Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Новый расчет налога на недвижимость. Особенности обложения предпринимательской недвижимости. Государство идет навстречу собственникам жилья – налоговый вычет

Ирина Самойлова

22424

13


С января 2015 года в 28 российских регионах начнут действовать новые налоговые ставки. Поменяется и принцип расчета налога на имущество и коэффициенты. В целом нововведения направлены на пополнение бюджета за счет владельцев элитного жилья. Вместе с тем, изменения коснутся всех без исключения. Давайте выяснять, какой будет налог на недвижимость в 2015 году.

Фото с Flickr.com, OTA Photos

Налог на недвижимость 2015 год: как рассчитать, какие ставки применять

Чего ждать физическим лицам

Федеральный закон, определяющий новые ставки налогообложения, подписан Президентом 04 октября 2014 года. Это самый обсуждаемый и самый старый проект. Его начали готовить еще в 2004 году, потом заморозили на 10 лет и вернулись к нему снова. В прессе долго обсуждали введения налога на роскошь, в итоге, получили единый для всех налог на недвижимость. Закон претерпел много поправок. Так первоначально, планировали объединить налог на недвижимость и земельный налог. Это нововведение разбилось о российскую действительность: если большая часть земли государством оценена, то оценивать недвижимость начали недавно и пока еще до завершающего этапа далеко. В 2015 году мы будем платить отдельно налог на квартиру или дом и отдельно - на землю, никакой единый налог на недвижимость 2015 не вменяется.

Налог на жилье 2015: особенности.

  • В основе расчетов кадастровая стоимость объектов. По задумке наиболее приближенная к рыночной цене, на практике - в несколько раз превышающая реальную стоимость.
  • Коснется всех объектов, в том числе и не введенных в эксплуатацию. Вас обяжут под страхом штрафных санкций сообщать в налоговый орган о существующем объекте, узнать задолженность по налогам лучше не дожидаясь проверки. Так что, тем, кто сознательно и лишь формально живет в «недострое» стоит задуматься. На «недострой», кстати, в некоторых регионах предусмотрены повышенные ставки.
  • Фискальная нагрузка предусмотрена и для гаражей, сараев, бань и машина-места. В итоге, может получиться, что налог на дачу 2015 в элитном районе превысит аналогичный на «двушку» в новостройке на окраине. Не хочешь платить - сноси или не пользуйся.
  • Льготные категории останутся.
  • Можно будет получать налоговые вычеты.
  • Коэффициенты установят региональные власти. У них также есть право корректировать фискальную нагрузку для социально слабых категорий населения.

Коэффициенты и льготы

Федеральная ставка - 0,1% от определенной государством стоимости. Регионы корректируют от 0 до 0,3%.

Налоги в 2015 году таблица «Налоги физических лиц» (регион Москва)

Такие ставки утвердила Москва. Каждый регион будет, должен, по крайней мере, учитывать уровень жизни населения и особенности рынка недвижимости. В некоторых регионах ставка в прямой зависимости от типа строения: индивидуальный дом или квартира в МКД (многоквартирном доме). Земельный налог в 2015 году будет рассчитываться аналогично. Нововведением стала его отмена на участки под МКД, являющиеся общей собственностью граждан. Кто может не платить:
  • Квартиросъемщики по договору социального найма.
  • Некоторые льготные категории за счет специальных вычетов.
  • Налог на приватизированную квартиру 2015 будет зависеть от того, когда жилье поступило в собственность. Месяцы, в которые имущество не подвергалось фискальной нагрузке, вычитаются из периода налогообложения.

Налог на продажу жилья

С января 2015 года продавать квартиры станет выгодно по истечению 5 лет. Налог с продаж 2015 г. не надо будет платить, если недвижимость в собственности более 5 лет. Остальным придется раскошелиться на 13% от стоимости. Предусмотрены и меры воздействия на недобросовестные стороны купли-продажи. Указываете в договоре не реальную цену, ее умножат на 0,7. С перспективами кадастровой оценки всей недвижимости, выяснить реальную стоимость станет элементарно. Вас освободят от налогового бремени, если вы владеете квартирой более 3-х лет и получили ее:
  • как наследник или по договору дарения от родственника;
  • по договору ренты
  • по приватизации.

Налоги на имущество для юридических лиц

В основе расчетов все та же кадастровая стоимость. Особенности:
  1. Упрощенку налог на имущество 2015 не исключает.
  2. Платят и организации на ЕНДВ.
  3. Определенный перечень объектов, оцененный государственным кадастром.
Таким образом, организации на УСН налог на имущество 2015 заплатят исходя из кадастровой стоимости: Новые налоги на недвижимость 2015 применяются в случае существования кадастровой оценки объекта. В технической документации может быть обозначено иное назначение, но если фактически там ресторан или офис, платите. Налог на имущество 2015 год не коснется складских помещений, иных построек (например, свинарник или мастерская). Условия уплаты:
  • введенный регионом закон, включающий налоги изменения в 2015 году;
  • перечень учитываемого имущества;
  • определение коэффициентов и льгот;
  • кадастровая оценка объекта.
Например, в Москве расчет суммы допускает максимальное значение в 1,7% от кадастровой стоимости коммерческого объекта.

Полемики по вопросу введения нового налога на недвижимость достаточно много: одни эксперты считают, что это позволит более правильно рассредоточить налоговую нагрузку, другие – что увеличит давление на налогоплательщиков в 3-5 раз. Имеет смысл разобраться, что же в реальности принесет новый налог на недвижимость в 2018 году?

Основные положения

Думой РФ утверждена новая 32-я глава Налогового кодекса страны, которая подробно описывает налог на имущество физических лиц, а также обновленный порядок его расчета и взимания. Основными положениями нововведения можно считать:

  • Расчет платежа по кадастровой стоимости дома или квартиры, в то время как прежний рассчитывался по инвентаризационной цене;
  • Промежуточный период сроком на 5 лет с 2015 до 2020 года, в течение которого будет осуществляться мягкий переход он старого налога к новому;
  • Передача полномочий по установлению суммы налога на отдельные объекты недвижимости муниципальным властям.

Стоит отметить, что вопрос о введении нового налога на недвижимость обсуждался ещё в 2004 году. Однако на тот момент кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости в РФ оставалась неизвестной, а ведь именно она в большей степени приближена к рыночной цене жилья.

Во многих регионах прежняя система налогообложения и вовсе будет действовать до 2020 года, поскольку именно этот срок считается крайним, а все остальное – на усмотрение муниципальных властей.

Налогом на недвижимость будут облагаться такие виды имущества, как:

  • Квартиры и частные жилые дома;
  • Дачные участки;
  • Гаражи и иные нежилые объекты;
  • Торговые и офисные комплексы;
  • Незавершенное строительство.

Обязанность уплачивать налог будет возложена на собственников имущества. Процесс его взимания начнется с того момента, как региональные чиновники установят обновленный порядок расчета и взимания налога. Тем не менее, к 2020 году вся Россия должна перейти на новую систему.

Особенности расчета

Расчет суммы, как и ранее, будут осуществлять налоговые инспекторы на местном уровне, и рассылать уведомления налогоплательщикам. Что касается налоговых ставок, то в новом варианте они определились на следующем уровне:

  • Дома, квартиры, в том числе и являющиеся объектами незавершенного строительства, а также гаражи, места на парковках, дачные постройки и участки – 0,1% от кадастровой стоимости;
  • Торговые и офисные помещения, кадастровая цена которых составляет более 300 миллионов рублей – 2%;
  • Прочие объекты – 0,5%.

Данные ставки считаются базовыми. В свою очередь, местные власти имеют право снижать их до нуля или повышать – но не более чем в 3 раза (например они могут повышать в 10 раз).

Предполагаются и некоторые обязательные вычеты из площади:

  • квартиры – 20 квадратных метров;
  • частного дома – 50 квадратных метров;
  • комнаты – 10 квадратных метров.

Очевидно, что если площадь жилья оказывается в пределах указанных вычетов, такой объект недвижимости и вовсе не облагается налогом. Кроме того, если на одного собственника оформлено срезу несколько объектов, то вычеты будут распространяться на каждый из них.

Пример расчета

В собственности у налогоплательщика имеется квартира, площадью 60 квадратных метров. Что касается кадастровой цены, то она составляет 5 миллионов рублей. Общая сумма обязательного платежа в казну по данному объекту недвижимости будет определяться следующим образом:

  • Облагаемая площадь = 60 – 20 (обязательный вычет) = 40 квадратных метров
  • Кадастровая стоимость 40 кв. метров = 5 000 000*40/60 = 3 333 333 рубля
  • Налог на недвижимость = 3 333 333 * 0,001 = 3 333 рубля в год.

Получается, что в месяц владелец такой квартиры заплатит в казну всего 277 рублей, что немногим отличается от налога на имущество, рассчитываемого по инвентаризационной стоимости.

Льготы

Предполагается, что в льготах физические лица будут ограничены. К примеру, такие категории граждан, как пенсионеры, многодетные семьи и военные смогут рассчитывать на снижение налога только по одному объекту принадлежащей им недвижимости. Так, если у пенсионера имеется квартира и дачный участок, то льготы коснуться только одного из объектов.

В списки льготников попадут такие категории граждан, как:

  • герои СССР;
  • инвалиды I и II групп;
  • участники войн и устранения взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • военнослужащие.

Следует также отметить, что региональные власти вправе самостоятельно определять ставку налога и формировать дополнительные льготы по нему. Кроме того, в течение первых пяти лет предполагается поэтапное введение нового обязательного платежа в бюджет. В частности, в первый год налоговые инспектора обязаны вывести разницу между кадастровой и инвентаризационной стоимостью и умножить её на специальный коэффициент равный 0,2. В последующие годы он будет постепенно увеличиваться и составит 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. Это обеспечит более мягкий переход к новой системе налогообложения.

Таким образом, к 2020 году будет реализован полный переход к взиманию нового налога на недвижимость. Ближайшие несколько лет покажут состоятельность и эффективность этого обязательного платежа. Главной же целью, которая должна быть достигнута реформой системы налогообложения в России должно стать формирование более эффективного механизма распределения налоговой нагрузки.

Если налог на добавленную стоимость и страховые взносы касаются каждого россиянина опосредованно (главным образом, через работодателей), то сегодня речь будет идти о налоге, уплачиваемом непосредственно каждым гражданином ежегодно из семейного бюджета – налог на имущество (дом, квартира, комната, гараж, дачные постройки).

С момента введения данного налога до настоящего времени в основу расчёта его суммы берётся инвентаризационная стоимость недвижимости, которая, как известно, значительно ниже рыночной.

История повышения налога на недвижимость

В 2004 году Правительство предложило сделать переоценку всего имущества, находящегося в собственности россиян, приблизив стоимость этого имущества к рыночной цене, с целью увеличения данного вида платежей и пополнения государственной казны.

Однако провести переоценку частной собственности оказалось делом непростым, поскольку ранее в России не велось квалифицированного кадастрового учёта недвижимости. Кроме того, вновь проводимая оценщиками Росреестра работа не всегда была качественной, методика расчётов – объективной, понятной и безошибочной, а результат – некоррумпированным.

Счётная палата РФ проверила в 2013 году деятельность Росреестра, в результате проверки были возбуждены уголовные дела против высокопоставленных сотрудников данного учреждения. Десятки миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для создания Единого кадастра недвижимости России, были использованы не по назначению, то есть попросту разворованы, а система Госкадастра не создана. На фоне публичных коррупционных скандалов в учреждении некоторые чиновники бежали за границу.

Следует подчеркнуть, что в тех 12 регионах, которые были выбраны в качестве пилотных для нового исчисления налога, до сих пор не утихают споры, тяжбы и судебные разбирательства, связанные с установленной (новой) завышенной кадастровой стоимостью имущества.

Тем не менее, в 2014 году формирование Росреестра приблизилось к завершающей фазе, что позволило Минфину, депутатам Госдумы, общественным организациям более детально проработать будущий налоговый механизм.

Всё же на летние каникулы российские законотворцы (Госдума) ушли, не приняв окончательного решения по предложенному проекту Закона. Ожидается, что в осеннюю сессию 2014 года они вернутся к рассмотрению данного проекта. Времени на его доработку осталось совсем немного: чтобы Закон вступил в силу очень скоро, то есть с 1 января 2019 года, необходимо, чтобы он прошёл все согласования и утверждения до 1 декабря 2018 года.

Авторами законопроекта планировалось, что вводимый единый налог на недвижимость заменит действующие в настоящее время два налога – и . Однако последними внесёнными поправками Минфин предлагает налог на недвижимость ограничить лишь налогом на имущество.

Последние нововведения по налогу на недвижимость в 2019 году

В результате затянувшегося обсуждения налога на недвижимость закон содержит многочисленные поправки и корректировки. Какие последние нововведения предлагает Минфин?

Предельную налоговую ставку планируется установить в размере 0,1% от кадастровой стоимости объектов жилья и гаражей; для иных строений – 0,5%. Ставка налога для недвижимости физических лиц стоимостью свыше 300 млн рублей будет увеличена до 2%.

Инициатива Минфина, предусматривающая в будущем отказ в льготах инвалидам и пенсионерам (по действующему закону они освобождены от налога), была раскритикована Правительством и общественными организациями. В Минфине сделали корректировку позиции по данному вопросу. Предложено сохранить дотации льготным категориям россиян, но по отношению не ко всем имеющимся объектам недвижимости, а лишь в отношении единственного вида имущества, это будет по выбору льготника или квартира, или гараж, или дача.

Проектом закона предусматривается, что не будет подлежать налогообложению следующее количество квадратных метров жилья:

  • 50 кв. м – льгота для дома;
  • 20 кв. м – для квартиры;
  • 10 кв. м – для комнаты.

Таким образом, эти «минимальные квадраты» будут вычитаться, что в общем-то хорошо, из площади жилья при расчётах налогового бремени.

Окончательное решение по величине ставки налога и по льготам населению будут принимать местные, региональные органы власти, поскольку средства, полученные от сбора данного налога, в полном объёме будут поступать в региональные бюджеты.

Расчёт возможной «грузоподъёмности»

В свете последних изменений, внесённых в законопроект, возникает очень острый социальный вопрос: будет ли подъёмной сумма вновь рассчитанного налога для рядовых граждан России?

Рыночная стоимость однокомнатной квартиры в российских городах (исключение делаем для Москвы и Московской области) составляет порядка 1,5 — 3 миллиона рублей. При этом, возможности интернета вполне позволяют более точно проследить цены на жильё в любом регионе России.

Ставка налога – 0,1%. Налог за год:

  • 1 500 000 * 0,001 = 1 500 рублей;
  • 3 000 000 * 0,001 = 3 000 рублей.

До сих пор максимальная сумма данного налога на «однушку» не превышала 1 тысячи рублей. Очевидно, что размер будущих сборов в бюджет увеличивается в разы.

  • Расчёт для двухкомнатной типовой квартиры:
  • 2 000 000 * 0,001 = 2 000 рублей;
  • 4 500 000 * 0,001 = 4 500 рублей.

В настоящее время сумма собираемого налога за типовые «двушки» не превышает 1,5 — 2 тысячи рублей. Следовательно, и при этом варианте расчёта гражданам будет необходимо дополнительно раскошелиться.

Подобными расчётами можно высчитать предполагаемое увеличение трат из семейного бюджета на конкретную, имеющуюся в собственности, квартиру. Здесь весьма ощутимо встаёт вопрос адекватности определения стоимости квартир, осуществляемого оценщиками Росреестра.

В проекте заложено увеличение сроков введения данного вида налоговой нагрузки до 5 лет, то есть в течение 5 лет сумма налога будет постепенно возрастать — на 20% ежегодно.

Комментарии официальных лиц

О. Голодец, вице-премьер Правительства РФ по социальным вопросам:

комментируя проект представленных Минфином поправок, выразила свои сомнения в проработанности всех вопросов и в просчитанности социальных последствий в результате их возможной реализации. Особое внимание вице-премьер уделила механизму оценки стоимости имущества по кадастру, который до сих пор не содержит достаточной ясности и чёткости, а зачастую несёт в себе значительные коррупционные риски.

М. Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов РФ:

выразил особую озабоченность умышленным завышением кадастровой стоимости жилья в регионах. Стремясь пополнить местные бюджеты, оценщики зачастую устанавливают такую завышенную цену на жилые помещения, что она становится выше рыночной. Кроме того, ситуация усугубляется тем фактом, что суды практически никогда не идут против решений местных властей, если собственники жилья пытаются оспорить кадастровую цену.

А. Шохин, глава «Российского Союза промышленников и предпринимателей»:

считает, что некоторые поправки откровенно «сырые», и совместно с представителями профсоюзов разрабатывает замечания, а также предложения в части расчёта и введения данного налога.

О. Дмитриева, зам. председателя комитета по бюджету Госдумы:

констатирует, что в настоящее время в обществе существует вопиющее социальное и, более того, региональное неравенство россиян: с одной стороны, — нищета и социально-экономическая отсталость населения, а с другой, — концентрация богатства и роскоши (до астрономических величин) у отдельных граждан. Было бы вполне справедливым решение Правительства, по мнению многочисленных депутатов Госдумы, не вводить данный налог на недвижимость для абсолютно всего населения страны, а, что вполне логично, ввести его только как непосредственно, налог на роскошь для сверхбогатых россиян по дорогим объектам недвижимости. Следует заметить, что будущие суммарные поступления в бюджеты только от платежей с элитного жилья не уменьшатся, но при этом появится возможность освободить от уплаты данного налога социально незащищённых граждан и тех, кто проживает в так называемых «хрущёвках» или в подобных малогабаритных квартирах.

Рассматриваемым законопроектом предлагается, к сожалению, одинаковую ставку налога применять и для «Рублёвки», и для «хрущёвки». Если бы владельцы роскоши платили по прогрессивной повышенной ставке, то пенсионеры, проживающие в обычных квартирах, могли бы быть освобождены от уплаты данного налога со своих скромных пенсий.

Специалисты Общероссийского народного фронта также разработали альтернативную концепцию данного вида налога. Они предлагают считать роскошью жилые помещения площадью свыше 500 кв. метров и вводить на такое жильё повышенную ставку налога.

Однако при переходе на оценку элитной недвижимости «с квадрата» существуют справедливые опасения, что повышенного налога с роскоши плательщикам можно будет избежать, формально разделив особняк на несколько строений.

Очевидное преимущество введения налога на роскошную недвижимость – это неотвратимость налоговых платежей: налогом будет облагаться любой дорогостоящий объект, даже если он оформлен на подставных «бедных родственников».

Заключение

Эксперты полагают, что введение налога на имущество в новой редакции может вновь затянуться ввиду спорности и неоднозначности его ключевых положений. В Госдуме сейчас находятся многочисленные альтернативные предложения расчёта налога, например: увеличить необлагаемую налогом жилую площадь до величины 55 квадратных метров, а земельных участков – до 6 соток. Есть предложение ввести налоговый вычет для россиян в сумме 3 миллиона рублей.

Дебаты по представленным предложениям предстоят уже в ближайшее время. С одной стороны, необходимо увеличить сборы в бюджет, с другой стороны, и законодатели, и налоговики, и эксперты понимают, что если налоговое бремя станет для граждан неподъёмным, то они будут просто уклоняться от уплаты налога.

Хочется заметить, что планируемое введение повышенной доходной статьи бюджета на местах (от сбора данного налога), по мнению экономистов, не будет способствовать развитию экономики регионов, так как местные власти будут стремиться залатать полученными дополнительными средствами имеющиеся в казне дыры, а не направлять их в новые экономические программы.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Резюмируя всё, сказанное выше, можно достаточно чётко выделить «болезненные» моменты рассматриваемого законопроекта, которые, безусловно, требуют внимательного к себе отношения:

  • Создаваемый механизм определения кадастровой стоимости имущества должен быть абсолютно прозрачным и доступным для понимания не только «ведомственным гуру от налогов», но и собственникам этого имущества.
  • Необходимо тщательно просчитать весь комплекс возможных юридических, экономических и социальных последствий реализации на практике такого чувствительного для граждан закона. В расчётах должны быть учтены, как минимум, следующие важные моменты:
  1. выверенная шкала платежей и предоставление льгот с учётом реального имущественного расслоения общества;
  2. неодномоментность срока уплаты возросшей суммы налога, позволяющий налогоплательщикам постепенно (в течение 5 лет) адаптироваться к его конечной величине;
  3. посильность уплаты новой суммы налога для большинства россиян;
  4. минимизация возможных коррупционных «лазеек» при переходе на кадастровую оценку недвижимости.

В 2015 году вместо налогов на имущество и землю, действующих на данный момент, вступает в действие налог на недвижимость. Со следующего года он будет рассчитываться не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости недвижимости, что увеличит платеж в несколько раз.

В статье подробно рассмотрим, как изменятся налоги на недвижимость в 2015 году, и расскажем в чем разница между единым налогом на недвижимость и текущими налогами на имущество.

Основные особенности налога на недвижимость

Новая система налогообложения начинает действовать с 2015 года, а переход будет реализовываться поэтапно в течение пяти лет. Начиная с 2020 года, повышение налога составит 20% ежегодно, вплоть до 2025 года.

Роскадастр собирается проводить оценку недвижимости в регионах, после чего начнет меняться и налогообложение. Сейчас налог на имущество рассчитывается по инвентаризационной стоимости, которая определяется в БТИ. В нее входит восстановительная стоимость и коэффициенты, определяемые субъектами РФ.

Для объектов стоимостью до 300 000 рублей налог на имущество начисляется по ставке 0,04%, для объектов стоимостью 300 000-500 000 рублей – 0,1001%, а выше 500 000 рублей – 0,3001%.

Кадастровая стоимость, которая будет использоваться для расчета налога на недвижимость, намного выше инвентаризационной и приближена к рыночной стоимости, к тому же она учитывает местонахождение объектов. Однако проблема состоит в том, что для половины российской недвижимости кадастровую стоимость еще предстоит определить.

На данный момент не существует единого механизма оценки недвижимости и расчета стоимости жилья в разных регионах. Некоторые объекты оценить достаточно сложно, пока не отлажена соответствующая процедура. Для решения вопроса планируется создать карты ценового зонирования, которые позволят каждому жителю увидеть, в какой ценовой категории находится его квартира.

Налоговые ставки

С 2015 года базовая ставка налога на недвижимость составит 0,1% от кадастровой стоимости. При этом налог начисляется не только на готовые объекты, но и на недостроенные. Такая же ставка действует для гаражей и машино-мест, а для остальных строений она составляет 0,5%.

Владельцы недвижимости стоимостью от 300 000 000 рублей будут платить налог в размере 2% от кадастровой стоимости. Для земель, предназначенных под жилье, сельское хозяйство или дачу ставка составит 0,3%, а для земель под другие цели – 1,5%.

Изменения в законодательстве предусматривают льготы и налоговые вычеты. Квартиры площадью 20 квадратных метров, дома площадью 50 квадратных метров и комнаты – 10 квадратных метров налогом не облагаются. Владельцы более просторной жилплощади при расчете налога также вычитают 20 метров для квартир, 50 метров для домов и 10 метров для комнат.

Льготные категории населения смогут пользоваться специальными вычетами. Пенсионеры имеют право на вычет в размере 10 квадратных метров, ветераны – в 50 квадратных метров и инвалиды – в 100 квадратных метров. На гаражи действует вычет 20 квадратных метров. Льготный расчет будет действовать только для одного объекта из определенной категории недвижимости.

Как изменятся платежи для населения?

По оценкам экспертов после введения налога на недвижимость россияне будут платить в 2-3 раза больше, чем сейчас. В Москве размер платежа, скорее всего, увеличится в десять, а в некоторых случаях и в сорок раз.

Средняя сумма налога на имущество составляет 642 рубля в год, а после введения налога на недвижимость средняя сумма увеличится до 1900 рублей, а в Москве до 6690 рублей. Расчеты, судя по всему, будут значительно отличаться в зависимости от региона, города, района и даже года постройки объекта.

Больше всего пострадают жители домов старой постройки, потому что для таких объектов инвентаризационная и кадастровая стоимость отличаются в десятки раз. Из-за того, что реформа носит региональный характер, субъекты РФ могут самостоятельно увеличивать налоговые вычеты, расширять льготы и уменьшать ставки.

Ожидается, что более всего налог отразится на жителях крупных городов с высокой стоимостью жилья, особенно Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. Для некоторых объектов ставка может подняться более чем в десять, а то и тридцать раз. Меньше всего изменения коснутся владельцев квартир в новостройках, потому что инвентаризационная стоимость новых домов практически аналогична рыночной цене.

Результаты реформы

В результате реформы многим жителям центра Москвы, которые получили квартиры по наследству, содержание жилья может стать не по карману, а владельцы нескольких объектов недвижимости могут начать продавать их для уменьшения расходов. Эксперты считают, что введение налога на недвижимость отразится и на рынке аренды, потому что владельцы квартир начнут включать налоговый платеж в стоимость аренды.

Постепенно, в связи с увеличением налога, предложение на рынке вторичного жилья будет все больше расти, поэтому в последующие несколько лет ожидается снижение цен на квартиры в домах старой постройки. В тоже время появление на рынке большого количества свободного жилья вызовет и понижение цен на новостройки, особенно на долевое строительство.

Изменения при продаже и дарении

Министерство финансов внесло изменения в порядок начисления и уплаты налога при продаже недвижимости. При продаже единственного жилья (при условии, что до покупки нового прошло менее года) налог на доходы физических лиц теперь не взимается. Если в собственности имеется несколько объектов, но сумма сделки не превышает 5 000 000 рублей, то налог с продажи недвижимости не берется при условии, что срок владения объектом не менее трех лет.

Регионы имеют право изменять стоимость и срок владения по своему усмотрению. Кроме этого, изменения коснулись и продажи дач. Если площадь дома превышает 50 квадратных метров, то при его продаже необходимо заплатить налог.

По новому законодательству будет взиматься налог и на дарение недвижимости, если сделка происходит не между близкими родственниками. При продаже жилья для расчета налога берется кадастровая стоимость, а при дарении – инвестиционная, основанная на справке из БТИ.

В изменениях оговаривается, что если стоимость недвижимости в договоре ниже кадастровой умноженной на коэффициент 0,7, то налог берется с кадастровой стоимости пониженной на 0,7. Регионы могут самостоятельно устанавливать этот коэффициент в диапазоне от 0 до 0,9.

Как отразятся новые законы на населении

Разное законодательство в регионах, которые имеют право сами устанавливать сумму продажи и срок владения, приведет к неразберихе. Людям придется пользоваться услугами юристов и брокеров, потому что самостоятельно разобраться в нюансах станет невозможно.

Несмотря на изменения в законодательстве, остается много способов избежать уплаты налогов. Эксперты отмечают, что теперь большинство объектов недвижимости будет не продаваться, а передаваться в дар, потому что налог при дарении намного ниже, чем при продаже жилья. Новые налоги не решают проблемы уклонения от платежей, а добавляют расходов населению с невысоким доходом.

Разработчики реформы считают, что новые налоги позволят не только пополнить местные бюджеты, но и восстановить справедливость, чтобы владельцы дорого и престижного жилья платили больше. Однако реальность как всегда далека от ожиданий, и малообеспеченные жители московских домов, получившие жилье по наследству от своих родителей, с 2015 года будут платить налог по такой же ставке, как владельцы пентхаусов стоимостью 250 000 миллионов рублей.

Дата публикации: 02.12.2014 12:32

Законодательным собранием Владимирской области 18.11.2014 принят Закон №134-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Владимирской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц».

С нового календарного года начинается новая эпоха исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сейчас налог исчисляется от инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.

Несмотря на то, что Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, уведомления и извещения об уплате суммы налога за 2015 год, определенной по кадастровой стоимости, жители получат только в 2016 году – таков порядок начисления налога. К этому времени будет отменен земельный налог под многоквартирными домами. Так что, если рассматривать общую налоговую нагрузку, то она не станет существенно обременительней, чем сейчас.

Кроме того, новый Закон имеет социальную ориентированность, т.к. предусматривает систему вычетов: не будет облагаться налогом 20 кв. м. квартир, 50 кв. метров индивидуальных домов и 10 кв. метров комнат. Ставки налога таковы: 0,5% для нежилых помещений, 0,1% для основной массы жилья и 2% для объектов дороже 300 млн. рублей.

Сохраняются действующие льготы для социально - незащищенных категорий. Пенсионеры не будет уплачивать налог с одного объекта недвижимости каждого вида (квартира, жилой дом, гараж).

Важно, что Закон предусматривает поэтапное повышение платежей – не более 20% в год. То есть в стопроцентном объеме жители Владимирской области заплатят налог только в 2020 году.
Закон прописан таким образом, что максимально увеличится налог для владельцев большой и дорогой недвижимости, а хозяев скромного жилья повышение затронет в меньшей степени, а зачастую сумма налога уменьшится.

Допустим, двухкомнатная типовая квартира имеет следующие характеристики: площадь 50,5 кв.м., инвентаризационная стоимость 186 534 рублей, кадастровая стоимость этой же квартиры, по данным Росреестра, 196 014 рублей, ставка налога до 01.01.2015 составляет 0,08%, а с 01.01.2015 – 0,1%.

Сумма налога до 01.01.2015 за данную квартиру, исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 149 рублей (186 534*0,08%).
Сумма налога с 01.01.2015 исходя из кадастровой стоимости будет рассчитана следующим образом: кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры –3 881 руб. (196 014: 50,5), размер налогового вычета составит 77 629 рублей (3 881 х 20). В результате налоговая база будет равняться 118 385 рублей (196 014 – 77 629). Рассчитываем налог – 118 385 х 0,1% = 118 рублей.

Если разница между суммой налога, исчисленного с кадастровой стоимости (118 руб.) и суммой налога, исчисленной с инвентаризационной стоимости (149 руб.) принимает отрицательное (как в нашем примере) или нулевое значение, то понижающий коэффициент не применяется.

В противоположном случае при исчислении налога будет применен понижающий коэффициент: для первого года 0,2, а для последующих лет 0,4, 0,6 и 0,8 соответственно.

Налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местные бюджеты и имеет целевое назначение - на благоустройство. С введением нового законодательства муниципальные образования дополнительно получат налог с тех объектов, которые сейчас выпали из налогообложения. Например, согласно действующему законодательству, застройщики вводят в эксплуатацию жилые дома без проведения технической инвентаризации, аналогичная ситуация и по объектам незавершенного строительства. В связи с этим отсутствует база для начисления налога, а в местных бюджетах возникают значительные выпадающие доходы.

Для сведения налогоплательщиков:

Информацию о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости можно получить на официальном сайте Росреестра: rosreestr.ru.