Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Когда возникла экономическая теория. Экономические школы xix в

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Экономическая теория». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (А. Е. Зарицкий, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

История развития экономической теории: школы экономической теории

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве являлись составной частью различных религиозных или философских систем.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом природы и форм стоимости. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.

Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII–XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввел в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» – домашнее хозяйство, дом, «номос» – правило, закон. В конце XIX – начале XX столетия это название все больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics ). Впервые его ввел в 1890 г. известный английский ученый-экономист Альфред Маршалл. В течение четырех столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Слово «меркантилизм» произошло от итальянского «мерканте» – торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в XVI–XVIII вв. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Петр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571–1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов являлись внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, т. е. политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции. Учение меркантелистов приобрело большое число сторонников не только в Англии, но во многих других странах Европы.

В середине XVIII в. во Франции сложилась еще одна известная экономическая школа – школа физиократов. Физиократия буквально означает «природовластие» (от греческого «физис» – природа и «кратос» – сила, власть). Это была группа ученых, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694–1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица» (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. «Чистый доход», возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В работе «Экономичекая таблица» Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами, вопросы воспроизводства капитала. По существу теория Кенэ представляла собой первую макроэкономическую модель.

Промышленный переворот в конце XVIII – начале XIX столетия привел к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией.

Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце XVIII в., была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части XIX столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский ученый Адам Смит (1723–1790) и англичанин Давид Рикардо (1772–1823). Также большой вклад в развитие классической экономической теории внесли Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль.

А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главный, всемирно известный труд называется «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А. Смит дает всестороннюю характеристику экономической системы общества; рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы; представляет развернутую критику меркантилизма. Ему удалось соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создается трудом независимо от отрасли производства. Заключенный в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развернутый анализ основных доходов общества: прибыли, заработной платы и земельной ренты, и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определенной системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом «Laissez faire, laissez passer» («Дайте делам идти своим ходом»). Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade – свободная торговля).

В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как «невидимая рука». В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Все это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков.

Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине XIX в. и получившей широкое распространение во второй половине XIX в. и в XX в., был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя Карла Маркса (1818–1883). Главным его трудом был «Капитал», I том которого был издан в 1867 г. II и III тома «Капитала» были подготовлены к публикации Ф. Энгельсом (1885, 1894).

В отличие от классиков К. Маркс показал преходящий характер капиталистической системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории.

В марксистской экономической теории подчеркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит организация производства, распределение, обмен, потребление благ, а также богатство разных общественных классов.

К. Маркс развил трудовую теорию стоимости. По Марксу, конкретным трудом создается потребительная стоимость товара, абстрактным трудом – стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд – это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наемных работников собственниками капитала. Источник прибыли – это прибавочная стоимость, т. е. стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершен в методе исследования. К. Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине XIX в. наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Наиболее известный ее представитель – английский ученый Альфред Маршалл (1842–1924). А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде «Принципы экономической теории» (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведенная последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями. В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория, так же как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Другим значительным направлением экономической теории XX в. стало кейнсианство.

Кейнсианство как самостоятельная экономическая школа возникла в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии – мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Главное произведение Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» – впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объемом национального производства, между инфляцией и безработицей. По существу, Дж. М. Кейнс был основателем современной макроэкономики.

Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за ее игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции.

Кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории, как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, т. е. от принципа невмешательства государства в экономику.

Кейнс доказывает, что рыночная экономика не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий XX века, начиная с конца 30-х и до середины 70-х гг., кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством одним из наиболее распространенных школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже XIX–XX вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма – институционально-социологическая школа.

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, – это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Точно так же, как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Одна из важнейших его работ – «Новое индустриальное общество» (1961).

В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. Техноструктура корпорации (специалисты по технологиям, управлению, финансам и т. д.) планирует работу компании на годы вперед. Планирование, в свою очередь, требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляются по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем.

Помимо Гэлбрейта большой вклад в развитие институционализма внесли Р. Коуз и О. Уильямсон (разработка теории трансакционных издержек и теории фирмы), Дж. Бьюкенен (теория общественного выбора).

Монетаризм как одно из важнейших направлений современной экономической мысли является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского «монета» – денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50–60-е гг. XX в. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912) – профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение». По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков, как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70–80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Монетаризм представляет собой совокупность принципов анализа влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость сбалансированного соотношения между количеством денег, доступных для финансирования покупок товаров и услуг, с одной стороны, и способностью экономики производить эти товары и услуги – с другой. Роль государства сводится к контролю над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

Расхождения между кейнсианской и монетаристской теориями по ряду принципиальных вопросов состоят в следующем:

1. Основопологающие различия. С кейнсианской точки зрения рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности. Для исправления этого недостатка нужна активная политика стабилизации с упором на фискальные меры. С монетаристской точки зрения рынки обладают высокой степенью конкурентности и обеспечивают макроэкономическую стабильность. Монетаристы склоняются к политике большей свободы предпринимательства.

2. Роль денег в экономике. Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы в экономике. Компоненты совокупных расходов определяются множеством факторов, которые по большей части не зависят от предложения денег. Монетаристы полагают, что основным фактором, определяющим фактический объем производства, занятости и уровня цен, выступает предложение денег в экономике.

3. Фискальная политика. Кейнсианская позиция состоит в том, что поскольку государстенные расходы являются составной частью совокупных расходов и изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения, фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом. Монетаристы утверждают, что действие фискальной политики слабо и неопределенно.

4. Кредитно-денежная политика. Кейнсианцы утверждают, что кредитно-денежная политика осуществляется через длинный передаточный механизм, в который входят касающиеся кредитно-денежной политики решения, банковские резервы, процентная ставка, инвестиции и номинальный чистый национальный продукт. Слабость каждого из звеньев механизма ограничивает эффективность и надежность кредитно-денежной политики. Деньги имеют значения, но управление ими посредством кредитно-денежной политики – не столь действенное средство стабилизации, каким является фискальная политика.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождения во взглядах, и кейнсианский и монетаристский подходы помогают понять суть экономических процессов.

Экономическая теория - это универсальная наука, изучающая поведение людей и их групп по удовлетворению потребностей.

Появилась э.т. в начале 18в, Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной школы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Риккардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления:

1) неоклассическое;

2) неокейнсианское;

3) неолиберализм;

4) институционально-социологическое.

2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.

Экономическая теория представлена двумя крупными разделами.

1. Макроэкономика, изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны.

2. Микроэкономика, изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами.

Существует взаимосвязь экономической теории с другими различными науками, например такими, как статистика, бухгалтерский учет, финансы, математика, история и т. д.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая. Заключается в отсутствии обозначения границ констатации фактов, а также в выяснении сущности происходящих процессов и явлений, раскрытия законов, которые являются основными управителями экономических производственных процессов.

2. Методологическая. Является теоретической основой для наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства.

3. Практическая. Сводится к осуществлению анализа возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества, делает обоснованные выводы.

4. Познавательная. Способствует развитию экономического образа мышления, характерна для всех наук.

5. Критическая. Изучение явлений осуществляется критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно.

Направления и предметы:

Экономическая мысль периода античного рабства- домашнее хозяйство(способы его увеличения; умение его разумного использования)

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах(IV-XIVвв.)- религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям;

Меркантилизм(XIV-XVIIIвв.)- протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике; деньги в форме капитала как источник богатства.

Школа физиократов(XVIIIв.)- происхождение богатства, закономерности его роста и распределения; анализ экономики на основе естественного порядка; кругооборот в хоз.жизни;

Классическая политическая экономия(XVIII-XIXвв.)- теории: разделения труда, стоимости товара, производственного труда,денег, дохода, капитала, воспроизводства;

Историческая школа(XIXв.)-разработка теории производительных сил, концепция стадийного экономического развития;

Марксизм как теоретическая школа (XIXв.)- предметом является производственные отношения;

Австрийская школа (маржинализм XIXв.)- предметом является сфера потребления;

Неоклассическое направление экономической мысли(маржинализм XIX-XXвв.)-разложение всего дохода общества на различные виды дохода;

Институциональная направление экономической мысли(XXв.)- предметом анализа является как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития, государственно вмешательство в экономику;

Кейнсианство (XXв.)- анализ экономики во время депрессии;

Монетаризм(XXв.)-взаимосвязь между объемом денежной массы и объемом производства.

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» - торговец, купец). Основными объектами исследования у меркантилистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля.

“Зародившись в конце 15 века, эта школа достигла расцвета в 17 столетии. Главная её особенность, заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащения.

«Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 3 с.»

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман и А. Монкретьен. Т. Ман (1571 - 1641) лавным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. А. Монкретьен (1575 - 1621) ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Появление данного термина в это время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по его мнению, является источником прибыли и лучшим способом приобретения могущества государства. Он видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием.

Вторая школа экономической теории в 18 веке представлена физиократами (от гр. physis природа + kratos власть). Их учение нашлоотражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго.

«Физиократы перенесли исследование непосредственно на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом - земледельческий. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.»

В знаменитой "Экономической таблице" Ф. Кенэ дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

“Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов. Источником богатства он объявил превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве: ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

“Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

Появление и развитие следующей школы - школы классической политической экономии, позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.

“Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленным переворотом. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.”

В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономический и социальные аспекты. Примером тому явились разработки Дж.С. Милля, который завершил теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки, явился систематизатором учений классической политической экономии, рассмотрев ее в целом как систему. Он включил в нее ряд теоретических положений для социальной философии, что позволило ему рассмотреть и социологические проблемы, и расставить акценты с позиции общественно-социального подхода, а в завершении предложить практические рекомендации.

Своё развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

“А. Смит - основоположник классической политической экономии. Основная идея вето учении - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных иен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл - невидимой рукой. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4с.”

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительности труда, показал значение общественного разделения труда, создал учение о доходах

Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита. Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости

Ко второй половине 19 - началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений.

“Период 60 - 70-х годов 19 века считается переломным моментом в развитии экономической науки, в течение которого возникло неоклассическое направление. Его появление было связано с необходимостью исследования проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.” Представители данного направления (австрийская, кембриджская, математическая школы) заложили теоретико-методологические основы, образующие фундамент современной экономической теории, среди которых - субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс), процента (Е. БемБаверк), частичного равновесия (А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), совершенной конкуренции как модели рынка (А. Маршалл), чистой монополии (А. Курно), общего равновесия (Л. Вальрас, Г. Кассель, В. Парето и др.) и т. д.

“В этот же период возникает американская школа во главе с Д. Кларком, которому принадлежит разработка проблем определения цен на факторы производства, законов предельной и убывающей производительности, в основе которых лежит концепция предельной полезности. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 19 с.”

Вклад Кларка в методологию состоит в том, что он ввел понятия статики и динамики хозяйственной системы. Статика позволяет выяснить условия, закономерности установления равновесия рыночной экономики; динамика рассматривает причины нарушения равновесия.

С появлением в экономической теории нового метода - историзма - связано возникновение исторической школы. Различают старую (40-60-е годы 19 века) и "новую" (70-е годы 19 века - 20-е годы 20 века) историческую школу.

Представители старой исторической школы (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс) занимались разработкой новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики, таких, как принцип историзма, предполагавший изучение всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь и разработку обоснованной государственной политики.

Известный американский историк Б. Селигмен первую часть книги "Основные течения современной экономической мысли" назвал бунтом против формализма, протестом представителей исторической школы, осознанием роли человека. Такой взгляд дал возможность представителям исторической школы по-иному подойти к предмету политической экономии.

Объектом анализа у них выступает "национальное хозяйство", историческое развитие нации. Они призывали изучать "анатомию и физиологию народного хозяйства", поскольку развитие любого народа специфично, вытекает из конкретно-исторических условий, что, в свою очередь, исключает возможность существования однотипных экономических систем у различных наций. В результате экономическая теория у них превращалась в историю народного хозяйства, исследующую эволюцию хозяйственной деятельности народов на разных ступенях развития общества.

"Новая" историческая школа (У. Шмеллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, А. Шеффле) поставила перед собой задачу создания "реалистической" экономической жизни каждой нации. Ее представители выступили против маржиналистской теории, считая, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, и за изучение общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. В качестве главной движущей силы развития общества они признавали социальную психологию народа, народный характер, ментальность, а конкретные экономические явления рассматривали как отражение и материализацию социальной психологии данной нации.

Сторонники "новой" школы использовали системный подход, что проявилось в рассмотрении народного хозяйства как единого целого, системы, образованной из взаимосвязанных элементов. В соответствии с ним общество рассматривается как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм, а рынок - как социальный институт, который отражает особенности функционирования экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса - это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.

«Таким образом, представители "новой" исторической школы одними из первых показали важность изучения социальных аспектов рыночного механизма, необходимость корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 20 с.»

К основным функциям государства они относили сглаживание наиболее явных дефектов рыночного механизма, связанных с резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов. Государство, по мнению историков, должно обеспечивать стабильность экономики и управление развитием общества, выполнять регулирующую роль в процессе смягчения отрицательных последствий рынка.

Методология исторической школы оказала влияние на эволюцию экономической теории, в том числе на формирование институционального и неолиберального направлений.

На рубеже 19 и 20 веков в Германии, Австрии, России наряду с исторической возникает социальная школа, представители которой углубили разработку социальных аспектов рыночного механизма. Они выступили за рассмотрение экономических проблем с позиций социологии. В связи с этим они изучали экономику как часть социальной системы, претерпевающей эволюцию под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде, обусловленных действием экономических, политических, правовых, этических и идеологических факторов.

Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путем организации "корпораций работников", а средство устранения социально-экономических противоречий видели в государственно-правовом регулировании производства и распределения.

С середины 19 века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе - политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).

«Главной задачей политэкономии сторонники нового направления считают анализ сознания хозяйствующих субъектов во всем многообразии их опыта. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.»

«Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 7 с.»

Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. В конце 19 века развитие данного направления привело к возникновению новой экономической дисциплины, получившей название «экономике».

Важной особенностью экономике является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от естественного состояния вещей. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.

“Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

Поскольку ее развитие связано с работами К. Маркса (1818 - 1883). В первую очередь с его главным трудом “Капитал”, то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд.

“Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно - экономических формациях, раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, иены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 5 с.“

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизмленинизм. К. Маркс в "Капитале", Ф. Энгельс и В.И. Ленин в исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, механизм функционирования и противоречия буржуазного общества.

В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались преходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. Сейчас идет критическое переосмысление основных положений марксистско-ленинской политэкономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К. Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что нельзя догматически переносить их на анализ современной экономики, рыночную систему.

«Эволюция экономической теории в течение 20 века нашла воплощение в появлении множества направлений и школ. Среди них ведущими являются кейнсианство (включая нео- и посткейнсианство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 22 с.»

Дж. Кейнс является основателем нового раздела экономической теории - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики. Кейнс официально признал существование экономических кризисов и безработицы, одним из первых объяснил причины негативных явлений в рыночной экономике последствиями проводимой политики невмешательства государства в экономическую жизнь.

В связи с этим он выступил с критикой тезиса неоклассической школы о саморегуляции экономики и обоснованием положения об отсутствии автоматического механизма, способствующего обеспечению полной занятости. Выход из сложившейся ситуации Кейнс видел в проведении экономической политики, основанной на государственном регулировании экономики.

Кейнс совершил революцию в экономической мысли, суть которой состояла в том, что до него в анализе экономических процессов преобладал микроэкономический подход, а в центре внимания находилась отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренции и занимающаяся проблемой минимизации издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала.

Кейнс противопоставил микроэкономическому подходу макроэкономический, в центре которого находится национальная экономика в целом. В связи с этим его макроэкономический метод основывается на исследовании зависимостей и пропорций между общими народнохозяйственными величинами, среди которых - национальный доход, совокупные сбережения и потребление, инвестиции и пр.

Основное внимание в своей концепции Кейнс сосредоточил на решении двух проблем: занятости и эффективности использования материальных, финансовых ресурсов с целью ликвидации негативных последствий циклического развития экономики.

Кейнс по-новому определяет предмет экономической науки. Он считает, что предметом является исследование количественных функциональных зависимостей воспроизводственного процесса, закономерных количественных связей совокупных народнохозяйственных величин, результаты которого используются для разработки программ экономической политики, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического развития. Для его методологии характерны функциональный, макроэкономический и количественный анализ, субъективно-психологический подход.

Кейнс вводит новый понятийный аппарат (эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупные спрос и предложение, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и др.).

Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов образуют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы.

«Кейнсианское учение оказало влияние на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счетов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, концепции дефицитного финансирования, системы среднесрочного программирования. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 23 с.»

Неоконсервативное (неоклассическое) направление представлено неолиберализмом (В. Ойкен, Ф. Хайек и др.) и современными концепциями неоконсерватизма: монетаризмом (М. Фридмен), э/сояо-микой предложения (А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн и др.) и рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас и др.). В 80-е гг. 20 века произошло распространение идей данного направления и перестройка на его основе экономической политики ведущих государств мира. Представители данного направления выступают за проведение мер по укреплению и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного государственного вмешательства, сдерживающего функционирование рынка.

В неоклассической модели меняется объект исследования. Им становится рынок, рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм, трактуется как наиболее рациональный способ экономической организации общества. Вместе с тем утверждается, что ценовой механизм рынка, который, как правило, обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде случаев обнаруживает свою недостаточность для достижения максимальной эффективности, в связи с чем неоклассики обосновывают необходимость использования в таких случаях государства, которое может улучшить распределение и использование экономических ресурсов.

Основными приоритетами экономической политики становятся не достижение "полной занятости", а борьба с инфляцией, обеспечение роста эффективности, конкурентоспособности производства, сохранение условий для прибыльного накопления частного капитала; переход от политики стабилизации экономического цикла к средне- и долгосрочной стратегии экономического роста, решению структурных проблем; отказ от неэффективных методов регулирования, поиск оптимальных пропорций и форм сочетания, взаимодействия двух подсистем хозяйственного механизма -- государства и рынка.

Начиная с конца 50-х годов 20 века увеличилось влияние социально-институционального направления, представители которого огромное значение начинают придавать роли технических факторов для развития производительных сил. Именно это становится основой для объяснения трансформации общества и разработки теорий индустриального (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального (Д. Белл и др.), информационного (Д. Белл, Е. Масуда и др.) общества и т. д.

Социально-институциональное направление неоднородно. Оно синтезирует политэкономию, политологию, социологию, изучает разные формы и аспекты экономической деятельности в их исторической эволюции, экономическиеструктуры, механизмы функционирования экономики. Методологической основой являются исторический и эмпирический подходы, прагматизм и институциона-лизм, технологический детерминизм.

Во второй половине 90-х годов основным объектом анализа институционализма становится эволюция и стратегия реформирования экономических систем на микро- и макроуровнях. При этом используются выводы биологии, кибернетики и теории систем, философские идеи.

Теоретики институционализма выводят нормы экономического поведения непосредственно из взаимодействия индивидов (в форме правовых норм, традиций культуры, стереотипов и пр.), рассматривают экономику как эволюционную открытую систему, испытывающую воздействие внешней среды.

Важную роль в анализе играет государство, которое должно, по мнению институционалистов, активно влиять на институциональную среду в экономике, поскольку спонтанная селекция институтов не всегда отбирает лучшие оптимальные варианты.

Существование разнообразных направлений в экономической теории обусловило попытку ряда ученых (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) обобщить имеющиеся подходы к анализу экономических процессов. В результате возник неоклассический синтез, для которого характерны расширение и углубление тематики исследований, создание систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения, обогащение методологических подходов, инструментов экономического анализа.

Одна из особенностей неоклассического синтеза - широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, теории игр, моделирование и пр.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки, способствовало созданию эконометрики - экономико-статистической школы.

Неоклассический синтез позволил объединить подходы неокейнсианства и неоклассиков, сочетать решение краткосрочных задач с требованиями долгосрочной перспективы; согласовывать стимулирование спроса с политикой доходов; увязывать обеспечение эффективности с реализацией социальных проблем, оптимизацию развития - с ростом благосостояния.

Российская и отечественная экономическая наука в 19 - 20 веках была представлена различными школами, имела и имеет своих видных представителей. Всемирное признание получили выходцы из России С. Кузнец и В. Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов - советский экономист Л.В. Канторович. Заметный след в экономике оставили исследования А.В. Чаянова Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, А.Н. Челинцева и др.

“В большей части учебной историко-научной литературы эволюция экономической мысли прослеживается лишь до середины 20 века, тогда как ее новейший этап представлен, в лучшем случае, отрывочными сведениями.Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашев Н.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 4 с.”

История экономических учений исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономический исследований.

При первом знакомстве с историей экономических учений создается впечатление, что постичь ее невозможно, так как количество идей, авторов, теорий и школ необычайно велико, но постепенно становится очевидным, что новых идей и революционных прорывов в экономической теории не так много. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Изучение истории экономических учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория - часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце Х1Х в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук. В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли: неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Предмет истории экономических учений

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, которые складываются между людьми, в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль - понятие очень широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, которые касаются хозяйственных отношений, это и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века.

Предметом курса истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере. Эти идеи изучаются в теориях отдельных экономистов, теоретическими школами, течениями и направлениями.

Изучение данного курса является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии, как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции истории экономических учений формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью экономической культуры. В процессе её изучения следует обращаться к научным биографиям известных экономистов, которые представляет и научный, и практический интерес для читателей.

Направления и этапы развития экономической мысли

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин - означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классоформационному принципу (теория “буржуазная”, “мелкобуржуазная”, “пролетарская” либо “капиталистическая” и “социалистическая”), в том числе надуманной идеи противопоставления экономической теории по географическому принципу (“отечественная теория” и “западная теория”). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности, обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.

Предлагаемая на данном сайте структура курса истории экономических учении состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой .

Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:

Раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.

Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношении. И, во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не потому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.

Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения ; по неклассоформационной позиции - это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте - как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту - как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся . И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы “новые” отношения, получавшие впоследствии наименование то “рыночных”, то “капиталистических”, распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” - словосочетание, означающее абсолютное невмешательство в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX - начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной , предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала “командные высоты” в экономической теории практически около 200 лет - с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического , призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего “зла” капиталистического настоящего.

Вместе с тем “классики” совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов “чистой” экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего благодаря сохранению “верности” идеалам “чистой” экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом “языке” маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела - микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха - эпоха новейшей истории экономических учений - берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории - макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных “рецептов” на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории - “капитализма” и “социализма” и соответственно “капиталистической” и “социалистической теории”. Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о “рыночной экономике” или “рыночных

Карл Маркс (1818-1883)
Немецкий философ,социолог экономист, писатель,
поэт, политический журналист, общественный
деятель.
Друг и единомышленник Фридриха Энгельса.
Соавтор «Манифеста коммунистической партии»
(1848 год), автор научного труда «Капитал. Критика
политической экономии» (1867 год).

Энгельс Фридрих (1820-1895)

Фрии дрих Эингельс - немецкий философ,
один из основоположников марксизма,
друг и единомышленник Карла
Маркса и соавтор его трудов.

Коммунизм
Коммунизм - закономерный этап развития общества (см. Манифест
коммунистической партии). Степень развития производительных сил
определяет ступень, до которой могут развиться общественные
отношения. По мере развития производительных сил общество получает
всё больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам
всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень
общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества,
когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и
классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов
его труда. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно
должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной
собственности на средства производства, как в первобытном обществе,
но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития
производительных сил. В своей концепции К. Маркс
рассматривал конкуренцию и вражду индивидов не как извечно
присущее человечеству качество, эталон и неизменную
основу демократии, в отличие от
основателей либерализма Гоббса и Локка и представителей
современного неолиберализма, а как признак примитивности общества,
его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере
общественного развития.

Основное произведение – «КАПИТАЛ»

Предмет исследования:
первый том – процесс накопления
капитала;
второй том - процесс обращения
капитала;
третий том – процесс
капиталистического производства,
взятый в целом;
четвёртый том – посвящён истории
развития экономической теории. Даётся
критика взглядов физиократов,
А.Смита, Д.Рикардо и других
экономистов.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3
следующих положения:
учение о прибавочной стоимости (политическая экономия
капитализма),материалистическое понимание истории (исторический
материализм),учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм).
Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса,
сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, является его концепция
развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения
человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом
обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как
форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку,
господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития
и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г.
Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского
анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата,
отмирание классов и государства, построение коммунистического общества,
которое также включает в себя несколько фаз, - для Маркса являются звеньями
одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления
отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности
посредством трансформации общественных отношений, создания общества,
лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования
подлинного всесторонне развитого человека.

Часто принято разделять:
Марксизм как философское учение (диалектический и исторический
материализм);
Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции
в экономике, социологии, политологии и других науках;
Марксизм как политическое течение, утверждающее
неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также
ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к
уничтожению товарного производства и частной собственности,
составляющих основу капиталистического общества и установлению
на основе общественной собственности на средства
производства коммунистического общества, направленного на
всестороннее развитие каждого члена общества.

Теория стоимости К. Маркса

Закон стоимости: стоимость товара исходит из величины общественно
необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем
уровне интенсивности
Виды стоимости:
Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять
потребности.
Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.
Прибавочная стоимость - есть стоимость продукта неоплаченного труда
рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения
закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда.

10. Теория денег и капитала К.Маркса

Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех
видов товаров и играющий роль всеобщего
эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.
Деньги, по К.Марксу, являются всеобщим
платежным и покупательным средством, но они не
могут существовать при отсутствии товарного
обмена. К.Маркс считал деньги первой формой
существования капитала.
Капитал – деньги, приносящие прибавочную
стоимость.

11. Теория ренты:

Рента – это доход с капитала, имущества или земли, не
требующий от получателя предпринимательской
деятельности.
В целом взгляды К.Маркса на эту проблему совпадают
со взглядами Д.Рикардо.
К.Маркс признаёт «абсолютную» ренту, под которой
понимается рента с земель худшего качества
(плодородия) или более отдалённых от рынков сбыта.

12. Теория цикличности экономического развития капитализма:

Достижение макроэкономического равновесия и последовательный
экономический рост невозможны в результате существования
экономических кризисов.
Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста
эффективного спроса при расширении производства.
Низкая заработная плата ведёт к отсутствию способности рабочих
покупать товарную продукцию, произведённую ими.
Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К.Маркс видел в
дополнительных расходах со стороны капиталистов и
землевладельцев.

13.

В буржуазном обществе созревают субъективные и
объективные предпосылки для пролетарской революции,
и капитализм исторически обречён. Будущее за
социализмом (коммунизмом) – более прогрессивным,
справедливым обществом. Власть должна принадлежать
рабочему классу, классу – производителю и созидателю.
(Карл Маркс)