Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая теория краткий курс лекций. Экономика. Курс лекций

Конспект урока

Экономическая теория и математическое моделирование

Целью разработки курса лекций по предмету «Основы экономики» является, оказать помощь учащимся в освоении основ современной экономики, включающий изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояние и тенденций хозяйственного развития.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29266. Культура Нового времени 98.5 KB
Кагану КУЛЬТУРА XVII века Европейская история культуры основана на античном городеполисе на полисном генотипе. На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры: Антропоцентрический характер культуры в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора Человек есть мера всех вещей. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры. Инновационный инновация нововведение характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей.
29267. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА (по М.С.Кагану) 36 KB
Маркс: обмен веществ между человеком и природой; практическидуховный отношения которые складываются в обыденном сознании людей в их повседневной жизни выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии религии искусстве; духовнотеоретический отношения которые выражаются ав познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе и бв ценностном осмыслении природы которое разрабатывается в сфере идеологии. Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно...
29268. НОРМА КУЛЬТУРНАЯ 30 KB
Различают нормы общечеловеческие национальные классовые групповые межиндивидуальные. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения по степени свободы их выбора. Существуют нормы обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций выполнение правовых норм норм технической деятельности на индустриальном производстве и др. Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения утверждения потом теряет стабильность начинает разрушаться.
29269. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 27.5 KB
Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем но и путем возникновения новых феноменов не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к...
29270. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Философия культуры 29.5 KB
Предметом культурологии. Многие теоретические исследования выполняются на стыке философии культуры и культурологии. Прежде всего имеет место разделение культурологии. В фундаментальной культурологии могут быть выделены социальная антропология культурная антропология историческая культурология психологическая антропология культурная семантика и др.
29271. Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы 59 KB
Пантеон система всех богов египетских божеств включает несколько исторических пластов. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор сокол Ра с головой сокола Сехмет львица Анубис шакал и т. Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами.
29272. Миф как универсальная культурно-историческая форма 51.5 KB
Мифы создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. причина мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.

Введение в экономическую теорию

Микроэкономика

Макроэкономика

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Краткий курс лекций по дисциплине «ЭКОНОМИКА». ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Челябинск -2015

релевантные научные источники:

  • Экономика для неэкономических специальностей

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.21 Мб

    Общественное производство, его структура и механизм функционирования. Факторы общественного производства. Потребности и ресурсы. Проблема использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных

  • Ответы к экзамену по курсу Логистика

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.24 Мб

    1. Происхождение термина и краткая история развития логистики 2. Определение логистики. Этапы ее развития 3. Основные понятия логистики. Цель и роль логистики в развитии экономики. 4. логистическая

  • Прогнозирование экономических кризисов на основе фрактального анализа динамики валютных курсов

    Урицкая Ольга Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.62 Мб

    08.00.13. - математические и инструментальные методы экономики. Актуальность темы исследования В условиях открытого рынка и глобализации стабильное функционирование национальной экономики каждого

  • Финансы, денежное обращение и кредит

    Белякова И.В. | учебное пособие для профессии 38.01.03 Контролер банка - Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 30 с. | Учебное пособие | 2017 | Россия | docx/pdf | 0.81 Мб

    Учебно-методическое пособие «Финансы, денежное обращение и кредит» содержит основные темы дисциплины и базируется на требованиях государственного образовательного стандарта СПО специальности

  • Финансовый анализ теория и практика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 2.04 Мб

    Тема 1. Сущность финансового анализа в условиях рыночной экономики Тема 2. Информационное обеспечение финансового анализа Тема 3. Экспресс – анализ финансового состояния фирмы Тема 4.

  • Экономические основы инвестиционной деятельности коммерческих банков России

    Лазаренко Алла Леонидовна | Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 16.15 Мб

    Специальность 08.00.01 - Экономическая теория. Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Кредит -- Банки -- Инвестиции Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Операционная техника и

  • Политика США в отношении АТЭС в 1989-2001 годах

    Ширков Андрей Викторович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва - 2008 | Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 13.9 Мб

    Специальность 07.00.03 Всеобщая история (Новое и Новейшее время) «Отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои

  • Фармакогностическое изучение четырех видов рода Ledum L

    Коротаева Марина Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук. Ярославль - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 9.26 Мб

    15.00.02 - фармацевтическая химия, фармакогнозия АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Заболевания сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и других систем прогрессируют в современном обществе, что нередко связано

  • Банковское дело РФ

    | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.4 Мб

    Кредитная организация и банк: общие черты и отличия Виды коммерческих банков и их характеристика 3. Структура аппарата управления банка. Типы организационных структур банка, связь организационной

  • Ответы к экзамену по дисциплине Деньги и кредит РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.14 Мб

Курс экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой

Мой сын учится в вузе, и периодически обращается ко мне с просьбой, разъяснить некоторые вопросы, которые ему не очень понятны. Часто – это вопросы по экономике. Иногда я могу ответить сходу, иногда требуется почитать соответствующий раздел в учебнике. Однажды такое обращение подвигло меня на написание заметки (см. Теория предельной полезности ). Очередное обращение сына началось со следующей цитаты из учебника: «Согласно теореме Коуза, если трансакционные издержки равны нулю, то вне зависимости от первоначальной (исходной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето-эффективно». Мы оба рассмеялись, а сын вспомнил шутку: «Играл, угадал все буквы, но не отгадал слово». Я раскрыл сыну смысл отдельных слов, а затем объяснил, что означает фраза целиком. В очередной раз полистав учебник, я подумал, что неплохо бы восполнить пробел в образовании и дополнить свое несистемное знакомство с экономикой чтением солидного базового курса. Вот, что получилось…

Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2009 г. - 848 с.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ Глава 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Глава 4. КООРДИНАЦИЯ ВЫБОРА В РАЗЛИЧНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ

Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Глава 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Главе 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Главе 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ Глава 9. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА

Глава 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ Глава 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА Глава 12. РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ

Глава 13. РЫНОК ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА Глава 14 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ

Глава 15. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА

Глава 16. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ Глава 17. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Глава 18. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ

Глава 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 20. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА Глава 21. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ Глава 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Глава 23. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Глава 24. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Глава 25. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Глава 26. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 27. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ Глава 28. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ОБМЕННЫЙ КУРС: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ

Человек и экономика. Каждая наука имеет свой предмет. С самого начала курса экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучатьэкономическое поведение людей . Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Мы приходим к проблемемотивации труда , т. е. определению движущих стимулов, побуждающих человека заниматься трудовой деятельностью в самом широком ее понимании. История становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности –внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Экономическое стимулирование эффективного труда немыслимо без права частной собственности, явившейся основой экономической свободы.

Модели человека в экономической теории. Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социальноэкономических координат. Модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные (от лат. cognitio – знание, познание) возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить три. Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. В соответствии с теоретической конструкциейhomo economicus , индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Важно заметить, чтоhomo economicus – это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Государству в этой структуре отводится роль «ночного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами: «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу; ...ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно».

Принято различать полную, ограниченную и органическую рациональность. Полная рациональность , как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва

между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность, а только лишь занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения. В случае органической рациональности (Фридрих Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством механизма свободной конкуренции. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства.

Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социальноиндивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма». Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о количестве желаемых детей в семье, совершение преступлений, принятие решений о продолжении образования и др., где прослеживается проблема рационального выбора.

Глава 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предмет экономической теории . Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки...

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика – такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.Макроэкономика занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного и правительственного сектора.

При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ: «позитивная наука… – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука… – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть». Позитивная экономическая наука является или может являться «объективной» наукой точно в том же смысле, как и любая из физических наук. На практике подобная объективность в полной мере недостижима. Будучи сами составной частью объекта исследования и не располагая всей полнотой информации о происходящем в экономической жизни, аналитики могут по этим причинам приходить к различным заключениям, что свидетельствует о том, насколько трудно быть объективно беспристрастным при исследовании явлений общественной жизни.

Нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?» Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно ли поддерживать мелкий бизнес?.. Из сказанного становится ясно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория (особенно нормативная экономическая теория) и государственная экономическая политика. В самом общем виде государственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических цепей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полно занятости и др.

Метод экономической теории. Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384–322 гг. до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие каканализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов.

Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей – упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез, т. е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Способ проверки гипотезы на истинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует теорию.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа , отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента – независимой переменной. Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построений в рамках эконометрического моделирования экономических процессов.Эконометрика – наука об экономических измерениях.Графический метод , используемый экономистами, имеет одну интересную особенность – здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) – на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

При выявлении причинно-следственных связей между экономическими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв между причиной и следствием. Выявление причинно-следственных связей в экономике, таким образом, является весьма непростой задачей.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа . Предельная величина в экономической науке – это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая

потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доходдополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издержки – дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т.д. Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность, как правило, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельные затраты, связанные с нею. Стимулы к продолжению экономической активности данного рода исчезают, как только предельные затраты оказываются выше предельных выгод.

В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние на решения других, экономическая наука для исследования взаимодействия между ними может использовать теорию игр . Недаром книга, выпущенная в 1944 году авторами теории игр Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном, называлась «Теория игр и экономическое поведение».

Основные направления и школы в экономической теории.

Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364–322 до н. э.) и Платоном (428–348 до н. э.).

В XVII-XVIII вв. основным направлением экономической мысли был меркантилизм – концепция., которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести француза А. Монкретьена (1575–1621), английского экономиста Томаса Мэна (1571–1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619– 1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652–1726).

Французские ученые Франсуа Кенэ (1694–1774) и Анн Тюрго (1727–1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество.

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823), Джон Стюарт Миль (1806–1873), Жан-Батист Сэй (1762–1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Прежде всего, классики – сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словамиlaissez faire (буквально – «оставьте делать» – фр.) Принципlaissez faire – политическое требование, сформулированное еще школой физиократов; полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818–1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Многие положения и прогнозы Маркса, носившие утопический характер не подтвердились практикой развития общества.

Во второй половине XIX в. ученые все чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации распределения ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этим меняется и название самой науки. Термин political economy («политическая экономия») вытесняется новым названием – economics («экономическая теория»). Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842–1924). В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий при которых

потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Созданные неоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировой экономической науки. Это – эластичность спроса, предельный анализ и др.

Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков, определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплоть до конца 20-х годов прошлого века. Экономическая теория этого периода получила широко используемое сегодня название «микроэкономика».

На рубеже XIX и XX веков науке стали известны имена таких выдающихся ученых-неоклассиков, как Артур Пигу (1877–1959), Карл Менгер (1840–1921), Евгений Бём-Баеерк (1851–1914), Фридрих Визер (1851–1926), Леон Вальрас (1834–1910), Вильфредо Парето (1848–1923) и др. Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal – предельный – англ.) или теории предельной полезности, знаменовавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.

Особое место и экономической науке занимают такие последователи принципа laissez faire, как австро-американский экономист Август Фридрих фон Хайек (1899–1992) и австрийский экономист Людвиг Фон Мизес (1891–1973). На протяжении всей своей творческой жизни эти ученые стояли на позициях непримиримых противников государственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированности хозяйства, которая незаметно для ее последователей ведет к тоталитаризму.

Вместе с кризисом хозяйства (1929–1933 гг.) наступил кризис и микроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины. На авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа –кейнсиаиство , поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Койнса (1883–1946) «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа.

Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения – закона рынков Сэя – и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитноденежную политику государства. В дальнейшем значительный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли американские ученые Элвин Хансен, Пол Самуэльсон, английский экономист Джон Хикс и другие.

Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-х и до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов.Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики. Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (1912–2006). Положения монетаристов относительно неэффективности денежной

политики в краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонниками новой классической макроэкономической теории. Эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор – Роберт Лукас (род. 1937), профессор Чикагского университета, удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г.

Еще одним важным направлением современного экономического анализа является теория экономики предложения, завоевавшая популярность в 1970–1980-е гг. Виднейшим ее представителем является американский экономист Артур Лаффер (род. 1941).

Особое место в современной экономической теории занимает институциональносоциологическое направление, представителями которого являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. Институционалисты предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды. Поэтому «человека экономического» они заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации».

В послевоенный период «чистый» институционализм пошел на убыль. Из отдельного течения институционализм превратился, с одной стороны, в элемент экономической теории, с другой – в метод общего анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе. Ко второму случаю можно отнести современный неоинституционализм, в рамках которого возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория экономической организации (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, США), теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен, США) и др.

На протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого «основного течения» (mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую теорию. Широко известен учебник П. Самуэльсона «Экономика», считающийся образцом «основного направления» в преподавании современной экономической науки.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе:

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества в каком количестве должны быть произведены;

КАК ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага;

ДЛЯ КОГО производить – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Производство и экономика. Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Производство материальных благ, например, в рабовладельческом обществе, при крепостном праве, в сталинскую эпоху в СССР было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, где и когда производство регулируется механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т е. колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т. п. Вое это – атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, строго говоря экономика – это синоним не слова «производство», а синоним понятия «рыночное хозяйство». Наше разграничение категорий производство и экономика основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяйстве. Однако если еще раз вернуться к определению предмета экономической теории как науке о выборе, который осуществляют люди в условиях ограниченных ресурсов, то можно согласиться с тем, что проблема выбора в процессе хозяйственной жизни стояла и стоит перед людьми при любом социальном устройстве. С этой точки зрения мы и можем говорить об экономике иных, альтернативных рыночному хозяйству систем.

Общественное производство и богатство общества. Производство – это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство.

В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, что названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ , удовлетворяющих человеческиепотребности .Потребности человека можно определить, как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть.Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ: экономические и неэкономические; потребительские и производственные; частные и общественные. Потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цирковое представление удовлетворяют определенные человеческие потребности, и потому мы можем говорить о производстве нематериальных благ.

Факторы производства, или ресурсы. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содержании богатства. Иные времена – иной подход к пониманию этой категории: богатство – это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время. Богата или бедна Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного продовольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т д. Да, мы богаты, потому что обладаем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кадрами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях.

Понимание богатства зависит от оценок людей. Это – во многом нормативная категория и вне суждений человека о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия: богатства – это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности.

Производство, распределение, обмен и потребление. В результате общественного производства создается валовой национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это – не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, – подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф. Хайек, – это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли…» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».

Обмен. Мы должны подчеркнуть мысль многих экономистов–неоклассиков опроизводительности обмена . Смысл выделенных слов заключается в том, что обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельскохозяйственном производстве. А.

Смит и Д. Рикардо считали производительным и труд в сфере промышленности. К. Маркс считал производительными только отрасли материального производства и всячески подчеркивал непроизводительный характер обмена. Обмен так же производителен, как и производство, потому что он способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство общества (если не сводить богатство только к вещам, которые можно потрогать). Расхожие представления о том, что торговцы «ничего не создают» покоятся на мифе о непременно материальном осязаемом характере богатства.

Распределение как категория экономической науки – это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение или размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию. Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между производством и потреблением. В известном смысле производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.

Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство по выражению А. Маршалла. Потребление можно подразделить на два типа – личное и производственное (или производительное). Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.

Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей.

Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим, необходимо произвести два товара – пушки и масло. Технологический выбор представлен комбинациями альтернативных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Альтернативные возможности производства масла и пушок

Альтернативы представлены и на графике кривой производственных возможностей, или кривой трансформации (рис. 2). При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономике полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой трансформации, а, например, в точке Y. Общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и переместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономической теории часто называют границей производственных возможностей.

Рис. 2. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации)

Возможен ли переход с низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если на какое-то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лег перейти на более высокую кривую трансформации. На рисунке 3 показано соотношение между объемом накопления и уровнем текущего потребления у четырех разных стран (А, В, С, D), имеющих одну и ту же кривую трансформации. У страны А самый низкий из всех четырех стран объем накопления, а у страны D – самый высокий.

Рис. 3. Накопление и потребление в различных странах

С реализацией накопления, т. е. строительством новых производственных объектов, выпуском новых станков, машин и оборудования страны могут переместиться на более высокий уровень кривых трансформации, что будет означать экономический рост. В этом случае изменится и уровень потребления во всех странах (рис. 4).

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В.,

стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Экономическая теория». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений, политологов, журналистов и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория». Оно имеет следующую структуру: программа курса; тематика и требования к написанию контрольных работ; конспект лекций; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение – функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тема 1. Введение в экономическую теорию
1.1. Эволюция экономической мысли
1.2. Предмет экономической теории и ее функции
1.3. Основные методы и принципы экономического анализа
Тренировочные задания к теме 1
Тема 2. Собственность и предпринимательство
2.1. Развитие научных представлений о собственности
2.2. Типы, формы и виды собственности
2. 3. Сущность и формы предпринимательства
Тренировочные задания к теме 2
Тема 3. Общие проблемы экономического развития
3.1. Объективные условия и противоречия экономического развития
3.2. Ключевые вопросы экономики
3.3. Экономические системы
Тренировочные задания к теме 3
Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства
4.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
4.2. Причины возникновения и условия развития рынка
4.3. Структура и инфраструктура рынка
Тренировочные задания к теме 4
Тема 5. Механизм рыночной системы
5.1. Основы теории спроса и предложения
5.2. Понятие эластичности и ее виды
5.3. Место и роль конкуренции в рыночной системе
Тренировочные задания к теме 5
Тема 6. Частный сектор в экономике
6.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике
6.2. Поведение потребителя в рыночной экономике
6.3. Предприятие в рыночной экономике
Тренировочные задания к теме 6
Тема 7. Роль государства в современной экономике
7.1. Экономические функции государства
7.2. Сущность государственного регулирования экономики
7.3. Государство как хозяйствующий субъект
Тренировочные задания к теме 7
Тема 8. Национальная экономика: результаты и измерения
8.1. Мера экономического успеха в современных обществах
8.2. Система национальных счетов
8.3. Баланс народного хозяйства
Тренировочные задания к теме 8
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение
9.1. Проблемы частичного и общего равновесия
9.2. Модели макроэкономического развития
9.3. Совокупный спрос и совокупное предложение
Тренировочные задания к теме 9
Тема 10. Экономический рост и циклические колебания
10.1. Сущность и типы экономического роста
10.2. Модели экономического роста
10.3. Циклические колебания экономического роста
Тренировочные задания к теме 10
Тема 11. Особенности экономической политики государства
11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
11.4. Социальная политика
Тренировочные задания к теме 11
Тема 12. Теоретические основы региональной экономики
12.1. Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа
12.2. Проблемы классификации регионов
12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
12. 4 Прогнозирование регионального развития
Тренировочные задания к теме 12
Тема 13.Мировая экономика и мировая торговля
13.1. Мировое хозяйство: его содержание и структура
13. 2. Внешнеэкономическая политика государства
13. 3. Международная валютная система и валютный курс
Тренировочные задания к теме 13
Дополнительная информация
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература
Об авторе

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая теория, Конспект лекций, Шевчук Д.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.