Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти. асимметричность информации. Случаи несостоятельности рынка. экономика и экология. распределение дохода

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА/ПРОВАЛ РЫНКА

Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей. Основными причинами несостоятельности/ провала рыночного механизма являются: монополия, внешние эффекты и проблема распределения доходов. Максимизация прибыли в условиях монополии сопровождается искусственным ограничением производства и завышением цен на товары. Если производство или потребление товара основано на экономии, обусловленной внешними факторами, то в условиях нерегулируемого рынка может возникнуть недостаток этого товара; если же речь идет об отрицательных эффектах, то товар оказывается в излишнем количестве. Общественные блага в чистой рыночной экономике производятся в недостаточном количестве. Возможно также, что рынок приведет к такому распределению доходов, которое будет неприемлемым с социальной точки зрения. На первый взгляд, различные несовершенства рынка являются веским доводом в пользу государственного регулирования рынков некоторых товаров, производства некоторых других товаров в госсекторе и в пользу перераспределения доходов. Однако все эти меры также потенциально могут быть неэффективными, так что при принятии решений в условиях смешанной экономики необходимо использовать принцип второго лучшего.

Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Несостоятельными оказываются рынки и в плане эффективного производства общественных благ, которые без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды, предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.

Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить субоптимальный (частично оптимальный) объем продукции, так как интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве.

Если же предположить наличие совершенной информации и отсутствие трансакционных издержек, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации и трансакционных издержек.

Несостоятельность рынка проявляется в случае возникновения внешних эффектов {экстерналий). Они имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпус­ка снижается по сравнению с общественно оптимальным и возни­кают потери благосостояния.

Если самостоятельное функционирование отраслевого рынка становится неэффективным, т.е. влечет за собой нерациональное использование ресурсов, то в этом случае возмож­ны провалы рынка и оправдано вмешательство со стороны госу­дарства, особенно если оно осуществляется при соблюдении прин­ципа Парето. На несостоятельных отраслевых рынках индустри­альная политика государства может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства в его деятельность.

Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

экономическая эффективность . На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

оптимизация поведения экономических агентов.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (табл. 2).

Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.


Цель урока: сформировать представление у учащихся о причинах вмешательства государства в экономическую жизнь.Цель урока: сформировать представление у учащихся о причинах вмешательства государства в экономическую жизнь. Задачи:Задачи: 1. Получить представление о несостоятельности рынка.1. Получить представление о несостоятельности рынка. 2. Изучить возможности монополизации рынков.2. Изучить возможности монополизации рынков. 3. Рассмотреть трудности создания общественных благ на коммерческой основе.3. Рассмотреть трудности создания общественных благ на коммерческой основе. 4. Изучить возникновение внешних эффектов и их затрат.4. Изучить возникновение внешних эффектов и их затрат.


Рыночная система. Каковы основные преимущества рыночной экономики в процессе распределения экономических ресурсов и благ?Каковы основные преимущества рыночной экономики в процессе распределения экономических ресурсов и благ? По средствам ценового механизма конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.По средствам ценового механизма конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Рыночная система диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования экономических ресурсов в производственном процессе и способствует внедрению более эффективных технологий производства.Рыночная система диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования экономических ресурсов в производственном процессе и способствует внедрению более эффективных технологий производства.


Несостоятельность (провалы)рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.Несостоятельность (провалы)рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.


Причины несостоятельности рынка. Монополизация рынка – ситуация, когда на кого – то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере чем остальные участники этого рынка.Монополизация рынка – ситуация, когда на кого – то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере чем остальные участники этого рынка. Что вы можете сказать о степени монополизации российского рынка?Что вы можете сказать о степени монополизации российского рынка?


Причины несостоятельности рынка. Общественные блага – товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые могут быть закреплены в чей – то частной собственности.Общественные блага – товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые могут быть закреплены в чей – то частной собственности. Из представленных товаров и услуг выделите те которые относятся к группе общественных благ:Из представленных товаров и услуг выделите те которые относятся к группе общественных благ: а) Милицейская служба.а) Милицейская служба. б) Служба профилактики эпидемии.б) Служба профилактики эпидемии. в) Ремонт автомобилей.в) Ремонт автомобилей. г) Услуги сотовой связи.г) Услуги сотовой связи.


Причины несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого либо блага который приходиться нести (или которую можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага.Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого либо блага который приходиться нести (или которую можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага. Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Приведите примеры отрицательных внешних эффектов.Приведите примеры отрицательных внешних эффектов. Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Приведите примеры положительных внешних эффектов.Приведите примеры положительных внешних эффектов.


Причины несостоятельности рынка. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Сама конкуренция заставляет фирму скрывать реальные данные о положении дел.Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Сама конкуренция заставляет фирму скрывать реальные данные о положении дел. Постарайтесь привести пример рынка с отсутствием совершенной информации.Постарайтесь привести пример рынка с отсутствием совершенной информации.


Закрепление. Когда монополия заменяет собой конкуренцию?Когда монополия заменяет собой конкуренцию? В чем отличие положительно и отрицательного внешнего эффекта?В чем отличие положительно и отрицательного внешнего эффекта? Как называется благо которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от товара, платят за него или нет?Как называется благо которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от товара, платят за него или нет?


Закрепление. Какой внешний эффект является результатом деятельности владельца дома, устроившего в своем палисаднике красивый цветник? Из курса Экономическая география России приведите пример продукции которая выпускается на одном предприятии в стране? Из курса Экономическая география России приведите пример продукции которая выпускается на одном предприятии в стране?


Домашнее задание. Базовый учебник. Глава 2.параграф 2.5; Глава 7.параграф 7.6.Базовый учебник. Глава 2.параграф 2.5; Глава 7.параграф 7.6. Написать эссе. Возможные варианты вопросов для эссе.Написать эссе. Возможные варианты вопросов для эссе. 1. Объясните, почему вы согласны или не согласны с утверждением, что в экологической сфере должен быть регулируемый рынок. 1. Объясните, почему вы согласны или не согласны с утверждением, что в экологической сфере должен быть регулируемый рынок. 2. Опишите ситуацию, в которой иллюстрирует инертность рыночных отношений к внедрению экологически безлопастных технологий. 2. Опишите ситуацию, в которой иллюстрирует инертность рыночных отношений к внедрению экологически безлопастных технологий. 3. Каковы главные причины несостоятельности рынка природопользования. 3. Каковы главные причины несостоятельности рынка природопользования.

Основные понятия. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Регулирование последствий внешних (побочных) эффектов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством. Методы измерения неравенства доходов: частные и интегральные. Кривая Лоренца.

Дополнительные понятия. Предельные частные затраты, предельные внешние затраты и выгоды. Общественные выгоды от положительного внешнего эффекта и общественные потери от отрицательного внешнего эффекта. Корректирующие налоги и субсидии. Вертикальное суммирование спроса на общественные блага. Коэффициент Джини. Показатели покупательной способности.

Основные умения. Определять равновесие на рынках, обладающих внешними эффектами, при компенсационных воздействиях государства и третьих лиц. Измерять неравенство Доходов с помощью частных показателей. Строить кривые ЛоРенца.

Дополнительные умения. Определять общественные выго-ДЬ1 от положительного внешнего эффекта и общественные потери °т отрицательного внешнего эффекта, а также корректирующие Залоги и субсидии. Вычислять коэффициент Джини. Вычислять Указатели покупательной способности. Определять равновесие спроса на общественные блага при помощи вертикального суммирования спроса.

Теоретический материал

Внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками третьих лиц.

Без учета отрицательного внешнего эффекта предложение совпадает с восходящей кривой предельных частных затрат (marginal private cost ): S = MРC.

Если учитывать отрицательный внешний эффект, то предложение должно совпадать с кривой предельных общественных затрат (marginal social cost ):

S" = MSC = MРC + MEC,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние затраты (marginal external cost (MEC )).

Кривая спроса в этой модели совпадает с предельными общественными выгодами: D = MSB (marginal social benefits ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные потери от отрицательного внешнего эффекта.

Корректирующий налог (t )повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат, т. е. t = МЕС.

Положительные внешние эффекты связаны с выгодами третьих лиц.

Без учета положительного внешнего эффекта спрос совпадает нисходящей кривой предельных частных выгод (marginal private benefits ): D 1 = МРВ.

Ясли учитывать положительный внешний эффект путем увеличения спроса, то новый спрос должен совпадать с кривой предельных общественных выгод

D 2 = МРВ + МЕВ,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние выгоды.

Кривая предложения в этой модели совпадает с предельными общественными затратами: S = MSC (marginal social cost ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные выгоды от положительного внешнего эффекта.

Корректирующая субсидия (s )повышает предельные частные выгоды до уровня предельных общественных выгод, т. е. s = МЕВ.

На практике чаще положительный внешний эффект компенсируется увеличением предложения.

"Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени".

(Э.Б. Уайт)

Введение.

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

====================================================================

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка,они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будет эффективным, ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал "невидимой рукой". Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка ”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

    внешние эффекты;

    общественные блага,

    регулирование доходов,

    монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

    обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России - это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это "две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об "ошибках государства ", которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции - это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, - это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между "несостоятельностью государства" и "несостоятельностью рынка".

Государство - это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать - значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения - это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где - убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации "Исследование по теории финансов" (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

    Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие "общественному договору" или гражданскому согласию.

    Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, - об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

    Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.

    Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

    Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

    Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

Рынок не только мощный фактор экономического роста, но и не менее сильный катализатор возникновения негативной экономической ситуации и социальных конфликтов в обществе. Современная экономическая наука критикует «невидимую руку» рынка. Критика касается «несостоятельности» рынка и его ограниченности, «несправедливого распределения доходов» и «несправедливого распределения собственности».

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособ-ление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Несостоятельность рынка проявляется в том, что он не способен противостоять монополистическим тенденциям; не заинтересован и не способен производить общественные блага; рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов; рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов; рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию.

Из многих возможных причин отказов рынка особого внимания заслуживают внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, а также асимметричность информации.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечивать передачу информации о редкости в форме цен. Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации при которых поведение производителей и потребителей оказывает воздействие на третьих лиц. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынки воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными (внешние выгоды) неблагоприятными (внешние затраты).

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без оплаты.

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда предприятия загрязняют окружающую среду. В этом случае внешний эффект представляет собой внешние издержки предприятий. Такие издержки выражаются в дополнительных издержках фирм, которые они имеют в связи с тем, что должны принимать дополнительные меры, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Эти внешние издержки не учитываются предприятиями. Следовательно, имеет место ситуация, когда предприятия, загрязняющие окружающую среду, часть своих издержек перекладывает на другие фирмы. Сокращая таким образом свои издержки, предприятия получают конкурентные преимущества перед предприятиями, которые имеют дополнительные издержки для сокращения или ликвидации своих отходов. Конкурентные преимущества предприятия получают за счёт деградации окружающей среды за счёт перекладывания бремени дополнительных издержек на другие фирмы, так же на потребителей продуктов и услуг этих фирм.



Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соответствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность производимого блага, и не доплачивает за него.

Классическим примером, иллюстрирующим наличие положительного эффекта служит ситуация «фруктовый сад – пасека». Пчёлы активно опыляют цветы, тем самым значительно снижают издержки на опыление. Цветы хорошо «кормят» пчёл, и тем самым значительно снижают издержки пасеки.

MEC(y1) + MC(y1) = MSC(y1).

Внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживая сбои в работе «невидимой руки» рынка, снижают эффективность рыночного механизма.

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо постав-ляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность. В то же время эти блага являются общественно необхо-димыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых случаев.

Общественные блага – блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других. Они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Они обладают двумя важными свойствами: несопер-ничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трём.

Неисключаемостъ блага означает, что потребители не могут быть исключены из сферы его потребления. Примером неисключаемого блага может служить национальная оборона.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действии государства.

Общественное благо – один из случаев несостоятельности рынка, когда необходимо вмешательство государства. В случае общественных благ вмеша-тельство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпоч-тениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя.

Достижение эффективного объёма производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то что это сделают другие. Данное явление получило название проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуслов-ливает неэффективность при их производстве.

Третьим источником несостоятельности рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, отказ рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, отказ рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве экстремального случая рассматривается рынок монополии.

Основная претензия к монополистам заключается не в том, что они получают монопольную прибыль, а в том, что монополия разрушает соответствие между предельной нормой замещения в потреблении предельной нормой производственной трансформации. Монополия порождает Парето-неэффек-тивность структуры выпуска даже в том случае, когда прибыль монополиста ничтожно мала из-за равенства монопольной цены и средних затрат. Смысл и цель антимонопольного законодательства в том, чтобы сократить или ликвидировать расхождение между предельной нормой замещения благ в потреблении и предельной нормой продуктовой трансформации.

Отказы рынка, обязанные своим происхождением недостаточной конкурен-ции, не обязательно исчерпываются такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

Ассиметричность информации приводит к несовершенному функцио-нированию рынков и порождает целый спектр теоретических прикладных проблем. Если сделка заключена, то участники сделки находятся в рыночном равновесии, которое, скорее всего, будет локальным. Если участники сделки заключили её в условиях симметричности информации, то и равновесие оказывается Паретто-эффективным. Если участники сделки заключили её, в условиях асимметричности информации, то равновесие уже будет, скорее всего, Паретто-эффективным. Таким образом, имеет место потеря Паретто-эффективности в условиях асимметричности информации.

Асимметричность информации – ситуация, когда покупатель или продавец обладают различной информацией о качестве продукта, по поводу которого они готовы заключить сделку. Эта разница позволяет получать сверхприбыль торговцам товаров плохого качества и вынуждает людей, предлагающих продукцию высокого качества, работать в убыток. Такая ситуация возникает поскольку получение недостающей информации оказывается экономически нецелесообразным с точки зрения соотношения затрат и результата. Явление вытеснения с рынка высококачественных товаров товарами низкокачественными – это и есть, по существу, неблагоприятный отбор.

Ущерб, потерю эффективности функционирования от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы и страхователи – словом, участники всех рынков, на которых эффект неблагоприятного отбора оказывается значительным. Среди механизмов, которые этому препятствуют можно выделить лицензирование, гарантии на продукцию, общественные организации по защите прав потребителей и т.д.

Итак, к числу основных факторов, определяющих несостоятельность рынка, относятся тенденции монополизации производства отдельных видов продукции, существование внешних эффектов при производстве и потреблении частных благ, специфика потребительских свойств общественных благ, асимметричность информации между экономическими субъектами. В связи с этим в рыночном хозяйстве возрастает аллокативная роль государства, которая заключается в предотвращении монополизации производства; выпуску оптимальных объёмов смешанных благ; содействию распространения достоверной информации.

Основные термины и понятия : рынок, рыночный механизм, несостоя-тельность рынка, внешние эффекты, общественные блага; асимметричность информации; неравномерное распределение дохода.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется несостоятельность рынков?

2. Дайте характеристику внешних эффектов, их видов.

3. Что такое общественные блага и чем они отличаются от частных благ?

4. Как государство влияет на функционирование монополий?

5. Каковы пути преодоления асимметрии на рынке информации?