Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Применение неценовых методов регулирования естественных монополий в российской экономике. Ценовое регулирование деятельности естественных монополий

Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Матин Александр Алдырбасович. Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Москва, 2007 151 с. РГБ ОД, 61:07-8/2004

Введение

Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике 9

1.2. Особенности и роль естественных монополий в России 36

Глава 2. Регулирование естественных монополий 47

2.1 Необходимость регулирования естественных монополий 47

2.2Методы регулирования естественных монополий 58

2.3Характеристика ценовых методов регулирования естественных монополий 73

Глава 3. Содержание, виды и перспективы развития неценовых методов регулирования естественных монополий 86

3.1. Причины существования и экономическое содержание неценовых методов регулирования естественных монополий 86

3.2Виды и эффективность неценовых методов регулирования естественных монополий 100

3.3 Перспективы и направления развития неценовых методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации российской экономики 119

Заключение 134

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переходное состояние экономики России выявило множество противоречий и проблем, среди которых можно отметить и поиск оптимальных форм государственного регулирования естественных монополий. Формирующиеся рыночные отношения потребовали от институтов власти изменения структуры хозяйственных связей в естественно - монопольных отраслях. Данное обстоятельство вызвало необходимость более детальной оценки разнообразных методов регулирования естественных монополий, а также разработки и внедрения ранее не применявшихся методов в экономической практике России.

Стремление перевести всю структуру экономики на чисто рыночные механизмы без учета специфики национальной экономики и особой роли ряда отраслей, обеспечивающих национальную энергетическую безопасность, национальные экономические и внешнеполитические интересы страны, чревато дестабилизацией экономики, разрывом единого экономического пространства страны, ослаблением позиций в мировой экономике и политике. В связи с этим большое значение приобретают не только ценовые методы регулирования естественных монополий, широко известные в экономической теории и практике, но и альтернативные им неценовые методы, способные в ряде случаев привести к более эффективным результатам.

Степень разработанности проблемы. В России внимание к проблеме рыночного реформирования и регулирования естественных монополий стало привлекаться только в начале 90-х годов 20 века, поскольку до этого момента в стране существовал иной способ экономических отношений, основанный на огосударствлении экономики. Данное обстоятельство предопределило недостаточную теоретическую разработанность

проблемы, а также правовой базы регулирования естественных монополий. Но, несмотря на столь небольшой срок, в российской практике уже накоплен определенный опыт такого регулирования и его правового оформления, а также ведутся интенсивные теоретические разработки. В России исследованием разных аспектов существования, функционирования, развития естественных монополий и их регулирования занимаются такие экономисты, как Авдашева С, Бутыркин А., Ворожейкин В., Городецкий А., Дерябина М, Кокорев В., Коломийченко О., Королькова Е., Крафт Г., Крюков В., Никитин С, Никифоров А, Павленко Ю., Тиссен Е., Третьяк В., Цапелик В., Шаститко А. и другие.

Зарубежная практика исследования естественных монополий имеет многолетнюю историю изучения. Первыми из зарубежных экономистов, обративших внимание на проблему естественных монополий и сформулировавших само понятие «естественная монополия», были представители неоклассической школы Курно А. и Маршалл А. В дальнейшем изучением естественных монополий занимались Аткинсон Э., Баумоль У., Вилиг Р., Вэриан X., Демсец Г., Дюпюи Ж.., Кан А., Лернер А., Найт Ф., Панзар Дж., Пигу А, Рамсей Ф., Робинсон Дж., Фостен С, Хикс Дж., Цейтен Ф., Чемберлин Э., Эли Р. и другие.

Однако предметом исследования методов регулирования естественных монополий являются, как правило, ценовые методы. Анализу неценовых методов уделяется мало внимания, с чем нельзя согласиться, особенно с учетом специфики российской экономики.

Цели и задачи исследования. Основными целями работы является комплексный подход к изучению происхождения, функционирования и регулирования естественных монополий и раскрытие на этой основе особенностей неценовых методов регулирования естественных монополий. Исходя из поставленных целей, делается попытка решить следующие задачи:

Систематизировать и уточнить причины возникновения естественных
монополий;

Показать особенную роль естественных монополий в экономике
России;

Выявить причины существования неценовых методов регулирования
естественных монополий;

Определить конкретные виды неценовых методов регулирования
естественных монополий и раскрыть их содержание;

Обосновать взаимосвязь неценовых методов регулирования
естественных монополий со структурными уровнями системы
экономических отношений;

Выявить эффективность применения, перспективность и пути
совершенствования неценовых методов регулирования естественных
монополий в условиях трансформации экономики России.

Объектом исследования работы являются экономические отношения в сфере естественных монополий, в особенности отношения между государством и монополистами. Предмет исследования - неценовые методы как составная часть системы методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные природе, возникновению и функционированию естественных монополий, а также регулированию и путям реформирования естественных монополий. При написании работы использовались также учебные издания, периодическая литература, нормативно - правовые акты России и зарубежных стран, материалы научных конференций. Методами исследования послужили системный подход, логический и исторический методы, компаративистика, институциональный анализ, а также экономико-математический и графический инструментарий.

Информационную базу исследования составили фактологические материалы о естественных монополиях, содержащиеся в монографиях, отчетах ФАС, периодических изданиях, публикациях Бюро экономического анализа, ресурсах Интернета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

ЬСистематизированы и дополнены причины возникновения
естественных монополий.
К ним отнесены: фундаментальные причины
(особенности технологии, положительная отдача от масштаба,
субаддитивность издержек, уникальность продукции и источников
ресурсов, экономия на разнообразии); организационные и ситуационные
причины
(вертикальная интеграция деятельности при наличии сетевых
структур; институциональные, материально-технические и

организационные факторы, формирующие рыночную ситуацию; наличие секрета или патента); национальная безопасность (учет национальных экономических и политических интересов страны).

Раскрыто значение естественных монополий в реализации национальных экономических интересов России. Показана их особая роль (в частности, в энергетической и транспортной сферах) в укреплении единого экономического пространства страны, в достижении социально -экономической стабильности, укреплении позиций в мировой экономике и политике.

2.6ыявлены причины существования неценовых методов регулирования естественных монополий: способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста; повышение качества производимых продуктов и услуг; усиление прозрачности финансовых потоков и, как следствие, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли; соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны, сохранение контроля государства над стратегически важными отраслями; эффективность

применения в долгосрочном периоде; эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста.

З.Уточнена и систематизирована совокупность неценовых методов регулирования естественных монополий. В их числе: организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг)); ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов); неформальные методы.

4.0боснован политэкономический вывод о том, что неценовые методы регулирования естественных монополий отражают единство рыночных, планово - экономических (плановых), организационно - экономических и административно - правовых (неэкономических) отношений (методов). Проведено разграничение универсального (то есть присущего всем рыночным экономикам), специфически исторического (то есть характерного для трансформационной экономики) и национально -специфического (то есть отражающего особенности национальной экономики) аспектов в реализации неценовых методов.

5.6ыявлены перспективы и направления дальнейшего развития неценовых методов регулирования естественных монополий в России. Обосновано, что названные методы сохраняют перспективы применения в российской экономике даже после решения задач переходного периода. Показано, что наибольшее развитие должны получить методы,

сочетающие в себе конкурентные и монопольные начала, а именно выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию при переходе других сегментов в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу. Раскрыта роль ряда мер общего порядка, влияющих на перспективы развития неценовых методов в стране: определение структуры и принципов функционирования национальной модели экономики; совершенствование законодательной базы; внедрение систем технического учета и контроля качества продукции монополистов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о функционировании естественных монополий и методах их регулирования. Практическая значимость состоит в возможности использования ряда выводов диссертации в реальной экономической практике. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании ряда учебных дисциплин: «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономика отраслевых рынков», «Теория трансформационных процессов».

Апробация работы Основные результаты исследования нашли свое отражение в 3 публикациях по теме диссертации общим объемом 1.2 п.л. Отдельные положения диссертации были представлены на научной конференции «Понятийный аппарат современной экономической теории» (МГУ, 2005г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения и списка литературы.

Содержание, виды и причины естественных монополий

Исследуя проблемы, связанные с функционированием естественных монополий, в первую очередь стоит раскрыть понятие «естественной монополии» и чем она отличается от обычной монополии. Само понятие «монополия» достаточно известно. Под этим термином обычно понимается состояние рынка, для которого характерно наличие уникального положения определенной компании. Отсутствие конкурентов, способность устанавливать цены на выгодном для себя уровне, отсутствие товаров - заменителей, низкая эластичность спроса - все это обеспечивает так называемую рыночную власть. Но чаще всего - это не "чистая" (абсолютная) монополия с одной фирмой, а рынок с одной доминирующей компанией и множеством аутсайдеров: ведущей компании приходится конкурировать с множеством менее крупных компаний за долю рынка, что же касается естественно - монопольного рынка, то это рынок, как правило, с «чистой» монополией. Именно данный монополист (единственный производитель-продавец) имеет возможность диктовать цену на товар, регулировать объем продукции, а покупатели будут не в состоянии отказаться от потребления, поскольку товар жизненно необходим и спрос на него неэластичен.

Понятие «естественная монополия» в экономической теории встречается первый раз в работе Курно. Примером естественного монополиста стал владелец водных ресурсов, который жил выше по течению реки и соответственно пользовался природным ресурсом по своему усмотрению: мог перекрыть реку, построив дамбу. Жители, которые находились ниже по течению реки, оказывались в зависимости от данного владельца ресурса.

На современном этапе экономического развития понятие естественная монополия трактуется более широко как в экономической теории, так и в законодательных актах. В статье 3 Федерального Закона № 147 «О естественных монополиях»1 естественная монополия определена как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

С определением в Федеральном Законе № 147 «О естественных монополиях» нельзя не согласиться, поскольку в нем отражаются все особенности функционирования естественного монополиста. Это уникальность продукта (услуги), производимого естественным монополистом (фактическая невозможность замены другим товаром или услугой), субаддитивность издержек и вытекающая из этого капиталоемкость производства и высокие издержки создания конкурирующей компании, а также технологическая особенность производственной структуры предприятия.

Но в законе можно отметить некоторые «пробелы», например, такие как определение субъекта естественного монополиста. В законе зафиксировано следующее: субъект естественной монополии хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Но, как известно, большинство субъектов естественных монополий таковыми не являются в чистом виде, а содержат в себе естественно-монопольный сегмент: железно-дорожный транспорт - железно-дорожные пути и инфрастуктуру, их обслуживающую; энергетика - линии электропередач; нефтегазовая промышленность - трубопроводный транспорт, а добыча, производство и переработка сырья не включается в понятие естественных монополий, поскольку могут функционировать на конкурентной основе.

Еще одной неточностью в законе можно назвать определение отраслей естественных монополий. В статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147 выделяются 8 основных сфер деятельности естественных монополий. Две из которых необходимо выделить, поскольку они в «чистом» виде не являются естественно -монопольными. Это - аэропорты, порты и общедоступная электрическая и почтовая связь. Каждую из этих отраслей следует проанализировать на предмет наличия естественно-монопольного сегмента в отдельности и возможности внедрения конкурентного механизма в эти отрасли.

Почему аэропорты - это сфера естественных монополий? Казалось бы, наличие взлетно-посадочной полосы, как естественно - монопольного сегмента, присутствует в производственной структуре авиационного предприятия. Но монопольный сегмент, вокруг которого возможно создание конкурентного рынка услуг по перевозке багажа, уборке территории аэровокзала и взлетно-посадочной полосы, организации питания пассажиров, сам по себе является конкурентным. И возможность конкуренции в этом производственном сегменте заключается в наличии нескольких аэропортов в ограниченном территориальном пространстве -например, город Москва, в котором существует 5 функционирующих аэропортов, или другие крупные города России. Получается, что существует не естественно - монопольный, а естественно - олигопольный рынок, в котором идет жесткая конкуренция за авиационные предприятия (частный случай).

В свою очередь, как показала тенденция мировой экономики, на рынке авиаперевозок должны присутствовать крупные авиапредприятия, которые способны конкурировать за потенциального потребителя и возмещать возможный ущерб им или их близким в случае форс-мажорных ситуаций самостоятельно, не привлекая дополнительных средств.

Особенности и роль естественных монополий в России

В современной экономике любая хозяйственная структура (тем более крупная) является составной частью всего механизма функционирования. Выполняя свою задачу, решая собственные проблемы и удовлетворяя потребности населения, хозяйственная единица создает общую структуру национальной экономики посредством взаимодействия с другими подобными хозяйственными единицами. Но выполнение хозяйственных задач напрямую зависит от степени развитости инфраструктуры. В каждой стране она имеет свои особенности, также как и различия стран в экономическом и политическом устройстве.

Развитая инфраструктура позволяет эффективно развиваться базовым отраслям индустриальной экономики, так называемым «локомотивам», которые тянут за собой все народное хозяйство, прокладывая дальнейший путь развития страны. Стоит заметить, что это движение может осуществляться в разных политических и социальных системах, каждая из которых имеет характерные черты, присущие только ей. Так, для экономики России характерны следующие специфические условия функционирования: 1.Большая протяженность территории, что обуславливает неизбежно высокие транспортные издержки для всех субъектов предпринимательской деятельности и затрудняет формирование единого экономического пространства. 2.Суровые климатические условиями на большей территории России, что приводит к высокой энергоемкости экономики. З.Низкий уровень технологий, в том числе энергосберегающих. 4.Низкая платежеспособность потребителей как промышленных, так и населения. 5.Историческое размещение предприятий. 6.Особое значение национальной экономической безопасности и в целом безопасности страны.

Учет данных особенностей страны14 особенно характерен для базовых отраслей экономики.

К базовым отраслям относятся: машиностроение, металлургия, энергетика, нефтегазодобывающая, транспортная, строительная. Роль этих отраслей невозможно переоценить особенно на современном этапе развития экономики России. Многие из этих отраслей (например: энергетика и железнодорожный транспорт) экономики являются естественными монополиями, представляющими по своим масштабам целый сегмент экономики, а в ряде случаев, например в России, формирующие бюджет страны. Еще в начале 2000-х гг. налоговые поступления от газовой промышленности и электроэнергетики составили примерно 30 процентов всех поступлений в бюджет страны, а 20 процентов15 всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта газа. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ устойчиво повышалась все последние годы, также как и общий объем валютной нефтегазовой выручки, достигшей в 2005 г. почти 150 млрд. долларов. Именно эти предприятия занимают центральное место в экономике страны и способны создавать основу экономического роста, увеличивать его темпы. Например, стабильность в ценах энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой способна поддерживать экономический рост. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей в будущем положительно скажется на макроэкономической и социальной ситуации в стране, что, к сожалению, не характерно для России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень износа основных фондов в 2005 году составила 55.6 процента, причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России - более 3 трлн. руб.16

Правда, может быть и обратная ситуация, когда экономический рост снижается из-за высоких цен на топливно-энергетическое сырье, подстегивая инфляцию. В таблице З17 приведены данные об изменении цен производителей и цен предприятий - естественных монополий.

Также и непродуманные реформы естественно-монопольных отраслей, некоторые из которых призваны внедрить конкуренцию, приведут к увеличению стоимости тарифов, соответственно снизив реальный уровень доходов - как производителей, так и домохозяйств. Так, по данным Госстроя, на декабрь 2005 года в 35 субъектах РФ население стало оплачивать 100 процентов, а в среднем по стране платежи населения составили 94 процента стоимости услуг ЖКХ. По мнению руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ России Круглика С, они вырастут еще на 23.5 процента19.

Во многих случаях отрицательное воздействие на экономику оказывает оппортунистическое поведение естественных монополистов. Обладая исключительным положением на рынке, естественный монополист, а точнее менеджеры, управляющие предприятием, способны создать для себя выгодные условия путем повышения цен на свою продукцию. В данной ситуации будет очень трудно доказать обоснованность предложенных цен, поскольку структура издержек монополиста является непрозрачной. Даже прибегая к определенным методам регулирования (ценовым методам регулирования) естественных монополистов, невозможно до конца просчитать «чистую» стоимость издержек, поскольку этому способствует сама структура предприятия.

Необходимость регулирования естественных монополий

С момента появления первых сложных машин и оборудования в конце 19 века постепенно стали развиваться сетевые структуры, имеющие первостепенное значение для жизни крупных городов и стран. К этим структурам относились система канализаций и водопровода в крупных городах, железнодорожное полотно и линии электропередач, соединяющие населенные пункты. Компании, создающие данную жизненно важную инфраструктуру, имели особое положение и статус в общественной, политической и экономической жизни общества. Так, например, в Германии компания Сименс специализировалась на производстве и установке сильноточного оборудования (турбины), прокладке железнодорожных путей, линий проводной связи, при этом имея приоритет во многих проектах по строительству и дальнейшему обслуживанию своих и сторонних объектов. Данное положение компаний было выгодно как для самих компаний, так и для государства, но с развитием новых технологий, появлением новых экономических явлений и законов обществу потребовался эффективный способ контроля над хозяйственной деятельностью естественных монополий.

Именно обладание монопольной властью приводит к опасности ее использования в корыстных целях, путем установления завышено необоснованных цен, вынуждающих общество нести потери (издержки монопольной власти). Так аудиторские проверки, которые устраивает «Госстрой» на предприятиях ЖКХ, показал, что цены на их услуги в среднем на 30 процентов превышают экономически обоснованный уровень. Исходя из практики функционирования любой компании -главной целью производителя является максимизация прибыли и совокупного дохода. А когда речь идет о монополисте, точно ясно, что он так или иначе добьется максимизации прибыли, имея колоссальные возможности для этого. Обладая властью над ценой, как единственный продавец товара и производитель, монополист способен установить ее сам, при чем на заведомо высоком уровне для общества. Общество в таких случаях терпит безвозвратные издержки. Оптимальная же с точки зрения общества деятельность монополиста имеет место тогда, когда его цена равна предельным издержкам, соответственно совпадает с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителя, но для монополиста является убыточной. В данном случае необходимо сохранять баланс между интересами потребителей, которые желают низких и доступных цен, и экономической деятельностью монополии.

В результате наличия преимуществ монополист способен влиять на установление цены на свой продукт, что вызывает оппортунистическое поведение. Так, путем лоббирования своих интересов ОАО «Газпром» добился в 1993 году права ежемесячной инфляционной индексации без учета динамики потребительского спроса. Следствием явилось увеличение в 1994 году дебиторской задолженности потребителей газа на внутреннем рынке, которая приблизилась к задолженности перед нефтедобычей. Периодическая индексация отпускных и внутренних цен предприятий на газ не только привела к всплеску дебиторских задолженностей, но и значительно изменила пропорции между отпускными ценами и ценами добычи газа. Доля оптовой цены предприятий в оптовой цене промышленности снизилась с 35,7% в 1991 году до 6%23 в июне 1995 года. Исторически система ценообразования на природный газ заключаются в том, что установление оптовых цен промышленности на газ с 1 июля 1967 года велось на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем оптовые цены на природный газ были дифференцированы внутри каждого потребляющего района для двух групп потребителей газа. К первой группе были отнесены коммунально-бытовые предприятия, предприятия общепита и сельского хозяйства. Ко второй промышленные предприятия. Главная особенность построения оптовых цен предприятий и промышленности состояла в том, что оптовые цены предприятий принимались едиными для подавляющего большинства предприятий - производителей природного газа, а оптовые цены промышленности - равными в расчете на единицу условного топлива для различных его видов в рамках отдельных экономических районов.

В вопросах внутреннего ценообразования ОАО «Газпром» фактически заменило собой органы государственного директивного планирования и управления. При этом цены на природный газ определяются на основании того же принципа - рентабельного функционирования худшего производства (в системе ОАО «Газпром») и компенсации издержек транспортной системы. После консолидации всех финансовых и материальных потоков значительно усилилась структура компании ОАО «Газпром», что дало ей возможность более гибко перераспределять финансовые ресурсы, исходя из приоритетов развития компании. Центральный аппарат компании стал единственным хозяйствующим субъектом в системе ОАО «Газпром». Эти меры сделали компанию менее прозрачной для постороннего анализа и оценки.

Факты злоупотребления выявлялись также и в электроэнергетике. РАО «ЕЭС России» в середине 90-х годов заключило договор с Иркутской ГЭС, являющейся независимой организацией, на заведомо невыгодных условиях. Мощности Иркутской ГЭС превышали потребности региона в электроэнергии, из-за чего возникла необходимость в экспорте излишков в другие регионы, но высоковольтные линии электропередач, находящиеся за пределами региона принадлежали РАО «ЕЭС России». Оплата отпущенной энергии осуществлялась по факту потребления, таким образом, энергия, попадая в систему РАО «ЕЭС России», уходила в заведомо не платежеспособные регионы, а реально потреблялась в регионах «донорах», тем самым затягивая платежи «Иркутскэнерго».

Стоит заметить, что электроэнергия - специфичный товар, неподдающийся хранению или накоплению, а при выработке должен транспортироваться или потребляться, при этом невозможно каким-либо образом идентифицировать электроэнергию, находящуюся в системе электропередач. В результате финансовые платежи поступали РАО «ЕЭС России», а после дозированно и ограниченно - «Иркутскэнерго».

Следующим примером злоупотреблений может стать завышенная плата за подключение к электросетям жилых домов в Москве, введенная 1 октября 2006 года. Средняя стоимость за подключение одного киловатта напряжения составляет от 39 до 45 тысяч рублей, что на порядок выше, чем в регионах. Учитывая активный темп роста строительства в Москве РАО «ЕЭС России» получит (за подключение зданий) контроль за финансовыми потоками общим объемом в 1.5 млрд. долларов.

Причины существования и экономическое содержание неценовых методов регулирования естественных монополий

С развитием основных ценовых методов регулирования естественных монополий складывались общие принципы регулирования, базирующиеся на использовании данных внешней информации о цене и прибыли компании. Эти подходы являются действенными и эффективными только в краткосрочном и среднесрочном периодах, поскольку не способны отразить всех хозяйственных процессов монополиста. Например, нормирование прибыли как метод регулирования не способно определить реальную прибыль монополиста, поскольку та может быть раздута путем добавления непрофильных издержек производства, что связано с использованием средств не по назначению. В данном случае все издержки будут учитываться в расчете прибыли. Ограничение предельного тарифа (цен) способно отрицательно сказаться на качестве предоставляемых монополистом услуг, а также повысить количество взяток регулирующему органу с целью пересмотра предельного тарифа. С другой стороны, и увеличение цен не способно в полной мере улучшить качество поставляемого товара или услуги. Несовершенство ценовых методов регулирования послужило основной причиной для разработки неценовых методов регулирования, имеющих иную природу воздействия на объект регулирования. Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении.

Основываясь на природе происхождения естественной монополии, можно выделить несколько более конкретных причин существования неценовых методов регулирования. 1 .Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста. 2.Повышение качества продукта и услуг. 3.Повышение прозрачности финансовых потоков, следовательно, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли. 4.Соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны. 5.Сохранение контроля государства над отраслью. б.Эффективность применения в долгосрочном периоде. 7.Эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста. Раскроем более подробно каждую из причин. Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста.

Причиной существования неценовых методов регулирования в современной экономической практике послужило отсутствие должного влияния ценовых методов регулирования на сам объект регулирования, так как они не воздействуют на экономическую структуру объекта. Ценовые методы регулирования по степени своего воздействия способны влиять только поверхностно, не изменяя сам принцип работы монополиста. Создавая определенные ценовые ограничения, регулирующие органы воздействуют на конечный результат хозяйственной деятельности монополиста, при этом структура затрат и издержек остается прежней.

Неценовые методы перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но сохраняя экономическую самостоятельность и рентабельность. Переориентация монополиста на иные хозяйственные цели происходит путем создания новых правил работы (игры), при которых монополисту выгодно самому, без участия регулирующих органов повышать качество продукта, оптимизировать производство и финансовые потоки, участвовать в обеспечении безопасности страны. Разумеется, на внедрение в экономическую практику новых правил работы (игры) может повлиять только совокупность методов неценового регулирования.

Повышение качества продукта и услуг. В настоящий момент трудно оценить качество товара и услуг монополиста, поскольку не существует единой системы оценки, как для промышленных, так и для частных потребителей. Отсутствуют, не считая технических параметров, критерии оценки качества горячей и холодной воды для потребителей, ее химический состав и температура. Не существует единой системы оценки качества теплоснабжения жилых и производственных помещений. Также нет системы оценки качества электроснабжения, чему свидетельствуют перепады напряжения в сети. Данные обстоятельства способствуют злоупотреблениям менеджерами в естественно - монопольных отраслях, когда невозможно точно оценить качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги, что приводит к невозвратным потерям общества и неоправданно высоким ценам.

Ситуацию можно изменить с введением нормативно - правовых документов, регулирующих и контролирующих качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Например, стандартизация качества товара и услуг, оказываемых монополистом, положительно повлияет на техническую структуру предприятия посредством введения новых сберегающих технологий, а также их разработки. Соответственно в случае неоднократного нарушения требуемых норм качества товара и услуг к монополисту должны применяться штрафные санкции несоизмеримо большие, чем экономическая выгода от не соблюдения норм качества. На практике это может воплотиться в определении норм качества электроэнергии и тепловой энергии, например, результатом может послужить создание и введение более совершенных носителей тепловой энергии (пара в системах отопления), поддержание оптимального (работоспособного) технического состояния высоковольтных линий электропередач и теплосетей. Установка приборов учета потребляемых товаров или услуг в ЖКХ создаст предпосылки для оптимизации производственной инфраструктуры, поскольку покупатель будет оплачивать услугу по факту потребления, а не заранее установленный монополистом выгодный для него минимум. Также данный прибор учета будет следить за качеством поступающего товара, то есть соответствие установленным нормативным документам (температура горячей и холодной воды, химический состав). Естественно, данные мероприятия первоначально повысят стоимость оказываемых услуг для потребителей, но, в конечном счете, повысят качество товаров и ответственность монополиста - производителя перед обществом. Выгода потребителей будет состоять в оплате фактически использованного (приобретенного) товара, а не в оплате утечек энергоносителей при транспортировке, которые в настоящий момент покрываются за счет покупателя.

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся: 1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании); 2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

(Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

    неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

Виды и содержание неценовых методов регулирования естественных монополий. Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования: ^ Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя. ^ Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам. ^ Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями. ^ Ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегмента в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков: выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт». ^ Организация торгов за франшизу (франчайзинг) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем. ^ Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности. ^ Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности. ^ Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы: - административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной); - кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти; - реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях; - обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п. - выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами. Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются. Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.)

В неценовых методах регулирования естественных монополий проявляется единство экономических и не экономических (административно - правовых) отношений, рыночных и не рыночных (планово - экономических) отношений, собственно экономических и организационно - экономических отношений. Иначе говоря, это есть органическая совокупность рыночных, планово - экономических (плановых), организационно - экономических и административно - правовых (не экономических) отношений или методов.

Неценовые методы регулирования естественных монополий можно сгруппировать также по трем блокам, которые соответствуют степени спецификации экономических отношений: универсальные методы - необходимые как для развитой рыночной, так и для переходной экономики и, следовательно, нуждающиеся в поддержке (в частности, стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит, организация торгов за франшизу); методы, связанные со спецификой переходной экономики и, следовательно, имеющие исторически ограниченный характер (в частности, неформальные методы, обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ряд ограничений на покупку акций); методы, связанные с фундаментальными особенностями национальной экономики и обеспечением национальной безопасности и, следовательно, в отличие от предыдущей группы методов, имеющие долгосрочное значение в России (та часть методов, которая предполагает более высокую роль государства - в частности, в акционерном капитале монополистов, в обязательном обслуживании стратегически важных для государства объектах и т.п.).

Некоторые методы носят смешанный характер. Выделение трех разных групп позволяет дифференцировать перспективы изменения разных методов в России, избежать шаблона, учесть специфику национальной экономики.

1)Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

2)Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.

3)Выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями.

4) . Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями - претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.

5)Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.

6)Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.

7)Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации "неформальных правил", то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой нами проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы:

Административно - бюрократические (командно - административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

Кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

Реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;

Обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по "рекомендации" властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п.

Выполнение крупнейшими компаниями - естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами.

Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.

Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно. Об особенностях регулирования естественны монополий в РФ можно подробнее прочитать в пункте 2.3.

Ценовые методы не всегда ведут к тому исходу для отрасли, который предусматривает максимальное благосостояние для потребителей продукции естественного монополиста. Поэтому наряду с ценой регулированию подвергаются и другие параметры деятельности фирмы.

Снижение барьеров входа в отрасль. В тех случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает существенные барьеры входа в отрасль, государство может решить проблему монополизации через снижение или даже устранение входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может привести к изменению производственной функции таким образом, что преимущества крупной фирмы постепенно исчезнут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия «естественным образом» трансформируется в обычную отрасль.

В тех случаях, когда естественная монополия носит локальный характер, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Здесь рост спроса напрямую приведет к повышению степени конкурентности рынка, к возможности появления нескольких эффективных фирм.

Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может организовать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. Например, государство объявляет аукцион по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того, чтобы отрасль была наиболее эффективной, железнодорожные перевозки должна осуществлять одна компания. Многие фирмы - потенциальные перевозчики могут принять участие в аукционе, подав соответствующую заявку.

Аукционы организуются по двум основным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит самую большую цену за монопольные права. Здесь стартовой будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно повышаться и повышаться, до тех пор пока не останется единственный претендент. При голландском типе аукциона исключительное право получает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которые она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена оказывается наивысшей, а цена победителя - наинизшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками аукционных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара.

Контроль качества товара естественной монополии. регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг либо посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, а также через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит устранение естественной монополии за счет ее разделения на несколько сравнительно небольших фирм. Применение подобного метода требует сопоставления технической неэффективности, возникающей вследствие высоких издержек производства на небольших фирмах по сравнению с одной крупной монополией, и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и ее последствий для благосостояния. Если новая рыночная цена, опирающаяся на величину новых, несколько более высоких, средних издержек в конкурентной отрасли, оказывается все-таки существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.