Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Возмещение ндс при экспорте по 0 ставке. НДС при экспорте: подтверждение нулевой ставки НДС, возврат НДС

В статье мы расскажем, что делать с НДС в 2017 году, если у вас есть экспорт. Изменения в порядке принятия к вычету НДС по экспортным поставкам, действующим с 1 июля 2016 года, и другие нюансы посмотрите в этой статье.

Порядок вычета НДС по экспортным поставкам изменился

При исчислении НДС с экспорта в 2017 году надо учитывать изменения , которые касаются порядка вычета «входящего» НДС. Напоминаем, что у компании есть право на вычет «входного» НДС по товарам, работам или услугам, использованным для экспорта (п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

В целом, процедура возмещения налога и порядок взаимодействия с налоговым органом по экспортным операциям такие же, как и по операциям на внутреннем рынке, но есть некоторые особенности. До недавнего времени компания-экспортер могла принять к вычету «входной» НДС по экспортной поставке только в периоде, когда собран подтверждающий поставку пакет документов.

Теперь это правило действует только в отношении экспортных поставок «сырьевых» товаров. Правило распространяется и на НДС при экспорте на Украину в 2017 году. А по товарам, которые не относятся к «сырьевым», экспортер может заявить вычет НДС в обычном порядке. То есть после принятия товара на учет и получения счета-фактуры (п. 3 ст. 172 НК РФ, п. 2 ст. 2 Закона № 150-ФЗ).

Напоминаем, что к сырьевым товарам относятся (п. 10 ст. 165 НК РФ):

Новые правила по вычету НДС при экспорте в Белоруссию в 2017 году

В отношении вычета НДС с Белоруссией в 2016 году при экспорте товаров произошли изменения. По новым правилам с 1 июля 2016 года «входной» НДС по экспортной поставке можно принять к вычету в периоде, когда товар был оприходован.

Также необходимо наличие счета-фактуры, но это правило распространяется только те товары, которые приняты на учет после 01.07.2016 и только если они не отнесены к «сырьевым» (п. 10 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ). В остальном вычет НДС при экспорте в Беларусь в 2017 году производится в общем порядке.

Какими документами подтвердить 0% НДС с Белоруссией в 2017 году

Чтобы подтвердить ставку 0% НДС при торговле с Белоруссией в 2017 году, нужно в течение 180 дней со дня отгрузки собрать следующий пакет подтверждающих документов (п. п. 4, 5 Протокола о взимании косвенных налогов к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14):

  • договор (контракт) на поставку товара;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Белоруссии об уплате (освобождении от уплаты) НДС при ввозе (составляет белорусская компания-покупатель);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие вывоз товаров из РФ (международная товарно-транспортная накладная (CMR), товарно-транспортная накладная - при перевозке автотранспортом, накладная СМГС - при перевозке железнодорожным транспортом и др.).



Экспорт товаров, продукции за пределы России рассматривается в налоговом законодательстве отдельно. Поскольку место реализации в данном случае находится за пределами России, организация-экспортер не имеет обязанности уплаты НДС в бюджет.

Для начисления НДС при экспорте применяется ставка 0%.

Эта ставка является одним из видов налоговых льгот. Суть понятия нулевой ставки состоит в том, что организация-экспортер получает право на возмещение НДС без его начисления и уплаты. То есть, фактически, экспортеру возвращается НДС, уплаченный им в бюджет при производстве, приобретении продаваемого товара, а начисления НДС при продаже за пределы РФ не происходит.

Существует 3 вида операций, в которых правомерно применение нулевой ставки:

  1. Помещение товаров для экспорта под таможенный контроль;
  2. Работы и услуги, связанные с производством экспортного товара;
  3. Транспортные услуги по перемещению товаров, помещенных в таможенный режим.

При этих операциях организация начисляет НДС по ставке 0%. Для подтверждения применения этой ставки требуется выполнить ряд условий:

  • Предоставление контракта, договора с поставщиком;
  • Таможенная декларация с таможенными отметками;
  • Сопроводительные и транспортные документы;
  • Посреднический договор, при проведении экспорта через посредника.

Виды сопроводительных документов будут различаться, в зависимости от вида используемого транспорта.

Подтверждение ставки 0% полностью ложится на плечи налогоплательщика. Это логично, так как суть нулевой ставки состоит в получении им вычета по налогу без начисления и уплаты исходящего НДС.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Подтверждение нулевой ставки должно быть готово в срок менее 180 дней с момента таможенного штампа. Несоблюдение этого срока приводит к начислению НДС по обычной ставке, обязанности перечислить пени за просрочку уплаты НДС и к подаче «уточненки». Аналогичные последствия возникнут в случае отсутствия штампа таможни на документах.

Возврат НДС при экспорте из России

Сбор документов для подтверждения нулевой ставки — это только первый шаг. Далее контролирующие органы ИФНС приступают к проверке подлинности документов и рассмотрению соблюдения всех требований законодательства, а также к проверке наличия задолженности экспортера перед бюджетом.

Собранные документы предоставляются в ИФНС вместе с декларацией НДС за период, в котором они были собраны. Налоговые органы в течение трех месяцев проводят камеральную проверку и по ее итогам выносят решение о возмещении НДС или отказе в возмещении.

Проводки по экспортному НДС

Если по прошествии 180 дней экспорт не подтвержден, то суммы неподтвержденного НДС отражаются с помощью проводок:

Проводки по возмещению НДС при подтверждении экспорта:

Несмотря на декларируемую льготность, применение нулевой ставки скорее можно считать обязанностью организации, а не правом.

Вывоз товара иностранным покупателем

Если экспортный товар вывозит не сторонняя транспортная компания, а сам покупатель, для подтверждения ставки используется тот же перечень документов. Копии необходимых документов предоставляет иностранный партнер, с этими документами российский экспортер проводит процедуру подтверждения ставки в обычном порядке.

Экспорт в ЕАЭС

При вывозе товаров в страны Евразийского экономического союза, к которым принадлежат Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, подтверждение ставки 0% не требуется. Для подтверждения правомерности применения этой ставки необходимо запросить справку об уплате НДС покупателем.

НДС – один из основных налогов, взимаемых в Российской Федерации. Мы решили вкратце напомнить наиболее существенные моменты, которые следует знать налогоплательщикам, занимающихся или планирующих заняться операциями на мировых рынках.

Общие положения

НДС – это федеральный косвенный налог, который включается в цену товара, работа или услуги.

Его должна уплачивать все хозяйствующие субъекты за исключением:

· субъектов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика, по основаниям, предусмотренным статьями и 145.1 Налогового кодекса.

Кроме того, от обязанностей налогоплательщика могут быть освобождены хозяйствующие субъекты, у которых общая сумма выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб. Такое право компаниям и предпринимателям предоставляет пункт 1 статьи 145 Налогового кодекса . Но есть и исключения – компании, реализующие подакцизные товары и иную продукцию, перечисленную в статье 145.1 Налогового кодекса .

В последнем случае, решение об освобождении от НДС принимается в добровольном порядке. Желающий воспользоваться этой преференцией должен представить в свой налоговый орган следующие документы:

· уведомление об использовании права на освобождение от НДС (утв. приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

Данный пакет документов следует представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого хозяйствующие субъекты планируют применять освобождение от обязанностей налогоплательщика.

Обратите внимание: при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой НДС покупателям, продавец обязан заплатить налог, независимо от того, является ли он плательщиком НДС или нет. Основание – пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса .

НДС по экспортным операциям

Что касается внешнеэкономических операций (экспорт и импорт), по ним НДС платят все компании и индивидуальные предприниматели. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 143 Налогового кодекса .

Однако при направлении товаров на экспорт их стоимость, как правило, облагается по ставке 0%. Этот порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса .

Таким образом, по экспорту формируется налоговая база. А соответствующие суммы «входного» НДС подлежат вычету в общем порядке.

Для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС плательщику необходимо представить налоговикам:

· копию контракта с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза;

· таможенную декларацию (копию таможенной декларации) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

· копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории.

Если товары реализуется через посредника, то дополнительно представляются:

· копии договора комиссии (договора поручения, агентского договора);

· копия контракта лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт, по поручению налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза или за пределы Российской Федерации.

Обратите внимание: срок представления «экспортного» пакета документов – 180 календарных дней. Отсчет при этом следует вести с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если этого не сделать, то придется заплатить НДС по обычной ставке (10% или 18%). Но если впоследствии документы «найдутся», то налогоплательщик имеет право вернуть суммы излишне уплаченного налога на основании статей и 176.1 Налогового кодекса.

НДС по импорту

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации – это операция, облагающаяся НДС.

То есть при осуществлении импорта, компания должна уплатить не только таможенные пошлины, но и НДС.

Уплаченный при ввозе товаров НДС налогоплательщик имеет право принять к возмещению на основании положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса.

Импортер имеет право на вычет по НДС, когда:

· приобретенный товар планируется использовать в операциях, которые облагаются НДС или для перепродажи;

· ввезенное имущество ставится на баланс предприятия.

Налогоплательщик должен иметь подтверждающий уплату «ввозного» НДС документ.

Вычет НДС предоставляется по товарам, которые были ввезены на территорию Российской Федерации по таможенным процедурам (п. 2 ст. 171 НК РФ):

· выпуска для внутреннего потребления;

· временного ввоза;

· переработки вне таможенной территории.

Вычет НДС может быть предоставлен и при ввозе имущества без таможенного оформления.

Чтобы подтвердить свое право на «импортный» вычет, налогоплательщик должен представить следующие документы:

· договор с иностранным контрагентом;

· счет (инвойс);

· таможенную декларацию;

· платежные документы;

· счет-фактуру.

В книге покупок следует отразить такую информацию как:

· номер и дата таможенной декларации;

· сумма НДС;

· реквизиты соответствующего платежного документа.

Обратите внимание: фактическую уплату НДС можно подтвердить формой, которая приведена в приложении 1 к приказу ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554 . Такое подтверждение выдают таможенные органы.

Не забываем и о журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок. В них заносятся реквизиты:

· заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговой инспекции;

· платежного поручения об уплате НДС.

Однако в отдельных случаях импортер не принимает НДС к вычету, а должны включать в стоимость ввезенного имущества. Основание – пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса .

Итак, НДС включается в стоимость при приобретении товаров:

· которые не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения);

· для их реализации вне российской территории;

· лицами, которые не являются плательщиками НДС либо они были освобождены от исполнения соответствующих обязанностей;

· которые будут использоваться для производства продукции, реализация которой не облагается НДС.

Обратите внимание: если сфера применения товаров (операции, не облагаемые НДС) будет выяснена уже после принятия НДС к вычету, то его сумму следует восстановить. Основание – подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 28 октября 2009 г. № 16-15/113543).

Резюме:

1. НДС – это федеральный косвенный налог, который включается в цену товара, работа или услуги.
2. От НДС могут быть освобождены определенные категории налогоплательщиков.
3. В общем случае, экспорт облагается по ставке 0%.
4. Срок представления «экспортного» пакета документов – 180 календарных дней.
5. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации – это операция, облагающаяся НДС.
6. Налогоплательщик имеет право возместить НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация