­лись всюду восстановить порядки, существовавшие до Великой французской революции конца XVIII в. Однако эти попытки были обречены на провал.

7 слайд

Описание слайда:

Стремление к переменам вызывает вскоре новую волну рево­люций. В 20-х гг. XIX в. происходили революции в Испании, итальянских государствах. · В зависимых странах усиливается освободительная борьба. Автономию, а затем независимость получают Греция, Сербия. · Начинается деколонизация - провозглашение неза­висимости колоний. Первой такой колонией стала Гаити, где еще в 1791 г. началось восстание рабов. · Война Наполеона в Испании вызвала образование в 1810 г. независимых государств в Латинской Америке. Правда, затем испанцам удалось восстановить свою власть всюду, кроме будущей Аргентины. В 1815 г. восстания вспых­нули вновь. Повстанческие армии во главе с С. Боливаром и X. Сан-Мартином вели тяжелые бои с испанскими войсками. К 1825 г. в Латинской Америке возникло около десяти независимых госу­дарств. · В 1830 г. во Франции произошла революция, свергшая короля Карла X. Королем стал Луи Филипп, его власть была ограничена конституцией. · Тогда же Бельгия отделилась от Голландии и стала независимым государством.

8 слайд

Описание слайда:

· В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. · В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. В 1848- 1849 гг. произошла общеевропейская революция, которая началась с событий во Франции. Заговоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удавалось справляться с этими выступлениями. Одновременно происходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституционной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошибки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддержанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооруженные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свержения феодальных правителей революционеры выступали за объединение этих стран. Самой длительной стала революция в Венгрии, где была провозглашена независимость и развернулась война против австрийского господства. Венгерские войска капитулировали в 1849 г. после вступления в войну по просьбе австрийского императора русской армии. Однако вскоре Австрия пошла на расширение прав Венгрии. С 1867 г. империя Габсбургов стала назы­ваться Австро-Венгрией. · В самой Франции в июне 1848 г. произошло восстание парижских рабочих, подавленное войсками. В декабре 1848 г. президентом Франции был избран племянник Наполеона Луи Бонапарт, провозгласивший себя в 1852 г. императором Наполеоном III.

9 слайд

Описание слайда:

· В Великобритании благодаря маневрированию правительства удалось избежать революции. Еще в 1832 г. была проведена избирательная реформа, расширившая число людей, имевших право голоса на выборах в парламент. В 30 -40-е гг. XIX в. развертывается чартистское движение за введение всеобщего избирательного права. Чартисты применяли мирные средства (сбор подписей и подачу их в парламент), однако происходили демонстрации, стачки и даже восстания. Чартистам не удалось полностью добиться своих целей, но избирательные права постепенно расширялись. Нача­лась и борьба ирландского народа за свободу. Революции 1848- 1849 гг. способствовали искоренению всюду остатков феодализма, усилению либеральных и демократических идей. · Усиливается борьба за объединение Италии и Германии. В Италии решающим событием стал поход Дж. Гарибальди с «тысячью» добровольцев в 1860 г. против Неаполитанского королевства. В 1861 г. большая часть Италии была объединена под властью короля Сардинского королевства Виктора Эммануила. В 1870 г. итальянские войска заняли Рим. · Объединение Германии происходило под главенством Пруссии, во главе которой фактически стоял О. Бисмарк. Войны с Данией и Австрией привели к расширению пределов Пруссии и образованию Северогерманского союза. · Во франко-прусской войне была разгромлена армия Наполеона III. Императора свергли, и во Франции в 1870 г. была провозглашена республика. В 1871 г. в оккупированном Версале объявили о созда­нии Германской империи, во главе ее стал прусский король Вильгельм I.

10 слайд

Описание слайда:

В южные штаты ввели войска, активные участники войны были лишены гражданских прав, развернулись гонения против побежденных. Началась Реконструкция Юга. Конгресс принял 14-ю по­правку к конституции о предоставлении гражданских прав чернокожим американцам. Только на условиях принятия этой поправки южные штаты вновь принимались в Союз. После отказа южных штатов ратифицировать 14-ю поправку органы власти в них были насильственно реорганизованы под контролем федерального правительства и Союзных лиг, созданных республиканской партией в этих штатах. В бывших мятежных штатах под контролем были избраны конвенты, которые приняли конституции, включавшие положения о равноправии афроамериканцев. В годы Реконструк­ции на Юге развивались промышленность, торговля, система об­разования. Вместе с тем был нанесен удар по образу жизни и культуре жителей южных штатов. Пришли в упадок плантации. Ограбление южан, насилия и террор, которым они подвергались в те годы, оставили неизгладимый след в их памяти. Постепенно со­противление реконструкции усилилось. После президентских выборов 1876 г., когда ни кандидат республиканской партии Хейс, ни кандидат демократической партии Тилден не набрали необхо­димого большинства, закончилась Реконструкция Юга. В обмен на признание президентом Хейса республиканцы согласились на вывод федеральных войск из южных штатов.

11 слайд

Описание слайда:

В XIX в. произошли перемены и в Северной Америке · США расширяют свою территорию. У Франции была куплена Луизиана, у Испании захвачена Флорида. В 30 -40-е гг. XIX в. у Мексики отобрали более половины ее территории (Техас, Калифорния и др.). · Тем временем в северных штатах США ширилось движение против рабства и одновременно росло сопротивление его отмене в южных штатах. · После победы на президентских выборах кандидата республиканской партии, выступавшей против рабства, А. Линкольна шесть южных штатов (позже к ним присоединились еще пять) отделились в 1861 г. от США и создали свое государство - Конфедерацию. Началась гражданская война. Она велась с ожесточением и привела к большим жертвам. Первоначально северяне терпели поражения, хотя их силы намного превосходили силы южан. Только после перехода к решительным действиям, опусто­шительным рейдам федеральной армии по южным штатам, отме­ны с 1863 г. рабства произошел перелом в войне. В апреле 1865 г. армия Конфедерации капитулировала. Вначале власть в южных штатах оставалась в руках прежних правительств, стремившихся сохранить старые порядки. Подобную политику поддерживал и президент Джонсон, сменивший убитого через 5 дней после капитуляции южан Линкольна. Другого мнения придерживались ра­дикальные силы республиканской партии. Они были недовольны безнаказанностью тех, кого считали виновниками войны.

12 слайд

Описание слайда:

Консерватизм идеология, направленная на сохранение и поддержку существующих форм общественной жизни (социально-экономического уклада, политического устройства, культурной среды, традиционных и духовных ценностей). Оформление консерватизма в определенную систему взглядов относится к концу XVIII – началу XX в.в. и было реакцией на довольно широкое распространение либеральных идеалов, но прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. К основным ценностям консерватизма он относил: культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма; приоритет интересов государства над интересами личности; сильное иерархическое государство; авторитет церкви, семьи, школы; прагматизм, здоровый смысл, скептецизм; постепенность и осторожность процесса социальных изменений; преемственность в развитии; историческое единство прошлого, настоящего и будующего; свобода и ответственность.

13 слайд

Описание слайда:

Реформа это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

14 слайд

Описание слайда:

Революция это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Описание слайда:

Социализм это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

18 слайд

Описание слайда:

Сначала военный перевес был на стороне южан, и Линкольну пришлось прибегнуть к решительным мерам, чтобы мобилизовать население Севера на борьбу. Закон 1862 г. гарантировал каждому гражданину право на бесплатное получение земельного участка из государственного фонда. В 1863 г. все рабы были объявлены свободными: война против мятежных штатов превратилась в войну против рабства. В ходе военных действий произошел перелом, и в апреле 1865 г. южане капитулировали. После завершения войны началась Реконструкция Юга, продолжавшаяся до 1877 г. В ходе нее политические и правовые системы южных штатов приводились в соответствие с существовавшими на Севере. Сопротивление южан и непоследовательность федерального центра не позволили полностью достичь этой цели: на Юге сложилась система расовой дискриминации, при которой права чернокожего населения были ограничены, а бывшие плантаторы сохранили политическое влияние. Тем не менее важнейшим итогом Гражданской войны в США стали сохранение единства страны и ликвидация рабства.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

    хозяйство натуральное, труд ручной;

    наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

    феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

    товарно-денежные отношения, машинный труд;

    наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

    буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

    Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.

    Становление коммунальных движений.

    Формирование сословий, которые отстаивали свои права.

    Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

    Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

Учащиеся должны выписать следующее:

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Учащиеся должны вставить следующие понятия — купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

    развитие торговли;

    развитие банков;

    технический прогресс.

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

    труд ручной

    ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Ученики, подмастерья, мастера

Наемные рабочие

Отсутствует разделение труда

Разделение труда

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

    урбанизацию – небывалый рост городов;

    индустриализацию – использование машин в производстве;

    демократизацию политических структур;

    секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

Различия

———

———-

*————————

*————————————-

*————————

*————————————-

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

Урбанизацию небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню; индустриализацию постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII в.; демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства; невероятно быстрый по сравнению с прошлыми эпохами рост знаний о природе и обществе; секуляризацию обмирщение сознания и развитие атеизма.


Естественная, органическая модернизация, обусловленная внутренними процессами развития общества (напр., в Англии, США, Франции). " догоняющая " модернизация, когда государство искусственно ускоряет развитие экономики и общественных отношений (напр., Германия и Россия).


Во - первых, Западная Европа была прямой наследницей греко - римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно - денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность. Во - вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии. В - третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними.


Регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад (Англия, Голландия); регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии); регион, в котором в Х VII в. отмечался социально - экономический регресс по сравнению с Х VI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго - Западная Германия); регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).


Революция это радикальное, относительно быстрое (в рамках исторического времени), насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных систем ценностей. Голландия гг., Англия гг., Франция гг.) североамериканские колонии (). Буржуазные революции


« Мы считаем следующие истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что с целью обеспечения этих прав люди создают правительства... что, когда любая форма правления становится разрушительной по отношению к этим целям, народ вправе изменить или упразднить ее...» Из Декларации независимости Т. Джефферсона


Полем деятельности для английского капитализма был не только город, но и деревня; большая часть дворянства стала заниматься предпринимательской деятельностью; буржуазия получила доступ к политической власти и, следовательно, к непосредственному управлению обществом.







В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы, на Восток. Поток восточных товаров к Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. Недостаток золота как денежного металла.



Следствием Великих географических открытий была " революция цен ": так как в Европу хлынул поток дешевого золота и серебра из заокеанских земель стоимость этих металлов (следовательно, стоимость денег) резко упала, а цены на товары соответственно возросли.




Вторым следствием Великих географических открытий стал переворот в европейской торговле. Морская торговля перерастает в океанскую, а в связи с этим рушатся средневековые монополии Ганзы и Венеции. Выиграли в этом отношении Англия и Нидерланды производители и владельцы товаров.


Третьим следствием Великих географических открытий было рождение колониальной системы. Если в Европе с XVI в. начинал развиваться капитализм если в экономическом отно ­ шении Европа обогнала народы других континентов, то одной из причин этого было ограбление и эксплуатация колоний.






В области философии новое развитие получили античные течения, согласно которым Бог отождествлялся с природой (« пантеизм » Кампанелла, Бруно); все люди равноправны перед лицом мирового закона (« стоицизм » Петрарка) Бог не вмешивается в жизнь людей; провозглашение здоровья тела и духа, отсутствие страданий (« эпикуреизм » Валла); строение бытия – сверхсущее, единое и иерархичное (« неоплатонизм », Фичино, Мирандола); возрождена была и древнегреческая идея торжества микрокосма (человека) и макрокосма (природы).








В области математики также были достигнуты большие успехи: Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435 г.), заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525 г.), усовершенствована алгебра (Виет,1591 г.). Теофаст Парацельс способствовал внедрению химических препаратов в медицину; Андреас Везалий изложил принципиально новое понимание анатомии человека (1543 г.); Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения (1553 г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).


На первый план выдвигаются идеи рационализма (от лат. Rationlis - разумный) и гуманизма (от лат. Humanus – человечный) Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека.


..


Данте Алигъери () – « последний поэт Средневековья и вместе с тем и вместе с тем первый поэт Нового Времени » (Ф. Энгельс). Из всех проявлений божественной мудрости человек для него – « величайшее чудо ». Франческо Петраркой (), философом, блестящим поэтом – лириком, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии.







Леонардо да Винчи () был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Гидравлические механизмы Леонардо да Винчи.




Реформация (лат. reformatio исправление, восстановление) массовое религиозное и общественно - политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.


В ее основе лежали верующая совесть, оскорблявшаяся " язычеством « вавилонской блудницы »; средневековый католицизм подчинял церковной опеке светские сословия, мешал свободному развитию гобщества; местные политические и социальные проблемы соединились с антиклерикальным движением.




Вождь народного движения в Германии Проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство. С движением Мюнцера было связано мощное выступление крестьян против феодалов Осуждал Лютера за отход от решительных действий и переход на сторону феодалов


Богатые горожане Князья и рыцари Крестьяне и горожане Дешевая церковь Подчинение церкви в своем княжестве Борьба против всех угнетателей Недовольство феодальными порядками Захват церковных земель Уничтожение всех феод. порядков Захват церковных богатств Передать власть трудовому народу


(ордена иезуитов) Игнатий Лойола, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов) 1534 Монашеский орден был основан в 1534 году в Париже Павлом III и утвержден Павлом III В 1540 членов ордена, известных как « иезуиты », начиная со времен протестантской Реформации называли « пехотинцами Римского папы » « К вящей славе Божией ». Девизом ордена является фраза « К вящей славе Божией »


АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР 1555 между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V. Завершил ряд войн между католиками и протестантами. Установил право князей определить вероисповедание своих подданных (по принципу: чья страна, того и вера).