Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методические рекомендации по проведению проверок гидроэлектростанций 

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФССП РОССИИ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для реализации задач Федеральной службы судебных приставов по профилактике правонарушений, в том числе коррупционной направленности, и недопущению их совершения гражданскими служащими ФССП России в последующем.

Действенным механизмом по профилактике указанных правонарушений является квалифицированное проведение служебных проверок.

Целью Методических рекомендаций является формулирование основных правил и процедур, требований и практических рекомендаций по организации и проведению служебных проверок, выполнение которых поможет должностным лицам ФССП России более профессионально и качественно организовывать проведение служебных проверок, повысит их эффективность и снизит количество служебных проверок, проведение которых является нецелесообразным.

1. Правовая основа

1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Инструкция об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденная приказом ФССП России от 20.09.2010 N (далее - Инструкция), Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

2. Инициирование служебной проверки

2.1. С целью определения целесообразности проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего перед ее инициированием необходимо предварительно устанавливать следующее:

сроки, прошедшие с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, предусмотренные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

документальное подтверждение факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

наличие должностного регламента гражданского служащего и факт ознакомления с ним гражданского служащего;

наличие функций в должностном регламенте гражданского служащего, невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых послужило поводом для принятия решения о проведении служебной проверки;

нахождение гражданского служащего на рабочем месте, поскольку могут истечь сроки, установленные п. 5 ст. 58 Федерального закона (например, отпуск по уходу за ребенком, болезнь и т.д.);

устранение нарушений, а также срок нахождения гражданского служащего в замещаемой должности.

По актам прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Службы предлагаем инициировать служебные проверки только в случае наличия оснований для их проведения, а также с учетом изложенного выше.

Таким образом, полагаем нецелесообразным инициировать служебные проверки в отношении гражданских служащих в следующих случаях:

истекли сроки, установленные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка документально не подтверждается;

отсутствует должностной регламент, функции, о которых упоминается выше;

гражданский служащий будет отсутствовать на рабочем месте по уважительной причине более 6 месяцев;

гражданский служащий находится в замещаемой должности менее 6 месяцев;

выявленные нарушения на момент инициирования служебной проверки устранены и не повлекли вреда (ущерба).

2.2. Другими эффективными направлениями профилактической работы, не связанными с проведением служебной проверки, могут являться:

заслушивание на совещаниях ответственных должностных лиц;

депремирование по итогам работы.

3. Проведение служебной проверки

3.1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

3.2. В состав комиссии по служебной проверке в обязательном порядке включаются представители подразделения государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа.

3.3. В данный состав не может быть включен гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

3.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Целью служебной проверки является не выявление дисциплинарного проступка, а установление тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, послуживший поводом для проведения служебной проверки.

Включать в материалы служебной проверки информацию, не относящуюся к данному дисциплинарному проступку, незаконно.

При этом факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка необходимо подтвердить документально, что требует суд при рассмотрении исков.

3.5. После ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении служебной проверки у него запрашивается объяснение в письменной форме.

Данное объяснение у гражданского служащего запрашивается письменно, с приложением вопросов, на которые ему необходимо ответить в рамках проводимой служебной проверки.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

3.6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4. Подготовка заключения по результатам служебной проверки

4.1. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого организует председатель комиссии.

4.2. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть содержит:

основания проведения служебной проверки;

состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);

фамилию, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в ФССП России, в том числе в замещаемой должности.

В описательной части указываются факты и обстоятельства дисциплинарного проступка.

Резолютивная часть содержит:

вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;

предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания;

предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка, рекомендации предупредительно-профилактического характера.

4.3. Обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в заключении, должны соответствовать действительности, быть объективными и не противоречащими нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Минюста России или ФССП России.

4.4. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 9 ст. 59 Федерального закона в письменном заключении по результатам служебной проверки указывается предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении дисциплинарного взыскания. Вид дисциплинарного взыскания, указанный в ст. 58 Федерального закона, избирается лично представителем нанимателя по результатам изучения материалов служебной проверки.

5. Порядок применения дисциплинарного взыскания

5.1. До применения дисциплинарного взыскания у гражданского служащего запрашивается объяснение в письменной форме.

5.2. Согласно ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Управление противодействия коррупции,

обеспечения работы с кадрами

и вопросов безопасности

Методические рекомендации
по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

1. Введение

7 сентября 2007 г. вступили в силу Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Указанными федеральными законами внесены существенные изменения и дополнения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка возбуждения уголовных дел. Исключение из УПК РФ процессуального института согласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела публичного обвинения (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) обеспечивает большую процессуальную самостоятельность следователей и дознавателей и налагает на них дополнительную ответственность за качество и полноту проверок сообщений о преступлениях.

Наряду с этим необходимо учесть, что данные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве не отстраняют прокурора от надзора за законностью возбуждения уголовных дел, а, наоборот, возлагают на него эту обязанность с предоставлением права отмены незаконных решений о возбуждении уголовных дел.

6. Документы, подтверждающие полномочия представителя (руководителя) организации-должника по выполнению обязательств перед взыскателем (учредительные документы, регламент, копия приказа о назначении на должность и т.п.).

7. Объяснения взыскателя, должника о причинах и обстоятельствах неисполнения судебного решения.

Данный перечень не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств деяния.

ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 199-ФЗ "Об исполнительном производстве" при обнаружении факта незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту, судебным приставом-исполнителем должен составляться акт в присутствии двух понятых. С учетом этого составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который должен быть незамедлительно зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях.

К рапорту об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, прилагаются:

1. Копия постановления о наложении ареста на имущество или денежные вклады.

2. Акт описи и ареста имущества (с обязательным включением названия каждого предмета, занесенного в акт, его отличительных признаков - вес, метраж и т.п., предварительной оценки каждого предмета, разъяснением хранителю установленного режима хранения, предупреждением об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ, данных и подписей двух понятых).

3. Копия договора хранения (если таковой составлялся с хранителем в соответствии со ст. 886-887 ГК РФ).

4. Акт об отсутствии имущества, подвергнутого описи или аресту (с участием понятых).

5. Копии документов из кредитной организации (банка), подтверждающие отсутствие на счете денежных средств после поступления постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста.

6. Объяснение от хранителя об обстоятельствах и причинах совершения незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту.

7. Объяснения понятых об обстоятельствах наложения ареста на имущество.

Проверка сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 и УК РФ, должна проводиться во взаимодействии с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), которые являются очевидцами происшествия.

Перечень полномочий судебных приставов по ОУПДС содержится в ст. 11-12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".

Способы выявления преступления, предусмотренного ст. 297 УК РФ, могут быть различными. Наиболее часто на практике встречаются сообщения судебного пристава по ОУПДС либо обращение потерпевшего о преступных действиях.

В рапорте обязательно следует отметить следующие обстоятельства:

1. Время и место совершения преступления (место необходимо определить максимально точно и в случае необходимости составить схему - приложение к рапорту).

2. Указать, в чем выразилось оскорбление либо неуважение участников судебного разбирательства (в каких словах, выражениях, жестах).

3. В чей конкретно адрес из участников судебного разбирательства обращено оскорбление либо проявлено неуважение.

4. Какие меры приняты для пресечения (прекращения) преступных действий.

5. Привести перечень очевидцев преступления с указанием их домашних адресов (такую информацию можно получить у секретаря судебного заседания).

Составленный по такой структуре рапорт служит поводом для проведения проверки сообщения о преступлении.

Как показывают проверки сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 294 , УК РФ, нередко эти преступления совершаются психически неуравновешенными людьми, поэтому рекомендуется приобщать к материалам проверки справку из психоневрологического диспансера о проверяемом лице.

4. Порядок и сроки проведения проверок сообщений о преступлениях против правосудия

В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не более 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

При проверке сообщений о преступлениях нередко возникают вопросы как по механизму проверки, так и по квалификации деяния.

Так, дознаватели Федеральной службы судебных приставов часто сталкиваются с тем, что местонахождение должника (должностного лица организации) неизвестно.

В таких случаях дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, обязан принять меры к установлению фактического местонахождения должника. Для этого необходимо направить запросы в соответствующие информационные центры МВД России о наличии судимости, привлечении к административной ответственности, получить сведения в адресном бюро. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц имеются адреса соучредителей фирм и доверенных лиц, от которых необходимо получить подробные объяснения. Кроме того, рекомендуется изучить материалы гражданских дел в судах, так как данные о личности руководителя организации-должника и действительном местонахождении организации наиболее полно отражаются в материалах судебных заседаний, ходатайствах, жалобах.

Сообщение о преступлении, поступившее от гражданина или юридического лица, может не содержать конкретных сведений о лице, совершившем преступление. Наиболее часто это встречается в заявлениях в отношении работников органов местного самоуправления, не исполняющих, к примеру, решение суда о предоставлении жилья или ремонте жилого здания. В связи с этим при проверке сообщения о преступлении необходимо установить должностное лицо, которое в силу своих обязанностей обязано исполнить решение суда.

Кроме того, в силу требований ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (в связи с отсутствием состава преступления), допускается лишь в отношении конкретного лица.

Тщательная проверка сообщений о преступлениях, подследственных ФССП России, необходима и в том случае, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела представляется очевидным.

Это вызвано тем, что зачастую при разрешении сообщений о преступлениях против правосудия в проверяемых обстоятельствах могут быть выявлены иные преступления, не относящиеся к подследственности ФССП России, например предусмотренные ст. 159 (мошенничество), (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РФ. В таких случаях в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ сообщения должны быть переданы по подследственности.

При рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 УК РФ (неуважение к суду), следует учитывать, что в УК РФ содержится ряд схожих по составу статей, которые квалифицируют действия лица, выражающиеся в оскорблении. В частности, это "оскорбление" (ст. 130 УК РФ), "клевета" (ст. 129 УК РФ). В то же время данные преступления отнесены к уголовным делам частного обвинения и возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявлений в суд (ч. 1 ст. 318 УК РФ).

С целью исключения брака в работе дознавателя рекомендуется до решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 315 УК РФ более тщательно исследовать вероятность отмены судебного решения, не исполняемого должником.

Кроме того, до принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо удостовериться в том, что решение суда, которое злостно не исполняет должник, вступило в законную силу и не отменено надзорными инстанциями, а равно - в отсутствии иного судебного решения, противоположного первому.

Например, 5 декабря 2006 г. дознавателем районного отдела Управления ФССП по Астраханской области возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ в отношении генерального директора организации, злостно не исполняющей вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Астрахани о запрете деятельности по строительству жилого дома. Уголовное дело было окончено производством и направлено в суд, где прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления. Основанием прекращения уголовного дела явилось наличие также вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Астрахани. При этом оно было принято по спору между теми же сторонами и по тем же обстоятельствам, но в пользу ответчика.

По вопросу частичного исполнения решения суда в ходе проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, можно отметить следующее.

Исходя из положений уголовного законодательства, данное преступление относится к категории длящихся. Оно начинается с момента злостного неисполнения судебного акта в установленный законом срок и заканчивается в момент привлечения виновного к ответственности. Таким образом, лицо, которое выполнило решение суда на момент проверки сообщения о преступлении, привлечению к уголовной ответственности не подлежит.

В случаях частичного исполнения решения суда вопрос о возбуждении уголовного дела должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого деяния и размера частичного исполнения, на что ранее указывалось в письме ФССП России от 2 апреля 2007 г. N 12-04-3511 ВВ "О положительном опыте по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 315 УК РФ".

Однако при рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, раскаяние виновного лица и выдача сокрытого имущества в ходе проведения проверки сообщения о преступлении не является основанием для принятия решения об отсутствии в деянии состава преступления. Данные действия могут рассматриваться как смягчающие вину обстоятельства и как основание для прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 28 УПК РФ.

При проверке сообщения о преступлении следует учитывать, что в соответствии с п. б ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия, в связи с их профессиональной деятельностью, возбуждаются следователями Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.

В свою очередь, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается руководителем следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Исходя из положений уголовно-процессуального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, можно отметить, что проверка сообщений о преступлениях включает комплекс мероприятий, таких как: получение объяснений, направление запросов, проведение документальных проверок, ревизий. Данные Методические рекомендации, в свою очередь, не охватывают все способы проведения проверки сообщения о преступлении. Для практического применения приводятся только наиболее актуальные из них, с конкретными примерами, с целью предотвратить возможные ошибки и недостатки в работе применительно к деятельности органов ФССП России.

Получение объяснений, направление запросов

Наиболее часто при проверке сообщений о преступлениях используется получение объяснений.

Наличие права на получение объяснения в ходе проверки сообщений о преступлениях предусмотрено п. 25 ст. 4 Инструкции.

Кроме того, судебным приставам-исполнителям ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" предоставлены права получать информацию, объяснения и справки, входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника.

Указанные полномочия применяются с целью выявления преступлений против правосудия и сбора предварительных сведений. При этом к рапорту об обнаружении признаков преступления, поступившему к дознавателю от судебного пристава-исполнителя, следует прилагать копии материалов исполнительного производства, к которым относятся и полученные объяснения, а также материалы и ответы на запросы в различные организации и государственные органы.

Однако это не означает, что дознаватель при принятии решения должен основываться исключительно на этих материалах. Это объясняется тем, что на судебного пристава-исполнителя не возложено проведение проверки сообщения о преступлении, и, соответственно, на практике им не отражаются в объяснениях исчерпывающие конкретные вопросы, интересующие дознание при оценке деяния и его квалификации.

В дальнейшем в ходе расследования уголовного дела дознавателю необходимо процессуально закрепить установленным законом способом полученные доказательства (допросить судебного пристава-исполнителя, должника, понятых, свидетелей и т.п.).

Как показывают проверки, основным недостатком, препятствующим правильной и обоснованной оценке деяния, является формализм при получении объяснений. Зачастую необходимых сведений в первичном объяснении не содержится, в связи с чем дознаватель повторно, а нередко и неоднократно дополнительно опрашивает должника или свидетеля, что необоснованно затягивает сроки проверки сообщения о преступлении. Во избежание подобных случаев рекомендуется, как и перед производством допроса, предварительно составлять план получения объяснения с перечнем вопросов, подлежащих выяснению с учетом конкретных обстоятельств деяния.

Направление запросов, требований, поручений органа дознания и дознавателя регламентированы в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, где указано, что они обязательны для исполнения всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Указанное требование Закона целесообразно отражать в самом тексте документа при его составлении.

Необходимо также обратить особое внимание на проверку достоверности предоставляемых должником сведений. Так, нередки случаи, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела выносится на основании одного лишь заявления должника, в котором он указывает на определенные обстоятельства или документы (например, о нахождении в рассматриваемый период на амбулаторном лечении, о частичном погашении задолженности). Для законного и обоснованного решения по результатам проверки сообщения о преступлении все обстоятельства рассматриваемого деяния должны быть тщательно взвешены и проверены, а документы истребованы. Приобщение к материалам проверки копий документов, происхождение которых не установлено или которые не заверены надлежащим образом, недопустимо и может повлечь за собой ошибочное или необоснованное процессуальное решение.

Проведение документальных проверок, ревизий, привлечение специалистов

При проверке сообщения о преступлении дознаватель должен приобщать к материалам проверки необходимые финансовые и бухгалтерские документы. На их основе может быть дана оценка о наличии или отсутствии состава преступления еще до возбуждения уголовного дела.

Кроме проверки факта отсутствия ведения хозяйственной деятельности организации-должника, орган дознания, дознаватель может выявить и иные причины неисполнения решения суда, которые должник указывает как уважительные. Перечень таких причин достаточно большой, поэтому для того, чтобы доказать умысел на совершение преступления, нередко необходима помощь специалистов.

При проведении проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 297 УК РФ, приобщение к материалам доследственной проверки заключения специалиста-филолога необходимо, когда правонарушитель высказывает фразы, используемые в художественной литературе. Своевременное участие специалиста позволит избежать принятия преждевременного и необоснованного решения о возбуждении уголовного дела.

Осмотр места происшествия

Управление организации дознания
и административной практики

______________________________

* Не приводятся. (Примеч. ред.)

В своей работе сотрудники прокуратуры обращаются к различным методическим сборникам, где собран довольно большой практический опыт по организации надзорной деятельности органов прокуратуры. Наиболее распространенным изданием является выпуск издательства НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ. Это Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 110.. Он имеет несколько частей - по отраслям надзорной деятельности. Нам будет наиболее интересна вторая часть этого издания, так как здесь упоминается надзор за органами законодательной и исполнительной власти.

Любая проверка независимо от степени ее сложности должна проводиться на основе четкого плана, в котором выделяются вопросы, подлежащие выяснению, исполнители, сроки исполнения.

Правильному выбору подлежащих проверке вопросов способствует знание возможных нарушений законов теми или иными органами власти. Одну их часть можно определить путем анализа законодательства, другую - большую и наиболее необходимую - на основе изучения практики прокурорского надзора Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972. С 181..

Основной объем информации общего характера сотрудники прокуратуры получают на основе анализа данных о структуре проверяемого органа, функциональном назначении интересующих прокурора структурных подразделений, деловой документации, в которой отражается их работа. Эти сведения можно почерпнуть из справочников, отчетных документов, устава и положений об отделах (управлениях), должностных инструкций, устанавливающих должностные обязанности различных категорий служащих.

Данные о соблюдении законов, определяющих порядок несения службы, и статус служащих содержатся в материалах коллегий министерств и ведомств, заседаний и совещаний, отчетах о работе органа власти. Полезными в этом плане могут быть материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Разноплановую информацию о нарушениях законодательства получают также из средств массовой информации, жалоб и обращений граждан и должностных лиц.

Для обеспечения результативности проверок и ревизий прокурору надлежит: четко сформулировать задачи; в требовании, направляемом руководителю, указать период, который должна охватить проверка или ревизия, а в тех случаях, где это возможно, круг проверяемых лиц; обозначить также реальный срок, по истечении которого ожидается получение акта ревизии или проверки. При этом необходимо контролировать исполнение требования прокурора.

Наиболее распространенной формой реагирования на выявленные нарушения законодательства является протест Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма 1996. С. 224.. Это связано с тем, что деятельность служащих в большей части оформляется правовыми актами. Протест приносится на противоречащий закону правовой акт по следующим критериям:

издание правового акта во исполнение недействующего закона, неправильный выбор закона;

несоответствие правовых актов предписаниям зафиксированных в законе норм;

искажение смысла правовых актов;

выход за пределы полномочий, предоставленных органу, издавшему правовой акт, несоблюдение формы и процедуры издания правового акта.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему противоречащий закону правовой акт. Это делается в тех случаях, когда прокурор вправе рассчитывать на деловое и объективное рассмотрение своего документа. При отсутствии такой уверенности следует обратиться с заявлением в суд.

Заявление в суд может быть направлено и после отклонения протеста прокурора, однако такой вариант не совсем желателен. Адресат прокурорского реагирования должен определяться точно, на основе всесторонней оценки ситуации во избежание промедления с решением вопроса об отмене незаконного акта Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 123..

Правовой акт может быть опротестован в целом либо в части, противоречащей закону.

Представление прокурора направлено на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить выявленные нарушения. Следует иметь в виду, что принимаемые по представлениям меры нередко носят формальный характер. Поэтому от прокурора требуется обеспечение жесткого контроля за результативностью действий органов и должностных лиц по устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело в случае, если будут установлены данные, указывающие на наличие признаков состава должностного преступления в действиях конкретных лиц. Возбуждение уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Возбужденное уголовное дело направляется органу расследования преступлений для производства предварительного следствия.

Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении является установление в ходе проверки признаков административного проступка. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится при наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении, наступление вредных последствий, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном проступке.

Привлечение по инициативе прокурора государственных и муниципальных служащих к административной ответственности является эффективной формой укрепления законности в сфере государственного управления и местного самоуправления, однако возможности данного средства прокурорского реагирования пока используются не в полной мере.

Меры прокурорского реагирования должны быть нацелены па усиление борьбы с коррупцией, своевременное пресечение корыстных и иных злоупотреблений служебным положением государственными и муниципальными служащими Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 124..

Генеральная прокуратура Российской Федерации
Главное организационно-инспекторское управление

Информационно-аналитическое управление

по проведению проверки деятельности информационных центров органов внутренних дел по формированию показателей состояния преступности

г. Москва

Данные методические рекомендации разработаны с целью повышения качества осуществления прокуратурами субъектов Российской Федерации надзора за соблюдением законности в деятельности отделов статистики информационных центров органов внутренних дел по формированию отдельных показателей о состоянии преступности.

Методические рекомендации подготовлены в целях оказания помощи прокурорским работникам, за которыми закреплены вопросы осуществления надзора за исполнением законодательства о едином учете преступлений, обеспечения достоверности сведений о состоянии преступности (количественных и качественных показателях преступности, раскрываемости, лицах, вовлеченных в процесс уголовного судопроизводства).

Права прокурорских работников по проверке работы ИЦ при МВД-УВД субъектов Российской Федерации определены в п. 58 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее-Положение).
В в е д е н и е

Деятельность информационных центров в системе МВД России нацелена на сбор и обобщение статистической и оперативно-розыскной информации, обеспечение полноты и достоверности формируемой статистической отчетности, которая используется при анализе состояния преступности (раскрываемости преступлений, лиц, вовлеченных в процесс уголовного судопроизводства).

В настоящее время информационные центры (далее – ИЦ) согласно п. 56 Положения осуществляют контроль:

за качеством составления учетных документов и своевременностью их представления;

за полнотой и достоверностью статистической информации (объективностью, правильностью заполнения и своевременностью выставления документов первичного учета (далее – ДПУ), соответствием ДПУ требованиям Положения, соответствием реквизитов статистических карточек их электронной версии);

за состоянием учетно-регистрационной дисциплины.
База данных «Уголовная статистика», находящаяся в ИЦ
В органах внутренних дел действует централизованная система сбора сведений о зарегистрированных преступлениях, лицах, их совершивших, движении уголовных дел и формировании автоматизированной базы данных «Уголовная статистика» (далее – БД «Статистика») .

БД «Статистика» состоит из 3 массивов:

«Текущий массив»;

«Нераскрытые преступления прошлых лет»;

Текущий массив включает два вида преступления: остававшиеся на 1 января текущего года и зарегистрированные в текущем году.

перенесены на текущий год;

истекли, а документы первичного учета о принятых процессуальных решениях не предоставлены;

дела приостановлены по п. 4 ч.1 ст.208 УПК РФ вне зависимости от года приостановления;

дела направлены в другие регионы без снятия с учета, по ним сроки расследования перенесены на текущий год либо сроки расследования истекли, а документы первичного учета о принятых процессуальных решениях не представлены.

В текущий массив восстанавливаются на учет преступления, уголовные дела по которым были прекращены по реабилитирующим основаниям в предыдущие отчетные периоды, а в текущем году отменено постановление о прекращении дела по преступлению (преступлениям), а также и другие преступления, восстановленные в учете в соответствии с Положением.

Массив нераскрытых преступлений прошлых лет содержит преступления, следствие по которым приостановлено по пп.1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (пп.1,3 ст.195 УПК РСФСР) до 1 января текущего года.

Согласно п. 2.11 Положения преступления исключаются из числа нераскрытых только после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.

Архив содержит информацию о преступлениях, уголовные дела по которым окончены производством ранее отчетного периода, т.е. направлены в суд, прекращены по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, переданы по подследственности и территориальности со снятием с учета.

Подготовка и начало проведения проверки
На этапе подготовки к проверке необходимо:

изучить нормативные правовые акты, регламентирующие учетно-регистрационную дисциплину и вопросы формирования статистической отчетности в органах внутренних дел;

изучить методические материалы по проверке деятельности подразделения статистики информационного центра органов внутренних дел, в том числе совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений»; совместное указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 30.12.2010 № 452/85/4 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов»; совместное указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» и др.;

проанализировать за проверяемый период все документы прокурорского реагирования по нарушениям законности при учете преступлений, направленные городскими, районными и специализированными прокурорами (далее – горрайспецпрокуроры).

горрайспецпрокурорами, аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации в ИЦ, упущения в работе сотрудников ИЦ, вскрытые в ходе проверок как районным звеном, так и непосредственно аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также представленные материалы по их устранению;

довести их до сведения руководства ИЦ, для выяснения причины нарушений, почему они не были вскрыты при ведомственном контроле сотрудниками ИЦ, остались вне поле зрения руководства ИЦ;

разработать и утвердить у руководства прокуратуры план по проверке исполнения требований Положения и Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных приказом руководителей правоохранительных органов № 39, в деятельности ИЦ, в котором предусмотреть вопросы, подлежащие изучению, а также указать период проверки.

По вопросам организационно-методической (управленческой) деятельности изучаются:
1. Положение об ИЦ: задачи и функции отдела статистики, а также отделения (группы) по контролю за полнотой и достоверностью статистической информации.

2. План работы ИЦ по вопросам учетной и статистической работы, справки об их выполнении, в ходе изучения которых могут быть выявлены недостатки при ведении первичного учета и формировании статистической отчетности.

3. Материалы заседаний коллегий и оперативных совещаний, в ходе изучения которых могут быть выявлены недостатки при регистрации
объектов учета, формировании статистической отчетности и ее достоверности.

4. Планы и программы проведения с работниками органов предварительного следствия и дознания занятий по служебной подготовке по изучению нормативных документов, регламентирующих правила заполнения статистических документов.

5. Справки (рапорта, докладные записки) сотрудников ИЦ по результатам выездов в городские и районные органы внутренних дел с проверками достоверности статданных о преступности и раскрываемости, исполнения учетно-регистрационными работниками территориальных ОВД, ФСКН, ФССП, МЧС, ФСБ, ФТС России Положения с целью оценки эффективности принятых ими мер для устранения нарушений закона при учете преступлений и установления факта доведения результатов проверок до горрайспецпрокуроров.

6. Организационно-методические документы ИЦ (методические указания за проверяемый период, обзоры ошибок, протоколы оперативных совещаний и т.п.) для оценки достаточности влияния ИЦ на состояние законности при учете преступлений на местах.

7. Материалы по взаимодействию (в целях оперативного устранения нарушений при учете и регистрации преступлений) сотрудников отдела статистики ИЦ с органами расследования СК Российской Федерации, следствия и дознания МВД России, следствия и дознания ФСКН России, ФСБ России, дознания ФССП России, МЧС России, ФТС России, начальниками отделов и управлений по надзору за процессуальной деятельностью соответствующих органов расследования прокуратуры субъекта Российской Федерации (например, по вопросам направления информаций о фактах несвоевременного поступления в ИЦ учетно-регистрационных документов, по корректировке статданных о преступности, нарушениям Положения, Инструкции о порядке заполнения и представления документов первичного учета и т.п.).

8. Должностные обязанности сотрудников отдела статистики ИЦ (согласно списку личного состава).
По вопросам ведения первичного учета и статистической отчетности проверяются:
1. Положение об отделе статистики.

2. Положение о работе отделения (группы) по контролю за полнотой и достоверностью статистической информации:

должностные инструкции сотрудников данного отделения (группы);

план работы отделения (группы), который может быть общим с отделом статистики;

график проведения проверок ОВД (полнота и качество его исполнения);

участие сотрудников отделения (группы) контроля в инспектировании ОВД, контрольных проверках, целевых выездах по представлениям прокуратуры (по жалобам граждан), оказание практической помощи и т.д;

общее количество выявленных нарушений: сколько снято с учета дополнительных преступлений по многоэпизодным уголовным делам; сколько - снято преступлений по форме 6;

обзоры и информационные письма по выявленным нарушениям и недостаткам в ходе проверок ОВД.

3. Полнота и качество ведения контрольных журналов учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, в которых проверяется своевременность, полнота и последовательность заполнения всех граф сотрудниками ИЦ, а также их сверка с отраженными сведениями в реквизитах статкарточек о зарегистрированных преступлениях, совершенных:

в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, парках, скверах;

в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

несовершеннолетними, женщинами;

с применением огнестрельного оружия.

4. Достоверность отражения сведений о преступлениях экономической, коррупционной направленности, преступлений, совершенных в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом данных городских и районных органов внутренних дел.

5. Соответствие порядка поступления статистических карточек по уголовным делам приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (проверяется наличие реестров и книг передачи карточек от учетно-регистрационных подразделений территориальных ОВД, ФСКН в ИЦ, наличие карточек на бумажных носителях в ИЦ), в том числе:

5.1. Соответствие используемых в работе статистических карточек образцам, утвержденным совместным указанием правоохранительных органов;

5.2. Порядок учета поступивших первичных документов на магнитных носителях либо по электронным каналам связи и своевременность их представления на бумажном носителе (п. 17 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений);

5.3. Наличие фактов внесения в документы первичного учета дополнительных реквизитов применительно к специфике субъекта учета, без соответствующего письменного согласия прокурора субъекта;

5.4. Выполнение требований Инструкции об обязательном заполнении реквизитов ДПУ;

5.5. Соответствие документов первичного учета, контрольным журналам и электронным базам (возможные укрытия ДПУ от регистрации и ввода в базу данных);

5.6. Причины пропусков в Контрольных журналах ИЦ номеров уголовных дел (без указания фабулы и других данных). Последовательно ли происходит присвоение номеров уголовным делам (номера уголовных дел по субъектам учета ИЦ выдаются территориальным органам следствия и дознания). Причины различий в датах возбуждения уголовных дел (текущего, предшествующего и последующего номеров);

6. Своевременность представления в ИЦ статистических карточек формы 1, 1.1, 2, 3, 4, 5 и справок формы 6, а также неотражение в БД «Статистика» сведений, указанных в своевременно представленных карточках; качество заполнения учетных документов, имеется ли расшифровка подписей лиц, подписавших карточку, заверены ли подписью прокурора исправления в карточках формы 1 и 1.1, проставлена ли дата принятия сотрудником ИЦ учетного документа, есть ли в документе его подпись.

7. Достоверность отражения сведений о материальном ущербе в статкарточках, поступивших в ИЦ (проводится сверка сведений о материальном ущербе в статкарточках формы 4 и записей в контрольных журналах учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел с записями в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел в территориальных ОВД и книге учета сообщений о происшествиях (далее – КУСП), Книге учета уголовных дел районной прокуратуры).

Для проверки полноты учета в ИЦ материального ущерба, причиненного преступлением, и изъятых предметов преступной деятельности можно затребовать электронную базу преступлений, которыми предположительно причинен ущерб, либо могут быть изъяты предметы преступной деятельности, а соответствующий учетный документ по форме 4 в ИЦ не поступил (ст. 145-1, 146, 158-165, 167-168,175, 198,199, 199-1,199-2, 201, 204, 214, 228, 228-1, 229, 231, 234, 238, 222, 223, 226, 242-1, 260, 290, 291, 292, 293, 309, 330 УК РФ).

При этом следует иметь в виду, что карточка формы 4 представляется по оконченным и приостановленным расследованием уголовным делам (преступлениям).

При выявлении фактов отсутствия учетных документов (как правило, органами расследования не представляются учетные документы формы 4 по приостановленным расследованием уголовным делам) установить какие меры приняты руководством ИЦ для устранения данных нарушений, одновременно, поручить горрайспецпрокурорам в поднадзорных органах следствия и дознания, которыми допущены нарушения, проверить по уголовным делам, надзорным производствам наличие материального ущерба.

8. Непредставление в ИЦ статистических карточек о принятом решении по уголовным делам, сроки следствия или дознания по которым истекли. По контрольным журналам ИЦ установить преступления по уголовным делам, по которым истекли сроки расследования, а сведения о поступлении учетных документов о принятом решении отсутствуют. По электронной базе проверить поступила ли информация в ИЦ в электронном виде, при ее отсутствии установить, приняты ли меры об уведомлении руководителей субъектов учета о нарушениях учетно-статистической дисциплины. Одновременно поручить прокурорам районов, по делам которых допущены нарушения, проверить, приняты ли по ним процессуальные решения.

Можно истребовать электронную базу о преступлениях, находящихся на учете, с истекшими сроками расследования, по которым не поступили учетные документы о движении по делу либо принятом решении.

9. Основания и законность переноса регистрации карточек по форме 1.1 о приостановлении следствия по уголовному делу по пп.1-3 ч.1 ст.208 УПК РФ из одного отчетного периода в другой, их влияние на показатели раскрываемости.

10. Достоверность включения сведений о приостановлении предварительного следствия по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в БД «Статистика» по поступившим в ИЦ карточкам по форме 1.1 (необходимо сверить поступившие карточки по форме 1.1 по приостановленным уголовным делам указанной категории с БД «Статистика»).

11. Своевременность выставления в ИЦ статкарточек по форме 3 по делам, возвращенным прокурором органам следствия и дознания для дополнительного расследования, а также направленным прокурором для дальнейшего расследования дел, возвращенных судом в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий для их рассмотрения.

12. Обоснованность постановки и снятия с централизованного учета в ИЦ так называемых дополнительно выявленных преступлений (по определенному району сверяются записи в контрольном журнале ИЦ с записями в Едином журнале учета преступлений ОВД, ФСКН России и копиями обвинительного заключения (акта) и приговора суда по надзорным производствам горрайспецпрокуратур).

13. Документы первичного учета о регистрации и раскрываемости преступлений по приоритетным составам общественно-опасных деяний (к примеру, ст. 158 ч.3, ст. 161 ч.2,3, ст. 162 ч.2,3, ст. 111 ч.4, ст. 105 ч.1,2, ст. 209, ст. 210 УК РФ), полнота и достоверность информации.

14. Наличие формы 4 по уголовным делам, возбужденным и законченным производством (направленным в суд) по ст. 228 и ст. 222 УК РФ (проверяется достоверность отражения в статкарточках форм 1 и 4 массы изъятого наркотического вещества, эти сведения выборочно сверяются с данными Единого журнала территориальных ОВД, ФСКН, надзорными производствами по уголовным делам). К примеру, сведения об изъятом героине отражаются в миллиграммах. В этих целях проверяется соответствие информации левого поля статкарточки формы 4 и проставленных кодов, при этом факты округления массы изъятого наркотического вещества в карточках не допускается.

15. Наличие формы 2 по уголовным делам, направленным в суд и прекращенным по нереабилитирующим основаниям.

16. Наличие формы 6 по уголовным делам, направленным в суд (подготовить списки за проверяемый период преступлений, совершенных в составе ОПГ, при проверке в ИЦ поднять статкарточки по форме 1.1 по всем перечисленным в списке преступлениям, сверить идентичность электронного и бумажного носителей по данному показателю, проверить все соединения, установить, сколько фактически уголовных дел по признаку ОПГ направлено в суд в данном периоде, в дальнейшем выяснить результаты их рассмотрения в суде, проверить поступление в ИЦ статкарточки по форме 6 по этим делам, в случае исключения судом из объема обвинения признака ОПГ проверить своевременность внесения изменений в документы первичного учета по ОПГ как на районном уровне, так и в ИЦ).

17. Наличие формы 6 по уголовным делам, направленным в суд, по которым в суде имело места переквалификация с особо тяжких преступлений на менее тяжкие, а также исключение судом из обвинения самостоятельных эпизодов (проверить поступление в ИЦ статкарточки по форме 6 по этим делам; в случае переквалификации действий обвиняемого и исключения судом из объема обвинения самостоятельных эпизодов преступления, проверить своевременность внесения корректировок в статданные ИЦ).

18. Своевременность выставления документов первичного учета по уголовным делам, направленным в суд.

19. Обоснованность передачи уголовных дел со снятием преступления с учета в другие органы следствия и дознания, в том числе другого субъекта Российской Федерации. Поступление талона-уведомления о принятии уголовного дела к производству и регистрации преступления по нему в ИЦ в том органе, куда оно было передано по подследственности.

20.Перенос преступлений, совершенных на территории одного района (по которым отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) к органам следствия и дознания, обслуживающим территорию другого района.

21. Законность постановки на учет сведений о зарегистрированных и раскрытых преступлениях на основании постановлений органов дознания и следствия об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

22. Копии документов ИЦ по корректировке статистических данных о преступности, поступившие в прокуратуру субъекта от горрайспецпрокуроров для сведения, а также подготовленные сотрудниками прокуратуры субъекта Российской Федерации, в том числе и лично старшим помощником по оперативному учету и статистике. Проверяются в ИЦ указания горрайспецпрокуроров о внесении корректировки (насколько оперативно и полно), даны ли ответы в органы прокуратуры об их исполнении.

Составление справки о результатах проверки


По результатам проверки составляется справка о выявленных в деятельности ИЦ нарушениях законности и упущениях с конкретными предложениями по их устранению.

Копия справки для сведения направляется начальнику ИЦ, при наличии оснований можно провести с сотрудниками отдела статистики оперативное совещание, по выявленным нарушениям закона подготовить представление руководству органов внутренних дел либо принять иные меры прокурорского реагирования.

Приложение
Нормативные акты, л итература

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

3. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 15.01.2008 № 4 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений».

4. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26.02.2009 № 34 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении».

5. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

6. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России от 31.05.2006 № 27/395/208/229/502/189 «Об утверждении Инструкции по статистической отчетности о следственной работе и дознании».

7. Совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.08.2009 № 264 «Об утверждении Инструкции по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации».

9. Приказ от 04.05.2010 г. N 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

10.Указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 № 66/85/1 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов».

11. Указание Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России от 30.12.2010 № 452/85/4 «О внесении изменений в статистические карточки и в Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов».

12. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

13. Вопросы квалификации и учета преступлений, регистрации уголовных дел: Научно-методическое пособие (в 3 ч.). Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008.

15. Методические рекомендациипо проведению в прокуратурах субъектов Российской Федерации проверки достоверности статистических данных Отчета о работе прокурора (форма П, разделы № 1-10), Отчета о следственной работе и дознании (форма № 1-Е) и отдельных показателей о состоянии преступности, разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации. 2010.

16. Письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гриня В.Я. от 08.06.2010 № 16-11-10.

Утверждены решением Правления
государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов»
от «10» марта 2005г.
(протокол № 17)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), нормативными актами Банка России, Порядком участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков по вопросам страхования вкладов, утвержденным Правлением Агентства (далее – Порядок), а также иными внутренними регулятивными документами Агентства.

1.2. Проверки банков с участием работников Агентства (далее - проверки) проводятся по вопросам, указанным в п. 1.4. Порядка.

2. Подготовка к проведению проверки банка

2.1. Подготовка к проведению проверки банка (предпроверочная подготовка) осуществляется в соответствии с разделом 3 Порядка.

2.2. Предпроверочная подготовка заключается в обобщении имеющейся в Агентстве информации о банке, уточнении проверяемого периода, в определении объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки (далее - выборки), а также проведении необходимых организационных мероприятий.

2.3. Проверяемый период определяется с учетом:

    даты постановки банка на учет в системе страхования вкладов;

    предыдущего проверяемого периода;

    результатов предыдущих проверок.

Проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных лет деятельности банка, предшествующие году проведения проверки.

Не может проводиться более одной проверки банка по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период его деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.9 Инструкции Банка России № 105-И.

2.4. Объем выборки определяется с учетом объема вкладов, количества счетов физических лиц и наличия информации о банке, требующей проверки. Ориентировочные объемы выборки приведены в приложении 1

Объем выборки должен обеспечить возможность оценки состояния учета, своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов.

2.5. В ходе предпроверочной подготовки используются материалы учетного дела банка, которое ведется в ДОСВ, в том числе:

    отчетность банка по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» (далее - отчетность по форме 0409345);

    выписки из контрольной карточки учета страховых платежей;

    акты предыдущих проверок банка (филиала);

    жалобы вкладчиков, поступающие в Агентство.

Кроме того, используется информация о банке из прессы, сети Интернет, сайта банка и других источников.

2.6. В ходе предпроверочной подготовки внимание обращается на выявленные ранее нарушения требований Федерального закона, нормативных актов Банка России и факты, свидетельствующие об их устранении.

2.7. В ходе предпроверочной подготовки определяется дата, на которую банк должен сформировать реестр обязательств перед вкладчиками (далее – дата реестра) в соответствии с Указанием Банка России от 01.04.2004 № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» (далее – Указание Банка России №1417-У).

Дата реестра определяется исходя из того, что она должна быть в пределах проверяемого периода. При этом должно учитываться следующее:

    дата реестра, как правило, должна относиться к последнему отчетному периоду, за который Агентством получена отчетность по форме 0409345;

    дата реестра, как правило, не должна приходиться на первый и последний день месяца;

    в случае значительных изменений остатков денежных средств на счетах по учету вкладов (анализ отчетности по форме 0409345) выбирается дата, на которую приходится одно из значительных изменений.

2.8. По итогам предпроверочной подготовки составляется справка в соответствии c п. 3.2 Порядка.

Информация, содержащаяся в справке, используется при проведении проверки и составлении акта по итогам проверки.

3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками

3.1. Задачей проверки объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками является определение правомерности отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию.

3.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    договоры банковского вклада и банковского счета;

    документы, определяющие порядок учета средств вкладчиков на лицевых счетах;

    иные необходимые для проведения проверки документы.

3.3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками проводится в следующем порядке:

  1. на основе данных ежедневного сводного баланса банка и ежедневной оборотной ведомости устанавливается общий объем вкладов физических лиц, учитываемых на балансовых счетах 40803, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815,40817, 40820, 423, 426, 47603, 47605, 522, 52404 (как правило, отдельно по каждому филиалу);
  2. устанавливается принцип разделения банком балансовых счетов на счета, на которых учитываются вклады, подлежащие страхованию и не подлежащие страхованию;
  3. проверяется правомерность отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию. Основанием для отнесения вкладов к не подлежащим страхованию, являются договоры, содержащие положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона.

3.4. При проверке внимание обращается на:

    наличие в договорах с вкладчиками положений, позволяющих однозначно отнести вклады к подлежащим или не подлежащим страхованию;

    отнесение одного вида вклада только к одной из категорий: либо к категории вкладов, подлежащих страхованию, либо к категории вкладов, не подлежащих страхованию;

    процедуру принятия банком решений об отнесении вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию, в том числе филиалами;

    особенности привлечения вкладов филиалами банка, наличие в филиалах иных, чем в головном офисе, видов договоров вклада.

3.5. Данные об объемах и структуре вкладов заносятся в таблицу по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

4. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов

4.1. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов заключается в установлении правильности определения банками расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления.

В ходе проверки используются итоги контроля поступления страховых платежей и отчета по форме 0409345, проводимого Агентством в соответствии с регламентом, утвержденным Правлением Агентства.

4.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    ежедневная оборотная ведомость;

    ведомости начисления процентов (при их наличии);

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    книга регистрации открытых счетов;

    журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;

    приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов и исполнению требований Федерального закона;

    другие документы аналитического учета и первичные документы и материалы.

4.3. Проверка полноты отражения в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам вкладов, подлежащих страхованию, осуществляется с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций в следующем порядке:

    при анализе остатков по ведомости остатков по лицевым счетам балансовых счетов 40806, 40809, 40812, 40814, 40815 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету денежных средств юридических лиц – нерезидентов, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    по балансовым счетам 40803, 40813, 40817, 423, 426, 47603, 47605 производится сверка данных учета (сводного баланса банка, оборотной ведомости, ведомости остатков по лицевым счетам) и данных отчетности по форме 0409345, из остатков по балансовым счетам исключаются остатки по лицевым счетам, на которых учитываются вклады на предъявителя;

    при проверке остатков по балансовым счетам 522 и 52404 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету сберегательных сертификатов на предъявителя, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    при возникновении вопросов о правомерности отнесения вклада к подлежащему или не подлежащему страхованию проверяются договоры, послужившие основанием для привлечения этого вклада;

    проверяется правильность пересчета остатков денежных средств в иностранной валюте в рублевый эквивалент по курсу, установленному Банком России, не менее чем на 3 даты проверяемого периода, отражение в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам в иностранной валюте в нерабочие дни;

    проверяется своевременность и полнота причисления процентов по подлежащим страхованию вкладам физических лиц в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета». При проверке используются данные по балансовым счетам, на которых учитываются проценты по вкладам: 47411, 47608, 47609, 52405, 52501.

4.4. В случае, если имели место факты несвоевременного поступления от банка в Агентство сумм страховых взносов, то проверяется своевременность их перечисления банком.

Дата перечисления банком страховых взносов (дата проведения платежного документа по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России) устанавливается на основании выписки из корреспондентского счета и реестра платежных документов, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России.

5. Проверка ведения учета обязательств перед вкладчиками

5.1. Задачей проверки ведения учета обязательств перед вкладчиками является оценка обеспечения банком учета обязательств перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, позволяющего сформировать реестр на любой день.

5.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    регистры учета, которые ведутся в соответствии с Положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение Банка России № 205-П) и в которых содержится информация, необходимая для формирования реестра и выписок из реестра;

    лицевые счета по учету вкладов и требований банка;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

  1. выписки из реестра;

    другие необходимые материалы учета.

5.3. При проверке внимание обращается на:

    порядок нумерации лицевых счетов по учету вкладов, в том числе ведущихся по отдельным программам (приложение 1 к Положению Банка России № 205-П);

    порядок учета банком данных, необходимых для формирования реестра и выписок из реестра по каждому вкладчику в соответствии с приложениями 1-3 к Указанию Банка России № 1417-У;

    порядок ведения учета данных о клиентах банка (физических лицах) и заключенных с ними договорах в автоматизированной банковской системе, используемой банком для целей учета и автоматизации банковской деятельности.

6. Проверка представления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам

6.1. Целью проверки предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам является оценка полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления.

6.2. Банки вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов с учетом требований законодательства.

6.3. При проверке необходимо обратить внимание на:

    наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о системе страхования вкладов, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

    информированность (уровень квалификации, степень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих обслуживание физических лиц, по вопросам страхования вкладов (проведение интервью с работниками банка);

    способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры вклада и счета, размещение информации в прессе, размещение информации в помещениях банка и т.д.);

    использование банком в информационных материалах знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов» и «АСВ».

7. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков

7.1. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заключается в проведении обследований указанных помещений с целью оценки полноты и качества предоставляемой информации о системе страхования вкладов.

7.2. При проверке необходимо обратить внимание на:

    способ доведения информации о страховании вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов», демонстрации видеоматериалов и т.п.);

7.3. Информация, полученная в ходе проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заносится в таблицу по форме приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

8. Проверка способности банка подготовить реестр

8.1. Задачей проверки способности банка подготовить реестр является оценка готовности банка сформировать реестр на указанную дату по установленной форме и оценка соответствия данных, приведенных в реестре, данным первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.

8.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

  1. ежедневный сводный баланс на дату реестра и предыдущий рабочий день;

    ежедневная оборотная ведомость на дату реестра;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;

    кредитные договоры, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчику по денежным обязательствам;

    другие документы аналитического учета, первичные документы и материалы.

8.3. Проверка способности банка подготовить реестр проводится по следующим направлениям:

    описание организационных и технологических процедур банка по подготовке реестра и оценка их эффективности;

    технический контроль правильности составления реестра (правильность заполнения необходимых реквизитов и внесения сведений);

    проверка полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками, их соответствие данным учета;

    проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчику, их соответствие данным учета.

8.4. При описании процедур банка по подготовке реестра и оценке их эффективности внимание обращается на:

    порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра, наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений и др.), определяющих порядок формирования реестра и ответственных лиц;

    порядок составления реестра филиалами банка, формирование сводного реестра;

    соблюдение банком срока составления реестра, возможность формирования реестра на любую дату в установленные сроки;

    использование банком программ контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра, соответствие результатов проверки результатам, полученным работниками Агентства (с использованием программных средств автоматизации контроля реестра (далее - модуль контроля)).

8.5. Технический контроль реестра проводится с целью выявления ошибок, описанных в техническом задании (руководстве пользователя) к модулю контроля. В случае отсутствия возможности использовать при проверке модуль контроля, реестр (в электронном виде или на бумажном носителе) проверяется выборочно на наличие ошибок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

При проведении технического контроля внимание обращается на:

    наличие в реестре полных и точных сведений о банке, филиалах банка и вкладчиках в соответствии с Указанием № 1417-У, соответствие данных реестра данным справочников и классификатора адресов (КЛАДР);

    однозначность идентификации вкладчиков при консолидации обязательств и встречных требований банка;

    корректность указанных в реестре порядковых номеров вкладчиков, номеров лицевых счетов, реквизитов первичных документов, сумм обязательств банка и встречных требований;

    правильность определения сумм, подлежащих страховому возмещению (по вкладчикам);

    соответствие данных реестра данным отчета по форме 0409345 на соответствующую дату. Идентичность отчета по форме 0409345 отчету, сформированному модулем контроля в ходе проверки реестра.

8.6. В ходе проверки полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм остатков денежных средств по вкладам на конец даты реестра путем сверки данных с данными сводного баланса, ведомости остатков по счетам;

8.7. Проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам.

В целях формирования реестра под встречными требованиями банка к вкладчикам понимаются любые подтвержденные документально требования по денежным обязательствам, возникшие до даты реестра из договоров и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

8.8. В ходе поверки используются следующие документы:

    ведомость остатков по счетам банка на дату реестра;

    договоры, на основании которых возникли требования банка к вкладчику;

    расходные кассовые документы, платежные поручения банка;

    иные документы, подтверждающие наличие требований по денежным обязательствам.

8.9. При проверке полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм встречных требований банка к вкладчикам, возникших до даты реестра, соответствие данных реестра данным сводного баланса и ведомости остатков по счетам;

    включение в реестр причитающихся банку процентов по размещенным денежным средствам в соответствии с условиями заключенных договоров. Указанные проценты включаются на дату реестра независимо от их отражения в учете;

    анализ остатков по балансовым счетам 455, 457, 45914, 45915,45917, 47501 и требований, отраженных на внебалансовых счетах с целью выявления требований банка, подлежащих отражению в реестре.

9. Оформление результатов проверки

9.1. Результаты проверки банка (филиала) оформляются актом проверки в соответствии с Порядком.

Приложение 1 - Таблица объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки.

Приложение 2 - Объем и структура обязательств перед вкладчиками.

Приложение 3 - Сводная таблица результатов проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Приложение 4 - Таблица данных об ошибках, выявляемых в ходе технического контроля.