Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности проведения инвентаризации. Предусмотрена ли для забалансовых счетов. Формирование акта инвентаризации с документальными остатками продуктов

Уголовные дела о злоупотреблении служебным положением зачастую возбуждаются по материалам проверок контролирующих органов (Комитет Государственного контроля, ГНК). В то же время акт проверки еще не является доказательством в суде вины должностного или материально-ответственного лица.

В ходе расследования уголовного дела на начальном этапе стоит задача в проведении документальной ревизии.

Ревизия - это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Документальные ревизии проводятся специалистами в области бухгалтерии. При производстве ревизии могут привлекаться специалисты и в области строительства, техники, искусства и других областей знаний.

Отличия документальная ревизия от судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) может проводиться и до возбуждения уголовного дела;

б) это не следственное действие;

в) может проводиться и не по постановлению следователя, а по обоснованному письму органа дознания;

г) ревизор не предупреждается об ответственности за отказ от ревизии;

д) в ходе ее подвергаются проверке первичные бухгалтерские документы;

е) обязательно участие материально-ответственных лиц;

ж) документальная ревизия проводится, как правило, в ревизуемом учреждении, предприятии или организации;

з) в ходе ревизии проверяется вся хозяйственная деятельность и введение бухгалтерского учета предприятия.

Порядок проведения ревизий (проверок), проводимых по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных, правоохранительных и судебных органов по организации и проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей14. В соответствии с этим нормативным документом ревизии и проверки финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц государственной формы собственности, находящихся в ведении министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных и судебных органов проводятся контрольно-ревизионными службами указанных органов.

Ревизии по постановлениям и письменным обращениям правоохранительных и судебных органов в министерствах, других республиканских органах государственного управления, центральных органах управления общественных организаций проводятся главным контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов.

При необходимости проведения ревизии финансово - хозяйственной деятельности правоохранительные и судебные органы обращаются в тот орган, в ведении которого находится подлежащий проверке объект.

В отдельных случаях ревизии и проверки состояния финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц, находящихся в ведении министерств, других республиканских органов государственного управления по мотивированным обращениям правоохранительных и судебных органов могут проводиться главным контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов и его органами на местах, с привлечением работников контрольно - ревизионного подразделения соответствующего органа государственного управления.

Проведение ревизий финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц, подведомственных республиканским органам государственного управления, не имеющим собственной контрольно - ревизионной службы, а также юридических лиц, не находящихся в ведении какого - либо государственного органа управления, и юридических лиц, относящихся к негосударственной форме собственности, возложено на главное контрольно - ревизионное управление Министерства финансов и его органы на местах, в связи с чем правоохранительным или судебным органам необходимо обращаться в соответствующие контрольно - ревизионные управления Министерства финансов по области (г.Минску).

Постановления (письменные обращения) о назначении ревизий должны быть аргументированными, с изложением причин их назначения, а также определены вопросы, подлежащие разрешению, и период, за который необходимо провести ревизию. Руководитель контрольно - ревизионного органа в течение трех рабочих дней после получения постановления (письменного обращения) должен принять решение о проведении ревизии, о чем сообщить органу, назначившему ее.

Ревизия в таких случаях должна быть начата не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения постановления или обращения. Если такое решение принято после утверждения плана работы контрольно - ревизионного органа, в план, при необходимости, вносятся коррективы.

При проведении ревизий без постановления о возбуждении уголовного дела по письменным обращениям местных правоохранительных и судебных органов эти письма должны быть согласованы и подписаны руководителями или их заместителями соответствующей областной (Минской городской) правоохранительной или судебной структуры.

Проведению ревизии по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов должна предшествовать тщательная подготовка, включающая изучение имеющихся в органах дознания и следствия материалов по поставленным для разрешения вопросам и предварительное ознакомление с необходимыми документами. На основе изучения материалов составляется перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке, который согласовывается с соответствующим должностным лицом органа, назначившего ревизию.

Ревизии по постановлениям правоохранительных и судебных органов проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово - хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций." Указанный Порядок обязателен для всех контролирующих органов, уполномоченных в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенности проведения отдельных видов ревизий определяются законодательством. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1994 г. N 274 "О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь" руководители банков, финансовых, таможенных органов, предприятий, организаций и учреждений должны беспрепятственно предоставлять по письменному требованию следственных работников (по материалам и расследуемым уголовным делам), а также руководителей подразделений по борьбе с организованной преступностью, преступностью в сфере экономики органов внутренних дел, государственной безопасности и других органов официальные документы, необходимые для раскрытия и пресечения преступлений.

При необходимости проведения контрольных обмеров объемов выполненных строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, проверки качества продукции, соблюдения технических условий, технологических режимов и других вопросов организации производства, соответствия продукции государственным стандартам, правильности установления цен, соблюдения банковского и таможенного законодательства, орган, назначивший ревизию, по предложению контрольно - ревизионной службы привлекает соответствующих специалистов. Заключения, данные привлеченными специалистами, подписываются ими и включаются в акт ревизии.

При проверке вопросов соблюдения законодательства о налогах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 1994 г. N 241 такая проверка должна проводиться работниками инспекций Государственного налогового комитета, которые привлекаются для участия в ревизии органом, назначившим ее.

При проведении контрольно - ревизионными службами ревизий крупных юридических лиц за продолжительный период времени с охватом всех или большинства сторон деятельности к участию в их проведении, в случае необходимости, по решению инициатора, назначившего ревизию, в соответствии с законодательством могут привлекаться работники контрольно - ревизионных служб других министерств, иных республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по согласованию с руководителями указанных органов.

Решение о продлении сроков проведения ревизии в необходимых случаях принимается руководителем соответствующей контрольно - ревизионной службы по согласованию с правоохранительным или судебным органом.

Акт документальной ревизии с приложениями, объяснениями, возражениями должностных лиц и заключениями по ним, а при необходимости и подлинными документами, в срок до десяти календарных дней после ее завершения передается сопроводительным письмом для рассмотрения органу, назначившему ревизию.

При необходимости, в процессе проведения ревизии по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Промежуточный акт подписывается проверяющим (руководителем ревизионной группы), соответствующими должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.

Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии.

Ознакомление с актом ревизии, в том числе промежуточным, всех заинтересованных лиц производится ревизором только после ознакомления с материалами ревизии инициатора ее назначения.

Персональную ответственность за своевременность, полноту и надлежащее качество направляемых в правоохранительные органы материалов ревизий несет руководитель органа, назначивший ревизию.

В случаях некачественного проведения ревизии либо оформления ее материалов правоохранительные и судебные органы направляют в соответствующие вышестоящие органы информацию для решения вопроса о привлечении к ответственности руководителя, назначившего ревизию.

Правоохранительные и судебные органы, осуществляющие уголовное преследование, при получении материалов ревизии регистрируют и в установленные сроки рассматривают их с принятием решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством. О принятом решении инициатор ее назначения в обязательном порядке информирует соответствующий контрольно - ревизионный орган. Правоохранительные и судебные органы совместно с проверяющими должны принимать установленные законодательством меры по возмещению выявленного ущерба.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении возбужденного по материалам ревизии уголовного дела правоохранительные или судебные органы направляют в контрольно - ревизионный орган, проводивший ревизию, копию соответствующего постановления.

Решение правоохранительных и судебных органов, принятое по результатам рассмотрения поступивших от контрольно - ревизионных органов материалов, может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.

Контрольно - ревизионные органы совместно с правоохранительными и судебными органами раз в полгода проводят сверки поступивших и рассмотренных материалов, а также организуют обоюдный учет результатов их рассмотрения, обращая внимание на законность решений, принятых по ним.

При необходимости проведения повторных или дополнительных ревизий по материалам, поступившим в правоохранительные и судебные органы, такие ревизии проводятся тем контрольно - ревизионным органом, который первоначально проводил ревизию, или его вышестоящим органом.

При невозможности принятия решения по поступившим материалам ревизии вследствие неполноты представленных документов прокурор, судья, начальник следственного подразделения, следователь и орган дознания могут назначить дополнительную или повторную ревизию, проведение которой поручается уполномоченному подразделению Министерства финансов. О назначении дополнительной ревизии информируется орган, проводивший ревизию, который, в случае необходимости, обязан принять участие в проведении дополнительной ревизии.

Дополнительная или повторная ревизия проводится на основании письма, направленного в адрес главного контрольно - ревизионного управления Минфина, либо соответствующего контрольно - ревизионного управления по области (г.Минску), в котором излагаются основания для проведения дополнительной или повторной ревизии, указывается, какие именно документы представлены не полностью. К письму прилагаются материалы ревизии, по которым следует произвести дополнительную проверку. Дополнительная или повторная ревизия должна быть начата не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения такого письма, оформленного в соответствии с вышеназванными требованиями. При этом ревизором, по согласованию с соответствующим должностным лицом правоохранительного или судебного органа, должен быть составлен конкретный перечень вопросов, подлежащих дополнительной проверке.

Начальники главного контрольно - ревизионного управления Минфина, контрольно - ревизионных управлений Минфина по областям и г. Минску имеют право привлекать, по согласованию с соответствующим правоохранительным или судебным органом, для участия в проведении дополнительной или повторной ревизии работников органа, ранее проводившего ее.

Установление факта злоупотребления служебным положением или хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением влечет в обязательном порядке производство ревизии. Однако, в работе правоохранительных органов нередки случаи поспешного возбуждения уголовных дел без производства ревизии при наличии предполагаемых, недостоверных сведений о совершении преступления и причинении ущерба. Такие дела чаще всего прекращаются за отсутствием состава преступления.

Затягивание с возбуждением уголовных дел при наличии достаточных оснований также негативно сказывается на результатах раскрытия преступлений и успешного расследования уголовных дел. Отсутствие решения о возбуждении дела не дает возможности выполнить такие первоочередные, неотложные следственные действия, как обыски и опись имущества у подозреваемых, их арест при наличии оснований полагать, что они скроются от следствия и суда или будут заниматься преступной деятельностью.

Перечень вопросов, подлежащих разрешению в ходе ревизии, возникает из заявлений, сообщений, материалов проверок и уголовного дела. При назначении ревизии необходимо продумать круг вопросов, подлежащих выяснению. Работнику правоохранительного органа, принявшему решение о производстве документальной ревизии, следует ознакомиться с процессом производства субъекта хозяйствования и документооборотом. Это способствует уяснению и конкретизации поставленных для разрешения вопросов.

Лицо, производящее дознание, или следователь обязаны принять меры сохранности документов, подлежащих ревизии. С этой целью архивные и иные бухгалтерские документы могут быть помещены в отдельный сейф или иное хранилище субъекта хозяйствования и опечатаны. Целесообразно получить расписку лица, получившего документы для хранения.

Если есть основания полагать, что документы, имеющие значение могут исчезнуть (при наличии возбужденного уголовного дела), целесообразно провести их выемку в установленном законом порядке, отразив в протоколе количество изъятых папок с бухгалтерскими и иными документами. Затем, после производства ревизии, их следует вернуть субъекту хозяйствования. Промедление с принятием мер по обнаружению и сохранности документов для представления их ревизору имеет особо важное значение. Принятие мер сохранности документов не должно отражаться на результатах работы субъектов хозяйствования и они должны представляться бухгалтерам для составления текущих отчетов и выполнения других функциональных обязанностей.

Направленность ревизии обусловлена характером совершенного преступления.

При вынесении постановлений о производстве ревизий следует руководствоваться ч.8 ст.36 УПК Республики Беларусь, предусматривающей полномочия следователя. В этой части статьи указано: «Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами».

Следует отметить, что документальная ревизия не является экспертизой и ознакомления обвиняемых с постановлением о назначении ревизии не требуется. Вместе с тем ревизия должна производиться в присутствии должностных и материально-ответственных лиц, подозреваемых в совершении преступления. В случае ареста эти лица должны присутствовать при производстве инвентаризации и знакомиться с актом ревизии, а их доводы учитываться в ходе ревизии. Такой подход исключает возможность ошибок и производство повторных ревизий.

Работникам правоохранительных органов, по инициативе которых назначено производство ревизии, необходимо поддерживать контакт с ревизором, оказывать помощь в вызове не явившихся подозреваемых, сохранности документов, иную организационную помощь, получать от ревизора выявленную им в ходе ревизии информацию и сообщать для проверки выявленную в ходе следствия информацию. Отсутствие взаимодействия между следователем и ревизором отрицательно сказывается на качестве, полноте и результатах ревизии.

В случае несогласия органа дознания или следователя с выводами ревизии или ее неполноты, ими может быть назначено производство повторной или дополнительной ревизии с поручением ее производства тому же ревизору, а в случае выявления в ходе следствия его заинтересованности в исходе дела, производство ревизии должно быть поручено другому ревизору.

Во избежание возможных ошибок в случаях, не терпящих отлагательства, ревизию необходимо начинать с проведения инвентаризации. Инвентаризация – это сличение книжных, документальных остатков с фактическими, имеющимися в наличии товарно-материальными ценностями. Своевременное проведение инвентаризации дает возможность зафиксировать недостачу или их излишки по подотчету материально-ответственного лица.

Организация производства инвентаризации должна осуществляется работниками правоохранительных органов при наличии на это правовых оснований. При осуществлении инвентаризации работники правоохранительных органов зачастую совершают ошибки, ограничившись написанием письма о проведении инвентаризации и ревизии, как правило, на стадии предварительной проверки материала и не следят за ходом ее проведения и пускают ее на самотек. Необходимо также принять соответствующие меры, исключающие возможность поручения инвентаризации недобросовестным, заинтересованным лицам, склонным скрыть недостачу или излишки товарно-материальных ценностей. Оперативное и объективное проведение инвентаризации дает возможность объективно определить материальный ущерб, причиненный самим материально-ответственным лицом или другими лицами, допустившими различного рода злоупотребления. Контрольно-выборочное сличение товарно-материальных ценностей проводится за межинвентаризационный период.

На вопрос В чем отличие ревизии от инвентаризации? заданный автором Котофейка лучший ответ это Ревизия- проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или служебных действий должностных лиц, основанная на первичных документов и бухгалтерских записей. Проводится уполномоченными на это органами на предмет соблюдения законов, правил, инструкций.
Инвентаризация - опись имущества - периодический переучет наличного имущества, товаров на предприятии, фирме, магазине с целью поверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. Данные инвентаризации вносятся в инвентарную опись.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем отличие ревизии от инвентаризации?

Ответ от Особенный [гуру]
за инвентаризацию ничего не будет... а вот после ревизии - возможно все...


Ответ от шеврон [гуру]
Инвентаризация это плановое мероприятие. Проводится обычно раз в год и перед уходом в отпуск материально ответственного работника.
Ревизия проводится внезапно контролирующей организацией.
Если касса не компьютеризирована надо взять все приходные документы за отчётный период, и сосчитать приход. Затем все расходные документы и сосчитать расход. Потом сосчитать весь товар находящийся вналичии на момент ревизии. Так же необходимо иметь данные предыдущей ревизии, это будет остаток на начало периода.
А дальше остаток на начало периода+приход-расход=фактическое наличие товара и денег в кассе на момент ревизии.


Ответ от Ёергейц. [гуру]
снимай все остатки. И по своим записям
должно быть все поставки+свой процент - остатки равнятьс кассе.
Так помоему.
Интвентаризация Это точто ты будешь делать. Чашка здесь, стул здесь.. .
А ревизию проводять контролирующие органы, они уже выявляют недстачу, и ее причины. И по итогам по все строгости закона.


Ответ от Просвещенный [гуру]
Целями отличаются. Инвентаризация это проверка фактического и учетного наличия имущества и прав. Ревизия это проверка учета с точки зрения законодательства.


Ответ от Ила [активный]
инвентаризация должна проводиться чаще, а ревизия это проверка инвентаризаций


Ответ от Олег шевчук [гуру]
Инвентаризация это снятие фактических остатков материальных ценностей
и сличение их с остатками по бухгалтерскому учёту.
Ревизия же предполагает проверку документов по финансово-хозяйственной
деятельности на предмет её соответствия действующему законодательству.
Тоесть ревизия это больше чем инвентаризация.
Я бы сказал что инвентаризация это один из элементов в контрольно ревизионной
работе. Всякая ревизия должна начинаться с того, что вы фиксируете остатки
материальных ценностей. а после этого начинается анализ документов по оприходованию
и списанию материальных ценностей.
Ну представьте на минуту. Ревизор находит факт незаконного списания каких нибудь
ценностей. А остатки не зафиксировал. Проверяемый тут же показывает
что эти ценности есть. Что они на складе или в эксплуатации.
И какой тогда вид будет иметь ревизор?))
Описываемый Вами случай из разряда тяжёлых.
Сначала нужно все ценности переписать.
А потом проверять приход медикаментов.
Вопрос как они приобретаются. По безналичному расчёту?
Тогда - садитесь за документы и выводите правильные бухгалтерские остатки.
Понимаю, что если касса не компьютеризована то Вы не сможете
вывести остатки по наименованиям. Тогда выводите их хотя бы СУММАРНО.
В рублях. Плюсуя поступление медикаментов и отминусовывая выручку в рублях.
Сличением остатков можно вывести недостачу или излишки.
Если же медикаменты приобретались за наличные то очень сложно.
Нельзя было такого допускать.
Это надо делать встречные проверки с оптовыми фармацевтическими компаниями


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ
Рубрика (тематическая категория) Аудит

Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации матери­ных ценностей. При этом он устанавливает, по всœем ли материально ответственным лицам и в какое время проводились инвентаризации, когда они были в очередном отпус­ке с передачей материальных ценностей другим работникам. Не­обходимо установить, не числятся ли ценности в организации за уволенными лицами, переданы ли материалы по фактам недостач и хищений правоохранительным органам. Целœесообразно снятие остатков ценностей совмещать при крайне важно сти с передачей их другим материально ответственным лицам, проводить мероприя­тия, ускоряющие инвентаризации и повышающие их качество (к примеру, отгрузку продукции со складов соответствующим по­купателям, возврат подотчетными лицами неизрасходованных сумм в кассу и т. п.).

Обязательной инвентаризации при проведении ревизии под­лежат расчёты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателœей, принятые на ответ­ственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчетности. Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвента­ризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии в соответствующей ревизуемой организации на определœенную да­ту, которая прилагается к акту комплексной ревизии (приложе­ние). В справке должна быть приведена следующая информа­ция: наименование места хранения (нахождения) ценностей; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; на ка­кую дату проведена предыдущая инвентаризация; дата последней инвентаризации с передачей ценностей; на какую дату проведена инвентаризация при проведении ревизии; остатки материальных ценностей до учетным данным; остатки материальных ценностей по данным инвентаризации; какие составлены акты при инвента­ризации (на испорченные ценности, на естественную убыль); ре­зультат этой инвентаризации (недостача или излишки); кто про­водил контрольную проверку; результат контрольной проверки (больше или меньше); какая сумма денежных средств взыскана в возмещение недостачи в период ревизии.

Вышеуказанные справки должны быть подписаны руководителœем ревизионной группы, руководителœем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Ревизоры осуществляют руководство и контроль за работой членов инвентаризационных комиссий, проводят инструктаж о правилах проведения инвентаризаций. Наряду с этим члены ревизионной группы должны проводить контрольные проверки качества инвентаризаций, проводимых в период комплексной ревизии. Οʜᴎ должны охватывать не менее 10 % остатков материальных ценностей, включаемых в инвентаризационную опись. Результаты проверок оформляются актом установленной формы, который подписывается ревизором, проводившимконтрольную проверку, председателœем и членами инвентаризационной комиссии. В случае установления расхождений между данными инвентаризационной описи и фактическим наличием ценностей согласно контрольной проверке назначается новый состав инвентаризационной комиссии, а виновные лица привлекаются к ответственности.

Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; ограждение и охрану территории предприятия; технологическое оборудование и т. п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей, денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для ценностей охранно-пожарной сигнализацией и др.
Размещено на реф.рф
В процессе проведения обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям.

Руководитель ревизионной группы может привлекать к обследованию соответствующих специалистов, участвующих в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, к примеру, о наличии охран­но-пожарной сигнализации и ее исправности, о некомплектно­сти оборудования, о правильности ценообразования и т. д. При составлении акта комплексной ревизии учитывается содержание разовых актов (справок) проверок, а сами акты прилагаются к ос­новному акту ревизии.

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры преступают к исследованию финансовых и хозяйствен­ных операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета͵ бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целœесообразности их совершения. Исследование проводится с помощью приемов доку­ментального контроля.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты на­рушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, руководителœем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии. В случае если же в процессе проведения комплексной ревизии не установ­лено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических отношений, бесхозяйственности и т. п. – руководитель ревизионной группы оформляет результаты ревизии путем составления справки.

Акты и справки подписываются руководителœем ревизионной группы (ревизором), руководителœем и главным бухгалтером (финансовым директором) ревизуемого субъекта. В случае отказа должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.

При наличии возражений по содержанию акта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом запись перед своей подписью, и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта должны представить в ревизующую организацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми не согласны или возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленный срок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание. В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяется руководителœем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляется заключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностных лиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц). Руководитель ревизионной группы вправе потребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятия и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются неотъемлемой частью.

В случае, в случае если выявленною нарушение или злоупотребление должна быть сокрыто или по выявленным фактам крайне важно принять оперативные меры воздействия для их устранения и привлечения через правоохранительные органы к ответственности виновных лиц, руководителœем ревизионной группы до окончания ревизии составляется отдельный частный (промежуточный) акт ревизии.

Промежуточный акт ревизии имеет такую же структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, что в результативной части излагаются результаты исследования только того участка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Он подписывается руководителœем ревизионной группы, соответствующими должностными лицами ревизуемой организации, а также лицами, причастными к выявленным нару­шениям и злоупотреблениям, от которых в обязательном порядке изымаются письменные разъяснения. Факты, изложенные в про­межуточном акте, включают в основной акт ревизии, а сам он яв­ляется приложением к нему.

Один экземпляр промежуточного акта передается руководите­лю ревизуемой организации, второй является приложением к со­проводительному письму, с которым материалы ревизии переда­ются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного деда и предъявления гражданского иска. Такие материалы должны передаваться правоохранительным органам в оригиналах в деся­тидневный срок. За своевременность их передачи, полноту и над­лежащее качество персональную ответственность несет руководи­тель контролирующей организации.

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований, т. е. отдельные ревизионные действия, не получившие отражения в первичных документах бухгалтерского учета.

Во вступительной части разового акта указывается, кто реви­зует и присутствует при проверке, а в результативной - факты на­рушений, сумма ущерба и виновные лица. Учитывая зависимость отобстоятельств в разовых актах могут отражаться нарушения, уста­новленные при контрольных запусках сырья в производство в промышленности, проверках измерительного оборудования, кон­трольных закупках товаров в торговле, контрольных обмерах вы­полненных строительно-монтажных и ремонтных работ в строи­тельстве и т. п.

Выявленное факты однородных нарушений могут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются всœе необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причинœенного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось наруше­ние, даты и номера документов. В основном акте комплексной ре­визии приводятся только итоговые данные и содержание этих на­рушений со ссылкой на соответствующие приложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушени­ям. Группировка нарушений способствует сокращению объёма акта ревизии, а также делает его более компактным.

Записи в ведомости производят по установленным фактам на­рушений, применительно к разделам акта комплексной ревизии. Ведомости подписываются руководителœем ревизионной группы и главным бухгалтером ревизуемой организации с подтверждения выявленных фактов нарушений и злоупотреблений и бесхозяйственности.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ" 2017, 2018.

Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества.

Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно.

Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.

Чем отличается ревизия от инвентаризации?

Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.

Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.

Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:

  • проводится, чтобы выявить фактический остаток активов компании или ее долгов на определенную дату;
  • ревизия – для того, чтобы выявить правильность соблюдения ответственным лицом требований предприятия по хранению и учету активов, документов и обязательств. Данная проверка проводится в любое время, которое утверждено локальным нормативным актом. А вот для проведения инвентаризации есть свои условия, которые закреплены в законах РФ.

Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):

  • все сроки, необходимость (случаи) и порядок проведения проверки;
  • документальное оформление ее результатов;
  • перечень тех объектов (имущества, нематериальных активов, товаров, материалов, денег, долгов и т.д.), которые подлежат инвентаризации.

Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:

  • передача активов в аренду, при их выкупе или продаже, в случае преобразования муниципального или государственного предприятия унитарного типа;
  • в случае, когда происходит смена лиц, на которых возложена ;
  • при обнаружении фактов злоупотребления сотрудником своего положения, кражи либо порчи имущества;
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых стали экстремальные условия. Например, при пожарах, наводнениях и иных стихийных бедствиях;
  • при проведении либо компании;
  • перед началом составления бухгалтерской отчетности за год. Исключение составляет то имущество, по которому ревизия была 1 октября года, за который составляется отчет, или позже этой даты, но до 31 декабря этого года;
  • и в иных случаях, которые могут быть дополнительно предусмотрены действующим российским законодательством.

А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится :

  • в том же порядке, что и инвентаризация;
  • также при наличии комиссии.

Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих . И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.

Акт ревизии: что это такое и каким он бывает

Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой , в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.

На его основе:

  • корректируется остаток активов и обязательств в бухучете по соответствующим счетам;
  • ставятся на учет выявленные в ходе проверки излишние активы или долги;
  • признается внереализационный налогооблагаемый доход;
  • или отражаются расходы в виде, например, недостачи, которые уменьшают .

Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.

Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:

  • на каждый вид активов существует свой ревизионный акт;
  • либо действует единая форма, которая максимально обезличена по строкам и графам. И конкретика в такую форму вносится с учетом того, какой объект подвергается ревизии.

Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Унифицированная или свободная форма. Какой воспользоваться?

Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.

В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.

В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!

Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил :

  • пользоваться актами инвентаризации, какие разработаны Госкомстатом РФ и им утверждены в Постановлении №88 от 18.08.98 г. Они отлично подходят и для целей ревизии;
  • либо самостоятельно подготовить их, руководствуясь положениями статьи 9 закона о бухучете.

Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:

  • название самого документа – например, «Акт ревизии»;
  • полная дата его составления, в которую входит не только число и месяц, но и год;
  • название компании, от лица которой составляется документ;
  • содержание той операции или того факта деятельности, который послужил основанием для подготовки документа;
  • денежное и (или) натуральное измерение операции (факта), включая указание единиц, в которых производится измерение;
  • название должности того лица или лиц, которые ответственны и совершили ту операцию, по которой составляется документ, и (или) ответственны за подготовку самого документа;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой реквизитов, которые позволяют этих лиц идентифицировать (Ф.И.О, ИНН, и иное).

Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки , т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.

Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).

Общие правила составления

Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия , в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.

Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии . При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.

Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).

Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.

Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:

  • либо каждый раз новая нумерация с нового года;
  • или непрерывная с учетом номера последнего ревизионного акта.

Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.

В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки , тогда в документе должно быть отражено одновременно:

  • дата составления, которая соответствует началу ревизии;
  • дата начала и окончания ревизии – это указывается, как правило, в отдельной строке.

Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.

Нюансы составления и содержания

Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в , то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:

  • указывается дата, на которую выводится остаток денежных средств и денежных документов;
  • дается расписка прямо в тексте или дополнительно к акту (если не предусмотрено его формой) о том, что к моменту начала ревизии все деньги, денежные документы и иные ценности, которые поступили под ответственность кассира, приняты им к учету, а те, которые выбыли – списаны. Кроме того, в расписке указывается, что все кассовые и документы на момент проведения ревизии переданы в бухгалтерию компании. Данная расписка составляется материально-ответственным лицом;
  • указываются в акте также последние №№ приходных и расходных кассовых ордеров;
  • проверке подвергаются не только деньги, но и денежные документы (путевки, проездные билеты и т.д.);
  • всё фактическое количество денег и денежных документов выводится в рублях и копейках по видам указанных ценностей.

Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:

  • какие ценности подвергаются проверке – находящиеся в пути; отгруженные; принятые на ответственное хранение, или принадлежащие и фактически находящиеся в компании. Каждый вид этих активов должен оформляться своим, отдельным ревизионным актом. Такое разделение позволяет в точности выявить фактический остаток активов на предприятии;
  • ревизия может затянуться не на один день, поэтому в акте указывается дата ее начала и окончания;
  • материально-ответственное лицо должно перед началом проверки в самом акте или в приложении к нему дать расписку о том, что товарно-материальные активы (по тексту далее – ТМЦ) все оприходованы, а выбывшие – списаны; что все документы, подтверждающие приходно-расходные операции по активам сданы в бухгалтерию;
  • все ТМЦ в акте отражаются с указанием номенклатурных номеров; используемых единиц измерения; с указанием инвентарного номера и заводского (при наличии);
  • обязательно отражается фактическое наличие и общая стоимость остатка активов, включая цену за единицу. Эти стоимостные данные можно получить в бухгалтерии, либо бухгалтерия сама проставит их в акте;
  • итог по ревизии выводится по стоимости, по количеству отраженных в акте порядковых номеров и по количеству фактических единиц активов.

Если проверяется наличие документов , то такая проверка может касаться:

  • документов, которые подлежат уничтожению в связи с истечение их срока хранения;
  • документов, которые сдаются в архив на долговременное хранение, например, по оплате труда сотрудников, и т.д.

Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные отдельно, отдельно и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).

Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:

  • по желанию собственника компании;
  • или обязательно исходя из требований законодательства РФ.

Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.

Проверка обычно осуществляется:

  • по текущим долгам – в виде , который, как правило, составляется по окончании каждого квартала или даже раньше;
  • по просроченным долгам проводится более тщательная проверка, которая начинается с выяснения срока задолженности. Необходимость такой проверки обусловлена либо попыткой взыскания через суд долгов, либо их списанием. Для этой цели составляется акт, в котором указываются реквизиты должника, номера документов, подтверждающих его долги, суммы задолженности и сроки оплаты, которые уже прошли. На основании этого акта далее оформляются акты сверки, которые рассылаются должникам.

Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.

При проведении ревизии в магазине акт может составляться:

  • отдельно на товары, которые находятся в торговых залах и в складских помещениях. При этом обязательно указывается место нахождения товаров;
  • либо в акт по соответствующим позициям добавляется количество товаров, которые находятся в торговом зале.

Но удобнее составлять отдельные документы.

Правила и порядок проверки кассы предприятия рассмотрены в следующем видеосюжете:

«У нас инвентаризация на носу!» - какое непримечательное предложение. Зато, сколько суеты за ним скрывается. Начальники волнуются, подчиненные переживают. И все бегают, нервничают. Это делать нельзя, то делать нельзя: все после инвентаризации. И вопросы к руководству - тоже.

А если ревизия? Она внеплановая, как правило. Тут к руководителю лучше не подходить. Почему все так нервно происходит? Разберемся подробнее.

Ревизия

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Определение ревизии гласит, что это проведение внеплановых мероприятий по проверке законности действий на предприятии. Они рассматриваются с точки зрения их обоснованности, а также - отражения в счетах бухгалтерского учета. Здесь поправка: верного отражения.

Ревизия - это исследование правомерности всех операций, проводимых на предприятии, с учетом действующего законодательства. Она проводится без предварительного согласования с руководителями предприятия. То есть внезапно. Кто проводит ревизию? Контролирующие органы.

Инвентаризация

Это плановое мероприятие. Его устанавливает и проводит руководитель организации. Чем отличается инвентаризация от ревизии? Она назначается для того, чтобы выявить фактические остатки предприятия, сопоставив их с учетными.

Для чего это нужно?

Инвентаризация осуществляется для того, чтобы понять насколько правильно и качественно проводится бухгалтерский учет на предприятии.

Сравнительная характеристика

Чем отличается инвентаризация от ревизии, если сравнить две эти операции?

Ревизия - мероприятие внеплановое. Его основная цель - выявление законности действий, проводимых на предприятии. Ревизию проводят внешние контролирующие органы. По ее окончании составляется акт. В нем описаны все недостатки, отклонения и злоупотребления полномочиями руководством предприятия.

Инвентаризация, в свою очередь, планируется заранее. Ее проводят внутренние контролирующие органы предприятия. Основная цель данного мероприятия - контроль за верным ведением бухгалтерского учета, выявление в нем ситуаций, которые являются проблемными для предприятия.

По окончании инвентаризации составляется акт, указующий на обнаруженные ошибки и недостатки. В акте также рассматриваются пути их исправления. Документ подписывается всеми членами комиссии.

Страшный сон руководителя магазина

Чем отличается ревизия от инвентаризации в магазине? Последняя - это страшный сон для руководства и обслуживающего персонала. Стоит начать с того, что для ее проведения необходимо закрыть торговый зал для покупателей. А это несет убытки. Поэтому зачастую инвентаризация проводится в ночное время.

Как ее проводят? Инструкция по проведению инвентаризации предполагает 4 этапа.

  1. Подготовительный. Руководитель составляет приказ о проведении инвентаризации. В нем содержится такая информация, как сроки проведения, объем проверки, состав комиссии. Продавцы (материально ответственные лица) подготавливают товар к инвентаризации, по возможности собрав его в одном месте. Если речь идет о продуктовом магазине, то в день инвентаризации запрещается выносить товар со склада в торговый зал. Он может остаться не учтенным.
  2. Технический. Проверяют наличие, условия хранения и состояние всех товарно-материальных ценностей. Полученную информацию вносят в акт инвентаризационной описи. При проведении инвентаризации обращают внимание на товары, впитывающие влагу: должны соблюдаться условия их хранения. Что касается товаров, теряющих вес при хранении (мясо, овощи, фрукты), то для них существует такое понятие, как удельные данные потери веса.
  3. Анализ полученных данных. После того как весь товар сосчитан, бухгалтер сверяет данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Расхождения заносятся в ведомости. При обнаружении несоответствий, необходимо еще раз пересчитать позиции, в которых обнаружены «разногласия» между фактическим остатком и остатком по документам.
  4. Заключительный этап. Вносятся все изменения количества товаров, выявленные в ходе инвентаризации. Что касается недостачи и порчи товаров, то их списывают на издержки производства. Если же суммы недостачи большие, их распределяют между всеми виновными материально ответственными лицами.

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Ревизия в магазине такой же необходимый процесс, как и инвентаризация. Ее основная цель - определение товара в натуральном и стоимостном эквиваленте, выявление недостачи. Ревизия проводится постоянной комиссией, действующей в данном магазине. Ее сроки заранее согласовываются с руководителями торговой сети.

Чем отличаются правила проведения ревизии от инвентаризации? Если первое больше касается бухгалтерии, то второе имеет отношение ко всем сотрудникам магазина. Для проведения инвентаризации, обычно, сотрудники остаются в магазине на ночь. Происходит подсчет товара. Штучные - считаются вручную, или с помощью специального штрих-кода. Весовые - еще раз перевешиваются и суммируются.

Резюмируем

Чем отличаются инвентаризация от ревизии и правила их проведения? Об этом мы поговорили немного выше. А теперь стоит подвести краткий итог.

  1. Ревизия - мероприятие внеплановое, а инвентаризация - плановое.
  2. Если инвентаризация осуществляется внутренними контролирующими органами, то за проведение ревизии отвечает внешний контроль.
  3. Цель ревизии - проверка законности операций, проводимых на предприятии. Цель инвентаризации - выявление ошибок в бухгалтерском учете и мероприятия, направленные на их исправление.

Заключение

Чем отличается ревизия от инвентаризации, мы выяснили. Какие правила поведения необходимо соблюдать во время инвентаризации?

  1. Подготовить заранее.
  2. Тщательно считать товар, не отвлекаясь и не рассеивая внимание.
  3. По окончании инвентаризации пересчитать позиции, которые не совпадают с бухгалтерским учетом.
  4. И самое главное правило - быть спокойным. Нервозность в этом деле не поможет.