Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами

ПЕКИН, 5 мар - РИА Новости, Жанна Манукян, Иван Булатов. Правительство Китая передало на рассмотрение высшего законодательного органа страны Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) план экономического развития на 2016 год, проект 13-й пятилетки и проект бюджета на 2016 год, согласно которым китайские власти ожидают роста экономики в пределах 6,5-7% в текущем году, и не ниже 6,5% в период пятилетки (2016-2020 гг.).

Четвертая сессия ВСНП 12 созыва открылась в субботу утром в Пекине с выступления премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, который озвучил основные экономические задачи страны на следующие пять лет.

Ожидаемое снижение роста ВВП

Правительство Китая, как ожидалось, установило планку роста на 2016 год в интервале от 6,5 до 7%. Впервые китайские власти не установили конкретную цифру.

Китай инвестирует в инфраструктуру 77 миллиардов долларов Средства пойдут на реализацию общественно полезных проектов, говорится в докладе министерства финансов КНР. Сумма инвестиций на 3,4 миллиарда долларов больше, чем в 2015 году.

"Устанавливая планку роста на отметке 6,5-7% мы учитывали необходимость построения общества среднего достатка и необходимость дальнейшего проведения структурных реформ. Кроме того, такие темпы роста помогут управлять ожиданиями рынками и поддерживать его стабильность", — заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, зачитывая рабочий доклад правительства.

По итогам 2015 года темпы роста ВВП Китая замедлились до 6,9%, что стало худшим показателем за последние 25 лет. В абсолютном выражении ВВП Китая в прошлом году составил 67,67 триллиона юаней (около 10,3 триллиона долларов).

Китайский премьер при этом отметил, что "анализ всех факторов показывает, что экономика Китая столкнется с еще большими и более сложными проблемами и вызовами".

К внешним проблемам Ли Кэцян отнес слабые темпы роста торговли, резкие колебания на финансовом рынке, а также увеличивающиеся геополитические риски. Внутренними проблемами китайский премьер назвал изменение модели экономического роста, сложности, связанными со структурными реформами, а также растущее давление на экономику страны.

Несмотря на это, китайский премьер заверил, что "нет таких трудностей", которые не смог бы преодолеть Китай.

Согласно плану экономического и социального развития на 2016 год, Китай будет поддерживать стабильную макроэкономическую политику, чтобы обеспечить экономическое развитие в "соответствующих рамках". Правительство будет проводить более проактивную фискальную политику и по-прежнему сдержанную монетарную политику, которая будет "гибкой и рациональной". Власти также продолжат углублять реформу финансового сектора, повышать эффективность инвестиций, создавать новые механизмы для контроля финансовых рисков, сокращать избыточные производственные мощности, продолжать реформу госкорпораций.

Согласно ожиданиям правительства, дефицит бюджета страны в 2016 году увеличится на 0,6% — до 2,18 триллиона юаней (334 миллиарда юаней), что составляет 3% от ВВП. Из этой суммы 1,4 триллиона придется на центральный бюджет, остальные 780 миллиардов - на местные.

Инфляция ожидается на уровне 3%. Уровень зарегистрированной безработицы будет поддерживаться в пределах 4,5%. Власти обещают создать в 2016 году более 10 миллионов новых рабочих мест. Планируется сократить энергоемкость ВВП более, чем на 3,4%.

Правительство Китая планирует в 2016 году инвестировать в инфраструктуру 500 миллиардов юаней (около 77 миллиардов долларов США. Китай планирует в 2016 году инвестировать в развитие автомобильных и железных дорог 2,45 триллиона юаней (примерно 377 миллиардов долларов США.

Объем прямых инвестиций Китая за рубеж в следующем году увеличится на 10% и составит 130 миллиардов юаней.

Инвестиции в основные активы в Китае в 2016 увеличатся на 10,5%. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовые сферы в Китае в 2016 году ожидаются в размере 128 миллиардов.

В этом году, правительство не озвучило официального прогноза по ожидаемому росту объема внешней торговли. Согласно докладу, власти будут поддерживать "стабильный рост импорта и экспорта". По итогам прошлого года, общий объем внешней торговли Китая уменьшился на 8%, при ожидаемом росте на 6%, при этом экспорт снизился на 2,8%, а импорт на 14,1%. Власти Китая связывают эти показатели не только с внутренними факторами, но и со сложной ситуацией мировой экономики. Китайская сторона подчеркивает, что страна по-прежнему остается главным двигателем мировой экономики.

Согласно проекту бюджета, военный бюджет Китая в 2016 году увеличится на 7,6% до 954 миллиардов юаней (около 146 миллиардов долларов). Темпы роста военных расходов оказались значительно ниже ожидаемых и самыми медленными за последние шесть лет. В пятницу официальный представитель Всекитайского собрания народных представителей, которому предстоит принять бюджет, Фу Ин заявила, что бюджет был подготовлен с учетом "экономической ситуации и нужд страны на оборонное строительство".

Цели XIII пятилетки

В субботу делегатам съезда ВСНП был представлен проект плана социально-экономического развития страны на период 13-й пятилетки — с 2016 до 2020 года.

Основными задачами правительства на следующие пять лет, согласно плану, станет увеличение вдвое ВВП на душу населения по сравнению с 2010 годом, средний рост ВВП не ниже 6,5% годовых.

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил ранее, что темпы роста ВВП Китая в следующие пять лет не должны быть ниже 6,5% годовых, чтобы к 2020 году построить так называемое общество "со средним достатком".

Кроме этого власти Китая к концу пятилетки намерены добиться увеличения совокупного объема экономики страны до объема, превышающего 90 триллионов юаней (13,8 триллиона долларов). Для сравнения, в 2015 году китайский ВВП составил 67,67 триллиона юаней (около 10,3 триллиона долларов).

Еще одним важным пунктом плана властей является реализация в полной мере политики второго ребенка в семье. В 2015 году компартия разрешила всем семьям иметь двух детей. В конце 1970-х годов Китай внедрил политику "Одна семья — один ребенок", чтобы контролировать рост населения, разрешив семьям в городах иметь только одного ребенка, а в деревнях — двоих, если первый ребенок — девочка. Однако со временем эта политика привела к демографическим проблемам, таким как гендерный дисбаланс и старение населения. В проекте плана развития на 2016-2020 годы отмечается, что власти займутся решением проблемы гендерного дисбаланса. Также будет изменена политика, направленная на улучшения в сфере планирования семьи, улучшена сфера здравоохранения в отношении матерей и детей. Кроме этого будет улучшена система регистрации новорожденных. По прогнозам властей, к 2020 году население страны составит 1,42 миллиарда человек.

Правительство Китая в рамках 13-го пятилетнего плана развития собирается усилить роль инноваций в экономике. Власти намерены запустить ряд важных государственных научно-технических проектов, создать научные центры, стимулировать развитие технологий, облачных вычислений и интернета. Согласно докладу, к 2020 году доля науки в доле ВВП достигнет 2,5%.

Еще одним направлением деятельности властей КНР в этот период станет модернизация сельского хозяйства и проведение урбанизации.

К 2020 году власти Китая намерены прописать в городах и поселках около 100 миллионов сельских мигрантов. Таким образом, доля постоянно проживающего в городах населения достигнет отметки в 60%. Планируется создать ряд городских агломераций и полюсов экономического роста. Для жителей сельской местности будут созданы более 50 миллионов новых рабочих мест.

Развитие транспортной инфраструктуры будет продолжено. К концу 13-го пятилетнего плана развития протяженность сети высокоскоростных железнодорожных магистралей будет увеличена на 11 тысяч километров и достигнет 30 тысяч километров. Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Китай обладает самой развитой сетью высокоскоростных железных дорог в мире.

Сессия ВСНП закроется 16 марта. Депутаты должны принять бюджет страны, рассмотреть и одобрить план пятилетки, а также план экономического развития на 2016 год.

Заключительным мероприятием станет традиционная итоговая пресс-конференция Ли Кэцяна, которая состоится 16 марта после закрытия сессии ВСНП.

Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект на 2016 год. Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с выводами специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

Недостаточный размер бюджета

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

Ошибки прошлых лет

По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть .

Большие расходы при маленьких доходах

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8%.

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство .

Правительство верит в лучшее

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.

Бюджет войны

Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

Антисоциальные меры

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Несколько лет назад тема государственных бюджетов ведущих стран мира стояла на повестке дня везде, где только можно. После финансово-экономического глобального кризиса 2008-2009, который оказался сильнейшим за пол века, правительства крупных стран принимали синхронные и масштабные меры по бюджетному субсидированию и покрытию выпадающих доходов экономики. Это привело к рекордным дефицитам бюджета и как следствие экспоненциально наращиваемому гос.долгу, что в свою очередь подняло вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета.

Запас прочности мировой финансовой системы исчерпался в 2011. Тот денежный поток, генерируемый частными институциональными единицами, был недостаточен, чтобы без ущерба инвестиционным планам покрывать государственный дефицит. Проблема в 2011-2012 стала настолько острой, что фактически речь стояла о полной парализации государственного долгового рынка со всеми вытекающими последствиями, если только не применять экстраординарные меры, как например, административное принуждение частных инвесторов в гос.долг ценой обрушения негосударственного рынка активов, радикальное сокращение дефицита или … монетизация гос.долга. Практически все ЦБ в ведущих странах рано или поздно пошли по пути монетизации гос.долга. Началось с ФРС, продолжилось в особо ожесточенной форме с ЦБ Японии и теперь уже и ЕЦБ.

Однако, справедливости ради, проблема сейчас не столь остра, как это было 3-4 года назад – за счет серьезного сокращения дефицитов бюджета и за счет усиления денежного потока частного сектора. По формальным показателям, им удалось стабилизировать государственных долговой рынок, что в частности выражается по процентным спрэдам между гос.долгом, денежным рынком и корпоративным сегментом, по страховкам на риски (CDS) и средневзвешенной величине процентных ставок.

Когда темпа гос.долгов всплыла – страны Еврозоны имели дефицит в 6.2%.

Тогда началась целая эпопея по формализации концепции жесткой бюджетной политики для стран Еврозоны и несчетные заседания ЕвроКомиссии и национальных бюджетных ведомств. Все основные пункты переговоров были формализованы в виде законодательных и подзаконных актов по последовательной бюджетной консолидации. Как результат в 2015 дефицит бюджета снизился до 2.1% к ВВП, а в 2016 планируется 1.8%. По историческим меркам – это ниже среднего и достаточно безопасный уровень. Причем первичный баланс (без учета процентных расходов) выходит в профицит.
Как видно, страны Еврозоны существенно нарастили доходную базу бюджета с 2010 года от 44% до почти 47% к ВВП, при этом плавно и последовательно сокращая расходы.

Баланс Германии с 2012 вышел в околонулевое значение, а последние 2 года в уверенном профиците. Это было достигнуто за счет самого низкого в истории Германии участия правительства в экономике через гос.расходы.

Дефицит бюджета Франции балансирует около 3.5% — по историческим меркам это выше среднего. Франция имеет раздутые социальные обязательства, а правительство категорически отказывается каким либо образом резать расходы. Сокращение дефицита было достигнуто через ряд мер по увеличению доходной базы.

Дефицит бюджета в Италии на 2016 год ожидается один из самых низких за 20 лет – около 2.3%, причем первичный баланс давно в профиците. Сам по себе дефицит образуется из-за невероятных по меркам Европы расходов на обслуживание долга, которые достигают 8% от всех доходов бюджета (для сравнения, в Германии не более 3%, Франция 3.6%, США около 2.7%)

Серьезного прогресса добилась Испания в сокращении дефицита. Они имели свыше 10% дефицита в 2010, теперь на 2016 ожидается лишь 3.8%

Хотя им не удалось нарастить доходную базу, но расходы возвращают в среднем на уровень 2008. Однако, как видно на истории, дефицит бюджета пока еще крайне велик для Испании.

Примерно аналогичным образом ведут себя остальные страны ПИГС, даже Ирландия выводит бюджет в профицит. Греции удалось сократить дефицит до 2% на 2016, а Португалии до 3%. В принципе уже почти все страны вписываются в норму 3% дефицита бюджета от ВВП.

Ощутимо продвинулись в Великобритании. В кризис имели свыше 11% дефицита бюджета и последовательно сократили его до 4%. Это чуть больше, чем средний уровень с 2002 по 2007 (3.4%). Сокращение бюджетного разрыва добились благодаря сокращению гос.расходов на докризисный уровень, хотя доходную часть бюджета не сумели раскрутить.

В Великобритании удалось снизить сумму обслуживания долга от доходов бюджета до 4.7% — это практически соответствует докризисному уровню, это кстати, при удвоении долговой нагрузки за эти годы, т.е. средневзвешенная ставка упала в два раза. Другими словами, долг/ВВП или долг/доход выросли примерно в два раза, а относительно доходов бюджета сумма обслуживания долга примерно, как до кризиса.

Что касается США, то тоже имеются улучшения. В худшие времена 2009 дефицит консолидированного бюджета правительства США с учетом всех программ помощь доходил до 13.5% от ВВП, сейчас около 4.5% балансируют. Это немногим больше, чем усредненный уровень за 60 лет, но уже не так критично, как 3 года назад. В США удалось, как нарастить доходную базу, причем серьезно, так и снизить расходы.

Как и в Великобритании, в США очень низка сумма обслуживания долг относительно ВВП и доходов бюджета. Сейчас у них гос.долг (федеральный + штаты + муниципалитеты) под 115% к ВВП, а до кризиса был 65%. Но тогда платили больше 4% от доходов правительства, а теперь, несмотря на возросший долг, около 2.5%

В Японии дефицит бюджета снизился до 5.5% с 8.5-10% в период кризиса 2008-2010. Это немало, но заметно ниже среднего уровня за 20 лет. Учитывая беспрецедентную эмиссию со стороны ЦБ Японии выходит, что монетизация долга достигает 200% от потребности правительства в среднем за год, что на самом деле немыслимо.

Удивительно, но несмотря на чудовищный гос.долг Японии, процентные расходы сейчас на минимуме за десятилетия, главным образом за счет займов под ноль последние несколько лет. Например, в середине 80-х Япония платила по процентам 13.5% от доходов бюджета, имея долг в 75% к ВВП, а сейчас 4.8% с долгом под 240% ВВП

Итак, имеем следующие тенденции. Почти все страны существенно сократили дефицит бюджета. Каждая страна действовала по своему, однако тренд в целом схож. В среднем дефицит бюджета по ведущим странам к 2016 соотносится с уровнем 2004-2007.

Процентные платежи по долгу наиболее низкие в истории за счет беспрецедентно низких ставок заимствования, которая прижаты к нулю уже больше 7 лет. Острую фазу государственного долгового кризиса прошли, как по причине снижения потребности правительств в заимствования, так и по причине расширения свободного денежного потока, доступного к распределению от частного сектора.